Токарчук Роман Евгеньевич
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России
Чобитько Сергей Петрович
Краснодарский университет МВД России
(e-mail: [email protected])
Некоторые особенности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
В статье рассматриваются теоретические и практические основания необходимости использования в огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации норматива «Смена магазина из различных положений» для автомата Калашникова.
Ключевые слова: автомат Калашникова, огневая подготовка, курсант, норматив, смена магазина, патроны, боеприпасы.
R.E. Tokarchuk, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; S.P. Chobitko, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Some features of fire training of staff of law-enforcement bodies of the Russian Federation
The article deals with theoretical and practical foundations of the need for the use in fire training of law enforcement officials of the Russian Federation of the standart «Changing store from different positions» for the Kalashnikov assault rifle.
Key words: Kalashnikov assault rifle, fire preparation, cadet, standard, store change, cartridges, ammunition.
В системе нормативов по огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации отсутствует такой норматив, как «Смена магазина из различных положений» с автоматом Калашникова (далее - АК) [1; 2]. В результате сотрудники органов внутренних дел оказываются не подготовленными к смене магазина для продолжения ведения огня по вооруженным преступникам. В первое время это действие может занимать более 15 с стоя, а в положении лежа - до 50 с.
К задачам огневой подготовки сотрудников ОВД относятся приобретение знаний о материальной части оружия и боеприпасов, основах стрельбы, формирование необходимых умений, навыков ведения огня в различной обстановке и действий с оружием во время стрельбы. Для реализации данных задач выполняются нормативы по огневой подготовке.
Нормативы по огневой подготовке отрабатываются для закрепления и проверки знаний материальной части оружия, мер безопасности, приемов стрельбы. При обучении стрельбе из пистолета Макарова (далее - ПМ) выполняет-
ся норматив «Смена магазина из различных положений», предусматривающий ограниченную во времени смену магазина из положений стоя, с колена и лежа. Этот норматив способствует выработке навыка быстрой смены магазина в условиях огневого контакта с преступником, в том числе вооруженным. Он необходим для обеспечения быстрой изготовки оружия к стрельбе после того, как закончились боеприпасы в магазине.
Ручное стрелковое оружие, когда израсходованы патроны, на некоторое время, зависящее от навыков и умений по смене магазина конкретного сотрудника, становится простой «железкой». Оружие готово к использованию только тогда, когда оно заряжено магазином с боеприпасами. Соответственно, от скорости, с которой сотрудник сможет сменить магазин в своем оружии, зависит, как скоро он вновь станет вооруженным и сможет выполнять свою служебно-боевую задачу, защищать себя и других людей. По результатам исследования, проведенного В.В. Черных и Н.О. Николаевым, в ходе огневого контакта сотрудникам в среднем приходится менять магазин в 5,3% случаев [3].
178
Если служебные задачи предполагают непосредственное поражение преступника огнем, несение службы осуществляется с использованием АК, который является индивидуальным оружием и предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника [4, с. 117]. Опыт последних десятилетий в реализации практических задач ОВД указывает на то, что применение АК с частой сменой магазина -достаточно распространенное явление (захват террористами школы в г. Беслане 1-3 сентября 2004 г., попытка захвата г. Нальчика 13 октября 2005 г. [5], захват Дома печати в г. Грозном 4 декабря 2014 г. [6] и т.д.). Вооруженное сопротивление правоохранителей, которым были встречены боевики в г. Нальчике, позволило избежать захвата жизненно важных объектов города и существенно больших жертв среди жителей города и сотрудников ОВД.
От того, насколько эффективно сотрудники ОВД, несущие службу, смогут оказать первичное сопротивление террористам, занять оборону, вести постоянный прицельный огонь из автоматического оружия, зависит, удастся ли органам правопорядка переломить ситуацию в свою пользу и обезвредить преступников, вооруженных автоматическим оружием.
Службу с АК несут сотрудники самых различных подразделений полиции. Стандартный боекомплект АК включает 4 магазина и 120 патронов. Курс стрельб из АК предусматривает упражнение со сменой магазина. При этом в рамках подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к выполнению этого упражнения отсутствует норматив по смене магазина на время.
Иная ситуация в огневой подготовке с ПМ. В Курсе стрельб предусмотрено несколько упражнений по стрельбе из ПМ со сменой магазина, к ним переходят уже после практических тренировок по выполнению норматива огневой подготовки № 6 «Смена магазина из различных положений» с ПМ. Закономерно, что огневая подготовка в образовательных организациях МВД России должна предусматривать аналогичный норматив с АК.
Следует отметить, что отсутствие норматива «Смена магазина из различных положений» с АК в огневой подготовке ОВД России является историческим. Так, в Курсе стрельб 1998 г. (утвержден приказом МВД России от 28 августа 1998 г. № 524 «Об утверждении Курса стрельб из боевого ручного стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (КС-98)») норматив по смене магазина
отсутствовал не только в практических тренировках с АК, но и в нормативах по огневой подготовке с ПМ. Предусмотрены только четыре общих норматива (с ПМ, АК и СВД) по огневой подготовке: «Изготовка к стрельбе из различных положений»; «Неполная разборка оружия»; «Сборка оружия после неполной разборки»; «Снаряжение магазина патронами» [7]. В Наставлении по огневой подготовке (утверждено приказом МВД России от 11 сентября 2000 г. № 955 «Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации») к нормативам для ПМ добавляется «Разряжание оружия» и «Смена магазина», а к нормативам для АК - «Разряжание оружия» [8].
Отсутствие навыков смены магазина в АК из различных положений не соответствует целям и задачам огневой подготовки сотрудников ОВД. Добавление норматива «Смена магазина из различных положений» с АК обосновано теми же обстоятельствами, что и введение норматива № 6 для ПМ.
Опыт Международной конфедерации практической стрельбы, используемый в Российской Федерации при подготовке сотрудников ОВД, свидетельствует о том, что смене магазина из любых видов оружия уделяется большое внимание, т.к. при огневом контакте с вооруженными преступниками этот навык является крайне необходимым. Для стрелковых видов оружия выработаны удобные тактические приемы смены магазина в статическом положении и при перемещении, выявлены характерные ошибки и разработаны методы их устранения [9, с. 27-30, 185-200].
Таким образом, в соответствии с целями и задачами огневой подготовки в ОВД нормативы огневой подготовки с АК необходимо дополнить нормативом № 6 «Смена магазина из различных положений».
Рассмотрим условия и порядок выполнения этого норматива. Как и норматив № 6 для ПМ, норматив «Смена магазина из различных положений» с АК должен выполняться из различных положений. Для удобства восприятия и единообразного понимания следует разделить условия и порядок выполнения. Условия - это обстановка, «в которой происходит, протекает что-либо, основа, предпосылка чего-либо, наличие обстоятельств, предпосылок, способствующих чему-либо», а порядок - это «последовательность в деле, заранее обдуманный ход и действия» [10, с. 337], способ, «метод осуществления чего-либо, определенная последовательность в расположении, размещении, ходе чего-либо» [11, с. 929, 1399]. Объединение
179
в описании нормативов условий и порядка выполнения не способствует единообразному их пониманию [12, с. 148].
Условия должны исходить из того, что при стрельбе из АК у сотрудника закончились патроны в магазине, соответственно, магазин, пристегнутый к автомату, пуст, переводчик огня находится в нижнем положении, оружие - в положении для стрельбы с учетом требований мер безопасности, т.е. под углом 45° в безопасном направлении. Упражнение в процессе общего обучения должно выполняться со стандартным армейским подсумком для запасных магазинов АК, который располагается на поясном или брючном ремне. В подсумке, в соответствии со стандартным боекомплектом, должны находиться три запасных магазина, снаряженных одним учебным патроном каждый. Расположение в подсумке запасных магазинов, снаряженных патронами, должно быть по армейскому образцу -подавателями вниз, т.к. подобное положение снижает вероятность утраты боеприпасов и загрязнения патронов и магазина со стороны подавателя при передвижении в грязи. Пустой магазин, наоборот, должен укладываться подавателем вверх, чтобы при смене следующего магазина можно было определить, какие магазины в подсумке снаряженные, а какие пустые, а также количество оставшегося боезапаса. Порядок выполнения норматива должен предусматривать три положения: стоя, с колена и лежа.
На основании приведенных рассуждений предлагаем включить этот норматив в учебный процесс подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в следующем виде:
«Условия выполнения норматива: автомат в руках сотрудника под углом 45° в безопасном направлении; переводчик огня в нижнем положении; неснаряженный магазин присоединен к автомату; подсумок для магазинов находится на брючном ремне (снаряжении) сотрудника в удобном для него положении; автомат разряжен (патрон в патроннике отсутствует); три запасных магазина, снаряженных одним учебным патроном каждый, находятся в подсумке для магазинов подавателями вниз. Руководитель указывает цель, положение для стрельбы. Сотрудник занимает положение для стрельбы и докладывает о готовности, после чего руководитель подает команду «Огонь».
Порядок выполнения норматива: по команде «Огонь» сотрудник отсоединяет магазин от автомата; убирает (кладет) его в свободное отделение подсумка для магазинов подавателем вверх;
достает запасной магазин и присоединяет его к автомату; принимает положение для стрельбы; досылает учебный патрон в патронник и производит прицельный выстрел «вхолостую».
Допускается досылать патрон в патронник до принятия положения для стрельбы» [13, с. 166].
О необходимости норматива при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России свидетельствует проведенный нами эксперимент по его выполнению курсантами Крымского филиала Краснодарского университета МВД России. Цели данного эксперимента: определение требований к времени выполнения норматива из различных положений, выявление распространенных ошибок и выработка рекомендаций для облегчения и ускорения его выполнения.
Участниками эксперимента стали 110 курсантов 2-3 курсов (из них 20 девушек). После ознакомления с условиями нового норматива с интервалом 5-10 дней были проведены 3 занятия по выполнению данного норматива на время. Для удобства сбора и анализа статистических данных промежутками выполнения были выбраны временные периоды до 10 с, от 10 до 12 с, от 12 до 15 с и более 15 с.
В результате эксперимента были получены средние показатели времени выполнения данного норматива, выявлены основные ошибки и выработаны рекомендации по ускорению (сокращению времени) его выполнения.
1. При выполнении норматива из положения стоя на первой тренировке более 40% курсантов не уложились в 12 с, а уже на третьей их стало меньше (14%).
2. При выполнении норматива из всех положений отмечается существенное улучшение результата от тренировки к тренировке. В третий раз в 10 с уложились при выполнении норматива из положения стоя уже почти 50% курсантов, из положения с колена - 56,4% (норматив из положения с колена всегда выполнялся после выполнения его из положения стоя, поэтому закономерно, что хороших результатов больше), из положения лежа - 40%. При этом на первой тренировке при выполнении норматива из тех же положений для стрельбы в 10 с уложились 32,7%, 39,1% и 3,6% испытуемых соответственно. Число уложившихся в 10 с при выполнении норматива из положения лежа на третьей тренировке выросло более чем в 10 раз по отношению к первому опыту его выполнения.
3. Из раза в раз делались выводы о возможности сокращения времени выполнение норматива, в некоторых случаях курсанты на
180
следующей тренировке выполняли норматив в несколько раз быстрее. Так, в четырех случаях время выполнения норматива из положения лежа было сокращено в 3-5 раз. В этих случаях курсанты производили перезарядку левой рукой (были левшами или просто привыкли к тому, что при перезарядке рабочая рука - левая). Рекомендованное расположение подсумка под рабочую руку, т.е. не на правом, а на левом бедре, сразу улучшало результат в несколько раз, позволяя достигнуть среднестатистического результата. Переучивание этих курсантов смене магазина правой рукой потребовало бы больше времени и тренировок.
Следует подчеркнуть, что необходимость введения этого норматива в учебный процесс признали все курсанты, участвующие в эксперименте, а также присутствующие при его проведении. Испытуемые курсанты отметили существенное улучшение результатов уже после первых занятий. Некоторые после тренировок осуществляли смену магазина уже в течение 4-5 с, хотя это и были исключения.
При проведении эксперимента выявлены следующие ошибки:
1. Наиболее распространенной ошибкой (около 10% от общего числа выполнений норматива) стало укладывание пустого магазина в подсумок подавателем вниз. Подобное расположение пустого магазина может привести к тому, что после израсходования второго или третьего магазина при перезарядке будет сложно определить, какой магазин в подсумке снаряжен патронами, а какой пуст. Соответственно, эта ошибка может не только привести к увеличению времени на перезарядку, но и стать роковой при попытке зарядить автомат пустым магазином и возникновении у стрелка временного замешательства в связи с непониманием наступившего результата.
2. Изредка (3 случая за первую тренировку) имели место факты недосыла патрона в патронник при перезарядке, вызванного недостаточным отведением затворной рамы в крайнее
1. Нормативы по огневой подготовке. URL: http://mydocx.ru/5-22713.html (дата обращения: 20.04.2016).
2. Практикум по огневой подготовке. Калининград, 2012. URL: http://www.studfiles.ru/ preview/1730812/(дата обращения: 20.04.2016).
3. Черных В.В., Николаев Н.О. Влияние Международной конфедерации практической стрельбы IPSC (техника, тактика стрельбы, методика обучения обращению с оружием) на
заднее положение при досылании патрона в патронник.
3. Несколько раз (1-2% за одну тренировку) были допущены случаи падения как пустых, так и снаряженных магазинов. Пустые чаще всего выпадали из подсумка в положении лежа, а полные - в положении стоя или с колена по причине неточного попадания в окно ствольной коробки зацепом магазина или перехватывания магазина после извлечения из подсумка в более удобное для присоединения к автомату положение.
4. Сложности у курсантов на первой и второй тренировках вызывало быстрое присоединение магазина к автомату из-за перекоса и неточного попадания в окно ствольной коробки зацепом магазина в любом положении для стрельбы (5-10%).
5. При попытке уложить пустой магазин в отделение подсумка, имеющее собственную застежку, время выполнения норматива увеличивалось, т.к. застежка в более чем 50% подобных случаев препятствовала укладыванию магазина в подсумок.
Первый опыт выполнения норматива № 6 учащимися свидетельствует о том, что без его отработки они не готовы к качественному выполнению служебно-боевых задач при необходимости незамедлительной смены магазина. Проведенное исследование времени выполнения норматива позволяет предложить следующие временные условия его выполнения на оценку удовлетворительно: стоя -до 10 с, с колена - до 11 с, лежа -до 12 с. Уже на третьей тренировке в указанные временные рамки укладывалось около 50% испытуемых, следовательно, при ежемесячных тренировках через год все курсанты смогут выполнить норматив на оценку удовлетворительно.
Таким образом предлагаем ввести в учебный процесс образовательных организаций МВД России норматив «Смена магазина из различных положений» с АК в описанной нами форме и с указанным оценочным временем.
1. Standards for fire training. URL.: http://mydocx.ru/5-22713. html (date of access: 20.04.2016).
2. Workshop on fire preparation. Kaliningrad, 2012. URL: http://www.studfiles.ru/ preview/1730812/ (date of access: 20.04.2016).
3. Chernyh V.V., Nikolaev N.O. Influence of International Practical Shooting Confederation IPSC (technique, tactics of shooting, methods of teaching the use of weapons) on the development of fire training in law-enfocement bodies and
181
развитие огневой подготовки в органах внутренних дел и проблемы огневой подготовки сотрудников ОВД // Концепт. 2014. № 20. URL: http://e-koncept.ru/2014/14748.htm (дата обращения: 20.04.2016).
4. Садков А.Н., Медведев В.И., Палехин М.В. Огневая подготовка: учеб. пособие. Волгоград, 2008.
5. Сидорчик А. Последнее дело Басаева. Как Нальчик не покорился террористам. URL: http://www.aif.ru/society/history/poslednee_delo_ basaeva_kak_nalchik_ne_pokorilsya_terroristam (дата обращения: 20.04.2016).
6. URL: http://regnum.ru/news/1873058.html (дата обращения: 20.04.2016).
7. Об утверждении Курса стрельб из боевого ручного стрелнового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: приказ мВд России от 28 авг. 1998 г. № 524. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 сент. 2000 г. № 955. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Крючин В. Практическая стрельба: практ. руководство. Челябинск, 2006.
10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд., испр. и знач. умноженное по рукописи автора. СПб., 1882. Т. 3.
11. Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2000.
12. Токарчук Р.Е. Актуальные проблемы обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России нормативам по огневой подготовке с пистолетом Макарова // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. материалов Всерос. круглого стола, 30 июня 2016 г. Орел, 2016. С. 148-154.
13. Чобитько С.П. Об актуальности обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России нормативу по огневой подготовке с автоматом Калашникова «Смена магазина из различных положений» // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. материалов Всерос. круглого стола, 30 июня 2016 г. Орел, 2016. С. 163-168.
the problems of fire training of law enforcement officials // Concept. 2014. № 20. URL: http://e-koncept.ru/2014/14748.htm (date of access: 20.04.2016).
4. Sadkov A.N., Medvedev V.I., Palehin M.V. Fire training: study aid. Volgograd, 2008.
5. Sidorchik A. The last case of Basaev. How Nalchik didn't submit to the terrorists. URL: http:// www.aif.ru/society/history/poslednee_delo_ basaeva_kak_nalchik_ne_pokorilsya_terroristam (date of access: 20.04.2016).
6. URL: http://regnum.ru/news/1873058.html (date of access: 20.04.2016).
7. About the statement of a Course of firing practice from military person-portable boom weapon for the private and the commanding structure of law-enforcement bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Aug 28, 1998 № 524. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
8. About the adoption of Manual on fire preparation in law-enforcement bodies of the Russian Federation: order the Ministry of the InteriorofRussiad.d. Sept. 11,2000№955. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
9. Krutchin V. Practical shooting: practical guidance. Chelyabinsk, 2006.
10. Dal V.I. Explanatory dictionary of living great Russian language. 2nd ed., rev. and significantly multiplied by the author's manuscript. St. Petersburg, 1882. Vol. 3.
11. The Great dictionary of the Russian language / comp. and resp. ed. S.A. Kuznetsov. St. Petersburg, 2000.
12. Tokarchuk R.E. Actual problems of training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia regulations for fire training with the Makarov gun // Improvement of fire and tactical and special training for law enforcement officials: proc. of All-Rus. round table on June 30, 2016. Orel, 2016. P. 148-154.
13. Chobitko S.P. The relevance of training cadets and students of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia regulations on fire training with the Kalashnikov assault rifle «Changing store from different positions» // Improvement of fire and tactical and special training for law enforcement officials: proc. of All-Russian round table, June 30, 2016, Orel. 2016. P. 163-168.
182