Научная статья на тему 'Основные факторы, влияющие на выбор будущей профессии'

Основные факторы, влияющие на выбор будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1911
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ - ПЕРВОКУРСНИКИ / ФАКТОРЫ / PROFESSION / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SPECIALIZATION / FI RST - YEAR STUDENTS / FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Л. В., Толстоухова И. В.

В статье рассматривается профессиональная социализация как одна из форм социализации. Именно в вузе существуют механизмы социально-профессиональной идентификации и социализации. Целью статьи является выявление основных факторов, влияющих на выбор будущей профессии среди первокурсников. Для достижения данной цели был применен метод анкетного опроса. Определено, что при выборе профессии студенты в большей степени руководствуются расчетом, а субъективная ценность часто преломляется в оценках престижности профессии. На основании проведенного опроса и анализа его результатов выявлено, что определяющими факторами, влияющими на выбор профессии, для первокурсников становятся карьерный рост и заработная плата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Л. В., Толстоухова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS INFLUENCING ON THE CHOICE OF A FUTURE PROFESSION

The article considers professional socialization as one of the specifi c forms of socialization. It is at the University that there are mechanisms for social and professional identifi cation and socialization. The purpose of the article is to identify the main factors that aff ect the choice of future profession among fi rst-year students. To achieve this goal the questionnaire method was used. It is clear that when choosing a profession students are more guided by calculation, and the subjective value is often refracted in estimates of the prestige of the profession. Based on the survey and analysis of its results, it was revealed that career growth and salary are the determining factors aff ecting the choice of profession for fi rstyear students.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, влияющие на выбор будущей профессии»

DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.003 YAK 316.35 ББК 60.584

Л.В. ВАСИЛЬЕВА, И.В. ТОЛСТОУХОВА

L.V. VASILYEVA, I.V. TOLSTOUKHOVA

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

THE MAIN FACTORS INFLUENCING ON THE CHOICE OF A FUTURE PROFESSION

В статье рассматривается профессиональная социализация как одна из форм социализации. Именно в вузе существуют механизмы социально-профессиональной идентификации и социализации. Целью статьи является выявление основных факторов, влияющих на выбор будущей профессии среди первокурсников. Для достижения данной цели был применен метод анкетного опроса. Определено, что при выборе профессии студенты в большей степени руководствуются расчетом, а субъективная ценность часто преломляется в оценках престижности профессии. На основании проведенного опроса и анализа его результатов выявлено, что определяющими факторами, влияющими на выбор профессии, для первокурсников становятся карьерный рост и заработная плата.

The article considers professional socialization as one of the specific forms of socialization. It is at the University that there are mechanisms for social and professional identification and socialization. The purpose of the article is to identify the main factors that affect the choice of future profession among first-year students. To achieve this goal the questionnaire method was used. It is clear that when choosing a profession students are more guided by calculation, and the subjective value is often refracted in estimates of the prestige of the profession. Based on the survey and analysis of its results, it was revealed that career growth and salary are the determining factors affecting the choice of profession for first-year students.

Ключевые слова: профессия, профессиональное образование, профессиональная социализация, профессиональная специализация, студенты - первокурсники, факторы.

Key words: profession, professional education, professional socialization, professional specialization, first - year students, factors.

Введение. Тюменский индустриальный университет - это региональный многопрофильный и динамично развивающийся опорный вуз. Сегодня он является образовательным центром, где реализуются инновационные, научно-исследовательские и социальные направления деятельности.

Вуз представляет собой социальный институт, в котором, с одной стороны, создана инновационная образовательная среда, оказывающая влияние на качество профессиональной подготовки студентов. С другой стороны, способствует созданию необходимой платформы для успешного проведения процесса профессиональной социализации студентов [5, с. 26].

Одним из существенных вопросов, который возникает в жизни каждого человека, является выбор профессии, который сегодня актуален в связи с изменением экономической среды и состояния на рынке труда. Выпускникам образовательных учреждений всё труднее ориентироваться в пространстве мира профессий, и часто они стараются воспользоваться советом и опытом своих родителей. Однако следует напомнить, что выбор профессии - субъективное дело каждого человека, высшее проявление его независимости и ответственности [2]. Кроме того, современный мир профессий достаточно переменчив, а поэтому он должен стать предметом постоянного изучения. Именно через профессию можно реализовывать свои насущные потребности. При этом главное - ознакомиться со спецификой будущей сферы профессиональной деятельности, детально изучить требования, предъявляемые к работни-

ку, выявить соответствия индивидуальных особенностей личности к выбранной профессии. Все это позволит в дальнейшем обеспечить успешное преодоление возникающих трудностей на профессиональном пути, в частности, сложности адаптационного периода, возникновения психологических проблем, процесса профессионального выгорания.

Субъективное обстоятельство выбора профессии при всём разнообразии жизненных обстоятельств имеет некоторую совместную структуру и позволяет выделить узловые факторы социальной среды, оказывающих влияние на выбор профессии и проектирование профессионального будущего. Совершая выбор в профессии, каждый человек ищет такую профессиональную деятельность, которая позволит ему использовать имеющиеся знания и навыки, выражать свои установки и убеждения, принимать правильные решения [1, с. 3]. Профессиональный интерес и профессиональная стратегия студента во многом зависят от первого опыта «погружения в профессию». Делая профессиональный выбор, студент-первокурсник направляет все имеющиеся возможности на развитие интеллектуальных, образовательных и профессиональных ценностей.

В настоящее время актуализируются и приобретают важность для научного обобщения проблемы, связанные с изучением влияния факторов на процесс профессионального самоопределения молодых людей, прежде всего:

- уровень информированности о профессии;

- наличие уровня развития способностей и наклонностей для конкретной интересующей профессиональной сферы;

- престижность профессии;

- учет потребностей производства и рынка труда;

- навыки конструирования жизненной программы действий по достижению профессиональных целей.

Целью статьи является выявление основных факторов, влияющих на выбор будущей профессии среди первокурсников Тюменского индустриального университета.

Материалы и методы. Для оценки общего уровня удовлетворенности в выбранной специальности был использован метод анкетного опроса. Опросу подлежали студенты-первокурсники по специальностям «Прикладная математика и информатика (ПМИ)», «Разработка интеллектуальных систем (РИС)», «Информационные системы и технологии (ИСТН)», «Автоматизированные системы обработки информации и управления (АСОиУ)» Тюменского индустриального университета (ТИУ) в количестве 69 респондентов. Опрос проведен в феврале 2020 года. Выборочные результаты опроса представлены в данной статье.

Как считает Тихонова Е.В. [6, с. 29], студенты-первокурсники находятся на начальном этапе профессиональной социализации. Часто имеют поверхностные представления о выбранной профессии. Кроме того, сложно и противоречиво протекает их процесс первичной адаптации в образовательной среде вуза: увеличивающийся объем получаемых знаний, сложность освоения учебного материала, новая модель взаимодействия с однокурсниками и преподавателями. Современная личность перегружена информацией, но ей не всегда хватает времени для ее переработки в коммуникативном общении и активном дискурсном взаимодействии.

Результаты и обсуждение результатов. Масштабные темпы моделирующей трансформации системы высшего образования задают вектор перманентной модернизации и приращения знаний в процессе профессионального обучения. В связи с этим возникает необходимость в проектировании современных образовательных парадигм и обновления содержания обучения. Как правило, образовательное пространство вуза должно быть направлено на формирование личности студента. Общество нуждается в создании нового класса работников, для которого специализация будет заменяться многофункциональностью, креативностью, самореализацией.

Профессиональное представление следует рассматривать как индивидуально-своеобразную систему знаний, убеждений молодого человека, связываемых им с данной профессией. Так, В.Н. Обносов [3] отмечает, что «профессиональное представление - это совокупность имеющейся у субъекта информации о специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности».

В ходе исследования выявлено, что имеют представление о выбранной профессии (63%) и обязанностях, которые они будут выполнять в профессиональной деятельности (54%), около половины опрошенных проявляют стремление к расширению профессиональной зоны познания. К сожалению, большой процент респондентов имеют поверхностное представление о перспективах своей будущей профессии (рис. 1).

Рис. 1 Мнения респондентов об информированности профессии, %

На вопрос «Почему вы выбрали данную специальность?» ответы распределись следующим образом: эта профессия (специальность) дает возможность хорошо зарабатывать (41%); эта профессия (специальность) позволяет иметь интересную и разнообразную работу (36%); с этой профессией (специальностью) легко найти работу (28%); эта профессия имеет хорошие условия труда (25%); эта престижная специальность (20%) (рис. 2).

Рис. 2 Факторы выбора специальности/профессии, %

Из чего следует, что первокурсники наиболее значимым фактором при выборе будущей профессии считают заработную плату. Здесь нужно принимать во внимание возможность карьерного роста и престижность профессии. Важно помнить, что реализация выпускника вуза в профессиональной дея-

тельности осуществляется по разным направлениям: утверждение своего достоинства через качественное выполнение производственных задач, самореализация через поиск новых задач и смыслов, через труд, ориентированный на благо общества. Как правило, престижность профессии определяется содержательностью данного вида труда (долей творчества, интереса) и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные трудовые операции и не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж данных профессий. Престижность профессии определяется широтой разнообразия: условия труда, уровень зарплаты, возможность карьерного роста, проявление творчества, свободный график работы, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др. При выборе профессии студенты в большей степени руководствуются расчетом, а субъективная ценность часто преломляется в оценках престижности профессии [4]. Для большинства студентов выбор профессии и обучение в учреждениях высшего образования становятся делом рациональным, целенаправленным, соответствующим переменам в современном мире. При выборе будущей специальности студенты стремятся получить образование по наиболее престижной и популярной профессии на сегодняшний день и в будущем быть востребованными, высокооплачиваемыми специалистами.

В ходе исследования выяснилось, что наиболее престижные профессии, по мнению первокурсников, это:

- Специалисты в области информационных систем и технологий. Данная группа специалистов, создающая программное обеспечение, достаточно востребована в области цифрового эфирного вещания.

- Специалисты в области нанотехнологий. В современной России развитие и внедрение нанотехнологий обеспечивают рост спроса на подготовку специалистов-нанотехнологов во многих сферах: в машиностроении, космических технологиях, генной инженерии, пищевой промышленности, молекулярной медицине, биофармацевтических производствах.

Как показывает практика, в течение первого года после окончания учебного заведения трудоустраиваются 70% выпускников. Большая потребность в работниках отмечается в таких сферах, как строительство, здравоохранение, образование, обрабатывающие производства. К сожалению, заявленную потребность работодателей в силу демографических показателей не удается полностью удовлетворить за счет выпускников вуза.

На сегодняшний день регион обладает высококвалифицированным человеческим потенциалом и благоприятным инвестиционным климатом для реализации разнообразных инновационных проектов в промышленном секторе, что содействует повышению мобильности рабочей силы, дает импульс развития действующих и организации новых производств, способствует созданию модернизированных рабочих мест [7].

В связи с этим был задан вопрос «Как Вы относитесь к процессу совершенствования профессиональных знаний по направлению подготовки?». Результаты опроса оказались следующими: 2/3 респондентов (65%) проявили готовность к получению другой профессии; треть опрошенных будут работать по избранной профессии (29%); планируют открыть собственное дело (3%). Таким образом, представленные результаты свидетельствуют об осознанном выборе профессии и стремлении к профессиональному росту. Личные профессиональные планы большинства студентов, их способности и склонности учтены при выборе специальности.

Дополнительно был задан вопрос «Почему выбрали для обучения Тюменский индустриальный университет?». Полученные результаты дают основания заявлять, что большая часть абитуриентов избрала местом дальнейшего обучения Тюменский индустриальный университет в силу его престижности. Объединив в себе два крупных вуза (строительной и нефтегазовой сферы), он как опорный университет выполняет долгосрочную программу развития образовательного учреждения. Имеет достижения в реали-

зации новой образовательной модели, обеспечивающей практико-модульное обучение, которое предлагает производствам те ценности, в которых они нуждаются, чтобы перезапустить по-новому индустриализацию отрасли и, как следствие, отечественной экономики. В будущем, предполагается, Тюменский индустриальный университет станет научной базой в области профессиональной подготовки специалистов в регионе, и, проходя курс обучения в вузе, студенты пополнят состав экономически активного населения территории.

Выводы. Таким образом, со стороны студентов проявляется лояльное отношение к получению образования с налаженной системой профессиональной социализации. Мотивация получения высшего образования, выбора профессии и места учебы конкретизируется студентами при определении образа будущего места своей работы. Профессиональные установки студентов связаны с восприятием своих индивидуальных особенностей применительно к получаемой профессии: например, с ранней профессиональной специализацией на начальном периоде обучения в вузе и с профессиональной специализацией на старших курсах обучения перед выходом на рынок труда. Представления студентов о сфере будущей профессиональной деятельности находят свое отражение в рейтингах престижности профессий. В новых экономических условиях прослеживается динамика смещения внимания студентов с совершенствования в профессии на карьерный рост и заработную плату, которые становятся определяющими мотивами выбора предполагаемого места работы.

Литература

1. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Особенности процесса первичной профессиональной социализации студентов экономических специальностей учреждений высшего профессионального образования // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 98

2. Микаэлян Д.А. Влияние факторов социальной среды на выбор будущей профессии старшеклассником // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 1206-1210.

3. Обносов В.Н. Индивидуально-психологические особенности профессиональных представлений и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся // Новые исследования в психологии. 2012. № 2. С. 25-28.

4. Осипова Л.Б., Энвери Л.А. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4 (4). С. 106-109.

5. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация и профессионализация в системе высшего образования // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2012. № 4. С. 25-28.

6. Тихонова Е.В. Профессиональная социализация студентов в современном российском вузе // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2012 № 4. С.28-35.

7. Osipova L.B., Kolesnik E.A., Goreva Ol.M. The infrastructure support for the development of the youth sector in the regional labor market // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2018. Vol. 11. N 2. Pp. 175-191.

References

1. Kucherova M.N., Efimova G.Z., Zyuban E.V. Features of the process of primary professional socialization of students of economic specialties of institutions of higher professional education. Internet-zhurnal Naukovedenie [Online journal of science studies]. 2014. N 5 (24), p. 98 (in Russian).

2. Mikaelyan D.A. Influence of social environment factors on the choice of a future profession by a high school student. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal Koncept [Scientific and methodological electronic journal Concept]. 2014. Vol. 20, pp. 1206-1210 (in Russian).

3. Obnosov V.N. Individual psychological features of professional representations and their influence on professional self -determination of students. Novye issle-dovaniya v psihologii [New research in psychology]. 2012. N 2, p. 25-28 (in Russian).

4. Osipova L.B., Enveri L.A. Life strategies of modern youth. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Vestnik Vyatka State Humanitarian University]. 2012. N 4 (4), p. 104-109 (in Russian).

5. Razuvaev S.G. Professional socialization and professionalization in the system of higher education. ALMA MATER (Vestnik vysshej shkoly) [ALMA MATER (Bulletin of the higher school)]. 2012. N 4, p. 25-28 (in Russian).

6. Tikhonova E.V. Professional socialization of students in a modern Russian University. ALMA MATER (Vestnik vysshej shkoly) [ALMA MATER (Bulletin of the higher school)]. 2012. N 4, p. 28-35 (in Russian).

7. Osipova L.B., Kolesnik E.A., Goreva Ol.M. The infrastructure support for the development of the youth sector in the regional labor market // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2018. Vol. 11. N 2, p. 175-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.