Научная статья на тему 'Динамика представлений о будущей профессии у студентов деонтологического профиля подготовки в период обучения в вузе'

Динамика представлений о будущей профессии у студентов деонтологического профиля подготовки в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ / СТУДЕНТЫ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / IDEAS ABOUT THE FUTURE PROFESSION / STUDENTS / DEONTOLOGICAL PROFILE OF TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канина Н. А., Григорьева Е. В., Хакимова Н. Р., Терпугова О. В., Терентьев Д. С.

Введение. Статья посвящена проблеме формирования и изменения представлений о профессии в условиях подготовки в вузе. Показаны особенности динамики представлений студенческой молодежи о будущей профессии в период обучения в вузе на примере социально-психологического института Кемеровского государственного университета. Методология. Исследование проведено на основе метода опроса, контент-анализа сочинений и сравнительного анализа полученных эмпирических данных. Результаты. Подтверждено предположение о наличии особенностей динамики представлений студентов деонтологического профиля о будущей профессии во время обучения в вузе, связанных с направлением их подготовки. Заключение. Полученные результаты могут послужить основой для организации профориентационной работы со студентами вуза с целью формирования конструктивных представлений об их будущей профессии. При планировании такой работы следует уделить внимание новым и практико-ориентированным направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF IDEAS ABOUT THE FUTURE PROFESSION AMONG STUDENTS OF THE DEONTOLOGICAL PROFILE OF TRAINING DURING THE PERIOD OF STUDY AT A UNIVERSITY

Introduction. The article is devoted to the problem of the formation and change of ideas about the profession in terms of training at a university. The features of the dynamics of the perceptions of students about a future profession during their studying at the university are shown on the example of the Social Psychological Institute of Kemerovo State University. Methodology. The study was conducted on the basis of the survey method, content analysis of essays and comparative analysis of the obtained empirical data. Results. The assumption that there are characteristics of the dynamics of representations of students of a deontological profile about the future profession during their studies at the university, related to the direction of their preparation is confirmed. Conclusion. The results can serve as the basis for organizing career guidance work with students in the context of studying at a university with the aim of forming constructive ideas about the future profession. When planning such kind of work, attention should be paid to new practice-oriented areas of training.

Текст научной работы на тему «Динамика представлений о будущей профессии у студентов деонтологического профиля подготовки в период обучения в вузе»

3. Ivanov M. S., Yanitskiy M. S. Obrazovanie v postmodernistskom obshchestve: problemy i penspektivy [Education in postmodernist society: problems and prospects]. Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 9, pp. 78-84. (In Russian).

4. Ivanova N. L. Social'naya identichnost' v razlichnyh sociokul'turnyh usloviyah [Social identity in different socio-cultural conditions]. Voprosy Psychologii, 2004, no. 4, pp. 65-76. (In Russian).

5. Corneli J., Danoff Ch. Paragogika: sinergiya samostoyatel'noj i organizovannoj uchebnoj deyatel'nosti [Paragogic: synergy and self-organized academic activities]. Available at: https://cyberleninka.ru (In Russian).

6. Kuhn M., Mcpartland T. Empiricheskoe issledovanie ustanovok lichnosti na sebya [An empirical investigation of self-attitudes]. Modern Social Psychology. Ed. G. M. Andreeva et al. Moscow, 1984, pp. 180-187. (In Russian).

7. Kuprina A.V. Sociokul'turnoe razvitie studentov pod vliyaniem kuratorskoj deyatel'nosti [Socio-cultural development of students under the influence of curatorial activity]. Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 5, pp. 188. (In Russian).

8. Lazarev V. S., Konoplina N. V. Deyatel'nostnyj podhod k proektirovaniyu celej pedagogicheskogo obrazovaniya [Active approach to designing the goals of teacher education]. Pedagogy, 1999, no. 6, pp. 12-18. (In Russian).

9. Ozerina A. A. Issledovanie soderzhaniya professional'noj identichnosti studentov bakalavriata [Study of the content of professional identity of undergraduate students]. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2012, no. 1, pp. 115-119. (In Russian).

10. Ozerina A. A. Razrabotka oprosnika diagnostiki professional'noj identichnosti studentov [Development of a student professional identity diagnostic questionnaire]. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2011, no. 2 (15), pp. 15-22. (In Russian).

11. Povarionkov Yu. P. Psihologicheskaya harakteristika professional'noj identichnosti sub'ekta truda [Psychological characteristics of professional identity of the subject of work]. Bulletin of Kostroma state University. N. A. Nekrasova. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile. Sotsiogenetiki, 2014, vol. 20, no. 3, pp. 9-16. (In Russian).

12. Rifkin Dzh. Tret'ya promyshlennaya revolyutsiya: Kak gorizontal'nyye vzaimodeystviya menyayut energetiku, ekonomiku i mir v tselom [The Third Industrial Revolution How Lateral Power Is Transforming Energy, the Economy, and the World]. Moscow, 2014, 410 p. (In Russian).

13. Rumyantsev T. V. Psihologicheskoe konsul'tirovanie: diagnostika otnoshenij v pare [Psychological counselling: diagnostics of couple relationships]. St. Petersburg, 2006, pp. 82-103. (In Russian).

14. Fedotova N. N. Koncepcii identichnosti v usloviyah nelinejnoj sociokul'turnoj dinamiki [The Conceptions of Identity in the Context of Nonlinear Socio-cultural Dynamics]. Knowledge. Understanding. Skill, 2013, no. 2, pp. 52-62. (In Russian).

15. Shutova O. I. Dinamika vzaimosvyazi sformirovannosti professional'noj identichnosti i sub»ektivnogo otnosheniya k osvaivaemym kompetenciyam predstavitelej pomogayushchih professij [Dynamics of interrelation of formation of professional identity and subjective attitude to mastered competences of representatives of helping professions]. Izvestia of the Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 235-240. (In Russian).

16. Erikson Erik H. Identichnost': yunost' i krizis [Identity, youth and crisis]. Moscow, 2006, 342 p. (In Russian).

17. Yanitskiy M. S. Regional'nyj universitet: global'nye vyzovy i problemy vybora vektora razvitiya [Regional University: Global Challenges and Problems of the Choice of the Vector of Development]. Siberian Pedagogical Journal, 2018, no. 5, pp. 7-17. (In Russian).

18. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Braun O. A., Pelekh Yu. V, Maslova O. V., Sokolskaya M. V., Sanzhaeva R. D., Monsonova A. R., Bagbaeva S. B. Neyaskina Yu. Yu, Kadyrov R. V., Kapustina T. V. Regional'nyj universitet: global'nye vyzovy i problemy vybora vektora razvitiya [Identity as a dynamic hierarchical system: social and cultural context of formation]. Bulletin of Kemerovo State University, 2018, no. 2, pp. 131-140. (In Russian).

ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

DYNAMICS OF IDEAS ABOUT THE FUTURE PROFESSION AMONG STUDENTS OF THE DEONTOLOGICAL PROFILE OF TRAINING DURING THE PERIOD OF STUDY AT A UNIVERSITY

Введение. Статья посвящена проблеме формирования и изменения представлений о профессии в условиях подготовки в вузе. Показаны особенности динамики представлений студенческой молодежи о будущей профессии в период обучения в вузе на примере социально-психологического института Кемеровского государственного университета.

Методология. Исследование проведено на основе метода опроса, контент-анализа сочинений и сравнительного анализа полученных эмпирических данных.

УДК/UDC 378

Н. А. Канина, Е. В. Григорьева, Н. Р. Хакимова, О. В. Терпугова, Д. С. Терентьев

N. Kanina, E. Grigoryeva, N. Khakimova, O. Terpugova, D. Terentyev

Результаты. Подтверждено предположение о наличии особенностей динамики представлений студентов деонтологического профиля о будущей профессии во время обучения в вузе, связанных с направлением их подготовки.

Заключение. Полученные результаты могут послужить основой для организации профори-ентационной работы со студентами вуза с целью формирования конструктивных представлений об их будущей профессии. При планировании такой работы следует уделить внимание новым и практико-ориентированным направлениям подготовки.

Introduction. The article is devoted to the problem of the formation and change of ideas about the profession in terms of training at a university. The features of the dynamics of the perceptions of students about a future profession during their studying at the university are shown on the example of the Social Psychological Institute of Kemerovo State University.

Methodology. The study was conducted on the basis of the survey method, content analysis of essays and comparative analysis of the obtained empirical data.

Results. The assumption that there are characteristics of the dynamics of representations of students of a deontological profile about the future profession during their studies at the university, related to the direction of their preparation is confirmed.

Conclusion. The results can serve as the basis for organizing career guidance work with students in the context of studying at a university with the aim of forming constructive ideas about the future profession. When planning such kind of work, attention should be paid to new practice-oriented areas of training.

Ключевые слова: представления о будущей профессии, студенты, деонтологический профиль подготовки.

Keywords: ideas about the future profession, students, deontological profile of training.

Введение

Представления о будущей профессиональной деятельности традиционно исследуются в отечественной психологии в контексте проблем профессионализации, профессионального самоопределения и развития, прежде всего в юношеском возрасте, на этапе получения профессионального образования. Современные исследователи проблем профессионального становления будущих специалистов во время обучения в вузе обозначают ряд тревожных тенденций, таких как депрофессионализация молодых людей, снижение у них социальных характеристик труда, падение интереса к определенным сферам профессиональной деятельности [5; 18]. Дискутируется вопрос нетождества профессии и специальности, что проявляется уже в системе профессионального образования и, в целом, в процессе развития профессионального сознания и профессиональной картины мира [17]. Внимание специалистов обращено к проблемным аспектам формирования профессиональной идентичности в период обучения в вузе [2; 4]. Подчеркнем, что адекватные представления субъекта о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом собственных интересов, желаний и способностей, что невозможно без формирования у студентов представлений о будущей профессии и без изучения данной проблемы [13; 14].

В научной литературе прослеживается взаимосвязь категорий «социальное представление», «представление о профессии», «образ профессии» [6; 7; 12; 15]. Мы исходим из утверждения, что образ профессии является частью представлений о профессиональной деятельности, и вслед за В. Н. Обносовым понимаем под представлением о профессии динамичное информационное образование, структура, содержание и регуляторные функции которого определяются его целевым назначением [9; 10].

Вопрос структурирования представлений о профессии с целью их изучения решался исследователями на основе их исходной методологии [6; 11; 12; 15]. Так, К. А. Володина, опираясь на работы А. И. Донцова и Г М. Белокрыловой, структурирует систему представлений о профессиональной деятельности на две подсистемы — предметную и субъектную. Предметная подсистема концентрирована на содержательной стороне деятельности специалиста и включает в себя представления о целях, предмете, средствах профессиональной деятельности. Субъектная подсистема содержит представления о специалисте как субъекте профессиональной деятельности — мотивы деятельности, профессионально важные качества, эмоциональное отношение к профессии [6].

Анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме выявил противоречие между ростом социальной значимости формирования адекватных представлений студентов о будущей профессиональной деятельности и недостаточной изученностью психологических аспектов этого процесса, в том числе динамических. Так, В. Н. Обносов пишет, что в процессе обучения в вузе внимание субъектов образования акцентировано на результативных сторонах деятельности в ущерб анализу психологических предпосылок, определяющих данную результативность. По мнению автора, представления о будущей профессии являются одним из новообразований, которые, формируясь под влиянием деятельности, начинают определять ее развитие [9; 10].

Обзор литературы также подтверждает необходимость своевременной педагогической коррекции представлений студентов о профессии и нежелательность их стихийного развития, так как это ведет к формированию узких, ограниченных рамками актуальной ситуации моделей будущей профессии, мешающих дальнейшему профессиональному росту молодых людей [8; 10; 11]. Психологическое и педагогическое сопровождение формирования и изменений представлений о профессии реализуется как в учебном процессе, так в профориентационной работе в вузе.

Подводя итог теоретическому обоснованию исследуемой проблемы, подчеркнем, что, по нашему мнению, особое значение процесс формирования и коррекции представлений о профессии имеет у будущих специалистов деонтологического статуса. Обучение и подготовка к профессиональной деятельности, ядром которой являются этические аспекты взаимодействия, предполагают оформление деонтологического менталитета будущих специалистов [1; 12; 19]. Субъектные и предметные подсистемы представлений о будущей профессии студентов деонтологического профиля и аспекты изменений этих подсистем стали предметом нашего эмпирического исследования.

Методология

Исследование с целью выявления особенностей динамики представлений студентов деонтологического профиля подготовки о будущей профессии в период обучения в вузе было проведено в 2018 г. на базе социально-психологического института Кемеровского государственного университета (КемГУ). Методологической основой исследования выступили принципы динамического подхода и положения теории С. Московичи, а также ряд теоретических и эмпирических разработок, изложенных в работах И. Б. Бовиной, К. А. Володиной, В. Н. Обносова, Е. И. Рогова [3; 6; 10; 13; 16]. В исследовании проверялось предположение о том, что динамика представлений студентов деонтологического профиля о будущей профессии в период обучения в вузе связана со спецификой направления их подготовки. В исследовании приняли участие 100 студентов первого и четвертого курсов разных направлений подготовки: психология (П), клиническая психология (КП), специальное дефектологическое образование (СДО), организация работы с молодежью (ОРМ).

Методами исследования выступили: анкетный опрос, мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия», метод анализа документов — контент-анализ, метод математической статистики — сравнительный анализ с расчетом Ё-критерия Стьюдента.

Анкетный опрос проводился с помощью самостоятельно разработанной анкеты на основе материалов К. А. Володиной, Е. Ф. Платаш, В. Н. Обносова [6; 9; 11]. Вопросы носили как открытый, так и закрытый характер, в том числе вопросы, предполагающие субъективное оценивание по заданной шкале. Композиция анкеты состояла из нескольких блоков вопросов: социально-демографические данные; об опыте работы; о трудовой мотивации; о профессиональных качествах, цели, обязанностях, объекте, средствах труда; блок востребованности профессии и блок ассоциаций о профессии. Анкетный опрос проводился при помощи распечатанных бланков в режиме реального времени. Мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия» респонденты писали в произвольном стиле. Объемы сочинения не были заданы, время написания не ограничивалось.

Метод контент-анализа использовался для обработки полученных в опросе и сочинении данных. В нашем исследовании основной задачей контент-анализа было выявить содержание компонентов представлений студентов о будущей профессии. Объектом контент-анализа стали тексты сочинений студентов на тему «Моя будущая профессия» и ответов на открытые вопросы анкеты «Представления о будущей профессии», касающиеся обязанностей и профессионально важных качеств специалиста, цели и средств труда. Качественными единицами контент-анализа являлись категории, относящиеся к субъектной и предметной подсистемам представлений о профессии. Индикаторами категорий контент-анализа выступили профессионально важные качества личности, цель деятельности, средства и объект труда, учреждения будущего трудоустройства,

предполагаемая должность. Количественными единицами контент-анализа считались сочинения и ответы на вопрос как единицы контекста. Единицами счета стал сплошной подсчет частоты упоминаний индикаторов категорий.

Для вторичной обработки полученных результатов исследования использовался метод сравнительного анализа — Ё-критерий Стьюдента, позволяющий определить статистическую значимость различий средних величин.

Результаты

В проведенном исследовании были выявлены содержательные характеристики предметной (цель, предмет, средства) и субъектной подсистем (мотивы, профессионально-важные качества] представлений о будущей профессии, а также динамические характеристики в представлениях студентов деонтологического профиля с учетом их направлений подготовки.

Для выявления динамики представлений, которая проявляется как в количественных, так и в качественных изменениях, проанализировано общее число упоминаний индикаторов категорий, относящихся к предметной и субъектной подсистемам представлений студентов о будущей профессии (табл. 1). Полученные результаты отражают количественные изменения по отдельным компонентам представлений в динамике от 1-го к 4-му курсу обучения.

Таблица 1

Частота встречаемости индикаторов категорий в подсистемах представлений студентов о будущей профессии

Компоненты представлений* ОРМ СДО П КП

1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

Контент-анализ мини-сочинений

Цель профессиональной деятельности 3 3 3 2 4 8 5 7

Объект профессиональной деятельности 3 0 7 4 4 7 4 4

Средства профессиональной деятельности 0 1 1 3 3 10 0 2

Будущая должность 0 1 6 5 3 3 4 6

Учреждения будущего трудоустройства 1 1 0 0 0 6 6 5

Мотивы профессиональной деятельности 2 1 2 3 2 7 7 9

Профессионально важные качества специалистов 0 0 1 0 6 8 0 3

Способности личности 0 0 1 0 0 3 0 1

Эмоциональное отношение к профессии 1 2 9 4 5 8 12 7

Планы трудоустройства по профессии 2 6 4 6 3 11 7 9

Контент-анализ ответов на открытые вопросы анкеты

Цель профессиональной деятельности 8 8 11 8 16 15 14 17

Средства профессиональной деятельности 5 3 12 18 21 39 26 29

Профессиональные обязанности 8 5 10 16 27 42 21 21

Профессионально важные качества специалистов 40 30 31 34 52 57 47 54

*ОРМ — организация работы с молодежью; СДО — специальное дефектологическое образование; П — психология; КП — клиническая психология.

В результате исследования были выявлены качественные изменения в динамике представлений, а именно содержательных характеристик отдельных компонентов представлений о будущей профессии студентов разных направлений подготовки (табл. 2-5).

В представлениях о профессии у студентов направления «Организация работы с молодежью» (табл. 2) цель профессиональной деятельности чаще всего обозначается как «организация досуга молодежи» (старшекурсники добавляют реализацию молодежных проектов). Цель и мотивы деятельности в представлениях первокурсников приближены к профессии («организовывать различные мероприятия», «хотелось бы творческую профессию»), а у старшекурсников несколько смещены в сферу гедонизма («получать удовольствие и приличную зарплату», «получать удовольствие от работы»). Представления о средствах деятельности мало наполнены конкретикой (студенты либо не знают о средствах труда, либо отрицают их необходимость). Среди профессионально важных качеств организаторов работы с молодежью первокурсники чаще всего называют: коммуникабельность, креативность, мобильность, ответственность, организованность, самостоятельность, а в представлениях старшекурсников фигурируют: коммуникабельность, доброта и стрес-соустойчивость. В качестве объекта деятельности первокурсники видят людей, а старшекурсники вообще не упоминают объект профессиональной деятельности. Представления о профессиональных обязанностях достаточно узки, остаются без динамики в процессе профессионального обучения. Эмоциональное отношение к будущей профессии в представлениях практически не определяется, однако по результатам анкетирования получены данные, в которых отмечается желание работать по специальности только у 20 % студентов направления «Организация работы с молодежью» (как первого, так и четвертого курса), 80 % студентов первого курса пока не определились с желанием работать по специальности 30 % старшекурсников, не определившихся с выбором профессии, у 50 % студентов отсутствует желание работать по специальности.

Результаты анкетирования, предполагающего балльное оценивание, исследовались посредством сравнительного анализа с расчетом Ё-критерия Стьюдента. Значимые различия представлений были выявлены у студентов направления ОРМ по отдельным содержательным характеристикам. Студенты 1-го курса представляют будущую профессию достоверно более сложной, чем студенты 4-го курса (р =0,05). Представления о средствах труда у первокурсников в балльных оценках значимо выше, чем у старшекурсников (р =0,05).

Таким образом, в период обучения в вузе представления о будущей профессии у студентов направления «Организация работы с молодежью» характеризуются в целом скупостью индикаторов и вялостью динамических проявлений. Динамика представлений студентов направления «Организация работы с молодежью» имеет стертый, невыраженный характер. Формирование системы представлений о профессии у данных студентов не завершено. В предметной подсистеме студенты данного направления имеют представление о цели деятельности, в субъектной — о планах будущего трудоустройства, но не по профессии. В динамике представлений наблюдается усиление к 4-му курсу гедонистических настроений, отсутствие конкретизации представлений о средствах профессиональной деятельности, профессиональных обязанностях, учреждениях будущего трудоустройства.

В представлениях студентов направления «Специальное дефектологическое образование» (табл. 3) объект профессии у первокурсников более универсален («дети», «дети и взрослые»), а у старшекурсников уже со спецификой («дети с речевым дефектом», «пациент», «дети дошкольного или младшего школьного возраста»). К 4-му курсу отмечается усиление профессионализации цели деятельности («коррекция речевых расстройств»), спектра обязанностей («диагностическое обследование», «консультирование») и средств труда («логопедические зонды, шпатели», «развивающие игры, методики»). Средства труда фигурируют преимущественно в представлениях выпускников. Зато у первокурсников чаще встречается индикатор представлений о будущей должности («логопед», «дефектолог-логопед»). Мотивы и специальные способности будущего специалиста в представлениях студентов направления дефектологического образования ярко не выделены. Представления старшекурсников о профессионально важных качествах становятся более разнообразными, по сравнению с первокурсниками. Базовым качеством студенты направления СДО называют любовь к детям. В представлениях студентов 1-го курса также выделяются «терпеливость», «умение находить подход», а у старшекурсников — «ответственность», «трудолюбие», «внимательность», «коммуникабельность», «стрессоустойчивость», то есть выделяется положительное эмоциональное отношение к профессии («моя профессия полезна, востребована, инте-

Таблица 2

Компоненты представлений студентов направления «Организация работы с молодежью» по результатам контент-анализа

Предметная подсистема представлений о будущей профессии Субъектная подсистема представлений о будущей профессии

Компоненты Частота встречаемости Компоненты Частота встречаемости

1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

Цель профессиональной деятельности Мотивы профессиональной деятельности

Быть профессионалом в своем деле 0 1 Удовольствие от работы 0 1

Получать удовольствие и приличную зарплату 0 2 Заработать крупную сумму 1 0

Организовывать различные мероприятия 3 0 Творческая профессия 1 0

Организация досуга молодежи 4 3

Реализация молодежных проектов 0 2

Объект профессиональной деятельности Профессионально важные качества

Люди 3 0 Креативность 5 2

Профессиональные обязанности Мобильность 3 1

Организация мероприятий 3 2 Ответственность 5 3

Консультирование молодежи 2 0 Доброта 0 3

Работа с людьми 1 1 Коммуникабельность 6 6

Организованность 3 2

Должность Способности личности

Преподаватель 0 1 Грамотная речь 2 2

Средства профессиональной деятельности Эмоциональное отношение к профессии

Хорошее рабочее место 0 1 Интересная 0 1

Увлекательная 0 1

Творческая 1 0

ресна»), что подтверждается результатами анкетирования, согласно которым отмечается достаточно высокая мотивация к профессиональной деятельности. По полученным данным, 67 % первокурсников хотят работать по специальности (33 % — пока не определились), 40 % старшекурсников также хотят работать по специальности, 10 % — не хотят, 50 % — не определились.

Таким образом, динамика представлений о будущей профессии у студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» проявляется в постепенном оформлении системы представлений о профессии логопеда-дефектолога. В предметной подсистеме представлений уточняется цель профессиональной деятельности, объект обретает специфику. Средства труда, обязанности специалиста к 4-му курсу обретают конкретику. В субъектной подсистеме представлений сформировано положительное отношение к профессии, а представления о профессионально важных качествах логопеда-дефектолога становятся более разнообразными.

Представления студентов направления «Психология» о будущей профессии, содержательные характеристики которых предлагаются в таблице 4, акцентированы на цели («помощь людям»), объекте («люди») и средствах труда («навыки консультирования», «тесты»), профессионально важных качествах, эмоциональном отношении к профессии. При этом к 4-му курсу обучения очевидно расширение и профессионализация представлений о целях и средствах профессиональной деятельности. В представлениях о цели профессиональной деятельности у старшекурсников, кроме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«помощи людям», появляется «помощь человеку», «решение определенных проблем», «улучшение качества жизни населения», «помощь в адаптации людей», «развитие психологии в стране», что отражает профессионализацию и гуманизацию представлений. Старшекурсники видят цель, в том числе, в повышении психологической культуры населения («нести в массы психологические знания»). Существенно расширяется, а также конкретизируется к 4-му курсу спектр представлений об обязанностях психолога. Если первокурсники обязанностью видят универсальную «психологическую помощь и поддержку», а конкретизируют их в «диагностике» и «консультировании», то старшекурсники, избегая абстрактных обязанностей, чаще выделяют все те же диагностику и консультирование и добавляют психокоррекцию, терапию, проведение тренингов, составление отчетности. Подобная картина наблюдается и в отношении представлений первокурсников и старшекурсников направления «Психология» о средствах профессиональной деятельности, которые значительно расширяются к старшим курсам. В представлениях о профессионально важных качествах психолога по числу индикаторов различий не выявлено, однако представления выпускников становятся более профессионально зрелыми. Так, студенты 4-го курса в отличие от первокурсников выделяют «критичность мышления», «гибкость мышления», «личностную зрелость», «компетентность», «умение слушать», а также чаще упоминают «эмпатию», «рефлексию» и «стрессоустойчи-вость». Также к старшим курсам наблюдается динамика эмоционального отношения к профессии, представления становятся более целостными, разносторонними: профессия обозначается как «интересная», «энергозатратная», «необходимая», «плохо оплачиваемая», «ответственная» и другое, что ведет к осознанным планам большинства выпускников работать по специальности. По результатам нашего исследования, 79 % первокурсников направления «Психология» хотят работать по специальности, 21 % — пока не определились; 56 % старшекурсников хотят работать по специальности, 44 % — пока не определились. Отсутствуют ответы студентов, которые не хотят работать по специальности, что говорит о высокой мотивации к профессиональной деятельности.

Таким образом, динамика представлений о профессии «психолог» у студентов направления «Психология» носит выраженный характер за счет как количественных, так и качественных изменений. Система представлений о будущей профессии прежде всего качественно меняется от первого курса к последнему.

Предметная подсистема представлений — цель и объект деятельности, обязанности специалиста приобретают гуманистическую окраску, подчеркивают социальную значимость и направленность труда психолога. Представления о средствах труда, возможных должностях, учреждениях трудоустройства профессионализируются и конкретизируются.

В субъектной подсистеме представлений расширяется и ранжируется спектр профессионально важных качеств психолога, представления о них становятся более зрелыми. В целом представления студентов-психологов к 4-му курсу отличает целостность, наполненность содержанием. Динамика эмоционального отношения к профессии отражает разносторонний взгляд на будущую профессию и ведет к осознанным планам большинства выпускников работать по специальности.

Динамика представлений студентов о будущей профессии специальности «Клиническая психология», по результатам исследования, сходна с динамикой представлений студентов направления «Психология». Представления старшекурсников специальности «Клиническая психология» становятся более содержательными, профессионально направленными (табл. 5). Так, первокурсники и старшекурсники выделяют в качестве цели профессиональной деятельности — «помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию», «работу с людьми для сохранения их психического здоровья», но в представлениях старшекурсников уже появляются такие цели, как «избавление от страданий», «дать клиентам навык самопомощи» и др. Представления старшекурсников о профессиональных обязанностях конкретизируются («реабилитация», «профилактика», «психодиагностика»), а к 4-му курсу в системе представлений о профессионально важных качествах клинического психолога ведущие позиции занимают «эмпатия», «коммуникабельность», «доброта», «толерантность», «компетентность», «альтруизм». Среди мотивов профессиональной деятельности будущих клинических психологов в представлениях студентов фигурируют: «делать людей счастливыми», «высокий доход», «полезность обществу», «узнавать разные жизненные истории», «помогать людям принять себя какие они есть», «хочу помогать людям», «изучение интересных случаев», «научиться лучше разбираться в людях». Также стоит отметить конкретизацию представлений о будущей должности («психолог», «клинический психолог»), эмоциональное отношение к профессии («интересная», «ответственная», «важная», «сложная», «полезная»), планы работать по избранной специальности.

Таблица 3

Компоненты представлений студентов направления «Специальное дефектологическое образование» по результатам контент-анализа

Предметная подсистема представлений о будущей профессии Субъектная подсистема представлений о будущей профессии

Компоненты Частота встречаемости Компоненты Частота встречаемости

1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

1. Цель профессиональной деятельности 1. Мотивы профессиональной деятельности

Помощь в правильном освоении речи 1 1 Помощь детям 0 2

Устранение дефекта речи 2 1

Исправление речи ребенка 6 2 Взаимоотношения с детьми 0 1

Коррекция речевых расстройств 2 3

Оказание профессиональной помощи 0 2 Повышение квалификации 1 0

Достижение высокого профессионализма 0 1 Работа с разными людьми 1 0

2. Объект профессиональной деятельности 2. Профессионально важные качества

Дети с речевыми дефектами 0 1 Любовь к детям 6 6

Пациент 0 1 Ответственность 2 4

Трудолюбие 0 4

Дети 6 1 Терпеливость 9 6

Общительность 3 3

Дети и взрослые 2 0 Доброжелательность 1 2

Стрессоустойчивость 1 3

Дети дошкольного и младшего школьного возраста 0 1 Внимательность 0 3

Умение находить подход 6 1

3. Должность 3. Способности личности

Логопед 3 2 Индикатор отсутствует - -

Дефектолог 1 1

Дефектолог-логопед 2 1

Учитель-логопед 0 1

4. Средства профессиональной деятельности 4. Эмоциональное отношение к профессии

Рекомендации 0 1 Тяжелая 2 0

Курс логопедических занятий 0 2 Моя профессия интересна 2 1

Инструменты для артикуляции 3 0 Много положительных эмоций 0 1

Развивающие игры 0 2

Логопедические зонды 3 4

Методики 0 3 Моя профессия полезна 2 1

Пособия 1 5

Таблица 4

Компоненты представлений студентов направления «Психология» по результатам контент-анализа

Предметная подсистема представлений о будущей профессии Субъектная подсистема представлений о будущей профессии

Компоненты Частота встречаемости Компоненты Частота встречаемости

1-й-курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

Цель профессиональной деятельности Мотивы профессиональной деятельности

Помощь людям 11 8 Желание помогать и саморазвиваться 0 2

Психологическая помощь людям 1 3 Видеть результат, помогать 0 1

Оказание психологической помощи людям, нуждающимся в ней 0 4 Достичь высот в разных сферах жизни 0 1

Поддержка 2 1 Найти себя в профессии 0 1

Нести в массы психологические знания 0 1 Удовлетворить потребность в стабильности 0 1

Профессиональный и личностный рост 0 1 Высокая оплата 0 1

Улучшение качества жизни населения 0 1 Применять в личной сфере, в своей жизни 1 0

Развитие психологии в нашей стране 0 2 Реализовать альтруизм 1 0

Решение проблем детей 1 0

Объект профессиональной деятельности Профессионально важные качества

Люди 2 4 Ответственность 9 8

Стрессоустойчивость 2 5

Люди в трудной жизненной ситуации и личными проблемами 0 1 Внимательность 1 2

Самопознание 0 1

Доброжелательность 2 1

Люди разных возрастов и профессий 0 1 Чуткость 2 1

Толерантность 5 4

Массы 0 1 Коммуникабельность 9 4

Самосовершенствование, развитие 1 1

Дети 1 0 Гибкость 1 0

Эмпатия 3 11

Терпимость 5 0

Клиенты 1 0 Рефлексия 1 2

Умение слушать 0 4

Должность Способности личности

Психолог-консультант 0 1 Понимание своих чувств 0 1

Консультант 0 1

Психотерапевт 0 1 Высокий интеллект 1 5

Психолог 3 0 Развитая интуиция 0 1

Окончание таблицы 4

Предметная подсистема представлений о будущей профессии Субъектная подсистема представлений о будущей профессии

Компоненты Частота встречаемости Компоненты Частота встречаемости

1-й-курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

Средства профессиональной деятельности Эмоциональное отношение к профессии

Высокая квалификация 0 2 Интересная 1 1

Навыки консультирования 0 3 Достойная 0 1

Собственная личность 2 3 Нужная 1 1

Умение вести тренинги 0 2 Необходимая 1 1

Специальное оборудование 0 2 Ответственная 1 0

Методики, тесты 7 10 Сложная 1 0

Психологические знания 1 3 Непрестижная 0 1

Кабинет 4 3 Энергозатратная 0 1

Документация 1 1

ПК, программы на ПК 3 7 Многогранная 0 1

Специальная литература, библиотека, книги 3 7 Плохо оплачиваемая 0 1

По результатам исследования, 91 % первокурсников хочет работать по специальности, 9 % — пока не определились; 65 % старшекурсников желают работать по специальности, 35 % — пока не определились. Отсутствуют ответы о нежелании работать по выбранной профессии, что подтверждает достаточно высокую мотивацию к профессиональной деятельности.

Значимые различия в представлениях были выявлены у студентов направления «Клиническая психология» по отдельным содержательным характеристикам. Так, первокурсники специальности «Клиническая психология» на уровне ассоциаций представляют свою будущую профессию более оплачиваемой, чем старшекурсники (р =0,05), более стабильной (р =0,05), более сложной и напряженной (р =0,05), более значимой (р =0,05).

Таблица 5

Компоненты представлений студентов направления «Клиническая психология»

по результатам контент-анализа

Предметная подсистема представлений о будущей профессии Субъектная подсистема представлений о будущей профессии

Компоненты Частота встречаемости Компоненты Частота встречаемости

1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

Цель профессиональной деятельности Мотивы профессиональной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помощь людям попавшим в трудную жизненную ситуацию 5 5 Делать людей счастливыми 0 1

Помощь людям 5 4 Высокий доход 1 3

Помощь людям оказавшимся в стрессовой ситуации 1 2 Полезность обществу 2 1

Оказание психологической помощи 2 0 Приятные эмоции 0 1

Оказание помощи людям, страдающим различными психическими расстройствами 3 1 Узнавать разные жизненные истории 0 1

Окончание таблицы 5

Предметная подсистема представлений о будущей профессии Субъектная подсистема представлений о будущей профессии

Компоненты Частота встречаемости Компоненты Частота встречаемости

1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

Работа с людьми для сохранения их психического здоровья 2 1 Помогать людям принять себя какие они есть 0 1

Дать клиентам навык самопомощи 0 1 Хочу помогать людям 0 1

Избавление от страданий 0 1 Научиться лучше разбираться в людях 1 0

Восстановление психического здоровья 1 1 Изучение интересных случаев 1 0

Диагностика 0 2 Общение с коллегами 1 0

Разработка методов 0 1 Помощь людям греет мне душу 1 0

Объект профессиональной деятельности Профессионально важные качества

Клиенты 1 1 Стрессоустойчивость 2 3

Люди 1 3 Образованность 1 1

Люди с психическими расстройствами Трудолюбие 2 0

1 0 Целеустремленность 3 0

Доброта 1 3

Проблемы людей 1 0 Интеллектуальность 2 2

Ответственность 7 5

Должность Вежливость 3 2

Коммуникабельность 3 7

Психолог 0 4 Профессионализм 1 2

Клинический психолог 3 2 Понимание 2 0

Преподаватель 1 0 Сдержанность 1 3

Внимательность 4 1

Средства профессиональной деятельности Терпимость 3 2

Методики 8 6 Пунктуальность 1 2

Коммуникативные навыки 1 2

Психологические приемы 1 0 Гуманность 2 1

Психологические тесты 3 4

Книги 3 0 Толерантность 2 4

Компьютер 3 4

Медикаменты 1 0 Находчивость 0 2

Диктофон 1 0

Эмпатия 0 1 Эмпатия 0 7

Кабинет 0 1

Психологический инструментарий 0 1 Альтрузим 0 2

Нормативные 0 1 Компетентность 0 4

документы Гибкость 0 2

Таким образом, динамика представлений студентов специальности «Клиническая психология» характеризуется изменениями, которые касаются как предметной, так и субъектной подсистем представлений студентов о своей профессиональной деятельности. Цель, объект, средства труда к 4-му курсу обучения уточняются, наполняются конкретным содержанием. В представлениях студентов о будущей должности, учреждениях трудоустройства видна профессиональная специфика подготовки клинических психологов. Однако стоит отметить, что динамика представлений студентов специальности «Клиническая психология» о своей профессии проявляется не столько в количественных показателях, сколько в качественных изменениях. Можно утверждать, что у данных студентов существует положительная динамика формирования представлений о будущей профессии в период обучения в вузе. Динамика отражает специфику профессиональной подготовки клинических психологов.

В ходе исследования были выявлены также другие содержательные характеристики представлений студентов о профессии, на которые в большей степени влияют социально-экономические условия в стране и регионе, чем обучение в вузе (представления об уровне заработной платы, престиже, востребованности профессии в обществе). Результаты опроса свидетельствуют о том, что престиж будущей профессии растет в представлениях студентов направления «Психология» и падает у студентов «СДО» и «Клиническая психология». Студенты направления «ОРМ» не имеют четких представлений о престиже своей профессии ни на 1-м, ни на 4-м курсе. Представления первокурсников о заработной плате специалистов более оптимистичны, чем у выпускников, что чаще отражает более реалистичную картину на рынке труда. Представления о востребованности профессии показали, что студенты «ОРМ» на последнем этапе завершения обучения представляют специалистов своего профиля невостребованными. Представления студентов-психологов о востребованности их профессии остаются без динамики. Студенты направления СДО считают, что их профессия востребована обществом.

Таким образом, на основании полученных результатов можно заключить, что динамика представлений о будущей профессии у студентов разных направлений подготовки в период обучения в вузе имеет свои особенности. Кроме того, можно утверждать, что выявленные особенности следует интерпретировать на основе как объективных характеристик профессий, которым обучаются респонденты выборки, так и данных о выборке. Например, «Организация работы с молодежью» — это относительно новая специальность, которая была экспериментально открыта в 2004 г. Министерством образования РФ в ряде вузов страны. Подготовка специалистов изначально ориентирована на практические аспекты деятельности, не имеет собственной методологии и зависит от профиля подготовки (психология, социология, педагогика). Эта специфика профессиональной подготовки могла способствовать снижению учебной мотивации, мотивации к профессиональной деятельности у студентов данного направления. Представления студентов направления ОРМ о низкой востребованности профессии (что отражает реалии рынка труда) могут способствовать вялой динамике представлений о будущей профессиональной деятельности. При этом стоит отметить, что студенты ОРМ активно включены в общественную деятельность социально-психологического института КемГУ. Они мобильны и коммуникабельны, готовы к самореализации в разных сферах социальных отношений. В этой связи можно предположить, что обучение по данному направлению является базой для формирования профессиональных представлений на следующем уровне подготовки или уже в условиях конкретной профессиональной деятельности на рабочем месте. На этом фоне особенности динамики студентов других направлений определяются как объективными факторами профессиональной подготовки, так и общественным мнением о престиже, нужности, востребованности психологов, лого-педов-дефектологов, клинических психологов.

Заключение

Изучение представлений студентов о будущей профессии позволило установить, что представления студентов деонтологического профиля подготовки о будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе подвержены динамике, которая проявляется в количественных и качественных изменениях в предметной и субъектной подсистемах представлений. Особенности динамики представлений студентов о будущей профессии связаны с направлением их подготовки и специальностью. Профориентационная работа со студентами деонтологического профиля разных направлений подготовки требует оптимизации с учетом особенностей динамики их представ-

лений о своей профессии. Задача оптимизации может быть решена посредством организации профессионально ориентированных конкурсов, мероприятий, в которых студенты развивают, уточняют и конкретизируют представления о будущей профессиональной деятельности. Вовлечение студентов в комплексную и системную профориентационную работу позволит уже на этапе обучения в вузе осознавать себя не просто обучающимися, а формирующимися специалистами, активность которых и определяет их развитие.

Литература

1. Аршинова Е. В., Билан, М. А. Динамические аспекты интернализации профессиональных ценностей будущих специалистов деонтологического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 4. С. 106-116.

2. Браун О. А., Аркузин М. Г. Динамика системы идентичности личности студентов-психологов // Комплексные исследования человека: психология : материалы VII Сибирского психологического форума. Томск, 2017. С. 30-33.

3. Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5-23.

4. Виноградова Г. А., Овникян М. В. Особенности профессиональной идентичности психологов на разных этапах профессионального становления личности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 1 (32). С. 31-37.

5. Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю., Дидковская Я. В. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 1. С. 152-170.

6. Володина К. А. Изучение представлений студентов-психологов об образе будущей профессии на начальных этапах обучения в вузе // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10 (88). С. 53-56.

7. Григорьева Е. В., Терпугова О. В., Хакимова Н. Р. Особенности образа будущей профессии у студентов специальности «социальная работа» // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Психология. 2007. № 1 (29). С. 160-166.

8. Москвичева Н. Л. Динамика образа профессии и мотивации учебной деятельности у студентов начальных курсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 38-44.

9. Обносов В. Н. Представления будущих педагогов о своей профессии и их динамика в процессе обучения // Наука и образование. 2019. № 1. С. 11.

10. Обносов В. Н. Влияние представлений о профессии на профессиональное развитие личности // Актуальные проблемы науки и образования. Мичуринск, 2017. С. 65-68.

11. Платаш, Е. Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 170 с.

12. Плотникова Н. Н. Динамика представлений о профессии психолога в процессе профессионального образования // Профессиональные представления. 2018. № 1 (10). С. 105-115.

13. Рогов Е. И. Значение профессиональных представлений в подготовке будущих специалистов // Совет ректоров. 2012. № 9 (59). С. 28-36.

14. Рогов Е. И. Представления о будущей профессии у студентов с разными типами педагогической направленности [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN316.pdf (дата обращения 15.10.19).

15. Савенкова И. А., Савина Е. А. Содержание представлений о будущей профессии у студентов-психологов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1 (78). С. 301-302.

16. Социальная психология / под ред. С. Московичи. СПб: Питер, 2007. 592 с.

17. Толочек В. А. Феномен «профессия»: составляющие и структуры // Институт Психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3, № 2. С. 54-78.

18. Юревич А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168-179.

19. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность. Хабаровск, 2008. Т. 1. С. 147-159.

References

1. Arshinova E. V., Bilan M. A. Dinamicheskie aspekty internalizacii professional'nyh cennostej budushchih specialistov deontologicheskogo profilya [Dynamic aspects of the internalization of professional values in students of deontology]. Bulletin of Kemerovo State University, 2018, no. 4, pp. 106-116. (In Russian).

2. Braun O. A., Arkuzin M. G. Dinamika sistemy identichnosti lichnosti studentov-psihologov [Dynamics of system of identity of students-psychologists]. Proceedings of the VII Siberian psychological forum "Comprehensive studies of human: psychology. Tomsk, 2017, pp. 30-33. (In Russian).

3. Bovina I. B. Strategii issledovaniya social'nyh predstavlenij [Specific of approaches to social representations analysis]. Sociological Journal, 2011, no. 3, pp. 5-23. (In Russian).

4. Vinogradova G. A., Ovnikyan M. V. Osobennosti professional'noj identichnosti psihologov na raznyh etapah professional'nogo stanovleniya lichnosti [Peculiarities of professional identity of psychologists at different stages of personal professional becoming]. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2018, no. 1 (32), pp. 31-37. (In Russian).

5. Vishnevskiy Yu. R., Narkhov D. Yu., Didkovskaya Ya. V. Trendy vysshego professional'nogo obrazovaniya: professionalizaciya ili deprofessionalizaciya? [Trends in higher vocational education: professionalization or deprofessionalization?]. The Education and Science Journal, 2018, vol. 20, no. 1, pp. 152-170. (In Russian).

6. Volodina K. A. Izuchenie predstavlenij studentov-psihologov ob obraze budushchej professii na nachal'nyh etapah obucheniya v vuze [Research of students-psychologists' ideas about image of future profession at initial stages of studying at institutions of higher education]. Almanac of modern science and education, 2014, no. 10 (88), pp. 53-56. (In Russian).

«I

7. Gnigonyeva E. V., Terpugova O. V., Khakimova N. R. Osobennosti obraza budushchej professii u studentov special'nosti «social'naya rabota» [Peculiarities of the image of the future profession of students of the specialty "Social work"]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Psychology, 2007, no. 1 (29), pp. 160-166. (In Russian).

8. Moskvicheva N. L. Dinamika obraza professii i motivacii uchebnoj deyatel'nosti u studentov nachal'nyh kursov [Dynamics of future profession image and learning motivation in first-year students]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy, 2010, no. 4, pp. 38-44. (In Russian).

9. Obnosov V. N. Predstavleniya budushchih pedagogov o svoej professii i ih dinamika v processe obucheniya [Representations of students of pedvues of pedagogical profession and their dynamics in the process of training]. Science and Education, 2019, no. 1, pp. 11. (In Russian).

10. Obnosov V. N. Vliyanie predstavlenij o professii na professional'noe razvitie lichnosti [Influence of views about the profession on the professional development of the individual]. Actual problems of science and education. Michurinsk, 2017, pp. 65-68. (In Russian).

11. Platash, E. F. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya obraza budushchej professii u studentov special'nostej ekonomicheskogo profilya [Organizational and pedagogical conditions of formation of the image of the future profession among students of economic specialties]. Ph. D. thesis. Stavropol, 2011, 170 p. (In Russian).

12. Plotnikova N. N. Dinamika predstavlenij o professii psihologa v processe professional'nogo obrazovaniya [Dynamics of the views on the profession of psychologist in the process of higher education]. Professional Views, 2018, no. 1 (10), pp. 105-115. (In Russian).

13. Rogov E. I. Znachenie professional'nyh predstavlenij v podgotovke budushchih specialistov [The importance of professional ideas in the training of future specialists]. Council of Rectors, 2012, no. 9 (59), pp. 28-36. (In Russian).

14. Rogov E. I. Predstavleniya o budushchej professii u studentov s raznymi tipami pedagogicheskoj napravlennosti [Ideas about future profession of the students with different types of pedagogical orientation]. World of Science, 2016, vol. 4, no. 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN316.pdf (accessed 15.10.2019). (In Russian).

15. Savenkova I. A., Savina E. A. Soderzhanie predstavlenij o budushchej professii u studentov-psihologov [The content of ideas about the future profession of students-psychologists]. Scientific Notes of Orel State University, 2018, vol. 1, no. 78, pp. 301-302. (In Russian).

16. Social'naya psihologiya [Social psychology]. Ed. S.Moscovici. Saint-Petersburg. 2007, 592 p. (In Russian).

17. Tolochek V. A. Fenomen «professiya»: sostavlyayushchie i struktury [Phenomenon "Profession": Components and Structures]. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 54-78. (In Russian).

18. Yurevich A. V. Empiricheskie ocenki nravstvennogo sostoyaniya sovremennogo rossijskogo obshchestva [Empirical Estimates of Modern Russian Society's Morals]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 4, pp. 168-179. (In Russian).

19. Yanitskiy M. S., Seryy A. V. Razvitie sistemy cennostno-smyslovyh orientacij lichnosti v professional'noj deyatel'nosti specialistov deontologicheskogo statusa [Development of the system of value-semantic orientations of the individual in the professional activity of specialists in deontological status]. Personality and professional activity. Khabarovsk, 2008, vol. 1, pp. 147-159. (In Russian).

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

COMPREHENSIVE SUPPORT OF THE INDIVIDUAL LIFE TRAJECTORY OF SINGLE MOTHERS LEARNING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Введение. Одинокая мать, обучающаяся в вузе, сталкивается с целым спектром проблем, главными из которых являются материальные, жилищные, социальные, психологические, правовые и пр. Все эти проблемы требуют комплексного подхода к их решению, который обеспечит более эффективное сопровождение индивидуальной жизненной траектории в процессе получения образования.

Методология. Сбор эмпирического материала по проблеме исследования осуществлялся при помощи анкетного и экспертного опросов.

Результаты. Подтверждено предположение о том, что одинокие матери-студентки осведомлены о своих правах и гарантиях, но не отрицают того, что хотят получать более конкретную помощь со стороны государства. Кроме того, сложно найти человека, готового присматривать и ухаживать за ребенком на время пребывания матери в вузе.

УДК/UDC 159.923.3-055.26:378

Е. В. Кривцова

E. Krivtsova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.