Научная статья на тему 'Образ будущей профессии у студентов-психологов'

Образ будущей профессии у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
569
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / IMAGE OF THE PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL-IMPORTANT PROPERTY / STUDENTS-PSYCHOLOGISTS / REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вакарев Евгений Семёнович

В статье представлены результаты исследования особенностей образа будущей профессии у студентов психологического факультета. Доказано, что профессионально-психологической картина будущего возникает в начальный период профессионального самоопределения личности и трансформируется в процессе обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of the Future Pprofession of Students-Psychologists

The article presents the results of studies of the image of the future profession of the students of psychological faculty. It is proved that professionally-psychological picture of the future arises from the initial period of professional self-determination of the personality and transforms the learning process at the university.

Текст научной работы на тему «Образ будущей профессии у студентов-психологов»

Е. С. Вакарев

УДК: 159.923.2

ОБРАЗ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

ложная и многоаспектная деятельность практического психолога выдвигает серьезные требования к его индивидуально-психологическим особенностям и профессиональным качествам практического психолога, требуя от него постоянного самопознания и психокоррекции собственных проблем.

Профессиональное становление студента может быть успешным и продуктивным при условии, что процесс его профессиональной подготовки базируется на формировании системы адекватных представлений о профессии. Имеющиеся у субъекта представления о профессии осуществляют влияние не только на профессиональное, но и на личностное развитие. Данная тема актуальна в связи с появлением новых специальностей, которые требуют высокого уровня подготовки специалистов не только в области теории, но и практики. Профессиональная картина мира будущего специалиста, которая включает представления о будущей деятельности, ее цели и способы ее достижения, этические требования к психологической работе, о конкретных навыках профессионального общения, формируется именно в период обучения и во многом определяет судьбу специалиста. Основным аспектом актуальности данной проблемы является потребность сознательного, целенаправленного и продуктивного изучения формирования представлений студентов о будущей профессии, так как они составляют основу профессиональной деятельности.

Отдельные стороны процесса подготовки будущих практических психологов и их профессионального становления анализируются в работах А. Ф. Бондаренко, С. В. Васьковской, П. П. Горностая, Л. В. Долинской, А. И. Донцова, С. Д. Максименко, В. Г. Панка, Н. И. Повя-

кель, Н. В. Чепелевой, Н. Ф. Шевченко и других исследователей, однако целый ряд аспектов этой проблемы еще остается недостаточно раскрытым. Так, рефлексивный аспект профессионального становления еще не нашел достаточной представленности в современных исследованиях, хотя названные авторы и подчеркивали, что именно активная рефлексия дает возможность сделать профессиональное становление активным, творческим и личностно значимым процессом.

Согласно Е.А. Климову, образ в широком смысле не обязательно должен быть визуализирован, но может выступать любой субъективной моделью реальности [4]. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод о том, что образ профессионала - это субъективная модель профессионала, тесно связанная с представлениями об особенностях профессиональной деятельности и специфике профессионально важных качеств, занимающая одно из центральных мест в структуре профессионального самосознания. Что касается профессии психолога, то сама личность психолога выступает в качестве одного из основных инструментов его работы.

В исследованиях образа психолога выделяется два направления работ. Так, первое направление посвящено проблеме формирования представлений о специалисте-психологе и его взаимоотношений с представителями других профессиональных групп в структуре общественного сознания [6; 7]. Второе направление представлено работами, посвященными непосредственно анализу профессии психолога [1; 2; 3]. Авторы сосредотачивают свое внимание в основном на изучении мотивации профессионального выбора, специфических особенностях профессиональной деятельности и личностных особенностях психолога.

Формирование образа профессии - процесс, который предполагает идентификацию с образом-идеалом. Образ будущей профессии и образ Я формируют профессиональное самосознание и определяют его характеристики. При этом своеобразным эталоном в профессиональном самосознании выступает

20/6/2

обобщенный образ профессионала. Как отмечает О.Г. Ксенда, образ профессии связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, определенными профессиональными ценностями и особенностями [5].

Исследование проводилось на базе Института последипломного образования инженерно-педагогических работников (г. Донецк). В нем приняло участие 64 человека -студенты 1-2 курсов и 5 курса факультета психологии. Все испытуемые женского пола.

Анализируя данные, мы стремились выявить общие характеристики профессиональных представлений, свойственные всем студентам-психологам, а также установить специфику представлений каждой из двух групп респондентов, сравнив взгляды студентов разных курсов.

В качестве основного метода исследования было избрано анкетирование. Структура разработанной анкеты соответствует структуре профессиональных представлений, описанной А. И. Донцовым [2]: два блока - блок вопросов, направленных на получение информации о субъектной подсистеме профессиональных представлений, и блок вопросов относительно мнений о содержании деятельности психолога, в частности представления о ее цели, предмете и средствах.

При интерпретации полученных результатов группа студентов, обучающихся на начальных курсах, обозначена как «группа 1», студенты-выпускники - «группа 2».

У всех респондентов доминирующими выступили две группы мотивов: а) стремление помочь людям, «очеловечить» общество и б) намерение решить собственные психологические проблемы, обеспечить личностный рост и саморазвитие.

И то, и другое требует специальных знаний, получить которые можно на факультете. Характерно, что эти мотивировки господствовали в ответах всех респондентов независимо от этапа обучения. По-видимому, надежда на то, что приобретение психологических знаний является средством решения собственных и «чужих» проблем, отражает стереотипы массового сознания по отноше-

нию к психологии. Психология, по существу, рассматривается здесь как средство воздействия на себя и других и тем самым лишается самоценности в качестве предмета познания. Мотивы выражены в одинаковой степени у студентов разных курсов: наиболее распространенным мотивом является стремление познать себя, разобраться в себе, своих проблемах. Следующим по распространенности является стремление освоить профессию психолога. Остальные мотивы выражены менее и представляют собой определенные качественные комбинации предыдущих: познать других, узнать причины поведения людей; получение высшего образования, специальности; помочь родственникам или близким друзьям и т. д. В последнюю группу мотивов вошли причины разнообразного характера, однако ввиду их редкости для обследуемых групп, они не являются выраженными (вуз близко к дому, профессия необычная, нет математики) и характеризуют не достаточно осознанный выбор профессии.

Отсутствие значимых различий в процентной доле блоков мотивов у студентов обеих групп указывает на то, что студенты выбирают специальность психолога независимо от того в какой период времени они приняли решение о поступлении. Мотивы выбора специальности являются более устойчивыми у студентов 1 группы: 90 % студентов, не колеблясь, выбрали бы вновь психологию как сферу профессиональной деятельности. Более чем 20 % студентов-выпускников сомневаются либо отказались бы от выбора психологической специальности. Коэффициент значимых различий отказывающихся от повторного выбора профессии психолога (фэмп.=1,89) свидетельствует о большей разочарованности студентов-выпускников в выбранной специальности. Возможно, отсутствие профессионального опыта и имеющиеся сведения о плохо оплачиваемой профессии в регионе влияют на сомнения в профессиональной направленности каждого студента.

Отвечая на вопрос «Что такое психология?», большинство студентов старшего курса и многие студенты 1 и 2 курсов дали впо-

лне академические ответы, назвав психологию фундаментальной наукой, а не областью практической деятельности по решению конкретных проблем. По-видимому, причиной здесь является некоторое противоречие между оценкой психологии как науки и потребностью поставить ее на службу практике. И если это противоречие как-то преодолевается студентами 1 курса (психологию как форму практики определили 30% студентов), то у студентов выпускного курса это напряжение сохраняется. На 5 курсе прикладное значение психологии отмечалось лишь у 4%, хотя мотивировки прихода в эту профессию указывались вполне практические. Об этом свидетельствует и тот факт, что большинство студентов начальных курсов (70%) намереваются по окончании факультета работать в прикладных психологических центрах различного типа. В «науке» мечтают остаться только лишь 5% студентов. Для студентов 5 курса выраженной является тенденция к тому, что они не планируют работать по специальности (85%), при этом отмечая, что интерес к данной профессии высок, а отказ от работы по специальности «психолог» обусловлен прежде всего отсутствием достаточной заработной платы.

Психолог - это прежде всего практик. Таково мнение всех испытуемых студентов независимо от курса обучения. Учитывая, что реализация профессиональной деятельности требует общения с клиентом, не случайно коммуникативная компетентность приблизительно половиной всех испытуемых названа отличительным признаком хорошего психолога. Все ответы распределены на 4 основные группы. 32% студентов 1-2 курсов отмечают, что психолог - это человек, который помогает справиться с трудностями, решает проблемы, выводит людей из критических ситуаций и т.д. (1 группа ответов). Необходимо отметить, что в ответах пятикурсников таких ответов не встречалось, так как практически все студенты старшего курса (80%) отметили, что психолог - это специалист, который занимается психодиагностикой, психокоррекцией, профориентацией, психотера-

пией, консультированием и т.д. Эти же виды деятельности выделяют две трети студентов первой группы. Ответы 3 категории, в которой выделяются непосредственно профессионально-личностные характеристики (умеет анализировать проблему, знает, как найти выход из сложной ситуации и т.д.), среди студентов 1 и 2 групп даны в 8% и 5% случаев. 15% ответов пятикурсников мы объединили в одну категорию (4) «другое» (профессионал, человек, который разбирается в людях, знает законы человеческого поведения).

Таким образом, в представлениях пятикурсников психолог ассоциируется, прежде всего, с конкретными видами профессиональной деятельности, в то время как для студентов 1 группы характерны также ассоциации с «помощником, решающим жизненные проблемы».

Ответы на вопрос «Чем отличается хороший психолог от плохого?» были разделены на 4 категории: в 1 категорию мы включили социально-демографические характеристики, свойственные хорошему психологу (высшее образование, квалифицированность, зрелый возраст и т.д.), которые были отмечены 30% студентов начальных курсов и 10% выпускного курса. Индивидуально-личностные характеристики (2) были выделены 42% студентов, обучающихся на начальных курсах и 10% пятикурсников. К основных личностным качествам, отличающим хорошего психолога, студенты относили душевность, активность, волю, открытость, доступность, демократичность, оптимистичность, радостность. Наименее малочисленная категория «интеллектуальная сфера» (3). Студенты 1 группы отмечают, что хороший психолог отличается высоким интеллектом, коммуникативными способностями (8%). Пятая часть респондентов 2 группы выделяют развитую гибкость ума, творческое мышление, интеллектуальную активность, талантливость.

Наиболее содержательной для студентов пятого курса является 4 категория ответов (профессиональные качества) - 60% испытуемых отметили, что характерными для хорошего психолога чертами являются знания

20/6/2

основных психологических теорий, умения использовать на практике техники психокоррекции и консультирования, профессиональная этика, навыки оказания психологической помощи в любых ситуациях и др. 20% студентов начальных курсов отмечают качества той же категории как характерные для хорошего психолога. Значимые различия в представлениях об отличительных характеристиках хороших психологов обнаружены по всем категориям ответов, за исключением свойств интеллектуальной сферы. Таким образом, можно утверждать, что образ хорошего психолога в процессе профессионализации трансформируется от отличающегося личностными качествами в образ, характеризующийся, прежде всего, узкопрофессиональными свойствами личности.

Ответы на вопрос «Как выглядит типичный психолог?» были разделены на 5 категорий: а) особенности внешности; б) поведенческие характеристики; в) обобщенные оценочные характеристики; г) личностные проявления; д) отсутствие отличительных особенностей. Студенты, обучающиеся на начальных курсах, отмечают, прежде всего, поведенческие характеристики (аккуратный, спокойный, с плавной речью, сдержанный). Примерно такое же количество первокурсников характеризуют внешний облик психолога в терминах личностных качеств (воспитанный, внимательный, умный, рассудительный, уравновешенный). 20% студентов первой группы подчеркивают особенности внешнего вида типичного психолога (в строгом костюме, привлекательный, уложенная прическа и т. д.). Такими обобщенными характеристиками, как позитивный, хороший, нормальный, описывают характерный облик психолога 10% первокурсников.

Для мнения пятикурсников относительно внешнего вида психолога характерно (44%) выделение личностных свойств, таких как уверенный, понимающий, доброжелательный, креативный и т. д. 40% респондентов той же группы отмечают поведенческие характеристики (спокойный, галантный, с хорошими манерами и т.д.). Среди особенностей

внешности 10% испытуемых отметили опрятность и склонность одеваться со вкусом. Меньше всего (6%) приписываются психологу обобщенные характеристики. Среди студентов, обучающихся на 5 курсе нет людей, которые считают, что внешний облик психолога чем-то отличается от других.

По оценкам всех респондентов, психолог - это миловидный, элегантный, немолодой (зрелый) человек, сухощавый или же внушительный, с любым цветом глаз. Как видно, основой этих стереотипизированных свойств послужили качества, открывающиеся в общении (миловидность, очаровательность и элегантность, изысканность), зрелость (на первый взгляд, характеристика возраста) здесь является показателем жизненного опыта, необходимого для установления доверительных контактов с окружающими. По-видимому, не только в массовом, но и в профессиональном сознании психолог - это «психотерапевт», словом и внешним видом врачующий психологические недуги. Об этом свидетельствует и образ лица «типичного» психолога, общий для всех групп респондентов. Оно может быть кротким, смиренным или бодрым, жизнерадостным, но непременно пригожим, миловидным, румяным, т. е. располагающим к общению. При этом лицо должно быть одновременно волевым и строгим, т. е., по-видимому, достаточно серьезным, вызывающим уважение ликом специалиста, знающего себе цену.

Таким образом, анализ представлений о психологе как субъекте профессиональной деятельности позволяет заключить, что, во-первых, эти представления подвержены сте-реотипизации, о чем свидетельствует высокая степень сходства ответов респондентов о мотивации деятельности психолога и его профессионально важных качествах, во-вторых, содержание этих стереотипов отражает, по-видимому, образ психолога, сложившийся в массовом, обыденном сознании, где он предстает, прежде всего, как специалист, способствующий решению индивидуальных психологических проблем.

Нельзя сказать, что этот образ абсолютно не соответствует реальной практике деятель-

ности психолога и тем представлениям о ней, которые могли бы сложиться в процессе обучения. Вместе с тем очевидно, что из этого образа психолога как бы изъяты те его черты и характеристики, которые связаны с осуществлением фундаментальных исследований, объектом которых может быть и не отдельный человек, а группа лиц и общество в целом. Иными словами, если учесть, что функция психолога - объяснение (интерпретация), прогнозирование и оптимизация психологических феноменов и процессов в обществе, то можно прийти к выводу, что в профессиональном сознании студентов наиболее отражена лишь одна их этих функций, связанная с попытками воздействия на объект изучения, прежде всего отдельного человека.

Студенты, обучающиеся на начальных курсах, чаще называют конкретный срок, сколько времени требуется для того, чтобы стать психологом-профессионалом (1 категория ответов): не менее 10 лет. 22% испытуемых этой группы уверены в том, чтобы стать профессиональным психологом требуется вся жизнь (2 категория). И только 8% первокурсников отмечают, что профессиональным психологом возможно стать при наличии таланта, целеустремленности и богатой практики. Противоположная картина отмечается в выборке пятикурсников. 75% испытуемых считают, что достижение акме психологом, возможно, зависит от специальных способностей и желания самосовершенствоваться как специалист, а также момент объективной оценки специалиста как профессионала со стороны других специалистов является признаком достижения уровня профессионализма. 15% испытуемых заявляют конкретный срок становления психолога как профессионала (10-15 лет). И только 10% пятикурсников считают, что для этого необходимо неопределенное время либо вся жизнь.

Каковы же представления о содержании того рода занятий, который именуется психологией? Три четверти молодых студентов убеждены, что психология - это фундаментальная наука, изучающая психику и целью которой является производство знания, поз-

воляющего объяснять и прогнозировать характер психических феноменов. Хотя эту точку зрения разделяют от трети до половины более взрослых студентов, к окончанию обучения среди них в четыре раза возрастает число людей, уверенных, что психология -прикладная наука, производящая непосредственно полезные для общества и человека услуги.

Как же понимается респондентами объект психологического исследования или помощи? Анализ ответов на вопрос «Что такое психология?» свидетельствует, что две трети студентов всех подгрупп подобным объектом считают индивида, на втором месте по частоте упоминаний - процессы взаимоотношений, десятая часть опрошенных видят в психологии средство познания разнообразных социальных общностей и способ воздействия на них.

Интересна динамика представлений студентов об актуальных проблемах в психологии. Как наиболее актуальными (35%) так и перспективными (38%) являются, по мнению первокурсников, социально-психологические проблемы. Такая же тенденция наблюдается и в выборке пятикурсников (45% и 50% соответственно). На втором месте для обеих групп студентов актуальными и перспективными выступили возрастно-психоло-гические проблемы (первокурсники называют чаще «проблемы детей», а старшекурсники «проблемы развития», «перинатальная психология» и др.).

Примечательно то, что ни один из пятикурсников не затруднился обозначить актуальную и перспективную проблематику, в отличие от студентов первой группы, что может объясняться недостаточной информированностью о проблемах в разных направлениях психологической науки. Подтверждением этого является то, что задачи, которые призваны решать юридическая и организационная психология вообще не были обозначены студентами начальных курсов. В целом, большинство респондентов при описании перспективных проблем указывают сходный с актуальным спектр вопросов.

20/6/2

Представления респондентов о теоретическом фундаменте психологического знания отражены в составленных ими перечнях «основных теорий». К такому роду «теориям», по оценкам всех респондентов, были отнесены психоанализ, бихевиоризм, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, теория поля К. Левина, которые были названы примерно половиной респондентов каждой подгруппы, а также гуманистическая психология, теория деятельности А. Н. Леонтьева, гештальттерапия и когнитивизм, указанные 25-40 % опрошенных всех групп. Обратим внимание на то, что, во-первых, этот список с небольшими вариациями воспроизводился в ответах всех без исключения респондентов. Во-вторых, в нем представлены как собственно теории, так и теоретические ориентации, принципы (системности, детерминизма) которые плохо дифференцируются респондентами. В-третьих, даже несмотря на смешение «масштабов» названных концептуальных схем, перечень их весьма неполон. Если принять к рассмотрению все упомянутые теории, их количество не превышает 10. Не исключено, что эти теории представляют собой своего рода традиционный «каркас» психологического знания, усваиваемый посредством своеобразного запечатления информации уже в первые месяцы профессионального обучения. Об этом свидетельствуют и перечни фамилий психологов «всех времен и народов», составленные респондентами. Хотя названные персоналии многочисленнее и многообразнее упомянутых теорий, к числу наиболее популярных психологов попали главным образом основатели тех же теорий: З. Фрейд, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Левин, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, К. Г. Юнг. Именно эти фамилии указали и первокурсники, и старшекурсники.

Специальной терминологией к концу обучения студенты овладевают. Как показывает анализ ответов на открытые вопросы о предмете психологии, ее проблематике и самом психологе как субъекте профессиональной деятельности, старшекурсники активно используют научную лексику и в основном доста-

точно адекватно оперируют понятийным аппаратом психологии. Но насколько глубока и устойчива усвоенная студентами система научно-психологической категоризации нетрадиционных данной дисциплине явлений? 70% первокурсников и пятая часть старшекурсников убеждены, что психология должна изучать парапсихологические явления. Половина пятикурсников отрицают парапсихологи-ческие явления как предмет психологического исследования, однако 30% допускают, что возможность изучать психологическими методами телекинез, ясновидение, телепатию является второстепенной задачей, либо это изучение должно осуществляться на стыке многих наук.

Однако гораздо в большей степени в сформированности профессионального мировоззрения респондентов позволяет удостовериться тот факт, что 75% первокурсников и 82% выпускников уверены, что обращение к экстрасенсам в сложных жизненных ситуациях не является обоснованным. 20% студентов начальных курсов разделяют обращение к экстрасенсам в исключительно сложных обстоятельствах.

При ответе на вопрос «кто такой человек?» не было обнаружено различий у студентов разных курсов. Человек как существо описывался ими с привлечением большого числа разнообразных параметров. Условно их можно разделить на три группы. К первой относятся такие признаки, как размеры и форма тела, половой диморфизм, расовые различия и другие извне наблюдаемые характеристики. Ко второй группе были отнесены признаки, описывающие биологическую природу человека как живого существа: рефлек-торность, репродуцируемость, стремление к гомеостазу, адаптивность. В третью группу включили признаки, указывающие на существование психических процессов. Именно эта группа оказалась наиболее обширной. К ней относятся многочисленные указания на то, что человек обладает рефлексивным сознанием (разумом, интеллектом), мотивами, желаниями, потребностями как источниками самосовершенствования и самоактуализации;

сюда же относятся высказывания о том, что жизнедеятельность человека представляет собой не только приспособление к окружающей природной и культурной среде, но и преобразование ее в собственных интересах, то есть подчеркивается такая характеристика как субъектная активность.

Причины страданий, чаще становящиеся предметом рефлексии, характеризовались более пространно, чем причины счастья. Респонденты не могли избежать фундаментальной ошибки атрибуции, выражающейся в переоценке личностных и недооценке обстоятельственных причин. По мнению респондентов, люди счастливы и страдают из-за внутренних стабильных и, как правило, неконтролируемых причин. И студенты начальных курсов, и студенты 5 курса почти единодушно отметили, что страдают люди главным образом от собственного несовершенства: тщеславия, амбиций, эгоизма, зависти, суетности, чрезмерной рефлексии, избытка или недостатка разума, неумения общаться, приводящего к одиночеству, неумеренным страстям, гордыни и другим грехам человеческой натуры. Много реже встречались ответы, где причиной несчастья назывались болезни, увечья, старость, непонимание окружающих, насмешки, клевета, грубость с их стороны, природные и социальные катаклизмы, злой рок и иные внешние факторы.

Сходным образом описывались и причины счастья. Это, прежде всего, внутренняя гармония, способность любить, оптимизм, удовлетворенность желаний, самореализован-ность, возможность самосовершенствования и многое другое, начинающееся с «само...». Очень редкими были ответы, где счастье связывалось со здоровьем, благосостоянием, удачей, чуть чаще вспоминались благожелательность, понимание, любовь близких.

На вопрос «Что больше в работе психолога: профессиональных знаний и навыков или призвания, дара?» студенты начальных курсов (60%) считают, что знаний и навыков. 10% утверждают - призвания, а 30% отмечают одинаковую выраженность этих факторов. Среди студентов 5 курса практически

все респонденты считают, что основой является дар и признание, причем при наличии этого фактора будущий профессионал быстро и эффективно получает профессиональные знания и совершенствует навыки. Все студенты 5 курса считают, что для хороших знаний практической психологии необходимо глубоко изучать теорию, а вот в выборке студентов начальных курсов 20% испытуемых считают, что это необязательно. Вероятно, оценка теоретической подготовки как необходимой в работе психолога выпускниками обусловлена более зрелой, сформировавшейся профессиональной установкой, студенты, которые имеют хотя бы незначительный опыт практической деятельности, видимо, ощущают дефицит теоретических знаний в узконаправленных отраслях психологической науки.

Основные элементы профессионально-психологической картины мира возникают в начальный период профессионального самоопределения личности и претерпевают качественные изменения в процессе дальнейшей профессиональной социализации. Профессиональное мировоззрение студентов-психологов формируется на стыке научно-теоретического и житейски-практического познания психологической природы человека и общества, вследствие чего отличается внутренней противоречивостью, эклектизмом, использованием обыденных схем интерпретации психологической реальности, стереотипизирован-ностью.

Полученные результаты могут быть использованы при подготовке будущих психологов в вузах для коррекции профессиональной направленности и профессиональной ориентации студентов

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования особенностей образа будущей профессии у студентов психологического факультета. Доказано, что профессионально-психологической картина будущего возникает в начальный период профессионального самоопределения личности и трансформируется в процессе обучения в университете.

Ключевые слова: образ профессии, профессионально-важные качества, студенты-психологи, профессиональное сознание, представления.

SUMMARY

The article presents the results of studies of the image of the future profession of the students of psychological faculty. It is proved that professionally-psychological picture of the future arises from the initial period of professional self-determination of the personality and transforms the learning process at the university.

Key words: image of the profession, professional-important property, students-psychologists, professional consciousness, representation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вакарев £. С. Динамша самооцшки професшно-важливих якостей майбутшх пси-холопв / Психолопчт проблеми формування особистосл фахiвця збiрник наукових праць. - Донецьк: 1нститут психологй' та шд-приемництва, Д1ПО1ПП, 2004. - С. 112-119.

2. Донцов А. И. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 42-50.

3. Зотова Н. Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов / Н. Н. Зотова, О. Н. Родина // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. - Психология. -2003. - № 3. - С. 69-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.