Научная статья на тему 'Особенности представлений о профессии у лиц, находящихся на разных этапах профессионального становления'

Особенности представлений о профессии у лиц, находящихся на разных этапах профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
566
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ИДЕАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ / ОБЛИГАТНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ДЕСКРИПТОРЫ ПРОФЕССИИ / CRISES OF PROFESSIONAL EDUCATION / IMAGE OF PROFESSION / IDEAL REPRESENTATIONS ABOUT PROFESSION / OBLIGATORY AND FACULTATIVE DESCRIPTORS OF PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Юлия Валерьевна, Богомаз Сергей Александрович, Гычев Александр Витальевич

Рассматривается динамика содержательных характеристик образа профессии на разных этапах профессионального становления, сопровождающихся определенными типами кризисов. На основе полученных данных об образе профессии в контексте того или иного кризиса профессионального становления делается предположение о существовании облигатных и факультативных признаков в его структуре, а также некоторой идеальности образа профессии у студентов и безработных. Анализируются структура и характер взаимосвязей между облигатными и факультативными дескрипторами образа профессии в каждой группе. Выдвигается предположение о существовании рассогласованности структуры образа профессии у студентов, выпускников, работающих по специальности, и безработных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчинникова Юлия Валерьевна, Богомаз Сергей Александрович, Гычев Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROFESSION IMAGE OF INDIVIDUALS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the dynamics of the image of the profession substantial characteristics at different stages of professional education involving certain types of crises. Based on the data of the image of the profession in the context of a crisis of professional formation, the existence of obligatory and facultative features in its structure is assumed. The authors suggest the existence of “ideal” image of the profession among students and the unemployed. The structure and nature of the interaction between the obligatory and facultative descriptors of image of profession in each group is analyzed in the article. The assumption about the existence of a unmatched structure of the image profession among students, graduates working in the specialty, and the unemployed is proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о профессии у лиц, находящихся на разных этапах профессионального становления»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)

УДК 159.922 (19.00.01)

Ю. В. Овчинникова, С. А. Богомаз, А. В. Гычев

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИИ У ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Рассматривается динамика содержательных характеристик образа профессии на разных этапах профессионального становления, сопровождающихся определенными типами кризисов. На основе полученных данных об образе профессии в контексте того или иного кризиса профессионального становления делается предположение о существовании облигатных и факультативных признаков в его структуре, а также некоторой идеальности образа профессии у студентов и безработных. Анализируются структура и характер взаимосвязей между облигатными и факультативными дескрипторами образа профессии в каждой группе. Выдвигается предположение о существовании рассогласованности структуры образа профессии у студентов, выпускников, работающих по специальности, и безработных.

Ключевые слова: кризисы профессионального становления, образ профессии, идеальные представления о профессии, облигатные и факультативные дескрипторы профессии.

В большинстве существующих подходов к пониманию образа профессии [1-4] обращается внимание на актуальность изучения его структурно-содержательных характеристик в контексте кризисов профессионального становления. Существует предположение, что образ профессии как некое образование, формирующееся в процессе профессионального развития [1, 4], подвергается изменениям под влиянием закономерно возникающих кризисов [5]. Имеющиеся литературные данные о конструкте «образ профессии» свидетельствуют о наличии в его структуре как идеальных, так и реальных, адекватных профессии представлений [2, 5, 6].

Идеальные представления о профессии в процессе практической деятельности предполагают трансформацию профессионального самосознания [2, 5, 7, 8], в частности, по мнению В. С. Мерлина, его составляющей - профессионального образа Я, «формирование и функционирование которого является не статичным процессом, так как любая его подсистема находится в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами, подвергается трансформации в процессе профессиональной деятельности под воздействием субъективных или объективных факторов» [9, с. 111].

Цель исследования - изучение особенностей динамики структурно-содержательных характеристик образа профессии с учетом кризисов профессионального становления.

Гипотеза исследования - в процессе профессионального становления происходит коррекция идеальных представлений о профессии под влиянием реальных условий трудовой деятельности. На разных этапах профессионального становления субъект деятельности обладает теми или иными представлениями о своей профессии, которые складываются в том числе и под влиянием различных социальных факторов, и эти представления являются динамическим психологическим образованием.

Объект исследования - образ профессии личности.

Предмет исследования - динамика содержательных характеристик образа профессии в ситуации кризиса профессионального становления.

В соответствии с вышеперечисленным была сформирована выборка исследования, которую составили субъекты, находящиеся на разных стадиях профессионального становления и переживающие соответствующие типы кризисов (по Э. Ф. Зееру) [5]:

1) кризис профессионального выбора (кризис ревизии и коррекции профессионального выбора): студенты 4-5-го курсов факультета экономики и управления Томского государственного педагогического университета (54 человека);

2) кризис профессиональных экспектаций (причина данного кризиса - несовпадение реальной профессиональной жизни со сформированными представлениями и ожиданиями): выпускники данного вуза, работающие по специальности в организациях финансово-экономической сферы и торговли, со стажем работы 1-5 лет (44 человека);

3) кризис утраты профессиональной деятельности (ненормативный кризис профессионального становления): безработные, состоящие на учете в ОГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Се-верск» (50 человек).

Общее количество участников исследования -148 человек (93 женщины и 55 мужчин).

Результаты диагностического исследования были обработаны с использованием редактора Microsoft Office Excel for Windows и пакета статистических программ Statistica 10.0.

Для описания представлений студентов о получаемой профессии, оценки реальной профессии выпускниками, работающими по специальности, а также безработными был использован специализированный семантический дифференциал «Образ профессии» (В. П. Серкин) [10]. Соответствующие различия были заданы инструкциями для испытуе-

мых. Семантические универсалии образа профессии содержат признаки, которые выбраны по критерию «90 %-й уровень частоты встречаемости в группе», что усиливает ее репрезентативность. Полученные данные представлены в таблице.

Семантические универсалии понятия «образ профессии» (по 90 %-му интервалу) в группах

Группа 1 (студенты) Группа 2 (выпускники, работающие по специальности) Группа 3 (безработные)

Коммуникабельная (2,59) Связанная с людьми (2,65) Нормальная (2,25)

Хорошая (2,45) Коммуникабельная (2,46) Хорошая (2,25)

Интересная (2,36) Развивающая (2,08) Востребованная (2)*

Связанная с людьми (2,34) Высокоответственная (2,04) Осмысленная (1,92)

Осмысленная (2,34) Активная (1,96) Удовлетворяющая (1,83)

Высокоответственная (2,32) Освоенная (1,96)* Благоприятная (1,83)*

Современная (2,32)* Комфортная (1,75)

Развивающая (2,3) Квалифицированная (1,67)*

Перспективная (2,3) Помогающая (1,58)*

Чистая (2,25)* Интересная (1,58)

Активная (2,23) Перспективная (1,58)

Удовлетворяющая (2,16)

Широкая (2,11)*

Одобряемая (2,11)*

Комфортная (2,09)

Значимая (2,09)*

Нормальная (1,98)

* Универсалии, выявленные только в одной группе.

Количественный анализ универсалий понятия «образ профессии» позволил выявить определенные различия. Количество дескрипторов, определяющих образ профессии у студентов, включает в себя 17 признаков. В группе выпускников, работающих по специальности, это понятие представлено шестью признаками. В группе безработных образ профессии характеризуется 11 признаками. Достоверность различий подтверждена с помощью ¿/-критерия Манна-Уитни (р < 0,05).

Качественный анализ сопоставимости выделенных дескрипторов у студентов и выпускников, работающих по специальности, позволил выявить следующее. Универсалия групповой оценки студентами своего образа профессии состоит из 12 признаков, специфичных только для этой группы: «хорошая», «интересная», «осмысленная», «современная», «перспективная», «чистая», «удовлетворяющая», «широкая», «одобряемая», «комфортная», «значимая», «нормальная». Испытуемые, работающие по специальности, приводят только один уникальный признак образа профессии - «освоенная». В целом количество признаков, входящих в семантическую универсалию образа профессии, у данной группы испытуемых значительно меньше, чем у группы студентов (различия достоверны прир < 0,05).

Таким образом, сходными характеристиками образа профессии для испытуемых обеих групп являются пять: «связанная с людьми», «коммуникабельная», «развивающая», «высокоответственная», «активная».

Различие в количестве и семантическом качестве признаков, входящих в универсалию «образ профессии», выделенных этими группами испытуемых, может быть интерпретировано тем, что студенты обладают идеальными представлениями о своей будущей профессии, которые естественным образом изменяются в процессе трудовой деятельности.

Если предположить, что работающие по специальности на предыдущем этапе профессионального становления были студентами-старшекурсниками, обладающими определенными представлениями о своей будущей профессии, которые были сформированы в результате воздействия различных факторов (обучение в вузе, прохождение практики, совмещение трудовой деятельности и очного обучения и т. д.), то на следующем этапе произошло изменение как количества, так и качества этих представлений и, как следствие, изменение всего образа профессии. Представления студентов о профессии в таком случае можно охарактеризовать как идеальный образ, конкретизация которого произошла на следующем этапе - вхождения в трудовую деятельность как профессионала - в результате столкновения с реальностью.

На основании полученных данных о структуре универсалии образа профессии предполагается наличие облигатных и факультативных признаков. Признаки, сохранившиеся в образе профессии у работающих по специальности, можно считать ядром образа профессии, или облигатными признаками (которые, соответственно, можно выделить и у студентов), а дескрипторы, использованные только студентами, - факультативными признаками

(трансформирующимися, но позволяющими охарактеризовать заданную универсалию). Таким образом, признаки «связанная с людьми», «коммуникабельная», «развивающая», «высокоответственная», «активная» являются облигатными, а факультативными - «освоенная», «хорошая», «интересная», «осмысленная», «современная», «перспективная», «чистая», «удовлетворяющая», «широкая», «одобряемая», «комфортная», «значимая», «нормальная». Вхождение в реальную профессиональную деятельность, очевидно, предполагает изменение идеальных представлений о себе в профессии, которые с необходимостью детерминируют трансформацию идеального образа профессии, проявляющуюся в изменении структуры предпочтений дескрипторов универсалии в соответствии с методикой исследования.

Качественный анализ сопоставимости выделенных дескрипторов у студентов и безработных позволил выявить четыре дескриптора профессии, которые встречаются только в группе безработных: «востребованная», «благоприятная», «квалифицированная», «помогающая». Остальные признаки профессии, названные безработными, качественно совпадают со следующими факультативными признаками в группе студентов: «нормальная», «хорошая», «осмысленная», «удовлетворяющая», «комфортная», «интересная», «перспективная».

Качественный анализ сопоставимости дескрипторов образа профессии у безработных и выпускников, работающих по специальности, не выявил совпадений.

Поскольку существует некоторое сходство описания универсалии образа профессии в группе студентов и безработных, возникает предположение, что образ профессии у безработных является в некоторой степени идеализированным, что, возможно, повлияло на их нахождение в ситуации вынужденной незанятости. Можно предположить, что образ профессии у студентов в процессе вхождения в трудовую деятельность полностью не трансформировался в новой ситуации (начало трудовой деятельности) и сохранил черты идеальности, что, вероятно, послужило препятствием для продолжения трудовой деятельности и привело к возникновению ненормативного профессионального кризиса (потеря работы).

Наличие уникальных, характерных только для группы безработных дескрипторов образа профессии («востребованная», «благоприятная», «квалифицированная», «помогающая»), которые не упоминаются ни студентами, ни выпускниками, работающими по специальности, возможно, косвенно свидетельствует об идеальности данной универсалии. Можно предположить, что этот факт может являться отправной точкой для построения страте-

гии работы с лицами, находящимися в ситуации вынужденной незанятости, а именно необходимости коррекции их представлений об образе профессии [11].

Таким образом, авторы полагают, что проживание кризиса профессионального становления есть не что иное, как коррекция идеальных представлений о профессии под влиянием условий реальной трудовой деятельности.

Исходя из существующих представлений о системной организации профессионального образа Я [9, 12] были изучены структура и характер взаимосвязей между облигатными и факультативными дескрипторами образа профессии в каждой группе.

На рис. 1 представлена корреляционная плеяда для группы студентов и выпускников, работающих по специальности, которая включает одинаковые взаимосвязи выделенных дескрипторов образа профессии.

Рис. 1. Корреляционные плеяды облигатных дескрипторов образа профессии в группе студентов и выпускников, работающих по специальности. Пунктирной линией обозначены отрицательные

корреляционные взаимосвязи, сплошной - положительные

На рис. 1 видно, что следующие дескрипторы профессии образуют корреляционную плеяду, включающую как отрицательные, так и положительные связи: «активная», «развивающая», «коммуникабельная», «связанная с людьми», «высокоответственная». Все признаки, кроме дескриптора «высокоответственная», имеют по три корреляционные связи. Дескриптор «активная» положительно связан с такими признаками профессии, как «высокоответственная» (г = 0,4 в группе работающих; г = 0,33 в группе студентов), «развивающая» (г = 0,49 у работающих; г = 0,32 у студентов), «коммуникабельная» (г = 0,52 у работающих; г = 0,32 у студентов) и отрицательно с дескриптором «связанная с людьми» (г = -0,39 у работающих; г = -0,33 у студентов). Дескриптор «коммуникабельная» имеет сильную положительную связь с дескриптором «развивающая» (г = 0,36 у работающих; г = 0,4 у студентов) и отрицательную с дескриптором «связанная с людьми» (г = -0,67 у работающих; г = -0,56 у студентов), который также отрицательно связан с признаком «развивающая» (г = -0,36).

Таким образом, представления о профессии для студентов и работающих специалистов ассоциируются с такими характеристиками, как активность, развитие и коммуникабельность, которые при этом противоположны связи данной профессии с людьми. Также в представлении респондентов активность связана с высокой ответственностью.

Следует отметить некоторое противоречие в существовании данных корреляционных связей, поскольку, по представлениям авторов, такие характеристики профессии, как «коммуникабельная» и «связанная с людьми», являются синонимичными. Также обращает на себя внимание наличие положительных связей дескриптора «активная» с дескрипторами «развивающая» и «коммуникабельная» и одновременно отрицательных связей указанных дескрипторов с признаком «связанная с людьми».

Полученные данные позволяют предположить существование рассогласованности структуры образа профессии как в группе студентов, так и в группе выпускников, работающих по специальности.

Рассмотрим корреляционную плеяду для группы студентов и безработных (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционные плеяды факультативных дескрипторов образа профессии в группе студентов и безработных. Пунктирной линией обозначены отрицательные корреляционные взаимосвязи, сплошной - положительные

Корреляционная плеяда для данных групп включает пять дескрипторов: «удовлетворяющая», «комфортная», «хорошая», «интересная», «перспективная». Дескриптор «хорошая» положительно связан с дескриптором «удовлетворяющая» (г = = 0,66 у студентов; г = 0,76 у безработных) и отрицательно с дескрипторами «комфортная» (г = -0,49 у студентов; г = -0,77 у безработных) и «интересная» (г = -0,61 у студентов; г = -0,83 у безработных), которые, в свою очередь, имеют положительную корреляционную связь (г = 0,59 у студентов;

г = 0,81 у безработных). Дескриптор «удовлетворяющая» связан отрицательно с дескрипторами «комфортная» (г = -0,51 у студентов; г = -0,82 у безработных), «интересная» (г = -0,61 у студентов; г = -0,76 у безработных), «перспективная» (г = -0,48 у студентов; г = -0,67 у безработных).

Таким образом, в представлении студентов и безработных хорошая профессия не является интересной и комфортной, но при этом удовлетворяет и не несет перспектив. Интересная профессия является комфортной, и, наоборот, комфортная интересной, но не отвечает критерию «хорошая» и не приносит удовлетворения. В качественной характеристике выделенной корреляционной плеяды также обращают на себя внимание указанные противоречия, что, возможно, для студентов является признаком отсутствия системности в образе профессии, а для безработных - косвенным подтверждением того, что несформированность соответствующей семантической универсалии привела к возникновению ситуации вынужденной незанятости.

На основании проведенного исследования можно предположить, что в структуре идеального образа профессии можно выделить облигатные и факультативные элементы. Облигатные элементы представляют собой ценностно обусловленные представления, которые практически остаются неизменными под воздействием реальной профессиональной ситуации. Они в некотором смысле представляют собой Я в профессии. Данные признаки в достаточной степени личностно спаяны и устойчивы под воздействием факторов профессиональной ситуации. Факультативные признаки более вариативны, менее устойчивы, ситуативно обусловлены и, по представлениям авторов, являются неким ресурсом адаптации личности к профессиональной среде. В дальнейшем представляется актуальным изучение взаимосвязи дескрипторов образа профессии с параметрами личностного потенциала, отражающими деятельностную природу человека

[13, 14].

По результатам анализа структуры и характера взаимосвязей между облигатными и факультативными дескрипторами образа профессии было сделано предположение о существовании рассогласованности структуры образа профессии у студентов, выпускников, работающих по специальности, и безработных. Сформулированное предположение требует дальнейшего изучения и интерпретации.

Список литературы

1. Зиброва С. В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии: дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 1999. 122 с.

2. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.

3. Платаш Е. Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 189 с.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)

4. Рыбникова М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 26 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2008. 240 с.

6. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38.

7. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. 350 с.

8. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002. 160 с.

9. Мерлин B. C. Психология индивидуальности. М.; Воронеж: Институт практической психологии; НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.

10. Серкин В. П. Алгоритм разработки и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала // Психологическая диагностика. 2007. № 5. С. 11-29.

11. Гычев А. В., Грицкевич Н. К., Кононова М. Е. Особенности психологических защитных механизмов и совладающего поведения у безработных (гендерный аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 98-102.

12. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

13. Богомаз С. А. Инновационный потенциал личности и его оценка // Социальный мир человека. Вып. 5: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций», 17-19 апреля 2014 года, г. Ижевск / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2014. С. 275-279.

14. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. Вып. 12. М.: СГУ, 2010. С. 77-88.

Овчинникова Ю. В., психолог

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Богомаз С. А., доктор психологических наук, профессор.

Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Гычев А. В., доктор медицинских наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 12.12.2014.

Yu. V. Ovchinnikova, S. A Bogomaz, A. V. Gychev

FEATURES OF THE PROFESSION IMAGE OF INDIVIDUALS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the dynamics of the image of the profession substantial characteristics at different stages of professional education involving certain types of crises. Based on the data of the image of the profession in the context of a crisis of professional formation, the existence of obligatory and facultative features in its structure is assumed. The authors suggest the existence of "ideal" image of the profession among students and the unemployed. The structure and nature of the interaction between the obligatory and facultative descriptors of image of profession in each group is analyzed in the article. The assumption about the existence of a unmatched structure of the image profession among students, graduates working in the specialty, and the unemployed is proposed.

Key words: crises of professional education, image of profession, ideal representations about profession, obligatory and facultative descriptors of profession.

References

1. Zibrova S. V. Professional'noe soznanie:reprezentatsiyaiobrazprofessii: dis. ... kand. psikhol. nauk [Professional consciousness: representation and image of profession. Dis. cand. psychol. sci.]. Krasnoyarsk, 1999. 122 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Klimov E. A. Obraz mira vraznotipnykh professiyakh [World image of the polytypic profession]. Moscow, MGU Publ., 1995. 224 p. (in Russian).

3. Platash E. F. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya obrazabudushchey professiiustudentovspetsial'nosteyekonomicheskogo profilya: dis. ... kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of the future profession image formation of students majoring in economics. Dis. cand. ped. sci.]. Stavropol', 2011. 189 p. (in Russian).

4. Rybnikova M. N. Individual'no-tipologicheskie isotsial'no-psikhologicheskie faktory formirovaniya obrazaprofessii: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Individually-typological and socio-psychological factors of the future profession image formation. Abstract of thesis cand. psychol. sci.]. Moscow, 2008. 26 p. (in Russian).

5. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of professional development]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 240 p. (in Russian).

6. Mitina L. M. Lichnostnoe i professional'noe razvitie cheloveka v novykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh [Personal and professional development of the individual in the new socio-economic conditions]. Voprosy Psychologii - Questions of Psychology, 1997, no. 4, pp. 28-38 (in Russian).

7. Artem'eva E. Yu. Osnovypsikhologiisub»ektivnoysemantiki[Basics of psychology of subjective semantics]. Moscow, Smysl Publ., 1999. 350 p. (in Russian).

8. Povarenkov Yu. P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka [Psychological content of the individual's professional formation]. Moscow, URAO Publ., 2002. 160 p. (in Russian).

9. Merlin V. S. Psikhologiya individual'nosti [Psychology of individuality]. Moscow, Voronezh, Institut Prakticheskoy Psychologii Publ.; NPO Modek Publ., 1996. 448 p. (in Russian).

10. Serkin V. P. Algoritm razrabotki i blanki spetsializirovannykh semanticheskikh differentsialov dlya otsenki raboty, professii i professionala [Algorithm for working out and forms of specialized semantic differential for assessment work, profession and professional]. Psikhologicheskaya diagnostika - Psychological Diagnostics, 2007, no. 5, pp. 11-29 (in Russian).

11. Gychev A. V., Gristkevich N. K., Kononova M. E. Osobennosti psikhologicheskikh zashchitnykh mekhanizmov i sovladayushchego povedeniya u bezrabotnykh (gendernyy aspekt) [The particularities of the psychological defense mechanisms and coping behaviours among unemployed (gender aspect)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 2 (92), pp. 98-102 (in Russian).

12. Shneyder L. B. Professional'naya identichnost' [Professional identity: monograph]. Moscow, MOSU Publ., 2001. 272 p. (in Russian).

13. Bogomaz S. A. Innovatsionnyy potentsial lichnosti i ego otsenka [The innovative potential of the individual and its evaluation]. Sotsial'nyy mir cheloveka. Vyp. 5: Materialy V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem "Chelovek i mir: psikhologiya konflikta, neopredelennostii riska innovatsiy", 17-19 aprelya 2014 goda, g. Izhevsk) [N. I. Leonov (Ed.), The social world of the person. Vol. 5. Proceedings of the V All-Russian Congress with international participation "Person and the world: the psychology of conflict, uncertainty and risk of innovation" (April 17-19, 2014, Izhevsk)]. Izhevsk, ERGO Publ., 2014. Pp. 275-279 (in Russian).

14. Bogomaz S. A., Matsuta V. V. Otsenka lichnostnogo potentsiala i vyyavlenie osnovnykh tipov orientatsii na professional'nuyu deyatel'nost' u sovremennoy vuzovskoy molodezhi [Evaluation of the personal potential and identifying of the major types of orientation to the professional activity among high school youth]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of teaching]. Moscow, SGU Publ., 2010, vol. 12, pp. 77-78 (in Russian).

Ovchinnikova Yu. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, 634061.

E-mail: [email protected]

Bogomaz S. A.

National Research Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, 634050.

E-mail: [email protected]

Gychev A. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.