Научная статья на тему 'Сопоставление семантических универсалий профессионалов типа «человек-знак», имеющих различный стаж трудовой деятельности'

Сопоставление семантических универсалий профессионалов типа «человек-знак», имеющих различный стаж трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
154
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРЫ / СТАЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ / РАЗВИТИЕ ЗНАЧЕНИЯ / ACCOUNTANTS / PROFESSIONAL WORK EXPERIENCE / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / SEMANTIC UNIVERSALS / DEVELOPMENT OF MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Склейнис Виктор Александрович

Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у представителей профессии типа «человек-знак» с различным стажем трудовой деятельности. Автор статьи указывает на развитие функциональности значений профессионально значимых стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности, а также развитие семантических универсалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Склейнис Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of the semantic universals of the professionals of the type "person-sign", with different experience in labour activity

This article is devoted to the analysis of the results of semantic research of values of professionally significant and neutral stimulus among the specialists of type "person-sign" with the different experience in labor activity. Author of the article points at the development of functionality of values of professionally significant stimulus in the course of professional activity mastering, and also development of the semantic universals.

Текст научной работы на тему «Сопоставление семантических универсалий профессионалов типа «человек-знак», имеющих различный стаж трудовой деятельности»

УДК 159.9:331.101.3

СОПОСТАВЛЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛИЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК», ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ СТАЖ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виктор Александрович Склейнис, аспирант,

Северо-Восточный Государственный Университет, г. Магадан

Аннотация

Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у представителей профессии типа «человек-знак» с различным стажем трудовой деятельности. Автор статьи указывает на развитие функциональности значений профессионально значимых стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности, а также развитие семантических универсалий.

Ключевые слова: бухгалтеры, стаж профессиональной деятельности, ассоциативный эксперимент, семантические универсалии, развитие значения.

COMPARISON OF THE SEMANTIC UNIVERSALS OF THE PROFESSIONALS OF THE TYPE "PERSON-SIGN", WITH DIFFERENT EXPERIENCE IN LABOUR

ACTIVITY

Viktor Aleksandrovich Skleynis, the post-graduate student,

Northeast State University,

Magadan

Annotation

This article is devoted to the analysis of the results of semantic research of values of professionally significant and neutral stimulus among the specialists of type "person-sign" with the different experience in labor activity. Author of the article points at the development of functionality of values of professionally significant stimulus in the course of professional activity mastering, and also development of the semantic universals.

Keywords: accountants, professional work experience, associative experiment, semantic uni-versals, development of meaning.

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме особенностей образа мира, связанных со спецификой профессиональной деятельности, посвящено значительное количество работ. В этих работах указывается взаимосвязь образа мира с различными характеристиками как предмета труда [1,5,4], так и временных параметров трудовой деятельности [2]. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных данной тематике, проблема сопоставления образа мира специалистов, находящихся на различных этапах профессионального развития освещена в недостаточной степени. Подобного рода сопоставительный анализ позволит зафиксировать особенности образа мира профессионалов, находящихся на различных стадиях освоения профессии, а также проследить процесс формирования образа мира профессионала на различных этапах его становления.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методов исследования были использованы специализированные семантические дифференциалы «Образ жизни», «Работа», «Профессионал» [4], а также ассоциативный эксперимент, направленный на изучение оценивания профессионально значимых стимулов. В качестве стимула для ассоциативного эксперимента было выбрано понятия «отчёт», являющееся профессионально значимым для исследуемых групп испытуемых. Выборка исследования была представлена специалистами типа «человек-знак» (бухгалтеры), различающихся по стажу профессиональной деятельности (специалисты, находящиеся на стадии профессиональной адаптации — стаж до

трех лет, и специалисты, прошедшие стадию профессионального становления — стаж свыше пяти лет).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

При обследовании представителей профессии типа «человек-знак» со стажем профессиональной деятельности до трёх лет были получены следующие данные.

В универсалию групповой оценки своего образа жизни (25 человек) по 80% интервалу [4] были включены следующие признаки: достойный (1,88), дружеский (1,84), понимающий (1,96), настоящий (1,84), привлекательный (1,68), осмысленный (1,68), нравственный (1,84), положительный (2,16), ответственный (2,12), добрый (1,8), уважительный (2,08), веселый (1,92). Всего 12 признаков.

В универсалию групповой оценки своей работы (24 человека) по 75% интервалу были включены следующие признаки: высокоответственная (1,29), востребованная (1,29), практическая (1,38), осмысленная (1,33), легальная (1,5), в помещении (1,79), коммуникабельная (1,42), умственная (1,71), официальная (1,54), скрупулезная (1,38), ответственная (1,63), обязательная (1, 58), профессиональная (1,5), стабильная (1,5), офисная (1,71). Всего 15 признаков.

В универсалию групповой оценки представителя своей профессии (19 человек) по 80% интервалу были включены следующие признаки: квалифицированный (2,18), способный (2,18), компетентный (2, 41), образованный (2,44), активный (1, 65), знающий (2,06), ответственный (2,47), умелый (2,18), востребованный (1,76), выполняющий (1,88), целеустремленный (1,76), добросовестный (2,18), внимательный (2,24), заинтересованный (1,71), развивающийся (1,76), уверенный (1,94), уважаемый (2), работоспособный (2,24), подготовленный (1,76), решающий проблемы (1,65), полезный

(2.18), развивающийся (1,88), умный (2,06), удачливый (2,06). Всего 24 признака.

В ассоциативную семантическую универсалию понятия «отчёт» вошли следующие ассоциации: важный (4), годовой (4), цифры (4), квартальный (3), сдать (3), точный (3).

При обследовании представителей профессии типа человек-знак со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет были получены следующие данные.

В универсалию групповой оценки своего образа жизни (23 человека) по 80% интервалу [4] были включены следующие признаки: активный (1,74), достойный

(2.19), дружеский (1,96), понимающий (1,85), настоящий (1,67), осмысленный (1,93), положительный (1,74), ответственный (2), добрый (2), истинный, демократичный, упорядоченный, миролюбивый, счастливый, безопасный, уважительный. Всего 16 признаков.

В универсалию групповой оценки своей работы (20 человек) по 90% интервалу были включены следующие признаки: квалифицированная, активная, высокоответственная, творческая, востребованная, удовлетворяющая, осмысленная, легальная, в помещении, коммуникабельная, постоянная, умственная, официальная, долговременная, скрупулезная, обязательная, профессиональная, удачная, результативная, интенсивная, бюджетная, настоящая. Всего 22 признака.

В универсалию групповой оценки представителя своей профессии (19 человек) по 90% интервалу были включены следующие признаки: квалифицированный, способный, компетентный, образованный, знающий, ответственный, умелый, востребованный, выполняющий, опытный, целеустремленный, добросовестный, внимательный, заинтересованный, уважаемый, работоспособный, подготовленный, решающий, полезный, опытный, умный. Всего 21 признак.

В ассоциативную семантическую универсалию понятия «отчёт» в группе «человек-знак» вошли следующие ассоциации: годовой (7), бухгалтерский (4), квартальный (4), необходимый (3).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При сравнении специалистов типа «человек-знак» с различным стажем деятельности, можно отметить увеличение групповой сплоченности оценивания профессионально значимых стимулов. Так, в семантическую универсалию понятия «работа» в группе специалистов, имеющий стаж профессиональной деятельности до трех лет, отсутствуют 90% семантические универсалии, ярко выраженные в группе специалистов со стажем свыше трех лет. Интерпретируя полученные данные, следует обратить внимание на тот факт, что семантическая универсалия понятия «образ жизни» специалистов с высоким стажем профессиональной деятельности включает в себя все дескрипторы, входящие в универсалию специалистов с низким стажем, включая в себя также признаки, в универсалии специалистов со стажем до трех лет не представленные. Данный факт позволяет нам говорить о развитии семантической универсалии и увеличении когнитивной сложности понятия в процессе освоения профессиональной деятельности. Сопоставляя семантические универсалии понятия «профессионал», также можно отметить их значительное сходство.

Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что в 90% универсалию оценки данного понятия группой специалистов со стажем профессиональной деятельности входит всего два дескриптора: «компетентный» и «ответственный», в то время как другие дескрипторы, присущие для обеих универсалий, в универсалии оценки стимула группой со стажем до трех лет имеют меньший вес. Таким образом, мы можем говорить об увеличении групповой сплоченности оценивания стимула с увеличением стажа профессиональной деятельности, на основании данных об уменьшении показателей дисперсии входящих в универсалию признаков.

При сопоставлении семантических универсалий оценки понятия «работа», мы считаем необходимым обратить внимание на два момента. Первый момент — большее количество признаков, входящих в универсалию специалистов с высоким стажем в сочетании со значительным количеством сходных признаков, что указывает на «развитие» универсалии, проявляющееся в увеличении когнитивной сложности оцениваемых понятий. Второй момент — увеличение веса признаков, входящих в универсалию оценки стимула по мере увеличения стажа профессиональной деятельности.

Сопоставляя ассоциативные семантические универсалии понятия «Отчет», следует отметить, что универсалия оценки данного понятия группой испытуемых со стажем профессиональной деятельности свыше трех лет включает в себя ассоциации с большим весом, чем универсалия оценки группой специалистов со стажем до трех лет, что говорит о развитии функциональности значения данного понятия в процессе освоения профессиональной деятельности. Универсалии обеих групп включают в себя ассоциации, отражающие представления о значимости выполнения отчетной документации (важный, необходимый). Вместе с тем, универсалия группы со стажем профессиональной деятельности до трех лет включает в себя синтагматическую ассоциацию (цифры). Таким образом, полученные данные подтверждают тезис об увеличении доли функциональных описаний в семантических универсалиях профессионально значимых стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, сопоставляя семантические универсалии специалистов с различным стажем профессиональной деятельности, мы можем отметить две закономерности их развития. Первая закономерность состоит в увеличении числа дескрипторов, входящих в универсалию специалистов с более высоким стажем профессиональной деятельности, что обусловлено, на наш взгляд, возрастанием когнитивной сложности оцениваемых понятий. Вторая закономерность заключается в увеличении веса дескрипторов, входящих в семантические универсалии специалистов на ранних этапах профессионального развития, что свидетельствует об увеличении групповой сплочен-

ности оценивания стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности. Данная закономерность проявляется также при исследовании ассоциативных семантических универсалий в виде увеличения частоты встречаемости функциональных признаков в универсалиях специалистов с более высоким стажем работы. Это позволяет нам говорить о возможности экстраполяции положения В. П. Серкина о функциональном генезе значения в практической деятельности [3] на деятельность профессиональную, рассматривая функциональный генез значения профессионально значимых стимулов как аспект профессионального развития образа мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтина, Н. Н. Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов рыбоохраны : дис. ... канд. психол. наук / Бахтина Н.Н. ; Московский гос. ун-т. - М., 2004. - 150 с.

2. Гаранина, О. А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика : дис. ... канд. психол. наук / Гаранина О.А. -Магадан, 2006. - 160 с.

3. Серкин, В. П. Функциональный генез значения в практической деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Серкин В.П. ; Московский гос. ун-т. - М., 1988 - 141 с.

4. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики / В. П. Серкин. - М. : Пчела, 2008. - 384 с.

5. Шиман, В. А. Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками : дис... канд. психол. наук / Шиман В.А. - Хабаровск, 2005. - 242 с.

Контактная информация: psy-adept@rambler.ru

УДК 378.02

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Галина Николаевна Слепцова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

г. Якутск

Аннотация

В условиях модернизации образования одной из важнейших задач преподавателя иностранного языка становится формирование социокультурной компетентности студента. Раскрыта сущность понятия "социокультурная компетентность". Показана опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетентности студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, межкультурная коммуникация, коммуникативная сфера личности.

PROBLEM OF FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF NONLANGUAGE FACULTIES' STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGES LEARNING

PROCESS

Galina Nikolaevna Sleptsova, the senior teacher,

Northeast Federal University of a name of M.K.Ammosov

Yakutsk

Annotation

In the condition of modern educational system the main task of foreign language teacher is formation of sociocultural competence of a student. In the article such definition as "sociocultural competence" is given. The experimental work of formation of sociocultural competence among students of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.