Научная статья на тему 'Профессиональная специфика образа мира и образа жизни учителей с различным педагогическим стажем'

Профессиональная специфика образа мира и образа жизни учителей с различным педагогическим стажем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / IMAGE OF THE WORLD / A WAY OF LIFE / PEDAGOGICAL ACTIVITY / MOTIVATION TO PROFESSIONAL ACTIVITY / DIRECTIVITY TO PERSONALITIES OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивоварова С.В.

Статья посвящена описанию специфики профессионального образа мира и образа жизни учителей. Доказывается предположение об усилении профессиональной специфичности образа мира и образа жизни учителей с увеличением опыта педагогической деятельности. Профессия оказывает большое влияние на всю жизнедеятельность профессионала, и это влияние становится заметнее у учителей, занимающихся педагогической деятельностью более 15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SPECIRICITY OF AN IMAGE OF THE WORLD AND WAY OF LIFE OF TEACHERS WITH THE VARIOUS PEDAGOGICAL EXPERIENCE

The Article is dedicated to description of specificity of a professional image of the world and a way of life of teachers. The assumption of strengthening professional specificity of an image of the world and a way of life of teachers with increase in experience of pedagogical activity is proved. The Profession renders the big influence on all ability to live of the professional, and this influence becomes more appreciable at the teachers, engaged pedagogical activity more than 15 years.

Текст научной работы на тему «Профессиональная специфика образа мира и образа жизни учителей с различным педагогическим стажем»

УДК 159.98:622-051(571.65) ББК 88.4

Пивоварова Светлана Викторовна

аспирант г. Магадан Pivovarova Svetlana Viktorovna

Post-graduate Magadan

Профессиональная специфика образа мира и образа жизни учителей с различным педагогическим стажем Professional Specific Character of the World Image and Lifestyle of Teachers with Different Experience in Teaching

Статья посвящена описанию специфики профессионального образа мира и образа жизни учителей. Доказывается предположение об усилении профессиональной специфичности образа мира и образа жизни учителей с увеличением опыта педагогической деятельности. Профессия оказывает большое влияние на всю жизнедеятельность профессионала, и это влияние становится заметнее у учителей, занимающихся педагогической деятельностью более 15 лет.

The article is devoted to the specific character description of a professional world image and lifestyle of teachers. The assumption that professional specific character of the world image and lifestyle of teachers strengthens together with the increase in experience in teaching is proved in the article. The profession influences the life of any professional, and this influence becomes more obvious with the teachers who have experience in teaching more than 15 years.

Ключевые слова: образ мира, образ жизни, педагогическая деятельность, мотивация профессиональной деятельности, направленность личности педагога.

Key words: the world image, a lifestyle, pedagogical activity, motivation of professional activity, focus on teacher's personality.

В настоящее время активно разрабатывается концепция влияния профессии на становление образа мира и образа жизни профессионала (Климов Е.А. [1995], Серкин В .П. [2005], Стрелков Ю.К. [2001] и др.).

Понятие «образ мира» введено А.Н. Леонтьевым [1979] для описания интегральной системы значений человека, образующейся на основе закономерностей существования образа мира и совокупности реализуемых субъектом деятельностей путем постоянной трансформации чувственной ткани сознания в значения [7, 72].

Для системного описания структур, динамики и генеза образа мира В.П. Серкиным [2005] разработано психологическое понятие «образ жизни». Это понятие описывает актуальную активность субъекта, в процессе которой образ мира развивается и изменяется. Образ мира является отражением образа жизни. А образ жизни - проявлением образа мира. Также необходимо обратить внимание, что профессиональная специфичность образа мира и образа жизни профессионала возрастает. Ю.К. Стрелков отмечает, что профессиональный образ мира новичка и профессионала различны, поэтому изучение влияния профессии на становление личности с увеличением опыта педагогической деятельности позволит использовать полученные результаты для подготовки специалистов и изучения влияния профессии на личность профессионала на различных стадиях профессионализации.

В психологии большое внимание уделяется педагогической профессии и личности педагога. Особенно актуально это становится в современных условиях в свете реализации национальных проектов.

В нашей работе мы предприняли попытку описать влияние профессии на личность педагога на различных стадиях профессионального становления. Данное исследование дополнит уже существующие данные по изучению образа мира и образа жизни профессионалов новыми фактами.

Для изучения образа мира и образа жизни учителей нами было предпринято исследование, в котором приняли участие педагоги с различным опытом педагогической деятельности: первая экспериментальная группа -учителя со стажем работы менее трех лет (молодые специалисты) - 20 чел., вторая группа - учителя с педагогическим стажем 7-10 лет - 20 чел., третья -учителя со стажем более 15 лет (опытные учителя) - 20 чел.

Для экспериментального изучения образа мира Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков и В. П. Серкин [1985] рассматривают три его слоя: перцептивный, семантический и ядерный. Эмпирические описания образа мира возможны лишь через описание образа жизни. Описание специфики индивидуального образа жизни является «ключом» к описанию конкретной специфики индивидуального образа мира [7].

В.П. Серкин [2005] предлагает структуру образа жизни, в которую входит и образ мира:

1. Уровень внутренней деятельности (или слой образа мира),

2. Уровень коммуникации,

3. Уровень практической деятельности.

Одной из гипотез нашего исследования является предположение о том, что существует связь между опытом педагогической деятельности педагогов и их профессиональным образом мира и образом жизни. В этой статье мы хотим показать, что с увеличением педагогического опыта профессиональная специфичность образа мира и образа жизни усиливается. Для доказательства гипотезы были использованы ассоциативный эксперимент и семантический дифференциал «Образ жизни»» [6].

Для ассоциативного эксперимента нами были выбраны следующие стимулы: «моя работа», «мой отдых», «моя жизнь». Полученные данные сведены в таблицу. В ассоциативную семантическую универсалию вошли только значимые неслучайные для данной группы характеристики (частота встречаемости которых не ниже 2).

Таблица 1

Ассоциативные семантические универсалии у учителей с различным педагогическим

стажем

Стимулы

ч ч ч

а а а

группа Моя работа с т Моя жизнь с т Мой отдых с т

о о о

т т т

а а а

неопы тные учител я дети 4 веселая 3 друзья 12

учить детей 2 разный/разнообразный 7

школа 2 веселый/веселье 7

с семьей/семья 5

5 « ° £ О УЖ ^ Е - о а а интересная 7 общение 8 летом 10

трудная 6 интересная 6 семья 5

§ я н _ с важная /нужная 5 работа 4 сон 5

школа 2 насыщенная 4 природа 2

опытные учителя общение 7 прекрасная/хорощая/ 8 лето/чаще летом 9

ученики 7 семья 7 выходные 5

радость 5 работа 5 конец рабочей недели 4

трудная 5 сын, дочь, дети 4 короткий/очень мало 4

напряжение 4 школа 4 спокойный 3

уроки 4

нервы 3

каторга/все больше похожа на каторгу 2

Анализируя характеристики, входящие в ассоциативные семантические универсалии на стимул «Моя работа», можно сделать вывод, у группы молодых специалистов еще не сформировалось ценностного отношения к работе. Это связано с тем, что они пока не имеют достаточного опыта деятельности и работа не вызывает особого эмоционального отношения, они только познают деятельность. Для педагогов, имеющих больший стаж работы по данной специальности, работа, напротив, является эмоционально значимой. Особенно ярко это проявляется у учителей со стажем более 15 лет. Работа вызывает у них положительные и отрицательные эмоции, сформировалось определенное отношение к деятельности.

Данные, полученные с помощью ассоциативного эксперимента на стимул «Моя жизнь» говорят о том, что на учителей со стажем работы 7-10 лет и больше 15 лет работа накладывает больший отпечаток. У второй экспериментальной группы жизнь ассоциируется с общением (что является характеристикой педагогической деятельности) и работой, как и у учителей третьей группы. У молодых специалистов жизнь ассоциируется с весельем.

Отдых у молодых специалистов ассоциируется с весельем и людьми, с которыми он проходит. У учителей со стажем 7-10 лет и опытных учителей отдых ассоциируется с летом. Вероятно, это связано с тем, что именно в это время года учителя уходят в отпуск. У опытных учителей отдых также ассоциируется с днями, когда они не работают. Здесь мы видим влияние

временных циклов профессиональной деятельности на другие формы активности опытных учителей.

В ассоциативных семантических универсалиях на все стимулы (кроме, «мой отдых») в группе опытных учителей большее количество характеристик и частота их встречаемости выше, чем у других групп, что говорит о большем единстве ассоциаций у опытных учителей. Таким образом, с увеличением опыта педагогической деятельности согласованность в оценках стимулов у педагогов увеличивается. Профессиональная деятельность изменяет личность, способствует появлению универсальных для всех педагогов особенностей. Профессия влияет на восприятие окружающего мира, других людей, образа жизни.

Восприятие своего образа жизни учителями изучалось с помощью специализированного семантического дифференциала (СД) «Образ жизни» [6].

Полученные данные обрабатывались методом семантических универсалий (Е.Ю. Артемьевой). Был выбран 90% критерий (частота встречаемости), различия значимы.

Таблица 2

Восприятие своего образа жизни учителями с различным педагогическим стажем

Молодые Учителя со стажем от Опытные учителя

специалисты 7-10 лет

характеристики с характеристики с характеристики с

уважительный 2,15 ответственный 2,3 достойный 2,35

нравственный 2,1 компромиссный 2,05 ответственный 2,35

ответственный 2,1 дружеский 2,05 положительный 2,15

дружеский 2 понимающий 2,05 компромиссный 2,1

достойный 2 нравственный 2,1 напряженный 2,05

веселый 1,95 напряженный 2 осмысленный 2

положительный 1,95 положительный 2 понимающий 1,95

понимающий 1,9 уважительный 2 насыщенный 1,95

истинный 1,75 подвижный 1,95 открытый 1,95

миролюбивый 1,95 нравственный 1,9

истинный 1,9 бодрый 1,9

активный 1,75 дружеский 1,85

осмысленный 1,75 добрый 1,7

настоящий 1,6

счастливый 1,55

упорядоченный 1,5

Жирным выделены отличия, курсивом - сходство между двумя группами, подчеркнутым - сходство во всех групаах.

При сравнении полученных данных можно отметить много совпадений в оценке своего образа жизни учителями. Сходство обусловлено самой

методикой [6]. А также тем, что уже в первые годы работы учителем, профессиональная деятельность значительно влияет на жизнь педагога.

Различия проявляются в том, что в семантическую универсалию молодых специалистов входит такая характеристика, как «веселый», отсутствующая у других групп; в семантическую универсалию учителей со стажем 7-10 лет входят следующие характеристики, отсутствующие у других групп -подвижный, миролюбивый, активный; в семантическую универсалию опытных учителей входят такие характеристики, как насыщенный, открытый, бодрый, добрый, настоящий, счастливый, упорядоченный.

Полученные результаты подтверждают данные ассоциативного эксперимента. Учителями со стажем 7-10 лет их образ жизни воспринимается с позиции активности и положительного отношения к людям, что является значимым для них. Опытные учителя воспринимает свой образ жизни с позиции содержательности, истинности и активности.

При факторном анализе полученных данных был использован метод главных компонент с вращением Уапшах.

В результате обработки общегрупповой матрицы данных семантического дифференциала в группе молодых специалистов 13 значимых, независимых факторов, отражающих факторную структуру представлений о своем образе жизни, которые объясняют 93,7% общей дисперсии переменных; 13 факторов в группе учителей со стажем 7-10 лет, которые объясняют 92,6% общей дисперсии переменных; 14 факторов в группе опытных учителей, которые объясняют 93,4% общей дисперсии переменных. Факторы были названы группой экспертов (3 педагога-психолога и один педагог). Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Данные, полученные с помощью факторного анализа

Молодые специалисты Учителя со стажем 7-10 лет Опытные учителя

Название фактора (вес, % от общей дисперсии) Название фактора (вес, % от общей дисперсии) Название фактора (вес, % от общей дисперсии)

1. Социальная приемлемость -социальная неприемлемость (5,66; 12, 58%) 1. неудовлетворенность -удовлетворенность (6,9; 15,38%) 1. Истинность - ложность (6,1; 13,6%)

2. Осмысленность - 2. Социальность - антисоциальность 2. Гармоничность -

бессмысленность (5; 11,15%) (4,9; 10,9%) дисгармоничность (4,9; 10,9%)

3. Наполненность - пустота (4,2; 9,48%) 3. Активность - пассивность (4,1; 9%) 3. Активная жизненная позиция -пассивная жизненная позиция (4, 024; 8,94%)

4. Властность - подчиненность (3,4; 7,58%) 4. Гармония - дисгармония (3,5; 7,79%) 4. позитивность - негативность (4,016; 8, 92%)

5. Не приспособленность к социуму - приспособленность к социуму (3,35; 7,46%) 5. Враждебность - дружелюбие (3,091; 6,86%) 5. Стремление к независимости (2,78; 6,19%)

6. Самостоятельность -подверженность влиянию (3,089; 6,86%) 6. Опасность - безопасностьь(2,8; 6,27%) 6. Бескорыстность -расчетливость (2,7; 6%)

7. Активность - пассивность (2,85; 6,33%) 7. Самодостаточность - социальность (2,7; 6%) 7. комфортность -некомфортность (2,6; 5,8%)

8. Коммуникабельность -неуверенность (2,7; 6%) 8. Свободный - несвободный (2,69; 5,98%) 8. Напористость -дружественность (2,44; 5,44%)

9. Привлекательность -непривлекательность (2,68; 5,9%) 9. Темп жизни (2,5; 5,6%) 9. Авторитарность -демократичность (2,3; 5,1%)

10. Изменчивость - постоянство (2,59; 5,76%) 10. Молодость - зрелость (2,36; 5,2%) 10. Упорядоченность -беспорядоченность (2,1; 4,7%)

11. Непримиримость-компромиссность (2,42; 5,38%) 11. Надежность - ненадежность (2,2; 5%) 11. Саморазвитие - социальная статичность (2; 4,58%)

Спокойствие - беспокойство (2,27; 5%) 12. Расслабленность - напряженность (2,1; 4,8%) 12. Динамика - статика (2,063; 4, 583%)

Доминантность - подчиненность (1,8; 4%) 13. Постоянство - изменчивость (1,8; 4%) 13. Открытость - замкнутость (1,96; 4,36%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Усталость - легкость (1,9; 4,22%)

Из приведенных выше параметров оценки своего образа жизни видно, что молодые специалисты при описании своего образа жизни склонны в большей степени использовать параметры, характеризующие взаимоотношения с людьми (с позиции конформизма или нонконформизма, доминантности или подчиненности) (4, 5, 6, 8, 11, 13), привлекательность и насыщенность жизни (1,2,3,9,12); активность, изменчивость; учителя со стажем 7-10 лет - параметры, характеризующие зрелость (1,4, 6,7,8,10,11), динамику (3,9,13), принятие социума (2,5), напряженность; опытные учителя - параметры, характеризующие комфортность (2,7,10), построение отношений с окружающими (6,9,13), достижение цели (3,5,8,11,12), истинность (1), усталость (14), позитивность (4).

У всех групп испытуемых структура описания своего образа жизни высоко дифференцирована по количеству факторов - параметров описания оценки и по количеству критериев, содержательно объединяющих факторы-

параметры. Это говорит о высокой дифференцированности оценок своего образа жизни учителями.

Таким образом, на данной выборке выделились специфические параметры в структуре представлений о своем образе жизни.

Для изучения целемотивационного комплекса (ядерного слоя образа мира) нами использовались методики «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфира в модификации А. Реана) и направленность личности (Б.М. Басса). Полученные данные представлены в таблицах 2, 3.

Таблица 2

Данные по методике «Мотивация профессиональной деятельности»

№ Молодые специалисты Учителя со стажем Опытные учителя со

работы стажем

от 7 до 10 лет

Мотивация ВМ ВПМ ВОМ ВМ ВПМ ВОМ ВМ ВПМ ВОМ

Среднее 4 3,8 2,75 4,375 3,767 3,15 4,4 2,867 3,15

кол-во чел. 8 11 1 16 3 1 18 - 2

% -ное 40% 55% 5% 80% 15% 5 % 90% - 10%

соотношение

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что у большинства учителей со стажем работы до трех лет преобладает внешняя положительная мотивация. Это говорит о том, что в своей деятельности они мотивируются внешними показателями (заработной платой, похвалой и т.д.). Также большое количество молодых специалистов имеют внутреннюю мотивацию профессиональной деятельности, для которых важен сам процесс деятельности, удовлетворение от него.

У большинства учителей со стажем работы 7-10 лет и учителей со стажем работы более 15 лет преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности. Однако необходимо обратить внимание, что в группе опытных учителей при преобладании внутренней мотивации у каждого испытуемого показатели внешней отрицательной мотивации выше, чем внешней положительной. То есть опытные учителя больше, чем учителя с меньшим стажем работы, стремятся избежать критики со стороны руководства или коллег, а также возможных наказаний или неприятностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что с увеличением педагогического опыта усиливается внутренняя мотивация профессиональной деятельности и снижается внешняя положительная мотивация.

Таблица 3

Направленность личности учителей

№ Молодые специалисты Учителя со стажем 710 лет Опытные учителя

направленность Я О Д Я О Д Я О Д

среднее 26,55 27,6 27,85 22,2 26,3 33,05 19,2 25,5 36,15

итого 8 4 8 1 5 14 - 3 17

%-ное соотношение 40 20 40 5 25 70 - 15 85

Данные, полученные с помощью методики «Направленность личности» (Б. Басса) свидетельствуют о том, что у молодых специалистов преобладает направленность на себя и направленность на дело. Многие молодые специалистов ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, а также заинтересованы в выполнении работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество.

В группе учителей со стажем 7-10 лет и учителей со стажем более 15 лет преобладает направленность на дело (деятельность).

Стоит обратить внимание, что у опытных учителей средние показатели направленности на себя ниже, чем в других группах (по сравнению с другими показателями). Возможно, это связано с тем, что если учитель хочет достичь хороших результатов, он должен забыть про себя, свои интересы, потребности. Сама система образования в средней школе требует от учителя полной самоотдачи.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что с увеличением опыта педагогической деятельности увеличивается направленность на деятельность и снижается направленность на себя.

Для анализа уровня коммуникативной деятельности образа жизни, который включает в себя восприятие профессионалом других людей, использовалась методика «Личностный семантический дифференциал» в модификации В.И. Гинецинского [6]. Испытуемым предлагались два стимула: «ученик», «коллега».

Полученные данные обрабатывались методом семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой (90% интервал), различия значимы. Результаты представлены в таблицах 4, 5.

Таблица 4

Семантические универсалии учителей с различным педагогическим стажем

на стимул «Ученик»

Молодые специалисты Учителя со стажем от 7-10 лет Опытные учителя

р о р о р о

характеристики и в а © характеристики ш в а © характеристики и в а ©

Общительный 2,3 А1 Общительный 2,45 А Дружелюбный 2,15 О

Деятельный 2,05 А Разговорчивый 2,1 А Общительный 2,05 А

Обаятельный 2 О Обаятельный 1,7 О Отзывчивый 2 О

Открытый 2 А Уверенный 1,7 С Энергичный 2 А

Разговорчивый 1,85 А Добрый 1,65 О Уверенный 1,95 С

Деятельный 1,65 А Честный 1,9 О

Справедливый 1,9 О

Обаятельный 1,85 О

Разговорчивый 1,8 А

Решительный 1,75 С

Жирным выделены - различия, курсивом - сходства в двух группах, подчеркнутым - сходства во всех группах.

Как видно из таблицы 4 сходство проявляется в оценке ученика, как общительного, обаятельного, разговорчивого, что можно отнести к коммуникативным характеристикам учащегося. Это очевидно, так как взаимодействие с учащимися строится именно через общение.

Различия в оценке ученика можно объяснить тем, что для молодых педагогов наиболее важным является установление контакта с учащимися, поэтому они больше склонны оценивать учащихся с позиции активности. Для опытных учителей важны нравственные, социально желательные качества личности, которые они и стремятся развить у учащихся.

Таблица 5

Семантические универсалии учителей с различным педагогическим стажем

на стимул «Коллега»

Неопытные учителя Учителя со стажем от 7-10 лет Опытные учителя

характеристики с ш в Фактор характеристики с ш в Фактор характеристики с ш в Фактор

Добросовестный 2,6 О Общительный 2,35 А Энергичный 2,6 А

Сильный 2,5 С Разговорчивый 2,1 А Справедливый 2,5 О

Деятельный 2,5 А Открытый 2,05 А Самостоятельный 2,4 С

1 А - активность, О - оценка, С - сила.

Общительный 2,4 А Дружелюбный 2 О Честный 2,35 О

Самостоятельный 2,35 С Отзывчивый 1,95 О Дружелюбный 2,35 О

Открытый 2,35 А Деятельный 1,7 А Добрый 2,3 О

Отзывчивый 2,3 О Отзывчивый 2,25 О

Справедливый 2,25 О Деятельный 2,25 А

Уверенный 2,2 С Обаятельный 2,25 О

Обаятельный 2 О Общительный 2,2 А

Решительный 2 С Добросовестный 2,2 О

Уверенный 2,05 С

Жирным выделены - различия, курсивом - сходства в двух группах, подчеркнутым - сходства во всех группах.

Из таблицы 5 видно, что все учителя воспринимают коллегу, как деятельного, общительного, отзывчивого.

Различия в оценке коллеги проявляются в том, что молодые специалисты воспринимают коллегу с позиции всех трех факторов. Они оценивают личность учителя в целом, качества его личности. Учителя с педагогическим стажем 7-10 лет больше оценивают коллег с позиции активности. Опытные учителя воспринимают коллег с позиции оценки, то есть воспринимают его как носителя нравственных, социально значимых качеств.

Из всего вышесказанного, можно отметить, что на определенном этапе становления профессионала происходят изменения его личности, вызванные профессиональной деятельностью и влияющие на его жизнедеятельность. Чем больше педагогический стаж, тем большее влияние профессия оказывает на образ жизни и образ мира профессионала.

Библиографический список

1. Артемьева, Е. Ю. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие слои [Текст] / Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин // Мышление. Общение. Опыт. Ярославль, 1985. — С. 9-14.

2. Артемьева, Е.Ю. Об описании структуры перцептивного опыта [Текст] /Е.Ю. Артемьева // Вест. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. - 1977. - №2. - С. 12-18.

3. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст]: Учебное пособие / Е.А Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

4. Леонтьев, А. Н. Психология образа [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. -1979. - № 2. - С. 3-13

5. Серкин, В.П. Методы психосемантики [Текст] / В.П. Серкин - М.: Аспект-Пресс, 2004. -213 с.

6. Серкин, В.П. Образ мира и образ жизни [Текст] / В.П. Серкин. - Магадан, 2005. - 331с.

7. Стрелков, Ю. К. Временная связность образа мира [Текст] / Ю.К. Стрелков //Ученые записки кафедры психологии СМУ. Вып.1. — Магадан: Кордис, 2001. — С. 127-156.

Bibliography

1. Artemyeva, E. Yu. Structure of the Subjective Experience: Semantic and other Layers [Text] / E.Yu. Artemyeva, Yu.K. Strelkov, V.P. Serkin // Thinking. Contact. Experience. Yaroslavl, 1985. -P. 9-14.

2. Artemyeva, E.Yu. About Description of the Perceptional Experience Structure [Text] /E.ro. Artemyeva // West. Mosk. Un-that. Ser.14. Psikhologiya. - 1977. - 2. - P. 12-18.

3. Klimov, E.A. World Image in Different Types of Professions [Text]: Manual / E.A Klimov. - M.: Izd-in MGU, 1995. - 224 p.

4. Leontyev, A. N. Psychology of the Image [Text] / A.N. Leontyev // Bulletin of Moscow University. - 1979. - 2. - P. 3-13

5. Serkin, VP. Methods of Psychosemantics [Text] / V.P. Serkin - M.: Aspect-Press, 2004. -213 p.

6. Serkin, V.P. The Image of the World and Lifestyle [Text] / V.P. Serkin. - Magadan, 2005. -331p.

7. Strelkov, Yu. K. Temporary Coherence of the World Image [Text] / Yu.K. Strelkov //Scientific Notes of the SMU Psychology Chair . Vyp.1. - Magadan: Kordis, 2001. - P. 127-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.