Научная статья на тему 'Образ профессии в конструировании профессиональных планов студентов педагогических вузов'

Образ профессии в конструировании профессиональных планов студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИЯ / IMAGE OF THE PROFESSION / PROFESSIONAL PLAN / PROFESSIONALIZATION / STUDENTS / TEACHER EDUCATION / TEACHER / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесина Л. А., Панкова С. Н.

В статье показана значимость представлений личности о выбранной профессии для планирования профессионального будущего. Проанализированы результаты исследования образа профессии, сформированного у студентов педагогических вузов Свердловской области. Выявлены особенности планирования профессионального будущего выпускниками педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесина Л. А., Панкова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE PROFESSION IN DESIGNING PROFESSIONAL PLANS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article shows the significance of the individual perceptions of the chosen profession for a professional future planning. We analyze the results of the study of the image of the profession, formed by the students of pedagogical universities of Sverdlovsk region. Revealed the features of planning the professional future of graduates of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Образ профессии в конструировании профессиональных планов студентов педагогических вузов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-294-299

ОБРАЗ ПРОФЕССИИ В КОНСТРУИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Лесина JI.A., Панкова С.Н.

Уральский федеральный университет им. первого Президента

России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация

В статье показана значимость представлений личности о выбранной профессии для планирования профессионального будущего. Проанализированы результаты исследования образа профессии, сформированного у студентов педагогических вузов Свердловской области. Выявлены особенности планирования профессионального будущего выпускниками педагогических вузов.

Ключевые слова: образ профессии; профессиональный план; профессионализация; студенческая молодежь; педагогическое образование; учитель; профессия.

THE IMAGE OF THE PROFESSION

IN DESIGNING PROFESSIONAL PLANS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Lesina L.A., Pankova S.N.

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation

The article shows the significance of the individual perceptions of the chosen profession for a professional future planning. We analyze the results of the study of the image of the profession, formed by the students of pedagogical universities of Sverdlovsk region. Revealed

the features of planning the professional future of graduates of pedagogical universities.

Keywords: image of the profession; professional plan; professional-ization; students; teacher education; teacher; profession.

Актуальность и постановка проблемы

В актуальных процессах реформирования российского образования существенную роль играют молодые профессионалы, которые являются важнейшим ресурсом любых инновационных преобразований. Однако средние школы испытывают острый дефицит кадров, а особенно - молодых специалистов, что приводит к старению кадрового состава образовательных учреждений [1, с. 8-12]. Поэтому важно изучить особенности и проблемы конструирования профессиональных планов студентов педагогических вузов.

Специфика конструирования профессиональных планов на этапе студенчества состоит в «примеривании» к рынку труда, оценке гарантированности трудоустройства по специальности, получении первого опыта профессиональной деятельности.

Методология и методы исследования

Большинство исследователей процесс профессионального планирования характеризуют как сложную конструкцию, структурированную следующим образом: выдвижение ключевых целей, а так же совокупности ближайших и более отдаленных перспективных целей, определение возможных путей их достижения, оценка личностных ресурсов, осознание ценностей и смысла реализации профессиональных планов [2, с. 300-307]. Чтобы планировать свою трудовую жизнь, студентам педагогических вузов необходимы знания о мире профессий, о престижности их в обществе, а также представления о профессионально-значимых качествах. Иными словами, на основе образа профессии, образа наиболее типичных представителей социально-профессиональной общности студенты планируют свое профессиональное будущее.

В настоящее время активно разрабатываются вопросы, касающиеся представлений личности о выбранной профессии и влияния ее образа на социально-профессиональное самоопределение молодежи [3, с. 92-96]. Мы понимаем под образом профессии представления студенческой молодежи о значимых характеристиках будущей профессиональной деятельности, ее содержательных и внешних имиджевых атрибутах. Представления о профессии формируются у молодых людей отчасти стихийно, отчасти под влиянием социализирующих институтов и личного опыта.

Анализ образа профессии учителя, предпринятый в статье, основывается на эмпирических данных исследования, проведенного авторами в ноябре-декабре 2016 года в г. Екатеринбурге. Для изучения устойчивости сформированного образа профессии «учитель» и особенностей профессиональных планов студенческой молодежи было опрошено 455 студентов 4 курса крупнейших педагогических вузов Свердловской области - УрГПУ, РГППУ. Чтобы учесть мнение студентов разных профилей подготовки, была использована стратифицированная пропорциональная выборка.

Результаты анализа

Изучая процесс конструирования профессиональных планов выпускников педагогических вузов, мы попытались выяснить представления студентов о получаемой профессии, их динамичность. При поступлении в педагогический вуз только 23% опрошенных четко представляли себе характер и специфику деятельности по выбираемой специальности, остальные имели весьма смутные, расплывчатые представления о будущей профессии. Каждый седьмой вообще не представлял себе содержания, характера и специфики выбираемой профессиональной деятельности (таблица 1).

Следует отметить, что процесс первичной профессионализации дает свои результаты. Анализ полученных данных позволяет утверждать, что образ профессии, формирующийся у студентов - будущих педагогов, весьма динамичен и претерпевает существенные изменения в процессе профессионального обучения в вузе. Так, к четвертому

году обучения в педагогическом вузе уже 63% опрошенных считают, что их представления о будущей профессии вполне четкие. Однако 44% студентов по-прежнему лишь в самом общем виде представляют себе контуры осваиваемой специальности и, соответственно, имеют весьма смутное представление о способах и особенностях приобретения педагогических компетенций.

Таблица 1.

Сравнение четкости представлений о содержании, характере, специфике профессиональной деятельности по выбранной специальности

при поступлении и в настоящее время

При поступле- Сегодня,

Четкость представлений нии, % от отве- % от ответив-

тивших ших

Имеют (-ли) четкие представления 23,1 63,6

Имеют (-ли) частичные представления 36,4 21,5

Смутные представления 25,6 10,7

Нет, (не было) вообще представлений о профессии 14,9 4,1

Важно оценить содержательный аспект представлений студентов о выбранной профессии учителя. Мы предлагали опрашиваемым оценить будущую профессию по ряду параметров: соответствие профессии собственным способностям, интересам, ее социальная значимость, престижность, востребованность на рынке труда.

Анализ имиджевых представлений респондентов о получаемой профессии показывает, что будущая профессия воспринимается студентами педагогических вузов как сфера самореализации, где можно актуализировать свой потенциал, но профессия непрестижная и малооплачиваемая. На фоне общего роста прагматичности молодежи отношение студентов к будущей педагогической профессии представляется скорее ценностным, чем инструментальным. Профессия учителя воспринимается студентами не как инструмент для достижения определенного образа жизни, а, скорее, как существенная часть этого образа жизни. Несмотря на рационализацию трудовых отношений на современном рынке труда, личностные, нравственные качества молодых людей оказывают весьма заметное влияние

на выбор ими работы по педагогической специальности. Обучающиеся в педагогических вузах больше ориентированы на развитие своих способностей, индивидуальности, осваивая при этом профессию, заведомо не гарантирующую им материальное благосостояние и высокое социальное положение (таблица 2).

Таблица 2.

Согласны со следующими утверждениями о той профессии,

по которой получаете образование, %

Утверждения Согласен Не согласен

Это интересная профессия, она соответствует моим способностям, умениям 86,4 13,6

Она дает возможность достичь признания, уважения, приносит реальную пользу людям 83,2 16,8

Благодаря ей можно реализовать свои жизненные планы 65,5 34,5

Это престижная профессия 52,1 47,9

Она позволяет обеспечить достойное существование 47,9 52,1

Она востребована на рынке труда даже в условиях кризисов 67,8 32,2

Исследуя профессиональные планы выпускников педагогических вузов, мы определили, что 42% студентов считают профессию учителя своим призванием и собираются по ней работать. Это и есть собственно выпускаемые педагоги. Для выпускников педагогического вуза работа по специальности является непременным условием завершения начатой профессионализации, иначе утрачиваются сформированные компетенции.

Почти четверть студентов хотели бы дальше продолжить профессиональное обучение, что, возможно, обусловлено разочарованием в сделанном выборе профессии, желанием перейти в другое профессиональное сообщество.

Доля тех, кто желает сменить профессию, не считая ее основой профессиональной карьеры, в 2016 году составляет 33% опрошенных. Как правило, это те студенты, для кого выбор профессии был случайным, кто разочаровался или изменил намерения. Отсутствие устойчивой склонности к педагогической профессии побуждает значительное количество студентов имитировать учебную деятельность.

Апатия и безразличие к собственному профессиональному будущему наблюдается у 13% опрошенных студентов. Они представляют свое будущее лишь в общих чертах, размыто, нелинейно, что затрудняет процесс жизненного и профессионального планирования. Подобные настроения растерянности, неуверенности в будущем, возможно, обусловлены кризисными явлениями в экономике.

Заключение

Исследование процесса конструирования профессиональных планов выпускниками педагогических вузов позволило выявить противоречие между желанием заниматься интересным, содержательным делом и жесткими ограничениями рынка труда в плане предоставления возможности трудоустройства на условиях, устраивающих молодых людей. Ситуация на рынке труда складывается весьма благоприятно для педагогических работников: уже сейчас мало безработных учителей, имеются вакансии по многим предметным специальностям как в большом, так и в среднем, малом городе. Однако молодежь не устраивает, прежде всего, низкая оплата труда, непрестижность профессии педагога.

Список литературы

1. Симонова A.A., Минюрова С.А., Рубина Л.Я. Педагогический университет в центре регионального образовательного кластера. // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 8-22.

2. Певная М.В., Дидковская Я.В. Социальная работа: представления о профессии // Социологические исследования. 2011. №4. С. 92-96.

3. Шнейдер Л.Б. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения / Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 300-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.