Научная статья на тему 'Образ профессии в социальнопрофессиональном самоопределении студенчества Свердловской области'

Образ профессии в социальнопрофессиональном самоопределении студенчества Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
568
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / CHOICE OF PROFESSION / IMAGE OF PROFESSION / SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STUDENTS / PROFESSIONALIZATION / CAREER DEVELOPMENT / REPRESENTATION / PRESTIGE OF THE PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дидковская Я.В., Лесина Л.А., Панкова С.Н.

В статье рассматриваются содержательные и имиджевые компоненты представлений студенческой молодежи о выбранной профессии. Подчеркивается значимость образа профессии в процессе социально-профессионального самоопределения молодежи. Информационную базу исследования составили результаты мониторинга социокультурных ориентаций студенческой молодежи Свердловской области. На основе данных опроса проанализирована динамика образа профессии в процессе первичной профессионализации. Делается вывод о том, что сокращение сроков профессиональной подготовки не позволяет молодежи интегрироваться в профессию достаточно глубоко. Студенты, обучающиеся в магистратуре, имеют более четкие представления о будущей профессии, нежели бакалавры. Проанализированы представления студентов о выбранной профессии по разным параметрам: соответствие профессии способностям, возможность приносить пользу людям, престижность, возможность обеспечить достойное существование, востребованность на рынке труда. Выявлены различия в представлениях, сложившихся у студентов разных профилей подготовки, относительно содержания, имиджевой привлекательности выбранной ими профессии. Наиболее позитивную оценку своей профессии (ее престижу, востребованности и т.д.) дают студенты естественнонаучного профиля подготовки, а наиболее негативные -гуманитарного и социально-экономического. Проведенное исследование имеет выраженное практическое значение для преподавателей вузов. Именно вузовское обучение должно способствовать формированию целостного образа выбранной студентами профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of profession in socio-professional self-iedntification of students from sverdlovsk oblast

In this article, we focus on conceptual and image components of young students’ idea of job they choose for the future. We emphasize the role of the image of profession in the process of social-professional self-identification of youth. The data base of the research formed from results of the monitoring of social-cultural orientation of young students from Sverdlovsk Oblast. We made an analysis of image of profession dynamics during initial professionalization, based on the survey data. We made a conclusion, that the shortening of training period doesn’t let young people to integrate deep enough into the profession. Young people studying on the Master ’s degree programs have more clear idea of their future career, than those on Bachelor ’s degree. We analyzed the idea of profession chosen by students using several parameters: compliance of the profession to abilities, opportunity to benefit people, the credibility, opportunity to make a decent living and demand in the labor market. We found the difference between the ideas of students of different training profiles on the concept and the image attractiveness of chosen profession. The students of natural-science profile of training express the most positive evaluations of the profession (credibility, relevance, etc.), and the students of humanitarian and socio-economic profiles express the most negative ones. The study has clear practical value for university lecturers. The institutional training exactly should facilitate the forming of a complete image of the profession chosen by students.

Текст научной работы на тему «Образ профессии в социальнопрофессиональном самоопределении студенчества Свердловской области»

Я.В. Дидковская, доцент, Л.А. Лесина, доцент,

кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, С.Н. Панкова, доцент, кафедра социальной работы, Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, diyana@yandex.ru

ОБРАЗ ПРОФЕССИИ В СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются содержательные и имиджевые компоненты представлений студенческой молодежи о выбранной профессии. Подчеркивается значимость образа профессии в процессе социально-профессионального самоопределения молодежи. Информационную базу исследования составили результаты мониторинга социокультурных ориентаций студенческой молодежи Свердловской области. На основе данных опроса проанализирована динамика образа профессии в процессе первичной профессионализации. Делается вывод о том, что сокращение сроков профессиональной подготовки не позволяет молодежи интегрироваться в профессию достаточно глубоко. Студенты, обучающиеся в магистратуре, имеют более четкие представления о будущей профессии, нежели бакалавры. Проанализированы представления студентов о выбранной профессии по разным параметрам: соответствие профессии способностям, возможность приносить пользу людям, престижность, возможность обеспечить достойное существование, востребованность на рынке труда. Выявлены различия в представлениях, сложившихся у студентов разных профилей подготовки, относительно содержания, имиджевой привлекательности выбранной ими профессии. Наиболее позитивную оценку своей профессии (ее престижу, востребованности и т.д.) дают студенты естественнонаучного профиля подготовки, а наиболее негативные -гуманитарного и социально-экономического. Проведенное исследование имеет выраженное практическое значение для преподавателей вузов. Именно вузовское обучение должно способствовать формированию целостного образа выбранной студентами профессии. Ключевые слова: выбор профессии, образ профессии, социально-профессиональное самоопределение, студенческая молодежь, профессионализация, профессиональная карьера, представление, престиж профессии.

В актуальных процессах общественных трансформаций бесспорно значимую роль играют профессионалы и студенческая молодежь, которые являются важнейшим социальным ресурсом информационного общества. Но сегодня необходимо не только понимать, что молодежь является социальным ресурсом, но и знать, какими ресурсами обладает сама молодежь и какими стремится обладать, чтобы конвертировать их в социальный и культурный капитал. В качестве

такого капитала выступают образование, квалификация и профессия. Поэтому важнейшими вопросами для современной молодежи являются выбор сферы занятости, учебного заведения, будущей профессии, то есть круг проблем, обозначаемых как социально-профессиональное самоопределение.

Специфика самоопределения на этапе студенчества состоит в оценке студентами уже совершенного выбора университета

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

и специальности, построении профессио- дений, СМИ и др.) и личного опыта самих

нальных планов на будущее, примеривании молодых людей.

к рынку труда, получении первого опыта Анализ образа профессии, предпри-

профессиональной деятельности. нятый в статье, базируется на материа-Традиционно про- -

Образ профессии - представления самоопределяющихся субъектов, в частности студенческой молодежи, о значимых характеристиках будущей профессиональной деятельности, ее содержательных и внешних имиджевых - атрибутах, формируемые отчасти стихийно, отчасти целенаправленно под воздействием социализирующих институтов и личного опыта самих молодых людей.

фессиональное самоопределение рассматривается социологами как процесс вхождения молодого поколения в социальные и профессиональные структуры общества, который регулируется различными социализиру ющими институтами, прежде всего институтом профессионального образования. Ключевую роль в этом процессе играет =

формирующийся в процессе освоения будущей профессии ее имидж, или образ1.

Образ профессии многие авторы отождествляют с представлениями личности о своей профессиональной деятельности и о себе как профессионале2; рассматривают как некое образование, формирующееся в процессе профессионального становления и развития3; представляют как систему взаимодополняющих компонентов4.

Несмотря на достаточно интенсивное использование категории «образ профессии» в социологической традиции наряду с понятием «социально-профессиональное самоопределение» ее смысловое наполнение применительно к социологическому дефинированию остается размытым, что повышает актуальность собственно социологического изучения данной категории. Образ профессии - представления самоопределяющихся субъектов, в частности студенческой молодежи, о значимых характеристиках будущей профессиональной деятельно- _

сти, ее содержательных следующий позитивный

и внешних имиджевых атрибутах, форми- момент: за время учебы в вузе представле-руемые отчасти стихийно, отчасти целена- ния молодежи о выбранной профессии су-правленно под воздействием социализи- щественно меняются в сторону большей рующих институтов (семьи, учебных заве- осведомленности, значит, процесс профес-

На момент поступления в вуз четкое представление о содержании и специфике профессиональной деятельности по выбираемой специальности имели менее 20% опрошенных.

лах седьмого этапа исследовательского проекта «Социокультурный портрет студенчества Свердловской области», реализованного в ноябре-декабре 2016 года под руководством Ю.Р. Вишневского и при участии авторов статьи. По репрезентативной гнездовой выборке было опрошено 1827 студентов 14 вузов.

Изучая процесс профессионального самоопределения студентов, мы попытались выяснить их представления о получаемой в вузе профессии. В том числе нас интересовало, насколько их выбор опирается на четкое знание будущего характера труда и как студенты оценивают свою профессию по наиболее важным параметрам современной профессиональной стратификации: возможность получать доходы посредством занятости, престижность, востребованность на рынке труда и др.

Как показало исследование, на момент поступления в вуз четкое представление о содержании и специфике профессиональной деятельности по выбираемой специальности имели менее 20% опрошенных. Основная часть студентов (44%) признались, что, поступая в вуз, имели частичное представление о будущей профессии, 26% -смутное, а около 10% тогда еще абитуриентов вообще не представляли себе содержание и характер выбираемой профессиональной деятельности (табл. 1).

Можно отметить

сионализации дает свои результаты ко 2-3-му году обучения по программе бакалавриата, не говоря уже о магистратуре. Более половины студентов (56,2%) отметили, что сейчас имеют вполне четкие представления о получаемой профессии, однако 32,6% -лишь частичные, 8,2% - смутные, а 3,0% по-прежнему не имеют вообще каких-либо представлений о своей будущей профессии (см. табл. 1). Похожие результаты были получены и в исследованиях, проводимых Л.В. Боллигер, М.Г. Юрковой5.

Расплывчатость представлений о содержании, характере и специфике будущего труда при выборе профессии характерна в первую очередь для студентов, получающих образование по социально-экономическим и техническим специальностям (при выборе профессии четкие представления о профессии имели только 14% респондентов этой группы, сейчас - около 50%). Студенты, выбравшие естественнонаучный профиль подготовки, напротив, демонстрируют наличие достаточно высокой степени осведомленности о будущей профессиональной деятель-

ности (при поступлении - более 45%, на момент опроса - 70%).

Если оценивать представления о профессии в зависимости от уровня получаемой профессиональной подготовки, то здесь наиболее позитивная картина наблюдается среди студентов-магистров (табл. 2).

Студенты, обучающиеся в магистратуре, имеют более четкие представления о своей будущей профессии, нежели бакалавры: более 75% магистров полагают, что сегодня у них имеются достаточно ясные представления о содержании и характере будущей профессиональной деятельности, тогда как среди бакалавров таких в лучшем случае 59% (см. табл. 2). Очевидно, что сокращение сроков профессиональной подготовки не позволяет молодежи интегрироваться в профессию достаточно глубоко, получить ясное и полное представление о будущей профессиональной деятельности, и тем более идентифицировать себя с представителями профессиональной группы. Это, в свою очередь, не лучшим образом может отразиться на намерении строить свою карьеру

Таблица 1

Сравнительные данные о представлениях студентов относительно содержания, характера и специфики профессиональной деятельности по выбранной специальности при поступлении в вуз и в настоящее время, % от числа ответивших

Четкость представлений При поступлении На настоящий момент

Имеют (-ли) четкое представление 19,9 56,2

Имеют (-ли) частичное представление 44,4 32,6

Имеют смутное представление 25,9 8,2

Нет (не было) вообще представления о профессии 9,8 3,0

Итого ответивших 100,0 100,0

Таблица 2

Представление о содержании, характере и специфике профессиональной деятельности о выбранной специальности на момент опроса в зависимости от уровня получаемого образования

Наличие четких представлений Уровень получаемого образования

Прикладной бакалавриат, 2-й курс Прикладной бакалавриат, 3-й курс Академический бакалавриат, 2-й курс Академический бакалавриат, 3-й курс Магистратура Итого

Да 51,1 54,7 57,3 59,0 75,8 56,7

Частично 35,1 33,6 35,0 32,5 12,9 32,9

Имею смутные представления 9,8 9,1 5,5 6,6 0,0 7,5

Нет, не представляю 4,0 2,6 2,3 1,8 11,3 3,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

№ 2(76) ФЕВРАЛЬ 2017

в рамках полученного профессионального образования. Именно сложившийся образ профессии, по мнению Л. Б. Шнейдер, влияет на характер профессиональных намерений, устойчивость профессионального само-определения6.

Каково содержание студенческих представлений о профессии сегодня? Мы просили оценить свою будущую профессию по следующим параметрам: соответствие профессии интересам, способностям и умениям, возможность приносить пользу людям, престижность профессии, возможность обеспечить достойное существование, востребованность на рынке труда.

В целом студенты достаточно высоко оценивают свою профессию по всем перечисленным критериям. При этом интересно, что наиболее высокие оценки получили такие параметры, как соответствие профессии способностям и умениям, интересность профессии (77,8%), общественная полезность профессии (74,5%), а «прагматичные» параметры - востребованность на рынке труда и престижность профессии - получили сравнительно низкие оценки (65,8 и 65,4% соответственно).

Отношение к будущей профессии зависит от профиля обучения в вузе. Наиболее престижной свою профессию считают студенты, обучающиеся по естественнонаучным и гуманитарным специальностям (более 70%). Самую осторожную оценку престижа своей профессии дают будущие инженеры (более 40% студентов технических специальностей не считают, что получаемая ими профессия престижна). Средние позиции в оценке престижа своей профессии занимают студенты социально-экономических специальностей: 65% респондентов согласны с суждением, что их профессия престижна, а 35% не согласны.

Почти половина студентов гуманитарных специальностей (45%) полагают, что их профессия не является востребован-

ной на рынке труда, почти такое же мнение о своей будущей профессии имеют студенты, обучающиеся по социально-экономическим специальностям (40%). Студенты технических и естественнонаучных специальностей более уверены в том, что их профессия окажется востребованной даже в условиях кризиса. Так, 80% студентов-естественников и 75% студентов-технарей считают свою будущую профессию востребованной на рынке труда. Оценки респондентов отражают определенную технокра-тичность современного российского общества, периферийность гуманитарной составляющей.

По результатам опроса студентов также можно сказать следующее. Наибольший интерес к содержательным аспектам будущей профессии демонстрируют студенты-гуманитарии и студенты естественнонаучных специальностей. Среди гуманитариев абсолютное большинство (84%) согласны с суждением «Это интересная профессия, она соответствует моим способностям, умениям», среди студентов-естественников эта доля еще выше - 89%. Наименьший интерес к будущей профессии наблюдается у студентов, обучающихся на социально-экономических специальностях: менее 70% из них согласились с суждением, что их профессия интересна.

Таким образом, результаты анализа продемонстрировали, что профессиональный выбор студентов опирается на нечеткие, расплывчатые представления о будущей профессии, которые за годы учебы в вузе несколько структурируются. Особенно хорошо образ профессии выкристаллизовывается на этапе обучения в магистратуре, тогда как для студентов-бакалавров столь значимое увеличение ясности представлений о получаемой профессии не характерно.

Наиболее позитивную оценку своей будущей профессии (ее престижу, востребованности и т.д.) дают студенты естествен-

Сокращение сроков профессиональной подготовки не позволяет молодежи интегрироваться в профессию достаточно глубоко,

получить ясное и полное представление о будущей профессиональной деятельности. Это, в свою

очередь, не лучшим образом может отразиться на намерении строить свою карьеру в рамках полученного профессионального образования.

нонаучного профиля подготовки, а наиболее негативные - гуманитарного и социально-экономического. Это демонстрирует перифе-рийность гуманитарной составляющей в современном российском обществе, остаточное внимание к гуманитарным и социальным профессиям на уровне государственной политики и повседневной практики. ^

Литература

1. Певная М.В., Дидковская Я.В. Социальная работа: представления о профессии // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 92-96.

2. См.: Там же; Романов П.В., Ярская-Смирно-ва Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 25-35.

3. См.: Боллигер Л.В., Юркова М.Г. Влияние креативности на изменение образа профессии студентов на разных этапах обучения // Вестник ИрГТУ 2014. № 4 (87). С. 237-242; Зритнева Е.И., Пла-таш Е.Ф. Представления студентов экономических

специальностей об образе будущей профессии // Вестник Северо-Кавказского ГТУ 2010. № 2 (23). С. 77-81; Шнейдер Л.Б. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения и становления трудовой мотивации студентов // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ 2015. С. 300-307.

4. Володина К.А. Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции // Вопросы психологии и воспитания. 2013. № 3. С. 156-158.

5. Боллигер Л.В., Юркова М.Г. Влияние креативности на изменение образа профессии студентов на разных этапах обучения // Вестник ИрГТУ. 2014. № 4 (87). С. 237-242.

6. Шнейдер Л.Б. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения и становления трудовой мотивации студентов // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 300-307.

THE IMAGE OF PROFESSION IN SOCIO-PROFESSIONAL SELF-IEDNTIFICATION OF STUDENTS FROM SVERDLOVSK OBLAST

Y.V. Didkovskaya, Docent.

L.A. Lesina, Docent. The department of sociology and technology of state and municipal administration.

S.N. Pankova, Docent.

The department of social work.

Ural Federal University.

Yekaterinburg, Russia. diyana@yandex.ru

In this article, we focus on conceptual and image components of young students' idea of job they choose for the future. We emphasize the role of the image of profession in the process of social-professional self-identification of youth. The data base of the research formed from results of the monitoring of social-cultural orientation of young students from Sverdlovsk Oblast. We made an analysis of image ofprofession dynamics during initial professionalization, based on the survey data. We made a conclusion, that the shortening of training period doesn't let young people to integrate deep enough into the profession. Young people studying on the Master's degree programs have more clear idea of their future career, than those on Bachelor's degree. We analyzed the idea of profession chosen by students using several parameters: compliance of the profession to abilities, opportunity to benefit people, the credibility, opportunity to make a decent living and demand in the labor market. We found the difference between the ideas of students of different training profiles on the concept and the image attractiveness of chosen profession. The students of natural-science profile of training express the most positive evaluations of the profession (credibility, relevance, etc.), and the students of humanitarian and socio-economic profiles express the most negative ones. The study has clear practical value for university lecturers. The institutional training exactly should facilitate the forming of a complete image of the profession chosen by students.

Key words: choice of profession, the image of profession, socio-professional self-determination, students, professionalization, career development, representation, prestige of the profession.

Refereces

1.Pevnaja M.V, Didkovskaja Ja.V Social'naja rabota: predstavlenija o professii [Social work: perceptions of the profession]. Sociologicheskie issledovanija -Sociological researches. 2011, no. 4. pp. 92-96.

2. Pevnaja M.V., Didkovskaja Ja.V. Social'naja rabota: predstavlenija o professii [Social work: perceptions of the profession]. Sociologicheskie issledovanija - Sociological researches. 2011, no. 4. pp. 92-96; Romanov P.V., Jarskaja-Smirnova E.R. Mir professij: peresmotr analiticheskih perspektiv [The World of professions: a revision of analytical perspectives]. Sociologicheskie issledovanija -Sociological researches. 2009, no. 8, pp. 25-35.

3. Bolliger L.V., Jurkova M.G. Vlijanie kreativnosti na izmenenie obraza professii studentov na raznyh jetapah obuchenija [Influence of creativity to change the image of the profession of students at different stages of learning]. Vestnik IrGTU - Vestnik Irgtu. 2014, no. 4 (87), pp. 237-242; Zritneva E.I., Platash E.F. Predstavlenija studentov jekonomicheskih special'nostej ob obraze budushhej professii [Performance of students of economic specialties on the image of the future profession]. Vestnik Severo-Kavkazskogo GTU - Bulletin of North Caucasus state technical University. 2010, no. 2 (23), pp. 77-81; Shnejder L.B. Obraz professii v kontekste professional'nogo samoopredelenija i stanovlenija trudovoj motivacii studentov [The image of the profession in the context of professional self-determination and formation of motivation

of students]. Psihologija motivacii: proshloe, nastojashhee, budushhee: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychology of motivation: past, present, future: materials of international scientific-practical conference]. Novosibirsk, NGPU Publ., 2015, pp. 300-307.

4. Volodina K.A. Teoreticheskij analiz osnovnyh harakteristik obraza professii: ponjatie, struktura, funkcii [Theoretical analysis of the main characteristics of the image of the profession: the concept, structure, functions]. Voprosy psihologii i vospitanija - Questions of psychology and education. 2013, no. 3, pp. 156-158.

5. Bolliger L.V., Jurkova M.G. Vlijanie kreativnosti na izmenenie obraza professii studentov na raznyh jetapah obuchenija [Influence of creativity to change the image of the profession of students at different stages of learning]. Vestnik IrGTU - Vestnik Irgtu. 2014, no. 4 (87), pp. 237-242.

6. Shnejder L.B. Obraz professii v kontekste professional'nogo samoopredelenija i stanovlenija trudovoj motivacii studentov [The image of the profession in the context of professional self-determination and formation of motivation of students]. Psihologija motivacii: proshloe, nastojashhee, budushhee: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychology of motivation: past, present, future: materials of international scientific-practical conference]. Novosibirsk, NGPU Publ., 2015, pp. 300-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.