УДК 331.543
В. Л. Примаков, В. А. Осипова
Примаков В. Л., доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук (факультет), МГЛУ; e-maiL: [email protected]
Осипова В. А., аспирант кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук (факультет), МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ
В статье анализируется содержание понятий «социальный престиж» и «престиж профессии», основные функции престижа, а также его структурные компоненты. Рассмотрены социологические исследования престижа профессий в современной России, сформулировано авторское определение престижа профессий социально-коммуникационного профиля. Проведен анализ престижности профессий социально-коммуникационного профиля в представлениях студентов московских вузов, а также определен образ престижной профессии и ее основные индикаторы в представлениях студенческой молодежи Москвы.
Ключевые слова: профессия; престиж; престиж социальный; престиж профессии; студенты; представления; социологические исследования.
V. L. Primakov
Doctor of SocioLogy (Dr.habiL), Professor, Department of SocioLogy, Institute of International ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences (FacuLty), MSLU; e-maiL: [email protected]
V. A. Osipova
Postgraduate, Department of SocioLogy, Institute of InternationaL ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences (FacuLty), MSLU; e-maiL: [email protected]
THE PRESTIGE OF THE PROFESSIONS OF SOCIO-COMMUNICATION PROFILE IN THE PERCEPTION OF MOSCOW UNIVERSITIES STUDENTS
The articLe describes the content of the concepts of sociaL prestige and prestige of the profession; the main functions of prestige and structuraL components are aLso examined. SocioLogicaL studies of the prestige of professions in modern Russia are anaLyzed, author's definition of "the prestige of the professions of
socio-communicationaL profiLe" is formuLated. The prestige of the professions of socio-communicationaL profiLe in perceptions of Moscow universities students is anaLyzed, as weLL as the image of the prestigious profession and the main indicators.
Key words: profession; prestige; sociaL prestige; prestige of the profession; students; perceptions; sociaL surveys.
В последнее время в российском обществе вошло в широкое употребление понятие престижа профессий. Высокий престиж вообще и престиж профессии, в частности в привычном значении -это характеристика объекта «лучше обычного», «привилегированного», «принадлежащего к элите», «имеющего высокий статус». В российской научной литературе, так же как и в публицистике, содержание понятия «престиж» постоянно меняется и связывается то с авторитетом представителей отдельных профессий и уважением к ним, то с модой, то с привлекательностью.
Представления о престиже той или иной профессии помогают человеку ориентироваться в социальной ситуации: молодое поколение руководствуется ими при выборе специальности обучения, старшее - при выборе работы. Измеренный на уровне всего общества, престиж профессий может выступать одним из факторов, как объясняющих, так и предсказывающих поведение людей в ситуации профессионального и образовательного выбора. Знания о престиже различных профессий в обществе дают социологам и руководителям социальных служб основанную на эмпирических данных информацию о настроениях в обществе, их существенных чертах и особенностях.
Актуальность изучения престижа профессий на сегодняшний день связана с тем, что в общественном сознании существует определенная иерархия профессий в зависимости от уровня престижности. Хотя престиж профессий - достаточно устойчивый показатель, каждый год появляются новые профессии, поэтому представляется необходимым изучение на постоянной основе динамики изменения престижных оценок населения.
Социальный престиж изначально определяется как сравнительная интегральная оценка значимости социальных объектов или деятельности субъектов с позиций определенной системы ценностей [Социологическая энциклопедия 2003]. В социологии понятие престижа профессий возникло как один из подвидов престижа
социального, которое появилось, в свою очередь, в рамках различных теорий социальной стратификации.
Согласно общепринятому социологическому подходу, под престижем профессии понимается соотносительная оценка ее общественной значимости в ряду профессий, специальностей, занятий, стихийно формирующаяся в общественном мнении. Престиж профессии как явление общественного сознания имеет ценностно-нормативную природу и субординирует отношение к профессиям и занятиям в соответствии с их общественной значимостью и привлекательностью для индивидов на основе определенной системы ценностей.
Престиж обусловлен не объективными характеристиками в виде дохода или образования, а, в первую очередь, субъективными представлениями людей о социальной иерархии, т. е. положением профессии в иерархии относительно других профессий в представлении людей. Показатель престижности профессий -результат субъективного восприятия. Представления о различных видах деятельности, о профессиональных группах формируются в массовом сознании на протяжении определенного времени, отражая складывающуюся иерархию профессий. Сегодня, определяя профессиональный престиж, имеют в виду социальное положение профессиональных групп, обладающих определенным уровнем образования, оплаты труда, уважением и авторитетом в обществе, соотносящимся с доминирующими в обществе ценностями и нормами. Престиж - это всегда субъективная оценка положения профессии в общей иерархии профессий; это комплексный показатель, отражающий представления индивида о месте профессии в системе профессиональной структуры общества.
Престиж имеет много функций, среди них основные:
- престиж определяет образ жизни индивидов, социальных групп;
- престиж определяет принципы и схемы престижного поведения социальной или социально-профессиональной группы;
- на основе престижа формируются статусные группы, и таким образом происходит распределение власти внутри сообщества.
Главный феномен, связанный с понятием престижа профессий, заключается в том, что вне зависимости от использованной методики, выборки испытуемых, места и времени проведения
исследования относительный рейтинг престижности профессий остается практически неизменным [Руднев 2008]. Новейшие, более точные исследования показали, что престиж профессий всё же имеет небольшую динамику, но рейтинг по-прежнему остается очень устойчивым. Этот феномен представляет интерес как для решения прикладных задач (например, для профессиональной и образовательной ориентации или в качестве объективного параметра стратификации для всех общественных наук), так и в качестве самостоятельного предмета изучения.
С 1990-х гг. с возникновением нескольких центров изучения общественного мнения (ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ), при изучении престижа профессий произошла путаница в категориальном аппарате [ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ 2017]. Понятие «престиж» профессии часто подменялся такими синонимами, как «популярность» профессии, желательность профессии для своих детей, уважение профессии в обществе. Кроме того, центры изучения общественного мнения просили респондентов оценить востребованность профессии, уровень ее доходности, престижность образования по конкретной профессии, исследователи пытались проанализировать профессиональные планы и перспективы абитуриентов и так далее. После этого были предприняты попытки сопоставления нескольких признаков профессии, например, престижности и доходности. Не всегда выбранные категории совпадали по уровню оценки респондентами. Все вышеперечисленные характеристики являются компонентами престижа профессии и составляют субъективный комплексный показатель престижности профессий. На основе совокупной оценки данных характеристик определялся престиж профессий.
Беря во внимание тот факт, что престиж профессий является достаточно устойчивым феноменом общественного сознания, нам представляется возможным зафиксировать уровень престижности профессий как по данным центров изучения общественного мнения, так и по результатам собственного исследования. Стоит отметить, что исследования престижа профессий социологическими центрами не проводятся на регулярной основе, что подтверждает актуальность нашего исследования.
Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2012 г. представил данные о том, какие профессии
представляются россиянам самыми престижными и доходными. Следует отметить, что аналогичное исследование проводилось в 2006 и 2009 гг. Как показали результаты исследования, в рейтинге наиболее престижных профессий первое место занимают юристы (23 %), второе - экономисты (15 %), третье - врачи (12 %). В десятку самых престижных профессий также входят банкиры (9 %), государственные служащие, менеджеры (по 6 %), предприниматели, программисты, нефтяники (по 5 %). Далее следуют рабочие профессии, учителя, военнослужащие, инженеры (по 4 %) (см. табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными?», % (закрытый вопрос, не более трех ответов)
2012 2009 2006
Юрист, адвокат, прокурор 23 20 28
Врач 12 12 11
Экономист, финансист 15 12 20
Банкир 9 7 10
Предприниматель, бизнесмен 5 6 10
Программист, работник сферы 1Т 5 6 7
Государственный служащий 6 6 7
Рабочие профессии 4 6 2
Учитель 4 4 4
Творческие профессии (художник, дизайнер, артист) 3 4 6
Работник сферы услуг (повар, парикмахер, работник торговли и т. д.) 2 4 4
Бухгалтер 2 3 5
Военнослужащий (в том числе милиция, МЧС) 4 3 3
Руководитель, директор 3 3 3
Показательно, что свое отношение к профессии люди определяют как через ее значимость для общества, так и по тем возможностям, которые она предоставляет работнику для удовлетворения его потребностей. Первая из названных сторон составляет предмет уважения индивида к профессии, вторая является предметом ее привлекательности. Критерием оценки профессий выступают качественные характеристики: характер, содержание, мера сложности
и ответственности труда. Важен для престижа профессий также и ее социально-экономический статус: мера морального и материального вознаграждения, совокупность условий, предоставляемых профессией для развития личности работника.
Очевидно, что престижирование, как определение рейтингового положения рода деятельности, занятий в общем списке всех профессий, существующих в обществе, не является абсолютно корректным. Прежде всего потому, что не учитывает особенности деятельности определенных профессиональных групп, склонности и интересы людей, многокритериальность оценивания, особенности экономического и рыночного развития общества, его доминирующую ценностную структуру. Понимая эту методологическую сложность, мы находим возможным и необходимым изучать престиж определенных групп профессий. Особый интерес, с точки зрения подготовки специалистов в Московском государственном лингвистическом университете, приобретает анализ престижа профессий социально-коммуникационного профиля.
Престиж профессий социально-коммуникационного профиля определяется нами как феномен общественного сознания, в котором опосредствованно отражается существующая в обществе иерархия профессий, связанных с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием. На основе «Общероссийского классификатора занятий» мы составили список таких профессий [Общероссийский классификатор занятий 2014].
К ним относятся:
- бухгалтеры;
- журналисты;
- переводчики и другие лингвистические специальности;
- писатели, поэты, литераторы'
- преподаватели вузов, школ;
- психологи;
- специалисты архивов и музеев;
- специалисты библиотек;
- специалисты в области политики администрирования;
- специалисты по рекламе и маркетингу;
- специалисты по связям с общественностью;
- специалисты органов государственной власти;
- специалисты в области организации и ведения социальной работы;
- социологи, антропологи и специалисты родственных занятий.
- судьи;
- философы, историки и политологи;
- финансовые аналитики;
- экономисты;
- юристы.
На основе проанализированных оснований престижирования мы составили концептуальную модель социологического изучения престижа профессий социально-коммуникационного профиля. В соответствии с этой моделью, престиж профессий, как комплексный и субъективно формируемый показатель, определяется совокупностью компонентов. Первый компонент - материально-экономический, выраженный оценками степени востребованности профессии и уровня оплаты; второй - материально-прагматический, включающий оценки перспектив карьерного роста и стабильности работы по профессии; третий - личностный, содержащий оценки творческой составляющую профессии, интерес к ней и возможность реализации в данной профессиональной области; четвертый -социально-статусный, включающий оценки социального статуса профессии и ее популярности, и, наконец, пятый - организационный, выраженный оценками таких характеристик, как условия труда и график работы. Все вышеперечисленные компоненты входят в комплексный показатель «престижности» профессии, формирующийся в зависимости от установок и ценностей конкретного индивида. Кроме того, на формирование и динамику престижных оценок в большей степени оказывают влияние несколько выделенных нами факторов: фактор социального окружения, экономический фактор, политический фактор, культурный фактор и СМИ.
В рамках изучения престижных оценок студентов московских вузов мы поставили перед собой следующие вопросы:
- Что студенты понимают под престижем и престижной профессией?
- Какими характеристиками она должна обладать?
- Как выстраивается иерархия профессий социально-коммуникационного профиля в представлении студентов?
Для ответов на эти вопросы в декабре 2017 г. было проведено онлайн-исследование с использованием сайта webanketa.ru. В опросе приняли участие студенты вузов четырех профилей -
гуманитарного, технического и технологического, естественнонаучного, социально-экономического; в выборке представлены студенты всех курсов обучения. При условии подобного формирования выборочной совокупности, ошибка составляет не выше 5 %.
Анализ результатов исследования показал, что для большей части опрошенных престиж соотносится в основном с понятиями авторитета, влияния и уважения (см. рис. 1). Кроме авторитета, влияния и уважения, чуть менее значимой характеристикой престижа является высокий социальный статус, а также значимость и мода.
Рис. 1. Характеристики, определяющие понятие «престиж», в представлении студентов московских вузов, %
Стоит отметить, что материальная обеспеченность в данном случае в представлении студентов не является определяющей характеристикой престижа, в отличие от «престижа профессий», где оплата труда имеет решающее значение в определении уровня престижности. Таким образом, видим интересную особенность: «престиж» в целом как абстрактное понятие ассоциируется у студентов московских вузов в первую очередь со статусными характеристиками, а «престиж профессии» связывается с материальным компонентом.
Что же понимают под престижной профессией студенты московских вузов? Престижная профессия, по мнению студенческой молодежи Москвы, это в первую очередь профессия высокооплачиваемая (см. рис. 2). Немного менее важна в определении престижной профессии популярность профессии.
Рис.2. Показатели престижной профессии в представлении студентов московских вузов, %
Как показали результаты опроса студентов московских вузов о престиже профессий социально-коммуникационного профиля, наиболее престижной профессией были названы специалисты органов государственной власти (см. рис. 3). В отличие от общероссийских опросов, в которых государственная служба имеет средний уровень престижности, в понимании студентов она наиболее престижна по сравнению с другими профессиями социально-коммуникационного профиля. Таким образом, представления студентов в отношении престижа профессий, связанных с работой в государственных органах, отличаются от мнения россиян в целом.
Действительно, за последние годы популярность такой специальности, как государственное и муниципальное управление, выпускники которой непосредственно могут работать в качестве специалистов органов государственной власти, резко возросла. Согласно данным ФОМ, за последние 14 лет сфера государственного
управления прибавила 380 % популярности (с 5 % до 19 %), по мнению россиян [ФОМ 2017].
Рис. 3. Рейтинг профессий социально-коммуникационного профиля по уровню престижности (средний балл; шкала оценки от 1 - профессия низкопрестижная до 10 - профессия высокопрестижная)
Таким образом, престиж профессии в представлениях студентов московских вузов определяется, в первую очередь, через экономический компонент: высокую заработную плату и объективную востребованность профессии. Заработная плата является первой и наиболее важной характеристикой престижной профессии в представлении студенчества Москвы. На втором месте, по мнению студентов, идет содержательный компонент, т.е. творческая составляющая, затем интерес к работе, и, наконец, возможность самореализации. Наименее важен для студентов организационный компонент престижности профессии, то есть график работы и условия труда. На основе сделанных выводов можно говорить о ценностных приоритетах студентов, а именно - об ориентации на прагматические ценности в ущерб личностному росту и развитию. Однако данную тенденцию можно объяснить отсутствием или недостатком опыта работы и формально экономической необходимостью.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что изучение социального престижа и престижа профессий, в частности является необходимым условием социального прогнозирования и возможности воздействия на динамику социального престижа в интересах общества. Изучение представлений студентов о престиже профессий позволяет выявить структуру профессиональных сфер и факторы, влияющие на формирование представлений студентов о престижности различных профессий. Имея такие данные, представляется возможным их использование в целях социального прогнозирования, реализации программ, направленных на повышение уровня престижности профессий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВЦИОМ: Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными? URL: wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=868&q_ id=60673&date= 16.09.2012 (дата обращения: 12.12.2017). Левада-центр: Профессии: престижные, доходные, опасные, криминальные. URL: levada.ru/2005/08/08/professii-prestizhnye-dohodnye-opasnye-kriminalnye/ (дата обращения: 12.10.2017). Общероссийский классификатор занятий. URL: ivanovo.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/ivanovo/resources/52c2c0004df9081 baf86bfec9351daeb/OKPDTR.pdf (дата обращения: 02.12.2017).
Руднев М. Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии. Вопросы образования // Статистика и социология образования. 2008. № 2. С. 220.
Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 2003. С. 251.
ФОМ: Какие профессии сегодня, на ваш взгляд, наиболее популярны, кем чаще всего хотят стать сегодняшние молодые люди? URL: fom.ru/ (дата обращения: 21.11.2017).
ФОМ: О профессиях популярных и нужных. URL: fom.ru/posts/10942 (дата обращения: 12.12.2017).