Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Анна Михайловна

Введение. Статья предлагает результаты исследования карьерных ориентаций курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Целью исследования являлось определение особенностей карьерных ориентаций у курсантов различных направлений подготовки в контексте их профессионального выбора. Определенные карьерные ориентации присущи каждому человеку, но их субъективная значимость может отличаться, что определяет уникальную структуру ориентацийв профессии. Методология. Использованы психодиагностические методики, направленные на выявление карьерных ориентаций и социально-психологических установок курсантов: «Якоря карьеры» - методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной. Результаты. Получившийся результат говорит о том, что наше изначальное допущение, что курсантам образовательных учреждений МВД России не все карьерные ориентации в равной степени доступны, оказалось верным. Карьерная ориентация «служение» оказалась приоритетной у всех курсантов, участвующих в диагностике. Диагностика вполне соответствует специфике профессиональной служебной деятельности и находит свое отражение в повседневном обучении и службе. Такие карьерные ориентации, как «автономия (независимость)», «вызов» и «предпринимательство», оказались в меньшей степени доступны курсантам различных специальностей. Так как субъективная значимость этих карьерных ориентаций была достаточно вариативна, данные ценностные составляющие профессии оказываются менее доступны курсантам, относящимся к нашей выборке. Карьерная ориентация «предпринимательство» мало значима, что подтверждается низкими показателями социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере по ориентациям «власть», «деньги» и «эгоизм»; ориентация «вызов» также является мало значимой для одних курсантов и довольно значимой для других; карьерная ориентация «автономия» оказалась довольно значимой для большинства. Предположительно, это связано с содержательным наполнением понятия «автономия» для курсантов или дефицитным характером этой ценности. Заключение. Для курсантов и слушателей определенные карьерные ориентации в разной степени доступны. Их субъективная значимость может отличаться, что определяет уникальную структуру ориентаций в профессии. Выявленная структура карьерных ориентаций у обучающихся позволяет говорить об определенной специфике профессиональной служебной деятельности, что в свою очередь раскрывает психологическую составляющую для успешного получения курсантами профессии и вовлечения их в служебную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS’ CAREER ORIENTATIONS AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Introduction. The article describes the results of a study of career orientations of cadets and attendees at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The purpose of the research was to determine the features and structure of career orientations among cadets of various areas of training in the context of their professional choice. Certain career orientations are inherent for every person, but their subjective significance may differ, which determines a unique structure of career orientations in a profession. Methodology. The following methods were used: psychodiagnostic methods aimed at identifying career orientations and socio-psychological attitudes of cadets, in particular “Career anchors” which is aimed at diagnosing value orientations in a career (E. Shane, translation and adaptation by V. A. Chiker, V. E. Vinokurova); methods for diagnosing socio-psychological attitudes of a person in the spheres of motivation and needs by O. F. Potemkina. Results. The results suggest that our initial assumption that not all career orientations are equally available to cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia was proved to be correct. The career orientation of “service” turned out to be a priority for all the cadets included in the sample. This career orientation is fully consistent with the specifics of professional service activities and is reflected in everyday training and service. At the same time, such career orientations as “autonomy (independence)”, “challenge” and “entrepreneurship” were less accessible to cadets of various specialties. Since the subjective significance of these career orientations was quite variable, these value components of a profession are less accessible to cadets related to our sample. This result is less unambiguous, since the subjective significance of these career orientations was quite variable. The career orientation “entrepreneurship” is not very significant, as we assumed, which is confirmed by the low indicators of socio-psychological attitudes in the motivational-need sphere in terms of orientations to “power”, “money” and “selfishness”. The career orientation “challenge” is not very significant for some cadets and is quite significant for others. We suggested that this is due to the content of the concept of “autonomy” for cadets or the scarce nature of this value. Conclusion. For cadets and trainees, certain career orientations are available to varying degrees. Their subjective significance may differ, which determines a unique structure of orientations in a profession. The structure of career orientations obtained by us for all the cadets surveyed allows us to speak about a certain specificity of professional service activities that determine this structure, which, in turn, reveals a psychological component for cadets’ successful acquisition of a profession and inclusion in service activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК/UDC 37.013.77 EDN ORLJGX

Фомина Анна Михайловна

доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел центра кадрового, психолого-педагогического и медицинского обеспечения органов внутренних дел, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Домодедово

Fomina Anna M.

Associate Professor at the Department of Psychological, Pedagogical and Medical Support of the activities of the Internal Affairs Bodies of the Center for Personnel, Psychological, Pedagogical and Medical Support of the Internal Affairs Bodies, All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Domodedovo

ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

FEATURES OF STUDENTS' CAREER ORIENTATIONS AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Введение. Статья предлагает результаты исследования карьерных ориентаций курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Целью исследования являлось определение особенностей карьерных ориентаций у курсантов различных направлений подготовки в контексте их профессионального выбора. Определенные карьерные ориентации присущи каждому человеку, но их субъективная значимость может отличаться, что определяет уникальную структуру ориентаций в профессии.

Методология. Использованы психодиагностические методики, направленные на выявление карьерных ориентаций и социально-психологических установок курсантов: «Якоря карьеры» - методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.

Результаты. Получившийся результат говорит о том, что наше изначальное допущение, что курсантам образовательных учреждений МВД России не все карьерные ориентации в равной степени доступны, оказалось верным. Карьерная ориентация «служение» оказалась приоритетной у всех курсантов, участвующих в диагностике. Диагностика вполне соответствует специфике профессиональной служебной деятельности и находит свое отражение в повседневном обучении и службе. Такие карьерные ориен-

тации, как «автономия (независимость)», «вызов» и «предпринимательство», оказались в меньшей степени доступны курсантам различных специальностей. Так как субъективная значимость этих карьерных ориентаций была достаточно вариативна, данные ценностные составляющие профессии оказываются менее доступны курсантам, относящимся к нашей выборке. Карьерная ориентация «предпринимательство» мало значима, что подтверждается низкими показателями социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере по ори-ентациям «власть», «деньги» и «эгоизм»; ориентация «вызов» также является мало значимой для одних курсантов и довольно значимой для других; карьерная ориентация «автономия» оказалась довольно значимой для большинства. Предположительно, это связано с содержательным наполнением понятия «автономия» для курсантов или дефицитным характером этой ценности.

Заключение. Для курсантов и слушателей определенные карьерные ориентации в разной степени доступны. Их субъективная значимость может отличаться, что определяет уникальную структуру ориен-таций в профессии. Выявленная структура карьерных ориентаций у обучающихся позволяет говорить об определенной специфике профессиональной служебной деятельности, что в свою очередь раскрывает психологическую составляющую для успешного получения курсантами профессии и вовлечения их в служебную деятельность.

Introduction. The article describes the results of a study of career orientations of cadets and attendees at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The purpose of the research was to determine the features and structure of career orientations among cadets of various areas of training in the context of their professional choice. Certain career orientations are inherent for every person, but their subjective significance may differ, which determines a unique structure of career orientations in a profession.

Methodology. The following methods were used: psychodiagnostic methods aimed at identifying career orientations and socio-psychological attitudes of cadets, in particular "Career anchors" which is aimed at diagnosing value orientations in a career (E. Shane, translation and adaptation by V. A. Chiker, V. E. Vinokurova); methods for diagnosing socio-psychological attitudes of a person in the spheres of motivation and needs by O. F. Potemkina.

Results. The results suggest that our initial assumption that not all career orientations are equally available to cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia was proved to be correct. The career orientation of "service" turned out to be a priority for all the cadets included in the sample. This career orientation is fully consistent with the specifics of professional service activities and is reflected in everyday training and service. At the same time, such career orientations as "autonomy (independence)", "challenge" and "entrepreneurship" were less accessible to cadets of various specialties. Since the subjective significance of these career orientations was quite variable, these value components of a profession are less accessible to cadets related to our sample. This result is less unambiguous, since the subjective significance of these career orientations was quite variable. The career orientation "entrepreneurship" is not very significant, as we assumed, which is confirmed by the low indicators of socio-psychological attitudes in the motivational-need sphere in terms of orientations to "power", "money" and "selfishness". The career orientation "challenge" is not very significant for some cadets and is quite significant for others. We suggested that this is due to the content of the concept of "autonomy" for cadets or the scarce nature of this value.

Conclusion. For cadets and trainees, certain career orientations are available to varying degrees. Their subjective significance may differ, which determines a unique structure of orientations in a profession. The structure of career orientations obtained by us for all the cadets surveyed allows us to speak about a certain specificity of professional service activities that determine this structure, which, in turn, reveals a psychological component for cadets' successful acquisition of a profession and inclusion in service activities.

Ключевые слова: карьерные ориентации, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, обучающиеся, ценности, социально-психологические установки.

Keywords: career orientations, cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, students, values, socio-psychological attitudes.

Введение

Настоящая работа посвящена изучению вопроса сочетания карьерных ориентаций у курсантов и слушателей и их профессионального выбора: с одной стороны - карьерным ориентациям самих обучающихся, с другой - специфике профессиональной служебной деятельности.

Объектом исследования являются психологические факторы, влияющие на удовлетворенность получением профессии и реализацией в труде у курсантов и слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России.

Цель исследования: определить особенности карьерных ориентации у курсантов и слушателей различных направлений в контексте их профессионального выбора.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Исследование карьерных ориентаций обучающихся образовательных организаций МВД России представляет определенный научный интерес. Как отмечают многие исследователи этого вопроса, карьерные ориентации влияют не только на выбор профессии, но и на удовлетворенность процессом освоения профессии, готовность решать профессиональные задачи и преодолевать профессиональные трудности [1]. Курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России сталкиваются с большим количеством трудностей и ограничений в рамках своей службы. При этом представляется, что их способность и готовность преодолевать эти трудности в психологическом плане связаны с тем, что в субъективном отношении они хотят получить от своей профессии. Другими словами, если служба в полиции отвечает их внутренним профессиональным ценностям, то в психологическом плане с ними все будет благополучно [2]. Но вот если между карьерными ориентациями и реальной деятельностью обнаруживается диссонанс, это может очень деструктивно сказаться как на получении профессии, так и на работе.

Авторы концепции [3] выделяют 9 вариантов карьерных ориентаций, которые можно обнаружить у респондентов. Однако далеко не все из этих карьер-

ных ориентаций в полной мере могут реализовы-ваться в рамках получения обучающимися профессии.

Карьерные ориентации представляют собой не столько конкретные предпочтения человека в профессии, сколько направления, в рамках которых возможно довольно широкое осмысление. Проще говоря, эти ориентации могут реализовываться обучающимся, но в индивидуальном субъективном понимании [4].

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что для обучающихся в образовательных учреждениях МВД России будут характерны следующие психологические особенности карьерных ориентаций:

- ценности «служение» и «интеграция стилей жизни» будут более ярко выражены, по сравнению с другими карьерными ориентациями;

- ценности «автономия (независимость)», «вызов» и «предпринимательство» будут мало значимы, по сравнению с другими карьерными ориентациями.

Методология

Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование карьерных ориентаций курсантов, обучающихся по различным специальностям. Для этого были использованы психодиагностические методики, направленные на выявление карьерных ориентаций и социально-психологических установок курсантов и слушателей: «Якоря карьеры» - методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.

Экспериментальной базой исследования стал Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. Всего в нем приняли участие 239 курсантов универ-

ситета, из которых: 50 человек (1-й курс - 24 человека, 3-й курс - 26 человек) обучались по направлению 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности; 75 человек (1-й курс - 41 человек, 3-й курс - 34 человека) обучались по направлению 40.05.02 Правоохранительная деятельность; 59 человек (1-й курс - 20 человек, 3-й курс - 16 человек, 5-й курс - 23 человека) обучались по направлению 37.05.02 Психология служебной деятельности; 55 человек (1-й курс - 20 человек, 3-й курс - 15 человек, 5-й курс - 20 человек) обучались по направлению 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения.

Методики использовались фронтально по учебным взводам. Респонденты принимали участие в исследовании по просьбе экспериментатора. Мы разделили выборку по специальностям и рассчитали средние значения значимости для каждой из карьерных ориентаций. В результате обработки полученных данных нами была сформирована следующая диаграмма (рис. 1).

Специфика обучения по каждому направлению влияет на вектор устремления человека в его профессиональной деятельности. Однако, помимо выбранной специальности, специфики и курса обучения, на дальнейший выбор и развитие в профессии могут влиять и гендерные, и возрастные особенности. Полученные в ходе эмпирического исследования данные были обработаны качественными и количественными методами. Анализ статистической значимости различий проводился при помощи однофак-торного дисперсионного анализа Краскала - Уоллиса (для выборок к). Также мы разделили выборку по специальностям и рассчитали средние значения значимости к каждой из ориентаций в мотивационно-потребностной сфере. В результате обработки полученных данных нами была получена следующая диаграмма (рис. 2).

Профессио- Менеджмент Автономия Стабильность Стабильность Служение Вызов Интеграция Предприни-

нальная (независимость) работы места стилей жизни мательство

компетентность жительства

□ 37.05.02 Н 44.05.01 ^ 40.05.02 ■ 40.05.01 Рис. 1. Сравнение средних результатов по методике «Якоря карьеры» по специальностям

8 7 6

5 -43 2 1 0

Процесс

Труд

Результат

Свобода

Альтруизм

Власть

Эгоизм

Деньги

□ 37.05.02 Психология служебной деятельности 0 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения § 40.05.02 Правоохранительная деятельность ■ 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

Рис. 2. Сравнение средних результатов по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной по специальностям

Как видно на рисунке 2, есть очевидные различия в средних значениях между субъективной оценкой значимости социально-психологических установок личности для всех курсантов в целом. Первые четыре социально-психологические установки личности выражены ярко, а последние три достаточно слабо.

Чтобы проверить статистическую значимость различия между оценками по разным социально-психологическим установкам личности, мы так же, как и в случае с «Якорями карьеры», использовали непараметрический критерий для независимых выборок - однофакторный дисперсионный анализ Краскала - Уоллиса (для выборок к). Результаты анализа значимости различий приведены полностью на рисунке 3.

По результатам анализа получилось, что для социально-психологических установок личности «труд» (значение критерия 0,001), «эгоизм» (значение критерия 0,000...), «деньги» (значение критерия 0,047) нулевая гипотеза отклоняется. То есть между этими установками обнаружены статистически значимые различия, тогда как для всех остальных установок нулевая гипотеза подтверждается, то есть статистически значимых различий не обнаружено.

По результатам статистической обработки наша выборка показывает различия только по трем приведенным установкам. Все остальные установки для курсантов и слушателей оказываются примерно на одном и том же уровне и скорее отвечают за возрастную или социально-культурную норму для этой группы. Исключение составляет только установка на «труд». Что характерно, она достаточно ярко выражена у обучающихся всех специальностей. Это позволяет нам использовать полученные данные для ана-

Итоги по проверке гипотезы

Нулевая гипотеза

Критерий

Знач.

Решение

Критерий

Распределение Процесс являетсИраскала-1 одинаковым для категорий Уоллиса для \ZAROOOO1. независимых

выборок

Распределение Труд являете* 2 одинаковым для категорий \ZAROOO01.

Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок

Распределение Результат 3 является одинаковым для категорий \/АР00001.

Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок

Распределение Альтруизм 5 является одинаковым для категорий УАРОООСИ.

Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок

Нулевая .131 гипотеза

принимается.

Нулевая ,001 гипотеза

отклоняется.

Нулевая .688 гипотеза

принимается.

Критерий

Распределение Свобода являетсКраскала- Нулевая

4 одинаковым для категорий Уоллиса для .431 гипотеза \/АР00001. независимых принимается,

выборок

Нулевая .564 гипотеза

принимается.

Критерий

Распределение Власть является Краскала- Нулевая

6 одинаковым для категорий Уоллиса для .946 гипотеза

\ZAR00001. независимых принимается,

выборок

Критерий

Распределение Эгоизм является Краскала- Нулевая

7 одинаковым для категорий Уоллиса для .ООО гипотеза

\/АР00001. независимых отклоняется,

выборок

Критерий

Распределение Деньги является Краскала- Нулевая

8 одинаковым для категорий Уоллиса для .047 гипотеза

\ZAR00001. независимых отклоняется,

выборок

Выводятся асимптотические значимости. Уровень значимости равен .05.

Рис. 3. Результаты оценки статистически значимых различий всей выборки с помощью однофакторного дисперсного анализа Краскала - Уоллиса (для выборок к) и методики О.Ф. Потемкиной

лиза общего профиля как в целом по выборке, так и по отдельным специальностям.

Проведенное исследование позволило установить, что существуют статистически значимые раз-

личия в структуре и психологических особенностях карьерных ориентаций курсантов и слушателей различных курсов и специальностей. Анализируя полученные результаты по двум методикам, мы можем сделать определенные выводы о том, что наиболее значимыми ценностными и карьерными ориентаци-ями оказались те, которые были направлены на свободу личности и ее комфорт, но при этом и на качественное выполнение своих профессиональных обязанностей. Об этом свидетельствуют высокие показатели по карьерным якорям «интеграция стилей жизни» и «служение» (методика «Якоря карьеры») и показатели социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере, таких как «свобода», «труд», «результат» и «процесс» по методике О. Ф. Потемкиной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компоненты «интеграция стилей жизни» и «ориентация на свободу» занимают лидирующие позиции. Это свидетельствует о том, что курсанты стремятся организовать свое время, пытаются правильно распределить его не только на учебу, но и на творчество, развлечения и отдых. В целом, это связано с возрастом, когда юным хочется попробовать себя во всем и везде. Что касается карьерного якоря «служение», то его высокие показатели наиболее ярко выражены у обучающихся 1-го курса всех специальностей, при этом у старших курсов его значимость довольно высока, что в целом вполне соответствует профилю служебной деятельности и специфике их профессионального обучения. Показатели социально-психологических установок в мотивационно-потребност-ной сфере, таких как «труд», «результат» и «процесс», по методике О. Ф. Потемкиной также имеют довольно высокие показатели, что говорит нам о желании добросовестно выполнять работу, ориентироваться на качественный результат, при этом ими движет интерес к делу.

Заключение

Успешность обучения и включения человека в профессиональную деятельность зависит, в том числе, от его собственного отношения и представлений о том, что ему может дать эта профессия. Курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России не являются исключением.

Нам удалось установить, что есть карьерные ориентации, соответствующие и находящие свое выражение в повседневной службе курсантов и слушателей. Это, в первую очередь, карьерная ориентация «служение». Таким образом, она должна стать точкой опоры, на основе которой можно выстраивать адаптацию

и погружение курсантов в профессиональную служебную деятельность. Иначе говоря, чтобы профессиональное обучение проходило с меньшим количеством трудностей, оно должно быть ориентировано на поддержание и развитие этой ориентации обучающихся.

Вместе с тем такие карьерные ориентации, как «автономия (независимость)», «вызов» и «предпринимательство», не в полной мере могут осуществляться в рамках служебной деятельности. В этом отношении важно учитывать, что эти карьерные ориентации выступают проблемными точками в адаптации и обучении курсантов и слушателей.

Проведенное эмпирическое исследование позволило выработать и сформулировать практические рекомендации по поддержанию высокой значимости наиболее актуальной для службы в ОВД карьерной ориентации на служение. Они состоят в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса. Основная цель такого сопровождения -активизация позитивных условий с целью мотивирования не только на обучение, но и на служение государству в будущем.

Социально-психологические явления в курсантской среде проявляются в том, что к окончанию обучения некоторые разочаровываются в своем профессиональном выборе и с нежеланием продолжают службу в подразделениях МВД России, а после обязательной отработки увольняются из органов внутренних дел. При условии последовательной и правильной психолого-педагогической работы, направленной на поддержание высокой мотивации к службе, таких случаев было бы значительно меньше.

Литература

1. Акбиева З. С., Терновская О. П., Шнейдер Л. Б. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста. М. ; Воронеж, 2008. 327 с.

2. Камышанов А. А., Климова Е. М. Развитие карьерных ори-ентаций курсантов как показатель становления профессионала // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 4 (31). С. 101-106.

3. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Построение. Эволюция. Совершенствование. СПб., 2002. 336 с.

4. Егорова У Г Карьерные ориентации в студенческом возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 6. С. 26-30.

5. Котенев И. О. Содержание, формы и методы психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел, состоящими в кадровых резервах, в процессе обучения по индивидуальным программам // Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения : сб. материалов Первой Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 100-105.

References

1. Akbieva Z. S., Ternovskaya O. P., Shneider L. B. Psihologiya kar'ery i professional'no-relevantnoe povedenie specialista [Psychology of career and professional-relevant behavior of the specialist]. Moscow, Voronezh, 2008, 327 p.

2. Kamyshanov A. A., Klimova E. M. Razvitie kar'ernyh orientacij kursantov kak pokazatel' stanovleniya professionala [The development of career orientations of the cadets as an indicator of professional formation]. Scientific and Educational Problems of Civil Protection, 2016, no. 4 (31), pp. 101-106. (In Russian).

3. Shane E. Organizacionnaya kul'tura i liderstvo: Postroenie. Evoly-uciya. Sovershenstvovanie [Organizational Culture and Leadership: Construction. Evolution. Perfection]. St. Petersburg, 2002, 336 p. (In Russian).

4. Egorova U. G. Kar'ernye orientacii v studencheskom vozraste [Career orientation in student age]. Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Medicobio-logicalSciences, 2017, vol. 19, no. 6, pp. 26-30. (In Russian).

5. Kotenev I. O. Soderzhanie, formy i metody psihologicheskoj raboty s sotrudnikami organov vnutrennih del, sostoyashchimi v kadrovyh rezervah, v processe obucheniya po individual'nym programmam [The content, forms and methods of psychological work with employees of internal affairs bodies, consisting in personnel reserves, in the process of training on individual programs]. Psychological work in the system of moral and psychological support of operational and service activities of personnel: state, problems and solutions. Collection of materials of the First International Scientific-Practical Conference. Moscow, 2018, pp. 100-105. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45 EDN MMMAKH

Фурсова Яна Сергеевна

методист центра профориентации, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Междуреченск

Хвалевко Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, заместитель главы Междуреченского городского округа по социальным вопросам, администрация Междуреченского городского округа, г. Междуреченск

Ненилин Сергей Николаевич

начальник Муниципального казенного учреждения «Управление образованием Междуреченского городского округа», г. Междуреченск

Fursova Yana S.

Methodologist, Career Guidance Center, Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, Mezhdurechensk

Khvalevko Nataliya G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Mezhdurechensk City District on Social Matters, Administration of Mezhdurechensk City District, Mezhdurechensk

Nenilin Sergey N.

Head of the Municipal State Institution,

Department of Education of Mezhdurechensk City District,

Mezhdurechensk

РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ1

IMPLEMENTATION OF THE MUNICIPAL SYSTEM OF CAREER GUIDANCE FOR PRESCHOOLERS

Введение. Проблема ранней профориентации стала актуальной в последние десятилетия и все чаще рассматривается с самого первого уровня образования - дошкольного. В соответствии с требованиям ФГОС дошкольного образования при создании необходимых условий социализации дошкольников в дошкольных учреждениях специалисты знакомят с профессиями, воспитывают уважительное отно-

шение к труду, формируют элементарные трудовые навыки.

Цель статьи - теоретическое обоснование экспериментальной апробации муниципальной системы профориентации детей дошкольного возраста.

Методология. Исследование осуществлялось на базе организаций Междуреченского городского округа в статусе базовых учреждений Кузбасского

1 В статье отражены результаты работы базовых учреждений КРИРПО в г. Междуреченске по теме «Разработка и реализация системы ранней профориентации дошкольников» с 2018 по 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.