Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашкова Ирина Алексеевна, Марьин Михаил Иванович

Рассматривается проблема внутриличностного конфликта курсантов образовательных организаций МВД России. Определены психологические особенности возникновения и протекания внутриличностного конфликта у выбранной категории обучающихся. Сделаны основные выводы и означены пути и средства организации психологической работы с целью коррекции и профилактики внутрличностного конфликта курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шашкова Ирина Алексеевна, Марьин Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTRAPERSONAL CONFLICT OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The problem of intrapersonal conflict of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. The psychological features of the emergence and course of intrapersonal conflict in the selected category of students are determined. The main conclusions are drawn and the ways and means of organizing psychological work are indicated, in order to correct and prevent the interpersonal conflict of cadets.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-326-328 NIION: 2003-0059-6/22-541 MOSURED: 77/27-003-2022-06-740

К вопросу о внутриличностном конфликте курсантов образовательных организаций МВД России

Ирина Алексеевна Шашкова1, Михаил Иванович Марьин2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, irinashashkova@list.ru

2 Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, marin_misha@mail.ru

Аннотация. Рассматривается проблема внутриличностного конфликта курсантов образовательных организаций МВД России. Определены психологические особенности возникновения и протекания внутриличностного конфликта у выбранной категории обучающихся. Сделаны основные выводы и означены пути и средства организации психологической работы с целью коррекции и профилактики внутрличностного конфликта курсантов.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, профессиональная подготовка, курсанты, морально-психологическое обеспечение, учебно-воспитательный процесс

Для цитирования: Шашкова И. А., Марьин М. И. К вопросу о внутриличностном конфликте курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 326-328. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-326-328.

Original article

On the issue of intrapersonal conflict of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Irina A. Shashkova1, Mikhail I. Marin2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, irinashashkova@list. ru

2 Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, marin_misha@mail.ru

Abstract. The problem of intrapersonal conflict of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. The psychological features of the emergence and course of intrapersonal conflict in the selected category of students are determined. The main conclusions are drawn and the ways and means of organizing psychological work are indicated, in order to correct and prevent the interpersonal conflict of cadets.

Keywords: intrapersonal conflict, professional training, cadets, moral and psychological support, educational process For citation: Shashkova I. A., Marin M. I. On the issue of intrapersonal conflict of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):326-328. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-326-328.

Наблюдаемые в современном обществе вызовы и угрозы (пандемия COVID-19, санкции со стороны недружественных стран и пр.) влияют на социально-экономическое развитие общества, обусловливают модернизацию и совершенствование образовательного процесса в высшей школе, обосновывают необходимость интеграции психолого-педагогических знаний в части, касающейся подготовки компетентных специалистов.

В этой связи повышение эффективности подготовки квалифицированных кадров в образовательных организациях МВД России в современных условиях предусматривает меры, направленные на совершенствование процесса профессионального воспитания и обучения

© Шашкова И. А., Марьин М. И., 2022

будущих специалистов [6]. Индикатором имеющегося неблагополучия профессионального становления обучающихся служат факты отчисления из образовательных организаций высшего образования МВД России, увольнения специалистов по различным основаниям, текучесть кадров и пр. Проведенная аналитическая работа позволяет констатировать, что процесс профессионально-личностного развития обучающихся в высшей школе детерминирован различными внешними и внутренними факторами, среди которых особый научно-исследовательский интерес представляют проблемы, связанные с внутриличностными конфликтами [1] и неконструктивным их преодолением.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Внутриличностные конфликты затрагивают все стороны жизни человека, включая систему социальных отношений, профессиональную деятельность, определяют полноту самореализации, особенности личностного и профессионального роста [5]. В целом это является причиной понижения профессиональной активности, скрытой ненадежности и высокой уязвимости личности специалиста, негативно отражается на качестве исполнения им профессиональных обязанностей, что в итоге приводит к преждевременному завершению карьеры. Поэтому так важны своевременное обнаружение внутриличност-ных конфликтов у курсантов образовательных организаций МВД России и адекватная помощь со стороны психологов и профессорско-преподавательского состава в их конструктивном преодолении.

Их учет будет способствовать качественной организации психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса курсантов с целью профилактики возможных рисков образовательной среды, в том числе внутриличностного конфликта, а также профессионально-личностного развития.

Процесс формирования и развития профессиональных качеств курсантов и слушателей с учетом специфических условий обучения можно разделить условно на учебно-академический и учебно-профессиональные периоды.

В учебно-академический период входят первые 3 курса обучения. И здесь большую роль играют именно те фундаментальные знания, которые закладывались еще в школьное время, способности к познавательной деятельности, наличие мотивации в освоении выбранной специальности и др. Новообразованием данного периода является привыкание и освоение новых форм обучения, которые характерны уже для высших образовательных учреждений, в частности у курсантов это освоение себя в новой специфической среде обучения.

На 4 и 5 курсах учебно-академический период сменяется на учебно-профессиональный. На данном этапе курсанты и слушатели принимают свой профессиональный выбор, и происходит формирование профессионального самосознания. Курсанты и слушатели изучают дисциплины, связанные с профессиональной деятельностью, а также проходят практику согласно выбранной специальности. На данном этапе в качестве новообразования выступает развитие и формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности; становление структуры профессионального интеллекта.

Полагаем, что именно в период между 3 и 4 годов обучения у курсантов образовательных организаций МВД России возникает внутриличностный конфликт, это мнение обусловлено тем, что после 3 курса курсанты направляются на практику по получению первичных знаний и умений оперативно служебной деятельности в территориальных подразделениях ОВД. Там они сталкиваются с той проблемой, когда многие теоретические аспекты, которым их обучали преподаватели, значительно отличаются от практических реалий, у них возникает когнитивный диссонанс. Также курсанты воочию видят будни сотрудников полиции, сами погружаются

в них и в основном, их идеалистическое представление отличается от объективных реалий, в которых сотрудник полиции проходит службу. По окончании практики курсант начинает реально задумываться и задавать себе вопрос: «а надо и мне все это?»; «смогу ли я принять и преодолеть профессиональные трудности» и т. д. Следовательно, возникает борьба мотивов, противоречивость восприятия и др. факторы дезорганизующие курсанта. По возвращению с практики курсант опять погружается в среду образовательной организации, например, при нахождении на занятии по той или иной профильной дисциплине он сам себе может говорить: «вот вы нас тут учите, рассказываете, а в реалиях это не так». В этой связи начинается искажаться восприятие учебной информации, снижается успеваемость и учебная мотивация. Могут возникать конфликтные ситуации с другими курсантами, курсовыми офицерами, снижается уровень испольнительской дисциплины. Именно в этот период психологической службе образовательной организации МВД России, профессорско-преподавательскому составу, курсовым офицерам и другим субъектам учебно-воспитательного процесса обращать внимание на проявление различных паттернов поведения курсантов, а также в рамках внеаудиторной деятельности проводить психолого-педагогические мероприятия с обучающимися [4].

Успешное профессиональное образование будущих специалистов для органов внутренних дел возможно только при качественном психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса [2], включающем в себя в т.ч. диагностику внутриличностного конфликта обучающихся, так как он является детерминантой снижения успеваемости и дезорганизации поведения курсанта. А успешность учебной деятельности курсанта образовательной организации МВД России складывается из показателей его академической успеваемости и положительной служебной дисциплины [3].

Резюмируя вышеизложенное, сформулируем следующий вывод:

- специфика возникновения и протекания у курсантов образовательных организаций МВД России внутри-личностных конфликтов определяется объективными и субъективными факторами: к объективным факторам можно отнести нормативы, предопределяющие служебную деятельность, субкультурную регламентацию повседневного поведения, квазипрофессиональный характер учебной деятельности и особенности воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях МВД России; к субъективным факторам можно отнести неустойчивость ценностной ориентации, неадекватные мотивы выбора профессии, неадекватность образа «Я-профессиональное», неблагоприятные социально-психологические условия профессиональных намерений и стратегий поведения в профессиональной деятельности, неадекватность внутреннего образа профессии.

Список источников

1. Мальцева Т. В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных

№ 6 / 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

327

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

учреждений МВД России в ситуациях внутриличност-ных конфликтов профессионального становления : монография / Т. В. Мальцева. М.: МосУ МВД РФ, 2005.

2. Маюров Н. П. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД к службе / Н. П. Маюров, П. Н. Маюров, О. Д. Ороева / Ленинградский юридический журнал. 2018. № 4 (54). С. 198-213.

3. Милюкова Ю. Д. Исследование психологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД России в интересах преодоления профессиональных трудностей // Актуальные проблемы психологической работы и профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел и силовых структур. Сборник научных трудов Межведомственной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 247-250.

4. Михайлова С. Ю., Дашко М. Н., Титарев А. Е., Чу-манов Ю. В. Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России : учеб.-метод. пособие / [С. Ю. Михайлова и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2019. 160 с.

5. Семенова Е. А. Внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения // Со1^шит^оита1. 2020. № 2 (64). С. 159-160.

6. Федотов С. Н., Чуманов Ю. В., Милюкова Ю. Д. Психологические особенности развития коммуникативной компетентности младших командиров учебных взводов образовательных организаций МВД России // Психология обучения. 2019. № 4. С. 93-104.

References

1. Maltseva T. V. Psychological counseling of cadets and

trainees of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in situations of intrapersonal conflicts of professional formation: monograph / T. V. Maltseva. M. : MosU of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2005.

2. Mayurov N. P. Features of professional adaptation of young police officers to service / N. P. Mayurov, P. N. Mayurov, O. D. Oroeva / Leningrad Law Journal. 2018. № 4 (54). P. 198-213.

3. Milyukova Yu. D. Research of psychological stability of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the interests of overcoming professional difficulties // Actual problems of psychological work and professional training of employees of internal affairs bodies and law enforcement agencies. Collection of scientific papers of the Interdepartmental Scientific and Practical Conference. Moscow, 2021. P. 247-250.

4. Mikhailova S. Yu., Dashko M. N., Titarev A. E., Chumanov Yu. V. Organization of socio-psychological trainings for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia : method. manual / [S. Yu. Mikhailova et al.]. M. : UNITY-DANA: Law and Law,

2019. 160 p.

5. Semenova E. A. Intrapersonal conflict in the structure of professional self-determination // Colloquium-journal.

2020. № 2 (64). P. 159-160.

6. Fedotov S.N., Chumanov Yu.V., Milyukova Yu.D. Psychological features of the development of communicative competence of junior commanders of training platoons of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology of training. 2019. № 4. P. 93-104.

Информация об авторах

И. А. Шишкова — старший преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

М. И. Марьин — профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор.

Information about the authors

I. A. Shashkova — Senior Lecturer of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

M. I. Marin — Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology of the Faculty of Extreme Psychology of the Moscow State Psychological and Pedagogical University, Doctor of Psychological Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.12.2022; одобрена после рецензирования 09.12.2022; принята к публикации 16.12.2022.

The article was submitted 01.12.2022; approved after reviewing 09.12.2022; accepted for publication 16.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.