Научная статья
УДК 159 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-280-283
NIION: 2018-0077-4/22-268 MOSURED: 77/27-024-2022-04-467
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Особенности проявления внутриличностных конфликтов курсантов образовательных организаций МВД России
Ирина Алексеевна Шашкова1, Елизавета Михайловна Гончарова2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются внутриличностные конфликты курсантов ведомственных вузов МВД России, научные подходы по изучению данного феномена, а также проведено исследование на определение особенностей взаимосвязи внутриличностных конфликтов с ценностными ориентациями. Выявлены уровни развития социально-психологической адаптации курсантов и представлены практические рекомендации по выявлению и разрешению данных конфликтов.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт, социально-психологическая адаптация, ценностные ориентации, курсанты, эмоциональный дискомфорт
Для цитирования: Шашкова И. А., Гончарова Е. М. Особенности проявления внутриличностных конфликтов курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 280-283. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-280-283.
Original article
Features of manifestation of intrapersonal conflicts of cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia
Irina A. Shashkova1, Elizaveta M. Goncharova2
1 2 VYa. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to the study of intrapersonal conflicts of cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article discusses scientific approaches to the study of this phenomenon, as well as a study to determine the features of the relationship of intrapersonal conflicts with value orientations. The levels of development of socio-psychological adaptation of cadets are revealed and practical recommendations for the identification and resolution of these conflicts are presented.
Keywords: intrapersonal conflict, socio-psychological adaptation, value orientations, cadets, emotional discomfort For citation: Shashkova I. A., Goncharova E. M. Features of manifestation of intrapersonal conflicts of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):280-283. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-280-283.
Проблема конфликта, в том числе внутриличност-ного, является междисциплинарной, она представляет интерес для психологии, философии, педагогики и других отраслей научного знания. Одной из детерминант возникновения внутриличностного конфликта являются внутренние противоречия. Анализ научной психологической литературы позволяет отметить, что в научных исследованиях данные противоречия являются предпосылкой развития личности, так, например, по мнению А. А. Бодалева: «...движущими силами развития пси-
хики субъекта являются внутренние противоречия, возникающие в жизни человека, между целями, стремлениями, возможностями и т. д.» [2, с. 25].
Проведенная аналитическая работа позволила обнаружить семантическое сходство понятия «внутрилич-ностный конфликт» с понятиями «внутриличностное противоречие», «психический конфликт», «внутреннее противоречие», «внутриличностное противоречие».
В различных психологических словарях конфликт трактуется как «.трудно разрешимое противоречие;
© Шашкова И. А., Гончарова Е. М., 2022
280 Problems of psychological support for the activities of internal affairs bodies
столкновение между равными по силе, но противоположно направленными потребностями и влечениями» [3, с. 134]; «...состояние нерешительности, сопровождаемое внутренним напряжением» [4, с. 52]; «... эмоционально переживаемое столкновение противоположно направленных целей, интересов, социальных позиций и установок субъекта» [5, с. 162].
Конфликт проявляется в виде патогенного явления при возникновении неврозов, столкновение противоречивых отношений (А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев); противоречия возникают в кризисные (поворотные) этапы развития личности, разрешение данных конфликтов обусловливают движущую силу развития личности (Л. С. Выготский); внутриличностное противоречие выявляется с помощью структурных компонентов деятельности (мотив, отношение, цели и т. д.) (А. Н. Леонтьев); конфликты возникают на пике критических и трудноразрешимых жизненных ситуаций в виде конфликта (Ф. Е. Василюк).
В известной работе Карен Хорни «Наши внутренние конфликты» представлены невротические и базальные конфликты, конфликты, возникающие у женщин, а также перечислены последствия неразрешенных конфликтов. Но так или иначе все они сводятся к тому, что «нельзя достичь никакого реального ощущения внутреннего покоя или свободы до тех пор, пока продолжают существовать противоречивые системы ценностей» [6, с. 99].
Проблема внутриличностного конфликта раскрывалась в исследованиях отечественных психологов, среди них Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, Ф. Е. Васи-люк и др. Рассмотрим кратко их основные идеи.
Согласно исследованиям, внутренние конфликты основаны на: конфликте между различными ценностями по причине невозможности их одновременной реализации (Л. Б. Кузнецова), расхождении между представлениями и стремлениями человека (А. В. Сивцова), конфликте потребностей в независимости и двойственности чувств (А. П. Новгородцева, С. Н. Панцырь).
При подготовке сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России необходимо учитывать не только формируемые профессиональные
требования, но и возрастные и индивидуально-психологические особенности личности курсантов. Это важно для того, чтобы качественно организовывать психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса курсантов с целью не только их профессионально-личностного развития, но и для профилактики возможных рисков, в том числе внутриличностного конфликта [1, с. 160].
Эмпирической базой исследования являются курсанты 4-го курса в количестве 43-х человек Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (далее Университета).
Нами были получены данные при помощи методики Роджерса-Даймонда, в результате, которого можно отметить, что большая часть курсантов проявляют средний и ниже среднего уровни социально-психологической адаптации. Наблюдается достаточно высокие показатели по шкале «Эскапизм», что свидетельствует о стремлении уйти от проблем, что свидетельствует о небольшой степени эмоционального дискомфорта, который они испытывают. Однако уровень дезадаптив-ности находится на уровне ниже среднего.
Хотелось бы отметить, что по полученным данным показатели шкалы «Приятие других» выше показателей шкалы «Неприятие других». Это говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности. о том, что курсанты довольны той средой, в которой они обучаются и проживают, комфортной и безопасной для них, готовы и имеют потребность в общении и совместной деятельности, находятся на равных условиях, где отношение к себе равнозначно отношению к окружающим. Кроме того, это говорит о том, что курсанты в себе уверены, готовы принимать решения самостоятельно. «Внешний контроль» немного выше чем внутренний контроль, что свидетельствует о том, что ответственность за события, происходящие в жизни курсанта, принимаются не только на себя и результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями (внутренний, интернальный контроль), но и доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю) (внешний (экстернальный контроль) (рис. 1).
НН Эскапизм (уход от проблем) 8 8 10-...
Р2 Ведомость 13 13 12-24 + Р1 Доминирование 14 14 6-12 > 12 Внешний контроль 3 3 18-36 < II Внутренний контроль 64 64 26-52 > Е2 Эмоц. дискомфорт 3 3 13-28 < Е1 Эмоц. комфорт 28 28 14-28 + 1.2 Непринятие других 1 1 14-28 < 11 Принятие других 33 33 12-24 > Б2 Непринятие себя Б1 Принятие себя А2 Дезадаптивность Адаптивность
0 20 40 60 80 100 120 140 160
Рис. 1. Уровень социально-психологической адаптации курсантов на основе методики Роджерса-Даймонда
Проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел 281
Для определения внутриличностного конфликта нами была использована методика Е. Б. Фанталовой при помощи которой было выявлено, что данные конфликты у курсантов проявляются и соотносятся с уровнем ценностей по шкалам: творчество, материальная обеспеченность, интересная работа, уверенность в себе, здоровье, активная деятельностная жизнь и любовь. Это во многом связано и возрастными особенностями
курсантов и с их потребностно-мотивационной сферой. Уровень субъективной оценки о доступности этих показателей на уровне среднем и ниже среднего, однако, такие показатели как «счастливая семейная жизнь», «здоровье» и «наличие верных друзей» выше среднего это связано с реальным положением дел и имеющимися ценностями, которые курсанты непосредственно переживают.
Рис. 2. Результаты диагностики внутриличностного конфликта у испытуемых на основе методики Е. Б. Фанталовой
Исходя из полученных данных, считаем целесообразным проведение психологических тренингов с курсантами, которые явно проявляют наличие у них внутриличностного конфликта.
Успешное профессиональное образование будущих специалистов для органов внутренних дел возможно только при качественном психологическом сопровождение учебно-воспитательного процесса, включающем в себя в том числе диагностику внутриличностного конфликта обучающихся, так как он является детерми-
282 Problems of psychological support for
нантои снижения успеваемости и дезорганизации поведения курсанта.
При этом успешность учебноИ деятельности курсанта образовательной организации МВД России - это интегральная характеристика, включающая в себя показатели его академической успеваемости и положительной служебной дисциплины.
Практическая значимость исследования выражается в разработке, апробации и внедрении авторских упражнений социально-психологического и психофи-
the activities of internal affairs bodies
зического тренингов в деятельность отдела психологической работы, профессорско-преподавательского состава и начальников курсов на различных факультетах и институтах ведомственных образовательных организаций МВД России.
Библиографический список
1. Балашова, В. А. Особенности поведенческого стиля в конфликтной ситуации у будущих сотрудников полиции / В. А. Балашова, А. И. Колотаева // Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудника ОВД в условиях вузовской подготовки : Межведомственная научно-практическая конференция: сборник научных трудов, Москва 31 марта 2021 года / сост. А. А. Базулина. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2021. С. 159-161.
2. Бодалев, А. А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. СПб. : Речь, 2010. 223 с.
3. Зеленский, В. В. Словарь аналитической психологии / В. В. Зеленский. М. : Высш. шк. 2000. 120 с.
4. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М. : Педагогика, 1983. 448 с.
5. Словарь практического психолога / под. ред. С. Ю. Головин. М. : АСТ, Харвест. 1998. 800 с.
6. Хорни, К. Наши внутренние конфликты ; пер. с англ. М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 500 с.
7. Зуева, Е. Г. Профилактика коррупции в органах внутренних дел: нормативно-правовое обеспечение, практическая реализация, пути совершенствования / Е. Г. Зуева, А. И. Литвинова // В сб.: Материалы внутриведомственной научно-практической конференции. 2020. С. 44-48.
8. Польшакова, И. Н., Орехова С. О. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Северно-Кавказский федеральный университет. 2020. С. 142-151.
Bibliographic list
1. Balashova, V A. Features of behavioral style in a conflict situation in future police officers / V A. Balashova, A. I. Kolotaeva // Psychological and pedagogical aspects of the formation of the development of the police officer in the conditions of university training : Interdepartmental scientific and practical conference: collection of scientific papers, Moscow March 31, 2021 / comp. A. A. Bazulina Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after VYa. Kikot', 2021. PP. 159-161.
2. Bodalev, A. A. Acmeology. A real person. What is he like and how do they become him? / A. A. Bodalev, N. V. Vasina. St. Petersburg : Speech, 2010. 223 p.
3. Zelensky, V. V. Dictionary of analytical psychology / V. V. Zelensky. M. : Higher school. 2000. 120 p.
4. Psychological dictionary / edited by V. V. Davydov, A. V Zaporozhets, B. F. Lomov, etc. M. : Pedagogy, 1983. 448 p.
5. Dictionary of a practical psychologist / edited by S. Y. Golovin. M. : AST, Harvest. 1998. 800 p.
6. Horney, K. Our internal conflicts ; translated from English. M. : April-Press, Publishing house EKSMO-Press, 2000. 500 p.
7. Zueva, E. G. Prevention of corruption in internal affairs bodies: regulatory support, practical implementation, ways of improvement / E. G. Zueva, A. I. Litvinova // In the collection: Materials of the interdepartmental scientific and practical conference. 2020. PP. 44-48.
8. Polshakova, I. N., Orekhova S. O. Collection of articles of the International Research Competition. North Caucasus Federal University. 2020. PP. 142-151.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 15.10.2022; одобрена после рецензирования 02.11.2022; принята к публикации 20.11.2022.
The article was submitted 15.10.2022; approved after reviewing 02.11.2022; accepted for publication 20.11.2022.
Проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел
283