Научная статья УДК 159
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-248-250 NIION: 2018-0077-4/22-261 MOSURED: 77/27-024-2022-04-460
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, история психологии
Влияние акцентуации характера на формирование девиантного
поведения
Игорь Анатольевич Куренков1
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматривается взаимосвязь акцентуации характера и девиантного поведения подростков. В современном мире подростковый период является синонимом динамичного развития будущего. Но несмотря на позитивные тенденции развития наблюдаются и негативные проявления. К ним можно отнести одну из наиболее распространенных проблем современности - девиантное поведение. Подросток еще недостаточно сформирован и устойчив к ситуациям, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе своего становления и развития. Очень часто педагоги и школьные психологи в процессе трудовой деятельности сталкиваются с отклонениями в поведении обучающихся (недисциплинированность, проступки, нередко правонарушения). Многие из них к окончанию школы состоят на учете в отделах по делам несовершеннолетних (ОПДН). Изучение данной темы значимо, в том числе и для образовательной организации, так как с каждым годом возрастает количество подростков с девиантным поведением, а педагогам и психологам необходима информация об истоках, причинах и механизмах этой социальнопсихологической проблемы. Ведь обладая таким знанием легче построить грамотную программу педагогических действий для максимально успешной социализации личности подростка. Следует определиться с возрастной категорией: несовершеннолетние, подростки.
Ключевые слова: личность, акцентуация характера, девиантное поведение, гипертимный тип акцентуации характера, демонстративный тип акцентуации характера, возбудимый тип акцентуации характера
Для цитирования: Куренков И. А. Влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 248-250. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-248-250.
Original article
The impact of character accentuation on the formation of deviant
behavior
Igor A. Kurenkov1
1 V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,
Abstract. The article is devoted to the study of the relationship of character accentuation and deviant behavior of young people. In the modern world, young people are synonymous with the dynamic development of the future. But despite the positive development trends, there are also negative manifestations. These include one of the most common problems of our time - deviant behavior. As we know, the formation of personality occurs in society and under its influence. And the young man is not yet sufficiently formed and is resistant to the situations that he has to face in the process of his formation and development. Very often, teachers and school psychologists in the course of their work activities face deviations in the behavior of students (lack of discipline, misdemeanors, and often offenses). Many of them by the end of the school are registered in the departments of juvenile affairs (CPDP). The study of this topic is significant, including for the educational organization, since every year the number of adolescents with deviant behavior increases, and teachers and psychologists need information about the origins, causes and mechanisms of this socio-psychological problem. After all, having such knowledge it is easier to build a competent program of pedagogical actions for the most successful socialization of the personality of a teenager.
Keywords: character accentuation, deviant behavior, youth, hyperthymic type of character accentuation, demonstrative type of character accentuation, excitable type of character accentuation
© Куренков И. А., 2022
248 Problems of psychological support for the activities of internal affairs bodies
№ 4 / 2022 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
For citation: Kurenkov I. A. The influence of character accentuation on the formation of deviant behavior // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):248-250. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-248-250.
Девиантное поведение трактуется как действие, выходящее за рамки принятых в социуме правил и норм; т. е. это широкое понятие, которое включает различные виды дезадаптации, варьирующиеся от делинквентно-го до преступного поведения. Существует несколько групп факторов, являющихся причинами возникновения такого поведения. Это биологические, психофизиологические, психологические, социально-психологические и социальные факторы. Все они диктуют необходимость своевременного выявления и диагностики, а также своевременного применения мер профилактического и коррекционного характера.
Подростковый период - один из сложных периодов в жизни каждого человека, ведь в данном возрасте происходят не только физические изменения, но и изменения в психике. Именно в этом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, которые характеризуют как крайний вариант нормы, при котором некоторые черты характера чрезмерно усилены. Знание причин возникновения акцентуаций, форм проявления и профилактики помогают психологам эффективно вы-
страивать работу с подростками, предупредить в будущем возникновение девиации.
Целью нашего исследования явилось выявление взаимосвязи влияния акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростков. Для достижения цели исследования были сформулированы следующие гипотезы.
Гипотеза 1: Акцентуации характера оказывают влияние на формирование девиантного поведения.
Гипотеза 2: Наиболее часто девиантное поведение наблюдается у подростков с гипертимным, демонстративным и возбудимым типами акцентуаций характера.
Исследование проводилось на базе «Кромской СОШ». Выборка составила 70 человек. В состав выборки вошли учащиеся, которые неоднократно нарушали дисциплину, испытывали проблемы в обучении и воспитании либо имели приводы в полицию. Возраст обследованных 15-18 лет. Для диагностики был использован «Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонграрда. Методика акцентуации характера и темперамента личности» (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма распределения результатов опросника Г. Шмишека. К. Леонгарда По результатам опроса видно, что у 2 % респондентов акцентуация не выявлена, 31 % имеют одну акцентуацию, а у 69 % - 2 и более акцентуации характера.
Проанализировав результаты, можно прийти к выводу, что наиболее часто встречаются такие типы акцентуации характера как: гипертимность (29 %), демонстративность (22 %) и возбудимость (1 8 %) (табл. 1).
Таблица 1
Распределение качественных и количественных показателей выборки испытуемых
5 Демонстративный 33 21,8
6 Застревающий 4 2,6
7 Педантичный 6 3,9
8 Тревожный 4 2,6
9 Возбудимый 27 17,8
10 Экзальтированный 12 7,9
Как видно из таблицы, наиболее часто встречающийся тип акцентуации зафиксирован у большинства подростков с гипертимной акцентуацией характера.
Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность и упорство, склонность к озорству, отсутствие чувства дистанции в отношениях с другими людьми. В любой компании сверстников, они стремятся ими командовать. Это люди с завышенной самооценкой, энергией в деятельности.
Проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел 249
№ Тип акцентуации Кол-во чел. %
1 Гипертимный 44 29,1
2 Дистимный 5 3,3
3 Циклотимный 10 6,6
4 Эмотивность 6 3,9
Им характерны вспыльчивость, раздражение, особенно, когда они встречают сильное противодействие или терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Следующий тип акцентуированных личностей, встречающихся наиболее часто, - это демонстративный тип (22 %). Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленными на приукрашивание своей персоны, авантюризму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, по сколько то, о чем он говорит, в данный момент является для него правдой.
Возбудимый тип акцентуации характера также можно отнести по результатам опроса к наиболее часто встречающимся (17,8 %). Недостаточная управляемость, ослабление контроле над влечениями и побуждениями сочетается у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, грубость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам является активной, провоцирующей стороной.
Следующий тип, акцентуированных личностей, черты характера которой могут влиять на проявление различных девиаций - это демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленными на приукрашивание своей персоны, авантюризму, позерству.
Им движет стремление к лидерству, потребность в признании.
Таким образом, можно сделать вывод о том, акцентуации характера влияют на формирование девиантного поведения подростков, так как у 98 % респондентов выявлен тот или иной тип акцентуации. Среди подростков с отклоняющимся поведением, можно встретить различные типы акцентуации характера, но наиболее часто наблюдаются гипертимные, демонстративные и возбудимые. Поэтому своевременное выявление, коррекция и воспитательно профилактическая работа способны
свести к минимуму поведенческие отклонения и предотвратить развитие личности подростка в рамках девиации.
Библиографический список
1. Воспитание трудного ребенка. Дети с деви-антным поведением : учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожкова. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с. (Коррекционная педагогика) Е. В. Змановская, Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
2. Липунова, О. В. Психология отклоняющегося поведения : учебное пособие / О. В. Липунова. Комомольск-на-Амуре : Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос.пед.ун-та, 2004. 116 с.
3. Липунова О. В. Девиантное поведение подростков / О. В. Липунова. Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, 2007. 134 с.
4. Реан, А. А. Психология подростка / А. А. Реан. СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. 480 с.
5. URL: https://world-psychology.ru/oprosnik-k-leon-gardahttps://world-psychology.ru/oprosnik-k-leongarda-s-shmisheka-metodika-izucheniya-akcentuacij-lichnosti/s-shmisheka-metodika-izucheniya-akcentuacij-lichnosti/.
Bibliographic list
1. Raising a difficult child. Children with deviant behavior : an educational and methodological manual / edited by M. I. Rozhkov. M. : Humanitar. ed. center VLADOS, 2006. 239 p. (Correctional pedagogy) E. V. Zmanovskaya, Deviantology: (Psychology of deviant behavior). Moscow : Publishing Center «Academy», 2004. 288 p.
2. Lipunova, O. V. Psychology of deviant behavior : a textbook / O. V. Lipunova. Komsomolsk-on-Amur : Publishing House of Komsomolsk-on-Amur State Pedagogical University, 2004. 116 p.
3 . Lipunova O. V. Deviant behavior of adolescents / O. V. Lipunova. Komsomolsk-on-Amur : Publishing House of the Amur Humanitarian and Pedagogical State University, 2007. 134 p.
4. Rean, A. A. Psychology of a teenager / A. A. Rean. SPb. : Prime - EUROZNAK, 2006. 480 p.
5. URL: https://world-psychology.ru/oprosnik-k-leon-gardahttps://world-psychology.ru/oprosnik-k-leongarda-s-shmisheka-metodika-izucheniya-akcentuacij-lichnosti/s-shmisheka-metodika-izucheniya-akcentuacij-lichnosti/.
Дополнительная информация об авторе И. А. Куренков - преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.
Additional information about the author I. A. Kurenkov - lecturer of the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Psychological Sciences.
Статья поступила в редакцию 15.10.2022; одобрена после рецензирования 02.11.2022; принята к публикации 20.11.2022.
The article was submitted 15.10.2022; approved after reviewing 02.11.2022; accepted for publication 20.11.2022. 250 Problems of psychological support for the activities of internal affairs bodies