УДК 159.99
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0088
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
© 2020
SPIN: 6794-6470 AuthorlD: 437855 ORCID: 0000-0001-8321-4001
Слепухина Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования
SPIN: 5657-5624 AuthorlD: 547916 ORCID: 0000-0002-0932-9828 ScopusID: 57194243355
Безенкова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: g.slepukhina@mail.ru) SPIN: 3820-8444 AuthorID: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) Аннотация. Проблема девиантного поведения не является новой в психологии. В настоящее время актуализируются исследования, направленные на изучение девиантных подростков, что связано с возникновением потребности в новых данных, которые позволят сделать работу по профилактике и коррекции девиантного поведения подрастающего поколения более эффективной. В статье представлено исследование, направленное на выявление особенностей личности подростков с девиантным поведением, в котором приняли участие две группы испытуемых: подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, и подростки с нормативным поведением. Всего в исследовании приняли участие 60 человек, средний возраста которых 15,5 лет. Было выявлено, что большинство испытуемых с де-виантным поведением относятся к числу экстравертов, также для них характерна тенденция к агрессивности, вспыльчивости, импульсивности, действий под влиянием момента, подозрительность, направленность интересов преимущественно на себя, непрактичность, оторванность от реальности, излишнее беспокойство и тревога, неуверенность, раздражительность, нетерпеливость. Их поведение связано с эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, неспособностью контролировать импульсивность своих действий. Они склонны привлекать внимание окружающих к своим несчастьям, добиваться сочувствия и понимания, им свойственно доминирование эмоций над интеллектуальным контролем, отрицательная концепция собственной личности. У несовершеннолетних с девиантным поведением проявляются застревающий, дистимический, циклотимический, тревожно-боязливый и эмотивный типы акцентуаций характера. Несовершеннолетние с девиантным поведением имеют экстернальный локус контроля. Материалы исследования могут быть использованы психологами, педагогами, работающими с данной категорией подростков.
Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, виды девиантного поведения, девиантный подросток, личностные особенности девиантных подростков, особенности несовершеннолетних с девиантным поведением, акцентуации характера девиантных подростков.
PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR
© 2020
Stepu^^ Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of social work and psychological and pedagogical education Bezenkova Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: g.slepukhina@mail.ru) Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) Abstract. The problem of deviant behavior is not new in psychology. Currently, research aimed at studying deviant adolescents is being updated, which is associated with the need for new data that will make the work on prevention and correction of deviant behavior of the younger generation more effective. The article presents a study aimed at identifying the personality characteristics of adolescents with deviant behavior, in which two groups of subjects took part: teenagers who are registered in the Commission on juvenile Affairs, and teenagers with normative behavior. A total of 60 people took part in the study, with an average age of 15.5 years. It was found that the majority of subjects with deviant behavior are extroverts, and they are also characterized by a tendency to aggression, short temper, impulsiveness, actions under the influence of the moment, suspicion, focus of interests mainly on themselves, impracticality, detachment from reality, excessive anxiety and anxiety, uncertainty, irritability, impatience. Their behavior is associated with emotional excitability, unbalance, inability to control the impulsiveness of their actions. They tend to attract the attention of others to their misfortunes, to seek sympathy and understanding, they tend to dominate emotions over intellectual control, a negative concept of their own personality. In minors with deviant behavior, there are stuck, dysthymic, cyclothymic, anxiety-fearful and emotional types of character accentuations. Minors with deviant behavior have an external locus of control. The research materials can be used by psychologists and teachers working with this category of teenagers.
Keywords: deviation, deviant behavior, types of deviant behavior, deviant adolescent, personal characteristics of deviant
adolescents, features of minors with deviant behavior, accentuations of the character of deviant adolescents._
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема девиантного поведения подростков не является новой в психологии, педагогике и других отраслях научного знания. Тем не менее, она остается актуальной, и в связи с этим возникает потребность в новых исследованиях, которые позволят сделать работу по профилактике и коррекции девиантного поведения более эффективной. Современные подростки - это те, кто через 10-15 лет будет во многом определять жизнь общества, и поэтому их психическое и социальное здоровье является предметом внимания многих научных областей и практических сфер деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научной литературы показывает, что вопросам изучения девиантного поведения, сущности этого феномена, факторам и предпосылкам, влияющим на его возникновение посвящены исследованиям Э.Р. Агаджановой [1], О.И. Агаповой [2], Р.Э. Акопян и С.И. Петровой [3], Ж.Ю. Ахметханова [4], И.А. Бобровой и Е.Н. Францевой [5], Т.Н. Демко [6], М.Б. Дусенко [7], О.В. Евдошенко [8], А.В. Кочерова [9], Е.С. Курбатовой и И.А. Куренкова [10], А.Н. Ломакиной [11], М.С. Пуртовой и И.В. Новгородцевой [12], Х.Х. Самадова [13], А.Е. Федоровского [14] и др.
В науке нет единого подхода к определению сущности понятия «девиантное поведение», факторам его возникновения. Так, в психолого-педагогической литературе девиантное поведение трактуется как «система поступков или отдельные поступки человека, в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм» [15, с. 123-124]. Я.И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [16, с. 71]. Он первым из отечественных исследователей обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. «Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости и жизнедеятельности, развития каждой системы» [16, с. 71].
Весьма интересным представляется исследование Т.Н. Демко, в котором автор рассматривает проблему проявления девиантного поведения в культуре и эмоциональную реакцию на него. Автор говорит о том, что «человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается» [6], и делает важный вывод о влиянии массовой культуры на формирование девиантного поведения.
Особенности и признаки отклоняющегося поведения изучаются разными отраслями социально-гуманитарного знания, причем те особенности, которые напрямую связаны с объектом, целью и задачами конкретной отрасли науки. Ученые выделяют основные и дополнительные признаки девиантного поведения, говоря как о негативных, так и позитивных его формах [9].
Среди факторов, способствующих возникновению девиантного поведения, В.Н. Обносов называет неблагоприятную экономическую ситуацию, низкий уровень образования и культуры, нравственное состояние общества, состояние правовой культуры, наличие неблагополучных семей, к косвенным обстоятельствам автор относит технический прогресс [17].
В большом количестве исследований говорится о подростковом возрасте, как о периоде, в котором наиболее часто формируется девиантное поведение. Кроме того, отмечаются, насколько велика роль семьи в формировании личности. Явное и скрытое неблагополучие семьи - один из главных факторов возникновения деви-антного поведения [18]._
Обращая внимания на педагогические методы и формы профилактики и коррекции девиантного поведения, ученые отмечают, что это должен быть целый комплекс мер, направленный на формирование ценностных ори-ентаций, положительной мотивации деятельности, помощь в осознании возможностей, жизненных целей, интересов [19].
Ж.Ю. Ахметханов говорит о том, что диагностика уровня отклоняющегося поведения является фактором успешной социализации детей с девиантным поведением. «Диагностирование личности девиантного подростка выступает не только как один из факторов успешной социализации, а как элемент проектирования дальнейшей коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление и профилактику девиантного поведения подростков», - пишет автор [4].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Изучение личностных характеристик подростков с девиантным поведением.
Постановка задания. Выявление особенностей личности подростков с девиантным поведением.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались следующие методы: анализ психологической литературы, тестирование, методы математической статистики.
В исследовании применялись следующие методики:
1. Личностный опросник Г. Айзенка.
2. Опросник суицидального риска.
3. Тест-опросник «Выявление акцентуаций личности» Г. Шмишека.
4. Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкин, А.М. Эткинд).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: 1) подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних г. Южноуральска (экспериментальная группа); 2) подростки с нормативным поведением (контрольная группа). Всего в исследовании приняли участие 60 человек, средний возраста которых 15,5 лет.
Результаты исследования по личностному опроснику Г. Айзенка представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Результаты изучения индивидуально-психологических особенностей подростков по методике Г.Айзенка
Группа Экстраверсия Интроверсия Эмоциональная^ .устойчивость Эмоциональная Hevcr ойч ибо сть
ЭГ 733% 26,1% 26,7% 733%
КГ 50,0% 50,0% 50,0% 50,0%
Как видно из результатов, представленных в таблице 1, среди испытуемых экспериментальной группы больше тех, у кого выражена экстравертированность (73,3 %). Несовершеннолетние подростки с девиантным поведением в большей степени стремятся к общению, любят компанию, имеют больше друзей и приятелей, беззаботны. Они любят оживление и суету вокруг себя, испытывают дискомфорт, если оказываются в одиночестве. Для ряда испытуемых данной группы, которые имеют высокий уровень экстравертированности, характерна тенденция к агрессивности, вспыльчивости, импульсивности, действия под влиянием момента, их эмоции и чувства не имеют строгого контроля.
50% испытуемых контрольной группы также относятся к числу экстравертов, которые ориентированы на общение и стремятся в той или иной степени к взаимодействию с другими.
50% испытуемых контрольной группы и 26,7% испытуемых экспериментальной группы имеют разную степень выраженности интроверсии. Этим несовершеннолетним свойственна сосредоточенность на своем внутреннем мире, спокойствие. Они стремятся держать свои чувства под контролем, не вспыльчивы, не стремятся вступать в конфликты с окружающими. Они пред-
почитают деятельность, требующую сосредоточенного напряженного внимания и малой подвижности.
Для большего числа испытуемых экспериментальной группы (73,3%) и 50% испытуемых контрольной группы свойственна эмоциональная неустойчивость, это приводит к тому, что они плохо управляют своими отрицательными эмоциями. Им свойственны резкие колебания настроения, подъемы и спады энергии. Они быстро утомляются, что приводит к возникновению раздражительности, неуверенности в себе, тревожности и т.д.
Представляется интересным, что испытуемые контрольной группы в большей степени стремятся показать себя лучше (23,3%), чем они есть на самом деле, возможно, переоценивают свои положительные качества. Возможно, это связано с тем, что несовершеннолетние, совершившие преступление (20%), и уже имеющие негативную оценку со стороны окружающих, не рассчитывают на позитивное отношение со стороны других людей, им нет необходимости приукрашивать себя.
Оценка различий по данным показателям при помощи t-критерия показала следующее (табличные значения t005 = 2,00 и t^pj = 2,66): значимыми являются различия по шкале «нейротизм» (2,3), что позволяет утверждать, что поведение несовершеннолетних с девиантным поведением связано с эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, неспособностью контролировать импульсивность своих действий.
После исследования суицидального риска у подростков двух исследуемых групп были получены следующие результаты.
Несовершеннолетние с девиантным поведением (73,3%) в большей степени склонны привлекать внимание окружающих к своим несчастьям, добиваться сочувствия и понимания. Испытуемые данной группы, демонстрируя суицидальное поведение или говоря о нем, переживают это изнутри как «крик о помощи», тогда как окружающие оценивают это как «шантаж», «истероид-ное выпячивание трудностей». В контрольной группе менее половины испытуемых (43,3%) считают, что их не понимают, что их в жизни случались события, которые мало кому пришлось пережить, и это дает им основание для получения сочувствия со стороны окружающих.
По субшкале «Аффективность» у 70,0% испытуемых экспериментальной группы выявлено доминирование эмоций над интеллектуальным контролем. В стрессовых и психотравмирующих ситуациях эти несовершеннолетние готовы реагировать непосредственно эмоционально. У 16,6% возможно наступление аффективной блокады интеллекта. В контрольной группе только 26,6% испытуемых склонны чрезвычайно эмоционально реагировать в ситуациях, выходящих за привычные рамки. Подростки с нормативным поведением в большей степени отличаются самоконтролем, рациональным отношением к происходящему.
Результаты, полученные по шкале «Уникальность», свидетельствуют, что 63,3% испытуемых контрольной группы и только 20,0% испытуемых экспериментальной группы воспринимают себя, ситуации, в которых они оказываются, как исключительные, непохожие на другие, которые могут приводить к исключительным, нетипичным вариантам выхода из сложных жизненных ситуаций. Эти подростки считают, что они все чувствуют острее, чем большинство других, что другие их не понимают, что жизнь и окружающие к ним часто несправедливы.
Как свидетельствуют полученные результаты, несовершеннолетние с нормативным поведением чаще оказываются неспособными использовать свой и чужой жизненный опыт, отличаются недостаточным умением учиться на своих и чужих ошибках. Такие особенности восприятия себя и своей жизни могут приводить к тому, что несовершеннолетние единственным выходом из сложной ситуации могут видеть исключительные варианты, к которым относится суицид.
Результаты по субшкале «Несостоятельность» свидетельствуют, что больше половины несовершеннолетних с девиантным поведением (60,0%), имеют отрицательную концепцию собственной личности. Для них характерно представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Представление о себе, как о «плохом» возможно, связано с тем, что большинство несовершеннолетних, совершивших противоправные действия, воспитывались в семьях, характеризующихся конфликтными и дисфункциональными отношениями. В таких семьях родители не стремятся выделять и отмечать достоинства и достижения своих детей, подчеркивать их ценность и значимость. Такое родительское отношение, а также негативные результаты сравнения с другими детьми, с которым дети из неблагополучных семей сталкиваются в школе, во дворе, зачастую приводит к возникновению и развитию комплекса неполноценности. Только 36,6% испытуемых из контрольной группы считают себя несостоятельными и имеют низкий уровень своей значимости.
Результаты, полученные по субшкале «Социальный пессимизм» свидетельствуют, что такое отношение к самому себе тесно связано с концепцией принятия окружающего мира. 80,0% испытуемых экспериментальной группы и 43,3% испытуемых контрольной группы воспринимают окружающий мир как враждебный, который не соответствует представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими людьми.
63,5% несовершеннолетних с девиантным поведением и только 15,0% несовершеннолетних с нормативным поведением, склонны искать культурные ценности и нормативы, оправдывающие суицидальное поведение. В крайних вариантах слом культурных барьеров может приводить к инверсии ценностей жизни и смерти. Одной из возможных внутренних причин культа смерти может быть доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самостоятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».
По субшкале «Максимализм» четвертая часть испытуемых обеих групп характеризуется инфантильным максимализмом ценностных установок. У этих испытуемых преобладает значимость малейших потерь над значимостью имеющихся достижений. Такая установка мешает реализовывать свои возможности и внутренний потенциал, так как страшно и невозможно отказаться от того, что уже имеешь на данный момент.
Интересным представляются результаты, полученные по субшкале «Временная перспектива». 30,0% испытуемых контрольной группы и 23,3% испытуемых экспериментальной группы ориентированы на настоящее, не стремятся конструктивно планировать будущее. Такое отношение к будущему и настоящему может быть связано с сильной погруженностью в настоящую ситуацию, наличием чувства неразрешимости текущей проблемы и мыслях о неудачах, поражениях и проблемах в будущем. Такое отношение к будущему со стороны несовершеннолетних с нормативным поведением, возможно, связано с тем, что они стоят перед выбором своего места в жизни, профессии, учебного заведения. Очень много старшеклассников в настоящее время оказываются под гнетом этой проблемы, принимая ее значимость для всей последующей жизни. Несовершеннолетние с девиантным поведением чаще всего об этом не задумываются, к тому же распорядок их жизни на некоторое время уже определен, и они предпочитают о будущем не задумываться.
Результаты, полученные по субшкале «Антисуицидальный фактор», свидетельствуют, что на 33,3% несовершеннолетних с нормативным поведением и на 23,3% несовершеннолетних с девиантным поведением действуют факторы, снижающие глобальный суици-
дальный риск. К числу таких факторов относятся глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга, боязнь боли и физических страданий, наличие представлений о греховности самоубийства и т.д.
Оценка различий по данным шкалам при помощи t-критерия показала следующее: значимые различия наблюдаются по шкалам «Аффективность» (4,4), «Уникальность» (4,9), «Несостоятельность» (2,4), «Социальный пессимизм» (3,6). Несовершеннолетние с девиантным поведением в большей степени склонны руководствоваться эмоциями в большинстве жизненных ситуаций, воспринимают окружающий мир как враждебный, а себя как несостоятельных и никому ненужных. Несовершеннолетних с нормативным поведением значимо отличает неумение использовать свой и чужой жизненный опыт.
После проведения опросника Г. Шмишека нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты изучения акцентуаций характера подростков по методике Г. Шмишека
Группа Дм П. а в г Ди ц Аэ Т Эм
ЭГ 0% 0% 33% 10% 3,3% 3.3% 16,6% 0% 16,6% 0
КГ 3,3% 16,6% 0% 16,6% 16,6% 0% 0% 20,0% 0% 0%
У 16,6% испытуемых экспериментальной группы в качестве выраженных отмечаются тревожно-боязливый и циклотимный типы акцентуации характера. Это значит, что несовершеннолетним с девиантным поведением в равной степени свойственны как низкая контактность, обидчивость, чувствительность к критическим замечаниям окружающих, что присуще испытуемым с тревожным типом акцентуации характера, так и смена гипертимных и дистимных состояний. В этом случае несовершеннолетним свойственны раздражительность, грубость, гнев в ответ на замечания окружающих, которые сочетаются с унынием, депрессией, вялостью, упадком сил.
У 10% испытуемых данной группы и 16,6% испытуемых контрольной группы отмечается возбудимый тип акцентуации характера. Для несовершеннолетних с таким типом акцентуации характерна повышенная импульсивность, гневливость, склонность к хамству и брани, угрюмость, низкая контактность. Такие испытуемые легко вступают в конфликты, в которых к тому сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, равнодушны к будущему, ориентированы на развлечения. Вероятно, именно повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения, которые гасятся с трудом, и могут приводить к совершению противоправных действий, направленных против окружающих.
У 20% испытуемых контрольной группы отмечается выраженный аффективно-экзальтированный тип акцентуации характера. Это проявляется в высокой контактности, словоохотливости, способности восторгаться, восхищаться. Такие несовершеннолетние часто спорят, но не доходят до открытых конфликтов. В случае возникновения конфликтов они могут быть как активными, так и пассивными участниками. Испытуемые с данным типом акцентуации подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
По 16,6% испытуемых данной группы имеют педантичный и гипертимный типы акцентуации характера. При доминировании педантичного типа акцентуации испытуемые отличаются ригидностью, инертностью психических процессов, длительным переживанием травмирующих событий. Они пунктуальны, аккуратны, склонны следовать плану, сильно реагируют на любые проявления нарушения порядка.
Доминирование гипертимного типа акцентуации проявляется в большой подвижности, общительности,
выраженности мимики и пантомимики, склонности к озорству и недостатке чувства дистанции в отношениях с другими. Как правило, для таких испытуемых характерны хорошее настроение и самочувствие, высокий жизненный тонус, повышенная самооценка. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов, которые могут сопровождаться вспышками гнева и раздражения.
Для несовершеннолетних с девиантным поведением не свойственны демонстративный, педантичный, эмо-тивный и эаффективно-экзальтированный типы акцентуации. У несовершеннолетних с нормативным поведением не выявлены застревающий, дистимичный, ци-клотимный, тревожный и эмотивный типы акцентуации характера.
Оценка различий по данным шкалам при помощи t-критерия показала следующее: значимые различия наблюдаются по показателям демонстративности (2,1), застревания (6,7), гипертимности (7,7), дистиминости (6,1), циклотимности (5,7), аффективно-экзальтирован-ности (7,9), тревожности (8,9), эмотивности (2,1). У несовершеннолетних с девиантным поведением проявляются застревающий, дистимический, циклотимический, тревожно-боязливый и эмотивный типы акцентуаций характера. Подросткам с нормативным поведением свойственны демонстративный, гипертимный, аффек-тивно-экззальтированный типы акцентуаций характера.
Результаты изучения уровня субъективного контроля подростков выглядят следующим образом.
Несовершеннолетние с девантным поведением имеют экстернальный локус контроля . Это свидетельствует о том, что для них не свойственна вера в то, что они могут влиять на свою жизнь. Скорее наоборот, они уверенны в том, что от их активности мало что зависит, это дает основание чувствовать себя страдающим, но не способным как-то изменить свою жизнь. Подростки с нормативным поведением отличаются интернальным локусом контроля, что определяет их уверенность в том, что они могут влиять на то, что с ними происходит.
Результаты, полученные по шкале интернальности в сфере достижений свидетельствуют, что несовершеннолетние контрольной группы считают что их достижения зависят только от них самих и от их готовности предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем (средний балл - 4,2). Тогда как несовершеннолетние экспериментальной группы не верят в то, что они могут существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности (средний балл - 3,0). Возможно, такое представление о своих достижениях у испытуемых данной группы связано с тем, что они не получали в достаточной степени одобрения и подкрепления в случае успешного выполнения какой-либо деятельности. Они скорее сталкивались с неодобрением или безразличием со стороны значимых взрослых и сверстников.
Результаты по шкале интернальности в сфере неудач позволяют говорить, что несовершеннолетние экспериментальной группы в большей степени склонны возлагать ответственность за собственные неуспехи на внешние силы, независимо от того, кто или что это будет - какие-то люди, просто невезение или «не судьба».
Результаты по шкале интернальности в профессиональной деятельности свидетельствуют, что несовершеннолетние с нормативным поведением в большей степени склонны принимать ответственность на себя как в учебной, так и в любой другой активности.
Такая же ответственность свойственная несовершеннолетним контрольной группы в выстраивании межличностных отношений. Проявляемая ими активность позволяет им достигнуть результат в той мере, в какой они их будет устраивать. Несовершеннолетние с нормативным поведением склонны видеть свою роль в тех отношениях, которые у них складываются с близкими и малознакомыми людьми. В отличии от испытуемых
данной группы, несовершеннолетние экспериментальной группы часто не способны изменить характер своего общения с окружающими людьми, даже если он оказывается неэффективным.
Оценка различий по данным шкалам при помощи ^критерия показала следующее: значимые различия наблюдаются по шкалам «Общая интерналь-ность» (5,8), «Интернальность в сфере достижений» (4,6), «Интернальность в сфере здоровья» (3,3), «Интернальность в межличностных отношениях» (5,4). Несовершеннолетних с нормативным поведением значимо отличает наличие внутреннего локуса контроля, что определяет уверенность в результатах собственной активности, веру в возможность достижения успеха в различных учебных и профессиональных ситуациях, представление о себе как о компетентном в общении человеке, который готов брать на себя ответственность за результат взаимодействия с другими людьми.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Интересным представляется исследование О.Д. Гуриной, в котором исследовались ксенофобские установки и личностные особенности подростков с девиантным поведением. Автором было установлено, что ксенофобские установки наиболее выражены у девиантных подростков, характеризующихся низким уровнем развития морального сознания агрессивностью, спонтанностью [20].
В работе С.В. Ляминой указывается, что подростки с признаками девиантного поведения характеризуются высоким уровнем лживости и социальной желательности, низким уровнем эскапизма адаптации и эмоционального комфорта. Обнаружена склонность к агрессии, насилию и саморазрушению [21].
С.В. Хусаинова и Р.Н. Хакимзянов в своей статье, посвященной исследованию психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению, указывают, что особенностями девиантных подростков выступают: а) высокий уровень эмоциональной нестабильности и напряженности; б) замкнутость и подозрительность; в) низкий уровень нормативности поведения и самоконтроля; г) ограниченность мышления.
Подросткам с девиантными формами поведения характерно проявление агрессивности и враждебности, применению физического насилия, негативизм, подозрительность, чувство обиды и вины [22].
Таким образом, исследования последних лет, в том числе и наше, показывают, что девиантных подростков характеризуют агрессивность, подозрительность, эмоциональное неблагополучие, низкий уровень самоконтроля и адаптированности.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют сделать следующие выводы.
1. Большинство испытуемых с девиантным поведением относятся к числу экстравертов, что проявляется в стремлении к общению и беззаботности, желании быть в компании и иметь больше друзей и приятелей. Для рада испытуемых данной группы, которые имеют высокий уровень экстравертированности, характерна тенденция к агрессивности, вспыльчивости, импульсивности, действия под влиянием момента, их эмоции и чувства не имеют строгого контроля. Их поведение связано с эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, неспособностью контролировать импульсивность своих действий.
2. Несовершеннолетние с девиантным поведением в большей степени склонны привлекать внимание окружающих к своим несчастьям, добиваться сочувствия и понимания. Им свойственно доминирование эмоций над интеллектуальным контролем. Это приводит к тому, что в стрессовых и психотравмирующих ситуациях эти несовершеннолетние готовы реагировать непосредственно эмоционально. Больше половины несовершеннолетних
данной группы имеют отрицательную концепцию собственной личности. Для них характерно представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Такое отношение к самому себе тесно связано с концепцией принятия окружающего мира, который оценивается как враждебный, не соответствующий представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими людьми.
3. Подростков с девиантным поведением отличают стремление руководствоваться принятыми правилами, излишняя подозрительность, направленность интересов преимущественно на себя, непрактичность, оторванность от реальности, излишнее беспокойство и тревога, связанные с неуверенностью, и как следствие, раздражительность, нетерпеливость.
4. У несовершеннолетних с девиантным поведением проявляются застревающий, дистимический, циклоти-мический, тревожно-боязливый и эмотивный типы акцентуаций характера. Педантичный и возбудимый типы акцентуаций в равной степени встречаются у несовершеннолетних с нормативным и девиантным поведением.
5. Несовершеннолетние с девиантным поведением имеют экстернальный локус контроля. Они уверенны в том, что от их активности мало что зависит, это дает основание чувствовать себя страдающим, но не способным как-то изменить свою жизнь, они не верят в возможность достижения успеха в учебных и профессиональных ситуациях, не представляют себе как компетентного в общении человека, который готов брать ответственность за результат взаимодействия с другими людьми.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в разработке эффективных технологий работы с девиантными подростками с учетом специфики их личностных особенностей. Материалы исследования могут быть использованы психологами, педагогами, работающими в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты и системе МВД.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаджанова Э.Р. Девиантное поведение подростков: причины, формы, профилактика // Симбирский научный вестник. 2019. № 4 (38). С. 7-11.
2. Агапова А.И. К вопросу о личностных особенностях подростков-девиантов / В сборнике: Современная реальность в социально-психологическом контексте — 2019. Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-методической конференции. Под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. 2019. С. 164166.
3. Акопян Р.Э., Петрова С.И. Особенности девиантного поведения //Вестник современных исследований. 2019. № 3.11 (30). С. 13-15.
4. Ахметханов Ж.Ю. Диагностика уровня отклоняющегося поведения как фактор успешной социализации учащихся с девиантным поведением // Казанская наука. 2015. № 8. С. 112-114.
5. Боброва И.А., Францева Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях современной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 296-299.
6. Демко Т.Н. Девиантное поведение в контексте культуры // Прикладная юридическая психология. 2019. № 2 (47). С. 6-14.
7. Дусенко М.Б. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков //Постулат. 2019. № 7 (45). С. 10.
8. Евдошенко О.В. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества //Вестник науки и образования. 2019. № 15 (69). С. 112-115.
9. Кочеров А.В. Девиантное поведение как психологический феномен //Вестник науки. 2020. Т. 2. № 2 (23). С. 33-40.
10. Курбатова Е.С., Куренков И.А. Психологические особенности девиантного поведения подростков // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 1. С. 51-52.
11. Ломакина А.Н. Предпосылки проявления девиантного поведения у молодых людей в современном обществе // Перспективы науки. 2019. № 9 (120). С. 158-160.
12. Пуртова М.С., Новгородцева И.В. Особенности аффективно-личностного эгоцентризма подростков с девиантным поведением // Медицинское образование сегодня. 2019. № 4 (8). С. 73-84.
13. Самадов Х.Х. Вопросы типологии девиантного поведения и его факторов в социальной философии // Известия Института философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2018. № 4. С. 95-99._
14. Федоровский А.Е. Проблемы девиантного поведения в подростковой среде: теоретический обзор // Организация работы с молодежью. 2015. № 3. С. 1-8.
15. Психология развития. Словарь. / Под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2015. 175 с.
16. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) //Социологические исследования. 2009. № 8. С. 70-73.
17. Обносов В.Н. Социально-психологический анализ девиантного поведения //Наука и Образование. 2019. № 2. С. 28.
18. Кушка М.Г. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2019. № 5. С. 59-63.
19. Эхаева Р.М., Ибрагимова Э.С. Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения у подростков // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 6 (8). С. 33-36.
20. Гурина О.Д. Ксенофобские установки и личностные особенности подростков с девиантным поведением // Психология и право.
2016. Т. 6. № 1. С. 39-57.
21. Лямина С.В. Личностные особенности подростков с признаками девиантного поведения / В сборнике: Проблемы и перспективы развития гуманитарных и социально-экономических наук. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией Ж.А. Шаповал.
2017. С. 129-134.
22. Хусаинова С.В., Хакимзянов Р.Н. Исследование психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 195-201.
Статья поступила в редакцию 05.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020