Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи между формированием девиантного поведения и уровнем интеллекта и акцентуацией характера осужденных'

Исследование взаимосвязи между формированием девиантного поведения и уровнем интеллекта и акцентуацией характера осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTED / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / CHARACTER ACCENTUATION / УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА / LEVEL OF INTELLIGENCE / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / OFFENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреев А. И., Вербина Г. Г., Данилова В. Г., Жирнов Ю. А.

В статье дан теоретический анализ феномена девиантного поведения и его типов. Рассмотрена взаимосвязь акцентуаций характера и уровня интеллекта и отклоняющегося поведения. Проведено исследование группы осужденных и представлен сравнительный анализ полученных показателей с данными выборки Д. Векслера. Обоснована необходимость профилактики девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреев А. И., Вербина Г. Г., Данилова В. Г., Жирнов Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on relationship between deviant behavior formation, level of intelligence and character accentuation of convicts

In the article a theoretical analysis of the deviant behavior phenomenon and its types is presented. The relationship between character accentuation, level of intelligence and deviant behavior is examined. The research on group of convicts was done and a comparative analysis of the indicators with sample data D. Wechsler is presented. The necessity of prevention of deviant behavior was justified.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи между формированием девиантного поведения и уровнем интеллекта и акцентуацией характера осужденных»

А. И. АНДРЕЕВ A. I. ANDREEV

старшим психолог межрегионального отдела психологической работы лаборатории УФСИН России по Удмуртской Республике, старший лейтенант внутренней службы

Г. Г. ВЕРБИНА G. G. VERBINA

профессор кафедры социальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», доктор психологических наук

В. Г. ДАНИЛОВА V. G. DANILOVA

ведущий специалист - эксперт оперативно-розыскной части (по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите) Министерства внутренних дел по Чувашской Республике

Ю. А. ЖИРНОВ U. A. ZHIRNOV

начальник межрегионального отдела психологической работы УФСИН России по Удмуртской Республике, майор внутренней службы

Исследование взаимосвязи между формированием девиантного поведения и уровнем интеллекта и акцентуацией характера осужденных

Research on relationship between deviant behavior formation, level of intelligence and character accentuation of convicts

Аннотация. В статье дан теоретический анализ феномена девиантного поведения и его типов. Рассмотрена взаимосвязь акцентуаций характера и уровня интеллекта и отклоняющегося поведения. Проведено исследование группы осужденных и представлен сравнительный анализ полученных показателей с данными выборки Д. Векслера. Обоснована необходимость профилактики девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, осужденные, акцентуации характера, уровень интеллекта, правонарушения.

Annotation. In the article a theoretical analysis of the deviant behavior phenomenon and its types is presented. The relationship between character accentuation, level of intelligence and deviant behavior is examined. The research on group of convicts was done and a comparative analysis of the indicators with sample data D. Wechsler is presented. The necessity of prevention of deviant behavior was justified.

Keywords: deviant behavior, convicted, character accentuation, level of intelligence, offence.

[email protected] www.or.fsin.su

2

В современном обществе делается упор на предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами, их профилактику на раннем этапе формирования у них моделей противоправного поведения. Для эффективного предупреждения отклоняющегося поведения требуется выявление группы риска на начальных стадиях формирования личности, когда поведение индивида с особенностями личности и чертами характера, предрасполагающими к развитию девиаций, еще не имеет признаков девиант-ности. Проведение психогигиены и психокоррекции лиц, склонных к отклоняющемуся поведению, на ранних этапах становления индивида в обществе позволит сформировать более целостную социально адаптивную личность и снизить риск формирования у нее девиаций.

Для выявления индивидуальных особенностей личности, предрасполагающих к формированию девиантного поведения, на базе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии (далее -ИК-6) нами было проведено исследование, в котором участвовали 200 осужденных мужского пола в возрасте 25-35 лет. Исследование группы осужденных с рецидивом преступлений должно повысить уровень репрезентативности, поскольку можно говорить об их стойком отклоняющемся поведении. В исследовании были использованы психодиагностические методики: методика Равена, методика определения типа акцентуации характера (опросник Шмишека).

На наш взгляд, низкий уровень интеллекта и ярко выраженные акцентуации характера являются предпосылками для формирования отклоняющегося поведения. Девиантное поведение личности (аддикция, аутоагрессия, делинквентное поведение), в свою очередь, прямо или косвенно приводит к противоправным действиям.

Под девиантным поведением (девиацией), по мнению Е. В. Змановской, по-

нимается устойчивая модель поведения личности, которая характеризуется нарушением общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся в данном обществе норм. На сегодняшнем этапе развития психологической науки нет единой классификации девиантного поведения. Причиной этому служат междисциплинарный характер проблемы поведенческих нарушений, изменчивость человеческого поведения, неопределенность самого понятия «норма» [1].

В рамках исследования будут рассмотрены следующие формы девиаций: аддик-ции, аутоагрессия и делинквентное поведение.

В исследованиях Е. В. Змановской и В. Ю. Рыбникова аддикция понимается как способ ухода от реальности, который подразумевает искусственное изменение своего психического состояния. Измененное состояние сознания достигается приемом некоторых наркотических и психотропных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития сильных эмоций. Суть аддиктивного поведения выражается в стремлении зависимого человека к удовлетворению своих нездоровых потребностей при помощи каких-либо химических веществ или навязчивых действий, к которым сформировалась тяга [2].

По формулировке О. П. Киреевой, ауто-агрессия - активность, осознанно или неосознанно нацеленная на причинение себе физического и психического вреда. В теории психоанализа ее часто относят к механизмам психологической защиты. Проявлениями аутоагрессии можно считать самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений различной степени тяжести (в некоторых случаях -самоубийство) [3].

Ю. А. Клейберг определяет делинквент-ное поведение как поведение противоправной направленности, воплощенное в проступках личности (действии или бездействии), наносящих вред как отдельно-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2017

3

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

му гражданину, так и обществу в целом. К их числу относятся административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство) и преступления (кража, угон автомобиля, мошенничество, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, изнасилование, убийство, терроризм ) [4].

Причинами формирования каждого типа девиации служат различные факторы наследственности, характер становления личности, ее индивидуальные особенности и т. д. В научной литературе выделяют три теории, объясняющие формирование девиаций.

Теория физических типов, отраженная в работах Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, В. Шелдона, гласит, что люди с определенным типом физической конституции склонны к антисоциальным поступкам. С психоаналитической точки зрения возникновение девиаций - это результат нарушения защитного механизма между бессознательным и сознанием. В социологических (или культурологических) теориях девиации обусловлены нарушением процесса социализации индивида, в результате которого у личности нет четких ориентиров на нормативное поведение.

Практические исследования последних лет, например О. П. Киреевой, показали, что психически неполноценные люди с выявленной интеллектуальной недостаточностью наиболее подвержены формированию негативной девиации. Это дает основание полагать, что акцентуации характера и низкий интеллектуальный уровень играют немаловажную роль в формировании девиант-ного поведения личности. Однако следует сказать, что их влияние на образование отклоняющегося поведения можно считать недостаточно изученным [3].

Акцентуация - высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией.

Немецкий психиатр К. Леонгард первый использовал в своих работах такие термины, как «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Далее он ввел понятие «акцентуации характера» и попытался их классифицировать. Дальнейшую разработку акцентуаций осуществлял А. Е. Личко [5].

В проведенном исследовании под акцентуацией следует понимать предрасположенность осужденных к реагированию на определенные воздействия среды поведением, проявляющимся в зависимости от его индивидуальных особенностей и силы выраженности отдельных черт характера.

Основываясь на работах А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, можно утверждать, что отличием акцентуаций характера от психопатий является отсутствие одновременного проявления основных признаков, свойственных последним: стабильности характера во времени, тотальности проявлений во всех жизненных ситуациях, социальной дезадаптации [6].

В данной работе используется классификация типов акцентуаций характера, основанная на работах А. Е. Личко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского [5, 6]:

- циклоидный;

- гипертимный;

- лабильный;

- астенический;

- сенситивный;

- психастенический;

- шизоидный;

- эпилептоидный;

- застревающий (паранойяльный);

- демонстративный (истероидный);

- дистимный;

- неустойчивый;

- конформный.

Чаще встречаются смешанные формы акцентуаций.

Взаимосвязь особенностей заострения характера у подростков и их отклоняющегося поведения находит свое подтверждение в исследованиях, проведенных под руководством А. Е. Личко [5].

[email protected] www.or.fsin.su

4

У гипертимных подростков проявляется склонность к групповым формам противоправного поведения. Среди них нередки попытки лидировать в группе асоциальных сверстников. Они проявляют интерес к бытовому пьянству, широкому кругу психотропных веществ (в том числе и к газообразным токсическим веществам), но не считают это началом формирования серьезных заболеваний.

В результате исследований А. Е. Личко выявлено, что подростки с шизоидным типом акцентуации действуют в одиночку, заранее и четко планируют свои действия, никого не посвящая в них. Поэтому они попадают в поле зрения полиции гораздо позже по сравнению с индивидами других акцентуаций. При совершении преступлений используют собственноручно сделанные предметы [5].

Не склонны к нарушению общепринятых норм и принятых законов лица с циклотимным, астено-невротическим и сенситивным типом акцентуаций. В моменты повышенного настроения у циклотимичных подростков возможно проявление интереса к алкоголю. Лица с истероидными акцентуациями с целью манипуляции могут сбегать из дома, пристраститься к алкоголю и т. п., что не сопровождается серьезными правонарушениями [5].

Исследование уровня интеллекта позволяет находить новые пути решения задач, видеть глубину и разнообразие терминов и понятий, выявлять факторы, помогающие социализации индивида. У лиц с более низким уровнем интеллекта в силу особенностей интеллектуально-мнестичес-ких способностей этот процесс затруднен, что увеличивает вероятность вхождения в асоциальную среду.

По психологическому словарю А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, интеллект -это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида [6]. Основой умственных способностей служат мыслительные способности. В общем

понимании интеллект - это система познавательных способностей человека, в которой отражены и ощущение, и восприятие, и память, и воображение, и мышление. Также понятие интеллекта используется как показатель общей умственной способности личности, включающей обобщение поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. С таким пониманием соотносится теория французского психолога Ж. Пиаже, согласно которой одной из важных функций интеллекта является умение ориентироваться в новых условиях и выстраивать собственное поведение в соответствии с ситуацией [7].

Интеллект как общая способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде рассматривается в трудах Д. Векслера.

В психологии существует понятие общего интеллекта, а также его подструктур: вербального и невербального.

Общим интеллектом принято считать сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, которые обеспечивают успешность любой деятельности. Уровень его развития измеряется через коэффициент интеллектуальности - Данный параметр предложил известный исследователь, автор специализированного теста на интеллект Д. Векслер.

Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2017

5

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Ниже среднего Средний уровень Выше среднего

Рис. 1. Показатели IQ в выборке из 200 человек от 25 до 35 лет - осужденных ИК-6

Сопоставив уровень интеллекта исследуемой группы осужденных со средними данными выборки Д. Векслера (рис. 1, 2), можно сделать вывод о том, что показатель умственных способностей «выше среднего» одинаков в обеих группах (по 8 % в каждом). Исследуемых, имеющих средний уровень интеллек-

та, меньше в группе осужденных - 44 % респондентов. В группе осужденных, по сравнению с выборками Д. Векслера, заметно преобладание лиц с уровнем развития ниже среднего.

Исходя из этого, можно говорить о предрасположенности лиц с низким уровнем умственных способностей к различно-

Рис. 2. Показатели IQ в выборке из 1700 человек от 16 до 64 лет (по данным Д. Векслера)

[email protected] www.or.fsin.su

6

Рис. 3. Показатели наличия акцентуаций характера в выборке из 200 человек от 25 до 35 лет - осужденных ИК-6 в сравнении с нормой

го рода девиациям и, как следствие, вхождению этих лиц в асоциальные группы и совершению ими правонарушений.

При исследовании акцентуаций характера в среде осужденных были использованы методы наложения и сравнения диаграмм. Как видно, в группе осужденных (рис. 3), по сравнению с нормативной

группой (Д. Векслера) (рис. 4), значительно преобладают лица с акцентуацией характера. Как правило, акцентуация у осужденных может сопровождаться тенденцией к явной выраженности еще нескольких ее типов. В выборке осужденных в преобладающем большинстве выявляются следующие акцентуации характера:

Рис. 4. Показатели наличия акцентуаций характера в выборке из 500 человек от 20 до 35 лет (по данным Д. Векслера) в сравнении с нормой

7 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2017

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

- демонстративным тип;

- возбудимый тип;

- гипертимный тип;

- застревающий тип;

- тревожный тип.

Таким образом, можно прийти к заключению, что сам по себе низкий интеллект и определенные акцентуации характера не могут говорить о наличии той или иной девиации, но являются предпосылками для ее формирования. Также на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Нет прямой взаимосвязи между уровнем интеллекта и совершением противоправных действий, хотя лица с уровнем интеллекта ниже среднего более склонны к отклоняющемуся поведению и совершению противоправных действий.

2. Акцентуации черт характера, особенно ярко выраженные, являются предпосылкой для формирования девиаций. Стоит обратить внимание на лиц с застревающим, демонстративным, возбудимым, гипертимным, тревожным типом акцентуаций характера. Именно они входят в группу повышенного риска формирования девиантного поведения.

3. Индивиды с низким уровнем интеллекта и с ярко выраженными акцентуациями черт характера находятся в группе повышенного риска, они склонны к отклоняющемуся поведению.

4. Требуется дополнительное исследование девиантного поведения и выявление факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у лиц, входящих в группу риска, так как данная группа

более склонна к социальной деформации и «заражению» девиациями.

5. Необходимо на ранних стадиях формирования личности, до образования у них отклоняющегося поведения, выявлять лиц, входящих в группу риска, чтобы использовать профилактические (предупредительные) меры воздействия на них.

6. Требуется разработка мер психогигиены и психокоррекции для индивидов, входящих в группы риска, причем как для тех, кто уже находится в учреждениях уголовно-исполнительной системы, так и для тех, у кого еще не сформировалась модель девиантного поведения. ф

1. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М. : Академия, 2004. 288 с.

2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиант-ное поведение личности и группы : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2010. 352 с.

3. Киреева О. П. Социология в вопросах и ответах : учеб. пособие. М. : КноРус, 2006. 264 с.

4. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. М. : ТЦ Сфера ; Юрайт-М, 2001. 160 с.

5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М. : Речь, 2010. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 2007. 494 с.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 660 с.

[email protected] www.or.fsin.su

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.