Научная статья на тему 'Девиантное поведение как результат сочетания биологических, психологических и социальных факторов'

Девиантное поведение как результат сочетания биологических, психологических и социальных факторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3420
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOUR / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / BIOLOGICAL FACTORS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МОДЕЛЬ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ / PSYCHOLOGICAL FACTORS / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL FACTORS / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ACCENTUATION CHARACTER / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / АВИТАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / AVITAL ACTIVITY / ТЕОРИЯ РОЛЕЙ / THEORY OF ROLES / СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОД / БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / THE BIOGENETIC APPROACH / ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SOTSIOGENETICHESKIH THE APPROACH / ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ THE APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириков Александр Алексеевич

В статье рассматриваются биологические, психологические и социальные факторы, сочетание которых может приводить к девиантному поведению. Дается описание подходов к изучению личности и влияний на ее развитие (социогенетический подход, биогенетический подход, психогенетический подход). Уделяется внимание теории ролей, как фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Описан сравнительный анализ изучения видов девиаций у мужчин 18-25 лет и 35-40 лет. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной девиантного поведения, так как акцентуированным личностям присуща готовность как социально-положительному, так и социально-отрицательному поведению. Доказано, что причиной агрессивного поведения, как вида девиации, могут стать биологические и социальные факторы. Выявлена скрытая агрессия как механизм межличностных манипуляций детей по отношению к своим родителям по методике «Наказание родителей детьми». Уделено внимание авитальной активности, являющейся предикцией девиации самоустранения из жизни. По итогам исследования сделан вывод о том, что девиантное поведение во многих случаях формируется в результате сочетания биологических, психологических и социальных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кириков Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR AS RESULT OF A COMBINATION OF BIOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL FACTORS

In article are considered biological, psychological and social factors, which combination can lead to deviant behaviour. The description of approaches to studying the person and influences on her development (t sotsiogenetichesky he approach, the biogenetic approach, психогенетический the approach) is given. The attention of the theory of roles, as is paid to the factor which is leaving traces character of behavior of the person, its attitudes with other people. The comparative analysis of studying of kinds of deviations at men of 18-25 years and 35-40 years is described. It is revealed, that акцентуации character as the psychological and biological factor can become the reason deviant behaviour as акцентуированным readiness both socially-positive is inherent in persons, and to socially-negative behaviour. It is proved, that the reason of aggressive behavior as a kind of deviation, can become biological and social factors. The latent aggression as the mechanism of interpersonal manipulations of children in relation to the parents by a technique « Punishment of parents by children » is revealed. It is paid attention avital to the activity which is being predicts of deviation of self-elimination from a life. On results of research it is drawn a conclusion that deviant the behaviour in many cases is formed as a result of a combination biological, psychological and social factors.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение как результат сочетания биологических, психологических и социальных факторов»

Кириков Александр Алексеевич ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ .

УДК 159.9

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЧЕТАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

© 2016

Кириков Александр Алексеевич, заместитель командира 1-го мотострелкового батальона

по работе с личным составом Министерство обороны России, 57 отдельная мотострелковая бригада (682971, Россия, Хабаровский край, г.Бикин, ул. Восточный городок, д.676, e-mail: Halif88 @bk.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются биологические, психологические и социальные факторы, сочетание которых может приводить к девиантному поведению. Дается описание подходов к изучению личности и влияний на ее развитие (социогенетический подход, биогенетический подход, психогенетический подход). Уделяется внимание теории ролей, как фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Описан сравнительный анализ изучения видов девиаций у мужчин 18-25 лет и 35-40 лет. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной девиантного поведения, так как акцентуированным личностям присуща готовность как социально-положительному, так и социально-отрицательному поведению. Доказано, что причиной агрессивного поведения, как вида девиации, могут стать биологические и социальные факторы. Выявлена скрытая агрессия как механизм межличностных манипуляций детей по отношению к своим родителям по методике «Наказание родителей детьми». Уделено внимание авитальной активности, являющейся предикцией девиации самоустранения из жизни. По итогам исследования сделан вывод о том, что девиантное поведение во многих случаях формируется в результате сочетания биологических, психологических и социальных факторов.

Ключевые слова: девиантное поведение; биологические факторы; психологические факторы; социальные факторы; акцентуации характера; агрессия; авитальная активность; теория ролей; социогенетических подход; биогенетический подход; психогенетический подход; модель психокоррекции и профилактики девиаций.

DEVIANT BEHAVIOR AS RESULT OF A COMBINATION OF BIOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL FACTORS

© 2016

Kirikov Aleksandr Alekseevich, deputy commander of 1st motorized rifle battalion to work with the staff Russian Ministry of Defense, 57 separate motorized rifle brigade (682971l, Russia, Khabarovsk, Bikin, st. Vostochny gorodok, 676, e-mail: Halif88 @bk.ru)

Abstract. In article are considered biological, psychological and social factors, which combination can lead to deviant behaviour. The description of approaches to studying the person and influences on her development (t sotsioge-netichesky he approach, the biogenetic approach, психогенетический the approach) is given. The attention of the theory of roles, as is paid to the factor which is leaving traces character of behavior of the person, its attitudes with other people. The comparative analysis of studying of kinds of deviations at men of 18-25 years and 35-40 years is described. It is revealed, that акцентуации character as the psychological and biological factor can become the reason deviant behaviour as акцентуированным readiness both socially-positive is inherent in persons, and to socially-negative behaviour. It is proved, that the reason of aggressive behavior as a kind of deviation, can become biological and social factors. The latent aggression as the mechanism of interpersonal manipulations of children in relation to the parents by a technique « Punishment of parents by children » is revealed. It is paid attention avital to the activity which is being predicts of deviation of self-elimination from a life. On results of research it is drawn a conclusion that deviant the behaviour in many cases is formed as a result of a combination biological, psychological and social factors.

Keywords: deviant behaviour; biological factors; psychological factors; social factors; accentuation character; aggression; avital activity; the theory of roles; sotsiogeneticheskih the approach; the biogenetic approach; психогенетический the approach.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях усложнившейся ситуации развития общества в стране и в мире в целом, динамичности изменения внутренних и внешних социальных и экономических отношений, растет количество стрессовых ситуаций. Вместе с тем меняются условия жизни и поведения как молодежи, так и взрослого населения. В современном обществе взаимодействие личности с ближайшим окружением (семьей) и социумом осуществляется в условиях различных трудностей, возникающих в процессе адаптации к новым социальным условиям. Это отчасти является причиной деформации межличностных связей, снижения уровня нравственной культуры, утраты традиций. Возрастающие формы асоциального поведения, таких как аддиктивновное, деликвентное, деструктивное, суицидальное ставят перед психологической наукой важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов, т.е. девиантной личности.

Изучению девиантного поведения школьников уделялось много внимания как западными, так и российскими учеными. Существуют различные подходы к классификации девиантного поведения. Однако изучению де-виантного поведения молодежи и взрослого населения уделено мало внимания.

Впервые американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках теории структурного функционализма

создал социологическую классификацию поведенческих реакций человека (Мертон Р., 1938) [1]. В его модели представлены пять способов адаптации личности к условиям, существующим в обществе. В России впервые ввел в употребление термин «девиантное поведение» Я. И. Гилинский (Гилинский Я. И., 2007) [2], Ф. Патаки считает, что девиантное поведение - это системное или полидетерминированное явление. В его формировании принимают участие исторические, макросоциальные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы[3].

Девиантное поведение как нарушение процесса адаптации и социализации рассматривается такими российскими учеными, как Б.Н.Алмазов [4], И.С.Кон [5], Г.С.Остапенко [6] Короленко Ц.П.[7] и др.

Биологические факторы данной проблемы представлены в работах Б.С.Братуся [8], П.И.Сидорова [9], Ч.Ломброзо [10], и др. П.Б.Ганнушкин [11] полагал, что личность формируется к 18-20 годам. Тем не менее, он указывал, что в период полового созревания можно наблюдать у подростков отчетливые проявления психопатии. Классификация личностных расстройств П. Б. Ганнушкина, которые являются биологическим фактором проявления девиаций: эпилептоиды, циклоиды, астеники, истероиды, неустойчивые, антисоциальные, конституционально глупые, шизоиды, параноики.

Классификация личностных расстройств по

Кириков Александр Алексеевич ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ...

Е.КгаереИп [12], которые часто приводят к отклоняющемуся поведению, часто к деликветным его проявлениям. Это: возбудимые; безудержные; импульсивные; чудаки.

Психологические факторы девиантного поведения раскрыты в исследованиях Ю.А.Клейберг [12], С.А.Беличевой [13], Е.М.Беспаленко [14], Е.В.Змановской [15], Менделевич В.Д [16] и др.

И.Н.Гурвич [17]рассматривал личностный радикал как гипотетическую психологическую переменную, которая заставляет людей реагировать на определенные ситуации определенным образом. Разнообразные черты характера переплетены между собой, но есть ведущие особенности характера. Они обостряются при неблагоприятных ситуациях, семейных и психологических проблемах, меняется психическое состояние.

По определению Н.Д. Левитова [16], психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Левитов Н.Д., 1964) [16].

Социальные причины девиантного поведения широко изучены в работах Я.И.Гилинского, И.С.Кона, А.Е. Личко, И.А.Громова, И.А.Мацкевич, В.А.Семёнова и др [2], [5], [18]

Однако, проблемой девиантного поведения, являющегося результатом сочетания психологических, биологических и социальных факторов в возрастной категории 18 - 40 лет занимаются лишь некоторые исследователи (О.В.Мунина, Н.В.Майсак, Ю.Н.Гут, М.К.Кабардов и др). Причем каждый из них рассматривает отдельное направление девиантологии и фактор риска [19].

В связи с этим целью исследования было выявление сочетания биологических, психологических и социальных факторов как результата девиантного поведения.

Решались следующие задачи:

1. Проанализировать динамику и структуру деви-антного поведения в различных возрастных категориях мужчин.

2. Выявить специфические для данной категории исследуемых факторы, приводящие к отклоняющемуся поведению.

3. Провести сравнительный анализ проявления деви-антного поведения у мужчин 18-25 лет и 35-40 лет.

4. Разработать и апробировать методику выявления скрытой агрессии как механизма межличностных манипуляций детей по отношению к своим родителям «Наказание родителей детьми».

Испытуемые и методика исследования

В исследовании приняли участие 60 мужчин в возрасте 18-25 лет и 35-40 лет. Они составляли две группы по 30 человек, разделенные по возрастам, при этом их социальный статус не учитывался. Испытуемые не имели психиатрические и неврологические диагнозы (в соответствии с данными опроса).

Были использованы следующие методики: оценка нервно-психической устойчивости (анкета НПУ: «Прогноз»); методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда; проективная методика социальной направленности «Я и Вселенная», авторский опросник «Наказание родителей детьми». Анкеты и проводимые методики подписывались, так как стоял вопрос о выявлении совокупности факторов.

Результаты и их обсуждение

Методика НПУ «Прогноз» предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволила выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности исследуемых. Н.Д.Левитов [] полагает, что психические состояния классифицируются либо по аналогии с классификацией

психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), либо заимствует характерологические принципы.

В процессе анализа были получены следующие результаты: Таблица 1.

Баллы Баллы полученные при диагностике группы 18-25 лет Заключение и рекомендации

29 и более 4 человека из 30 Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное психологическое обследование психолога, социолога.

14-28 12 человек из 30 Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях, при повышенной нервной напряженности.

13 и менее 14 человек из 30 Нервно-психические срывы маловероятны. Риска возникновения девиаций нет.

Таблица 2.

Баллы Баллы полученные при диагностике группы 35-40 лет Заключение и рекомендации

29 и более 3 человека из 30 Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное психологическое обследование психолога, социолога

14-28 8 человек из 30 Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях, при повышенной нервной напряженности.

13 и менее 19 человек из 30 Нервно-психические срывы маловероятны. Риска возникновения девиаций нет.

Анализ показал, что в группе 18-25 лет и группе 35-40 лет есть личности, относящиеся к группе риска. Предположительно, личностные и биологические факторы влияют на формирование отклоняющегося поведения.

Взаимосвязь между личностью и его психическими состояниями носит характер взаимовлияния. Психические состояния могут оказывать обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, изменение структуры мотивов, целей и деятельности. Но не всегда можно отнести некоторое психическое качество к состояниям или чертам личности. По мнению Иванова В. Н критерием может служить степень стабильности измеряемого свойства личности [20].

Для изучения акцентуаций характера использовался характерологический опросник Леонгарда. Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К.Леонгарда» [21].

Акцентуированные личности не являются патологическими, однако, акцентуации характеров могут быть причиной для формирования различных форм девиаций. Используя опросник, выявлялось наличие акцентуаций по следующим шкалам:

- первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью;

- вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию;

- третья шкала говорит о эмоциональной жизни испытуемого;

- четвертая шкала показывает склонность к педантиз-

Кириков Александр Алексеевич психологические

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ... науки

му;

- пятая шкала показывает наличие тревожности;

- шестая указывает на склонность к эмоциональной лабильности;

- седьмая шкала говорит о демонстративном поведении;

- восьмая - о неуравновешенности поведения;

- девятая шкала показывает степень утомляемости;

- десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.

При подсчете баллов по каждой шкале суммировались ответы на пункты в строках «+» со свои знаком и на пункты в строках «-» с обратным знаком. Полученную сумму умножили на соответствующее данной шкале число.

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов.

В таблице приводятся результаты, полученные при математической обработке факторным анализом фактического материала после опроса испытуемых. В сравнении приводятся средние показатели, так как цель опроса - установить, насколько выражены акцентуации характера у группы испытуемых возрастной категории 18-25 лет в сравнении с группой испытуемых 35-40 лет и влияют ли акцентуации на девиантных форм поведения.

Таблица 3.

Типы акцентуаций Показатели группы 18-25 лет (средний показатель в баллах) Показатели группы 35-40 лет (средний показатель в баллах)

Гипертимные 14,6 6,8

Возбудимые 17,1 9,8

Эмотивные 15,4 14

Педантичные 1 3,2

Тревожные 7,3 13,5

Циклотимные 3,3 4,0

Демонстративные 13,8 4,2

Неуравновешенные 18,2 11,7

Дистимные 5,1 3,2

Экзальтированные 2,3 1,1

Таким образом, определено, что у группы испытуемых 18-25 лет более выражены акцентуации характера, чем у группы испытуемых 35-45 лет. Можно предположить, что испытуемые старшего возраста психологически более устойчивы, имеют жизненный опыт и способны управлять своими эмоциями. И наоборот, более молодые мужчины, особенно в возрасте до 20-ти лет не всегда способны управлять собой, контролировать свое поведение.

Отсюда следует, что акцентуированные личности относятся к группе риска в формировании девиант-ного поведения, учитывая психологические факторы. Следовательно, акцентуации характера являются отрицательным фоном и фактором риска, на котором под влиянием избирательного воздействия психологических и психических травм, касающихся уязвимых мест личности, формируется девиантное поведение.

Проективная методика социальной направленности «Я и Вселенная» была применена для изучения социальных норм, социального интеллекта, социальной адаптации. В соответствии с концепцией А.Н.Леонтьева [22], психика возникла на основе свойства раздражимости живых существ, является регулирующей их поведение. Психика человека и его сознание в отечественной психологии считаются продуктами общественно-исторического развития. Человек появляется на свет с врожденными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются им в его социальной ситуации с помощью средств, создаваемых социумом.

Л.С.Выготский ввел понятия социальной ситуации развития, зон актуального, ближайшего и потенциального развития [23].

Проективный тест «Я и Вселенная» показывает: какие нормы и ценности имеет испытуемый; с кем и почему не складываются отношения; кого отвергает или находится в конфликтных отношениях; какие аспекты социальной ситуации являются для него психотравми-рующими и почему; к кому испытывает неприязнь; на кого держит обиду. После интерпретации результатов и беседы с каждым испытуемым, было сделано заключение, что и в первой и второй группе есть испытуемые, находящиеся в длительных конфликтах с близкими и друзьями. В группе 18-25 лет одиннадцать человек можно отнести к группе социального неблагополучия. У троих студентов из этой группы часто появляются мысли о «невозможности жить так дальше», неуверенность в будущем, неясные представления о будущем. Факты авитальной активности прослеживаются, а значит, де-виантное поведение диагностировано. Позитивный результат только у 12-ти исследуемых этой группы.

В группе 35-45 лет показатели примерно такие же. Отличие в том, что авитальная активность не выявлена ни у кого. Позитивный результат у 16-ти исследуемых.

Авторский опросник «Наказание родителей детьми» разработан для выявления агрессии исследуемых в семье и отклоняющегося поведения. В таблице приведены полученные данные.

Таблица 4.

Утверждения S- 10 7-4 балла 1-3 0 баллов

Я часто упрекаю своих родителей, что б детстве они недостаточно уделяли внимания моему здор овью I гр. - 2 чел. Пгр.-Очел I гр. — 3 чел. Hip - 1 чел lip -S чел. Игр-5 чел I гр. — 17 чел. Игр.-24 чел

Из-за того, что моиродителине дали мне всего необходимого в жизни, мне хочется иногда позлить их 1гр.-5 чел. II гр. — 2 чел Игр. -3 чел 1гр,- 10 чел. П гр. — 7 чел 1гр.-И чел. Hip-18 чел

Если родители слишком притесняют меня и навязывают свою волю, я ухожу 1гр.-3 чел. IIip.-O чел I гр. - 5 чел. II ip. - 1чел 1гр.-9чел. Пгр.-Очел lip.- 13 чел. Игр.-29 чел

Если родители начинают командовать мной, я угрожаю им 1гр.-4 чел. II гр. — 0 чел I гр. — 3 чел. IIrp.-З чел lip.-8чел. П гр. - 4 чел 1гр.-13 чел. Игр.-23 чел

Нередко я поднимаю руку на кого-либо из родителей 1гр.-0чел. Пгр.-О чел Iip.-O чел. Игр. - 1чел 1гр.-0чел. П гр.- 1 чел Iip.-ЗОчел. Игр.- 2S чел

Если родители ограничивают меня в деньгах,я принимаю такие меры, что они потом долго жалеют 1гр.-2 чел. Пгр.-Очел I гр. — 3 чел. Hip-1 чел lip.-8чел. П гр. — 5 чел 1гр.-17 чел. II ip.-24 чел

Я часто ссорюсь с родителями I гр. — 12 чел. II гр. - 7 чел Iip.-б чел. IIrp.-З чел 1гр.- 7 чел. П гр. - S чел Iip.-Зчел. IIip.- 12 чел

Иногда после грубого разговора с родит елями я чувствую себя больным lip. - 1 чел. Пгр.-Очел I гр. — 3 чел. Игр. - 1 чел lip. -6 чел. П гр - 5 чел 1гр.-20 чел. Игр.-24 чел

Я думаю, что иногда нужно делать родителям и®. 1гр.-2 чел. IIip.-O чел Iip.-Зчел. Пгр.-Очел 1гр.-2 чел. Нгр.-2 чел I ip.-23 чел. II ip.-28 чел

Яне осуждаю тех дет ей, которые по каким-то причинам бывают жестокими I гр. - 2 чел. Пгр.-Очел I гр. -3 чел. Игр.-2 чел I ip. - 3 чел. II гр. - 5 чел I гр. — 22 чел. Нгр.-23 чел

Необходимо поставь по 1 баллу за ответ "ДА" и посчитайте общее количество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8-10 баллов - ребенок наказывает своих родителей, бывает грубым и жестоким.

4-7 - бывают случаи жестокого обращения с родителями, выражен протест.

1-4 - крайне редко, но бывают случаи негативного отношения к родителям и близким.

0 баллов - между родителями и детьми полное взаимопонимание

Интерпретация результатов проходила в два этапа. Вначале обрабатывались результаты по каждому суждению, а затем по количеству набранных баллов.

Агрессивное поведение было выявлено у девяти исследуемых первой группы (18-25 лет) и у семи испытуемых второй группы (35 - 40 лет).

Выводы. Анализ всех проведенных исследований дал противоречивые значения. Лишь небольшое количество испытуемых подтвердили гипотезу исследования. У 8 испытуемых из 30 в группе (18-25 лет) показали наличие отклоняющегося поведения. Его формы: аддикция табачная и алкогольная, агрессия, один случай авиталь-ной активности. И только у пятерых гипотеза получила подтверждение. Эти испытуемые имели проблемы психологического плана, имели низкий уровень социального интеллекта и их наследственность отягощена рецидивами деликвентного поведения родителей и дедушки.

В группе испытуемых (35-40 лет) ситуация лучше, АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

Кириков Александр Алексеевич ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ...

однако девиации диагностированы у 5 испытуемых из 30. И только у троих гипотеза получила подтверждение. К этой группе относился мужчина, имевший две судимости, причем, его отец также имел проблемы с Законом.

Необходимо подчеркнуть, что указанные выше теоретические подходы имеют значительное методологическое значение для изучения причин и закономерностей проявления и распространения социальной девиации. В силу своих возрастных и психофизиологических возможностей, молодые люди (в нашем случае испытуемые 18-25 лет) в большей мере подвержены социальным отклонениям, нежели группа сравнения (мужчины 35-40 лет).

Изучено, что причиной девиантного поведения молодых людей имеют факторную обусловленность. Такими факторами выступают: социально-экономическое развитие страны; уровень развития аутопсихологической компетентности, генетическая наследственность; характер занятости и безработицы молодежи. Учитывая тот факт, что психически зрелыми молодые люди становятся примерно к двадцати годам, они в большей мере подвержены влиянию других людей.

Обнаружено, что психологическая деформация, так же как и структурная деформация семьи оказывает влияние на формирование девиантных форм поведения. В исследовании подтверждено, что молодые люди из семей, где явно выражена психологическая деформация, чаще наказывают своих родителей. Двое молодых людей отметили, что угрожают родителям, страдающим алкогольной аддикцией принудительным лечением и привлечением правоохранительных органов к их усмирению, иногда наказывают физически.

У испытуемых мужчин 35-40 лет такого не отмечается в силу возраста их родителей (по информации исследуемых возраст родителей 63-75 лет). Также мужчины этого возраста могут контролировать свои поступки, у них меньше выражены акцентуации характера.

Заключение

Таким образом, проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии, философии и психологии. Существует большое разнообразие видов и форм девиантного поведения. На формирование девиаций в молодежной среде и людей среднего возраста оказывают влияние биологические, социальные и психологические факторы. Но не всегда сочетание всех трех факторов является причиной отклоняющегося поведения. В группе испытуемых были мужчины, у которых причиной девиаций становились психологические и социальные факторы, акцентуации характера не выявлены, психопатии и расстройств личности не обнаружено. Учитывая, что в исследовании приняли участие только 60 человек, но это дало подтверждение тому, что психологические, социальные и биологические факторы в совокупности приводят к тяжелым девиациям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — пер. с франц. Самарской Е. А., редактор перевода Грецкий М. Н. — М.: Прогресс, 1966.

2. Гилинский Я. И. Девиантология. — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.

3. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного)поведения // Психологический журнал. Т. 8. № 4. 1987. С. 92—102.

4. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних — Свердл., 1

5. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.254 с.

6. Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 1. — С.54-60.

7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей кката-строфе: Деструктивное поведение в современном мире.

— Новосибирск, 1990.

8. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988

9. Сидоров П.И.,.Парняков А.В.. Введение в клиническую психологию. Учебник для студентов.- М-2002.

10. Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступнике.М-: Мысль, 2004., С.316.

11. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — 1933.

12. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

13. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. - 221 с.

14. Беспаленко Е.М. Агрессивность учащихся как форма деструктивной девиации и методы коррекции. Воронеж: издательство «Истоки», 2011 - 284 с.

15. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — 2 изд, исправл. — М.: Академия, 2004.

— 288 с.

16. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - СПб. : Речь, 2009. - 445 с.

17. Гурвич И.Н. и др. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде / Под общей редакцией О.В.Зыкова. -СПб: Эри, 2013. -144 с.

18. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.

19. Мунина О.В. Теоретико-методологические подходы и тенденции исследования отклоняющегося поведения подростков и молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2014. Том 14. Выпуск 2. С. 48-52

20. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47—57.

21. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб. : Речь, 2010. - 256 с.

22. А. Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — М.: МГУ, 1983

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.