УДК 159.9 Г. С. Остапенко
ББК 88.8 Доцент, кандидат психологических наук
Р. И. Остапенко Кандидат педагогических наук
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
В исследовании выявляются особенности личности подростков с девиантным поведением. Проводится сравнительный анализ с подростками без девиаций. Выявлено, что подростки, находящиеся в СИЗО чаще демонстрируют повышенные уровни агрессивности и тревожности, чем подростки-школьники. У подростков находящихся в СИЗО чаще встречается гипертим-ный и демонстративный тип акцентуации характера.
Ключевые слова: подростки, девиантное, поведение, личность, акцентуации, характер, СИЗО, агрессивность, тревожность.
G. S. Ostapenko Associate Professor, Ph.D. of Psychology
R. I. Ostapenko Ph.D. of Pedagogy ANALYSIS OF PERSONALITY TEENAGERS WITH
DEVIANT BEHAVIOR
In the study reveals personality traits of teens with deviant behavior. The comparative analysis with adolescents without deviations. Found that adolescents who are in jail often exhibit increased levels of aggression and anxiety than adolescent schoolchildren. Adolescents are more common in prison hyperthymic and demonstrative type of character accentuation.
Key words: adolescents, deviant, behavior, personality, accentuation, character, jail, aggressiveness, anxiety
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях усложнившейся ситуации развития современного общества, в частности повышенной его динамичности, неопределенности и одновременно расширения возможностей человека, с одной стороны, роста напряженности, проявляющееся в большом количестве и многообразии стрессовых ситуаций - с другой, меняются условия жизни и поведения молодежи.
В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и
стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
На сегодняшний день в психологии девиантного поведения такие ученые как В.Л. Гиндикин, В.А. Гурьева, В.Я. Семке, С. А. Суханов выделяют типично подростковые девиации - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение, а В.Г. Василевский, Н.В. Вострокнутов, Т.А. Донских, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков выделяют делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхцен-ные увлечения и др.
Девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.
Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют характерологические особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Закрепление некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения, а возникновение акцентуаций характера рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков.
Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиоло-гичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное - носить систематический и наступательный характер.
Цель исследования: выявить особенности личности подростков с девиантным поведением и провести сравнительный анализ с подростками без девиаций.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что подростки, находящиеся в СИЗО чаще демонстрируют повышенные уровни агрессивности и тревожности, чем подростки-школьники. У подростков находящихся в СИЗО чаще встречается гипертимный и демонстративный тип акцентуации.
Исходя из цели и гипотезы нашего исследования, нами была составлена батарея психодиагностических методик: методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптированный вариант А. К. Осницкого) [1, с. 174-180], Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина [1, с.59-63], Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда [2, с.370-375].
Исследование проводилось в следственном изоляторе Советского района г. Воронежа и МОУ СОШ № 18 Коминтерновского района. В следственном изоляторе были исследованы подростки 16-18 лет - 30 человек. Из них 10 девочек и 20 мальчиков. В школе были исследованы учащиеся 9-го класса - 19 человек. Из них 10 девочек и 9 мальчиков 14-16 лет. Всего в исследовании принимало участие 49 подростков.
Результаты по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки отражены в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1
Сводные характеристики по методике А. Басса и А. Дарки
Форма агрессии СИЗО Школа Сравнительный анализ
Ср. ар. X Ст. Откл-S Ср. ар. X Ст. Откл-S Значение t-Стьюдента Уровень значимости Р
Физическая 5,60 2,08 6,95 2,09 -2,20 0,03
Косвенная 4,67 1,79 5,21 1,58 -1,11 0,27
Раздражение 5,13 2,11 5,42 2,04 -0,47 0,64
Негативизм 3,07 1,55 3,58 1,07 -1,37 0,18
Обида 4,50 1,70 3,53 1,98 1,77 0,09
Подозрительность 5,27 1,95 5,05 2,15 0,35 0,73
Вербальная 8,13 2,64 9,16 2,03 -1,53 0,13
Чувство вины 6,33 1,65 5,58 1,74 1,51 0,14
Общая 18,40 5,34 21,32 3,68 -2,56 0,03
Враждебность 9,77 2,88 8,58 3,79 1,17 0,25
25
20
15
10
5
0
ш
А і
А (М 4
I
АШ і
□ СИЗО
□ Школа
Общая агрессия (ср.знач) Враждебность (ср.знач)
Рис.1. Диаграмма средних значений по методике А. Басса и А. Дарки
Анализ данных показал, что значения по всем показателям кроме чувства вины, обиды и подозрительности оказались выше у подростков-школьников. Следует отметить, что показатели агрессивности по шкале «физическая агрессия» у школьников статистически достоверно выше, чем у подростков находящихся в СИЗО (р=0,03<0,05).
Полученные данные позволяют нам прийти к выводу, что подростки школьники являются более агрессивными, чем подростки, находящиеся в СИЗО, так как им в большей мере свойственна физическая, вербальная и косвенная агрессия.
Результаты по методике диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина отражены в таблице 2 и рисунке 2.
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
А У
А
z—4
V
□ СИЗО
□ Школа
Реактивная тревожность (ср.знач)
Личностная тревожность (ср.знач)
Рис.2. Диаграмма средних значений по методике Ч. Д. Спилбергера,
Ю.Л. Ханина
Таблица 2
Сводные характеристики по методике Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина
Форма тревожности СИЗО Школа Сравнительный анализ
Среднее арифм. X Станд. отклонение S Среднее арифм. X Станд. отклонение S Значение t- Стьюдента Уровень значимости Р
Реактивная 48,47 9,93 39,21 6,03 4,06 0,00
Личностная 43,57 7,99 41,11 7,77 1,07 0,29
Анализ данных показал, что личностная и реактивная тревожность у подростков находящихся в СИЗО выше, причем показатели реактивной тревожности статистически достоверно превышают результаты подростков-школьников (р=0,0<0,01). Такие результаты дают основание предполагать у испытуемых появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Результаты по методике определений акцентуаций характера К. Леонгарда отражены в таблице 3.
Анализируя данные по всей выборке можно сказать, что в большей степени у подростков находящихся в СИЗО ярко выражены следующие типы акцентуаций: циклотимность, гипертимность, экзальтированность и демонстративность. У подростков-школьников ярко выражены следующие типы акцентуаций: экзальтированность циклотимность, лабильность и ригидность.
Таблица 3
Сводные статистические характеристики по методике К. Леонгарда
Тип акцентуации СИЗО Школа Сравнительный анализ
Ср. ар. X Ст. Откл-S Ср. ар. X Ст. Откл-S Значение t- Стьюдента Уровень значимости Р
Гипертимный 15,50 5,58 14,26 4,36 0,87 0,39
Ригидный 13,07 3,67 15,26 3,72 -2,02 0,05
Лабильный 12,70 5,44 15,95 5,39 -2,05 0,05
Педантичный 12,80 4,32 12,84 3,29 -0,04 0,97
Тревожный 7,80 5,87 8,68 6,39 -0,49 0,63
Циклотимный 16,20 4,36 16,11 5,59 0,62 0,95
Демонстративный 14,33 4,04 13,16 4,02 0,99 0,32
Неуравновешенный 13,60 4,84 12,95 5,10 0,44 0,66
Дистимичный 10,70 3,58 12,63 3,25 -1,95 0,06
Экзальтированный 14,80 5,62 16,32 6,26 -0,86 0,40
В целом для большинства испытуемых из обеих групп характерно отсутствие акцентуации по шкале тревожности. Также выявлены различия в представленности типов акцентуации для подростков, находящихся в СИЗО и подростков-школьников. Для первых в меньшей степени характерны ригидность (р=0,05) и лабильность (р=0,05), что было подтверждено статистически.
Учитывая преобладающий циклотимический и экзальтированный типы акцентуаций характера и приобладание высоких показателей уровня тревожности девиантных подростков, следует строить работу, направленную на снижение тревожности, напряженности. Основной целью таким подросткам является предупреждение повышенных нагрузок. Для этого следует продумать несколько вариантов заданий, поручений и использовать тот вариант, который наиболее соответствует состоянию подростка в данный момент. Хорошо помогают поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний, например, очень тяжелая физическая работа в хорошей компании сверстников.
С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара. 2006. -672 с.
2. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. 2005. - 490 с.
3. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М. 2007. - 335 с.
4. Мягков И. Ф. Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: сборник научных трудов. Воронеж. 1982.
REFERENCES
1. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoe posobie [Practical diagnostics. Methods and tests: a training manual]. Samara, 2006. 672 p.
2. Fetiskin N. P. Social'no-psihologichesaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of individuals and small groups], Moscow, 2005. 490 p.
3. Shnejder L. B. Deviantnoe povedenie detej i podrostkov [Deviant behaviour of children and adolescents], Moscow, 2007. 335 p.
4. Mjagkov I. F. Psychological problems of prevention of pedagogical neglect and juvenile delinquency: collection of scientific works, Voronezh. 1982.
Информация об авторах
Остапенко Галина Сергеевна (Россия, Воронеж) - доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры постдипломного образования. Воронежский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (г. Воронеж). Е-mail: ostapenko-galina@yandex.ru.
Остапенко Роман Иванович (Россия, Воронеж) - кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и инновациям ООО «Экологическая помощь» (г. Воронеж). E-mail: ramiro@list.ru.
Information about the authors
Ostapenko Galina Sergeevna (Russian Federation, Voronezh) - Associate Professor, Ph.D. in Psychology, Assistant professor of the Department of graduate education. Voronezh Regional Institute of retraining and advanced training of educators (Voronezh). E-mail: ostapenko-galina@yandex.ru.
Ostapenko Roman Ivanovich (Russian Federation, Voronezh) - Ph.D. in Pedagogy, Deputy Director for Science and Innovation "Environmental care". (Voronezh). E-mail: ramiro@list.ru.