Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-71-74 NIION: 2018-0077-3/22-175 MOSURED: 77/27-024-2022-03-374
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология Психологические науки
Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Психологические особенности проявления тревожности у курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Кристина Дмитриевна Пашенцева1, Дарья Александровна Ануфриева2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются психологические особенности проявления тревожности у курсантов и слушателей на различных этапах получения профессионального образования в высшем учебном заведении. Ключевые слова: тревожность, психологические особенности, профессиональное обучение Для цитирования: Пашенцева К. Д., Ануфриева Д. А. Психологические особенности проявления тревожности у курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 71-74. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-71-74.
Original article
Psychological features of anxiety's expression of the cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
named after V.Ya. Kikot'
Kristina D.Pashentseva1, Darya A. Anufrieva2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The article deals with the psychological features of the manifestation of anxiety among cadets and students at various stages of obtaining professional education in a higher educational institution. Keywords: anxiety, psychological characteristics, vocational training
For citation: Pashentseva K. D., Anufrieva D. A. Psychological features of anxiety's expression of the cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'// Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(3):71-74. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-71-74.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом как отечественных, так и зарубежных ученых к проблеме тревожности у курсантов и слушателей высших учебных заведений, а также поиском детерминант, обуславливающих возникновение данного психического явления.
Процесс профессионального обучения в высшем учебном заведении предъявляет высокие психологические и физиологические требования к личности курсанта и слушателя, которые зачастую превышают функциональные возможности их организма [1, с. 10-28].
Возникающая в процессе обучения тревожность у курсантов и слушателей с одной стороны, может,
как способствовать мобилизации действий, актуализации когнитивных процессов, положительно влиять на результаты завершающих испытаний, а с другой стороны может оказывать негативное воздействие на качество и результаты учебной деятельности [4, с. 69-76].
Особенную актуальность приобретает данная проблема, при рассмотрении психологических особенностей проявления тревожности на разных этапах профессионального обучения в высшем учебном заведении. Процесс профессионального обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя на основе контент-анализа научной литературы по проблеме исследования был разделен на три основных этапа (рис. 1).
© Пашенцева К. Д., Ануфриева Д. А., 2022
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рис. 1. Этапы профессионального обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя
На первом этапе профессионального обучения происходит процесс адаптации курсантов к особенностям нового профессионального пространства. Для данного этапа характерно протекание адаптационных процессов приспособления курсантов к новым условиям и требованиям профессиональной среды, усвоение ее норм, правил и ценностей [2].
Второй этап профессионального обучения связан с преобладанием в учебном процессе дисциплин, направленных на глубокое освоение выбранной курсантами специальностей.
На третьем этапе профессионального обучения у слушателей доминируют процессы определения дальнейшего профессионального пути, подведение итогов полученного образования, сопоставление своих желаний и возможностей в сфере профессионального развития [5, 6].
С целью выявления психологических особенностей проявления тревожности у курсантов и слушателей Мо-
сковского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя на разных этапах профессионального обучения было проведено исследование, выборка которого составила 238 респондентов 1-5 курсов факультета-института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования.
Представленные на рис. 2 данные позволяют констатировать высокий уровень проявления изучаемых показателей у первых и пятых курсов факультета-института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования. Так у данных групп показатели «тревоги» распределились в диапазоне от 7,3 ± 0,88 до 7,6 ± 0,14, показатели «ситуативной тревожности» распределились в диапазоне от 6,5 ± 0,21 до 6,7 ± 0,34, показатели «личностной тревожности» распределились в диапазоне от 5,5 ± 0,11 до 6,7 ± 0,14, что соответствует высокому уровню проявления тревожности.
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
■ Тревога 7,3 6,4 5,2 5,3 7,6
■ Ситуативная тревожность 6,5 6,4 5,6 5,1 6,7
■ Личностная тревожность 5,5 5,7 5,9 6 7,4
■ Нервно-психическая 4,1 4,5 5,9 6,3 6,7
устойчивость
Рис. 2. Проявление показателей тревожности у курсантов и слушателей 1-5 курсов
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
По результатам экспертной оценки командного состава (п = 15) и анкетирования (п = 63) курсантов, высокий уровень тревожности у первых курсов связан со следующими детерминантами (результаты ранжирования, от наибольшего значения к наименьшему):
1) протекание процессов адаптации к основным нормам, образцам, правилам и ценностям нового профессионального пространства;
2) изменение социального пространства и своей роли в нем (протекают процессы установления межличностных взаимоотношений с сокурсниками, курсантами других курсов, командным и профессорско-преподавательским составом университета и т. д.);
3 ) возрастание уровня персональной и коллективной ответственности за процесс и результат своего профессионального обучения и служебной деятельности;
4) совмещение нескольких видов деятельности одновременно: профессиональное обучение и служебная деятельность;
5) перестройка познавательных, эмоциональных и волевых процессов, связанных с наличием высоких и длительных нагрузок (курсанты обучаются 6 дней в неделю, при этом несут службы в суточных и хозяйственных нарядах, осуществляют уборку учебных кабинетов, а также прилегающей территории, при этом нередко курсантам приходится решать служебные задачи в условиях лишений - нарушение условий для отдыха и сна и т. д.).
По результатам экспертной оценки командного состава (п = 13) и анкетирования (п=58) курсантов пятых курсов, высокий уровень тревожности связан со следующими детерминантами (результаты ранжирования, от наибольшего значения к наименьшему):
1) неопределенность дальнейшего профессионального пути (поиск перспективной должности для дальнейшего прохождения службы; трудности связанные с переводом из комплектующих органов; дальнейшее обучение в адъюнктуре (поступление (сбор документов), вступительные экзамены) и т. п.;
2) подведение итогов полученного образования (завершение последних экзаменационных сессий, защита выпускной квалификационной работы, предстоящий выпуск и др.);
3) сопоставление своих желаний и возможностей в сфере профессионального развития;
4) предстоящая смена профессионального пространства и своей роли в нем (выход в практическое подразделение специалистом, освоение должностного регламента, инструкций, знакомство с новым профессиональным пространством и его правилами и т. д.).
Данный этап обучения, по результатам исследования является одним из самых острых и сложных в жизни слушателя, так как обусловлен переживаниями, связанными с завершением высшего учебного заведения, неопределенностью дальнейшей жизни, смутными представлениями о будущем, предстоящими выпускными испытаниями и защитой выпускной квалификационной работы.
Минимизировать влияние данных детерминант на курсантов и слушателей представляется возможным
с помощью организации мероприятий по следующим направлениям:
1) систематическое проведение занятий с руководящим составом университета по организационному аспекту процесса деятельности (равномерность распределения служебной нагрузки между курсантами и слушателями; проявление со стороны руководителя заботы о нуждах курсантов и слушателей; справедливость системы поощрений и наказаний и т. п.)
2) систематическая психологическая и воспитательная работа с курсантами и слушателями (не реже 2 раз в месяц) (проведение с мероприятий направленных на адаптацию курсантов 1-2 курсов, проведение тренингов, направленных на снижение уровня тревожности до оптимального уровня, обучение курсантов и слушателей методам психологической саморегуляции своего психического состояния и т. п.).
Библиографический список
1. Дегтяренко Т. А. Социально-психологические особенности адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России : учебно-методическое пособие. Краснодар, 2008. 145 с.
2. Денисов Н. Л. Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов : дис. ... канд. мед. наук. Томск, 2010. 126 с.
3. Дикая Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях ; отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М. : Наука, 1985. С. 63-90.
4. Пашенцева К. Д. Оптимизация психических состояний сотрудников патрульно-постовой службы полиции методом ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций // Психология обучения. М., 2019. № 2. С. 69-76.
5. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Ануфриева Д. А., Старостин С. Н. Социальная тревожность курсантов в контексте психологической защиты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 63-66.
6. Шелепова М. А. Педагогические условия профессиональной адаптации будущих следователей в вузе МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 195 с.
7. Човдырова Г. С. Этапы адаптации сотрудников органов внутренних дел к напряженным условиям профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 5-10.
Bibliographic list
1. Degtyarenko T. A. Socio-psychological features of adaptation of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: educational method. stipend. Krasnodar, 2008. 145 p.
2. Denisov N. L. Factors influencing the adaptation to the conditions of the educational environment of students of civil and cadets of military universities: dis.. candidate of Medical Sciences. Tomsk, 2010. 126 p.
ЕСКИЕ НАУКИ 73
3. Dikaya L. G. Features of regulation of the functional state of the operator in the process of adaptation to special conditions // Psychological problems of activity in special conditions ; ed. by B. F. Lomov, Yu. M. Zabrodin. M. : Nau-ka, 1985. PP. 63-90.
4. Pashentseva K. D. Optimization of mental states of police patrol officers by the method of situational-figurative modeling of problem situations // Psychology of training. M., 2019. № 2. PP. 69-76.
5. Cvetkov V. L., Hrustaleva T. A., Anu-frieva D. A., Starostin S. N. Socialnaya trevojnost
kursantov v kontekste psihologicheskoi zaschiti // Psihopedagogika v pravoohranitelnih organah. 2016. № 4 (67). PP. 63-66.
6. Shelepova M. A. Pedagogical conditions of professional adaptation of future investigators at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia : dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. SPb., 2004. 195 p.
7. Chovdyrova G. S. Stages of adaptation of employees of internal affairs bodies to stressful conditions of professional activity // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2018. № 4 (75). PP. 5-10.
Информация об авторах
К. Д. Пашенцева - преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических
Д. А. Ануфриева - преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.
Information about the authors
K. D. Pashentseva - lecturer of the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;
D. A. Anufrieva - lecturer of the Department of Legal Psychology of the educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Psychological Sciences.
Сведения о вкладе каждого автора
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.06.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.
The article was submitted 21.06.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.
74
PSYCHOLOGICAL SCIENCES