Научная статья УДК 37.013; ББК 74.66
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-187-190 NIION: 2018-0077-4/22-248 MOSURED: 77/27-024-2022-04-447
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Социально-педагогические аспекты повышения мотивации курсантов Московского университета МВД России
имени В.Я. Кикотя
Виталий Михайлович Палий1, Янис Константинович Евстафиади2, Владислав Игоревич Вшивцев3
1 2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Анализируются социально-педагогические аспекты повышения профессиональной мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Исследуется роль профессорско-преподавательского состава в формировании целеустремленности курсантов, развитии их поведенческих особенностей личности, позволяющих эффективно овладевать необходимыми в последующей деятельности компетенциями. Делается вывод о целесообразности применения различных форм и методов, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, роль куратора (наставника), формы и методы обучения, компетентность, профессионализм
Для цитирования: Палий В. М., Евстафиади Я. К., Вшивцев В. И. Cоциально-педагогические аспекты повышения мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 187-190. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-187-190.
Original article
Social and pedagogical aspects of the motivation of the courses of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after У.Уа. Kikot'
Vitaly M. Paliy1, Yanis K. Evstafiadi2, Vladislav I. Vshivtsev3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V^. Kikot', Moscow,
Russia
Abstract. The article analyzes the socio-pedagogical aspects of increasing the professional motivation of cadets of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V^. Kikot' The role of the teaching staff in the formation of the purposefulness of cadets, the development of their behavioral personality traits, which allow them to effectively master the competencies necessary for subsequent activities, is studied. The conclusion is made about the expediency of using various forms and methods that stimulate the cognitive activity of students.
Keywords: professional motivation, the role of a curator (mentor), forms and methods of teaching, competence, professionalism
For citation: Paliy V M., Evstafiadi Ya. K., Vshivtsev V. I. Social and pedagogical aspects of the motivation of the courses of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V^. Kikot' // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(4):187-190. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-187-190.
В деятельности сотрудников органов внутренних дел необходимо уделять внимание многим аспектам, на которые они опираются, выполняя ту или иную функцию, задачу. Одним из таких аспектов является профессиональная мотивация. Делая акцент именно на мотивации обучающихся, стоит отметить, что именно она служит основным условием успешной адапта-
ции курсантов в высших учебных заведениях системы МВД России и дает возможность повысить качество их профессиональной подготовки. Именно в процессе обучения формируются закономерности развития курсантов как будущих сотрудников ОВД, непосредственно формируется личность квалифицированного специалиста, а также достаточно четко прослеживаются
© Палий В. М., Евстафиади Я. К., Вшивцев В. И., 2022
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
психологические аспекты коллективов и малых групп в условиях их деятельности и обучения. Помимо этого, в высших учебных заведениях проходит подготовка и выпуск офицеров полиции, формирование кадрового ядра высококвалифицированных будущих ведомственных руководителей, которые как профессионалы своего дела, должны четко, правильно и главное грамотно ставить цели в побуждении личности своих подчиненных, их внутренней мотивации. Из всего вышеперечисленного следует понимать то, что повышение мотивации курсантов высших учебных заведений системы МВД России необходимо осуществлять на стадии их профессиональной подготовки в процессе. При этом имеются специфические отличия от профессионального обучения студентов в «гражданских» вузах. Профессорско-преподавательский состав ведомственных вузов является ключевым звеном социально-педагогической деятельности.
Для раскрытия многих аспектов повышения мотивации курсантов учебных заведений системы МВД России необходимо понять, что является движущей силой и оказать содействие в выборе приоритетов для будущих правоохранителей. Явления, способствующие или побуждающие человека на определенные действия с целью получения желаемого результата, это и есть мотивация в самом общем ее виде. При наличии мотивации человек и совершает определенные действия, которые в большинстве своем направлены на удовлетворение его потребностей, установок и интересов. Под мотивацией мы понимаем относительно устойчивое системное образование, обеспечивающее побуждение, направленность и регуляцию выполнения деятельности [1, с. 38].
Мотивация как психофизиологический процесс состоит из четко структурированных этапов, таких как: возникновение потребности, поиск путей устранения потребностей, постановка цели, разработка задач и способов ее достижения, достижение поставленных задач и в итоге получение результата. Также мотивацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю, данные виды могут дополнять друг друга и помогают достичь желаемого результата. По своей классификации внешние и внутренние мотивы могут быть социальными и познавательными и определить четкие границы тех или иных поступков.
В настоящий момент в образовательных организациях системы МВД России стоят задачи и цели по формированию как внутренней, так и внешней мотивации, не стал и исключением Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
К внешней мотивации мы относим такие аспекты как получение офицерского звания, занятие определенной должности, также материальный интерес и т. д. Внешняя мотивация может регулироваться рекламой, СМИ, фильмами и видеороликами, где сформирован положительный образ полицейского.
Но все же наибольшее внимание необходимо уделить повышению у курсантов внутренней мотивации, а также формированию внутренних убеждений так
188 РЕйДОООЮДЬ
как это является главным фактором для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. В ходе обучения курсанты, сталкиваясь с какими-либо трудностями, опираются на базис внутренних черт характера и личностных качеств, таких как честь, воля, справедливость и ответственность.
Проведя анализ профессиональной подготовки курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, можно выделить мотивационную основу учебной деятельности, которая в свою очередь делиться на группы:
1. Социальные мотивы - долг, честь, ответственность перед обществом и государством, некие социальные черты служебной деятельности.
2. Познавательные мотивы - к ним относятся процессы познания своей будущей профессии.
3. Профессиональные мотивы - стремление стать профессионалом своего дела.
4. Прагматические мотивы - направлены на получение личной выгоды.
Данный перечень мотивов курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя является не полным, так как у каждого курсанта могут быть различные наборы мотивов, которые не всегда совпадают с представленной классификацией. К примеру, есть курсанты, у которых присутствуют мотивы личной самоидентификации, необходимость определения ролевого статуса в коллективе. Для кого-то этот мотив находиться на первом месте, для другого важнее стать профессионалом, специалистом своего дела и у них присутствует другие профессиональные характеристики.
Все вышесказанное так или иначе помогает в достижении определенных промежуточных целей, и курсанты в конечном итоге добиваются необходимого результата. Данные мотивационные компоненты являются внешними (социальными) основами самовоспитания и самосовершенствования, но у них отсутствует комплексный подход к получению профессиональных компетенций будущей профессии, что негативно может сказаться в последующем.
Поэтому профессорско-преподавательскому составу Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, необходимо сконцентрировать свою деятельность не только на получении курсантом новых знаний, но и на повышение мотивации курсантов, в первую очередь внутренней (познавательной). Именно в этом и проявляется социально-педагогические аспекты повышения мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Стремление развить умения и качества курсантов, интерес к процессу решения определенных задач, поиск наиболее рационного способа их решения, а также получение искомого результата. Именно на это и должно быть акцентировано внимание преподавателей.
Существуют несколько факторов, которые так или иначе оказывают воздействие на повышение мотивации курсантов в их профессионально-учебной деятельности. Таковыми являются: первый фактор - применительно к корректировке негативных стереотипов,
SCIENCES
при которой главная роль преподавательского состава состоит в формировании у курсантов положительного образа к будущей профессиональной деятельности сотрудника полиции. Вторым фактором - является деятельность, направленная на развитие творческого мышления, которая может быть выражена в рефератах, докладах, участии в различных представительных мероприятиях. Третий фактор - касается непосредственно личности преподавателя, как авторитета в глазах курсанта. В процессе обучения постоянно должны прививаться правильные и главное значимые установки службы в ОВД. Преподаватель для курсантов должен выступать личностным образцом, который целенаправленно идет к достижению положительных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности, показывать свой высокий профессионализм. И наконец четвертый фактор - который обуславливается тем, что курсант должен проникнуться идеей, сформированной у него педагогом. Необходимо чтобы курсанты осознавали свои результаты в учебной деятельности, тогда поставленные цели станут достижимыми, при этом обязательным условием является непосредственное проявление инициативы курсантами. Обязанность преподавателей организовать и погрузить курсантов в научно-позновательную деятельность, которая дала бы толчок к проявлению творческого потенциала и активности. В качестве примера, когда занятия явились стимулом в повышении профессиональной мотивации и укрепили слушателей в правильности выбранной профессии, можно привести совместные учения, проводимые преподавателями и практическими сотрудниками полиции [2, с. 58; 6, с. 398-400].
В процессе обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, должны быть сформированы все необходимые умения и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, в качестве сотрудника ОВД (полицейского), высококлассного профессионала.
Мотивация будущих сотрудников полиции в основном характеризуется общим, поверхностным представлением о специфике выбранной профессии; ей свойственны элементы романтизма и героизма [3, с. 398]. В качестве негативного момента можно отметить наличие у курсантов ранее сформированного неправильного «идеализированного» представление о службе в ОВД, в следствии, чего снижается мотивация курсанта к дальнейшему обучению и прохождению службы.
Таким образом, социально-педагогические аспекты повышения мотивации курсантов Московского университета МВД России им В.Я. Кикотя складываются из организации качественной профессиональной подготовки курсантов как будущих сотрудников полиции, развития в них таких необходимых качеств как компетентность и профессионализм. Применение практико-ориентированного подхода в Московском университете МВД России им В.Я. Кикотя, мы можем сделать вывод о том, что это является еще одним инструментом в формировании разносторонне развитой личности. От правильных и грамотных действий всех участни-
ков образовательного процесса мы можем утверждать, что с высокой долей вероятности по выпуску мы получим грамотного и компетентного сотрудника полиции с правильно сформированными ценностями, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
Библиографический список
1. Гордеева, Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации / Т. О. Гордеева // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38-53.
2. Богун, О. Н. О некоторых вопросах взаимодействия образовательных учреждений и территориальных подразделений МВД России / О. Н. Богун, А. А. Зато-локин // Административноправовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика : сб. мат-лов III Всерос. науч.-практ. конф., 23мая 2014 г. Краснодар, 2014.
3. Кубинская, А. М. Особенности мотивации учебной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / А. М. Кубинская, А. А. Перков // Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников Госавтоинспекции : Сборник материалов ведомственного круглого стола, Орел, 20 октября 2015 года ; редкол.: А. Н. Подчерняев [и др.]. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 65-69.
4. Палий, В. М. Опыт проведения выездных практических занятий по безопасности дорожного движения с курсантами образовательных организаций МВД России / В. М. Палий, А. А. Затолокин // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 3 (21).
5. Затолокин, А. А. Интеграция в учебном процессе как один из детерминантов повышения качества образования / А. А. Затолокин // В сб.: Социально-психологические и педагогические детерминанты формирования и развития профессиональной мотивации курсантов и слушателей в процессе обучения в образовательных организациях системы МВД России : материалы всероссийской научно-практической конференции ; отв. ред. А. А. Андреев. 2017.
6. Цветков, В. Л. Профессиональная мотивация курсантов / В. Л. Цветков, В. А. Балашова // Педагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 4 (83). С. 398-400.
Bibliographic list
1. Gordeeva, T. O. Motivation: new approaches, diagnostics, practical recommendations / T. O. Gordeeva // Siberian Psychological Journal. 2016. No. 62. РР. 38-53.
2. Bogun, O. N. On some issues of interaction between educational institutions and territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / O. N. Bogun, A. A. Zatolokin // Administrative law regulation of law enforcement: theory and practice: collection of materials III All-Russian Scientific and Practical conf., May 23, 2014 Krasnodar, 2014.
СКИЕ НАУКИ 189
3. Kubinskaya, A. M. Features of motivation of educational activities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. M. Kubinskaya, A. A. Perkov // Moral and psychological support of operational and service activities of traffic police officers : Collection of materials of the departmental round table, Eagle, October 20, 2015 ; editor: A. N. Pod-chernyaev [and Orel : Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2016. PP. 65-69.
4. Paliy, V. M. The experience of conducting field practical classes on road safety with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V M. Paliy, A. A. Zatolokin // Bulletin of the Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 3 (21).
5. Zatolokin, A. A. Integration in the educational process as one of the determinants of improving the quality of education / A. A. Zatolokin // In the collection: Socio-psy-chological and pedagogical determinants of the formation and development of professional motivation of cadets and trainees in the process of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia : materials of the All-Russian Scientific and practical conference ; ed. A. A. Andreev. 2017.
6. Tsvetkov, V. L. Professional motivation of cadets / V. L. Tsvetkov, V. A. Balashova // Pedagogy in law enforcement agencies. 2020. vol. 25. No. 4 (83). PP. 398-400.
Дополнительная информация об авторах
В. М. Палий - доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
Я. К. Евстафиади - доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
В. И. Вшивцев - курсант Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Additional information about the authors
V. M. Paliy - associate professor of the department of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after УТа. Kikot', candidate of law;
Y. K. Evstafiadi - associate professor of the department of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after УТа. Kikot', candidate of law;
V. I. Vshivtsev - of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after VYa Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.
190
PEDAGOGICAL SCIENCES