Научная статья УДК 378
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-283-288 NIION: 2015-0066-2/22-318 MOSURED: 77/27-011-2022-02-517
Организация самовоспитания волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке
Дмитрий Анатольевич Платонов1, Владимир Львович Дементьев2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Работа посвящена совершенствованию профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России посредством организации и управления процессом самовоспитания курсантов, направленным на развитие воли и формирование специализированных волевых качеств. В статье обосновывается необходимость осуществления самовоспитания специальных психических способностей и качеств в целостном учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России и предлагаются методические рекомендации по его организации и управлению на занятиях по физической подготовке.
Ключевые слова: самовоспитание, профессиональная подготовка, учебно-воспитательный процесс, психические способности и качества, физическая подготовка, волевые качества
Для цитирования: Платонов Д. А., Дементьев В. Л. Организация самовоспитания волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 283-288. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-283-288.
Original article
Organization self-willed qualities of cadets educational institutions of the MIA of Russia in physical training classes
Dmitriy A. Platonov1, Vladimir L. Dementiev2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The work is devoted to the improvement of professional training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the organization and management of the process of self-education of cadets, aimed at the development of will and the formation of specialized volitional qualities. The article substantiates the need for self-education of special mental abilities and qualities in the integral educational process of professional training of cadets in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and offers methodological recommendations for its organization and management in physical training classes.
Keywords: self-education, professional training, educational process, mental abilities and qualities, physical training, strong-willed qualities
For citation: Platonov D. A., Dementiev V. L. Organization self-willed qualities of cadets educational institutions of the MIA of Russia in physical training classes. Bulletin of economic security. 2022;(2):283-8. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-2-283-288.
Актуальность исследования. В настоящее время у специалистов не вызывает сомнений необходимость целенаправленного развития волевой регуляции поведения и волевых качеств у сотрудников полиции, для которых они являются специализиро-
© Платонов Д. А., Дементьев В. Л., 2022
ванными профессионально значимыми качествами и обязательными составляющими их профессиональной подготовленности [1; 5 и др.].
В профессиональной деятельности человека под волей принято понимать сознательную регуляцию им
своего поведения и деятельности, связанной с преодолением внутренних и внешних препятствий при осуществлении произвольных действий и целенаправленных поступков [6; 8 и др.]. На развитие воли и тех или иных волевых качеств наибольшее влияние оказывает окружающая человека социальная среда (через его активную деятельность в этой среде) и воспитание.
Профессиональная подготовка к правоохранительной деятельности, проводимая в образовательных организациях (ОО) МВД России, связана с преодолением курсантами самых разнообразных трудностей в процессе обучения и служебной деятельности в качестве сотрудников полиции. Начиная с первых занятий и на протяжении всего обучения, курсант должен проявлять определенные волевые усилия, совершая преднамеренные действия и поступки, которые требуются для достижения поставленной цели (успешного окончания ОО) и преодоления трудностей, возникающих на пути к ней. При этом окружающая курсанта среда ОО оказывает на него и его деятельность сильное влияние посредством необходимости: соблюдения четкой дисциплины и уставных требований; терпимого отношения к окружающим однокурсникам; терпеливо переносить физическое и психическое утомление и т. д. В этой связи требуется отметить, что именно в период овладения профессией в психической сфере человека происходит доминирование формирования и развития волевой сферы личности, способствующее приобретению способности сознательного управления собственными волевыми усилиями, которая позволяет ему достигать высокого уровня саморегуляции поведения и деятельности [3; 4].
Таким образом, деятельность курсанта в процессе профессиональной подготовки в ОО МВД России, связанная с социально значимой правоохранительной практикой и непосредственным взаимодействием с другими людьми, несет в себе целенаправленное и длительное влияние на формирование и развитие у него определенных специальных психических способностей и специализированных волевых качеств. Причем значимость данных сформированных психических способностей и качеств многократно увеличивается, когда личность выполняет профессиональную деятельность в сложных или экстремальных условиях [7], что обусловливает социальную необходимость и востребованность их совершенствования, в особенности в специфических областях профессиональной деятельности человека.
Однако для того чтобы обеспечить целенаправленное и эффективное развитие специализированных волевых качеств у курсанта, влияния окружающей его среды в ОО МВД России недостаточно, для этого необходимо правильно построенное воспитание.
В процессе данного воспитания курсант должен: во-первых, усвоить моральные принципы, нормы нравственного поведения и профессиональной этики, которые соответствуют социальному заказу и требованиям общества к сотрудникам полиции; во-вторых, сознательно и активно участвовать в этом процессе. Наиболее зримым выражением сознательности и активности курсантов при решении определенных образовательно-воспитательных задач является самовоспитание, т. е. целеустремленное и умелое воспитание самого себя, направленное на самостоятельное приобретение требующихся профессиональных компетенций, на формирование и совершенствование необходимых психических способностей и качеств. Именно поэтому процесс воспитания только тогда действительно считается эффективным, когда он сопровождается и процессом самовоспитания, что говорит о сильной и устойчивой мотивации курсанта, направленной на овладение профессиональной подготовленностью в выбранной им социально-значимой трудовой деятельности. В то же время в научно-методическом обеспечении учебного предмета «Физическая подготовка», изучаемого курсантами в течение всего их обучения в ОО МВД России и имеющего огромный потенциал для развития силы воли и формирования специализированных волевых качеств, проблема организации и управления процессом самовоспитания данной направленности не нашла своего решения.
Цель исследования - целенаправленное развитие воли и формирование у курсантов специализированных волевых качеств посредством организации и управления процессом их самовоспитания.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенные нами научные исследования по выявлению профессионально значимых специализированных волевых качеств сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя, позволили нам выделить следующие качества: уверенность, смелость, самообладание, решительность, стойкость. Определение совокупности данных качеств дало возможность проводить воспитание и самовоспитание воли более целенаправленно и формализованно. Как уже отмечалось выше, процессы воспитания и самовоспитания должны проводиться совместно, быть обязательными частями общего учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки курсантов в ОО МВД России. При организации и управлении самовоспитанием волевых качеств курсантов требуется понимание того, что данный процесс (как и воспитательный) должен осуществляться систематично и последовательно на протяжении всего их обучения в ОО МВД России.
К основным положениям предлагаемого нами подхода по организации и управлению процесса самовоспитания данных качеств на занятиях по физической подготовке необходимо отнести следующие.
Проведение процесса по самовоспитанию воли и формированию специализированных волевых качеств требуется начинать уже на первом курсе обучения курсантов в высшем образовательном учреждении МВД России, т.е. параллельно с приобщением вчерашних абитуриентов к жесткой дисциплине и выполнению установленных в ОО требований и обязанностей, с преодолением непривычных физических и психических трудностей и т. п. Вначале у курсантов на основе реализации общепедагогического принципа сознательности и активности формируется устойчивая мотивация и осознанные желание и стремление заниматься самовоспитанием воли и осуществлять самостоятельную деятельность, направленную на целенаправленное развитие специализированных волевых качеств. Для этого, реализуя принцип научности обучения, курсантам сообщается определенная совокупность общих и специальных знаний, направленная на стимулирование их сознательной активности для целеустремленного и умелого самовоспитания, которая в последующем проявляется в самостоятельном расширении усвоенных знаний, в приобретении необходимых умений и навыков, в целенаправленном воздействии на свои физические и психические способности и качества.
Совокупность необходимых общих и специальных знаний доводится до курсантов на лекционных занятиях и при проведении индивидуальных и групповых бесед и обсуждений на практических (учебно-тренировочных) занятиях. При этом главная задача преподавателя заключается в объяснении курсантам значимости специальных психических способностей и специализированных волевых качеств в профессиональной деятельности сотрудника полиции, а также того, что уровень их развития зависит исключительно от сознательной и активной индивидуальной работы по воспитанию данных способностей и качеств. В результате усвоения информации обучающиеся должны четко понять, что успешность их оперативно-служебной деятельности в различных экстремальных ситуациях во многом обусловлена тем уровнем, до которого курсант смог развить у себя данные способности и качества в процессе целенаправленного и продолжительного самовоспитания.
Кроме этого, для создания устойчивой мотивации при проведении бесед используется метод убеждения, курсантам разъясняются нормы нравственного поведения и профессиональной этики сотрудника полиции, базирующиеся на моральных принципах и традициях окружающей его социальной среды. Данное положение имеет большое значение в силу того,
что успешность самовоспитания и проявления специализированных волевых качеств в основном зависит от мировоззрения личности курсанта, его веры в силу и верховенство закона, в правильность выбора социально-значимой профессиональной деятельности и готовности добросовестно служить на благо обществу, охраняя закон и порядок.
Очень важно в процессе индивидуальной работы с курсантами на занятиях по физической подготовке построение и проведение коррекции личных программ самовоспитания. На учебно-тренировочных занятиях эти программы должны быть соотнесены с текущим содержанием изучения учебного предмета «Физическая подготовка». Причем в каждой индивидуальной программе должны быть конкретно определены задачи, средства и способы ее реализации. Кроме этого, преподаватель последовательно должен стимулировать и направлять сознательную постановку курсантом все более сложных задач и отдаленных целей, которые требуют от него значительного проявления воли в течение достаточно продолжительного времени (например: отказ от развлечений, мешающих обучению в ОО МВД России; ведение здорового образа жизни; регулярное выполнение утренней зарядки и т. д.).
При проведении курсантом индивидуальных занятий по самовоспитанию воли преподаватель должен совместно с ним разработать определенную систему упражнений, которые бы содействовали в процессе самовоспитания выработке у него тех или иных специализированных волевых качеств. При этом в процессе индивидуальных занятий и, в особенности, при необходимой коррекции программы самовоспитания он должен поддерживать курсанта в его стремлении к самосовершенствованию и к преодолению себя, т. е. тогда, когда у него возникает нежелание что-либо делать из-за усталости, сбивающих факторов и т. п.
Для примера приведем ряд следующих упражнений, которые могут быть использованы для развития того или иного специализированного волевого качества:
- прыжки вниз и различные соскоки с гимнастических снарядов, а также прыжки на и через них (смелость);
- прыжки с вышки в воду (смелость);
- приемы самостраховки на татами (борцовский ковер), пол, землю (решительность и смелость);
- акробатические и гимнастические амплитудные упражнения (решительность и смелость);
- бег вниз по лестнице, или с горы с преодолением различных препятствий (смелость, решительность);
- парное упражнение на сохранение равновесия на гимнастической лавочке (гимнастическом бревне)
при воздействии на ассистента (партнера) толчками и рывками (смелость, решительность);
- отжимание в стойке на руках с опорой ногами на стену, или аналогичное отжимание, но руки при этом находятся на параллельно стоящих стульях (смелость, стойкость);
- плавание на дальнюю дистанцию (самообладание, стойкость);
- задержка дыхания под водой (самообладание);
- задержка дыхания после вдоха или выдоха на время (стойкость);
- кросс по пересеченной местности или в плохих погодных условиях (стойкость);
- многократное преодоление полосы препятствий (стойкость);
- бег вверх по лестнице, или по горе с преодолением различных препятствий (стойкость);
- упражнение в спарринге на выполнение защит без использования рук (отклонов, уклонов, нырков), от атак ассистента, наносящего быстрые, но не акцентированные удары в голову (уверенность);
- упражнение на выполнение бросков с завязанными глазами на пассивно сопротивляющемся (свободно маневрирующем в высокой стойке, без блокирующих захватов) ассистенте (уверенность).
Необходимо отметить, что в процессе самовоспитания волевых качеств все применяемые курсантом упражнения постепенно усложняются на основе увеличения степени трудности их выполнения, которая обеспечивается согласно дидактическому принципу «систематичности и последовательности» и реализуется за счет: увеличения силовых, скоростных, координационных показателей используемых упражнений; выполнения упражнений на фоне физического или психического утомления; усложнения моделируемых характерных ситуаций оперативно-служебной деятельности; противодействия более сильного и подготовленного ассистента и т. п.
Большое значение в процессе самовоспитания волевых качеств имеет развитие и поддержание у курсантов стремления к самопознанию, самоконтролю своего поведения, самооценке сил, возможностей и поступков. Именно поэтому преподаватель должен научить курсанта определять и оценивать свою физическую и психическую подготовленность, функциональное состояние основных систем организма, а также их изменения в процессе занятий [2]. Для этого могут с успехом использоваться медицинские, психологические, информационные и другие средства и методы самоконтроля. Причем все полученные «данные обязательно должны фиксироваться в журнале (дневнике) самоконтроля для последующего анализа через определенные промежутки времени: в начале и конце месяца, семестра, учебного года. Основное требование: проведение проб и тестирований
должно осуществляться в одни и те же часы суток, за 1,5-2 часа до и после приема пищи. ... В целом количество показателей самонаблюдения, как правило, не должно быть менее 5-8» [2, с. 127-128]. Данные показатели обычно подразделяются на объективные и субъективные.
Объективные показатели здоровья и самочувствия дают возможность получить количественную оценку функционального состояния, физического развития и подготовленности, изменений антропометрических данных. Также к ним можно отнести информацию, получаемую обучающимся от окружающих его курсантов и преподавателей и касающуюся самых разных сторон его профессионального становления. Данная информация может отображать мнение окружающих (среды) например, о соблюдении курсантом моральных принципов, нравственных норм поведения и профессиональной этики, об его успешности в освоении необходимых профессиональных компетенций и т. д.
Субъективные показатели, как правило, позволяют качественно оценивать (например, по пятибалльной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо) общее настроение и самочувствие, сон, аппетит, наличие или отсутствие болевых или других ощущений (отклонений), значимые поступки в своей учебно-тренировочной и служебной деятельности и обуславливающие их факторы, а также причины успехов и неудач.
Систематическое ведение дневника курсантом, с отражением в нем результатов самоанализа как своих переживаний, мыслей, стремлений, так и результатов (полученных показателей проб и тестирований) своей учебно-тренировочной и служебной деятельности, позволяет ему и его преподавателю предметно обсуждать и обдумывать преодолеваемые трудности и препятствия в процессе самовоспитания. Кроме этого, формирование привычки к систематической работе над собой по самосовершенствованию способствует развитию у курсанта не только волевых качеств, но и других способностей и свойств психики, которые позволяют достигать успеха как в последующей профессиональной деятельности, так и в самых различных проявлениях его социальной активности.
Заключение. В результате проведенных исследований были определены основные задачи, которые требуется последовательно решать для успешной организации и осуществления самовоспитания воли и специализированных волевых качеств курсантов на занятиях по физической подготовке в ОО МВД России: 1) вооружение курсантов необходимыми общими и специальными знаниями; 2) создание и поддержание у занимающихся устойчивой мотивации к осуществлению самовоспитания; 3) разработка (с учетом обеспечения взаимосвязи с содержанием текущего
процесса физической подготовки) и индивидуальная коррекция программы самовоспитания (с выявлением задач, средств и способов ее реализации); 4) организация регулярного контроля и самооценки курсантами собственных достигнутых результатов.
На основе педагогических наблюдений и проведения индивидуальных бесед с курсантами было установлено, что в ходе организации и проведения самовоспитания специализированных волевых качеств общие методы воспитания трансформируются, приобретая характер самоубеждения, самоодобрения, самонаблюдения, самоприучения, и осуществляются в форме словесных самоприказов («Вперед», «Вверх», «Смелей» и др.) и самовнушений («Ты можешь, возьми себя в руки», «Продолжай борьбу, не бойся», «Я сильный, Я преодолею» и др.).
Систематическое и последовательное осуществление курсантом ОО МВД России самовоспитания специализированных волевых качеств в процессе самостоятельной физической подготовки свидетельствует о его волевой зрелости и целенаправленном профессиональном становлении. При этом самовоспитание представляет собой логическое завершение процесса социализации курсанта, его профессионального выбора и обретения действительной самостоятельности.
Список источников
1. Аникеева Н. В. Психологические особенности становления волевой регуляции в процессе служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Аникеева Наталья Викторовна. М., 2017. 25 с.
2. Дементьев В. Л. Организационно-методические основы самостоятельной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел : лекция / В. Л. Дементьев // Физическая подготовка обучающихся образовательных организаций МВД России: курс лекций. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. С. 112-131.
3. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М. : Просвещение, 1989. 255 с.
4. Кравцова Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс : учебное пособие / Е. Е. Кравцова. М. : Проспект, 2017. 320 с.
5. Марьин М. И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России : учебно-методическое пособие /
М. И. Марьин, В. Е. Петров. М. : ЦОКР МВД России, 2006. 309 с.
6. Психология физической культуры : учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / под ред. Б. П. Яковлева, Г. Д. Бабушкина. М. : Спорт, 2016. 624 с.
7. Руденко А. М. Психология в схемах и таблицах / А. М. Руденко, Л. Э. Кузнецов, Л. А. Волкова. Ростов н/Д : Феникс, 2018. 379 с.
8. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учебник / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2017. 475 с.
References
1. Anikeeva N. V. Psychological features of the formation of volitional regulation in the course of official activity of employees of internal affairs bodies : abstract. dis. ... cand. psychological sciences : 19.00.03 / Anikeeva Natalia Viktorovna. M., 2017. 25 p.
2. Dementyev V. L. Organizational and methodological foundations of independent physical training of employees of internal affairs bodies : lecture / V. L. Dementyev // Physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: course of lectures. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2017. P. 112-131.
3. Kon I. S. Psychology of early youth / I. S. Kon. M. : Enlightenment, 1989. 255 p.
4. Kravtsova E. E. Psychology and pedagogy. Short course : textbook / E. E. Kravtsova. M. : Prospect, 2017. 320 p.
5. Maryin M. I. Organization of psychological support in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia : an educational and methodological manual / M. I. Maryin, V. E. Petrov. M. : Central Research Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. 309 p.
6. Psychology of physical culture : textbook for higher education. studies. institutions of physics.culture / ed. B. P. Yakovleva, G. D. Babushkina. M. : Sport, 2016. 624 p.
7. Rudenko A.M. Psychology in diagrams and tables / A.M. Rudenko, L. E. Kuznetsov, L. A. Volkova. Rostov n/A : Phoenix, 2018. 379 p.
8. Stolyarenko L. D. Fundamentals of psychology : textbook / L. D. Stolyarenko. Rostov n/A : Phoenix, 2017. 475 p.
Информация об авторах
Д. А. Платонов - начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;
В. Л. Дементьев - профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор.
Information about the authors
D. A. Platonov - Head of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
V. L. Dementiev - Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.10.2021; одобрена после рецензирования 15.02.2022; принята к публикации 25.04.2022.
The article was submitted 20.10.2021; approved after reviewing 15.02.2022; accepted for publication 25.04.2022.
Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России
Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России. Учебно-методическое пособие. Михайлова С. Ю. и др. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию практико-ориентированного и компетентностного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов. Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов. Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы «Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности», созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым. Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.