Научная статья на тему 'УВЕРЕННОСТЬ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВОЛЕВОЕ КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ'

УВЕРЕННОСТЬ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВОЛЕВОЕ КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьев Владимир Львович, Платонов Дмитрий Анатольевич, Славко Александр Лукич

В статье поднимается проблема совершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России на основе воспитания у них специализированных волевых качеств, присущих сотрудникам полиции. В статье рассматривается и обосновывается роль и значение волевого качества «уверенность» как профессионально значимого и системообразующего качества сотрудника полиции, и определяется педагогический подход к его формированию у курсантов в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьев Владимир Львович, Платонов Дмитрий Анатольевич, Славко Александр Лукич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFIDENCE AS A SYSTEM-FORMING SPECIALIZED STRONG-WILLED QUALITY OF A POLICE OFFICER

The article raises the problem of professional training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia on the basis of education they had special qualities inherent in the police. The article examines and substantiates the role and significance of the strong-willed quality «confidence» as a professionally significant and system-forming quality of a police officer and defines the pedagogical approach to its formation among cadets in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «УВЕРЕННОСТЬ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВОЛЕВОЕ КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-308-313 © В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов, А.Л. Славко, 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

УВЕРЕННОСТЬ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВОЛЕВОЕ КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Владимир Львович Дементьев,

профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

доктор педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Дмитрий Анатольевич Платонов, начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Александр Лукич Славко,

доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: fizpo-mosumvd@yadex.ru

Аннотация. В статье поднимается проблема совершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России на основе воспитания у них специализированных волевых качеств, присущих сотрудникам полиции. В статье рассматривается и обосновывается роль и значение волевого качества «уверенность» как профессионально значимого и системообразующего качества сотрудника полиции, и определяется педагогический подход к его формированию у курсантов в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: уверенность, воспитание, обучение, нравственное формирование личности, волевые качества, физическая подготовка, правоохранительная деятельность, профессиональная компетентность.

CONFIDENCE AS A SYSTEM-FORMING SPECIALIZED STRONG-WILLED QUALITY OF A POLICE OFFICER

Vladimir L. Dement'ev,

Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Dmitriy A. Platonov,

Head of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Alexander L. Slavko,

Associate Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article raises the problem of professional training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia on the basis of education they had special qualities inherent in the police. The article examines and substantiates the role and significance of the strong-willed quality «confidence» as a professionally significant and system-forming quality of a police officer and defines the pedagogical approach to its formation among cadets in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Keywords: confidence, education, training, moral formation of personality, strong-willed qualities, physical training, law enforcement activity, professional competence.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Дементьев В.Л., Платонов Д.А., Славко А.Л. Уверенность - системообразующее специализированное волевое качество сотрудника полиции. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):308-13.

Актуальность. Поддержание общественно- ных для всех правил и норм поведения, т.е. принято порядка, основанного на соблюдении законов, тие законов, и через обеспечение их выполнения. представляет собой важную функцию государ- Обеспечивать выполнение законов и соблюдение ства. Государство регулирует общественные от- правопорядка призваны правоохранительные ношение через установление общих и обязатель- органы.

Подготовка высокопрофессионального защитника правопорядка является основным направлением деятельности системы образования МВД России, поскольку к профессиональным компетенциям и личностным качествам сотрудника полиции предъявляются высокие требования со стороны общества и государства. Значимость данных требований и необходимость их реализуемости в профессионально-прикладной подготовленности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) состоит в том, что именно от их психофизической готовности защищать закон и правопорядок в основном зависит успешность борьбы с преступностью, сохранение жизни и здоровья граждан и самих сотрудников полиции, а в целом - сохранение и укрепление государственности в нашей стране.

Исходя из профессионального предназначения сотрудников ОВД, можно отметить, что специфика их служебной деятельности заключается в необходимости разрешения негативных конфликтных ситуаций и контакта с социально опасными личностями. Данная специфика требует от них хорошей физической и психической подготовленности, владения профессиональными компетенциями по применению боевых приемов борьбы (БПБ) для пресечения правонарушения при нападении или активном сопротивлении правонарушителя (как одного, так и группы), его задержания и сопровождения в ОВД. При этом эффективное решение профессиональных задач в маргинально-криминальной среде, связанной с наличием «стрессовой обстановки», на фоне нервного напряжения, эмоционального и физического утомления сотрудник ОВД должен осуществлять на основе целого ряда специальных профессиональных двигательных компетенций, сформированных психических способностей и специализированных качеств [2]. Причем формирование профессионально значимых психических качеств у курсантов в образовательных организациях (ОО) МВД России является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают успешность как самого процесса профессиональной подготовки, так и успешность их последующей деятельности в качестве сотрудников полиции [8].

Цель исследования - обосновать уверенность как системообразующее специализированное волевое качество сотрудника полиции и определить

педагогический подход к формированию данного качества у курсантов в ОО МВД России.

Методы исследования - анализ и обобщение информации, представленной в специальной литературе, и правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых документах, педагогическое наблюдение, анкетирование, методы математической статистики.

Результаты исследования. Предварительные исследования, проведенные на основе анализа нормативно-правовых документов и обобщения информации, представленной в специальной литературе, позволили выявить, что физическая подготовка является важнейшей частью специальной подготовки как курсантов ОО МВД России, так и сотрудников ОВД. В ОО МВД России физическая подготовка представлена в качестве учебного предмета, изучаемого в течение всего периода обучения курсантов и направленного на обеспечение их подготовленности к выполнению оперативно-служебных обязанностей по защите правопорядка.

Как показали педагогические наблюдения, в настоящее время существенным недостатком в образовательном процессе подготовки курсантов по данному предмету является его значительное смещение в сторону обучения профессиональным компетенциям применения БПБ и развития физических качеств при практически полном отсутствии целенаправленного воспитания психических специальных способностей и специализированных качеств. Другими словами, учебно-воспитательный процесс сводится исключительно к формированию профессиональной компетентности. Данное положение сложилось прежде всего из-за отсутствия научно обоснованного перечня профессионально значимых в деятельности сотрудника полиции психических способностей и качеств, который дал бы возможность осуществлять их воспитание у курсантов ОО МВД России более целенаправленно и формализованно. При этом у сотрудников полиции (оперативников, экспертов-криминалистов, следователей и т.д.), осуществляющих различные виды правоохранительной деятельности, перечень профессионально значимых психических способностей и качеств будет достаточно сильно отличаться из-за специфики их профессиональной деятельности. Также мы убеждены, что при построении образова-

тельного процесса в высших учебных организациях МВД России требуется определить одну из ключевых задач - воспитание нравственных качеств личности будущего офицера полиции, составляющих нравственный образ сотрудника ОВД, ту нравственную основу, которая позволит ему успешно осуществлять оперативно-служебные обязанности.

Воспитание и развитие профессионально значимых психических способностей и качеств, среди которых, по утверждению специалистов [3; 7; 8 и др.], большое значение имеют и специализированные волевые качества личности, должно осуществляться как в процессе физической подготовки курсантов в ОО МВД России, так и в процессе морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Значимость специализированных волевых качеств в профессиональной деятельности сотрудника полиции трудно переоценить. В этой связи целесообразно привести мнение С.Л. Рубинштейна, который указывал, что: «Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль» [9, с. 612].

Анализ специальной литературы позволил установить, что согласно современному пониманию, воля - это «деятельная функция разума, социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения - побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений» [4, с. 38]. Все волевые действия опосредуются через сознание человека, представляют собой целенаправленные действия, т.к. направлены на достижение конкретной цели и по ходу своего выполнения они регулируются, исходя из их соответствия данной цели [9].

Проявления воли и волевые действия в онтогенезе человека начинают осуществляться очень рано и проходят длительный путь развития. Этот путь начинается от первых произвольных движений, развитие которых «делает возможным первые разумные, собственно волевые действия ребенка, направленные на осуществление какого-нибудь желания, на достижение цели» [9, с. 607] и продолжается в зрелости в процессе труда (профессиональной деятельности) [6]. А.Н. Леонтьев, как бы обобщая эту мысль, писал:

«Процесс формирования личности ... может быть представлен как развитие воли» [5, с. 159].

Развитие воли и соответствующих способностей личности (волевых качеств), а также их проявление специалисты связывают с конкретной социально-трудовой деятельностью и формированием у человека определенных моральных идеалов и ценностей, норм нравственного поведения [1; 6 и др.]. Любая трудовая деятельность (правоохранительная, спортивная и др.), непосредственно связанная с социальной практикой и взаимодействием с другими людьми, как никакая другая деятельность человека несет в себе целенаправленное и длительное влияние на формирование и развитие у него определенных специальных способностей и специализированных волевых качеств. При этом значимость хорошо развитых волевых качеств увеличивается многократно, когда личность осуществляет трудовую деятельность в сложных условиях [10]. Систематически осуществляя социально значимую и плодотворную трудовую деятельность, человек формирует у себя определенную систему личностных психических способностей и качеств. Таким образом, психика индивида и его волевые качества формируются и развиваются в его деятельности.

В результате проведения исследований, направленных на выявление специализированных волевых качеств, характерных для сотрудников ОВД, которые непосредственно связаны с пресечением правонарушений с применением физической силы для задержания правонарушителя и сопровождения его в ОВД, были выделены следующие качества: уверенность, смелость, самообладание, решительность, стойкость. Именно эта совокупность качеств и в такой последовательности по значимости для успешной профессиональной деятельности сотрудника ОВД была выделена 187 респондентами (сотрудниками полиции) из 11 представленных в анкете волевых качеств, которые приводятся в специальной литературе. Требуется подчеркнуть, что выделенные в данной совокупности качества по своей значимости, исходя из обобщенного мнения респондентов, выявленного на основе применения методов математической статистики, значительно отличаются от остальных (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность, критичность), которые также были указаны в анкете

и приведены нами согласно их выявленной значимости в проведенном исследовании.

На наш взгляд, специализированное волевое качество «уверенность» неслучайно было поставлено респондентами на первое место по значимости, т.к. оно является системообразующим среди других волевых качеств любого сотрудника полиции вне зависимости от его специализации в правоохранительной деятельности. Данное положение обусловлено тем, что уверенность как специализированное волевое качество сотрудника полиции основывается: во-первых, на чувстве правоты, базирующемся на вере в силу и в верховенство закона, которое позволяет ему честно и добросовестно выполнять, а также корректировать свои действия при осуществлении профессиональных обязанностей в процессе правоохранительной деятельности; во-вторых, на осознании и адекватной оценке своих возможностей и преимущества перед правонарушителем в различных конфликтных ситуациях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью сотрудника ОВД, которые обусловлены физической и психической подготовленностью и владением определенным арсеналом компетенций (двигательных умений и навыков) по правомерному применению БПБ.

Требуется отметить, что если первое целиком и полностью относится ко всем сотрудникам полиции, то второе в большей степени имеет отношение к сотрудникам ОВД, связанным с силовым задержанием правонарушителей. В то же время, согласно действующим нормативно-правовым документам (федеральному закону «О полиции» от 07.02.2011 г.; приказам МВД России № 450 «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» от 01.07.2017 г. и № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» от 05.05.2018 г.) второе положение также имеет существенное значение и для других сотрудников полиции (экспертов-криминалистов, следователей и др.).

Таким образом, становится очевидным, что успешное осуществление сотрудником полиции правоохранительной деятельности, связанной с социально значимой практикой по соблюдению законов и поддержанию правопорядка в обществе (государстве), возможно только при наличии у него

определенной совокупности хорошо развитых специализированных волевых качеств, системообразующую роль среди которых играет уверенность, базирующаяся на вере в силу и в верховенство закона и осознании своей правоты. Это связано с тем, что проявление любых специализированных качеств в основном зависит от мировоззрения личности сотрудника полиции, его моральных принципов и норм нравственного поведения.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, правота - это «правильный образ действий и мыслей». С понятиями правоты, справедливости, добродетели тесно связана мировоззренческая парадигма русского народа. Неслучайно в русском языке слова «правый», «правота», «право», «православие», «праведный», «правда» восходят к одному корню.

На протяжении всей истории России в критические моменты именно осознание своей правоты, правды было важнейшим для русских людей. Так, например, из далекого XIII века до нас дошли слова Александра Невского, которыми он ободрял свою дружину перед Невской битвой 15 июля 1240 г.: «Не в силе Бог, но в правде» [кн. «Житие Александра Невского», XIII век]. Не менее показательно и то, как в день начала Великой Отечественной войны правительство обратилось к советскому народу с воззванием, заканчивавшемся знаменитыми словами, которые были близки и понятны каждому русскому человеку: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Сознание собственной правоты было необходимо русским воинам для воодушевления перед сражением, для обретения уверенности в собственных силах.

Понятие правоты тесно связано с понятием добродетели и нравственности. Добродетель - это «положительное нравственное качество», которое одобряется с моральной точки зрения, «высокая нравственность» [С.И. Ожегов]. В этой связи можно привести слова А.В. Суворова: «Без добродетели нет ни славы, ни чести». При формировании специализированных волевых качеств нам представляется необходимой и крайне значимой опора на безусловный нравственный императив, стержнем которого выступает служение Родине, обществу, закону, приоритетное значение общественных интересов перед личными, понимание каждодневного добросовестного выполнения профессиональных обязанностей как

совершения «правильных» нравственных действий на благо Отечества, на благо всего общества.

Молодой человек (абитуриент), поступая в ОО МВД России, является носителем определенной культуры, воспитания. Практика образовательного процесса свидетельствует о том, что нравственное формирование личности характеризуется противоречивостью и длительностью, сложностью механизма вовлечения личности в систему нравственных взаимоотношений. В отличие от физического развития, происходящего естественным путем в силу биологических законов, нравственное развитие личности не совершается стихийно и требует целенаправленной воспитательной работы. Любая человеческая деятельность (правоохранительная, военная, спортивная и др.) имеет в своем составе нравственный аспект; в то же время отдельно, сама по себе нравственная деятельность не существует. Смысл воспитания сотрудника полиции заключается в формировании у него моральных принципов современного общества и его индивидуального нравственного поведения на любом этапе обучения (подготовки человека к труду) и при изучении любого учебного предмета (в изучаемом аспекте - в процессе физической подготовки).

Краеугольным камнем организации воспитательного процесса выступает формирование понимания необходимости соблюдения законности и правопорядка на базе безусловного следования моральным принципам общества и нормам нравственного поведения. В связи с этим на занятиях по физической подготовке нам представляется целесообразным использование моделирования конфликтных и стрессовых ситуаций профессиональной деятельности сотрудника полиции, которое способствует формированию нравственного поведения курсанта. Кроме этого, на учебных занятиях по физической подготовке и в процессе спортивной подготовки (на дополнительных тренировочных занятиях в спортивных секциях) целесообразно использование моделирования соревновательных ситуаций, которое способствует формированию у курсанта спортивной этики. К тому же моделирование и разрешение вышеперечисленных ситуаций курсантом позволяет выявлять уровень нравственной культуры и оказывать своевременное корректирующее воздействие.

Требуется отметить, что любая нравственная ситуация ставит личность перед выбором, при этом

данный выбор осуществляется по собственному волеизъявлению, т.е. полностью добровольно. Нравственная ситуация связана с неопределенностью и риском, поскольку необходимость выполнения нравственной задачи зачастую возникает не в условиях заготовленных путей и способов ее решения, а в условиях, требующих совершения нравственного поступка. Курсант должен быть подготовлен к тому, чтобы действовать согласно требованиям морали и нравственности, не видя никакого другого возможного пути, кроме соответствующего нравственным нормам.

Таким образом, одной из важнейших учебно-воспитательных целей в образовательном процессе на занятиях по физической подготовке следует считать воспитание личности защитника правопорядка, обладающей высокими нравственными качествами. Работа, имеющая своей целью воспитание нравственной личности, должна проводиться наряду с формированием физической и психической готовности, вооружением курсанта ОО МВД России необходимым арсеналом БПБ. Следует отметить, что нравственное воспитание имеет столь высокую значимость в образовательном процессе также потому, что нравственная целостность личности, являющая собой единство индивидуального и общественного, отражающая сложное взаимодействие личности и общества, определяет ценность и нужность каждой конкретной личности обществу в целом. Проблема нравственного воспитания не нова, но в каждый исторический период развития общества она приобретает новый смысл и требует нового аспекта изучения.

В заключение необходимо отметить, что изменения в социально-экономической, культурной и идеологической жизни нашего общества обусловливают все большее обострение духовно-нравственных противоречий. То, что ранее считалось аморальным, со временем перестает противоречить представлениям о нравственности, в то же время рассматриваемые ранее в качестве моральных основания и устои вызывают у значительной части современного общества скепсис в связи с их утопическим характером. Данное положение показывает, что само общество определяет в тот или иной момент своего развития моральные принципы и нормы нравственного поведения, при этом нельзя не указать на тот важный факт, что существуют базовые общечеловеческие ценности, неизменные в раз-

ные исторические периоды - служение Отечеству, идеалам добра и справедливости.

Таким образом, основная направленность процесса воспитания при изучении учебного предмета «Физическая подготовка» заключается в передаче обучающимся необходимых знаний моральных принципов и устоев нашего общества, норм нравственного поведения сотрудника правопорядка, спортивной этики и преобразование этих знаний в личные убеждения и психическую подготовленность курсантов ОО МВД России, а основная направленность процесса обучения - в формировании физической готовности и необходимых профессиональных компетенций применения БПБ для поддержания правопорядка в стране.

Педагогический подход, направленный на воспитание уверенности и других специализированных волевых качеств у будущих офицеров полиции, должен основываться на необходимости формирования у курсантов ОО МВД России нравственного поведения, обусловленного сознательным отношением к окружающему обществу, базирующимся на принятии и следовании общечеловеческим моральным принципам, а также соответствующих им ценностным и целевым личностным установкам. Только высоконравственный и хорошо физически подготовленный сотрудник правопорядка способен уверенно противостоять современным вызовам и угрозам общественному порядку внутри страны, а также новым аморальным принципам, насаждаемым извне.

Уверенность формируется совместно с пониманием своих возможностей и служебных обязанностей, с осознанием того, что в различных конфликтных ситуациях с любым правонарушителем курсант сможет выполнить свои профессиональные обязанности благодаря: глубокой убежденности в необходимости своей правоохранительной деятельности; хорошей физической и психической подготовленности; наличию профессиональных компетенций по применению БПБ, необходимых при пресечении правонарушений для сохранения правопорядка.

В целом уверенность - это системообразующее специализированное волевое качество, проявляющееся в осознании сотрудником ОВД своих возможностей и преимущества над правонарушителем в различных ситуациях профессиональной деятельности, обусловленное необходимыми знаниями,

двигательными умениями и навыками выполнения БПБ, физической и психической подготовленностью. Адекватная оценка своих возможностей, убежденность в социально-общественной значимости правоохранительной деятельности и чувство правоты, основанное на вере в силу и в верховенство закона, позволяет сотруднику ОВД адекватно выполнять и корректировать свои действия при осуществлении профессиональных обязанностей в процессе правоохранительной деятельности.

Литература

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. М.: МПА, 1995. 212 с.

2. Бычков В.М. Взаимосвязь физической и психической подготовленности в профессиональной деятельности сотрудника полиции / В.М. Бычков, В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов // Совершенствование тактической подготовки в единоборствах: сб. ст. / под общ. ред. проф. Ю.Б. Калашникова. М.: Физическая культура, 2015. С. 36-39.

3. Воронина А.С. Психологические условия профессионально-личностного развития сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Воронина Александра Сергеевна. М., 2019. 25 с.

4. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 2004. 304 с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2011. 583 с.

7. Марьин М.И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: учебно-метод. пособ. / М.И. Марьин,

B.Е. Петров. М.: ЦОКР МВД России, 2006. 309 с.

8. Молоканова А.В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / Молокано-ва Анна Владимировна. М., 2000. 232 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /

C.Л. Рубинштейн. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 720 с.

10. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко, Л.Э. Кузнецов, Л.А. Волкова. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 379 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.