Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / PHYSICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL TRAINING / CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

В настоящей статье раскрыты основные методы психологической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России на занятиях по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECT OF PHYSICAL EDUCATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article describes the basic methods of psychological preparation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in physical education classes.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

PSYCHOLOGICAL ASPECT OF PHYSICAL EDUCATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Моськин Сергей Александрович

старший преподаватель кафедра «Физической подготовки и спорта» Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer

Department of «Physical Training and Sports» Oryol Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova

Orel, Russia

Аннотация. В настоящей статье раскрыты основные методы психологической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России на занятиях по физической подготовке.

Abstract. This article describes the basic methods of psychological preparation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in physical education classes.

Ключевые слова: физическая подготовка, психологическая подготовка, курсанты образовательных организаций системы МВД России.

Keywords: physical training, psychological training, cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Сотрудники органов внутренних дел ежедневно в своей деятельности сталкиваются с физическими нагрузками и психическими напряжениями. В реальных условиях это выражено в решении различных задач по преодолению противодействий сотрудникам полиции, пресечению преступлений и админист-ративных правонарушений и задержанию лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, защите себя и окружающих людей. Поэтому в подразделениях ОВД кроме специальной физической подготовки (активные беговые, силовые тренировки и приемы борьбы) с сотрудниками проходят обучение психологии, при чем как для рядового (обучающегося), младшего состава, так и для среднего, старшего начальствующего состава, включая формирование устойчивого психологического отношения самого сотрудника к той или иной ситуации, посягающей на общественный порядок и общественную безопасность [1,127]. В обучении физического воспитания выделяются три группы психических явлений:

Психические процессы - формы внутреннего отношения лица к объективной действительности (ощущение, восприятие и представление как формы познания, память, мышление, речь, воображение, воля и эмоции);

Психические свойства личности - психологические особенности, присущие одному человека и отличающие его от других людей (темперамент, способности, мотивы, цели, потребности, характер);

Психические состояния - режим жизнедеятельности человека, по которому определяется его отношение к окружающей действительности (стресс, утомление, эмоциональное возбуждение). Основным признаком психического состояния человека считается его изменчивость, чаще всего возникающая в процессе дисбаланса между временем и количеством труда и отдыха человека.

Рассмотрим наиболее значительные психологические аспекты физической подготовки: первый отражает стимулирующее влияние физической подготовки на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формирование психологических основ двигательного развития. Важную роль играет двигательная активность в создании наиболее благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство против отрицательных эмоциональных напряжений (стрессов) и умственного утомления и в силу этого выступает как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности человека. Можно считать, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, заостряется внимание, повышается уровень сообразительности, что немаловажно в профессиональной деятельности сотрудников полиции. Все это составляет психологическую готовность сотрудника к опасной для жизни и здоровья себя и окружающих людей ситуации.

Задачами физической подготовки сотрудников ОВД являются [2,195]:

Формирование их физической и психологической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных мероприятий, применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при пресечении противоправных деяний (действий или бездействий), а также обеспечение высокой работоспособности сотрудников в процессе несения службы;

Подготовка к преследованию правонарушителей при их обнаружении на месте совершения преступления или административного правонарушения, и длительному наблюдению (с учетом ускоренного передвижения) за ними на определенной местности;

Овладение системой практических умений и навыков самозащиты и приемов личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности;

Формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и другие);

Укрепление здоровья, развитие у них физических и волевых качеств;

Развитие и постоянное совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости;

Вовлечение сотрудников в регулярные занятия физической подготовкой, повышение их мастерства в служебно-прикладных видах спорта;

Совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок (включая программы по улучшению психологического климата в коллективе).

Главной задачей физической подготовки сотрудников правоохранительных органов является подготовка психически устойчивых, физически развитых, смелых, уверенных в своих силах сотрудников, способных решительно действовать в сложных, быстроменяющихся, экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью как самих сотрудников, так и окружающих людей.

Важное значение имеет воспитание психологической устойчивости, то есть способности человека стабильно и сдержанно реагировать на различные ситуации. Например, в случае, когда необходимо противостоять опасности, в форме вооруженного нападения, при этом смело и решительно действовать по ее преодолению. Психическая устойчивость достигается путем выполнения упражнений в остро -эмоциональных ситуациях, в условиях нервно-психического напряжения, при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудника. С этой целью в процесс обучения вносятся элементы, свойственные реальной боевой обстановке, например, прохождение полосы препятствий, отработка практических действий со специальными средствами (палка резиновая и щит) при массовых нападениях. Многократные и систематические тренировки личного состава в данных обстановках позволяют достичь психической устойчивости в реальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью сотрудников полиции. Также существуют отдельные упражнения, которые требуются в выполнении особых задач, и достигаются усложненными тренировками:

Выполнением акробатических упражнений и упражнений на батуте, сложных соскоков со снарядов, упражнений на высоте и ограниченной опоре, на металлической прямоугольной конструкции и разновысокой балке, прыжков в глубину с высоты 4-5 метров, а также прыжков в воду, преодоление полос препятствий и водных преград;

Преодолением различных сложных препятствий в условиях непосредственной физической опасности, участков разрушений и заграждений, коллекторов, высоких горизонтальных тросов; препятствий, охваченных огнем или наполненных водой;

Обучением штурму здания и действиям на его верхних этажах и на крыше;

Отработкой приемов рукопашного боя на боевом оружии, проведением учебных схваток с одним и несколькими партнерами, в сложной и быстро меняющейся обстановке, после большого физического и нервного напряжения, на ограниченном пространстве (в подземных коммуникациях, узких проходах, на лестницах, в кузове автомобиля и т. д.);

Выполнением приемов и действий, требующих взаимопомощи и взаимовыручки;

Применением средств имитации, световых и звуковых раздражителей (взрывпакетов, дымовых шашек, холостых выстрелов, огневых преград и очагов пожара, вспышек света, трансляции звукозаписи боя, музыки и т. д.);

Тренировкой в переползании под прикрытием огня стрелкового оружия;

Совершением кроссов и марш-бросков на сложной местности, длительных лыжных переходов в неблагоприятных метеорологических условиях;

Регулярным участием в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта [3,71].

Данные приемы и навыки должны изучаться по особой тактике, начиная с основ, и наращиваться постепенно по мере приобретения сотрудниками навыков и эмоционально-волевых качеств, в первую очередь, в подавлении страха.

Км и и /■•■ и

выполнению упражнений, приемов и действий, требующих высокой координации движений и связанных с риском и опасностью, необходимо приступать только после твердого овладения приемами страховки, а также соответствующими подготовительными упражнениями. При этом особое внимание должно уделяться подготовке организма обучаемых, разогреванию мышц и связок к выполнению основной тренировки. Нагрузки на занятиях и тренировках следует повышать постепенно с учетом уровня физического развития обучаемых. Тренировать имеют право квалифицированные, полностью обученные специалисты с предметами страховки.

Активное внедрение в практику обучения элементов опасности и риска предполагает четкую организацию занятий, и точное соблюдение обучающимися установленных мер безопасности и порядка выполнения упражнений. Меры безопасности - это ограничительные меры, целью которых выступает предупреждение риска получения вреда жизни и здоровья обучаемых. Порядок выполнения упражнения - это последовательные действия, выполнения которых приводит к полному усвоению обучаемым упражнения, целью которых аналогично выступает предупреждения риска, избегания травматизма или гибели.

Для повышения уровня физической подготовленности, совершенствования прикладных навыков, специальных и психических качеств личный состав подразделений систематически привлекается к участию в состязаниях по упражнениям учебной программы и военно-прикладным видам спорта.

Занятия по физической подготовке в образовательных системах МВД оставляют свой отпечаток на курсантах не только как на индивиде, но и как на личности. В частности, особенностями проявления общих закономерностей развития человека в спорте являются:

•неравномерность, которая больше всего проявляется в акселерации развития, когда отмечается совпадение периодов очень интенсивного роста и становления человека, в процессе спортивного совершенствования и сенситивных периодов развития практически всех психических функций, качеств, характеризующихся необычайным эффектом в результате целенаправленных тренировочно-педагогических воздействий;

•гетерохронность развития спортсмена как человека проявляется в избирательности акселерации, что не является общей и касается, прежде всего, именно тех психологических проявлений, развитие которых необходимо для спортивной деятельности в целом и для конкретного вида спорта в частности. Например, исследования свидетельствуют о том, что уровень самооценки у игроков высокого уровня (футбол, волейбол) всегда немного выше, чем это предусмотрено нормами у обычных людей, поскольку уровень их мастерства не позволяет им низко оценивать свои личностные качества;

•пластичность, связанная со специализированным развитием психических функций и качеств, что обеспечивает приспособление к требованиям конкретного вида спорта;

•перенос психологических качеств, сформированных в процессе занятий спортом, на другие виды деятельности, когда проявляется феномен «самодетерминации развития». Так, развитые в процессе занятий спортом черты личности (характер, мотивация, целеполагание) спортсмена становятся превалирующими и «заставляют» его строить свое поведение и проявлять имеющиеся психологические личностные черты в различных сферах жизнедеятельности. Наиболее важен данный компонент физического развития для будущих сотрудников органов внутренних дел, так как качества, приобретенные в процессе занятий по физической подготовке, будут способствовать повышению не только уровня физического развития сотрудника, но и психологическому преодолению ситуаций, возникающих в сложной оперативной обстановке;

• интегративность развития путем воздействий на процессы структурооб-разования человека, когда спортивная деятельность вызывает изменения в развитии не только отдельных психических качеств, свойств и тому подобное, но и разнообразные их взаимосвязи, которые так или иначе возникают в разных подструктурах (эмоционально-волевой, интеллектуальной, мотивационной и т. п);

•воздействие на основные звенья развития человека через коррективы онтогенетического развития, что определяет в некоторой степени жизненное становление личности. То есть спорт влияет на онтогенетическое развитие преимущественно корректирующим образом, а на жизнедеятельность человека формирующим. Спортивная деятельность сказывается на физическом развитии спортсмена, и чем больший стаж занятия конкретным видом спорта, тем больше специфического характера он приобретает [4,139].

Таким образом, возможностей для применения физических упражнений в психологической подготовке курсанта много, значительно больше, чем отводимого на это времени, поэтому важно определить, какие психические качества, каким образом и у кого конкретно необходимо развивать. Поэтому обязательным элементом в планировании физической подготовки курсантов является анализ работы сотрудников МВД в различных ситуациях, с целью выяснения особенностей их деятельности для дальнейшего выбора физических упражнений для занятия.

Литература

1. Ахматгатин А. А. Проблемы воспитания физической культуры личности у курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Иркутского университета. 2016. № 7. С. 125 -129.

2. Волкова В. А. Значение физической подготовки в воспитании профессиональных качеств курсантов образовательных организаций системы МВД России // Совершенствование физической, огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов. 2015. С. 194 -196.

3. Герасимов И. В. Физическая культура и профессиональная физическая активность // Совершенствование физической подготовки сотрудников

правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 70-72.

4. Малин Е. Г. Физическая подготовка как важнейший фактор воспитания личности курсанта ВУЗа МВД России // Педагогические технологии в современном высшем профессиональном образовании. 2017. С. 138 -140.

References

1. Akhmatgatin A. A. Problemy vospitaniya fizicheskoy kul'tury lichnosti u kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy MVD Rossii [Problems of education of physical culture of a personality among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Irkutskogo universiteta - Bulletin of Irkutsk University. 2016. No. 7. P. 125 -129.

2. Volkova V. A. Znachenie fizicheskoy podgotovki v vospitanii professional'nykh kachestv kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii [The value of physical training in the education of professional qualities of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy, ognevoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov - Improving the physical, fire training of law enforcement officers, 2015, pp. 194 -196.

3. Gerasimov I. V. Fizicheskaya kul'tura i professional'naya fizicheskaya aktivnost' [Physical education and professional physical activity]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Improving the physical preparation of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, Orui of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2018, pp. 70 - 72. (In Russia).

4. Malin E. G. Fizicheskaya podgotovka kak vazhneyshiy faktor vospitaniya lichnosti kursanta VUZa MVD Rossii [Physical training as the most important factor in the education of the personality of a cadet of a university of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Pedagogicheskie tekhnologii v sovremennom vysshem professional'nom obrazovanii [Pedagogical technologies in modern higher professional education]. 2017, pp. 138 -140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.