Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСПЕХА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАДИЦИОННАЯ (АКАДЕМИЧЕСКАЯ) ШКОЛА / ПРИМЕНЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / РОЛЬ КУРАТОРА (НАСТАВНИКА) / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИОБРЕТЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палий Виталий Михайлович, Затолокин Александр Александрович, Стрельцов Вадим Вадимович

В статье анализируются социально-педагогические аспекты повышения профессиональной мотивации слушателей ВУЗов МВД России. Исследуется роль педагога в формировании целеустремленности слушателей, развитии их поведенческих особенностей личности, позволяющих эффективно овладевать необходимыми в последующей деятельности компетенциями. Делается вывод о целесообразности применения различных форм и методов, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палий Виталий Михайлович, Затолокин Александр Александрович, Стрельцов Вадим Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECT OF INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article analyzes the socio-pedagogical aspects of improving the professional motivation of students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The role of the teacher in the formation of purposefulness of students, the development of their behavioral characteristics of the individual, allowing them to effectively master the necessary competencies in subsequent activities, is investigated. The conclusion is made about the expediency of using various forms and methods that stimulate the cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-334-338

© В.М. Палий, А.А. Затолокин, В.В. Стрельцов, 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Виталий Михайлович Палий,

доцент кафедры административной деятельности ОВД,

кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Александр Александрович Затолокин, доцент кафедры конституционного и административного права,

кандидат юридических наук

Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128)

E-mail: zatolokin09@rambler.ru; Вадим Вадимович Стрельцов,

преподаватель кафедры гражданского права и процесса,

кандидат социологических наук

Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128)

Аннотация. В статье анализируются социально-педагогические аспекты повышения профессиональной мотивации слушателей ВУЗов МВД России. Исследуется роль педагога в формировании целеустремленности слушателей, развитии их поведенческих особенностей личности, позволяющих эффективно овладевать необходимыми в последующей деятельности компетенциями. Делается вывод о целесообразности применения различных форм и методов, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся.

Ключевые слова: мотивация как основной фактор успеха познавательной деятельности, традиционная (академическая) школа, применение исключительно дистанционных образовательных технологий, роль куратора (наставника), формы и методы обучения, приобретение необходимых компетенций.

Vitaliy M. Paliy,

Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Directorate,

Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Aleksandr A. Zatolokin,

Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law,

Candidate of Legal Sciences

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (350005, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128);

Vadim V. Streltsov, Lecturer at the Department of Civil Law and Procedure, Candidate of Sociological Sciences

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (350005, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128)

Abstract. The article analyzes the socio-pedagogical aspects of improving the professional motivation of students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The role of the teacher in the formation of purposefulness of students, the development of their behavioral characteristics of the individual, allowing them to effectively master the necessary competencies in subsequent activities, is investigated. The conclusion is made about the expediency of using various forms and methods that stimulate the cognitive activity of students.

Keywords: motivation as the main factor of success of cognitive activity, traditional (academic) school, use of exclusively remote educational technologies, role of a curator (mentor), forms and methods of training, acquisition of necessary competencies.

Для цитирования: Палий В.М., Затолокин А.А., Стрельцов В.В. Социально-педагогические аспекты повышения мотивации слушателей ВУЗов МВД России. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):334-8.

SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECT OF INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Фактору мотивации, как важнейшему фактору, оказывающему влияние на формирование, в процессе обучения, специалиста, посвящено немало работ. При этом не секрет, что мотивированный на конечный результат обучения слушатель, станет профессионалом, и наоборот, слабая мотивация сделает из обучаемого балласт для учебной группы и проблему для трудового коллектива. Большинство авторов указывают на недооценненность данного фактора в действующей образовательной модели, при этом следует заметить, что еще большую значимость фактор мотивация приобретает для слушателей ведомственных ВУЗов. Ведомственная система образования осуществляет подготовку кадров в интересах конкретного министерства, в расчете на то, что вчерашний слушатель (без затрат времени на «раскачку») заменит специалиста в конкретной отрасли. Однако отсутствие должной профессиональной мотивации приводит к потраченным впустую времени и средствам, поскольку человек, не видящий себя в профессии обязательно из нее уйдет. Существующие публикации результатов исследования фактора мотивации имеют определенный перекос в сторону доминирования в них детерминантов психологической направленности, оставляя практически без внимания социально-педагогические аспекты. Бесспорно, что знания в области психологии крайне важны, но лишь социопедагогическое воздействие в процессе обучения способно послужить необходимой методологической основой экспоненциального роста профессиональной мотивации слушателей.

И так, в контексте исследования социально-педагогических аспектов повышения мотивации слушателей ВУЗов МВД России следует отметить, что фактор мотивации всегда играл важнейшую роль при подготовке кадров для МВД России. Опыт педагогической деятельности позволяет авторам утверждать, что ряд слушателей, к сожалению, воспринимают процесс обучения, ни как этапы становления «Специалиста», по завершению которых они могут и должны самостоятельно осуществлять обязанности по профилю подготовки (участковый уполномоченный полиции, оперуполномоченный, сотрудник подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения), а как банальное «от-сиживание», бонусом к которому идет отсрочка от

службы в вооруженных силах [1, с. 151]. Процент лиц со слабой мотивацией варьируется от формы обучения. Так, довольно высокий уровень мотивации и заинтересованности в приобретении новых компетенций демонстрируют слушатели заочной формы обучения и профессиональной переподготовки. Однако, к сожалению, высокая мотивация слушателей заочной формы обучения и повышения квалификации практически нивелируется негативным настроем, характеризующимся фразой: «да, что вы мне можете тут рассказать, или научить, когда я сам ежедневно сталкиваюсь с преступниками, буквально хожу под пулями, и прочее..». На занятиях в группах практических сотрудников полиции довольно часто приходится объяснять: то, что им говорит командир, начальник, не всегда является истиной в последней инстанции и свои - как служебные, так и процессуальные действия всегда необходимо сопоставлять с первоисточником - федеральным законодательством. Одним из основных детерминантов высокой мотивации у «заочников» и «повышенцев» является желание найти ответы на проблемы правоприменительной практики, с которыми они уже успели столкнуться. В том случае, если слушатели заочной формы обучения встречают преподавателя, способного дать им ответы на эти вопросы, то они готовы заниматься даже в ущерб переменам и личному времени. Кроме того, в отличие от курсантов, большинство «заочников» и «повышенцев» помимо учебы в ВУЗе должны выполнять не только должностные обязанности, но и семейные, что в сою очередь способно нивелировать эффект даже сильной мотивации.

При всем при этом, не стоит рассматривать задачу повышения мотивации слушателей как монопольную и свойственную исключительно ВУЗам МВД России. Запрос на профессиональных, грамотных, компетентных правоохранителей формирует государство и общество в целом, соответственно в процесс повышения мотивации должны быть вовлечены различные государственные и общественные организации.

В качестве примера успешной деятельности иных субъектов (кроме ВУЗов МВД России) повышения мотивации будущих сотрудников полиции следует привести опыт функционирования УПК

(учебно-производственных комбинатов). Подобные учебные объединения, как один из рычагов повышения профессиональной мотивации, положительно зарекомендовали себя еще в советское время. Учебные комбинаты создавались в СССР в 70-х годах ХХ века с целью осуществления про-фориентационной деятельности среди старшеклассников. Учащиеся 10-х и 11-х классов имели возможность без отрыва от освоения программ школьного обучения овладеть азами предполагаемой в дальнейшем профессии. Наиболее популярными направлениями подготовки в учебных комбинатах были слесарь-авторемонтник, бухгалтер, медицинский работник (санитар), оператор персональной электронно-вычислительной машины, а также юрист (милиционер). Педагогический состав учебных комбинатов состоял из мастеров практического обучения или, в случаях с классами бухгалтеров и юристов (милиционеров), из действующих работников, которые раз в неделю проводили занятия со старшекласниками, устраивали им экскурсии на предприятия и в трудовые коллективы, расширяя кругозор школьников и плавно вводя их в профессию. Учебные комбинаты способствовали окончательному выбору молодыми людьми своего дальнейшего трудового пути, исключали определенные сомнения и метания, присущие большинству курсантов и начинающих специалистов, тем самым купировали «текучку» кадров. Относительно классов юридического (милицейского) уклона следует отметить что, пройдя обучения по программе УПК старшекласник уже осознано шел в профессию или же наоборот, окончательно принимал для себя решение не связывать дальнейшую судьбу с милицией.

Таким образом, возрождение в рамках учебных комбинатов классов юридического (полицейского) уклона могло бы способствовать повышению профессиональной мотивации потенциальных курсантов высших учебных заведений системы МВД России.

Говоря о иных субъектах деятельности по повышению мотивации слушателей ВУЗов МВД России, все же необходимо четко осознавать, что основным локомотивом данной деятельности конечно же является профессорско-преподавательский состав самих ВУЗов, иными словами «спасение утопающих,

дело рук самих утопающих». Наибольший положительный эффект в целях повышения профессиональной мотивации слушателей приносят занятия по дисциплинам специализации, проводимые непосредственно в территориальных подразделениях полиции, либо с участием практических сотрудников, либо в условиях максимально приближенных к реальным (использование учебно-полигонных комплексов). Проведение занятий по дисциплинам специализации (например, «Организация деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения»; «Организация деятельности УУП»; «Практикум по административной юрисдикции»; «Учения» и т.п.) в рамках указанных форм позволяет курсантам не просто овладеть необходимыми компетенциями, но и реализовать их на практике.

Бесспорно, что мощнейшим детерминантом положительного настроя на дальнейшую профессиональную деятельность, являются учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики, при прохождении которых слушатели, под руководством наставника от практического подразделения полиции и руководителя из ВУЗа, осуществляют самостоятельную деятельность по конкретной должности (оперуполномоченный уголовного розыска, участковый уполномоченный полиции или сотрудник ГИБДД). Отмечая важность практик, все же следует указать, что существуют риски, при которых курсант (слушатель), погружаясь в домашнюю атмосферу (не секрет, что в большинстве случаев практика проходится по месту жительства курсанта) не только не повышает профессиональную мотивацию, а наоборот, всячески саботирует исполнение обязанностей, реализовывая не приемлемый формализованный подход.

Именно поэтому возрастает роль преподавателя ВУЗа, который в процессе обучения нестандартными, подчас инновационными формами и методами проведения занятий может повысить желание слушателя проходить службу по выбранной им специализации. В качестве примера, когда занятия явились стимулом в повышении профессиональной мотивации и укрепили слушателей в правильности выбранной профессии, можно привести совместные учения, проводимые преподавателями и практическими сотрудниками полиции [2, с. 58]. При-

чем, следует отметить, что слушатели университета были успешно интегрированы в проводимые территориальным управлением МВД России учения, и самостоятельно выполняли, заранее оговоренные практические функции.

Кроме совместных учений, с положительной стороны зарекомендовали себя выездные практические занятия, проводимые на улично-дорожной сети города [3, с. 61]. В рамках подобных занятий слушатели под руководством преподавателей осуществляют должностные полномочия по наиболее актуальным блокам действий, опытные педагоги (из числа сотрудником имеющих практический стаж работы), выполняют роль наставников и кураторов практической деятельности курсантов.

Не менее важным по сравнению с приведенными выше способами повышения профессиональной мотивации курсантов является проведение занятий в рамках учебно-полигонных комплексов [4, с. 77]. В настоящее время большинство ВУЗов системы МВД России имеют учебные полигоны, криминалистические лаборатории и автодромы. Обстановка и оснащение учебных полигонов призваны создать иллюзию реальных условий деятельности подразделений полиции. Проведение занятий в рамках учебно-полигонных комплексов позволяет курсантам ощутить себя вне ВУЗа, в условиях максимально приближенных к реальным и, тем самым создать ощущение самостоятельного несения службы по выбранной специализации, что в сою очередь способствует повышению мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности. Использование учебно-полигонных комплексов предполагает постоянное совершенствование методики проведения занятий, интегрирование в методические разработки возможностей самостоятельной работы слушателей с различной специальной техникой и аппаратно-программными комплексами.

Педагогический опыт работы авторов дает право утверждать о необходимости использования для повышения мотивации к профессиональной деятельности возможностей, так называемых филиалов кафедр, и юридических клиник. Подобные формы внеаудиторной работы хорошо зарекомендовали себя эффективными способами повышения практикоориентированности обучения. Так, фили-

ал кафедры или юридическая клиника позволяет курсантам (слушателям) без отрыва от освоения основных образовательных программ знакомиться с повседневной деятельностью подразделений полиции. Например, кафедра административной деятельности ОВД в методическом плане обеспечивает обучение по двум специализациям - «Сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения» и «Участковый уполномоченный полиции», поэтому очевидно, что филиалы данной кафедры должны располагаться в отделе ГИБДД и в отделе ОДУУП и ДН. При этом, филиал кафедры не является юридическим лицом, не требует наличия отдельного помещения (его оснащения и укомплектования), введения дополнительных штатных единиц, а является лишь формой внеаудиторной работы курсантов под руководством преподавателя.

Отмечая важность в рассматриваемых вопросах деятельности мастеров производственного обучения УПК, работу профессорско-преподавательского состава самих ВУЗах МВД России, не следует забывать о необходимости вовлечения в этот процесс непосредственного заказчика «продукции», а именно руководителей территориальных отделов и управлений Министерства внутренних дел России. Ведь кто, как ни руководитель территориального органа заинтересован в том, что, направив в ВУЗ обучающегося, на выходе получит мотивированного на работу по конкретной специализации профессионала. Проблема некоторых руководителей заключается в том, что они не умеют осуществлять долгосрочное прогнозирование кадровой политики вверенного им подразделения, и получая практиканта, «отмахиваются» от него как «от назойливой мухи», а в последующем удивляются отсутствию не только кадрового резерва, но и вообще отсутствию старослужащих сотрудников. Поскольку, как было уже указано выше, немотивированный на работу по конкретной специализации молодой специалист обязательно покинет предоставленное ему место службы. Руководители территориальных отделов, управлений и главных управлений должны перманентно принимать участие в процессе обучения сотрудников полиции. Подобное участие может осуществляться в различных формах - проведение встреч, бесед, конференций, совместных занятий

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

(в том числе экскурсионных и ознакомительных), но наиболее эффективная форма является их участие в различных видах аттестаций (промежуточная, государственная) [5, с. 157]. При этом не может не обратить на себя внимание эффективность подобной совместной деятельности, а именно, в тех случаях, когда руководители территориальных отделов (управлений) включены в состав государственной аттестационной комиссии, наблюдается наибольшая удовлетворенность выпускниками. Именно участие руководства территориальных отделов (управлений) позволяет осуществить контроль за качеством подготовки кадров, скорректировать процесс обучения, повысить профессиональную мотивацию самих обучающихся.

Таким образом, говоря о социально-педагогических аспектах практической мотивации курсантов следует отметить, что на учебу в высшее заведение системы МВД России должен приходить человек, сформированный как личность, с устойчивыми планами на дальнейшую свою деятельность, и в процессе обучения лишь утверждающийся в стремлении и желании служить в полиции, путем целенаправленной подготовки по конкретной специализации, под контролем предполагаемого руководителя территориального подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Реализация данного тезиса (не зависимо от применяемых форм и методов) будет способствовать повышению качества ведомственного образования и совершенствованию кадровой работы МВД России, что опосредованно положительно скажется на общественной безопасности и общественном порядке, а также результативности раскрытия и расследования преступлений. Данной статьей авторы не претендуют на бесспорность выводов и суждений, а лишь демонстрируют возможности повышения профессиональной мотивации курсантов с помощью применения социально-педагогических мер воздействия. Основным постулатом в стимулировании познавательной деятельности курсанта в целях

его дальнейшей эффективной работы в качестве специалиста МВД России должно стать плавное и неуклонное погружение его в выбранную профессию, пропогандирование лучших ее сторон, демонстрация социальной значимости правоохранительной службы, адаптация к непростым условиям ее несения.

Литература

1. Затолокин А.А. Особенности преподавания дисциплин административно-правовой направленности в режиме дистанционного обучения (опыт и перспективы) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 1.

2. Богун О.Н., Затолокин А.А. О некоторых вопросах взаимодействия образовательных учреждений и территориальных подразделений МВД России // Административноправовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: сб. мат-лов III Всерос. науч.-практ. конф., 23 мая 2014 г. Краснодар, 2014.

3. Палий В.М., Затолокин А.А. Опыт проведения выездных практических занятий по безопасности дорожного движения с курсантами образовательных организаций МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 3 (21).

4. Затолокин А.А. Учебный полигон МРЭО: история возникновения, тенденции развития // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 1 (23).

5. Затолокин А.А. Интеграция в учебном процессе как один из детерминантов повышения качества образования // В сборнике: Социально-психологические и педагогические детерминанты формирования и развития профессиональной мотивации курсантов и слушателей в процессе обучения в образовательных организациях системы МВД России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Андреев. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.