Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ'

МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Валерий Григорьевич, Максимлюк Анастасия Андреевна

Мотивация - то, что заставляет человека достигать поставленных целей. В статье поднимается проблема низкого уровня мотивации курсантов при проведении занятий по дисциплине «тактико-специальная подготовка», рассмотрены факторы, влияющие на мотивацию курсантов, и дан ряд рекомендаций, позволяющих найти подход к каждому обучающемуся и проводить занятия более продуктивно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимов Валерий Григорьевич, Максимлюк Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF CADETS AND TRAINEES TO STUDY THE DISCIPLINE OF TACTICAL AND SPECIAL TRAINING AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A POLICE OFFICER

Motivation is what makes a person achieve their goals. We investigated the problem of the low level of motivation of cadets when conducting classes in the discipline «fire training», considered the factors that affect the motivation of cadets, and gave certain recommendations that allow us to find an approach to each student and conduct classes more productively.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ»

УДК 378.147 ББК 74.4

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-306-308 © Акимов В.Г., Максимлюк А.А., 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Валерий Григорьевич Акимов,

доцент кафедры деятельности в ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат военных наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: al_vostroknutov@mail.ru; Анастасия Андреевна Максимлюк, слушатель международно-правового факультета Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: Riccob@yandex.ru

Аннотация. Мотивация - то, что заставляет человека достигать поставленных целей. В статье поднимается проблема низкого уровня мотивации курсантов при проведении занятий по дисциплине «тактико-специальная подготовка», рассмотрены факторы, влияющие на мотивацию курсантов, и дан ряд рекомендаций, позволяющих найти подход к каждому обучающемуся и проводить занятия более продуктивно.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная подготовка, воспитание, педагогическая методика, психология.

MOTIVATION OF CADETS AND TRAINEES TO STUDY THE DISCIPLINE OF TACTICAL AND SPECIAL TRAINING AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A POLICE OFFICER

Valery G. Akimov,

Associate Professor of the Department of Activities in the Internal Affairs Directorate in Special Conditions

of the Educational and Scientific Complex of Special Training, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Anastasia A. Maksimlyuk, Student of International Law Faculty

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Motivation is what makes a person achieve their goals. We investigated the problem of the low level of motivation of cadets when conducting classes in the discipline «fire training», considered the factors that affect the motivation of cadets, and gave certain recommendations that allow us to find an approach to each student and conduct classes more productively. Keywords: motivation, professional training, education, pedagogical methods, psychology.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Акимов В.Г., Максимлюк А.А. Мотивация курсантов и слушателей к изучению дисциплины тактико-специальная подготовка как основа развития профессиональных компетенций сотрудника полиции. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):306-8.

Ежедневно тысячи преподавателей сталкиваются с такой проблемой как отсутствие заинтересованности и мотивации к изучению предмета студентами. Это вполне объяснимая ситуация, так как в силу возраста студенты не имеют устойчивой системы целей и путей их достижения, осознание необходимости изучения в должной мере специальных

предметов приходит уже на этапе применения их на практике. Если по окончании высшего учебного заведения выпускник удовлетворительно усвоил некоторые теоретические учебные дисциплины, у него есть шанс повысить свой уровень теоретических знаний за счет той практической деятельности, которую он будет осуществлять в своей профессии,

то как же быть со специальными практическими дисциплинами, от которых, в первую очередь, зависит личная безопасность и жизнь будущего сотрудника?

Чтобы понимать суть проблемы, необходимо обратиться к определению термина «мотивация».

«Мотивация» образует достаточно широкий спектр понимания, при изучении научной литературы мы выявили несколько определений, наиболее полно данный термин раскрывается при определении мотивации, как системы, имеющей побуждающие процессы, которые непосредственно направлены осуществление каких-либо действий или деятельности, целью которых является достижение определенных целей, удовлетворение потребностей и желаний, интересов и мотивов.

На сегодняшний день проблема мотивации человека находится в стадии активного изучения различными научными направлениями. Нами был рассмотрен ряд теоретических подходов к проблеме мотивации людей молодого возраста. На основе изученных материалов и опыта практических занятий с курсантами вузов системы Министерства внутренних дел, необходимо разработать универсальный алгоритм мотивации курсанта к изучению дисциплины тактико-специальной подготовки и совершенствованию ранее полученных навыков работы на местности, умения моделировать те или иные ситуации на графических документах, готовности сознательно действовать в экстремальных ситуациях, при которых возникает необходимость применения физической силы или огнестрельного оружия [6, с. 87].

Чтобы всецело вникнуть в понимание мотивов молодых людей и уметь правильно донести до них информацию, необходимо взять за основу такие науки как психология и педагогика. С точки зрения психологии мотивами могут быть как внешние, так и внутренние стимулы или же потребности, которые непосредственно влияют на поведение человека и его желание заниматься определенной умственной или физической деятельностью. Данные потребности принято рассматривать как составную структуру, иерархию потребностей. В рамках научных исследований А. Маслоу, Дж. Аткинсона, Б.И. Мюррея, Б.И. Додонова структура мотивации обретает образ устойчивого ряда элементов, нахо-

дящихся в единстве и определяющих целостность мотива.

Б.И. Додонов определяет четыре составляющих структуры мотивации:

- Получение удовольствия от совершения факта деятельности;

- Степень значимости для определенной личности результата выполняемой деятельности;

- Вознаграждение за выполняемую деятельность, как «мотивирующая» сила;

- Психологическое давление, принуждающие к деятельности.

Рассматривая данные структурные элементы, можно увидеть внутренние и внешние факторы воздействия. Третий и четвертый компоненты структуры отвечают за внешние факторы воздействия на мотивацию, так как являются отражением отрицательных и положительных воздействий (поощрение или наказание), изначально или в последствии перерастающие в негативное отношение к деятельности и предмету в целом.

Первые два фактора являются внутренними, упор на которые в своей деятельности педагог должен сделать. Именно внутренние факторы будут воздействовать на оценку значимости для курсанта дисциплины (нравится она ему или нет).

Преобладание внутренних или внешних факторов курсантов учебной группы будет относительно одинаково, в связи с тем, что курсанты проходят определенный психологический, физический и учебный отбор перед поступлением, в связи с этим преподавателю будет проще найти подход к мотивации изучения предмета обучающимися.

В первую очередь педагог должен выступать в роли наставника и установить доверительные отношения с каждым из курсантов, что облегчит донесение педагогом материала.

При проведении первых занятий педагогу необходимо узнать о мотивах поступления курсантов в данное учебное заведение, позволяя таким образом курсантам самим дать положительный ответ о важности и необходимости изучения тактики проведения специальных операций для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

Одним из наиболее мотивирующих методов в педагогической практике является ориентация хода занятия не на оценку, а на результат. Несколь-

№ 3 /2021

Вестник экономической безопасности

307

ко занятий можно интегрировать в соревновательную форму, так как социальный фактор имеет немаловажное значение, результатом воздействия которого является улучшение показателей в теоретических знаниях, а также практических навыков [2, с. 112].

Бывает сложно замотивировать курсанта, который в первые занятия не достиг определенных результатов. Так бывает, когда на первых занятиях по каким-то причинам у курсанта не получается качественно выполнить задание преподавателя и под давлением социального фактора (более «успешных» курсантов) он отказывается совершенствовать свои навыки и всеми способами пытается избежать этакого «общественного порицания». В данной ситуации необходимо уделить чуть больше внимания обучающемуся, подобрать упражнения, которые помогут исправить эту ситуацию, например, дать дополнительные материалы для более глубокого изучения дисциплины, предложить изучить мультимедийные материалы по теме. Курсант должен понимать, что в дальнейшем у него получится улучшить свои навыки и он сможет преуспеть в обучении, в этом случае мы получаем более мотивированного на изучение дисциплины обучаемого.

Немаловажную роль играет формирование позитивного отношения курсантов к выбранной профессии, так преподаватель должен демонстрировать важность и нужность профессии полицейского, заостряя внимание на вопросах, связанных непосредственно с профессиональной компетенцией курсантов.

Таким образом, при использовании целого ряда приемов педагогом в ходе проведения занятий по тактической подготовке, курсанты смогут получать новые знания, испытывая при этом только положительные эмоции, они будут замотивирова-ны на достижение результата в профессиональной деятельности, а педагог будет пользоваться уважением.

От достижений курсантов в учебной деятельности напрямую зависит формирование профессионального облика сотрудника полиции в будущем, поэтому преподавателю необходимо также быть высококлассным специалистом в своей области, помогая обучающимся достигать все новых и новых высот в освоении профессии полицейского.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, М., 1968, 464 с.

2. Барабанщикова А.В. Военная педагогика. М., 1966. 374 с.

3. Караяни А.Г. Военнная психология: учебник и практикум для вузов, М., 2019. 593 с.

4. Кадыров Р.В. Хрестоматия по военной психологии, Владивосток, 2008. 252 с.

5. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. М.: Гардарики, 2000. 255 с.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2008. 284 с.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. СПб., 2005. 372 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.