Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / мотивация / вузы МВД / cadets / motivation / universities of the Ministry of internal Affairs.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрий Викторович Чуманов, А.А. Бурмистрова

Авторы проводят комплексное изучение мотивации курсантов образовательных организаций МВД России. В заключение отмечается, что, как правило, курсанты больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно‐практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрий Викторович Чуманов, А.А. Бурмистрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MOTIVATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The authors conduct a comprehensive study of the motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. In conclusion, it is noted that, as a rule, cadets learn more about their chosen profession during practical training, performing laboratory and practical work. They see an incentive, motivation for further theoretical training, realizing that they can apply their knowledge in practice

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10134

© Чуманов Ю.В., Бурмистрова А.А. 2020

STUDY OF MOTIVATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ*

Yuri V. Chumakov,

Lecturer-Methodist of the Department of Training of Scientific-pedagogical and Scientific Personnel oof the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences

Юрий Викторович Чуманов,

преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук

A. A. Burmistrova,

Commander of Department 324 of the Training Platoon of the International Law Faculty of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot'

А.А. Бурмистрова,

командир отделения 324 учебного взвода международно-правового факультета Московского университета МВД

России имени В.Я. Кикотя

Для цитирования: Чуманов Ю.В., Бурмистрова А.А. Изучение мотивации курсантов образовательных организаций МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 150-153. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The authors conduct a comprehensive study of the motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. In conclusion, it is noted that, as a rule, cadets learn more about their chosen profession during practical training, performing laboratory and practical work. They see an incentive, motivation for further theoretical training, realizing that they can apply their knowledge in practice.

Keywords: cadets, motivation, universities of the Ministry of internal Affairs.

Аннотация. Авторы проводят комплексное изучение мотивации курсантов образовательных организаций МВД России. В заключение отмечается, что, как правило, курсанты больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практиче-ских работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике.

Ключевые слова: курсанты, мотивация, вузы МВД.

Актуальность темы нашего исследования связана с социальным заказом государства на качественную профессиональную подготовку высококвалифицированных кадров для подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) как основных субъектов оперативно-служебной деятельности. Они обязаны стать конкурентоспособными на рынке труда, профессионально компетентными, с развитым творческим мышлением и умением самостоятельно действовать при принятии нестандартных решений в различных ситуациях служебной деятельности.

Научный анализ специальной литературы и диссертаций позволяет констатировать, что на современном этапе существуют различные аспекты, связанные с проблемой изучения мотивации и определении ее роли в профессиональной деятельности.

В теории и практике высшего образования формированию и развитию мотиваций уделяется достаточно большое внимание. Профессиональная мотивация определяет основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритет-

ное значение. Профессиональная мотивация оказывает огромное влияние на развитие профессионализма и личности человека.

В настоящее время в науке не сформировано общее понимание проблемы мотивации поведения человека, отсутствует устойчивая терминология, нет четких формулировок основных понятий. В связи с этим, понятие «мотивация» авторы научных работ трактуют по-разному. Одни авторы рассматривают мотивацию, как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т. е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Вторые, как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). Третьи авторы, как совокупность мотивов (К.К. Платонов). Мотивация рассматривается даже как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).

Задача высшего учебного заведения системы Министерства внутренних дел осуществлять подготовку курсантов, необходимую для профессионально полноценного осуществления правоохранительной деятельности, успех которой во многом зависит не только от профессиональной грамотности сотрудника полиции, но и от его мотивации к правоохранительной деятельности.

По мнению И.В. Ульяновой и Ю.Н. Русско-вой, «стратегия современной системы высшего профессионального образования ставит задачи: по усилению профессиональной мотивации к профессиональной деятельности будущего специалиста, стимулированию творческого потенциала, развитию интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств, дифференциацию у специалиста «Я - концепции»». Для реализации данной стратегии необходимо более глубокое изучение отечественного и зарубежного опыта, творческое преобразование такого опыта и его адаптацию к новым условиям.

Ряд специалистов указывают на разные моти-вационные составляющие поступления в высшие учебные заведения, которые напрямую или косвенно связаны с происходящими социально-экономическими и политическими изменениями в стране. Однако, следует отметить стабильно проявляющиеся мотивы, не утрачивающие своего значения при изменении уклада общественного строя.

Существуют следующая классификация учебной мотивации курсантов:

— познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);

— мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении);

— неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). Эти мотивы сливаются, образуя общую мотивацию для обучения.

Истинный источник мотивации человека находится в нем самом, необходимо, чтобы он сам захотел, что то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила. Для того чтобы курсант по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, приобрели значимость для него, а значит - были не только понятны, но и внутренне приняты.

Нередко мотивами поступления в образовательные организации системы МВД России служит семейная традиция, а также влияние старших товарищей, поступивших уже в данное образовательное учреждение. Несомненное влияние на будущих курсантов могут оказывать встречи с ветеранами, действующими сотрудниками, а также знакомство с художественной и мемуарной литературой, кинофильмами и телепередачами.

В связи с этим нами было проведено опытно-экспериментальное исследование по изучению мотивации поступления в образовательную организацию МВД России. Исследование проводилось на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, в качестве респондентов были выбраны курсанты международно-правового факультета, обучающиеся на 1-3 курсах, общее количество 123 человека.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что при обучении в образовательной организации МВД России динамика мотивации видоизменяется, и если, при поступлении были одни мотивы, как правило, личной направленности (семейная традиция, пример товарищей, мечта стать полицейским и пр.), то при последующем обучении мотивация курсантов носит профессиональную направленность.

По результатам авторской анкеты были получены следующие данные (табл. 1, 2).

Как известно, изучать мотивационную сферу человека стоит комплексно (иерархия мотивов), где мотивы находятся во взаимосвязи между собой по степени их воздействия на человека (интенсив-

ность мотивов). Мотивационная сфера динамична, следовательно иерархия мотивов тоже не стабильна. Содержание понятия мотивации вбирает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика выполняемой деятельности).

Таблица 1

Что повлияло на ваше решение поступить в Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, %

Принимая во внимание специфику обучения в вузах системы МВД России, следует учитывать некоторые особенности обучения, оказывающих влияние на мотивационную сферу курсантов.

К первой группе особенностей стоит отнести учебно-служебные трудности, возникающие в процессе обучения у курсантов и слушателей. Уровень подготовленности преодоления этих трудностей обуславливается повышенным уровнем психической и интеллектуальной готовности курсантов к специфике обучения.

Таблица 2

Что в большей степени влияет на качество вашей учебы?

(перечислите в баллах от 1 до 10 степень значимости для вас представленных ниже явлений)

Ко второй группе относятся социально-психологические трудности, которые связаны с не-

обходимостью освоения методов и организации обучения, налаживания межличностных отношений и установление контакта с собеседником, разрушение стереотипов о методах обучения в школе, трудности казарменного положения (проживание в общежитии)

Наибольшую трудность при адаптации к учебному процессу в вузе испытывают курсанты младших курсов. Преодоление новизны условий требует больших энергетических ресурсов, что мешает сразу и в полном объеме включиться в работу в новых условиях. Напротив, курсанты старших курсов уже адаптированы к обучению в вузе и осознанно стремятся к получению знаний для дальнейшего выполнения своих служебных обязанностей.

Анализ результатов проведенного анкетирования позволяет сделать следующие выводы:

- мотивы долга и ответственности присущи курсантам всех курсов;

- курсантам более старших курсов свойственны мотивы самоопределения по сравнению с курсантами младших курсов.

Проведенное исследование позволяет отметить у курсантов младших курсов чувство тревоги и гордости, а у курсантов старших курсов - наличие агрессии, усталости. Указанные эмоциональные и психологические проявления свидетельствуют об особенностях периода адаптации для каждого курса обучения, а также особенностях межличностного общения.

Как правило, курсанты больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике.

Таким образом, проведенное исследование и теоретический анализ проблемы мотивации курсантов образовательных организаций МВД России послужит основой для дальнейших экспериментальных исследований и научно-исследовательских работ по данной проблематике.

Библиографический список

1. Кравченко А.В., Еременко Т.Е. Системно-ситуативный анализ учебной деятельности курсантов образовательной организации МВД России В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения надежности сотрудника в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / общ. ред.: В.Л. Кубышко. М., 2015. - С. 212-216.

№ п/п Варианты ответов Курс

I II III

Престиж службы в ОВД. 35 20 10

Советы родных и близких. 33 31 29

Пример товарищей. 45 20 8

Желание получить специальность юриста. 42 37 34

Возможность реализовать себя. 13 28 37

№ Варианты ответов Курс

п/п I II III

Желание стать квалифицированным юристом. 6,2 7,1 9,3

Необходимость сдавать зачеты и экзамены. 9,0 6,5 4,2

Желание учиться спокойно, без конфликтов. 8,3 7,0 4,3

Страх быть отчисленным за неуспеваемость и дальнейшая служба вооруженных силах. 8,7 7,3 5,6

Требовательность родителей. 9,2 6,2 4,2

2. Лебедев И.Б., Чуманов Ю.В., Милюкова Ю.Д. Психофизический тренинг как способ социально-психологической адаптации курсантов образовательных организаций МВД России // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2018. - № 2. -С.106-109.

3. Ульянова И.В., Русскова Ю.Н. Анализ научных подходов к изучению активных методов обучения студентов и курсантов Российской системы высшего образования / В сб.: Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики :

материалы I Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 398-402.

4. Хекхайзен Х. Мотивация и деятельность. -М., 2003. - 156 с.

5. Федотов С.Н., Кравченко А.В. Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах обеспечения их личностной надежности / В сб.: Формирование профессионально значимых качеств сотрудников полиции : материалы Международной научно-практической конференции. Редкол.: А.А. Таганова, С.А. Павлова, И.С. Нестеренко, Н.А. Деева, А.С. Бондаренко, А.С. Осипова. - М., 2017. С. 130-137.

RR K-'-JkE'ü.--*>!«

Инсттугосоеого

ГОСУДАРСТВЕННО- ПРДВСИОГО РЕЖИМА

Itnmp

Епифанов, А.Е., Джамбалаев, Я.Р. Институт особого государственно-правового режима. История и правовое регулирование :

монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 455 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Издание подготовлено в соответствии с планом научно-исследовательской работы Юридического факультета Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Изложены основные моменты организационных и правовых основ становления и развития института особого государственно-правового режима в Российской Федерации на различных исторических этапах.

Для студентов юридических вузов и факультетов, научной общественности, практических работников правоохранительных органов, а также всех интересующихся отечественной теорией и историей государства и права, военно-исторической проблематикой, историей отечественных спецслужб.

Н.И. -<Л>1СМЯ]

Очерки общей теории современного

ад М ИМИ СТраТИЕНОПО

г рае а

Кононов, П.И. Очерки общей теории современного административного права : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 239 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Исследуются теоретические проблемы формирования современного облика российского административного права, обосновываются новые научные подходы к пониманию предмета, методов, системы, принципов и источников административного права, его места и роли в правовой системе Российской Федерации, механизма административно-правового регулирования.

Для преподавателей юридических вузов, научных работников, аспирантов и соискателей по научной специальности 12.00.14 "Административное право; административный процесс", сотрудников органов исполнительной власти, судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.