Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / курсант / образовательные организации / МВД России / professional identity / cadet / educational organizations / Ministry of internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Виктор Михайлович, Исаичева Мария Михайловна

Статья посвящена исследованию особенностей развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России. Авторы делают вывод о том, что необходимым условием развития профессиональной идентичности является высокий уровень мотивации к обучению и выбору профессии, понимание важности формирования идентичности, а также процесс адаптации обучающихся к новым для них условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Виктор Михайлович, Исаичева Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the study of the features of the development of professional identity of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors conclude that a necessary condition for the development of professional identity is a high level of motivation to study and choose a profession, an understanding of the importance of identity formation, as well as the process of adaptation of students to new conditions for them.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10075

© Жуков В.М., Исаичева М.М. 2020

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Victor M. Zhukov, Виктор Михайлович Жуков,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training старший преподаватель кафедры огневой подготовки

of the Omsk Academy of the MIA of Russia; Омской академии МВД России;

Maria M. Isaicheva, Мария Михайловна Исаичева,

Adjunct of the Omsk Academy of the MIA of Russia адьюнкт Омской академии МВД России

Для цитирования: Жуков В.М., Исаичева М.М. Особенности развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 78-80. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Материалы III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article is devoted to the study of the features of the development of professional identity of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors conclude that a necessary condition for the development of professional identity is a high level of motivation to study and choose a profession, an understanding of the importance of identity formation, as well as the process of adaptation of students to new conditions for them.

Keywords: professional identity, cadet, educational organizations, Ministry of internal Affairs of Russia.

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России. Авторы делают вывод о том, что необходимым условием развития профессиональной идентичности является высокий уровень мотивации к обучению и выбору профессии, понимание важности формирования идентичности, а также процесс адаптации обучающихся к новым для них условиям.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, курсант, образовательные организации, МВД России.

В концепции общественной безопасности Российской Федерации отмечается, что обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики, и, соответственно, одним из важнейших предназначений полиции. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является приоритетным направлением деятельности всех правоохранительных органов. В этом случае полиция выступает одним из важнейших инструментов (средств) государства в обеспечении подобных гарантий.

Необходимо отметить, что термин «полиция» развивался и расширял свою трактовку исторически, от впервые применившего его Мельхиора

фон Осса (1506-1557 гг.) в значении «общественный порядок». Далее, в трудах ученых середины ХУШ столетия (Иоган Генрих, Готлиб фон Юсти, Иоахим-Георг Дарьес, Адам Смит и др.) этот термин стал трактоваться как забота властителей и государства о физическом и нравственном благополучии подданных. Затем, в конце ХУШ - начале XIX века, понятие «полиция» обрело более узкое значение: теперь оно относилось к обязанности государства обеспечивать общественный порядок и соблюдение законов, особенно уголовного законодательства. Соловей Ю.П. указывает, что «обыденное в отличие от теоретического сознания устойчиво связывало понятие полиция с тем, что оно означало со времени своего появ-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ления, а именно - с государственной деятельностью, имеющей своим содержанием обеспечение безопасности». Далее, ссылаясь на П. Шеймина отмечает, что «словом полиция обозначался исполнительный полицейский персонал и полицейские учреждения, охраняющие жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок и публичную безопасность».

С момента создания, в том числе и в России, полиция выполняла множество функций, зачастую не имеющих отношения именно к охране общественного порядка и пресечению преступлений. Кадровый состав замещался, как правило, бывшими военнослужащими низших чинов, не имеющими достаточного уровня образования. Надо сказать, что на государственном уровне должного внимания подготовке кадров не уделялось. Каких-либо ведомственных образовательных организаций не существовало. Данные обстоятельства негативно сказывались как на количественном, так и на качественном составе полиции, который оставлял желать лучшего, что негативно отражалось на уровне доверия общества к сотрудникам полиции. Вместе с тем необходимо сказать о том, что и в наше время уровень доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел (далее - ОВД) остается на недостаточно высоком уровне. Причинами этого могут являться низкий уровень квалификации действующих сотрудников, мотивированности к обучению и отождествления себя с сотрудниками полиции (профессиональной идентичности). Улучшить ситуацию могут, да и обязаны в соответствии с действующим законодательством, ведомственные образовательные организации системы МВД России. Авторы в своих исследованиях отмечают актуальность улучшения подготовки кадров и ведущую роль в этом ведомственных образовательных организаций. В настоящее время становится очевидной необходимость подготовки специалистов, способных эффективно осуществлять профессиональные функции и проявлять личностные и профессиональные качества, идентичные профессии. Формирование идентичности обучающегося предполагает высокую готовность его смысловых основ поведения в ситуациях приближающегося профессионального будущего, осуществлении личностного самоопределения для достижения оптимальной интеграции в профессиональное сообщество. В результате проведенных исследований авторами были установлены показатели успешности профессионального самоопределения личности и факторы, препятствующие ему, а также указывается, что профессиональная идентичность служит связующим звеном

между гражданской позицией будущего сотрудника ОВД и его профессиональной мотивацией.

На базе факультета профессиональной подготовки Омской академии МВД России проведено анкетирование слушателей, проходящих первоначальную подготовку (п=286 человек). В результате установлено, что 223 (78 %) респондента основным мотивом поступления на службу называют стабильность и уверенность в завтрашнем дне; на второе место они ставят свои внутренние убеждения - 182 (63,6 %); и на третье место выходит возможность принести пользу обществу, государству - 181 (63,3 %). Стоит отметить, что такой мотив как возможность решать некоторые жизненные вопросы, приобрести «нужные связи» указал лишь один респондент (0,35 %); по чьей-либо протекции - 7 (2,45 %); наличие властных полномочий и особого статуса сотрудника ОВД - 10 (3,5 %) опрошенных. Как видно, слушатели показали высокий уровень мотивированности при поступлении на службу, что может говорить о сфор-мированности их гражданской позиции. Вместе с тем, по проведенным ранее исследованиям установлено, что в большинстве своем курсантам не знакомо понятие профессиональная идентичность и они не задумываются над важностью ее формирования. Результаты опроса профессорско-преподавательского состава ОмА МВД России позволяют сделать вывод о том, что среди преподавателей отсутствует единая точка зрения на определение понятия профессиональная идентичность, но, в тоже время, они понимают важность ее формирования и развития. Несомненно, что развитие профессиональной идентичности курсантов в образовательных организациях системы МВД России, равно как и организация образовательного процесса могут иметь свои отличительные особенности, определяемые спецификой вузов. К ним можно отнести длительность педагогического воздействия, т.е. курсанты на протяжении всего учебного дня и после него находятся под постоянным контролем профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров, что позволяет увеличить интенсивность педагогического воздействия на обучаемых.

Далее, после принятия присяги, курсанты становятся действующими сотрудниками ОВД, с возложением на них определенных служебных обязанностей (например, по несению суточных нарядов и привлечению к охране общественного порядка), что может позволить увеличить мотивацию к обучению и выбору профессии, а также повысить уровень профессионального самоопределения и самосознания. Следующей особенностью

может являться наличие субординации и строгой служебной дисциплины, что предполагает развитие у курсантов собранности, ответственности, самоотверженности и т. п. Наличие приведенных особенностей и определенных ограничений предполагает необходимость адаптационных мероприятий, направленных на постепенное, мягкое вхождение вчерашних школьников в незнакомую для них среду и окружение.

Резюмируя, можно сказать, что необходимым условием развития профессиональной идентичности является высокий уровень мотивации к обучению и выбору профессии, понимание важности формирования идентичности, а также процесс адаптации обучающихся к новым для них условиям.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Бадаев А.Г., Усачева И.В. Социально-психологическое исследование профессиональной идентичности выпускника образовательного учрежде-

ния МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 1. - С. 187-190.

3. Братчиков В.А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / В.А. Братчиков. - М., 2003.С. 235.

4. Жевлакович С.С. Место ведомственной образовательной системы в кадровой политике МВД России // Вестник экономической безопасности. -

2017. - № 4.- С. 230-235.

5. Жуков В.М. О необходимости развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России // 300 лет на страже закона и правопорядка : материалы всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск : Дальневосточный юридический институт МВД России, 2018. С. 146-151.

6. Жуков В.М. Актуальность развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -

2018. - № 4 (34). - С. 135-142.

7. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02 / Ю.П. Соловей. - М., 1993.

Управление творческой деятельностью в учебном процессе : монография / И. П. Калошина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 303 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Предлагается деятельностный подход к творческим способностям, которые понимаются как система определенных, формируемых извне действий. Рассматривается проблема обучения планомерной творческой деятельности - управляемое решение творческих задач, которое осуществляется с помощью методологических знаний о структуре деятельности.

В качестве учебных творческих задач предлагается теоретический материал, взятый из разных областей знаний и разных учебных дисциплин в них, который некогда был результатом изобретений и открытий в этих областях знаний и теперь подлежит изучению. Такой материал дан в учебниках обычно без аргументации его происхождения, т.е. с пропусками "логических" звеньев, что обусловливает трудности в его усвоении и последующем применении к решению предметных задач.

Решение учебных творческих задач на воссоздание указанного материала снимает трудности в его усвоении.

Предназначена для специалистов в разных областях знаний, преподавателей высших учебных заведений, а также аспирантов, студентов и учащихся разных уровней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.