Научная статья УДК 159.9; ББК 88
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-12-15 NIION: 2018-0077-4/22-212 MOSURED: 77/27-024-2022-04-411
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Личностные детерминанты женщин-сотрудников в служебной деятельности органов внутренних дел
Ф. А. Абилова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассмотрены личностные характеристики женщин-сотрудников, их конфликтологическая компетентность в адаптации к службе; актуализируются особенности личности, обуславливающие социальную желательность.
Ключевые слова: женщины-сотрудники, адаптационные ресурсы, конфликтологическая компетентность, эффективность служебной деятельности, личностные особенности, социальная желательность
Для цитирования: Абилова Ф. А. Личностные детерминанты женщин-сотрудников в служебной деятельности органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 12-15. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-4-12-15.
Original article
Personal determinants of female staff in internal affairs
F. A. Abilova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Personal characteristics of police women, their conflictological competence in adapting to the service are considered; personality traits that determine social desirability are actualized.
Keywords: police women, adaptation, conflictological issues, performance efficiency, personal characteristics, social desirability
For citation: Abilova F. A. Personal determinants of female staff in internal affairs // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):12-15. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-12-15.
Личностные характеристики женщин-сотрудников способствуют определению эффективности в профессиональной деятельности. Особое внимание следует уделить физическому, психическому здоровью и нервно-психической устойчивости. Так условия деятельности органов внутренних дел носят неравномерный характер, именно поэтому женщины-сотрудники должны регулировать свое поведение, развивать коммуникативные качества и адаптационный потенциал личности. Адаптационный потенциал женщин-сотрудников представляет собой интегральную характеристику, включающую индивидуально-психологические и личностные качества, обеспечивающие эффективную адаптацию.
Е. А. Клыгина считает, что критериями адапти-рованности можно считать «не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профес-
сиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения» [7, с. 36].
В. А. Бодров отмечает, что «психологические механизмы адаптации обеспечивают не столько процесс повышения или сохранения устойчивости при изменении внешней среды, сколько функциональную эволюцию организма, расширяющие его возможности. Адаптация стремится не к равновесию, а к развитию человека, увеличению его ресурсов для взаимодействия с внешней средой» [5, с. 60].
К адаптационным ресурсам женщин-сотрудников можно отнести формирование конфликтологической компетенции. М. В. Башкин рассматривает конфликтологическую компетентность с точки зрения осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения
© Абилова Ф. А., 2022
12
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
в конфликте, и способности использовать ту или иную в зависимости от ситуации [4, с. 137].
Согласно Т. М. Дридзе и Л. Н. Цой, наполненность конфликтологической компетентности определяется через понимание природы противоречий и разногласий между людьми, формирование конструктивного отношения к конфликтам в трудовом коллективе и обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях [9, с. 73]. Женщинам-сотрудникам органов внутренних дел необходимо обладать теоретическими знаниями в области конфликтологии (политологической, юридической, психологической, социологической), а также владеть технологиями профилактики и минимизации деструктивных форм конфликта.
Согласно Л. Н. Цой, можно определить, что конфликтная (конфликтологическая) компетентность представляет собой интегральное образование личности. Эта компетентность характеризуется наличием знаний о конфликте, эмоциональной саморегуляции, рефлексивной культуры, присутствием широкого спектра позиций [17, с. 41].
В своей статье В. А. Балашова и А. И. Колотаев, обобщая научные взгляды относительно понимания конфликтологической компетентности, определяют, ее как сложную, динамически развивающуюся систему, которая позволяет разрешать различные конфликтные ситуации. В первую очередь, это освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения [2, с. 29].
В. А. Балашова и А. И. Колотаев определяют структуру конфликтологической компетентности через следующие компоненты:
- когнитивный представляет собой знание о факте существования конфликтов, причинах их возникновения, необходимости и методике их разрешения;
- эмоциональный - это система отношений к конфликтной ситуации, к себе как ее участнику и к оппоненту;
- поведенческий - составляют различные стили, стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
- деятельностный осуществляет определение подходов в рамках развития конфликта;
- коммуникативный подразумевает умение налаживать коммуникацию в условиях конфликтного взаимодействия.
Развитие у сотрудников органов внутренних дел конфликтологической компетентности - это важный элемент их профессиональной и психологической подготовки, который способствует адекватному реагированию на присутствие конфликтогенных факторов в рамках профессиональной ситуации [2, с. 29].
Между тем для адаптации к условиям деятельности в органах внутренних дел женщинам-сотрудникам необходимо развивать высокий уровень эмоционального интеллекта и выработать компромиссный, примиренческий стили поведения в конфликтной ситуации. Однако в таком случае существует вероятность возникновения феномена социальной желательности.
Вхождение в новую социальную среду в деятельности органов внутренних дел для женщин-сотрудников подразумевает овладение новыми культурными образцами поведения, присвоение которых будет определять успешность как социальной адаптации, так и эффективной деятельности. По мнению Д. И. Фельдштейна, помимо присвоения новых социальных норм происходят такие содержательные изменения психики, которые исследователь называет развитием социального, т. е. таких свойств, качеств, которые, с одной стороны, соответствуют природе человека, а с другой стороны, позволяют реализовывать себя в социуме [16, с. 35].
Термин социальная желательность активно исследуется с середины прошлого века в западной науке. Первое описание этого феномена принадлежит А. Л. Эдвардсу, который назвал его «эффектом фасада», предполагая, что человек всегда в большей или меньшей степени хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле. Можно предположить, что социальная желательность включает в себя два компонента: формальный и содержательный. Формальный компонент является внешним, атрибутивным выполнением норм, а содержательный компонент помогает понять смысл той или иной нормы [8, с. 82].
Н. Г. Салмина, Т. Е. Иовлева и И. Л. Тиханова исследовали феномен социальной желательности в рамках культурно-исторической парадигмы и предположили, что социальная желательность актуализируется при переходе в новую социальную ситуацию и способствует выстраиванию в ней отношений личности со значимыми участниками. Наиболее важными моментами в экспериментальной части исследования этих авторов представляется фиксация момента проявления социальной желательности в онтогенезе личности, а также выявление волнообразного характера проявления социальной желательности [14, с. 85]. Таким образом, социальная желательность связана с ориентацией не только на формальное выполнение общепринятых норм, но также и на ценностное отношение к миру, которое может проявляться в тенденциях межличностного поведения, таких как альтруизм, эгоизм, дружелюбие, активность, агрессия, подчинение и т. д. Можно предположить, что становление социальной желательности личности в онтогенезе связано как с отношением к социальным нормам в семье, так и с типом межличностного взаимодействия родителей [8, с. 82].
Социальная желательность особенно проявляется у женщин-сотрудников, которые стремятся к реализации своих целей и идеалов, критичны в оценке своих возможностей, способны адаптироваться к любым обстоятельствам без ущерба для себя и наряду с этим более эффективны в служебной деятельности. Такие женщины-сотрудники довольно хорошо адаптируются к требованиям служебной деятельности в органах внутренних дел и находят оптимальные пути реализации своих целей и стремлений.
Социально желательное поведение поддерживается верой в ценности, принятые в обществе и стремление к участию в социально одобряемой деятельности, одна-
ЕСКИЕ НАУКИ 13
ко ориентация на смыслы культурных норм и образцов позволит женщинам-сотрудникам сохранить свою индивидуальность.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы обеспечения надежности сотрудника в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В. Л. Кубышко. М. : ДГСК МВД России, Московский университет МВД России имени
B.Я. Кикотя, 2017. 236 с.
2. Балашова, В. А. Личностные детерминанты конфликтологической компетентности сотрудников ОВД / В. А. Балашова, А. И. Колотаева // Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: состояние и перспективы: V Международная конференция : 31 марта 2022 г. : сборник научных трудов. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022. С. 28-34.
3. Балашова, В. А. Психологические индикаторы профессионального поведения сотрудников органов внутренних дел / В. А. Балашова, А. А. Котова // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5.
C. 292-300.
4. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность личности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05, 19.00.01 / М. В. Башкин. Ярославль : Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, 2019. 242 с.
5. Бодров, В. А. Психологические механизмы адаптации человека / В. А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы ; отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН, 2007. 624 с.
6. Вахнина, В. В. Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава : учебное пособие / В. В. Вахнина, Т. В. Мальцева, О. А. Улья-нина. М. : Академия управления МВД России, 2018. 106 с.
7. Клыгина, Е. А. Психологические условия адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде : на примере Белгородской области : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Е. А. Клыгина. Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2004. 144 с.
8. Кондратьева, У Г. Социальная желательность и стиль межличностных отношений в семье / У. Г. Кондратьева // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 64. С. 81-84.
9. Конфликтология в трансформирующемся российском обществе : теория и практика : тезисы и материалы Всероссийской конференции, 1-2 июля 1998 г. М. : Институт социологии РАН, 2017. 119 с.
10. Пашенцева К. Д. Современные подходы к оптимизации психических состояний в профессиональной деятельности специалиста силовых структур / К. Д. Па-
шенцева // Человеческий капитал. 2019. № 9 (129). С. 127-137.
11. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел : учебное пособие / [В. Л. Цветков и др.]. М. : Юнити-Дана, 2021. 263 с.
12. Психология в деятельности сотрудника полиции : учебник / [И. А. Калиниченко и др.]. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 307 с.
13. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.
14. Салмина, Н. Г. Методика диагностики социально желательного поведения, исследование феномена социально желательного поведения в дошкольном возрасте / Н. Г. Салмина, Т. Е. Иовлева, И. Л. Тихано-ва // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 81-94.
15. Федотов, А. Ю. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД и их преодоление : учебно-методическое пособие / А. Ю. Федотов, И. Н. Медведев. М. : Московский университет МВД России, 2012. 140 с.
16. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности становления личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 31-41.
17. Цой, Л. Н. Стратегия формирования конфликтологической компетенции при подготовке управленческих кадров / Л. Н. Цой // В поисках стратегии управления кризисными ситуациями. М. : Академия МВД России, Институт социологии РАН, 2010. С. 35-41.
18. Edwards, A. L. The social desirability variable in personality assessment and research / A. L. Edwards. N.Y. : The Dryden Press, 1957.
Bibliographic list
1. Actual problems of ensuring the reliability of an employee in the system of moral and psychological support of operational and official activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation : collection of materials of the All-Russian Scientific and practical conference / under the general editorship of V. L. Kubyshko. M. : DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2017. 236 p.
2. Balashova, V. A. Personal determinants of conflic-tological competence of police officers / V. A. Balashova, A. I. Kolotaeva // Actual problems of adaptation of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the conditions of professional activity: status and prospects: from the V International Conference : March 31, 2022 : scientific collection of works. Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2022. PP. 28-34.
3. Balashova, V A. Psychological indicators of professional behavior of employees of internal affairs bodies / V. A. Balashova, A. A. Kotova // Bulletin of the Moscow
14
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 5. PP. 292-300.
4. Bashkin, M. V. Conflict competence of personality : dis. ... cand. psi-hol. sciences : 19.00.05, 19.00.01 / M. V. Bashkin. Yaroslavl : Yaroslavl State University named after P.G. Demidov, 2019. 242 p.
5. Bodrov, V A. Psychological mechanisms of human adaptation / V. A. Bodrov // Psychology of adaptation and the social environment: modern approaches, problems and prospects ; ed. by L. G. Dikaya, A. L. Zhuravlev. M. : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2007. 624 p.
6. Vakhnina, V. V. Psychological work in the system of moral and psychological support of operational and service activities of personnel : textbook / V. V Vakhnina, T. V. Maltseva, O. A. Ulyanina. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. 106 p.
7. Klygina, E. A. Psychological conditions of adaptation of forced migrants in a new socio-economic environment : on the example of the Belgorod region : dis. ... cand. Psychological sciences : 19.00.13 / E. A. Klygina. Tambov : Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2004. 144 p.
8. Kondratieva, U. G. Social desirability and style of interpersonal relationships in the family / U. G. Kondra-tieva // Bulletin of the Novgorod State University. 2011. No. 64. PP. 81-84.
9. Conflictology in the transforming Russian society : theory and practice : Theses and materials of the All-Russian Conference, July 1-2, 1998, Moscow : Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2017. 119 p.
1 0. Pashentseva K. D. Modern approaches to the optimization of mental states in the professional activity of a
specialist of power structures / K. D. Pashentseva // Human capital. 2019. No. 9 (129). PP. 127-137.
11. Profiling in the activities of internal affairs bodies: a textbook / V L. Tsvetkov et al. M. : Unity-Dana, 2021. 263 p.
12. Psychology in the activities of a police officer : textbook / I. A. Kalinichenko et al. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2019. 307 p.
13. Rean, A. A. Psychology of personality adaptation / A. A. Rean, A. R. Kudashev, A. A. Baranov. SPb. : Prime-EUROZNAK, 2008. 479 p.
14. Salmina, N. G. Methodology of diagnostics of socially desirable behavior, the study of the phenomenon of socially desirable behavior in preschool age / N. G. Salmina, T. E. Iovleva, I. L. Tikhanova // Psychological science and education. 2006. No. 4. PP. 81-94.
15. Fedotov, A. Yu. Emotional states that negatively affect the professional activities of police officers and their overcoming: an educational and methodological manual / A. Yu. Fedotov, I. N. Medvedev. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. 140 p.
16. Feldstein, D. I. Psychological features of personality formation in adolescence / D. I. Feldstein // Questions of psychology. 1988. No. 5. PP. 31-41.
17. Tsoi, L. N. Strategy of formation of conflictologi-cal competence in the training of managerial personnel / L. N. Tsoi // In search of a crisis management strategy. Moscow : Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2010. PP. 35-41.
18. Edwards, A. L. The variable of social desirability in personality assessment and research / A. L. Edwards. New York: Dryden Press, 1957.
Дополнительная информация об авторе Ф. А. Абилова - Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, соискатель.
Additional information about the author F. A. Abilova - Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 07.09.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 07.09.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
15