Научная статья УДК 1/159.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-386-390 NIION: 2003-0059-3/22-341 MOSURED: 77/27-003-2022-03-540
Основные направления психологической подготовки сотрудников полиции, выполняющих задачи по поддержанию общественного порядка при проведении различных массовых мероприятий
Вячеслав Лазаревич Цветков1, Татьяна Александровна Хрусталева2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
2 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Старотеряево, Россия, [email protected]
Аннотация. Проанализированы основные проблемы психологической подготовки сотрудников полиции к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Рассмотрены зарубежные подходы к управлению конфликтами, возникающими в процессе поддержания общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Ключевые слова: сотрудники полиции, охрана и поддержание общественного порядка, массовые мероприятия, психологическая подготовка
Для цитирования: Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Основные направления психологической подготовки сотрудников полиции, выполняющих задачи по поддержанию общественного порядка при проведении различных массовых мероприятий // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 386-390. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-386-390.
Original article
The main directions of psychological training of police officers performing tasks to maintain public order during various mass events
Vyacheslav L. Tsvetkov1, Tatiana A. Khrustaleva2
1 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
2 Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Staroteryaevo, Russia, [email protected]
Abstract. The main problems of psychological training of police officers to protect public order during mass events are analyzed. Foreign approaches to managing conflicts arising in the process of maintaining public order during mass events are considered.
Keyword: police officers, protection and maintenance of public order, mass events, psychological training For citation: Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A. The main directions of psychological training of police officers performing tasks to maintain public order during various mass events. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):386-390. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-386-390.
Все более изощренными становятся формы и методы негативного информационного воздействия в мире. Те, кого не устраивает стабильность и покой на земле, не извлекают серьезные уроки из прошлого, придумывают и пытаются реализовать все более
изощренные приемы дестабилизации ситуации как в целом в мире, так и в нашем государстве.
В связи с этим одной из актуальных проблем по-прежнему остается профессиональная подготовка сотрудников полиции, на которых возложены задачи
© Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., 2022
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
по обеспечению общественного порядка в ходе проведения различных массовых мероприятий, в том числе митингов, демонстраций и т. д.
Несмотря на то, что люди проводят достаточно много времени в толпе (концерты, спортивные мероприятия, торговые центры, метро, другие виды транспорта), их поведение в целом предсказуемо.
Однако, случаются ситуации, когда человек оказывается вне привычных для себя условий, что заставляет его ассоциироваться с другими людьми, находящимися в аналогичных условиях, имеющими сходные потребности. Действительную опасность для общественного порядка представляют массовые формы внеколлективного поведения, образующиеся при социальных катаклизмах, ложно понятых решениях государственных органов, в случаях аварий и стихийных бедствий. В таких случаях значительно возрастает эмоциональное напряжение людей и как, следствие, возможен переход различных форм массового внеколлективного поведения в более опасные и агрессивные. Этот тезис подтверждают многие ученые. Так, Г. Лебон, описывая в своих работах опасность толпы, отмечает риск бунта и беспорядков, особенно, когда она становится неуправляемой (действующей) [1, с. 16]. Н. Хэйес и С. Оррелл отмечают, что «толпа, охваченная глубоким недовольством, может достичь «точки воспламенения», тогда она перестает быть мирной и в ее поведении проявляется агрессивность и необузданность» [2, с. 475].
Традиционно считается, что в условиях толпы люди становятся безумными, теряя контроль над собой. По нашему мнению, применение такого подхода в условиях охраны общественного порядка может способствовать усложнению ситуации, поскольку действия сотрудников полиции приобретают репрессивный характер с попытками насильственно установить контроль, хотя практика показывает, что ярко недовольство проявляется в так называемых точках, где возникает социальная несправедливость, а точнее социальные конфликты.
Деиндивидуализация людей, находящихся в толпе, не обязательно может привести к жестокости и деструкции. Правильнее говорить о некотором ослаблении самосознания человека, находящегося в толпе. Если человек захвачен действием спортивного матча, он не задумывается о себе и других.
Кроме того, даже беспорядочная толпа имеет определенную структуру, а люди, находящиеся в ней,
способны к анализу социальной ситуации. Например, если толпа разрушает памятники или здания, то только те, с которыми связана определенная «социальная несправедливость». При этом особый интерес представляет явление, которое называется социальным заражением, когда одни люди, совершающие антиобщественные поступки, как бы втягивают, присоединяют к подобным действиям других.
Что же можно и нужно делать в целях предотвращения социальных конфликтов в ситуациях охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий? Сегодня в органах внутренних дел накоплен положительный опыт успешных действий в таких ситуациях.
В ходе короткого опроса сотрудников полиции, принимавших участие в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, было установлено, что наиболее успешными действиями по управлению конфликтными ситуациями считаются:
1) своевременная, незаметная для участников толпы изоляция зачинщиков массовых беспорядков;
2) успешные переговоры с лидерами;
3) оперативная, согласованная работа всех привлекаемых сил и средств;
4) быстрые грамотные, адекватные оперативной обстановке действия сотрудников полиции с применением специальных средств;
5) запрет на трансляцию спортивных матчей на больших экранах в городе;
6) ужесточение пропускного режима;
7) рассечение толпы на секторы;
8) устойчивость к провокациям со стороны наиболее активных граждан;
9) привлечение к переговорам авторитетных для противодействующей стороны лиц;
10) четкость и слаженность действий правоохранительных органов как на уровне руководителей, так и при практической постановке задач конкретным сотрудникам;
11) вынесение письменных предупреждений организаторам массовых беспорядков;
12) информирование через СМИ населения о тактике действий личного состава (без подробностей расстановки и их применения) в ситуации осложнения обстановки и мерах ответственности за совершенное правонарушение.
Самое слабое место в этой системе — низкая профессиональная подготовка сотрудников полиции,
в первую очередь, в части умений, касающихся проявлять выдержку и спокойствие, общаться с различными категориями граждан, слабая конфликтологическая компетентность.
В данной статье мы предприняли попытку проанализировать зарубежный опыт, в частности, подходы к решению проблем управления конфликтами, возникающими в ходе охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Во-первых, управление толпой считается управлением социальными конфликтами в особых ситуациях. При этом руководство полиции должно выделять три важнейшие составляющие:
1) определение сущности и содержания социальных конфликтов;
2) установление четкого понимания роли полиции в управлении социальными конфликтами;
3) выработка оптимальных стратегий конфликтного взаимодействия полиции с участниками массовых мероприятий.
Отправной точкой считается определение понятия социального конфликта учеными, специализирующимися в области социальной психологии и социологии. Основным тезисом, которого придерживается полиция, является то, что социальный конфликт основан на различиях в расстановке интересов конфликтующих сторон. При этом подчеркивается конструктивная функция конфликтов в демократических обществах: демократические общества формируют свой символически интегрированный капитал именно в процессе структурно обусловленных конфронтаций. Когда политические деятели спорят о цели своей деятельности, они также утверждают, что являются членами одного и того общества. Через конфликт, не отказываясь от своей позиции, они создают символическое пространство, которое одновременно объединяет их.
Полиция является не просто принудительным органом для обеспечения исполнения государственных интересов и уголовных требований, но и выполняет миротворческую функцию. В демократическом обществе она должна в повседневной жизни работать с гражданами и быть способной справляться с конфликтами мирными методами и средствами.
Здесь очень важно понимать основные руководящие принципы о роли полиции:
1) полиция обеспечивает защиту основных прав граждан, а также урегулирование конфликтов в границах, установленных правом и законом;
2) полиция ведет себя в демократических спорах тематически нейтрально;
3) ее вмешательство допустимо и необходимо в том случае, если содержание или способ выражения конфликта нарушает право и закон;
4) социальные проблемы решаются политическими, а не полицейскими средствами.
Как мы видим, разрешение конфликтов в контексте решения задач по охране общественного порядка являются целью, которая вытекает из роли и самооценки полиции в демократическом обществе.
Особое значение имеет подход к управлению конфликтами в особых ситуациях: когда действия полиции направлены на предотвращение или снижение насилия на массовых мероприятиях.
Концептуальная установка полиции в таких случаях сводится к следующему:
1) получение научно обоснованных рекомендаций по применению поддержки полиции в оперативном управлении ситуацией;
2) подготовка к операции;
3) проведение операции;
4) подведение итогов.
Обеспечение указанной концепции осуществляется через консультацию руководства полиции с учеными в области психологических и социальных наук; поддержка операции: стимулирование, организация и осуществление мероприятий по управлению конфликтами; привлечение сотрудников соответствующего департамента полиции, выступающих в роли менеджеров конфликта.
В качестве «менеджеров конфликтов» на добровольной основе привлекаются сотрудники полиции с высокой степенью профессиональной пригодности и проходящих непрерывное практическое обучение.
Приведем пример управления конфликтами, возникающими во время выполнения задач по охране общественного порядка на митинге. Алгоритм действий сотрудников полиции сводится к следующему:
1) сопровождение собрания, митинга, шествие вместе с гражданами;
2) контакт с митингующими через менеджеров конфликта;
3) тесное сотрудничество с руководством собрания, митинга;
4) постоянное взаимодействие со Штабом полиции с целью получения конкретных рекомендаций для сотрудников оперативных подразделений;
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
5) обеспечение присутствия менеджеров конфликта в центральных местах/горячих точках;
6) обязательная связь с представителями различных конфессий;
7) обязательное сотрудничество с прессой и общественностью.
Основные аспекты, подлежащие обязательному учету в ходе осуществления мероприятий по охране общественного порядка:
1) учет особенностей существующих коммуникативных сетей — создание функционирующих и устойчивых коммуникационных структур;
2) рассмотрение интересов и проблем тех, кто вовлечен / пострадал;
3) прозрачность и отслеживаемость полицейских мер;
4) содействие процессам саморегуляции;
5) стремление к общим решениям в проблемных ситуациях;
6) консультирование и поддержка руководителей полиции экстренными службами.
Главная цель действий полиции — способствовать устойчивой деэскалации конфликта. Обязательный элемент действий полиции — осуществление прогнозирования развития конфликтной ситуации с разработкой концепции с ее содержательным и организационным элементами.
Таким образом, в результате анализа отечественного и зарубежного опыта разрешения социальных конфликтов можно предложить следующие практические рекомендации по психологической подготовке сотрудников полиции, выполняющих задачи по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
1. Проведение четких инструктажей личного состава, задействованного в охране общественного порядка.
2. Изучение нормативных актов, регламентирующих права и обязанности сотрудников полиции, мер ответственности организаторов массовых акций.
3. Отработка тактических приемов несения службы с использованием спецсредств в условиях осложнения обстановки.
4. Изучение психологических особенностей толпы, механизмов ее образования.
5. Отработка психологической стратегии прогнозирования и предотвращения массовых беспорядков, формирование навыков и умений бесконфликтного
общения с различными категориями граждан, грамотного разрешения конфликтов.
6. Обучение сотрудников полиции навыкам осуществления посредничества — медиаторства в социальных конфликтах, с целью привлечения их, в случае необходимости, к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Список источников
1. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. : Макет, 1995.
2. Хэйес Ник. Введение в психологию: Базовое изд. по психологии от ведущих мировых экспертов / Ник Хэйес, Сью Оррелл; [пер. с англ. Ю. Гольд-берга]. М. : Эксмо, 2003.
References
1. Lebon G. Psychology of Peoples and Masses. St. Petersburg : Layout, 1995.
2. Hayes Nick. Introduction to Psychology: Basic edition of Psychology from the world's leading experts / Nick Hayes, Sue Orrell; [trans. from the English of Yu. Goldberg]. M. : Eksmo, 2003.
Библиографический список
1. Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и научной специальности «Социальная психология» / В. Л. Цветков, А. Г. Ка-раяни. М. : Юнити-Дана, 2014.
2. Цветков В. Л. Основы профайлинга (психологический аспект) / В. Л. Цветков, Т. А. Хрусталева, Ш. М. Нурадинов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2020.
3. Цветков В. Л. Психологические особенности проблем саморегуляции сотрудников полиции в период выполнения задач по охране общественного порядка на митингах, демонстрациях и других массовых мероприятиях / В. Л. Цветков, Т. А. Хрус-талева // Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудника ОВД в условиях вузовской подготовки: межведом. науч.-практ. конф.: сб. науч. трудов / сост. А. А. Базулина. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021.
4. Цветков В. Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2017.
5. Цветков В. Л. Психология профессионального общения / В. Л. Цветков, В. А. Юренкова. М. : Новая юстиция, 2021.
Bibliographic list
1. Tsvetkov V. L. Psychology of communication and negotiations in extreme conditions: studies. manual for students of higher educational institutions studying in the specialty «Jurisprudence», «Law enforcement» and the scientific specialty «Social psychology» / V. L. Tsvetkov, A. G. Karayani. M. : Unity-Dana, 2014.
2. Tsvetkov V. L. Fundamentals of profiling (psychological aspect) / V. L. Tsvetkov, T. A. Khrustaleva, Sh. M. Nuradinov. 3rd ed., reprint. and additional. M., 2020.
3. Tsvetkov V. L. Psychological features of the problems of self-regulation of police officers during the performance of tasks for the protection of public order at rallies, demonstrations and other mass events / V. L. Tsvetkov, T. A. Khrustaleva // Psychological and pedagogical aspects of the formation of the development of the police officer in the conditions of university training: mezhve-dom. scientific and practical conference: collection of scientific works / A. A. Bazulina. M. : Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2021.
4. Tsvetkov V. L. Psychology of conflict. From theory to practice: studies. manual for university students studying in the specialty «Jurisprudence». M., 2017.
5. Tsvetkov V. L. Psychology of professional communication / V. L. Tsvetkov, V. A. Yurenkova. M. : New Justice, 2021.
Информация об авторах
В. Л. Цветков — начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор;
Т. А. Хрусталева — доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.
Information about the authors
V. L. Tsvetkov — Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor;
T. A. Khrustateva — Associate Professor of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 14.04.2022; одобрена после рецензирования 25.05.2022; принята к публикации 06.06.2022.
The article was submitted 14.04.2022; approved after reviewing 25.05.2022; accepted for publication 06.06.2022.