Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОДИТЕЛЯ С СОТРУДНИКОМ ДПС ГИБДД / УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЛОГЕРЫ / КОНФЛИКТ / РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Н.М.

В статье рассматриваются специфические особенности общения сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, а также некоторые аспекты конфликтного взаимодействия сотрудника с водителями транспортных средств, указывается роль речевой агрессии, проявляемой водителем, в провокации конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TRAFFIC POLICE OFFICERS

The article examines the speciffic features of communication between traffic police officers and road users, examines some aspects of the confict interaction of the employee with the drivers of vehicles, and indicates the role of verbal aggression shown by the driver in provoking the conflict.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ»

Научная статья © Кузнецова Н.М., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-041 УДК 159.99

MOSURED: 77/27-006-2022-01-60

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

Наталья Михайловна Кузнецова

Научный центр БДД МВД России natkuznecova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности общения сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, а также некоторые аспекты конфликтного взаимодействия сотрудника с водителями транспортных средств, указывается роль речевой агрессии, проявляемой водителем, в провокации конфликта.

Ключевые слова: профессиональное общение, взаимодействие водителя с сотрудником ДПС ГИБДД, участник дорожного движения, блогеры, конфликт, речевая агрессия

Для цитирования: Кузнецова Н.М. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности сотрудников Госавтоинспекции // Современная наука. 2022. № 1. С. 28-31.

Original article

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE

OF TRAFFIC POLICE OFFICERS

Natalia M. Kuznetsova

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation natkuznecova@yandex.ru

Abstract. The article examines the specific features of communication between traffic police officers and road users, examines some aspects of the conflict interaction of the employee with the drivers of vehicles, and indicates the role of verbal aggression shown by the driver in provoking the conflict.

Keywords: professional communication, interaction of a driver with a traffic police officer, road user, bloggers, conflict, verbal aggression

For citation: Kuznetsova N.M. On the issue of the formation of the communicative competence of traffic police officers // Modern Science. 2022. № 1. P. 28-31.

Одним из условий функционирования современного общества является прозрачность и доступность механизмов контроля и управления им. Не является исключением и профессиональная деятельность дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которая носит публичный характер и осуществляется в условиях постоянного социального контроля со стороны участников дорожного движения. В условиях информатизации и техно-логизации общества осуществлять такой контроль достаточно просто, однако отметим, что его направленность и оценка профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД носят выраженный негативный характер. С помощью информационных технологий участники дорожного движения производят новые средства и способы контроля за деятельностью сотрудников ДПС ГИБДД, размещают полученную информацию в социальных сетях, умышленно ее искажая, подчеркивают психологические проблемы, связанные с несправедливостью (по их мнению) изложения материала в информационном пространстве, тем самым способствуя социальной незащищенности и уязвимости сотрудников ГИБДД, разрушению их личного и профессионального имиджа.

Практически все действия сотрудников ДПС ГИБДД фиксируются участниками дорожного движения с помощью аудио-, фото- и видеоустройств, а затем придаются огласке в сети Интернет. Все чаще в российском сегменте Интер-

нета появляются видеоролики, демонстрирующие откровенное провокационное поведение блогеров по отношению к инспекторам ДПС ГИБДД. И, как показывает практика, сотрудники ДПС ГИБДД не в полной мере готовы к общению с провокаторами не только с правовой, но и с психологической точки зрения [5]. Противостоять неуважительному отношению участников дорожного движения, созданию негативного образа сотрудника, сложившегося у определенной категории граждан, может только профессионализм и культура поведения, вежливость и уважение к гражданам, высокий уровень правосознания и нравственных качеств сотрудников Госавтоинспекции. При этом следует осознавать, что попытки дискредитации сотрудников полностью не прекратятся ввиду того, что видеоконтент провокационных действий активно моне-тизируется путем размещения в социальных сетях и на других коммуникационных и информационных ресурсах. В этих условиях компетентное поведение сотрудника, соблюдение им всех правовых и нравственных норм поведения в конечном счете влияет на имидж службы и органов внутренних дел в целом.

Изучение профессионального общения, его роли в решении служебных задач сотрудников правоохранительных органов остается одним из ведущих направлений исследований в юридической психологии. Прикладной аспект психологических основ профессионального общения сотрудников ДПС ГИБДД раскрыт в работах Е.А. Козловской,

Л.Н. Костиной, Н.М. Кузнецовой, В.Л. Цветкова, Т.А. Хрусталевой, С.Е. Борисовой, А.В. Гайнулли-ной, Н.Н. Красноштановой и др. [2, 3, 10].

Вопросы формирования коммуникативных компетенций сотрудников органов внутренних дел исследованы достаточно подробно, однако, как показывает практическая деятельность сотрудников ДПС ГИБДД, актуальность данной темы не только не снижается, но и имеет неуклонный рост и востребованность строевыми подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Профессиональное общение сотрудника ДПС ГИБДД и участника дорожного движения всегда начинается с составления психологического портрета и визуальной оценки друг друга [4]. От этого зависит их поведение в конкретной ситуации. Первое впечатление оказывает существенное влияние на развитие взаимоотношений в процессе общения. Происходит взаимная оценка социального статуса, личности, походки, манер, внешности собеседника, жестов, выражения лица и эмоционального состояния.

Сотруднику ДПС ГИБДД приходится вступать в общение с участниками дорожного движения, нарушившими правила дорожного движения, взаимоотношения с которыми могут складываться далеко не благоприятно. Тем не менее даже при негативной оценке друг друга сотрудник ДПС ГИБДД обязан вести общение в рамках, определяемых нормативно-правовыми актами.

Специфика профессионального общения в каждом конкретном случае зависит от той задачи, которую решает сотрудник, а также от условий, в которых оно происходит. Общение сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения имеет следующие специфические особенности [1]:

1. Нормативная регламентированность. Нормативно-правовые рамки, в которых сотрудник ДПС ГИБДД осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию шаблонов, стереотипов поведения и общения, что, с одной стороны, дисциплинирует, упрощает и ускоряет процесс общения, облегчая его, но, с другой стороны, требует жесткого контроля над своими действиями, заставляет принимать решения в ограниченные сроки.

2. Временные ограничения. Ситуации профессионального общения почти всегда сопровождаются дефицитом времени, что ограничивает сотрудника в свободе и может приводить к формализму в общении, повышению его интенсивности, речевым штампам, отсутствию учета личностных особенностей гражданина и контроля хода общения в пределах, необходимых для обеспечения формальной стороны общения.

3. Вынужденный характер общения. Ситуации профессионального взаимодействия сотрудника с участниками дорожного движения носят в основном вынужденный характер (нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, проверка документов, профилактика нарушений, пропаганда безопасности дорожного движения и пр.), связанный с выполнением функциональных обязанностей в области обеспечения безопасности дорожного движения. В процессе вынужденного общения возникают потенциально конфликтные ситуации, сопровождающиеся жесткими

формами конфликтного взаимодействия (угрозами, шантажом, агрессией, провокацией и т.д.).

4. Наличие властных полномочий. В связи с тем, что сотрудник ДПС ГИБДД наделен властными полномочиями, их реализация нередко приобретает конфликтный характер. Принятие решений в ситуациях конфликтного взаимодействия требует не только анализа и прогнозирования последствий своих действий, эмоциональной уравновешенности, но и уважительного отношения к участникам дорожного движения.

5. Стрессогенность. Профессиональная деятельность сотрудника ДПС ГИБДД носит напряженный, ответственный характер. Со стороны участников дорожного движения часто приходится сталкиваться с противодействием, сопротивлением, давлением в разных формах. Нервно-психические перегрузки способствуют развитию состояния психической напряженности и эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний.

Несмотря на то, что сотрудник ДПС ГИБДД независимо от своего состояния (психического, психофизиологического), настроения и переживаний, конфликтного взаимодействия с участниками дорожного движения выполняет оперативно-служебные задачи, оно не может не сказываться на эффективности профессиональной деятельности.

Осознавая указанные трудности, сотрудник ДПС ГИБДД, наделенный законом властными полномочиями, тем не менее должен проявлять морально-деловые качества, показывая пример культуры и вежливости участникам дорожного движения, создавать условия для официального, делового общения, используя грамотные с психологической точки зрения приемы, методы и средства общения [6].

В 2021 году ФКУ «НЦ БДД МВД России» проведено анкетирование сотрудников ДПС ГИБДД территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации, проходивших обучение в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя (76 человек). В результате выявлено, что у 81% сотрудников из числа опрошенных 1-2 раза за рабочую смену возникают конфликты, и только 15,5% опрошенных отметили, что конфликты с водителями транспортных средств случаются редко. Более трех конфликтов в день отмечают 3,5% респондентов. При ранжировании водителей транспортных средств, с которыми чаще всего возникают конфликтные ситуации и конфликты, 42% сотрудников назвали агрессивных водителей, 39% - водителей в состоянии опьянения.

По результатам анкетирования также можно сделать вывод о том, что чаще всего конфликтные ситуации и конфликты возникают при осуществлении надзорных функций в процессе выявления таких административных правонарушений, как управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, невыполнение водителем требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

При этом признаками, идентифицирующими конфликт, по мнению сотрудников, являлись не-

согласие водителя транспортного средства с выявленным правонарушением, его нежелание нести административную ответственность за совершенное правонарушение, уклонение (уход) от административной ответственности всеми возможными способами (агрессия, использование нецензурной лексики и др.).

В процессе анкетирования сотрудники ДПС ГИБДД обозначили основные трудности, усугубляющие конфликты с водителями при привлечении их к административной ответственности, - большой объем служебных документов, а также временные затраты при их заполнении.

В анкету также был включен вопрос об оценке собственных правовых знаний как основы правовой компетентности. Опрос показал, что только 35% сотрудников ДПС ГИБДД на 100% уверены в своих правовых компетенциях, тогда как 44% оценили свой уровень в пределах 60-80%, четверть опрошенных - 50% и ниже, что вызывает определенную настороженность и указывает вектор совершенствования профессионального мастерства.

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сказать, что основными причинами конфликтного взаимодействия сотрудника с водителями транспортных средств являются устойчивое нежелание водителя признавать свои ошибки, негативные оценки в адрес сотрудников или службы в целом, хамство и демонстрация провокационных действий водителей по отношению к сотруднику. Со стороны сотрудника - это игнорирование (молчание) как одна из реакций на вопросы водителей, равнодушие к их проблемам, плохое настроение и усталость, допускаемые негативные оценки в адрес участника дорожного движения и др.

Далее отметим, что психологический анализ ситуаций взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, прежде всего с водителями транспортных средств, в том числе размещенных в сети Интернет, позволяет говорить, что речевая агрессия (в пассивной и активной форме) является неотъемлемым элементом общения, провоцирующим конфликт.

Речевая (вербальная, словесная, коммуникативная) агрессия является предметом рассмотрения как лингвистических, так и психологических изысканий и может приобретать разные формы лексического и стилистического воплощения. Наиболее распространены такие формы речевого воздействия, как оскорбление, грубое требование, обвинение, жалоба, отказ в грубой форме, угроза и др. [11].

Как показывает практика, основным намерением водителя, демонстрирующего агрессивное речевое поведение, является стремление избежать наказания, отвлечь сотрудника ДПС ГИБДД от выполнения им профессиональных действий.

Кроме того, речевая агрессия, как правило, используется водителем как преднамеренная трансформация коммуникативного пространства по своему усмотрению. Основу такого поведения составляет прагматическая установка водителя на доминирование в коммуникативном процессе.

Появление речевой агрессии со стороны сотрудника ДПС ГИБДД (недопустимое, но встречающееся явление) объясняется тем, что коммуникация в реальном времени - динамичный процесс, пред-

полагающий быструю смену коммуникативных ролей, что, в свою очередь, вынуждает участников общения одновременно выполнять несколько сложных когнитивных действий, например таких, как слушать и понимать, формировать ответную реплику здесь и сейчас, и поэтому может сопровождаться излишне эмоциональным, агрессивным высказыванием как непреднамеренным речевым действием сотрудника [9].

К сожалению, сотрудники ДПС ГИБДД редко осознают необходимость соблюдения правил речевого поведения и вербального взаимодействия с участниками дорожного движения. Тем не менее, как показывает практика, многие сотрудники, сталкиваясь с речевой агрессией, интуитивно применяют в своей деятельности приемы психологического воздействия на водителя транспортного средства, например такие, как доказывание, убеждение, внушение, выделение положительных качеств агрессора и др.

Целенаправленное ознакомление с такими приемами и обучение им даст возможность сотруднику ДПС ГИБДД осознать и систематизировать правила эффективного речевого воздействия в уже имеющемся коммуникативном опыте, и, как результат, сделает общение более продуктивным и укрепит позитивный имидж сотрудника [7, 8]. Практическое значение (прежде всего дидактико-педагоги-ческое) знания основ речевого и психологического воздействия, способов контроля агрессии в речи, умения убеждать, стимулировать положительные проявления в поведении граждан очень велико (особенно в условиях дестабилизации коммуникативного процесса и провокации конфликта), так как способствует не только позитивной коммуникации, но и позволяет влиять на правосознание участников дорожного движения.

В заключение отметим, что не существует универсальных методов, подходящих для всех ситуаций общения с участниками дорожного движения. Сотрудник ДПС ГИБДД, исходя из своих способностей и возможностей, должен выбрать те методы, которые подходят именно ему, встраиваются в его опыт и позволят оптимально решать профессиональные задачи в процессе коммуникативного взаимодействия с участниками дорожного движения.

Список источников:

1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: учебное пособие / В.В. Аврамцев. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС. 2018. 134 с.

2. Асянова С.Р., Гайнуллина А.В. Об эффективности взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции с участниками дорожного движения // Вестник МВД России. 2021. № 4. С.186-189.

3. Гайнуллина А.В., Смирнов В.Н. Психология конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения: учеб.-метод. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ДГСК МВД России. 2013. 216 с.

4. Калиниченко И.А., Цветков В.Л., Агапов В.С., Караяни А.Г., Крук В.М., Хрусталева Т. А., Котенев И.О. Психология в деятельности сотрудника полиции: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2021. 414 с.

5. Кубышко В.Л. Профессиональные действия сотрудников подразделений Госавтоинспекции в условиях провокационного поведения участников дорожно-

го движения (спецкурс): учебное пособие. М.: ДГСК МВД России. 2017. 160 с.

6. Лосева В.В. Некоторые аспекты совершенствования стиля бесконфликтного общения сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения // Вестник ВИПК МВД России. 2016. № 2. С. 94-98.

7. Мартынова Л.И. Культура речи как составляющая имиджа сотрудника полиции // Вестник МВД России. 2021. № 4. С. 180.

8. Новикова Т.Ф., Смирнов П.Ю. Приемы нейтрализации вербальной агрессии в составе средств речевого воздействия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Белгород, 2018. Т. 37. № 2. С. 194-203.

9. Носкова Л.Г. Формирование системы профессиональной речевой подготовки сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис.... пед. наук. М., 2016. 117 с.

10. Костина Л.Н., Кузнецова Н.М. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции: учебное (практическое) пособие для сотрудников Госавтоинспекции. Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 2012. 72 с.

11. Стернин И.А. Оскорбление и неприличная языковая форма как предмет лингвистической экспертизы (бытовое и юридическое понимание) // Антропотекст-1. Томск: ТГУ 2006. С. 339-353.

References:

1. Avramtsev V.V. Psychology of professional communication of a lawyer: study guide / V.V. Avramtsev. N. Novgorod: NRU RANEPA. 2018. 134 p.

2. Asyanova S.R., Gainullina A.V On the effectiveness of interaction between employees of the State traffic inspectorate and road users // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 4. P. 186-189.

3. Gainullina A.V., Smirnov V.N. Psychology of constructive interaction of traffic police traffic police officers

with road users: textbook-method. allowance. Ed. 2nd, revised. and additional M.: DGSK MIA of Russia. 2013. 216 p.

4. Kalinichenko I.A., Tsvetkov V.L., Agapov VS., Karayani A.G., Kruk V.M., Khrustaleva T.A., Kotenev I.O. Psychology in the activities of a police officer: a textbook. Ed. 2nd, revised. and additional M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 2021. 414 p.

5. Kubyshko VL. Professional actions of employees of the State traffic inspectorate in the context of provocative behavior of road users (special course): textbook allowance. M.: DGSK MIA of Russia. 2017. 160 p.

6. Loseva V.V Some aspects of improving the style of conflict-free communication of traffic police officers with road users // Bulletin of the VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 2. P. 94-98.

7. Martynova L.I. Culture of speech as a component of the image of a police officer // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 4. P. 180.

8. Novikova T.F., Smirnov P.Yu. Techniques for neutralizing verbal aggression as part of the means of speech influence // Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Humanities. Belgorod, 2018. V. 37. № 2. P. 194-203.

9. Noskova L.G. Formation of a system of professional speech training for employees of internal affairs bodies: Ph.D. dis.... ped. Sciences. M., 2016. 117 p.

10. Kostina L.N., Kuznetsova N.M. Psychology of communication in the activities of employees of the State traffic inspectorate: a training (practical) manual for employees of the State traffic inspectorate. Orel: Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V Lukyanov. 2012. 72 p.

11. Sternin I.A. Insult and indecent language form as a subject of linguistic expertise (everyday and legal understanding) // Anthropotext-1. Tomsk: TGU. 2006. P. 339-353.

Информация об авторе

Н.М. Кузнецова - кандидат психологических наук, начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения Научного центра БДД МВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

Information about the author

N.M. Kuznetsova - Candidate of Psychological Sciences, Head of the department of scientific support for preventive measures and activities for the formation of legal awareness of road users of the Scientific State Institution ofRoad Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 07.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.