Научная статья на тему 'Психологические проблемы обучения сотрудников при подготовке к несению службы по охране общественного порядка в период проведении массовых мероприятий'

Психологические проблемы обучения сотрудников при подготовке к несению службы по охране общественного порядка в период проведении массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"PROFILING" CONFLICT MODEL SITUATION / "ПРОФАЙЛИНГ" / КОНФЛИКТ / ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Хрусталева Татьяна Александровна

В статье описана методика проведения тренингового комплексного занятия по подготовке к несению службы по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий с использованием технологий профайлинга. Сделаны акценты на использовании прикладных социальнопсихологических методик, целью которых является оценка достоверности сообщаемой информации по невербальному поведению человека, так называемая не инструментальная детекция лжи. Разобран алгоритм формирование на основе типовых ситуаций правильных действий обучаемых с использованием психологических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Хрусталева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological problems of personnel training in preparation to the service for the protection of public order during mass events

This article describes the methodology of training comprehensive preparation classes the acknowledgment of the service for the protection of public order while holding mass events using profiling technologies. Made accents on using applied socio-psychological techniques, the purpose of which is to assess the reliability of reported information on non human behavior, not the so-called instrumental detection of deception. Broken up formation algorithm based on typical situations of correct actions of trainees using psychological knowledge.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы обучения сотрудников при подготовке к несению службы по охране общественного порядка в период проведении массовых мероприятий»

@ Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. 2018

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PERSONNEL TRAINING IN PREPARATION TO THE SERVICE FOR THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER DURING MASS EVENTS

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Vyacheslav Lazarevich TSVETKOV,

Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Legal Psychology, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V. Ya. Kikoty. Moscow, Russia Email: [email protected]

Tatyana Aleksandrovna KHRUSTALEVA,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Legal Psychology of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia V. Ya. Kikoty Moscow, Russia Email: [email protected]

Вячеслав Лазаревич ЦВЕТКОВ,

доктор психологических наук, профессор, начальник кафедры юридической психологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя. Москва, Россия Email: [email protected]

Татьяна Александровна ХРУСТАЛЕВА,

кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры юридической психологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Москва, Россия Email: [email protected]

Для цитирования: Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Психологические проблемы обучения сотрудников при подготовке к несению службы по охране общественного порядка в период проведении массовых мероприятий. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 4/2018. С. 61—66.

Annotation. This article describes the methodology of training comprehensive preparation classes the acknowledgment of the service for the protection of public order while holding mass events using profiling technologies. Made accents on using applied socio-psychological techniques, the purpose of which is to assess the reliability of reported information on non human behavior, not the so-called instrumental detection of deception. Broken up formation algorithm based on typical situations of correct actions of trainees using psychological knowledge.

Key words: «profiling» conflict model situation

Аннотация. В статье описана методика проведения тренингового комплексного занятия по подготовке к несению службы по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий с использованием технологий профайлинга. Сделаны акценты на использовании прикладных социально-психологических методик, целью которых является оценка достоверности сообщаемой информации по невербальному поведению человека, так называемая не инструментальная детекция лжи.

Разобран алгоритм формирование на основе типовых ситуаций правильных действий обучаемых с использованием психологических знаний.

Ключевые слова: «профайлинг», конфликт, типовые ситуации

Одна из серьезнейших проблем, стоящих перед правоохранительными органами, — предотвращение противоправных действий в местах проведения отдыха и досуга граждан: будь то хоккейный или футбольный матч, концерт на открытой площади или посещение торгового центра и т.д.

Уже существуют определенные положительные наработки, связанные с обеспечением безо-

пасности на объектах транспорта. В частности, это касается профайлинга как «комплекса методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности и поведения»[1].

Само понятие профайлинга было расширено на основе исследований П. Экмана, В. Фризена,

К. Шерера [2], М. Цукермана, Б. ДеПауло [3], В.А. Лабунской [4], О. Фрайя [5]. И теперь оно включает ряд прикладных социально-психологических методик, целью которых является оценка достоверности сообщаемой информации по невербальному поведению человека, так называемая не инструментальная детекция лжи.

Эти методики успешно применялись при проведении Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014), а также чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Как нам видится в рамках этого подхода психологическое сопровождение деятельности сотрудников полиции по охране общественного порядка должно строиться на основе комплексных мер по формированию их психологической готовности к действиям, в том числе в экстремальных условиях с целью обеспечения выполнения оперативно-служебных задач. Для чего необходимо осуществлять целый комплекс мероприятий, включающий такие группы компонентов как:

• профессионально-психологическая ориентированность и чувствительность сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);

• знание психологических аспектов эффективности профессиональных действий и тактики; умелое использование психологических средств реализации профессиональных действий как речевых, так и неречевых, всего комплекса психологических приемов;

• профессиональная наблюдательность и па-

мять (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитая профессиональной внимательности);

• психологическая устойчивость (выражается

в способности действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

Кроме того выполнение функциональных обязанностей сотрудников полиции сопряжено с повышенной ответственностью за свои действия, так как во время службы часто бывают

ситуации с непредсказуемым исходом. Зачастую именно знание основ психологии и владение элементарными навыками их использования способствуют предупреждению остроконфликтных и экстремальных ситуаций.

В рамках подготовки к несению службы по охране общественного порядка в период проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. на территории Российской Федерации нами была предложена специально разработанная форма комплексного практического занятия с элементами тренинга, позволяющая совершенствовать кроме тактически грамотных действий сотрудников их коммуникативную компетентность; выработку навыков визуальной диагностики и оперативное распознавание лиц потенциально опасных и/или вынашивающих противоправные замыслы, направленные на совершение террористических актов.

Предусматривалось для участников тренинга активное их участие в обсуждении целесообразности и правомерности тактики действий сотрудников полиции, психологическом анализе ситуации, совместной разработке правомерного алгоритма действий сотрудника полиции в рамках типовых ситуаций и обсуждении результатов совместной работы.

Главным принципом человеческого восприятия является наглядность. Поэтому форматом занятия был разбор и психологический анализ типовых ситуаций, возникающих при обеспечении общественного порядка на спортивных состязаниях. Ситуации были выбраны с учетом опыта несения службы.

Практика еще раз подтвердила, что никакая техника не может заменить контактный досмотр и визуальную диагностику.

Условно выбранные ситуации были разделены на ситуации, демонстрирующие индивидуально-психологические проявления личности сотрудника, приводящие к типичным ошибкам; профессионально-коммуникативные, где неправильные действия ведут к конфликту и социально-психологические ошибки, основанные на отсутствии слаженности действий сотрудников.

Игровое действие начиналось с моделирования трех типовых ситуаций по следующему алгоритму. Сначала, был показан небольшой видеоматериал по действиям сотрудников, затем его анализировали, после чего осуществлялась реальная демонстрация верных действий.

В качестве статистов выступали два сотрудника, несущие службу на рамке металлодетектора, два сотрудника патрульно-постовой службы, групп-па резерва, офицер — старший, волонтер, стюард, группа белельщиков-фанатов.

Нами вводились ряд условных ограничений. Участникам, исполняющим роли сотрудников полиции, необходимо было добросовестно выполнять свои профессиональные роли в соответствии с имеющимися представлениями о них, использовать методы психологического воздействия на граждан и подкреплять свою аргументацию ссылкой на конкретные положения действующих нормативных документов. При возникновении конфликтной ситуации следовало не допустить усугубления и развития конфликта, разрешить приемлемыми с психологической и правовой точек зрения способами.

В роли граждан необходимо было придерживаться линии поведения, предусмотренной типом и контекстом ситуации, изменять свою позицию и соглашаться с требованиями сотрудника полиции только в случае их обоснованности и корректности действий.

Первую ситуацию мы условно назвали «Агрессивная толпа» — группа разгоряченных болельщиков, шумно подходит к месту проведения досмотровых мероприятий. Первый болельщик проходит через имитированные рамки и останавливается в ожидании своих товарищей. Второй болельщик, проходя мимо сотрудника, начинает пререкаться и устраивает конфликт. Тем временем группа болельщиков, выкрикивая нелицеприятные высказывания, используя ненормативную лексику в адрес сотрудников полиции (таким образом, отвлекая внимание сотрудников) приближается к рамке. Пока первый сотрудник полиции ведет беседу со вторым болельщиком, третий болельщик пытается прорваться без досмотра, пронося с собой запрещенные предметы.

Как мы уже и оговаривали по этой ситуации демонстрировался небольшой видеосюжет. Затем участникам предлагалось ответить на вопрос: «Что же было не так? «В комментарии ведущий обращал внимание на то, что увиденные ошибки относятся к ряду социально-психологических и связаны с отсутствием четкой слаженности.

Сотрудники несут службу парами, поэтому всегда есть рядом страхующий. Существует система условных знаков и жестов, позволяющая оперативно реагировать на изменение обстановки.

Это как вербальные знаки — слова, обозначающие приказ действовать тем или иным образом, так и жесты, указывающие на приближение опасности или просьбу о подкреплении (например, поднятая вверх левая рука одного из сотрудников работающих на рамке, должна сигнализировать офицеру, который стоит с рацией и наблюдает одновременно за несколькими рамками, об обострении обстановки и просьбе помощи подкрепления из резерва). Мы предложили в определенной ситуации поднимать вверх руку сжатую в кулаке, что означает высший уровень опасности. При приближении агрессивно настроенного гражданина тот, кто стоит в данный момент у рамки, и видит подходящего во фронт, должен показать жестом условный знак, означающий опасность.

Сотрудник, находящийся в данный момент в створе рамки и видящий приближающегося гражданина, оценив его поведение, прогнозирует ситуацию, которая может проявиться возможно в неповиновении, сопротивлении или нападении на коллег. Поэтому он тихо и незаметно для подходящего сообщает своему страхующему о потенциальной опасности. Получив такую информацию, напарник сосредотачивает все внимание на действиях приближающегося человека, концентрируется психологически и физически для своевременной помощи при задержании или подачи команды офицеру, находящемуся неподалеку поднятием левой руки, сжатой в кулаке, что означает «Опасность, требуется усиление!»

В эпизоде, показанном на видео, сотрудники этого не сделали. При возникновении попытки прорыва через рамку без досмотра действия были хаотичными и не четкими, что ставило под угрозу здоровье сотрудников, так как могла возникнуть неконтролируемая ситуация.

Таким образом, необходима тренировка слаженности действий с использованием системы вербальных и невербальных знаков, кодирующих смысловые значения целых ситуаций, которые сотрудник понимает по одному единственному слову или движению. Это позволяет существенно разгрузить процесс мысленного моделирования ситуаций и действий. Сигнал жестом, означающий опасность, вызывает психофизиологический отклик в виде готовности к действиям, предельной мобилизации при внешнем сохранении спокойствия.

Кроме того, обращалось внимание на необходимость слежения за реакциями болельщиков,

несущих в себе угрозу прямого нападения на сотрудников, например:

а) сокращение пространственной дистанции между фанатом и сотрудником полиции;

б) высказывание угроз и оскорблений;

в) сжимание и разжимание кистей рук;

г) периодические удары себя кулаком в грудь;

д) принятие поз агрессивности (упереться кулаком в бок или выставить кулак вперед или угрожать кулаком);

е) откинутость корпуса назад, свидетельствующая о пренебрежении к сотруднику полиции;

ж) постукивание ногой, что является признаком нервозности;

з) принятие оборонительной позы (руки, скрещенные на груди) или агрессивной позы (борцовская или боксерская стойка).

Также целесообразно обращать внимание на взгляд болельщиков: взгляд в сторону (пренебрежение); долгий неподвижный взгляд в глаза сотруднику полиции (желание подчинить себе и доминировать в общении); бегающий взгляд (неискренность, обман); сужение зрачков (блеф, обман).

В ходе дискуссии участниками задавались вопросы. Например, по каким признакам можно было спрогнозировать агрессивное поведение человека? Какие психологические приемы необходимо применить в момент задержания нарушителей общественного порядка для того, чтобы ожидающие своей очереди прохода через рамку металлодетектора граждане не превратились в агрессивную толпу? В частности при ответе на первый вопрос надо указать, что необходимо использование основ визуальной диагностики, так как агрессивное лицо достаточно легко читается по ряду мимических признаков. А при ответе на второй — надо напомнить, что всем известны основные характеристики толпы: динамичность, превращаемость, общее эмоциональное состояние, стирание индивидуальности и отсутствие личной ответственности за поведение. Человек вливается в этот единый большой организм и испытывает все, что испытывает этот организм. Поэтому нам необходимо управлять этим настроением и этими чувствами, делающими из простой массы людей агрессивную действующую толпу? Это может быть, например, громкий крик «Брось оружие!» «Стоять!», которые должны оказать деморализующее действие на нападающего и продемонстрировать готовность сотрудника к отражению агрессивных действий.

Затем показывались реально правильные действия сотрудников в данной ситуации с комментариями.

Вторая ситуация была обозначена как «Попытка проноса холодного оружия» — гражданин при проходе через рамку во время осуществления досмотровых мероприятий выхватывает нож и нападает на сотрудника, осуществляющего досмотр. Этот тип ситуации связан с проявлением индивидуально- психологических особенностей личности сотрудника, которые проявляясь в сложной обстановке могут стать причиной острого конфликта и / или экстремальной ситуации. После просмотра видеосюжета мы проанализировали действия сотрудников: к рамке приближается молодой человек, по мимике и походке которого уже читается агрессия. Обращалось внимание на движение губ и манеру его движения. Это агрессия и внутренняя концентрация. Сотрудник видит такое лицо, о котором говорит известный нам киноперсонаж доктор Лайтман из фильма «Обмани меня!» Оно показывает в совокупности с другими невербальными признаками несоответствие, как бы противоречие: между словами и мимикой, жестами, позой; между мимикой и выбором дистанции общения; между сознательно демонстрируемым поведением и проявлениями подсознания. Это несоответствие, называемое в психологии не конгруэнтностью, лежит в основе визуальной диагностики и должно ассоциироваться у сотрудника с опасностью или, по меньшей мере, повышением внимания. А вот естественное состояние человека — это соответствие, конгруэнтность.

На первом видео, где показывались действия сотрудника при досмотре опасного лица, мы видели, что он не считал агрессивных намерений по поведению приближающегося молодого человека, так как не был достаточно мобилизован. Для него его нападение оказалось неожиданностью!

Это создало опасную ситуацию на рамке. Здесь уже страхующая девушка, увидев нож, подняла руку со сжатым кулаком, означавшим высший уровень опасности ситуации с реальной угрозой жизни. Обращалось внимание на ее лицо и действия. Она была очень напугана. Эту эмоцию трудно сыграть. Она реально напугана даже в игровой ситуации, где опасности совершенно нет, ребята давно друг друга знают. Но при проявлении агрессивного нападения человек испытывает страх. Так устроена наша психика.

Это закон. А в реальной ситуации, через несколько секунд после задержания и препровождения нападавшего в безопасную зону, ей снова придется проводить досмотровые мероприятия в обычном штатном режиме с доброжелательной улыбкой, как говорится, «как ни в чем не бывало» десятки, сотни раз.

Что необходимо предпринимать для повышения психической устойчивости и совладания с различными психическими состояниями? Для этого необходима специальная тренировка с использованием методов саморегуляции. Наиболее приемлемые в данном случае приемы саморегуляции своего психического стояния — это простые дыхательные техники.

Третью ситуацию мы назвали «Конфликт» — (неповиновение — сопротивление в отношении сотрудников полиции на месте проведения досмотровых мероприятий). К пункту досмотра приближаются группа молодых людей — девушка в узкой юбке и два молодых человека в приподнятом настроении. Молодые люди первой пропускают девушку на досмотр. Сотрудник женского пола просит болельщицу выложить предметы на стол и пройти стационарный ме-таллодетектор. Девушка кладет сумочку на стол и проходит рамку, соглашаясь на досмотр, но как только сотрудник женщина прикасается к болельщице, она начинает кричать и создает конфликтную ситуацию, оборачивается к своим друзьям и начинает звать на помощь. Разворачивается конфликт, который отражает профессионально-коммуникативные особенности поведения сотрудников, проявление которых могут привести к серьезным последствиям.

После демонстрации реальной ситуации было обращено внимание на психологически неправильные действия сотрудницы, осуществляющей досмотр. Девушка уже на подходе к рамке демонстрировала агрессивное поведение. Можно было это заметить и предотвратить, что называется на «дальних подступах!«Сигнал опасности, о котором говорилось в первом сюжете, это требование не только приведения своего психофизиологического состояния в полную готовность с целью отражения нападения, это еще и обозначение необходимости, в первую очередь, особенно тактичного поведения и вежливости в интересах не допущения конфликта! В этой ситуации, прогнозируя, что девушка, идущая в юбке, будет неловко себя чувствовать при процедуре досмотра, так как это действительно

несколько смущает женщин, нужно сразу проинформировать ее о том, что для этого имеются отдельные помещения. Фраза может звучать так: «Девушка, Вы видели, как проходит процедура досмотра? В такой красивой юбке, возможно, Вам будет комфортнее, чтобы Вас досматривали в специально оборудованном помещении, а не публично, при других людях? Вы имеете на это законное право? Но если данная процедура для Вас приемлема и здесь, то я готова провести ее прямо сейчас и не задерживать ваше время. Как Вам удобнее?» Говорить это нужно с доброжелательной улыбкой и в быстром темпе, не давая ей шанса ответить отказом на ваши слова. Только когда вы спросите: «Как Вам удобнее?» — у нее должна появиться возможность говорить. Это своеобразная манипуляция, выбор без выбора. Я досмотрю Вас здесь или в комнате? Вы не даете ей третьего варианта, а времени мало, и она вынуждена согласиться на один из предложенных вариантов.

Таким образом, конфликт может быть исчерпан не начавшись только за счет психологически грамотного анализа складывающейся ситуации. Если она все-таки продолжает выражать агрессию, то необходимо действовать в соответствии с инструкцией, и спокойным тоном ей сооб-щить:«Я не могу пропустить Вас на территорию стадиона до тех пор, пока Вы не пройдете процедуру досмотра. Это законные требования, которые Вам были разъяснены еще в памятке при покупке билета. И Вы знали об этом. Вам придется отказаться или от процедуры досмотр, или от посещения мероприятия! Вы готовы отказаться от просмотра матча? Если нет, то досмотр необходим». И опять это или-или! Человек понимает, что третьего не дано и принимает решение. Скорее всего, оно будет в пользу досмотра. Причем интонацией голоса необходимо выделить слова — это законные требования и Вы знали об этом заранее.

Причем, мы прохронометрировали время проговаривания этой фразы. Оно составляет всего 40 сек. Это меньше минуты. Как вы понимаете это недолго и это стоит того, чтобы предотвратить конфликт. Потому что таких случаев, как показывает опыт не много. В основном граждане спокойно соглашаются на процедуру досмотра, так как действительно внутренне готовы к ней, благодаря заблаговременно проведенной разъяснительной работе.

Если допустим девушку сопровождают друзья мужского пола, которые не захотят отпускать девушку на досмотр в «какую- то комнату», то безусловно, необходимо дать им что называется «сохранить лицо», оставаться ее рыцарями в любой ситуации. Поэтому самым психологически грамотным решением будет предложить девушке минутку подождать пока ребят досмотрят процедура займет не более 2 мин. и они уже, пройдя процедуру, проводят ее до комнаты досмотра, охраняя ее безопасность.

И еще несколько слов об общении сотрудника полиции с конфликтным гражданином: предоставьте возможность гражданину высказаться до конца, что бы он при этом не говорил; на вопросы и реплики отвечайте уверенно и спокойно, каким бы тоном они не задавались; проявите к нему искреннее внимание и уважение; постарайтесь перевести разговор с эмоционального уровня к взаимному обсуждению настоящей проблемы («здесь и теперь»).

Таким образом, были представлены возможные варианты построения практических занятий по подготовке к обеспечению охраны общественного порядка с использованием типовых ситуаций и продемонстрирована методика его проведения.

В заключение хотелось обратить внимание на несколько проблем, связанных с обучениям основам визуальной диагностики.

Опыт проведения тренингов показал, что обучаемые испытывают сложности с комплексной оценкой человека. Особенно невербальных проявлений. Например, если из общего контекста выдернуть жест, при котором человек прикоснулся к мочке своего уха, то толкований будет несколько и не всегда они станут адекватными (это может восприниматься и как раздумья, и как просто прикосновение).

Во-вторых, когда используется раздаточный материал, то обучаемые более успешно справляются с комментированием рисунков, но уже фотографии вызывают затруднения и тем более видеоматериалы. Необходима серьезная практика.

Наконец то, что можно назвать парадоксом обучения. На одном из практических занятий обучаемым было предложено подготовить короткий рассказ из своей жизни. Каждый по очереди садился перед группой на стул и повествовал. Задача была оценить информацию с точки зрения лживости. Затем эксперимент был усложнен — один из рассказчиков был повернут спиной к коллегам. Как показал итог, процент угадавших содержание информации был в два раза выше, когда курсанты только слышали рассказ. Хотя общеизвестно, что основную информацию человек получает из окружающего мира через зрительный анализатор. Вот здесь как раз и кроется проблема — научить «читать» невербальные проявления, сопоставляя, что говорит человек и как говорит.

Список литературы

1. Журнал-каталог «Транспортная безопасность и технологии». М., 2006, № 4.

2. Ekman P., Friesen W. V., Scherer K.R., Body movement and voice pitch in deceptive interaction // Semiotica. 1976. № 16. P. 23-27.

3. Zuckerman M., DePaulo B.M., Rosenthal R. Verbal and nonverbal communication of deception // Advances in exsperimental social psychology. NY. 1981. V. 14. P. 1-57.

4. Лабунская B.A. Невербальное поведение. Ростов н/Д. 1986. 136 с.

5. Фрай О. Детекция лжи и обмана // Пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак. 2005. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.