Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности профайлинга при осуществлении досмотровых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры'

К вопросу об эффективности профайлинга при осуществлении досмотровых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОФАЙЛИНГ / ПРОФАЙЛЕР / ДОСМОТРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SAFETY / OBJECTS OF TRANSPORT / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / PROFAYLING / PROFAYLER / CUSTOMS ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карагодин А.В., Столбина Л.В.

В статье рассматриваются некоторые аспекты, обосновывающие положение о повышении эффективности досмотровых мероприятий при применении методик профайлинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карагодин А.В., Столбина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of efficiency of a profayling in case of implementation of customs actions on objects of transport infrastructure

In article some aspects justifying the provision on increase of efficiency of customs actions in case of application of techniques of a profayling are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности профайлинга при осуществлении досмотровых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры»

Безопасность на транспорте

5. Nudelstein A.M., Tsokolova O.I. Investigation of theft of property of passengers by railway transport: training Handbook. - M.: the Federal state institution “research Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia”, 2011. 116 p.

6. Ozerov I.N. Organization of the disclosure and investigation of crime: a training manual. - Belgorod, 2007.

(Статья сдана в редакцию 14.07.2014)

к вопросу ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФАЙЛИНГА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДОСМОТРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА

объектах транспортной инфраструктуры

to a question of efficiency of a profayling in case of implementation of customs actions on objects of transport infrastructure

УДК 343.85:159.9.07

А.В. КАРАГОДИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: karagodin1975@gmail.com

Л.В. СТОЛБИНА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: mosbell@mail.ru

A.V. KARAGODIN,

candidate of jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

L.V. STOLBINA,

candidate of jurisprudence , Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты, обосновывающие положение о повышении эффективности досмотровых мероприятий при применении методик профайлинга.

Ключевые слова: обеспечение безопасности, объекты транспорта, транспортная инфраструктура, профайлинг, профайлер, досмотровые мероприятия.

Abstract: In article some aspects justifying the provision on increase of efficiency of customs actions in case of application of techniques of a profayling are considered.

Keywords: safety, objects of transport, transport infrastructure, profayling, profayler, customs actions.

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

24

Безопасность на транспорте

Для Российской Федерации состояние и развитие транспорта имеют исключительное значение. Наряду с другими инфраструктурными отраслями транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и государства, при этом являясь важнейшим инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей [1].

Высокий уровень криминальной активности как в России, так и во всем мире, расширение масштабов преступной и террористической деятельности придают особую значимость проблеме обеспечения общественной безопасности и своевременного предотвращения противоправных действий на объектах транспортной инфраструктуры [6]. Указанные объекты в настоящее время подвергаются наибольшим угрозам террористических атак, поскольку являются местом массового скопления людей и сосредоточением средств передвижения. Tранспорт потенциально привлекает террористов. Это обосновано тем, что большое число человеческих жертв авиакатастрофы или крушения поездов позволяют придать широкой огласке действия террористов.

Следует подчеркнуть, что объекты транспортного комплекса привлекают к себе внимание не только со стороны террористов, экстремистов, но и лиц, совершающих иные противоправные деяния.

Общеизвестно, что объекты транспортной инфраструктуры оборудованы досмотровой техникой, однако ее применение не является достаточным условием для предотвращения актов незаконного вмешательства или иных противоправных действий. Можно с уверенностью констатировать факт, что существующие и используемые средства защиты ориентированы в основном на обнаружение опасных предметов, веществ или поддельных документов. Тем не менее практика показывает, что данные технологии не позволяют в полной мере выявить противоправные намерения лиц. Это объяснимо некоторыми факторами: ограниченное время, отведенное для проверки пассажиров, стоимость подобного оборудования, необходимость обучения персонала для работы на нем.

Защита от террористических актов и иных противоправных деяний на объектах транспортной инфраструктуры предполагает разработку различных технологий, позволяющих быстро и эффективно предотвращать такого рода явления. Практика показала, что степень защищенности транспортного объекта зави-

сит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик, охватывающих различные области человеческих знаний. Посредством применения только досмотровой техники невозможно решить проблему выявления лица, вынашивающего преступные намерения [3].

В целях качественного обеспечения безопасности целесообразно использование не только классических методов оперативноразыскной деятельности, отождествления и технических средств видеонаблюдения, но и современных психологических методов, таких как профайлинг.

Профайлинг является относительно новым направлением в психологической науке, позволяющим расшифровывать невербальные компоненты, использующиеся в межличностном общении. По мнению специалистов, профайлинг дает возможность получать самую объективную информацию о потенциальной опасности субъекта и может быть эффективно использован с целью предупреждения совершения преступлений на объектах транспортной инфраструктуры [4].

Исследованиями ученых установлено, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 30%, а свыше 70% информации, передаваемой при общении, передается невербально. Средний человек говорит примерно 10-11 минут в день, а среднее предложение длится всего 2,5 секунды. В то же время человек может произвести и распознать около 250 000 выражений лица [5].

Основное методологическое положение профайлинга заключается в том, что лица, вынашивающие преступные намерения, характеризуются наличием определенного набора подозрительных признаков во внешности, поведении, путевых документах и в перевозимых вещах.

Выявление, изучение и систематизация данных признаков дает возможность создания профиля пассажира, на основании которого каждый человек может классифицироваться как неопасный или потенциально опасный. С учетом этого весь пассажиропоток обрабатывается по определенной схеме, позволяющей выявить подозрительные признаки.

В основе концепции профайлинга лежит положение о том, что каждый пассажир может оказаться опасным (к примеру, террористом), а каждый предмет - запрещенным (взрывным устройством или оружием и т.д.); поэтому все мероприятия, проводимые в

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

25

Безопасность на транспорте

рамках указанной технологии, направлены на установление данного факта или его опровержение, т.е. система профайлинга позволяет делать лишь предположение о том, что пассажир вынашивает преступные намерения.

Реальная угроза может быть выявлена только на основании тщательного личного досмотра пассажира и перевозимых им вещей.

Работа с пассажиром может начинаться со сбора предварительной информации о нем по различным базам данных. Затем согласно существующей на сегодня практике изучаются документы пассажира, досматриваются все перевозимые им вещи, анализируется общий облик, поведение человека и сопровождающих его лиц. Особое внимание уделяется изучению документов с целью обнаружения признаков подделки. Работа профайлера может осуществляться на позиции первого номера сотрудника досмотра или рядом с ним. Акцентирование внимания пассажира, что опрос проводится в целях его безопасности, создает положительную установку для контакта с профайлером. Вопросы, задаваемые на языке, понятном для человека, обычно не вызывают каких-либо затруднений. Стандартный опрос занимает по времени 3-4 минуты [2].

За этот период сотрудник, анализируя полученные ответы и поведение стоящего перед ним человека, делает вывод относительно его потенциальной опасности для рейса, если по данным позициям не выявлено отклонений от нормы, пассажир считается неопасным для рейса и проходит далее на регистрацию. Пассажир, квалифицированный как подозрительный или опасный (отобранный), направляется на личный досмотр. Полагаем, что в данном процессе большое практическое значение имеет интуиция профайлера и его профессиональный опыт. Вопросы, задаваемые профайлером, (в зависимости от ситуации) могут касаться цели поездки и места пребывания, культурно-исторических памятников и т.д.

В системе профайлинга большой интерес представляют особенности поведенческих реакций пассажира и сопровождающих его лиц. Заслуживают особого внимания так

называемые «улики преступного поведения». В частности, это общая неадекватность психологического состояния человека, к примеру, неестественность и наигранность в поведении при контактах с сотрудниками служб безопасности или сотрудниками полиции, отрешенность от происходящего вокруг (симптом «маски смертника» суицидального террориста).

Не менее важным аспектом психологического тестирования является акцентирование внимания на динамике поведения пассажира, вызывающего подозрения. Так, например, если при контрольном опросе по багажу или при любых других контактах с профайлером или представителем службы безопасности, сотрудником полиции человек при затрагивании определенных тем меняет свое поведение, при этом наблюдаются напряженность, тревожность, страх - это существенный и показательный факт. К психологическому тестированию пассажира можно отнести также применение различных техник общения и влияния на собеседника с целью быстрого установления контакта и получения необходимой информации.

В заключение отметим, что с целью предотвращения противоправных действий необходимо четко представлять возможную модель действий потенциально опасного лица или группы лиц, т.е. важно понимать, кто и каким образом, преследуя какие основные цели, планирует произвести акт незаконного вмешательства, пути и способы, выбранные для реализации противоправных намерений. Эти данные могут быть получены из анализа совершенных ранее актов незаконного вмешательства и попыток их совершения. В результате анализа выделяются характерные черты этих противоправных действий, которые можно в дальнейшем рассматривать как признаки подготовки актов незаконного вмешательства. Описание и последующее детальное изучение данных признаков дают возможность перейти к созданию соответствующей классификации потенциально опасных лиц, что существенно повышает эффективность всех мероприятий, направленных на выявление потенциально опасных лиц на объектах транспортной инфраструктуры.

Литература —

1. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранитель-ная деятельность» / под ред. Ю.М. Волынского-Басманова, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. С. 5-6.

2. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: учебное пособие / под ред. В.Л. Цветкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 174.

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

26

Безопасность на транспорте

3. Безопасность бизнеса. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

4. Психология и право. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/ n2/61033_full.shtml .

5. Концепция профайлинга в деятельности психолога. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

6. Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте: технология и учебная дисциплина. http:// yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

7. Пелюх Е.И. Профайлинг как одно из современных направлений обеспечения транспортной безопасности: постановка проблемы (на примере Белгородской области) // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 2. С. 81 - 84.

References

1. Profiling. Technology to prevent illegal acts: studies. aid for undergraduate students majoring in “Jurisprudence” and “Pravoohranitel-naya activity” / ed. YM Volyn-Basmanova, ND Eriashvili. - 2nd ed., Rev. and ext. - M .: UNITY-DANA: Law and Order, 2012. Р. 5-6.

2. Profiling in the internal affairs bodies / ed. V.L. Tsvetkov. Textbook. - M .: UNITY-DANA, 2013. Р. 174.

3. Business Security. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

4. Psychology and Law. Portal psychological publications PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/ n2/61033_full.shtml.

5. The concept of profiling in the work of the psychologist. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

6. Basics profiling to ensure transport security: technology and academic discipline. http://yandex.ru/clck/ jsredir?from=yandex.ru.

7. Pelyukh E.I. Profiling as one of the modern trends of transport security: formulation of the problem (for example, the Belgorod region) // Bulletin Belgorod Law Institute Russian Interior Ministry. 2013. № 2. Р. 81 - 84.

(Статья сдана в редакцию 28.04.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.