Научная статья на тему 'Тренинг навыков визуальной диагностики потенциальной опасности'

Тренинг навыков визуальной диагностики потенциальной опасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1465
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ НАВЫКИ / ПРОФАЙЛИНГ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС / PROFESSIONALLY IMPORTANT SKILLS / PROFILING / POLICE OFFICERS / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL TRAINING / AUTOMATED PROGRAMS / HARDWARE AND SOFTWARE SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пряхина Марина Васильевна

В статье представлены основные теоретические принципы и структура программы автоматизированного психологического тренинга профессионально важных навыков сотрудников полиции по выявлению потенциально опасных лиц и ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пряхина Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Visual Awareness of Potential Threat

The article provides the main theoretical principles and the structure of the program of automated psychological training of professionally important skills of police officers necessary for revealing potentially dangerous people and situations.

Текст научной работы на тему «Тренинг навыков визуальной диагностики потенциальной опасности»

NUTS, что только будет способствовать комплексному решению проблем регионального развития и формирования дееспособных территориальных единиц.

Итак, основными концептуальными подходами при реформировании территориального устройства в отдельных странах Европы были децентрализация и европеизация. Каждая из реформ в качестве основных задач выделяла такие, как определение оптимального размера единиц местного самоуправления, полномочий их органов для надлежащего выполнения ими поставленных задач и предоставления качественных услуг гражданам. Реальные перспективы внедрения системы NUTS в Украине призваны значительно ускорить процесс интеграции в европейское сообщество.

1 Административно-территориальное устройство Украины. История. Современность. Перспективы: монография. М., 2009. С. 454.

2 Круталевич В. А. Очерки истории государства и права Беларуси / под ред. П. Г. Никитенко. Минск, 2007. С. 704.

3 Современное Украинское государство: исторические императивы становления, тенденции и проблемы развития: сб. научн. трудов. М., 2007. С. 153-155.

4 Административно-территориальное устройство Украины... С. 441.

5 Вишотравка И. Опыт реформирования АТУ на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]: http:// www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Edu/2008_14_15/fail/ Vyshotravka.pdf. (дата обращения: 20.07.2011).

6 Гожеляк Г., Яловецкий Б. Вторая волна польских реформ. Харьков, 2002. С. 21-22.

7 Доценко А. И. Административно-териториальное устройство и расселение в Украине. Киев, 2003. С. 27.

8 Шаповалова Н., Пресняков И. Административная реформа в Польше: направления изменений и реальные результаты: http://dialogs.org.ua/crossroad_full.php?m_id=3636. (дата обращения: 20.07.2011).

9 Современное Украинское государство. С. 156-157.

10 Административно-территориальное устройство Украины. С. 431.

11 Зарубежный и отечественный опыт реформирования административно-территориального устройства Украины: монография / Л. Т. Шевчук, В. С. Кравцов, С. И. Вовканич и др. Львов, 2007. С. 126.

12 Территориальная реформа: моделирование общин в Сумской области / А. П. Гончаренко, А. Н. Заяц, С. А. Лустенко, А. В. Тарнаруцький, А. А. Хоруженко // Политический эксперт. 2009. № 34: спец. вып. 2 ноября. С. 52.

13 Доценко А. И. Указ. соч. С. 26.

14 Административно-территориальное устройство Украины. С. 168.

15 Номенклатура территориальных единиц для статистики (NUTS). http://www.eru.org.ua/index. php? page = 1228. (дата обращения: 20.07.2011).

16 Кучабский А. Г. Перспективы внедрения статистической системы NUTS в Украине в контексте административнотерриториальной реформы: http://www.nbuv.gov.ua/ejournals/ Dutp/20062/txts/REGI0NALNE% 5C06kogkar.pdf. (дата обращения: 20.07.2011).

17 Попов М. Опыт административно-территориального деления Республики Болгарии. http://www.nbuv.gov.ua/. (дата обращения: 20.07.2011).

18 Административно-территориальное устройство Украины. С. 439.

19 Там же. С. 432-433.

20 Там же. С. 395.

21 Там же. С. 433-434.

22 Там же. С. 408-409.

23 Там же.

24 Кучабский А. Г. Указ. соч.

УДК 159.9.078 : 159.925 : 159.98

ТРЕНИНГ НАВЫКОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ

М. В. Пр яхина

В статье представлены основные теоретические принципы и структура программы автоматизированного психологического тренинга профессионально важных навыков сотрудников полиции по выявлению потенциально опасных лиц и ситуаций.

Ключевые слова: профессионально важные навыки, про-файлинг, сотрудники полиции, профессиональная психологическая подготовка, психологический тренинг, автоматизированные программы, программно-аппаратный комплекс.

Усиление террористической и экстремистской деятельности в современном мире требует новых подходов к организации в подразделениях органов внутренних дел МВД России профессиональной психологической подготовки сотрудников. Общество на данном этапе характеризуется существенными изменениями в политической, экономической и социальной сферах, которые повысили вероятность криминогенного поведения людей. В таких условиях сотрудникам полиции необходимо более вдумчиво наблюдать и анализировать окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи, проводить скрытое «тестирование» потенциальных злоумышленников, нестандартно подходить к решению возникающих проблем.

Одной из технологий, позволяющих с высокой степенью вероятности выявлять лиц, склонных к совершению противоправных деяний, является профайлинг Профайлинг (от англ. «profile» — профиль) — это технологии предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии1. В более узком смысле профайлинг рассматривается как система установления вероятностной причастности определенного субъекта к планируемому противоправному действию. В рамках профайлинга необходимо применение методов психологии в их прикладном аспекте, так как особый акцент делается здесь на процессах межличностного взаимодействия, на возможностях человеческого восприятия к считыванию внешней и внутренней информации, на формировании и развитии таких качеств, как «наблюдательность», «проницательность», «коммуникабельность».

Технология профайлинга начала применяться в конце 70-х годов ХХ в. израильской авиакомпанией «Эль-

Аль», она была ориентирована на снижение вероятности появления возможных рисков, которые были связаны с авиаперевозками пассажиров, и применялась во время предполетного досмотра. В 1984 г. данная методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала использоваться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США. Данная технология пользовалась небольшим набором базовых психологических паттернов (стереотипов поведения) и больше напоминала собой процедуру психологического тестирования.

Паралельно с этим Пол Экман Групп (компания, которая была создана американским психологом и занималась изучением эмоциональных экспрессий) разработала ряд компьютерных программ, позволяющих считывать эмоциональные состояния человека. Специальные программы, созданные Полом Экманом, стали активно применять не только в аэропортах США, но и в других структурах, занимающихся обеспечением безопасности государства. Соединение опросного скрипта (от англ. — script, т. е. сценарий, описывающий и определяющий роль одного человека, его свойства, характеристики, поведение во взаимодействии с другими людьми) и теории микровыражений позволило профайлин-гу перейти на иной уровень развития и постепенно начинать интегрироваться в различные виды профессиональной деятельности. Многолетний успешный опыт применения метода профайлинга за рубежом, полученные результаты подтверждают практическую полезность данного метода при подготовке сотрудников полиции. Обучение навыкам, необходимым для проведения профайлинга, должно осуществляться в ходе профессиональной подготовки сотрудников оперативно-розыскных и оперативно-поисковых подразделений, сотрудников полиции общественной безопасности, психологов ОВД.

Нами разработан программно-аппаратный комплекс обеспечения профессиональной деятельности психолога органа внутренних дел, ориентированный на решение практических задач, регламентированных «Положением об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел». Программно-аппаратный комплекс состоит из четырех функциональных систем, соответствующих задачам профессиональной деятельности психолога ОВД: осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава; прогнозирование психологической готовности личного состава к выполнению оперативнослужебных задач; проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников; формирование морально-психологической готовности личного состава к деятельности в повседневных и экстремальных условиях.

На Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «INTERP0LITEX-2011», проходившей в Москве с 25 по 28 октября 2011г., нами была представлена функциональная система программноаппаратного комплекса для тренировки профессиональных психологических навыков сотрудников полиции по

выявлению потенциально опасных лиц и ситуаций. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Нургалиев Р Г., начальник ГУОООП МВД России генерал-лейтенант полиции Демидов Ю.Н. дали высокую оценку представленной технологии и отметили ее практическую значимость для повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Целью компьютеризированного психотренинга является развитие профессиональных навыков сотрудников полиции, в связи с чем при разработке программ были соблюдены следующие требования:

— модульность. Начиная от простой тренировки, уровень сложности упражнений увеличивается по мере того, как улучшаются навыки сотрудника;

— адаптивность и индивидуальность. Компьютеризированное представление заданий и инструкций позволяет создать программу тренировки, адаптированную непосредственно под конкретного сотрудника. Выбор тренировочных сессий позволяет отрабатывать различные навыки. Каждая программа содержит несколько уровней сложности с достаточным набором заданий, для того чтобы быть уверенным в том, что сотрудник работает только над теми задачами, которые соответствуют его текущим функциям;

— непрерывность и контроль. Непрерывность означает, что результаты всех тренировочных сессий сохраняются, и новая сессия начинается с того места, где закончилась предыдущая. Когда результаты всех сессий сохранены, возможно наблюдать прогресс, который делает сотрудник, и адаптировать тренировку и промежуточные цели к уровню его функциональных возможностей;

— обратная связь. В ходе тренировки сотрудник получает информацию о состоянии его функций посредством отображения «картинок» на мониторе или с помощью звуковых сигналов. Данная информация поставляется в виде постоянной обратной связи и может быть положительной или отрицательной;

— практические рекомендации по организации служебной деятельности. При работе с тестами дополнительно оцениваются работоспособность и утомляемость сотрудника, что позволяет определить время, в течение которого он может эффективно выполнять служебные задачи по выявлению лиц, склонных к совершению противоправных деяний.

Программно-аппаратный комплекс включает несколько тренировочных модулей, направленных на развитие конкретных профессиональных психологических навыков, необходимых для выявления потенциально опасных лиц и ситуаций 2.

Модуль 1. Тренировка функционального состояния, внимания, памяти, мышления с помощью метода светозвуковой стимуляции (СЗС).

Уровень активации мозговых структур, на фоне которой протекает конкретная деятельность человека, определяется как уровень функционального состояния головного мозга. Диапазон изменений функциональных состояний бодрствующего человека чрезвычайно широк: от состояния дремоты с потерей интереса и внимания до

чрезмерного возбуждения и напряженности, свойственной состоянию стресса. С этими крайними состояниями связано и наибольшее снижение эффективности деятельности. Управляя психофизиологическим состоянием сотрудника с учетом его индивидуальных психофизиологических качеств, можно вести тренировочный процесс в коридоре продуктивной активации мозга, достигая максимального положительного результата в процессе несения службы как в повседневных, так и в экстремальных условиях. На поведенческом уровне такое состояние проявляется изменением структуры реакций — усилением роли активно-оборонительного поведения и подавлением пассивной формы защиты, снятием страха и тревожности. Человек при этом переживает подъем умственной и физической активности, его работоспособность повышается, он мыслит ясно и четко.

С помощью метода свето-звуковой стимуляции развивается способность поддерживать уровень возбуждения в границах определенной оптимальной зоны и направлять энергию в конструктивное русло. Все это дает значительное изменение, качественно новый скачок в уровне работоспособности, концентрации внимания и т. д. Представленные в модуле программы направлены на оптимизацию функционального состояния перед выходом на службу, тренировку внимания, процессов запоминания, мышления, воображения. Длительность программ 5-15 минут. Для тренировки используется плеер-тренажер светозвуковой персональный (ТТТ МИРАЖ). Устройство, методика и авторские права защищены патентами РФ3.

Модуль 2. Распознавание поступков и действий людей на основе невербальных реакций.

Тренирующая программа развивает навык распознавания поведения людей на основе логического обобщения, выделения общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека. Программа включает несколько тренировочных уроков. До и после тренировки сотруднику предлагается тест для оценки уровня развития навыка распознавания поведения людей на основе невербальных реакций. Программа содержит информационный блок и задания для тренировки. Тренировка заключается в последовательном распознавании поведения людей на основе мимики, поз, жестов и других невербальных признаков.

Модуль 3. Способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, предвидеть последствия поведения людей в этих ситуациях.

Тренирующая программа развивает навык распознавания логики развития ситуаций взаимодействия и значения поведения людей в этих ситуациях. Программа включает несколько тренировочных уроков. До и после тренировки сотруднику предлагается тест для оценки уровня развития навыка распознавания логики и последствий поведения людей в различных ситуациях взаимодействия. Программа содержит информационный блок и задания для тренировки. Тренировка заключается в последовательном распознавании логики поведения людей в различных ситуациях.

Модуль 4. Распознавание лиц по словесному портрету (ориентировке), фотороботу.

Тренирующая программа развивает навык визуального распознавания лиц на основе ряда признаков по их словесному описанию. Программа включает несколько тренировочных уроков. До и после тренировки сотруднику предлагается тест для оценки уровня развития навыка распознавания лиц по словесному портрету, имеющий различные уровни сложности. Программа содержит информационный блок (основная, факультативная часть) и задания для тренировки, направленные на распознавание формы лица, носа, губ, подбородка, ушей, прически и других признаков. Тренировка заключается в последовательном распознавании признаков на основе их словесного описания. При тестировании сотруднику необходимо среди ряда лиц по словесному портрету (ориентировке), фотороботу найти необходимое лицо. В заданиях теста уменьшается время поиска лица и увеличивается количество предъявляемых для опознания лиц. Программа позволяет вводить реальные ориентировки, фотороботы и осуществлять тренировку распознавания этих лиц у сотрудников патрульно-постовой службы полиции перед выходом на службу, при подготовке сотрудников полиции к охране общественного порядка в ходе проведения массовых мероприятий.

Модуль 5. Распознавание лиц по фотороботу, словесному портрету (ориентировке) в условиях помех.

Тренирующая программа развивает навык визуального распознавания лиц по их словесному описанию, фотороботу в условиях различных помех. Программа включает несколько тренировочных уроков. До и после тренировки предлагается тест для оценки уровня развития навыка распознавания лиц, объектов в условиях помех, имеющий различные уровни сложности. Тренировка заключается в последовательном распознавании лиц, объектов в условиях искажения изображения, толпы, наличия дополнительных искажающих признаков, маскировки. При тестировании сотруднику необходимо среди ряда лиц в условиях помех по фотороботу, словесному портрету (ориентировке) найти искомое лицо. В заданиях теста уменьшается время поиска лица и увеличивается количество помех. При работе с тестом дополнительно оцениваются работоспособность и утомляемость сотрудника, что позволяет определить время, в течение которого он может эффективно выполнять служебные задачи по выявлению лиц, склонных к совершению противоправных деяний.

Опыт использования программно-аппаратного комплекса в практике проведения профессиональной психологической подготовки свидетельствует о высокой мотивации сотрудников полиции при проведении занятий за счет интереса к компьютеризированным игровым программам. Результаты психологического тренинга сохраняются в персональных данных сотрудников полиции, что позволяет руководителям учебных групп по профессиональной подготовке осуществлять контроль за ходом их обучения. Психотренинг

профессионально важных качеств и навыков сотрудников полиции с использованием программно-аппаратного комплекса позволяет формировать психологическую готовность специалистов правоохранительной системы к деятельности в повседневных и экстремальных условиях по предотвращению противоправных действий.

1 Аминов И. И., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В. Ю., Каменева М. Е., Эриашвили Н.Д. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие, 2010. С. 8.

2 Голуб Я. В., Пряхина М. В., Потлачук Н. В. Программноаппаратный комплекс обеспечения профессиональной деятельности психолога органа внутренних дел: практическое руководство. СПб., 2011. 48 с.

3 Голуб Я. В., Шелков О. М., Дроздовский А. К. Светозвуковая стимуляция и психотренинг в спорте: практическое руководство. СПб., 2010. 52с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.