Научная статья УДК 159.9; ББК: 88
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-118-121 NIION: 2018-0077-4/22-233 MOSURED: 77/27-024-2022-04-432
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
К вопросу о профессионально-личностных качествах руководителей подразделений ГИБДД МВД России
Сергей Валерьевич Царьгородский1, Игорь Борисович Лебедев2, Анна Николаевна Осипова3
1 2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 al_t91@mail.ru
2 e-mail:i_leb53@mail.ru
3 a.n.osipova@mail.ru
Аннотация. Актуализирована проблема профессионально-личностного развития сотрудников ОВД. Отмечается роль профессионально-личностных качеств в эффективном выполнении профессиональных задач. Рассмотрены профессионально-личностные качества руководителей подразделений ГИБДД МВД России и их роль в управлении личным составом вверенного подразделения. Обозначены дальнейшие перспективы развития рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества, руководитель, профессиональная деятельность, подразделения ГИБДД, психологическое сопровождение
Для цитирования: Царьгородский С. В., Лебедев И. Б., Осипова А. Н. К вопросу о профессионально-личностных качествах руководителей подразделений ГИБДД МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 118-121. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-П8-Ш.
Original arcticle
Psychological features of the development of professional and personal qualities of heads of departments of the traffic police of the Ministry of
Internal Affairs of Russia
Sergey V. Tsargorodsky1, Igor B. Lebedev2, Anna N. Osipova3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 al_t91@mail.ru
2 i_leb53@mail.ru
3 a.n.osipova@mail.ru
Abstract. The problem of professional and personal development of employees of the Department of Internal Affairs is actualized. The role of professional and personal qualities in the effective performance of professional tasks is noted. The professional and personal qualities of the heads of the traffic police units of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their role in the management of the personnel of the entrusted unit are considered. Further prospects for the development of the problem under consideration are outlined.
Keywords: professional and personal qualities, manager, professional activity, traffic police units, psychological support
For citation: Tsargorodsky S. V., Lebedev I. B., Osipova A. N. Psychological features of the development of professional and personal qualities of heads of departments of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):118-121. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-118-121.
Наблюдаемые в современном мире вызовы и угрозы (пандемия COVID-19, санкции западных стран, обусловленные в т. ч. проведением СВО по демилитаризации и денацификации Украины и др.) оказывают влияние на дестабилизацию государственного строя
России. В этой связи огромный пласт ответственности возлагается на сотрудников органов внутренних дел, так как выполняемый спектр профессиональных задач различных подразделений вкупе своей обеспечивает национальную безопасность государства.
© Царьгородский С. В., Лебедев И. Б., Осипова А. Н., 2022
118 PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Эффективность выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками полиции напрямую зависит от уровня сформированности их профессионально-личностных качеств. Президент России Владимир Владимирович Путин в своем поздравлении сотрудников ОВД 10 ноября 2022 года подчеркнул: «...Люди видят и ставят свою оценку профессионализму, принципиальности, честности сотрудников, их умению при любых обстоятельствах проявлять уважение к достоинству человека. Именно такие качества и, конечно, конкретные достижения в работе каждого инспектора, оперативника, следователя, представителя других служб и подразделений МВД складываются в общий результат, имеющий принципиальное значение для граждан и всей нашей большой страны»1. Указанный тезис актуализирует поиск, разработку и апробацию средств психологического сопровождения профессионально-личностного развития сотрудников полиции в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.
Контент-анализ нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность сотрудников ОВД, а также научной литературы позволяет констатировать, что каждый специалист правоохранительных органов должен обладать набором качеств, знаний, умений и навыков, которые позволят, несмотря на внешние объективные условия прийти на помощь гражданам и обеспечить защиту их прав и свобод.
Проблема профессионально-личностных качеств рассматривалась сквозь призму различных направлений научного знания: философия (Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, Конфуций и др.); психология (А. Г. Асмолов, Э. Ф. Зеер, А. В. Карпов, А. К. Маркова, В. Ф. Петренко, В. Д. Шадриков и др.); педагогики (И. А. Зимняя, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской и др.); социология (А. Г. Пилиппонский, А. С. Скок и др.).
В рамках философии качество личности это неотъемлемое свойство, выраженное в мыслительном, поведенческом и чувственном проявлении [5].
В психологии личностные качества - это совокупность всех биосоциальных компонентов предопределяющие поведение человека в социально-природной среде [1].
Профессиональные качества, по мнению А. В. Карпова: «индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешную профессиональную деятельность и поведение» [3].
Проведенная аналитическая работа позволяет определить профессионально-личностные качества как интегративную характеристику интеллектуальной, эмоциональной, волевой, аксиологической, духовно-нравственной направленности личности, определяющие успешность в профессиональной деятельности.
Предметом нашего исследования являются профессионально-личностные качества руководителя территориального подразделения ГИБДД МВД России. Изучение профессионально-личностных особенностей
1 http://kremlin.ru/events/president/news/69814.
руководителей в различных сферах деятельности, является актуальным направлением в психологии труда.
Сфера управления является одной из важных областей общественной жизни, а в ее основе лежит процесс управления человеческими ресурсами. От личности руководителя, от его грамотного руководства зависит слаженность и согласованность в работе, деловой и конструктивный настрой субъектов труда.
Проблема эффективного управления актуальна для социальных систем и организаций в основе которых лежат принципы взаимодействия и сотрудничества, детерминированные иерархичностью и субординацией. Такой системой выступаем МВД России в целом, а территориальные подразделения ГИБДД в частном.
Территориальные подразделения ГИБДД МВД России включают в себя следующие отделы (на примере Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве): организационно-аналитический отдел; отдел кадровой и воспитательной работы, отдел Дорожно-Патрульной службы; отдел исполнения административного законодательства; отдел организации технического надзора и контроля за регистрационно-экзаменационной деятельностью; отдел пропаганды безопасности дорожного движения; отдел розыска транспортных средств; контрольно-профилактический отдел; оперативный отдел Центра специальных мероприятий ГИБДД.
Исходя из анализа структуры ГИБДД можно отметить широкий спектр решаемых сотрудниками оперативно-служебных задач, в т. ч. по предоставлению государственных услуг населению. Руководитель подразделения ГИБДД выступает основным организатором процесса деятельности подразделения, также он является публичным лицом представляя свое подразделение, анализ деятельности подразделения не только перед вышестоящим руководством, но и перед другими социальными институтами (администрация субъектов РФ, школы, общественные движения и пр.).
Полагаем, что для обеспечения системного взаимодействия с подчиненными, вышестоящим руководством, социальными институтами для эффективного решения оперативно-служебных задач, стоящих перед подразделениями ГИБДД руководитель должен обладать высокоразвитыми профессионально-личностными качествами: интеллектуальные качества (в т.ч. эрудированность); патриотизм; ответственность; организаторские способности; коммуникативная компетентность; мотивация; психоаналитические способности; конфликтологическая компетентность; критическое мышление; системно-прогностическое мышление; способность к принятию управленческих решений в нестандартных ситуациях; волевые качества; стрессо-устойчивость; рефлексивность.
В заключении представим группу факторов влияющих на развитие профессионально-личностных качеств и эффективность управленческой деятельности руководителя территориального подразделения ГИБДД МВД России (рис. 1).
Учитывая большой спектр вопросов и многоплановость изучаемой проблемы при ограниченных объемах
ЕСКИЕ НАУКИ 119
текста научной статьи, многие вопросы определены как перспективы дальнейшего исследования и включают в себя: систематизацию психодиагностического инструментария для изучения профессионально-личностных качеств; разработку и апробацию программы психологического сопровождения управленческой деятельности руководителей территориальных подразде-
лений ГИБДД МВД России; внедрение инновационных психологических средств развития профессионально-личностных качеств у руководителей территориальных подразделений ГИБДД МВД России; разработать структурный анализ профессионально-личностных качеств руководителей территориальных подразделений ГИБДД МВД России.
Рис. 1. Факторы влияющие на развитие профессионально-личностных качеств и эффективность управленческой деятельности
руководителя территориального подразделения ГИБДД МВД России
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Ас-молов. 3-е изд., испр. и доп. М. : Смысл; Академия, 2007. 528 с.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие для слуд. высш. учеб. Заведе-
ний / Э. Ф. Зеер. 3-е изд., стер. М. : Академия, 2009. 240 с.
3. Карпов, А. В. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для СПО / А. В. Карпов. М. : Юрайт, 2016. 570 с.
4. Маркелов, Н. Н. Формирование профессионально-личностных качеств у курсантов в условиях
120
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
учебно-воспитательного процесса образовательной организации МВД России / Н. Н. Маркелов, С. Н. Тихомиров, Ю. В. Чуманов // Совершенствование профессиональной подготовки психологов для подразделений органов внутренних дел: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. С. 327-332.
5. Фролова, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1986. 890 с.
Bibliographic list
1. Asmolov, A. G. Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development / A. G. Asmolov. 3rd ed., ispr. and add. M. : Sense; Academy, 2007. 528 p.
2. Zeer, E. F. Psychology of professional development : a textbook for students. higher. studies. Institutions / E. F. Zeer. 3rd ed., ster. M. : Academy, 2009. 240 p.
3. Karpov, A. V Ethics and psychology of professional activity : textbook for SPO / A. V Karpov. M. : Yurayt, 2016. 570 p.
4. Markelov, N. N. Formation of professional and personal qualities among cadets in the conditions of the educational process of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / N. N. Markelov, S. N. Tik-homirov, Yu. V. Chumanov // Improving the professional training of psychologists for divisions of internal affairs bodies: a collection of materials of the interdepartmental scientific and practical conference. Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2020. PP. 327-332.
5. Frolova, I. T. Philosophical Dictionary / I. T. Fro-lova. M. : Politizdat, 1986. 890 p.
Дополнительная информация об авторах
С. В. Царьгородский - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
И. Б. Лебедев - профессор кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор;
А. Н. Осипова - главный редактор редакции научных и периодических изданий управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Additional information about the authors
S. V. Tsargorodsky - Associate Professor of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
I. B. Lebedev - Professor of the Department of Psychology of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor;
A. N. Osipova - Editor-in-chief of the editorial Board of Scientific and periodicals of the Department of Organization of Scientific and Editorial publishing activities of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.11.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 22.11.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
121