Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-77-82 NIION: 2018-0077-4/22-224 MOSURED: 77/27-024-2022-04-423
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Особенности совладающего поведения и профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации с различным стажем службы
Мария Сергеевна Лаврова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Актуальность темы определяется повышенным интересом к вопросам, связанным с профессио-нальнымвыгораниемспециалистов «помогающих профессий», в т.ч. психологов органов внутренних дел Российской Федерации. Представлены результаты эмпирического исследования копинг-стратегий и проявлений профессионального выгорания психологов органов внутренних дел. Сделаны выводы о зависимости между стажем службы психологов органов внутренних дел, копинг-поведением и проявлениями у них профессионального выгорания. Актуализируется необходимость глубокого и всестороннего изучения профессионального выгорания у психологов органов внутренних дел Российской Федерации для последующей разработки программы профессионально-личностного развития этих специалистов.
Ключевые слова: психологи органов внутренних дел Российской Федерации, профессиональное выгорание, со-владающее поведение, копинг-стратегии, профессиональный стаж, стаж службы в органах внутренних дел
Для цитирования: Лаврова М. С. Особенности совладающего поведения и профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации с различным стажем службы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 77-82. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-77-82.
Original article
Features of coping behavior and professional burnout of psychologists of the internal affairs bodies of the Russian Federation with different
length of service
Maria S. Lavrova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after УТа. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The relevance of the topic is determined by the increased interest in issues related to the professional burnout of specialists in "helping professions", incl. psychologists of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The results of an empirical study of coping strategies and manifestations of professional burnout of psychologists of internal affairs bodies are presented. Conclusions are drawn about the relationship between the length of service of psychologists of the internal affairs bodies, coping behavior and manifestations of their professional burnout. The need for a deep and comprehensive study of professional burnout among psychologists of the internal affairs bodies of the Russian Federation is actualized for the subsequent development of a program for the professional and personal development of these specialists.
Keywords: psychologists of the internal affairs bodies of the Russian Federation, professional burnout, coping behavior, coping strategies, professional experience, length of service in the internal affairs bodies
For citation: Lavrova M. S. Features of coping behavior and professional burnout of psychologists of the internal affairs bodies of the Russian Federation with different length of service // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):77-82. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-77-82.
Актуальность темы исследования объясняется разнообразием выполняемых психологом органов внутренних дел задач, которые связаны с эмоциональными
и интенсивными контактами с кандидатами на службу, сотрудниками и членами их семей, транслирующими свои переживания и трудности, противодействием со
© Сальников Е. В., Леонова И. А., 2022
стороны лиц при проведении специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа. В соответствии с Приказом МВД России от 2 сентя-бря2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» и Приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» к основным направлениям деятельно-стипсихологов органов внутренних дел Российской Федерацииотносятся: профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел, формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата, обеспечение высокой психологической готовности сотрудников, осуществление профилактики нарушения служебной дисциплины и законности, конфликтных ситуаций и др. В настоящее время психологи, являясь сотрудниками органов внутренних дел, привлекаются к несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период проведения массовых и зрелищных мероприятий.
Выполнение комплекса психологических мероприятий по сохранению и поддержанию психического здоровья обращающихся за помощью лиц может выступать стресс-фактором и, как следствие, возникать утомляемость, тревожность, эмоциональное истощение. Накопление этих состояний у психологов органов внутренних дел Российской Федерации оказывает негативное влияние не только на эффективностьпсихологической работы, но и на поведение и личность, способствуя появлению признаковпрофессионального выгорания [11, с. 69-73]. Влияние указанных факторов в настоящее время усиливается воздействием угрозы заболевания новой коронавирусной инфекцией COVШ-19 и самого заболевания, поскольку стрессы и негативные психоэмоциональные состояния граждан переносятся на сотрудников и психологов органов внутренних дел. В этой связи в научной литературе появился новый термин «корона-психоз». По мнению Е. В. Никульченковой, это новое заболевание, приводящеек «... недопониманию и вспышкам агрессии.» [15, с. 59-61]. В исследовании отмечается, что это заболевание связано с многомерностью «.психических и стрессовых воздействий.», которое оказывает влияние на психическое здоровье населения. По мнению С. А. Тепанян, «корона-психоз» способствует развитию у людей посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), «.количество людей, страдающих ПТСР, тревожными и депрессивными расстройствами, неизбежно растет» [18, с. 63-70].
В научных исследованиях имеются работы, посвященные исследованию стресспреодолевающего поведения [13; 9; 7], профессионального выгорания специалиста, зависимости выгорания от стажа работы. В научной статье С. В. Шематоновой отмечается, что неконструктивный копингсотрудников органов внутренних дел является фактором развития профессионального выгорания [20, с. 39-41.]. В исследованиях
подчеркивается наличие связей между профессиональным выгоранием и стажем деятельности специалиста [5]. Так, в исследовании А. В. Горбушиной и Д. А. Фе-досимовой сделаны выводы: «.с увеличением стажа работы педагога увеличивается степень сформирован-ности и проявления профессионального выгорания» [4, с. 116-125.]. Это согласуется с данными Т. В. Мальцевой и Ю. Б. Макаренко, в соответствии с которыми, сформированный синдром профессионального выгорания чаще выявляется у сотрудников органов внутренних дел со стажем службы - 15 лет, а отсутствие проявлений профессионального выгорания характерно для молодых специалистов [14, с. 195-203.]. Подобные результат получены в исследовании А. А. Киселевой, В. В. Козлова, М. Ю. Кузьмина [6, с. 45-57.]. Противоположные данные получены в результате исследований профессионального выгорания врачей. Так, И. В. Васильева и П. Е. Григорьев, указывают, что «параметры эмоционального истощения в целом и деперсонализации в частности обостренно выражены у начинающих свой профессиональный путь.» [2, с. 24.]. Несмотря на сходство профессий педагога и врача, полагаем, что неоднозначность связи между профессиональным выгоранием и стажем работыобусловлена специфическими особенностями их профессиональной деятельности.
Учитывая ранее полученные результаты научных исследований профессионального выгорания представителей «помогающих профессий» мы обратились к этапам профессионального развития. В отечественной психологии эти этапы применительно к сотрудникам органов внутренних дел выглядят таким образом: 1) подготовка в образовательном учреждении, 2) приобретение профессионального опыта (1-2 года службы), 3) реальное приближение к уровню профессионального мастерства (5-6 лет службы), 4) профессиональное мастерство (8-9 лет службы) [17, с. 12-18]. В зарубежной литературе отмечается, что специалист становится мастером своего дела по истечении 10 лет практики («10 Years of Silence» - «правило 10 лет») (Hayes, Mellon, 1989) [16, с. 82]. Эти данные легли в основу разделения выборки психологов органов внутренних дел.
Эмпирическое исследование проводилось в подразделениях по работе с личным составом территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в 13 регионах Российской Федерации (г. Москва, Краснодарский край, Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская и др. областях). В нем приняли участие 162 аттестованных психолога (40 мужчин и 1 22 женщины) со стажем службы от 1 года до 1 9 лет, имеющих психологическое, медицинское, педагогическое образование. Такое разнообразие респондентов обусловлено исключением влияния региональных, национальных, возрастных, гендерных, образовательных факторов и выделения унифицированных особенностей проявления профессионального выгорания и ко-пинг-стратегий психологов органов внутренних дел. Выборка была разделена на две группы: 1) психологи со стажем службы в должности психолога, не превы-
шающим 10 лет, которые приобретают профессиональный опыт, в т. ч. стресспреодолевающего поведения; 2) психологи со стажем службы в должности психолога свыше 1 0 лет, которые отличаются профессиональным мастерством и опытом преодоления стрессов. Количество респондентов в группах оказалось равным.
В рамках проводимого исследования была выдвинута гипотеза о возможном наличии связей между стратегиями совладающего поведения и проявлениями профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации с различным стажем службы. Для исследования стратегий совла-дающего поведения была использована методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (в адаптации Т. Л. Крюковой) [10], а для определения уровня профессионального выгорания - опросник «Диагностика профессионального выгорания» (в
адаптации Н. Е. Водопьяновой) [3]. Статистическая обработка, корреляционныйи сравнительный анализы осуществлялись с помощью пакета StatSoftStatistica 8 MR-3.
Результаты проверки данных на нормальность распределения показали, что они существенно отличаются от нормального, поэтому для проведения сравнительного анализа мы использовали непараметрический метод £/-критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Были выдвинуты гипотезы исследования: Н0: значения признаков в обеих группах не различаются; Н1: значения признаков в обеих группах статистически значимо различаются.
В таблице 1 в обобщенном виде представлены результаты исследования копинг-поведения и профессионального выгорания респондентов, а также сравнительного анализа данных (в зависимости от стажа).
Таблица 1
Эмпирические данные исследования психологов ОВД и результаты сравнительного анализа при помощи {/-критерия Манна-Уитни, значимость различий между показателями
Методика Шкала Средние значения U-критерий Манна-Уитни
Психологи со стажем до 10 лет Психологи со стажем свыше 10 лет
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» Проблемно-ориентированный копинг 54,00 56,25 2667,5*
Эмоционально-ориентированный копинг 39,05 33,60 2465,0**
Копинг, ориентированный на избегание 42,61 40,52 2997,5
Методика «Диагностика профессионального выгорания» Редукция профессиональных достижений 29,58 31,20 2823.5
Эмоциональное истощение 26,01 30,58 2312,5**
Деперсонализация 13,13 17,14 1941 5***
Примечания: звездочками указаны значимые различия: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001 (для U-критерия Манна-Уитни)
Обработка эмпирических результатов показала, что имеются сходства и различия. В качестве сходства, т.е. независимо от стажа: 1) психологи органов внутренних дел отличаются ведущей проблемно-ориентированной стратегией, предполагающей анализ стрессовых ситуаций и целенаправленное планирование возможных вариантов решения с учетом имеющихся условий, опыта и ресурсов. Полученные данные согласуются с исследованиямикопинг-поведения сотрудников органов внутренних дел, проведенным А. В. Лавренко, согласно которому сотрудники отличаются ведущей стратегией, связанной с планированием решения проблем [10, с. 339-342.]; 2) респонденты демонстрируют средний и высокий уровни профессионального выгорания, что проявляется в повышенной психической истощаемости, утрате интереса к профессиональной деятельности, негативной оценке собственной компетентности, отстраненности от коллег и циничном отношении к окружающим. Это согласуется с данными, ранее полученными в исследованиях педагогов и врачей, а также в ходе анкетирования, проведенного автором статьи. Так, 39 % психологов, принимавших участие в исследовании, фиксируют у себя признаки профессионального выгорания, 79 % отмечают их наличие у своих коллег, а 10 % психологов постоянно находятся в состоянии профессионального выгорания. Также установлены различия (в зависимо-
сти от стажа): 1) психологи органов внутренних дел Российской Федерации со стажем службы до 1 0 лет значимо отличаются следующими характеристиками: менее выраженным показателем копинга, ориентированного на решение задач, и более высоким показателем копинга, ориентированного на эмоции, что может сказываться на успешности преодоления стрессовых ситуаций; меньшей выраженностью эмоционального истощения и деперсонализации; 2) психологи органов внутренних дел Российской Федерации со стажем свыше 10 лет значимо отличаются следующими характеристиками: более высоким показателем копинга, ориентированного на решение задач, и менее высоким показателем копинга, ориентированного на эмоции; высокими показателями эмоционального истощения и деперсонализации.
Полученные результаты, характеризующие особенности совладающего поведения психологов органов внутренних дел Российской Федерации с различным стажем службы, в целом согласуются с данными других исследователей. В работе А. О. Бурцева, С. И. Кудинова, Н. Н. Тавтиловой отмечено, что у сотрудников органов внутренних дел с большим стажем службы в стрессовых ситуациях сформирована устойчивая направленность и способность решать проблемы в отличие от молодых сотрудников [1, с. 105-112].
С помощью коэффициента корреляции Спирме- выгорания у психологов органов внутренних дел Рос-набыла проанализирована взаимосвязь стратегий со- сийской Федерации (табл. 2). владающего поведения и уровня профессионального
Таблица 2
Связь стратегий копинг-поведения и профессионального выгоранияу психологов ОВД
Шкала Психологи со стажем до 10 лет Психологи со стажем свыше 10 лет
Ред-я проф. дост-й Эмоц. ист-е Деперс-я Ред-я проф. дост-й Эмоц. ист-е Деперс-я
Проблемно- ориентированный копинг 0,50*** -0 57*** -0 59*** 0,37** -0,38*** -0,29**
Эмоционально-ориентированный копинг -0 72*** 0,58*** 0,35*** -0,37** 1,62 0,15
Копинг, ориентированный на избегание 0,06 -0,02 -0,08 0,01 -0,67 -0,10
Примечания:** - значимость на уровне р<0,01; *** - значимость на уровне р<0,001.
Исходя из данных, представленных в таблице, между уровнем профессионального выгорания и стратегиями совладающего поведения установлены следующие статистически значимые корреляционные связи у психологов двух групп:
- прямаясвязь между шкалой «Проблемно-ориентированный копинг», и шкалой «Редукция профессиональных достижений» (р < 0,001) и обратные связи со шкалами «Эмоциональное истощение»(р < 0,001) и «Деперсонализация» (р < 0,001);
- обратная связь между шкалой«Эмоционально-ориентированный копинг» и шкалой «Редукция профессиональных достижений»(р < 0,01; р < 0,001)и прямые связи со шкалами «Эмоциональное истощение»(р < 0,001) и «Деперсонализация» (р < 0,001).
Выявленные взаимосвязи могут свидетельствовать о том, что можно говорить о двух типах психологов. Психологи первого типа в стрессовых ситуацияхи-спользуют проблемно-ориентированный копинг, целенаправленно решают возникающие проблемы. В случае успеха или выявленных ими положительных аспектов в возникшей ситуации они получают удовлетворени-еот профессиональных действий. Психологи второго типа используют эмоционально-ориентированный ко-пинг, поддаются влиянию стрессовой ситуации, тем самым быстрее утомляются, чувствуют эмоциональное опустошение, могут демонстрировать формальное отношение к окружающим и испытывать ощущение несправедливости по отношению к ним как к личности и профессионалу (в частности, от своих коллег и сотрудников).
Таким образом, анализ данных выявил высокое влияние переменных друг на друга, что подтверждает нашу гипотезу о связи совладающего поведения и профессионального выгорания у психологов органов внутренних дел. Однако независимо от используемых способов совладающего поведения для психологов органов внутренних дел характерны симптомы профессионального выгорания,что может быть обусловлено специфическими особенностями их профессиональной деятельности. Результаты полученного исследования актуализируют необходимость более глубокого и комплексного исследования профессионального выгорания
у психологов органов внутренних дел, а также разработку научно-обоснованной программы их профессионально-личностного развития, включающей задания на «... анализ и оценку профессиональной деятельности и профессионально важных качеств личности» [9, с. 37], используемых копинг-стратегий, что станет следующим этапом нашей работы.
Библиографический список
1. Бурцев, А. О. Копинг-поведение сотрудников органов внутренних дел (на примере руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации) / А. О. Бурцев, С. И. Кудинов, Н. Н. Тавтилова // Прикладная юридическая психология. 2022. № 1 (58). С. 105-112.
2. Васильева, И. В. Особенности эмоционального выгорания врачей в зависимости от стажа работы / И. В. Васильева, П. Е. Григорьев // Таврический журнал психиатрии. 2017. № 1 (78). С. 24.
3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. СПб. : Питер, 2009. 336 с.
4. Горбушина, А. В. Особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности / А. В. Горбушина, Д. А. Федо-симова // Мир педагогики и психологии. 2017. № 8 (13). С. 116-125.
5. Камнева, Е. В. Копинг-поведение и профессиональное выгорание сотрудников органов внутренних дел / Е. В. Камнева // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8.
6. Киселева, А. А. Особенности связи копинг-стратегий и профессионального выгорания у педагогов с разным стажем / А. А. Киселева, В. В. Козлов, М. Ю. Кузьмин // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 45-57.
7. Кобозев, И. Ю. Влияние стажа службы на стрес-соустойчивость, копинг-стратегии и волевые качества сотрудников органов внутренних дел / И. Ю. Кобозев, В. А. Золотенко // Вестник психотерапии. 2021. № 79 (84). С. 93-104.
8. Костина, Л. Н. Психология личности : курс лекций / Л. Н. Костина. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 198 с.
9. Костина, Л. Н. Профессионально важные качества психологов органов внутренних дел и проблемы их развития / Л. Н. Костина // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 1. С. 34-37.
10. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения : монография / Т. Л. Крюкова. Кострома : Авантитул, 2004.
11. Лавренко, А. В. Проблема копинг-поведения сотрудников полиции при несении службы в условиях профессионального стресса / А. В. Лавренко // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 4 (33). С. 339-342.
12. Лаврова, М. С. О некоторых проявлениях профессионального выгорания психологов органов внутренних дел / М. С. Лаврова // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 69-73.
13. Лебедев, И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля: На примере сотрудников МВД России : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Лебедев Игорь Борисович. М., 2002. 432 с.
14. Мальцева, Т. В. Исследование особенностей профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Т. В. Мальцева, Ю. Б. Макаренко // Международный студенческий научный вестник: электрон. науч. журн. 2018. № 6. С. 195-203.
15. Никульченкова, Е. В. Негативное влияние на психологическое состояние человека информационного воздействия в условиях пандемии СОУ[Э-19 / Е. В. Никульченкова, В. А. Черник, В. Г. Вольвач // Инновационное образование и экономика. 2020. № 24 (24). С. 59-61.
16. Павлова, Е. М. Имплицитные теории и самооценка креативности в структуре самосознания личности / Е. М. Павлова // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. № 4. С. 82.
17. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / под ред. А. Ф. Дунаева. М., 1992. Ч. 1. С. 12-18.
18. Тепанян, С. А. Влияние пандемии СОУТО-19 на психологическое состояние населения / С. А. Те-панян // Научно-практические исследования. 2020. № 12-2 (35). С. 63-70.
19. Цуприкова, Д. С. Особенности психологической защиты и копинг-поведения сотрудников органов внутренних дел / Д. С. Цуприкова, Л. Н. Костина // Актуальные проблемы психологической работы и профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел и силовых структур : Сборник научных трудов Межведомственной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2020 года. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021. С. 474-478.
20. Шематонова, С. В. Копинг-поведение как фактор эмоционального выгорания сотрудников органов внутренних дел / С. В. Шематонова, Ю. А. Гулидова // Вестник образовательного консорциума Среднерус-
ский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 17. С. 39-41.
Bibliographic list
1. Burtsev, A. O. Coping-behavior of employees of internal affairs bodies (on the example of heads of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation) / A. O. Burtsev, S. I. Kudinov, N. N. Tavtilova // Applied legal psychology. 2022. No. 1 (58). PP. 105-112.
2. Vasilyeva, I. V Features of emotional burnout of doctors depending on work experience / I. V. Vasilyeva, P. E. Grigoriev // Tauride Journal of Psychiatry. 2017. No. 1 (78). P. 24.
3. Vodopyanova, N. E. Psychodiagnostics of stress / N. E. Vodopyanova. St. Petersburg : St. Petersburg, 2009. 336 p.
4. Gorbushina, A. V. Features of emotional burnout among teachers with different professional experience / A. V. Gorbushina, D. A. Fedosimova // The world of pedagogy and psychology. 2017. No. 8 (13). PP. 116-125.
5. Kamneva, E. V. Coping-behavior and professional burnout of employees of internal affairs bodies / E. V. Kamneva // Modern scientific research and innovation. 2016. № 8.
6. Kiseleva, A. A. Features of the connection between coping strategies and professional burnout among teachers with different experience / A. A. Kiseleva, V. V Kozlov, M. Yu. Kuzmin // Izvestiya Irkutsk State University. Psychology series. 2019. Vol. 27. PP. 45-57.
7. Kobozev, I. Yu. The influence of service experience on stress resistance, coping strategies and strong-willed qualities of employees of internal affairs bodies / I. Yu. Kobozev, V A. Zolotenko // Bulletin of Psychotherapy. 2021. No. 79 (84). PP. 93-104.
8. Kostina, L. N. Psychology of personality: a course of lectures / L. N. Kostina. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', 2019. 198 p.
9. Kostina, L. N. Professionally important qualities of psychologists of internal affairs bodies and problems of their development / L. N. Kostina // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2019. No. 1. PP. 34-37.
10. Kryukova, T. L. Psychology of coping behavior : monograph / T. L. Kryukova. Kostroma : Avantitul, 2004.
11. Lavrenko, A. V. The problem of coping behavior of police officers on duty under conditions of professional stress / A. V. Lavrenko // ANI: pedagogy and psychology. 2020. No. 4 (33). PP. 339-342.
12. Lavrova, M. S. On some manifestations of professional burnout of psychologists of internal affairs bodies / M. S. Lavrova // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 4. PP. 69-73.
13. Lebedev, I. B. Psychological mechanisms, strategies and resources of stress-overcoming behavior (coping behavior) of extreme specialists: By the example of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. ... Doctor of Psychological Sciences : 19.00.03 / Lebedev Igor Borisovich. M., 2002. 432 p.
14. Maltseva, T. V Investigation of the features of professional deformation of the personality of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation / T. V. Maltseva, Yu. B. Makarenko // International Student Scientific Bulletin: electron. scientific journal. 2018. No. 6. PP. 195-203.
15. Nikulchenkova, E. V. Negative impact on the psychological state of a person of information impact in the conditions of the COVID-19 pandemic / E. V. Nikulchenkova, V. A. Chernik, V. G. Volvach // Innovative education and economics. 2020. No. 24 (24). PP. 59-61.
16. Pavlova, E. M. Implicit theories and self-assessment of creativity in the structure of self-consciousness of the individual / E. M. Pavlova // Psychology. HSE Journal. 2014. No. 4. P. 82.
17. Psychology and pedagogy in the professional training of employees of internal affairs bodies / edited by A. F. Dunaev. M., 1992. Part 1. PP. 12-18.
18. Tepanyan, S. A. The impact of the COVID-19 pandemic on the psychological state of the population / S. A. Tepanyan // Scientific and practical research. 2020. No. 12-2 (35). PP. 63-70.
19. Tsuprikova, D. S. Features of psychological protection and coping behavior of employees of internal affairs bodies / D. S. Tsuprikova, L. N. Kostina // Actual problems of psychological work and professional training of employees of internal affairs bodies and law enforcement agencies : Collection of scientific papers of the Interdepartmental scientific and practical conference, Moscow, November 30, 2020. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', 2021. PP. 474-478.
20. Shematonova, S. V. Coping behavior as a factor of emotional burnout of employees of internal affairs bodies / S. V. Shematonova, Yu. A. Gulidova // Bulletin of the Central Russian University Educational Consortium. Series: Humanities. 2021. No. 17. PP. 39-41.
Дополнительная информация об авторе М.С. Лаврова - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров по кафедре психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Additional information about the author M.S. Lavrova - adjunctoftheFacultyofTrainingScientific, PedagogicalandScientificPersonnel at the Department of Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after У^а. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 28.09.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 28.09.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.
Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / [О. В. Зиборов и др.] ; под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 223 с.
ISBN 978-5-238-03589-5
Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.
Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».