Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность сотрудников полиции как фактор их успешности в профессиональной деятельности'

Коммуникативная компетентность сотрудников полиции как фактор их успешности в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / коммуникативные знания / умения / навыки / профессиональная деятельность / профессиональная успешность / критерии / сотрудник полиции / communicative competence / communicative knowledge / abilities / skills / professional activity / professional success / criteria / police officer

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кристина Дмитриевна Пашенцева, Дарья Александровна Ануфриева

Поднимается проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности сотрудника полиции. Приводятся результаты теоретико-методологического анализа и эмпирического изучения проблемы взаимосвязи коммуникативной компетентности специалистов с уровнем их профессиональной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кристина Дмитриевна Пашенцева, Дарья Александровна Ануфриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of police officers as a factor of their success in professional activity

The article revolves around the problem of communicative competence in the professional activity of police officer. The results of theoretical and methodological analysis and empirical study of the problem of the relationship of communicative competence of specialists with the level of their professional success are presented.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность сотрудников полиции как фактор их успешности в профессиональной деятельности»

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-259-262 NIION: 2018-0077-4/22-264 MOSURED: 77/27-024-2022-04-463

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Коммуникативная компетентность сотрудников полиции как фактор их успешности в профессиональной деятельности

Кристина Дмитриевна Пашенцева1, Дарья Александровна Ануфриева2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 kristina-suprun@mail.ru

2 danja1993@inbox.ru

Аннотация. Поднимается проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности сотрудника полиции. Приводятся результаты теоретико-методологического анализа и эмпирического изучения проблемы взаимосвязи коммуникативной компетентности специалистов с уровнем их профессиональной успешности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; коммуникативные знания, умения, навыки; профессиональная деятельность; профессиональная успешность; критерии; сотрудник полиции

Для цитирования: Пашенцева К. Д., Ануфриева Д. А. Коммуникативная компетентность сотрудников полиции как фактор их успешности в профессиональной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 259-262. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-259-262.

Original article

Communicative competence of police officers as a factor of their success

in professional activity

Kristina D. Pashentseva1, Darya A. Anufrieva2

1 2 Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 kristina-suprun@mail.ru

2 danja1993@inbox.ru

Abstract. The article revolves around the problem of communicative competence in the professional activity of police officer. The results of theoretical and methodological analysis and empirical study of the problem of the relationship of communicative competence of specialists with the level of their professional success are presented.

Keywords: communicative competence; communicative knowledge, abilities, skills; professional activity; professional success; criteria; police officer

For citation: Pashentseva K. D., Anufrieva D. A. Communicative competence of police officers as a factor of their success in professional activity // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):259-262. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-4-259-262.

Сотрудники полиции ежедневно в своей профессиональной деятельности взаимодействуют с различными категориями граждан, в том числе с криминальным контингентом, для которого характерно оказание противоборства, агрессивности, проявление недоброжелательного отношения к сотрудникам и их профессиональным действиям. Выполняя повседневные задачи деятельности, специалистам необходимо также выстраивать профессиональное взаимодействие с коллегами, сослуживцами, руководящим составом различного ранга и сотрудниками других государ-

ственных органов. От уровня владения сотрудниками полиции совокупностью коммуникативных знаний, умений и навыков, уровня сформированности способностей к реализации целей и задач общения с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания зависит не только их результативность, но и успешность в профессиональной деятельности [2, 3, 4].

В настоящее время к сотрудникам полиции предъявляются повышенные требования, и успешным оказывается тот специалист, который способен

© Пашенцева К. Д., Ануфриева Д. А., 2022

Проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел 259

к самосовершенствованию в профессиональном плане, адекватно реагирует на изменение профессионального пространства, обладает необходимыми теоретическими знаниями, владеет практическими умениями и навыками, обеспечивающими ориентированность в различных ситуациях общения и эффективное протекание коммуникативного процесса с различными категориями граждан, коллегами, сослуживцами, руководителями.

С целью повышения профессиональной успешности сотрудников полиции в подразделениях проводится работа по следующим основным направлениям: 1) воспитательная работа, которая включает в себя патриотическое, профессиональное, правовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание [1, с. 19.]; 2)

психологическая работа, которая включает в себя профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел; психологическую помощь сотрудникам и членам их семей; психологическое сопровождение выполнения оперативно-служебных задач, в том числе в особых условиях [1, с. 83.]; 3) социальная работа [1, с. 90].

Для эффективной реализации мероприятий по данным направлениям работы необходимо четкое выявление и понимание критериев профессиональной успешности сотрудников полиции. В соответствии с данной целью был осуществлен теоретико-методологический анализ, который позволил определить, а впоследствии экспериментально подтвердить критерии профессиональной успешности (рис.1).

Рис. 1. Критерии оценки профессиональной успешности сотрудников полиции

К основным внешним критериям профессиональной успешности относятся:

- результативность (количественный и качественный результат профессиональных действий);

- скорость выполнения задач профессиональной деятельности (быстрота, четкость и организованность профессиональных действий);

- устойчивость выполнения задач профессиональной деятельности на заданном уровне;

- темп деятельности (объем реализованных профессиональных действий сотрудников полиции в соотношении с определенным периодом времени);

- эффективность взаимодействия с людьми (взаимодействие с вышестоящим руководством, сослуживцами, коллегами и гражданами различных категорий);

- поощрения за достигнутые успехи и показатели в службе;

- наличие взысканий за совершение дисциплинарных проступков и иных нарушений и др.

К основным внутренним критериям профессиональной успешности относятся:

- заинтересованность сотрудника в профессиональной деятельности;

- степень напряженности психических явлении, обеспечивающих получение нужного результата профессиональной деятельности;

- оптимальное психическое состояние, способствующее выполнению задач профессиональной деятельности на заданном уровне в течение длительного времени, не изнашивая ресурсы сотрудника;

- уровень развития коммуникативных знаний, умений, навыков;

- удовлетворенность результатами профессиональной деятельности;

- удовлетворенность процессом осуществления задач профессиональной деятельности и др.

По результатам теоретико-методологического анализа отечественных и зарубежных научных источников, а также результатов исследования, в которое были включены 56 руководителей подразделений органов внутренних дел, уровень успешности сотрудника полиции в профессиональной деятельности напрямую взаимосвязан с уровнем их коммуникативной компетентности и является одним из важнейших показателей их профессионального статуса.

От умения грамотно вступать в коммуникативные связи зависит их успешность в профессиональной деятельности, высокие показатели на службе, авторитет в глазах граждан [5, с. 212-216].

Так, по результатам исследования основными критериями сформированности коммуникативной компетентности выступают:

1) наличие развитой речи (владение терминологией; использование различных стилей профессиональной речи в процессе профессионального общения; ясное изложение; умение правильно и грамотно составлять служебную документацию и др.);

2) умение делать корректные обобщения и выводы;

3 ) умение ставить профессиональные задачи общения с учетом ориентации на внешние условия профессионального пространства (грамотная оценка места, времени, количества собеседников, взаимоотношения с ними, оценка их психического состояния, психотипа и уровня интеллектуального развития и т. д.);

4) знание и использование в своей деятельности речевого этикета;

5) умение грамотно аргументировать свою позицию;

6) владение навыками психологического воздействия на участников коммуникативного взаимодействия;

7) умение оптимизировать свое психическое состояние;

8) способность вести и направлять диалог в соответствии с задачами и потребностями профессиональной деятельности;

9) умение устанавливать психологический контакт и поддерживать его в процессе взаимодействия и др.

По результатам экспертной оценки, 76 % опрошенных руководителей подчеркивают важность сфор-мированности у сотрудников полиции способности осуществлять успешное взаимодействие с гражданами в ситуациях конфликта и экстремальных ситуациях.

Так как требования к профессиональной деятельности сотрудников полиции постоянно возрастают, а уровень их коммуникативной компетентности является одним из важнейших показателей профессионального мастерства, в рамках данной статьи нами были исследованы две группы сотрудников (наиболее и наименее успешные в своей профессиональной деятельности) (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования сформированности коммуникативной компетентности сотрудников полиции

№ п/п Критерии и показатели сформированности коммуникативной компетентности 1 группа сотрудников (наиболее успешные) 2 группа сотрудников (наименее успешные)

1 Уровень владения коммуникативными знаниями 9,07±0,38 5,07±0,31

2 Умение оказывать психологическое воздействие на граждан 8,13±0,21 4,12±0,18

3 Умение ставить профессиональные задачи общения 7,99±0,22 5,66±0,61

4 Умение устанавливать психологический контакт и поддерживать его в процессе взаимодействия 9,31±0,31 5,37±0,37

5 Конформность 3,07±0,34 9,05±0,44

6 Стремление к статусному росту 8,17±0,43 3,07±0,71

7 Ориентация на качество выполнения профессиональных задач 9,78±0,11 5,18±0,18

8 Ориентация на командную работу 6,22±0,12 7,07±0,19

В первую группу вошли сотрудники полиции (п = 48), которые по результатам экспертной оценки руководителей (п = 56) и анализа их результативности являются наиболее успешными в профессиональной деятельности; во вторую группу вошли сотрудники (п = 54), которые по результатам экспертной оценки руководителей (п = 56) и анализа их результативности являются наименее успешными в профессиональной деятельности

Исходя из результатов табл. 1, очевидна взаимосвязь уровня профессиональной успешности сотрудников полиции и их коммуникативной компетентности.

Так, группа сотрудников, которая в своей деятельности демонстрирует наиболее высокие показатели в службе, уровень сформированности показателей коммуникативной компетентности статистически значимо отличается от второй группы сотрудников, которая в своей деятельности реализует себя наименее успешным образом.

Таким образом, коммуникативная компетентность сотрудников полиции является одним из важнейших элементов профессиональной успешности специалиста.

^исок источников

1. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

2. Богомолова, И. В. Психолого-акмеологические особенности преодоления сотрудниками полиции затруднений в коммуникативной деятельности : дис. ... канд. психол. наук / И. В. Богомолова. М., 2003.

3. Лебедев, И. Б. Юридическая психология: учебник / И. Б. Лебедев, В. Ф. Родин, В. Л. Цветков ; под ред. В. Я. Кикотя. 2-е изд., доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 250 с.

4. Соколова, А. С. Критерии профессиональной успешности специалистов службы технической поддержки / А. С. Соколова // Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2012. С. 64-65.

5. Хабарин, М. О. Профессиональная речевая культура сотрудника ОВД / М. О. Хабарин // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 212-216.

Проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел

261

List of sources

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 900 dated December 25, 2020 «Issues of the organization of moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation».

2. Bogomolova, I. V. Psychological and acmeologi-cal features of overcoming difficulties by police officers in communicative activity : diss. ... cand. psychological sciences / I. V Bogomolova. M., 2003.

3. Lebedev, I. B. Legal psychology: textbook / I. B. Leb-edev, V. F. Rodin, V. L. Tsvetkov ; edited by V. Ya. Kikotya. 2nd ed., additional M. : UNITY-DANA, 2010. 250 p.

4. Sokolova, A. S. Criteria of professional success of technical support service specialists / A. S. Sokolova // Modern Psychology: Materials of the I International Scientific Conference. Perm : Mercury, 2012. PP. 64-65.

5. Khabarin, M. O. Professional speech culture of an employee of the Department of Internal Affairs / M. O. Khabarin // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 3. PP. 212-216.

Библиографический список

1. Дикая, Л. Г. Типы психической саморегуляции и успешность деятельности в экстремальных условиях / Л. Г. Дикая, В. В. Семикин // XVI Научные Гагарин-ские чтения по космонавтике и авиации. М. : ИМБП МЗ СССР; ИП АН СССР, 1989. С. 22-3.

2. Запорожец, А. В. Психология действия : избранные психологические труды / А. В. Запорожец. М. : МО-ДЭК; МПСИ, 2000. 736 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионала : мзбр.

психологич. тр. / Е. А. Климов. М. ; Воронеж : Ин-т практич. Психологии ; МОДЭК, 1996. 400 с.

4. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. М. : Наука, 1980. 256 с.

5. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие / Л. В. Куликов. СПб. : Питер, 2004. 464 с.

6. Орлов, О. М. Профессиональная коммуникативная компетентность будущего специалиста / О. М. Орлов // Вестник ОГУ 2002. № 1. С. 128-132.

Bibliographic list

1. Dikaya, L. G. Types of mental self-regulation and the success of activity in extreme conditions / L. G. Dikaya, V V Semikin // XVI Scientific Gagarin readings on cosmonautics and Aviation. Moscow : IMBP of the Ministry of Health of the USSR; IP of the USSR Academy of Sciences, 1989. PP. 22-3.

2. Zaporozhets, A. V. Psychology of action : selected psychological proceedings / A. V. Zaporozhets. M. : MODEK; MPSI, 2000. 736 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Klimov, E. A. Psychology of a professional : ibr. psychological tr. / E. A. Klimov. M. ; Voronezh : In-t practical. Psychology ; MODEK, 1996. 400 p.

4. Konopkin, O. A. Psychological mechanisms of regulation of activity / O. A. Konopkin. M. : Nauka, 1980. 256 p.

5. Kulikov, L. V. Psychohygen personality. Questions of psychological stability and psychoprophylaxis : textbook / L. V Kulikov. St. Petersburg: Peter, 2004. 464 p.

6. Orlov, O. M. Professional communicative competence of a future specialist / O. M. Orlov // Bulletin of OSU. 2002. No. 1. PP. 128-132.

Информация об авторах

К. Д. Пашенцева - преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических

Д. А. Ануфриева - преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.

Information about the authors

K. D. Pashentseva - lecturer of the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

D. A. Anufrieva - lecturer of the Department of Legal Psychology of the educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Psychological Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.10.2022; одобрена после рецензирования 02.11.2022; принята к публикации 20.11.2022.

The article was submitted 20.10.2022; approved after reviewing 02.11.2022; accepted for publication 20.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.