Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей профессиональной идентичности курсантов-психологов'

Исследование психологических особенностей профессиональной идентичности курсантов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / курсанты‒психологи МВД России / карьерные ориентации / профессиональная мотивация / психология служебной деятельности / professional identity / psychology cadets of the Ministry Internal Affairs of Russia / career orientations / professional motivation / psychology of professional activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Викторовна Усачева, Игорь Александрович Паршутин

Представлена динамика профессиональной идентичность курсантов-психологов. Определена психологическая готовность к прохождению службы в правоохранительных органах по профилю профессиональной подготовки. Выявлены закономерности развития профессиональной идентичности курсантов, позволяющие скорректировать процесс овладения профессией и минимизировать риски увольнения из правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина Викторовна Усачева, Игорь Александрович Паршутин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research psychological features of professional identity for cadets-psychologists

The dynamics of professional identity for psychology cadets is presented. Psychological readiness to serve in law enforcement agencies according to the profile of professional training is determined. The regularities of the development of the professional identity for cadets have been revealed, allowing to adjust the process of mastering the profession and minimize the risks of dismissal from law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей профессиональной идентичности курсантов-психологов»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-71-75 EDN: https://elibrary.ru/GYDPES NIION: 2018-0077-3/23-350 MOSURED: 77/27-024-2023-03-549

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Исследование психологических особенностей профессиональной идентичности курсантов-психологов

Ирина Викторовна Усачева1, Игорь Александрович Паршутин2

1 Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, Россия, irina-u@yandex.ru

2 Научно-исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия, pari.76@mail.ru

Аннотация. Представлена динамика профессиональной идентичность курсантов-психологов. Определена психологическая готовность к прохождению службы в правоохранительных органах по профилю профессиональной подготовки. Выявлены закономерности развития профессиональной идентичности курсантов, позволяющие скорректировать процесс овладения профессией и минимизировать риски увольнения из правоохранительных органов.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, курсанты-психологи МВД России, карьерные ориентации, профессиональная мотивация, психология служебной деятельности

Для цитирования: Усачева И. В., Паршутин И. А. Исследование психологических особенностей профессиональной идентичности курсантов-психологов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 71-75. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-71-75. EDN: GYDPES.

Original article

Research psychological features of professional identity for cadets-psychologists

Irina V. Usacheva1, Igor A. Parshutin2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

irina-u@yandex.ru

2 MEPhI Nuclear Research University, Moscow, Russia, pari.76@mail.ru

Abstract. The dynamics of professional identity for psychology cadets is presented. Psychological readiness to serve in law enforcement agencies according to the profile of professional training is determined. The regularities of the development of the professional identity for cadets have been revealed, allowing to adjust the process of mastering the profession and minimize the risks of dismissal from law enforcement agencies.

Keywords: professional identity, psychology cadets of the Ministry Internal Affairs of Russia, career orientations, professional motivation, psychology of professional activity

For citation: Usacheva I. V., Parshutin I. A. Research psychological features of professional identity for cadets-psychologists // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):71-75. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-71-75. EDN: GYDPES.

Современная обстановка в стране и мире требует от выпускников ведомственных вузов МВД России, молодых специалистов, профессиональной компетентности, способности к быстрой переключаемости в условия многозадачности служебной деятельности, а также к принятию решений в условиях ограниченного времени. Помимо этого, сотрудник полиции должен уметь работать в коллективе, самостоятельно изучать и анализировать служебную информацию, быть психологически готовым к длительным физическим нагруз-

кам, обладать хорошей стрессоустойчивостью и навыками саморегуляции. Все перечисленные компетенции курсанты осваивают в образовательных организациях МВД России. В процессе обучения курсантов и слушателей большой приоритет отдается практической подготовке будущих специалистов.

Но при всем этом, выпускники ведомственных вузов МВД России могут занимать должности, которые не в полной мере соответствуют их основному профилю подготовки, что, безусловно, откладывает свой отпечаток

© Усачева И. В., Паршутин И. А, 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

71

на психологическую готовность к решению повседневных служебных вопросов. Таким образом, комплектование практических подразделений выпускниками образовательных организаций МВД России, мотивированными на прохождение службы по специальности профессиональной подготовки, является первостепенной, актуальной проблемой кадровой политики ведомства.

Цель проведенного исследования состояла в изучении психологических особенностей профессиональной идентичности курсантов института-факультета психологии служебной деятельности органов внутренних дел (ИПСД ОВД), обучающихся на различных этапах профессиональной подготовки в высшем учебном заведении МВД России.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что профессиональная идентичность обучающихся 1-х, 3-х и 5-х курсов отличается не только потребностями актуальной профессионально-учебной деятельности, но и карьерными ожиданиями от будущей служебной деятельности. Предполагаемые отличия обусловлены специфичными для каждого этапа подготовки курсантов учебными и личностными задачами, которые решаются ими в соответствии с проблемами адаптации к учебе, индивидуализации своих достижений в ней и интеграции личных успехов в деятельности коллектива.

В процессе исследования был использован комплекс психологических методик:

- методика «Якоря карьеры» Э. Шейна;

- методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи, П. Мартина;

- методика изучения профессиональной идентичности (Л. Шнейдер).

Групповая диагностика и обработка «сырых данных» проводилась при помощи бланкового варианта обследования АППДК «Мультипсихометр». Обработка тестовых данных проводилась при помощи компьютерной программы «Statistica 6.0»: непараметрического критерия отличий Крускула-Уоллиса и рангового коэффициента корреляции Спирмена. Полученные результаты исследования интерпретировались применительно к опыту учебной и служебной детальности курсантов ИПСД ОВД.

Исследование проводилось на базе Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя. Выборку составили ИПСД ОВД 1-го, 3-го и 5-го годов обучения в количестве 60 человек, в возрасте 17-22 лет.

В соответствии с гипотезой в начале исследования были получены и проанализированы эмпирические данные методики «Мотивационный профиль», «Якоря карьеры», а также исследования профессиональной идентичности испытуемых 1-го, 3-го и 5-го курса.

Выбор методики «М-профиль» обусловлен тем, что она предполагает оценку мотивационных факторов, представляющих важность с точки зрения руководства коллективом, то есть способствует изучению управленческой компетенции будущих психологов МВД, их командных способностей.

После применения статистического критерия Кра-скела - Уоллиса были выделены только те мотивацион-ные факторы профессиональной деятельности методики Ричи-Мартина, которые имеют значимые показатели различия. Из 12 шкал методики три фактора показали статистически достоверное отличие: «Потребность в четком структурировании работы», «Потребность в социальных контактах», «Потребность в завоевании признания».

На рис. 1 представлена динамика средних значений стенов в сравниваемых группах. Как видно, первокурсников отличает степень доверительности отношений между ними, стремление работать и взаимодействовать со старшими курсами, что показывает их хорошую социальную адаптированность к обучению в Университете.

Для третьекурсников характерна потребность в четком структурировании их деятельности, во внешнем руководстве со стороны начальников курса и факультета.

1 курс

3 курс

-5 курс

6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

Структурирование*

Социальные контакты**

Признание*

Рис. 1. Динамика мотивационных факторов профессиональной деятельности (*р < 0,01; **р < 0,05)

Для пятикурсников характерной особенностью профессиональной мотивации является, пусть и незначительно отличающаяся от других курсов, потребность в завоевании признания со стороны других людей, что, безусловно, является типичным признаком выпускников вуза, которые желают продемонстрировать свои достижения и успехи профессорско-преподавательскому составу кафедр и коллегам на практике.

Переходя к обсуждению данных исследования, полученных при помощи опросника карьерных ориен-таций, стоит отметить, что, как и ранее, были отсортированы три показателя из девяти содержательных шкал методики, которые показали статистически достоверные о личия трех групп исследования (рис. 2).

1 курс

3 курс

-5 курс

Стабильность места

жительства*

Служение *

Интеграция стилей

Рис. 2. Динамика карьерных ориентаций (*р < 0,01; **р < 0,05)

3

* *

Обращают на себя внимание низкие стеновые значения первокурсников по показателю «Стабильность места жительства», что свидетельствует о готовности к освоению профессии в разных географических локациях (регионах). Также у первокурсников мотивация «служения обществу» развита сильнее, нежели у старшекурсников.

У испытуемых 3-го и 5-го курса, как это хорошо видно на рис. 2, наиболее выраженными оказались карьерные ожидания, связанные со стремлением к сбалансированной оценки значимости службы (профессии) и личной жизни. На наш взгляд, это обусловлено появлением в жизни старшекурсников важных вопрос построения личной жизни.

В завершении первого этапа обработки данных была изучена динамическая картина профессиональной идентичности курсантов 1-го, 3-го и 5-го года обучения.

Согласно выбранной нами модели профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер, проф.идентичность - психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу [5]. Как видно на рис. 3, у всех курсантов, принимавших участие в исследовании, значения профессиональной идентичности располагаются в оптимальной области, характеризующейся желанием выполнять свои профессиональные обязанности, проявлять себя в профессии, поддерживать свое профессиональное самоуважение.

Тем не менее, уровень профессиональной идентичности первокурсников показывает, что они не до конца прошли «кризис выбора» профессии, что не помешало им сформировать систему знаний о себе и профессиональных ценностях.

В завершение анализа эмпирических данных было проведено корреляционное исследование и обнаружены существенные корреляционные зависимости профессиональной идентичности с характеристиками про-фессионально-мотивационной сферы испытуемых 1-го, 3-го и 5-го курсов (таб. 1).

Особенности развития профессиональной идентичности первокурсников во многом объясняются их зависимостью от внешнего руководстве со стороны начальников курса и факультета, отсутствием потребности в переменах и разнообразии, применительно к профессиональной деятельности; готовностью к прохождению службы в любых географических локациях, ростом своих амбиций в сфере профессиональных достижений.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа

0,58 0,56 0,54

1 курс 3 курс 5 курс

Баллы Вид идентичности Уровень Проявление

20-40 Преждевременная идентичность Низкий Пассивная

40-60 Мораторий Средний Выраженная активная

60-80 Достигнутая идентичность Оптимальный Устойчивая

Рис. 3. Динамика профессиональной идентичности (**р < 0,05)

Выпускники Университета, хотя и немного, уступают третьему курсу по степени выраженности профессиональной идентичности, также характеризуются такими личными убеждениями, которые помогают им осознанно выстраивать свою профессиональную жизнь с опорой на знания и опыт, приобретенный в период профессионального обучения в Университете.

n Spearman p-level

1 курс

Проф.идентичность & Структурирование 20 0,59 р<0,01

Проф.идентичность & Разнообразие и перемены 20 -0,55 р<0,01

Проф.идентичность & Стабильность места жительств 20 -0,53 р<0,05

Проф.идентичность & Вызов 20 0,61 р<0,01

3 курс

Проф.идентичность & Власть и влиятельность 20 0,45 р<0,05

Проф.идентичность & Разнообразие и перемены 20 -0,57 р<0,01

Проф.идентичность & Интерес и полезность 20 -0,49 р<0,05

Проф.идентичность & Интеграция стилей жизни 20 -0,45 р<0,05

5 курс

Проф.идентичность & Стремление к достижением 20 0,45 р<0,05

Проф.идентичность & Вызов 20 0,47 р<0,05

Мотивирующими факторами профессионального развития и становления для третьекурсников являются:

- стремление руководить другими, оказывать на них влияние;

- стабильность и однообразие в содержании профессиональной деятельности;

- значимость службы по сравнению с ценностями личной жизни.

Профессиональная идентичность выпускников Университета выстраивается с опорой на потребность в достижении сложных целей и ожидание профессионального успеха.

ЕСКИЕ НАУКИ 73

В соответствии с выдвинутыми задачами исследования подготовлены следующие выводы:

1. Профессиональная идентичность защищает личность курсантов от чужеродных принципов, смыслов и целей, помогает им сохранить свою целостность и значимость выбранного пути профессионального развития.

2. Все курсанты, принимавшие участие в исследовании, продемонстрировали желание выполнять свою профессиональную роль, проявлять себя в профессии, поддерживать свое профессиональное самоуважение. Тем не менее, уровень профессиональной идентичности первокурсников показал, что они не до конца прошли «кризис выбора» профессии, что не помешало им сформировать систему знаний о себе и профессиональных ценностях. Старшекурсники обладают таким уровнем профессиональной идентичности, которая помогает им осознанно выстраивать свою профессиональную жизнь с опорой на знания и опыт, приобретенный в период профессионального обучения в Университете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Результаты корреляционного исследования показали, что развитие профессиональная идентичность первокурсников во многом объясняется их зависимостью от внешнего руководства со стороны начальников курса и факультета. Мотивирующими факторами профессионального развития и становления для третьекурсников являются: стремление руководить другими, оказывать на них влияние. Профессиональная идентичность выпускников Университета строится с опорой на потребность в достижении сложных целей и ожидание профессионального успеха.

Таким образом, исследование показало, что профессиональная идентичность курсантов, обучающихся по специальности психология служебной деятельности ОВД, в значительной степени затрагивает мотивацион-ную сферу личности, что подтверждается рядом других отечественных исследований [1, 2, 3, 4]. Для формирования профессиональной идентичности курсантов-психологов как будущих специалистов в системе отношений «человек-человек» профессиональная мотивация является важным условием.

Курсанты-психологи с высоким уровнем профессиональной мотивации и профессиональной идентичности показывают наилучшие результаты в учебной и служебной деятельности.

Библиографический список

1. Козлова А. А., Мешкова И. В. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов с разным уровнем учебно-профессиональной мотивации // Проблемы современного педагогического образования. Ялта. 2022. № 76-3. С. 273-276.

2. Куракин М. А., Агапов В. С. Психологические особенности профессиональной идентичности и про-

фессионального развития сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М., 2020. С. 230-233.

3. Паршутин И. А., Шаляпина А. А. Динамика представлений курсантов и слушателей о будущей профессиональной деятельности на этапе обучения в образовательной организации МВД России // В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. V Международная конференция: сборник научных трудов // сост. А. В. Кравченко. М., 2021. С. 160-163.

4. Тимофеева Т. С. Особенности профессиональных качеств у психологов с разным уровнем профессиональной идентичности // Человеческий капитал. М., 2020. № 5 (137). С. 159-166.

5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук: 19.00.13. М., 42 с.

Bibliographic list

1. Kozlova A. A., Meshkova I. V Formation of professional identity of psychology students with different levels of educational and professional motivation // Problems of modern pedagogical education. Yalta, 2022. No. 76-3. Р. 273-276.

2. Kurakin M. A., Agapov V. S. Psychological features of professional identity and professional development of employees of internal affairs bodies // In the collection: Actual problems of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the conditions of professional activity. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Moscow, 2020. Р. 230-233.

3. Parshutin I. A., Chaliapina A. A. Dynamics of cadets' and listeners' ideas about future professional activity at the stage of training in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia // In the collection: Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity: state and prospects. V International Conference: collection of scientific papers. Compiled by A. V. Kravchenko. Moscow, 2021. Р. 160-163.

4. Timofeeva T. S. Features of professional qualities in psychologists with different levels of professional identity // Human capital. Moscow, 2020. № 5 (137). Р. 159-166.

5. Schneider L. B. Professional identity: structure, genesis and conditions of formation : аbstract. dis. ... on the job. learned. step. Doctor of Psychological Sciences: 19.00.13. Mосква, 42 p.

Информация об авторах

И. В. Усачева - преподаватель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук;

И. А. Паршутин - доцент кафедры психологии, социологии и антропологии Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук, кандидат психологических наук, доцент.

№ 3 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Information about the authors

I. V. Usacheva - Lecturer of the Department of Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity, Candidate of Psychological Sciences;

I. A. Parshutin - Associate Professor of the Department of Psychology, Sociology and Anthropology of the Institute of Fundamental Problems of Socio-Humanities, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contributions of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДА-НА, 2020. 295 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин "Ан-дрогогика", "Педагогика", "Психология" и "Педагогическая психология".

Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессионалфьных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).

ШН№

АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДДЛОГННИ ИЖИЮЛйГЫП И vtK-.ftr.:;. ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ PflÇC»!

Б.н Сачмт:«

fill!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.