Научная статья на тему 'Психологические особенности развития профессиональной компетентности помощника депутата'

Психологические особенности развития профессиональной компетентности помощника депутата Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА / УРОВНИ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА / CIVIL SERVANT / DYNAMICS OF COMPETENCE DEVELOPMENT / ACTIVITY ASSISTANT DELEGATE / LEVELS AND STAGES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ASSISTANT DEPUTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панин Сергей Владимирович

Анализируются психологические особенности развития профессиональной компетентности помощника депутата, в частности раскрываются различные уровни и стадии ее развития. Выделены основные подходы к изучению динамики развития профессиональной компетентности госслужащих. Показана взаимосвязь между начальным, базовым, экспертным уровнями развития профессиональной компетентности помощника депутата и стадиями ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ASSISTANT DELEGATE

The psychological characteristics of professional competence of the assistant delegate, in particular different levels and stages of development are analyzed. The basic approaches to the study of the dynamics of the professional competence of the civil servants are considered. The correlation between the initial, basic and expert level of professional competence and the assistant delegate stages of its development is shown.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития профессиональной компетентности помощника депутата»

ситуации в целом и всех ее компонентов, включая свое поведение, состояние, проявляемые личностные качества, непосредственно в процессе взаимодействия с другим участником с целью своевременной корректировки. При микроструктурном анализе деятельности, представленном в работе

Н.Д. Гордеевой, В.П. Зинченко [11], было выявлено, что в ходе исполнения действия субъектом рождается рефлексивная задача, при решении которой он вносит изменения в процесс исполнения действия;

3) ретроспективность - это анализ прошлого опыта вынужденных контактов с целью совершенствования освоенных стратегий, тактик, приемов саморегуляции и пр.

1. Миронова О.И. Психологическая структура вынужденного контакта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 12 (80). С. 242-248.

2. Информатика: энциклопедический словарь для начинающих. М., 1994.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2012.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.

5. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения. М., 2006.

6. Шкуратова И.П., Кукина И.В. Когнитивный стиль и мотивация общения // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984. Вып. 2. С. 193-195.

7. Овсянникова В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

8. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб., 2004.

9. Колесов Д.В. Поведение: физиология, психология, этика. М., 2006.

10. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.

11. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.

Поступила в редакцию 9.12.2012 г.

UDC 301.085:15

CRITERIA FOR DEVELOPMENT OF COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF COMPELLED CONTACT

Oksana Ivanovna MIRONOVA, Tambov State University named after G.D. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]

The criteria for the development of information, motivation, resources, behavioral and reflective components of the psychological structures of compelled contact is analyzed. The basis for the selection of the criteria for each of these components is disclosed. The correlation between the criteria for the development of the components of the psychological structure of compelled contact with each other is analyzed.

Key words: difficult situation; subject of compelled contact; effective communication; psychological structure of compelled contact; criteria for development of components.

УДК 159.923:316.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА

© Сергей Владимирович ПАНИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной психологии,

e-mail: [email protected]

Анализируются психологические особенности развития профессиональной компетентности помощника депутата, в частности раскрываются различные уровни и стадии ее развития. Выделены основные подходы к изучению динамики развития профессиональной компетентности госслужащих. Показана взаимосвязь между начальным, базовым, экспертным уровнями развития профессиональной компетентности помощника депутата и стадиями ее развития.

Ключевые слова: государственный служащий; динамика развития компетентности; деятельность помощника депутата; уровни и стадии развития профессиональной компетентности помощника депутата.

Развитие профессиональной компетентности помощника депутата происходит в результате накопления им опыта профессиональной деятельности, расширения знаний, формирования новых умений, необходимых для выполнения своих обязанностей на высоком уровне качества. Для понимания особенностей развития профессиональной компетентности помощника депутата необходимо раскрыть уровни и стадии ее развития.

Содержание уровней развития профессиональной компетентности государственных служащих описано Л.И. Пономаревым. Им выделено три уровня сформированности компетентности государственного служащего: 1) гражданский; 2) профессиональный; 3) политический (см.: [1]).

B.Ю. Корнюшин обозначает пять уровней развития профессиональных компетенций в составе профессиональной компетентности специалиста: 1) отсутствие развития;

2) недостаточное развитие; 3) базовый уровень; 4) сильный уровень; 5) лидерский уровень развития [2].

C. А. Аникиной дана характеристика

адаптивно-базового, функционально-технологического, системно-профессионального

уровней развития компетентности, отражающая качественные изменения в содержании компонентов компетентности [3].

Л.Л. Михайловой описано пять уровней развития профессиональной компетентности:

1) уровень некомпетентности; 2) уровень зарождения компетентности; 3) уровень ста-

новления; 4) уровень опыта; 5) экспертный уровень компетентности [4].

О.И. Мироновой раскрыты различные уровни развития профессиональной компетентности руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала

[5; 6].

В исследовании И.Э. Венгерчук [7] дана характеристика желательного, стабильного, критического и неудовлетворительного уровней развития компетентности государственных служащих.

С вопросом об уровнях развития профессиональной компетентности сопряжен вопрос о стадиальном его характере, отражающем особенности накопления качественных изменений профессиональной компетентности во времени.

С.А. Дружиловым и А.Б. Язевой описано четыре стадии, характеризующие процесс развития профессиональной компетентности специалиста. В основу выделения данных стадий положено представление о движении человека от некомпетентности к компетентности и от неосознанности к осознанности в процессе профессионального развития [8].

Вопрос о стадиях развития профессиональной компетентности специалиста сопряжен с вопросом о стадиях, фазах развития его профессионализма. А.К. Маркова отмечает, что профессионализм как динамическое, непрерывно изменяющееся состояние человека в процессе своего развития проходит определенные фазы, стадии, характери-

зующие изменение структуры профессионализма [9].

Произведенный анализ вышеуказанных работ, посвященных изучению процесса развития профессиональной компетентности, позволил нам выделить стадии и уровни развития профессиональной компетентности помощника депутата регионального уровня, в основе которых лежит представление о движении профессионала к вершинам в своем развитии в результате совершенствования своих профессиональных знаний, умений, а также обучения необходимым технологиям и приемам профессиональной деятельности.

Обозначим три уровня развития профессиональной компетентности помощника депутата регионального уровня:

1) начальный уровень предполагает сформированность компонентов профессиональной компетентности помощника депутата на условно-допустимом уровне, характеризуется отсутствием опыта работы в данной должности, преобладанием знаний над умением их реализовать на практике, неспособностью качественно выполнять свои профессиональные функции с минимальными временными и энергетическими затратами. В результате адаптации в профессиональной среде, постепенного накопления опыта профессиональной деятельности помощник депутата достигает следующего (базового) уровня развития компетентности;

2) базовый уровень развития профессиональной компетентности помощника депутата предполагает соответствие помощника депутата требованиям, предъявляемым к уровню его профессиональных знаний, умений и навыков, зафиксированных в нормативных документах федерального и регионального уровня;

3) экспертный уровень соответствует высокой степени развития компонентов, входящих в состав профессиональной компетентности помощника депутата. Он владеет необходимыми знаниями в области юриспруденции, имиджелогии, психологии, владеет достаточным опытом в организации предвыборной кампании, создании положительного образа политика, использует разнообразные коммуникативные, информационные, РЯ-технологии. Помощник депутата выполняет возложенные на него функции на оптимальном уровне качества, с высокой

продуктивностью. Его отличает стремление к карьерному росту и саморазвитию.

Процесс освоения, развития профессиональной компетентности помощника депутата регионального уровня происходит в несколько стадий.

1. Стадия практического освоения должности помощника депутата характеризуется формированием основных компонентов профессиональной компетентности на условно-допустимом уровне.

На данной стадии обязательным требованием к профессиональной компетентности помощника депутата является владение навыками работы секретаря (организация рабочего дня депутата, планирование деловых встреч, оказание технической помощи депутату), умение осуществлять поиск информации из различных источников, хорошая эрудиция, грамотность, юридическая осведомленность, знание федерального и областного законодательства на высоком уровне.

2. Стадия накопления опыта профессиональной деятельности предполагает комплексное освоение профессиональной деятельности посредством последовательного решения профессиональных задач.

На данной стадии помощник депутата совершенствует свои навыки общения с различными группами населения, представляет интересы депутата в средствах массовой информации, накапливает опыт организации мероприятий, акций политического характера, осуществляет работу по созданию, актуализации и популяризации имиджа депутата, что говорит о преимущественном развитии коммуникативной компетентности, компетентности в организации избирательных кампаний, использовании РЯ-технологий, имиджевой компетентности.

3. Стадия выполнения профессиональной деятельности на уровне эксперта характеризуется сформированностью всех компонентов профессиональной компетентности на высоком уровне. Делегированные полномочия помощник депутата на данной стадии выполняет качественно, с минимальными временными затратами, способен привлечь внимание общественности к политическому имиджу и политической программе депутата, создать имидж, вызывающий положительную общественную реакцию населения.

Рис. 1. Взаимосвязь уровней и стадий развития профессиональной компетентности помощника депутата регионального уровня

Преимущественное развитие на данной стадии получают такие компоненты профессиональной компетентности, как компетентность в использовании РЯ-технологий, компетентность в создании имиджа депутата, карьерная и репрезентационная компетентность.

Прохождение помощником депутата данных стадий соответствует определенному уровню развития профессиональной компетентности (рис. 1). Стадия практического освоения должности помощника депутата соответствует начальному уровню развития профессиональной компетентности. На стадии накопления опыта профессиональной деятельности составляющие профессиональной компетентности достигают базового уровня. На следующей стадии - стадии выполнения профессиональной деятельности на уровне эксперта - экспертного (высокого) уровня.

Отметим также, что развитие профессиональной компетентности помощника депутата характеризуется неоднородностью развития входящих в его состав компонентов. На первой стадии преимущественное развитие получают правовая и информационная компетентность, на второй - коммуникативная компетентность, компетентность в организации избирательной кампании, соз-

дании имиджа депутата, на третьей стадии -репрезентационная, карьерная и РЯ-компе-тентность.

1. Игнатов В.Г. [и др.]. Государственный служащий современной России: социальнополитический анализ деятельности и ценностных ориентаций. Ростов н/Д, 1997.

2. Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала. М., 2010.

3. Аникина А. С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2011.

4. Михайлова Л.Л. Оценка уровня развития психологической компетентности руководителя // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 4. С. 178181.

5. Миронова О.И. Содержание деятельности руководителей по организации в учреждении предметно-пространственной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2002. Вып. 2 (33).

С. 101-105.

6. Миронова О.И. Психологическая специфика деятельности госслужащих // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 4 (23). С. 36-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.