УДК 378
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА: ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
© Сергей Владимирович ПАНИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной психологии,
e-mail: [email protected]
Анализируется понятие профессиональной компетентности помощника депутата. Для этого раскрываются основные подходы к изучению профессиональной компетентности в современной психологической науке, исследуется формы деятельности депутата регионального уровня, требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам и навыкам его помощника.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; государственный служащий; деятельность депутата; функции помощника депутата.
Депутат Государственной Думы и его помощники как субъекты политической деятельности осуществляют управление общественными, социально-экономическими процессами, разрешают реальные проблемы населения, определяют перспективы и направления общественных движений, создают условия для развития различных сфер жизнедеятельности общества.
Успешность деятельности помощника депутата в решающей степени определяется степенью его профессиональной компетентности и готовностью продуктивно выполнять возложенные на него функции. Показателем эффективности деятельности этой группы государственных служащих является также соответствие их профессиональных действий актуальным потребностям и интересам граждан своего государства.
В отечественной психологической науке понятие «компетентность» широко используется для обозначения качества подготовки и условия эффективности трудовой деятельности специалиста. В переводе с латинского слово «компетентность» обозначает «добиваюсь», «достигаю», «соответствую», «подхожу» и служит для обозначения осведомленности, авторитетности, правомочности в какой-либо сфере деятельности. Прилагательное «компетентный» в словаре иностранных слов переводится как «соответствующий», «способный» и означает «обладающий компетенцией», либо «знающий, сведущий в определенной области» [1, с. 241].
Изучением профессиональной компетентности субъектов труда, описанием видов
и структурных компонентов профессиональной компетентности в отечественной науке занимались Ю.С. Артемов, Л.И. Берестова, Е.Н. Богданов, Н.В. Вегерчук, А.А. Деркач, Ю.М. Жуков, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина,
A.К. Маркова, О.И. Миронова и т. д. Профессиональную компетентность в целом определяют как обладание человеком способностью, умением выполнять определенные трудовые функции (В.С. Безрукова, А.К. Маркова, Г.Н. Подчалимова и др.), как качественную характеристику уровня профессионализма (И.В. Герасимова, Е.П. Ермолаева и др.), профессиональную характеристику (Т.Ю. Базаров, Л.И. Берестова, Б.И.Беспалов,
B.А. Жильцов и др.), интегральную характеристику профессиональной деятельности (С.А. Дружилов, И.Е. Елина и др.) либо - как свойство личности, основывающееся на совокупности знаний специалиста (И.А. Зимняя,
Н. В. Кузьмина) и др.
Анализ различных психолого-акмеологи-ческих подходов к определению «профессиональная компетентность специалиста» показал, что ключевым моментом в ее понимании является осведомленность специалиста в определенной области, обладание им знаниями, умениями, навыками, способностью к их интеграции и использованию в разнообразных условиях профессиональной деятельности. Главной функцией профессиональной компетентности является обусловливание решения профессиональных задач на высоком уровне, эффективность выполнения возложенных на специалиста профессиональных обязанностей.
Компетентность лиц, входящих в государственный орган или орган местного самоуправления обозначает меру способностей и подготовленности этих должностных лиц к осуществлению своих полномочий. Компетентный государственный служащий оценивается, прежде всего, как знающий, сведущий в своей области, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать что-либо или решать подведомственные вопросы.
Проблемой оценки и развития профессиональной компетентности различных категорий государственных служащих занимались Ю.В. Бруй, А. А. Деркач, И.Е. Елина. В.Г. Игнатов, В.Н. Марков, А.С. Мельничук, Л.И. Пономарев, Л.А. Степнова, С.А. Юсупов и др. В работе Е.А. Сиденко раскрывается проблема оценки компетентности и профессионализма государственного служащего. Исследования Н.А. Ладзиной посвящены изучению стиля профессиональной деятельности и разработке критериев профессиональной компетенции госслужащих. Г.В. Грызунова раскрывает вопрос профессионализма и развития профессиональной компетентности государственных служащих. Изучались специфические виды компетентности руководителей госслужбы (см.: [2]).
Безусловно, на содержание профессиональной компетентности государственного служащего накладывает отпечаток характер и специфика государственной службы. Государственная служба представляет собой практическую реализацию должностных функций, прав и обязанностей в государственном аппарате. Составными элементами государственной службы являются формирование процессуальных и организационных основ государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, поиск, подбор, стимулирование и ответственность лиц, находящихся на государственной службе [3]. Государственная служба отличается своей публичностью, четкой иерархией должностей, наличием власти, призвана обеспечивать стабильность в государстве, объединять интересы граждан и государства. В.Г. Игнатов среди основных обязанностей современного государственного служащего Российской Федерации отмечает защиту интересов общества и государства, соблюдение и охрану прав и свобод граждан [3]. Психологическая специфика деятельно-
сти государственных служащих анализировалась О.И. Мироновой [4].
Профессиональная компетентность государственного служащего является сложным духовно-практическим, социально-
обусловленным образованием, конечным результатом целесообразной и эффективной практической деятельности.
Проблема развития профессиональной компетентности сотрудников Государственной Думы как отдельной категории лиц, находящихся на государственной службе, и помощника депутата, в частности, является малоизученной. Отдельные авторы рассматривают лишь частные аспекты разрабатываемой проблемы.
В работах из области политической психологии и акмеологии содержится психологическая характеристика политического лидерства, описывается специфика политической деятельности, а также дается анализ и психологическое обоснование феномена власти (К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Андреев В.М. Герасимов, П.С. Гуревич, А.А. Деркач, Г.Г. Дилигенский, В.И. Жуков, В.Г. Зазыкин, А.Г. Конфисахор, В.В. Крамник, Л.Г. Лаптева, Т.И. Нефедова, Д.В. Ольшанский, Е.А. Смирнов, А.П. Федоркина, Е.Б. Шестопал, А.И. Юрьев и др.).
В работах А.В. Зиновьева, А.Р. Никифорова, Н.Д. Павловой, В.В. Путилина и других указаны характеристики профессиональной компетентности политика, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в работах А.Т. Карасева, А.П. Любимова, О.В. Савушкиной и других дано описание должностных обязанностей и специфики деятельности помощника депутата.
В связи с тем, что основной задачей деятельности помощника депутата является оказание всесторонней и квалифицированной помощи своему непосредственному руководителю, необходимым представляется обозначить формы деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания на региональном уровне.
Л.В. Пастухова конкретизирует формы деятельности депутата на региональном уровне, разделив их на четыре базовых составляющих:
1) деятельность депутата в законодательном органе, его комиссиях и комитетах;
2) взаимодействие с другими ветвями власти, предприятиями и организациями;
3) практическая работа депутата с избирателями;
4) участие в развитии политической организации (работе политических фракций, объединений и пр.) [5].
Профессиональная деятельность депутата зависит от квалифицированной и слаженной работы института помощников.
Помощник депутата Думы - это, прежде всего, гражданин Российской Федерации, оказывающий содействие депутату в осуществлении им депутатской деятельности. В целях квалифицированного обеспечения деятельности своего непосредственного руководителя помощнику депутата в своей работе необходимо решать целый спектр практических вопросов и реальных проблем. Помощники депутата должны обладать широким кругом знаний о жизни общества, об основных тенденциях развития государства, о способах и возможностях повышения уровня жизни населения своей страны.
Для глубокого понимания сущности профессиональной деятельности помощника депутата необходимо обратиться к нормативным документам, в которых отражены полномочия, требования к кандидатам на должность помощника депутата.
Права и обязанности помощника депутата изложены в ст. 39 федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (№ 3-ФЗ от 8 мая 1994 г., в последней редакции от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ). Помощник ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием; готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий; получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в т. ч. получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы,
необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий. Помощник депутата организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями, ведет делопроизводство, выполняет иные поручения, предусмотренные срочным служебным контрактом или срочным трудовым договором (в ред. федерального закона от 9 мая 2005 г. № 42-ФЗ).
В работе О.В. Савушкиной [6] указаны необходимые требования к должности помощника депутата. Данная категория государственных служащих должна иметь высшее образование, стаж государственной службы более двух лет, либо стаж работы по специальности более четырех лет. Требования к личностно-деловым качествам и навыкам помощника депутата включают: организаторские способности (умение детально планировать работу своего руководителя, организовать ежедневные конторские операции, обеспечить их надежность и эффективность, высокий уровень самоорганизации и др.), профессиональные навыки секретарской работы (владение навыками делопроизводства, умение работать с офисными программами и техникой и пр.), предусмотрительность, активность, умение вносить предложения и аргументировать свою точку зрения, гибкость, стрессоустойчивость и т. д.
Таким образом, основной функцией профессиональной деятельности помощника депутата Государственной Думы является оказание квалифицированной и всесторонней помощи депутату. Содержание профессиональной компетентности помощника депутата регионального уровня определяется целями, задачами, характером деятельности депутата, его запросами и представляет собой единство практической и мотивационной готовности и способности помощника квалифицированно осуществлять содействие в осуществлении полномочий депутата.
Профессиональная компетентность помощника депутата (регионального уровня) -это комплексное психологическое образование, представляющее собой готовность и способность помощника оказывать содействие по осуществлению полномочий депутата, способствовать успешному выполнению депутатом его политических функций, выражающихся во влиянии на формирование
и развитие общественного мнения, гармоничного состояния общества, социальноэкономических условий для комфортной жизнедеятельности граждан конкретного региона.
Итак, профессиональная компетентность помощника депутата (регионального уровня) -это сложный психолого-акмеологический феномен, требующий более конкретного исследования его структуры и содержания.
1. Словарь иностранных слов. М., 1989.
2. Миронова О.И. Компетентность руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала (сущность, структура, условия и факторы развития): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2003.
3. Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Майборо-да С.О., Старостин А.М. Государственный служащий современной России: социально-
политический анализ деятельности и ценностных ориентаций. Ростов н/Д, 1997.
4. Миронова О.И. Психологическая специфика деятельности госслужащих // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. VI Державинские чтения. Социальнопедагогическая и возрастная психология. Методика начального обучения: материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль 2001 г. Тамбов, 2001. № 4.
С. 36-38.
5. Пастухова Л.С. Молодежь в обновлении органов законодательной власти: тенденции и перспективы // Власть. 2011. № 8. С. 27-29.
6. Савушкина О. В. Помощник депутата Госдумы в системе государственного управления. иКЬ: http://www.souzpolitolog.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 8.09.2012 г.
UDC 378
CONCEPT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF DELEGATE ASSISTANT OF REGIONAL LEVEL: PSYCHOLOGY-ACMEOLOGIC APPROACH
Sergey Vladimirovich PANIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The concept of professional competence of the delegate assistant is analyzed. The main approaches of studying of professional competence in a modern psychological science are investigated, and the forms of activity of the regional delegate as well as the requirements of personal and business qualities and skills for his assistant are analyzed.
Key words: professional competence; civil servant; activity of delegate; function of delegate assistant.