Научная статья на тему 'Деятельность помощников депутатов Народного Хурала Республики Бурятия как политических акторов регионального политического процесса (по материалам социологических исследований)'

Деятельность помощников депутатов Народного Хурала Республики Бурятия как политических акторов регионального политического процесса (по материалам социологических исследований) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
419
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР / ПОМОЩНИК ДЕПУТАТА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ / ДЕПУТАТЫ НАРОДНОГО ХУРАЛА / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ИЗБИРАТЕЛИ / LEGISLATURE / POLITICAL ACTOR / ASSISTANT DEPUTY / REGIONAL POLITICAL PROCESS / EFFICIENCY / DEPUTIES OF THE PEOPLE''S KHURAL / AUXILIARY APPARATUS / LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODIES OF STATE POWER / POLITICAL RESOURCES / ELECTORATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыденова Александра Лукинична, Буркина Анна Антоновна

Рассматриваются порядок формирования и эффективность работы вспомогательного аппарата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, состоящего из помощников депутата. Помощник депутата является одним из активнейших политических акторов. Руководство деятельностью помощников депутата осуществляется непосредственно депутатом, который самостоятельно распределяет обязанности между ними и является единственным лицом, имеющим право давать и проверять свои поручения. Проблема отношений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации со своими помощниками в части реализации депутатских полномочий, на наш взгляд, существует давно. В настоящее время актуально вернуться к этим вопросам, т.к. формируется новый состав вспомогательного аппарата депутатов различного уровня: от федерального до регионального. В результате проведенных авторами социологических исследований подтверждается, что в целом политический ресурс помощников депутата и их роль во взаимодействии депутатов и избирателей оценивается не всегда положительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цыденова Александра Лукинична, Буркина Анна Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF ASSISTANT DEPUTIES OF PEOPLE''S KHURAL OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AS REGIONAL POLITICAL ACTORS OF POLITICAL PROCESSES (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The article examines the formation and effectiveness of the auxiliary unit legislative deputy (representative) body of state authority of the Russian Federation, consisting of assistant deputies. Assistant deputy is one of the most active political actors. Manual deputy assistant activities are carried out directly by a deputy who independently allocates responsibilities between them and the only person who has the right to issue and validate their order. The problem of relations of deputies of legislative (representative) bodies of state power of the subjects of the Russian Federation and his assistants exists with regard to the implementation of parliamentary powers, in our opinion for a long time. Today it is very important to return to these issues, because a new composition of the auxiliary unit of deputies of different levels, from federal to regional is formed. As a result, the political resources of assistant deputies and their role in the interaction between deputies and voters are not always evaluated positively. This fact has been confirmed by the conducted sociological studies

Текст научной работы на тему «Деятельность помощников депутатов Народного Хурала Республики Бурятия как политических акторов регионального политического процесса (по материалам социологических исследований)»

УДК 328.18

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-12-66-76

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОЩНИКОВ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

ACTIVITIES OF ASSISTANT DEPUTIES OF PEOPLE'S KHURAL OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AS REGIONAL POLITICAL ACTORS OF POLITICAL PROCESSES (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)

А. А. Буркина,

Бурятский осударственный университет, г. Улан-Удэ a-burkina@rambler. ru

A. Burkina,

Buryat State University, Ulan-Ude

Рассматриваются порядок формирования и эффективность работы вспомогательного аппарата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, состоящего из помощников депутата. Помощник депутата является одним из активнейших политических акторов. Руководство деятельностью помощников депутата осуществляется непосредственно депутатом, который самостоятельно распределяет обязанности между ними и является единственным лицом, имеющим право давать и проверять свои поручения. Проблема отношений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации со своими помощниками в части реализации депутатских полномочий, на наш взгляд, существует давно. В настоящее время актуально вернуться к этим вопросам, т.к. формируется новый состав вспомогательного аппарата депутатов различного уровня: от федерального до регионального. В результате проведенных авторами социологических исследований подтверждается, что в целом политический ресурс помощников депутата и их роль во взаимодействии депутатов и избирателей оценивается не всегда положительно

Ключевые слова: законодательная власть; политический актор; помощник депутата; региональный политический процесс; эффективность работы; депутаты Народного Хурала; вспомогательный аппарат; законодательные (представительные) органы государственной власти; политический ресурс; избиратели

The article examines the formation and effectiveness of the auxiliary unit legislative deputy (representative ) body of state authority of the Russian Federation, consisting of assistant deputies. Assistant deputy is one of the most active political actors. Manual deputy assistant activities are carried out directly by a deputy who independently allocates responsibilities between them and the only person who has the right to issue and validate their order. The problem of relations of deputies of legislative (representative) bodies of state power of the subjects of the Russian Federation and his assistants exists with regard to the implementation of parliamentary powers, in our opinion for a long time. Today it is very important to return to these issues, because a new composition of the auxiliary unit of deputies of different levels, from federal to regional is formed. As a result, the political resources of assistant deputies and their role in the interaction between deputies and voters are not always evaluated positively. This fact has been confirmed by the conducted sociological studies

Key words: legislature; political actor; assistant deputy; regional political process; efficiency; deputies of the People's Khural; auxiliary apparatus; legislative (representative) bodies of state power; political resources; electorate

А. Л. Цыденова,

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ tsal@mail. ru

A. L. Tsydenova,

Buryat State University, Ulan-Ude

UJ

© А. Л. Цыденова, А. А. Буркина, 2016

66

Современный этап развития российской государственности характеризуется повышенным вниманием к проблеме эффективности государственной власти и управления. Данной проблеме посвящены многие аналитические суждения Президентов РФ в текущих и программных выступлениях. В частности, в посланиях Федеральному Собранию непосредственно включены оценки неэффективности государственного аппарата, указывается на необходимость повышения эффективности самоуправления, а также законодательных органов, без чего трудно добиваться общей эффективности государственной власти. В целом, эффективная специализация государственных органов дает возможность сориентировать структуру определенных государственных подразделений, процедуру их работы, а также подбор кадров на выполнение различных видов государственной деятельности. Так, эффективное функционирование законодательной власти обеспечивается и процедурой их формирования путем свободных выборов, и процедурой деятельности, связанной с четкой правовой регламентацией обсуждения, выработки и принятия решений, гласностью, свободой обсуждения, коллегиальностью, свободой голосования и др., а также особым правовым статусом депутата представительного законодательного органа и статусом его помощников. Содержание профессиональной компетентности помощника депутата регионального уровня определяется целями, задачами, характером деятельности депутата, его запросами и представляет собой единство практической и мотивационной готовности и способности помощника квалифицированно осуществлять содействие в осуществлении полномочий депутата [5]. Содержание уровней развития профессиональной компетентности государственных служащих описано Л. И. Пономаревым. Им выделено три уровня сформированно-сти компетентности государственного служащего:

1) гражданский;

2) профессиональный;

3) политический [1].

Развитие профессиональной компетентности помощника депутата происходит в результате накопления им опыта профессиональной деятельности, расширения знаний, формирования новых умений, необходимых для выполнения своих обязанностей на высоком уровне качества отмечено С. В. Паниным [6].

В условиях демократизации политической жизни все более актуальное значение приобретает деятельность помощников депутатов Народного Хурала Республики Бурятии (далее — НХ РБ). Помощники выступают как один из наиболее мобильных акторов регионального политического процесса. С целью изучения деятельности помощников в научно-консультативном, информационно-аналитическом, организационно-техническом и правовом обеспечении депутатских полномочий проведено исследование Фондом социально-политических исследований в марте 2008 г. Исследование проводилось методом анкетирования помощников депутатов НХ РБ, экспертного опроса депутатов НХ РБ и независимых экспертов, занимающихся проблемами регионального современного политического процесса. Проблема развития профессиональной компетентности сотрудников, депутатов как отдельной категории лиц, находящихся на государственной службе, и помощника депутата в частности, является малоизученной. Отдельные авторы рассматривают лишь отдельные аспекты разрабатываемой проблемы [4].

В исследовании приняли участие 115 респондентов: 60 — экспертов (депутаты, госслужащие, ученые, журналисты), 55 помощников депутатов. Институт помощника депутата федерального парламента начал формироваться в постсоветское время и существует в российском политическом пространстве более десяти лет. Правовой статус помощника депутата в республике впервые оформлен постановлением Народного Хурала от 15 марта 1996 г. № 269-1 «Об утверждении Положения о помощнике депутата Народного Хурала Республики Бурятия». В 1999 г. постановлением Народного Хурала № 181-11

от 14 мая внесены дополнения в Положение о помощнике депутата. В 2003 г. Бурятский парламент утвердил Положение о помощнике депутата Народного Хурала Республики Бурятия» в новой редакции.

Статус помощника представляет собой совокупность норм, регулирующих правомочия помощника депутата: права, обязанности, ответственность, гарантии и сроки осуществления своей деятельности [3. С. 70], а проблема статуса помощника депутата имеет большое значение, поскольку неизбежно затрагивает отношения представительства [2].

Правовое положение помощника депутата республиканского уровня определяется законами Республики Бурятия, на основании которых принимаются иные нормативные акты, конкретизирующие порядок осуществления помощником депутата своих полномочий.

Данный Закон и Положение наряду с определением основных прав и обязанностей помощника депутата, довольно подробно регламентирует условия его деятельности, порядок приема на работу и увольнения, а также условия и порядок оплаты труда помощника, работающего по трудовому договору. Он призван оказывать содействие избранному представителю народа, уполномоченному осуществлять в региональном органе государственной власти законодательные и иные полномочия.

В исследовании приняли участие 55 помощников депутатов, что составляет третью часть всего штата помощников, опрошен каждый третий помощник. Боль-

шинство участвовавших в опросе — врачи, учителя и др. представители социальной группы бюджетников (14 %). Среди тех, кто ответил на вопрос о должности, 10 % госслужащие, 10 % — менеджеры коммерческих структур, 9 % — руководители госструктур, 6 % — студенты и аспиранты, 6 % — пенсионеры, 6 % — предприниматели, 39 % — не дали ответ.

Подавляющее большинство опрошенных (84 %) имеют высшее образование, 4 % — научные степени, 8 % — среднее специальное и 4 % — общее среднее. По возрастным категориям состав участников опроса распределился следующим образом: до 25 лет - 21 %, от 25 до 30 лет - 21 %, от 30 до 50 лет - 31 %, от 50 до 60 лет 21 %, старше 60 лет — 6 %.

Тендерный состав помощников в целом отражает общую демографическую ситуацию — преобладание женщин (60 %), соответственно мужчин — 40 %. Представители бурятской национальности составляют 40 %, русской — 57 %, других национальностей - 3 %.

Опрос показал, что 82 % опрошенных работают первый год, 10 % являются помощниками депутатов второго созыва, 8 % — уже имеют опыт работы в качестве помощников депутатов 3 созыва. Часть помощников, имеющих опыт работы, по разным причинам отказались от участия в опросе. В качестве совместителей работают 44 %, для 44 % респондентов работа помощником является основной, лишь небольшая доля — 12 % — работают на общественных началах (табл. 1).

Таблица 1

Основные формы работы помощников The main forms of assistant deputies

№ n/n Формы работы помощников Количество чел., %

1 Научные, правовые, аналитические консультации при подготовке законодательных проектов 12

2 Сбор и анализ социально-экономической, политической, нормативно-правовой, статистической и другой информации 44

3 Организационно-техническая помощь по организации взаимодействия депутата с должностными лицами, руководителями и гражданами по решению запросов, обращений и др. 62

4 Организация и ведение приема граждан 52

5 Другое 6

(Сумма ответов больше 100 %, поскольку респонденты выбирали не один, а несколько ответов)

Данные табл. 1 показывают, что помощники занимаются в основном организационно-технической работой, работой на округе и взаимодействуют с государственными, муниципальными и общественными организациями. А в таком важном виде деятельности помощника, как научные, правовые, аналитические консультации при подготовке законопроектов принимает участие лишь 12 %.

Оказалось, что не занимаются подготовкой встреч и отчетов депутатов НХ РБ перед избирателями 35 % помощников, не работают со СМИ и не выступают по поручению депутата 67 %. Помощник должен исходить от того, что в работе с избирателями депутат видит свой профессиональный долг. В таких случаях основная его задача — оправдать доверие своих сторонников и сохранить их численность, а также завоевать симпатии новых избирателей и привлечь их. По результатам исследования выяснилось, что для достижения этих целей, помимо основных методов работы, можно применять такие эффективные методы, как проектная работа, планировать несколько вполне конкретных проектов, рассчитанных на весь срок депутатских полномочий или на определенный период времени.

Большинство избирателей беспокоят в основном житейские проблемы — порядок, работа, достаток, здоровье, дети. Наиболее опытные помощники, работающие не первый год, считают, чем ближе проект к насущным проблемам избирателей, тем значительно больше шансов на успех, тем больше возможности осуществить связь конкретных дел с программными установками депутата. Проект должен опираться на имеющийся опыт. В борьбе за симпатии избирателей используются все сильные стороны самого депутата и предшествующей практики его работы, то есть те заведомо выигрышные факторы, которые заранее позволяют рассчитывать на известную поддержку. Такая тактика сокращает финансовые и временные затраты, увеличивает шансы на успех.

По мнению помощников депутатов второго и третьего созывов, социальные

проекты должны быть не только рационально продуманными, но и гармонично созвучными интересам людей, их потребностям, местным традициям и при этом не требовать от избирателей сколько-нибудь значительных ответных усилий. Например, неизменно положительную реакцию имеет проявление заботы о детях, ветеранах, о благоустройстве среды проживания.

Результаты социологического исследования и фокус-групп показывают, что большинство депутатов через своих помощников организовывают акции и мероприятия, используя различные праздники и календарные даты — День знаний, Международный день защиты детей, День Победы, День пожилых людей и т.п. Как правило, местные исполнительные органы и общественные организации сами готовят приуроченные к ним мероприятия и с удовлетворением встречают конкретные инициативы депутата. Многие помощники организовывали подобные акции и их освещение в СМИ, а их депутаты получали улучшение собственного имиджа и успех у электората. Кроме того, из ответов на вопросы наших анкет выяснилось, что многие помощники и депутаты указали на достаточно эффективный метод работы на избирательном округе. Это объединение своих финансовых, человеческих, экономических, политических и других возможностей нескольких депутатов в совместных проектах с органами местного самоуправления, муниципальными или исполнительными учреждениями, с привлечением различных общественных организаций и движений. Такого рода объединенные PR-проекты должны разрабатываться в перспективных планах работы с избирателями. Они будут корректироваться жизнью, но сам факт их наличия значительно повышает эффективность и результативность работы как депутата, так и его помощников.

Таким образом, в представлениях помощников депутатов и в реальной ситуации их деятельность организована так, что на первом месте находятся технические, организационные виды работы, работа на округе с избирателями и с представителями раз-

личных уровней органов государственной и местной власти.

Результат работы депутата и его помощников зависит от решения конкретных вопросов по улучшению жизни людей. Один из показателей и особенностей такой работы — это реагирование государственных органов и должностных лиц на депутат-

Исследование показало, что из 10 запросов решается положительно лишь 3...4. Причина тому, по мнению помощников, многочисленные проблемы и трудности, связанные, прежде всего, с финансовыми (67 %) и нормативно-правовыми (23 %) вопросами, с недостаточным уровнем полномочий (13 %), с организационно-техническими вопросами (11 %), (табл. 2).

Респонденты считают, что для улучшения работы в этом направлении необходимо поднять статус «депутатского запроса», многие помощники в устной беседе указали на такую особенность своей работы с органами власти, как произвол чиновников и бюрократическую волокиту по выполнению наказов избирателей и запросов депутата.

Поскольку помощникам, по результатам исследования, в основном приходится заниматься организационно-технической работой и, прежде всего, организацией взаимодействия депутата с должностными лицами и руководителями государственных и муниципальных органов власти, то особенность этого направления работы проявля-

ские запросы. Полученные результаты показывают, что в среднем в Общественную приемную депутата за один месяц обращаются 8...10 граждан (61 %), 6...8 человек (13 %), 4...6 человек (11 %), 2...4 человека. (8 %), 2 - 1 человек (2 %). Избиратели обращаются с самыми разнообразными житейскими проблемами (табл. 2).

ется в том, что больше всего они взаимодействуют с муниципальными организациями и учреждениями (71 %), органами МСУ (48 %) и общественными организациями (48 %). Меньше взаимодействуют с исполнительными госорганами - 38 % опрошенных, в два раза реже взаимодействуют с федеральными органами - 17 % респондентов. Хотя диапазон связи помощников значителен и разнообразен, реже контактируют с политическими партиями (21 %) и религиозными организациями (11 %), коммерческими структурами (19 %) и судебными органами (8 %).

К ряду особенностей взаимодействия помощников с общественными организациями и движениям относятся работа со СМИ и выступления перед избирателями. По поручениям депутатов наиболее активные помощники часто выступают в СМИ, с регулярностью один раз в месяц (17 %), один раз в полгода (6 %), не выступают 67 %. К эффективным помощникам можно отнести наиболее активных и подготовленных, то есть тех, кому чаще поручается выступать по про-

Таблица 2

Основные проблемные вопросы, с которыми обращаются избиратели Principal issues that voters are addressed to

№ n/n Проблемные вопросы Количество чел., %

1 Улучшение работы транспорта 37

2 Ремонт дорог, водоснабжение 54

3 Жилищные проблемы 77

4 Благоустройства микрорайонов 40

5 Школы, здравоохранительные учреждения, детские сады и ясли 71

6 Торговля, общественное питание и обслуживание населения 17

7 Личные проблемы 73

8 Другие 13

блемам, поставленным депутатом в своих обращениях, например, перед избирателями (48 %), в органах МСУ (23 %), в госструктурах (19 %), на заседаниях комитетов Народного Хурала РБ (13 %), в бизнес-структурах (8 %) и в правительстве (6 %). Не выступают, то есть не получают такого рода сложных и важных поручений 20 % опрошенных.

Чтобы выполнять данные формы работы, особенно участвовать в законотворческом процессе, помощник должен обладать определенными знаниями и умениями, образованием и общими социокультурными навыками — так считают 67 % респондентов, обладать правовыми, экономическими, политическими знаниями — 70 % опрошенных (табл.3).

Таблица 3

Трудности, с которыми сталкиваются помощники в процессе реализации

своих функций

The difficulties faced by the assistant deputies in the implementation of its functions

№ n/n Трудности, с которыми сталкиваются помощники в процессе реализации своих функций Количество чел., %

1 Недостаточно опыта в решении экономических, финансовых, хозяйственных вопросов 35

2 Недостаточно правовых и экономических знаний 33

3 Трудности взаимодействия и общения с гражданами и руководителями на округе 16

4 Трудно совмещать с основной работой 13

5 Другое 3

По мнению помощников, наиболее трудными являются вопросы, связанные с решением финансовых, хозяйственных, экономических вопросов, сказывается отсутствие экономических и правовых знаний, социального опыта, умения правильно выстраивать межличностные отношения. Поэтому наиболее многоопытные помощники, работающие второй, третий или более созыв, накапливают этот важный со-

циальный ресурс «личные связи», наряду с именем и авторитетом народного депутата, превращая его в социальный механизм, с помощью которого стремятся повышать эффективность своей работы.

В ходе исследования выявлено, что оценка эффективности работы помощников депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, по их мнению, характеризуется по следующим критериям (табл. 4).

Таблица 4

Оценка эффективности работы помощников депутатов Effectiveness evaluation of assistant deputies' work

№ n/n Оценка эффективности работы помощников депутатов Количество чел., %

1 Осуществление конкретных социально- экономических и других проектов на округе 56

2 Сохранение и поддержание высокого имиджа депутата 48

3 Сохранение и приумножение социальной базы сторонников депутата на округе 32

4 Регулярная отчетность перед избирателями в СМИ 15

5 Избрание депутата на следующий полномочный срок 61

6 Оказание помощи депутату в законотворческом процессе 10

Представления помощников об эффективности своей деятельности в основном связаны с надлежащим выполнением организационных и технических видов работы. Результаты анализа показывают значительное влияние фактора возраста на приоритеты деятельности помощников. Молодежные возрастные группы до 40 лет в представлениях об эффективности своей работы отдают предпочтения таким критериям, как осуществление конкретных социально-экономических и других проектов на округе (90...68 %). Старшая возрастная группа (50...60 лет и старше) считает основными критериями эффективности своей работы «сохранение и поддержание высокого имиджа депутата» (72...66 %), «преумножение социальной базы и сторонников депутата на округе» (72...33 %), «регулярную отчетность перед избирателями в СМИ» (54 %).

Кроме того, дифференцируют представления помощников об эффективности их деятельности такие факторы, как образование и место жительства. Помощники, имеющие техническое и гуманитарное образование и проживающие в сельской местности, больше предпочитают выполнять организационные, технические и информационные обязанности. Помощники с экономическим, юридическим и другим социально-экономическим характером образования стремятся больше заниматься научно-консультационными и информационными видами деятельности, принимают участие и оказывают помощь депутатам в законодательном процессе. Поэтому они считают, что эффективность их работы необходимо оценивать именно в тех направлениях деятельности, в которых они принимают наиболее активное участие и добиваются больших результатов.

В исследовании также приняли участие 60 экспертов, наиболее компетентных людей в области регионального политического процесса. Нашими экспертами стали депутаты Народного Хурала, депутаты Городского Совета г. Улан-Удэ, журналисты, ученые, партийные функционеры и государственные служащие. Из опрошенных

экспертов большинство (69 %) составляют мужчины, 31 % — женщины. Средний возраст опрошенных экспертов — 46 лет. В основном это 30-летние (35 %) и 40-летние (33 %) респонденты. Старшие возрастные группы (50...60 лет и свыше 60 лет) составляют соответственно 22 и 10 %. Среди опрошенных представлены респонденты бурятской национальности (50 %), русской (40 %) и других национальностей (10 %). Остальные социально-демографические параметры экспертов распределились сле-

дующим образом: Должность:

1. Депутаты 47 %

2. Госслужащие 26 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Журналисты, ученые 16 %

4. Предприниматели 6 %

5. Муниципальные служащие 5 % Всего: 100 %. Депутатский статус:

1. Председатель комитета НХ РБ, Заместитель 11 %

2. Член комитета НХ РБ 14 %

3. На освобожденной основе 4 %

4. Нет ответа 71 % Всего: 100 %. Депутатский стаж:

1 созыв 11 %

2 созыв 11 %

3 созыв 2 %

4 созыв 4 % Нет ответа 71 % Всего: 100 %.

По мнению экспертов, основными, наиболее значимыми и влиятельными акторами регионального политического процесса традиционно являются властные институты. На вопрос: «Какие институты регионального политического процесса оказывают наибольшее влияние на ситуацию в регионе?» эксперты, учитывая историческую предрасположенность Бурятии к авторитарной модели управления и уважению к исполнительной власти, распределили степень влияния практически поровну между Президентом РБ (65 %) и федеральной исполнительной властью (55 %). Фактически экспертное сообщество считает Президента РБ доминирующей фигурой

в регионе. По поводу степени влияния еще одного властного актора, участника регионального политического процесса, мнения экспертов разделились практически поровну. Так, более трети опрошенных экспертов (35 %) считают, что депутаты оказывают значительное влияние на ситуацию в регионе, однако, по мнению 37 % экспертов, депутаты Народного Хурала не всегда являются доминирующей фигурой в границах своего округа.

На вопрос о влиянии смешанной системы выборов на деятельность НХ и депутатов 48 % экспертов считают, что смешанная избирательная система оказывает влияние на формирование парламента, напрямую связывая деятельность депутатов с политическими партиями и действующими фракциями в Народном Хурале. Данная тенденция обусловлена последними нововведениями В. В. Путина в целом по России.

Переход на использование смешанной избирательной системы при формировании Народного Хурала никак не повлиял на деятельность помощников — считают 43 % опрошенных, противоположное мнение «да, повлиял» указали 55 % респондентов. Это связано с организацией деятельности на конкретном округе депутатов, избранных по мажоритарной или пропорциональной избирательной системе.

На вопрос: «Влияет ли статус депутата на работу помощников?» 57 % экспертов ответили, что не влияет, по их мнению, помощник должен работать эффективно, независимо от статуса депутата. Вместе с тем, 33 % экспертов отметили, что статус депутата влияет, особенно, если депутат работает на освобожденной основе.

На вопрос: «Какими формами работы приходится заниматься помощникам депутатов?» ответы распределились следующим образом (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: « Какими формами работы приходится заниматься помощникам депутатов?»

Ranging of the answers to the question: «What forms of work have the assistant deputies to deal with?»

№ п/п Формы работы депутатов Количество чел., %

1 Прием граждан в общественной приемной 29

2 Подготовка выступлений, докладов, аналитических материалов 27

3 Помощь в подготовке законопроектов 27

4 Организация встреч, отчетов перед избирателями 25

5 Работа по депутатским запросам и обращениями 23

6 Взаимодействие со СМИ 21

7 Взаимодействие с должностными лицами 15

8 Другое 1

9 Нет ответа 37

(Сумма ответов превышает 100 %, поскольку респонденты давали сразу несколько ответов)

Из табл. 5 видно, что эксперты практически в равной мере отметили все формы работы помощников, кроме «взаимодействия с должностными лицами» (15 %). Эксперты считают наиболее основными и распространенными формами работы, на-

ряду с «приемом граждан в общественной приемной» (29 %), «помощь в подготовке законопроектов» (27 %) и «подготовку выступлений, докладов и аналитических материалов» (27 %). Однако наиболее эффективной формой работы эксперты

считают «тесный контакт со всеми уровнями государственной и муниципальной власти (45 %), ежедневную работу в общественной приемной» (43 %), «участие в законотворческой деятельности отметила меньшая доля экспертов (30 %) (табл. 3).

На вопрос о факторах, снижающих эффективность работы депутата, эксперты на первое место определили некомпетентность помощников (81 %), на второе место — недостаточное количество помощников (14 %). Из факторов, повышающих эффективность работы депутата, отмечались: личная деятельность депутата (50 %), компетентность помощников (49 %) и партийная принадлежность (14 %).

Что касается принципов формирования штата помощников, более половины экспертов указали на «формирование

Негативная оценка уровня работы института помощников в два раза превышает положительную. В основном работу помощ-

Каждый третий эксперт отводит законотворческой деятельности помощников второстепенную роль.

Кроме того, исследователям удалось выяснить, что является наиболее эффективной формой работы помощников (табл. 6).

данного института по корпоративным, родственным и земляческим принципам» (57 %), подтверждая тезис формирования кадров государственной службы региона по родственно-клановым признакам. По мнению экспертов, значительная часть штата помощников составлена исходя из клиенте-листских отношений, которые институционально свойственны исследуемому региону. В связи с этим 53 % экспертов, оценивших работу помощников как высоко- и средне-эффективную, в большинстве своем являются депутатами (табл. 7).

ников депутатов Народного Хурала почти половина экспертов (45 %) оценили как малоэффективную и низкоэффективную.

Таблица 6

Наиболее эффективные формы работы помощников The most effective forms of assistant deputies' work

№ п/п Формы работы помощников Количество чел., %

1 Тесный контакт со всеми уровнями государственной власти и МСУ 45

2 Ежедневная работа в общественной приемной 43

3 Участие в общественной деятельности 35

4 Работа со СМИ 31

5 Помощь в законотворческой деятельности 31

Таблица 7

Оценка уровня работы помощников Assessment of assistant deputies' work level

№ п/п Уровень работы помощников Количество чел., %

1 Высокий эффективный уровень 18

2 Средний эффективный уровень 35,3

3 Малоэффективный уровень 37,3

4 Неэффективный уровень 7,8

5 Нет ответа 1,6

Всего: 100 %

По мнению экспертов, помощник должен и обязан уметь контактировать с руководителями, должностными лицами и с различными группами населения (56 %), обладать навыками публичных выступлений (23 %). При этом непременно должен иметь либо юридическое (29 %), либо экономическое (25 %), либо политологическое (19 %) образование. Как показывает экспертный опрос, почти половина помощников, особенно те, кто работает первый год, являются малоэффективными и это обусловлено несколькими факторами:

— особенность работы помощников в гибком и умелом сочетании всех форм деятельности: работы в общественной приемной со всеми группами населения на округе, с умением найти тесный контакт с органами власти всех уровней и СМИ и активной помощью в законотворческой деятельности депутата. Для этого необходимо обладать соответствующими компетенциями, умениями и навыками работы, профессиональным образованием, которыми, по мнению экспертов, не все помощники обладают. Помощники должны находиться, используя терминологию В. Вернадского, «в гуще жизни»; им интересен и должен приносить морально-психологическое удовлетворение сам процесс общения, нахождение и установление межличностных контактов [9]. Также помощник должен быть гибким и стрессоустойчивым, уметь спокойно воспринимать критику, замечания со стороны депутата. Нельзя забывать, что помощник

Список литературы_

подстраивается под руководителя, а не наоборот [8];

— многие из помощников, числясь в штате, реально не работают. Исследование показало, что существующие не только у нас корпоративные, земляческие и родственные особенности формирования кадров государственной службы не должны становиться непреодолимым препятствием в достижении эффективности работы помощников депутатов Народного Хурала, а должны преобладать современные, рациональные, деловые принципы;

— помощники мало знакомы даже между собой, это крайне необходимо для эффективного взаимодействия, практика показывает, что результативная эффективность достигается только в командной работе;

— необходима постоянная учеба и обмен опытом.

В настоящий момент нет единого порядка формирования аппарата помощников депутатов, в основном повторяют, положения Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где вопросу о статусе помощников посвящено четыре статьи. Деятельность помощника депутата представляет собой серьезную ответственность перед депутатом и населением округа. Поэтому законодательство о статусе помощника депутата должно обеспечивать баланс между правами и гарантиями, с одной стороны, и его обязанностями и ответственностью — с другой [7. С. 76].

1. Игнатов В. Г. [н др.]. Государственный служащий современной России: социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций. Ростов-н/Д.: СКНЦ, 1997. 307 с.

2. Мархинин В. В., Сальников А. И. Помощник депутата регионального парламента: нормативные и правовые аспекты // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. матер. LIII Междунар. науч.-практ. конф. № 9 (49). Новосибирск: СибАК, 2015.

3. Окулич И. П. Роль помощников депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации // Вестник Челябинского университета. Сер. 9. Право. 2002. № 1 (3). С. 71—76.

4. Осавелюк А. М. Взаимоотношения депутатов с личными помощниками и персоналом вспомогательных органов парламентов // Государство и право. 1996. № 11. С. 67—74.

5. Панин С. В. Понятие профессиональной компетентности помощника депутата: психолого-акмео-логический подход // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 11 (115). С. 241-244.

6. Панин С. В. Психологические особенности развития профессиональной компетенции помощника депутата // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (119). С. 142—145.

7. Полевкова О. В. Проблемы правового регулирования статуса помощника депутата представительного органа муниципального образования // Человек, общество, инклюзия. 2010. № 2. С. 66—77.

8. Савушкина О. В. Помощник депутата Госдумы в системе государственного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. souzpolitolog.ru (дата обращения: 15.11.2016).

9. Яницкий О. Н. Помощники депутатов: работа рутинная или творческая? / / Власть. 2014. № 3. С. 17-22.

List of literature_

1. Ignatov V. G. [et al. ]. Gosudarstvenny sluzhashhi sovremennoy Rossii: sotsialno-politicheskiy analiz deyatelnosti i tsennostnyh orientatsiy [State employee of modern Russia: socio-political analysis of activities and values]. Rostov-n/D.: SKNTs, 1997. 307 p.

2. Markhinin V. V., Salnikov A. I. Aktualnye voprosy obshhestvennyh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya (Actual questions of social sciences: sociology, political science, philosophy, history): Collected articles of the LIII Intern. scientific-practical. conf., no. 9 (49). Novosibirsk: SibAK, 2015.

3. Okulich I. P. Vestnik Chelyabinskogo universiteta. Ser. 9. Pravo (Bulletin of the Chelyabinsk University. Ser. 9. Law), 2002, no. 1 (3), pp. 71-76.

4. Osavelyuk A. M. Gosudarstvo i pravo (State and Law), 1996, no. 11, pp. 67-74.

5. Panin S. V. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki (Bulletin of the Tambov University. Ser. Humanitarian sciences), 2012, no. 11 (115), pp. 241-244.

6. Panin S. V. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki (Bulletin of the Tambov University. Ser. Humanitarian sciences), 2013, no. 3 (119), pp. 142-145.

7. Polevkova O. V. Chelovek, obshhestvo, inklyuziya (Man, society, inclusion), 2010, no. 2, pp. 66-77.

8. Savushkina O. V. Pomoshhnik deputata Gosdumy v sisteme gosudarstvennogo upravleniya (Assistant of the State Duma deputy in public administration) Available at: http://www.souzpolitolog.ru (accessed 15.11.2016).

9. Yanitsky O. N. Vlast (Power), 2014, no. 3, pp. 17-22.

Коротко об авторах_

Цыденова Александра Лукинична, канд. филос. наук, доцент кафедры «Политология и социология», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: социология, политическая социология, социология политических и социокультурных процессов tsal@mail.ru

Буркина Анна Антоновна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Политология и социология», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: политическая социология, социально-политическая структура общества, избирательный процесс и выборные технологии a-burkina@rambler.ru

Briefly about the authors_

Alexandra Tsydenova, candidate of philosophical sciences, assistant professor, Political Science and Sociology department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: sociology, political sociology, sociology of political and socio-cultural processes

Anna Burkina, candidate of sociological sciences, assistant professor, Political Science and Sociology department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: political sociology, social and political structure of society, electoral process and election technologies

Образец цитирования _

Буркина А. А., Цыденова А. Л. Деятельность помощников депутатов Народного Хурала Республики Бурятия как политических акторов регионального политического процесса (по материалам социологических исследований) // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 12. С. 66- 76. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-12-66-76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.