А. С. Родионов. Партийные фракции региональных парламентов (на примере Народного Хурала Республики Бурятия)
региональных политических процессов, обусловленную и национальным фактором, и особенностями политической культуры населения и должностных лиц (как части региона). Политика, направленная на укрепление отношений с Москвой, продвижение экономических реформ, экономического развития региона, не ставит своей целью защиту национальных интересов жителей региона, не учитывает существующие проблемы с бурятским языком, плачевным состоянием сельской части региона.
То есть на практике правление главы региона остается умеренно авторитарным, так как в своей деятельности он опирается на «вертикаль власти» в силу отсутствия полноценной связи с интересами региона. Зачастую имеет место скрытое сопротивление политике Президента (например, через отсутствие поддержки тех или иных законопроектов депутатами законодательного органа региона), нет инициативы со стороны партийных и общественных организаций по установлению равноправного диалога с властью. На самом деле восприятие главы региона народонаселением в сущности не изменилось: власть по-прежнему обладает правом и способностью регулировать и контролировать жизнь общества, а общество не способно повлиять на процесс принятия политических решений. То есть власть по-прежнему воспринимается через призму неизбежности ее существования и необходимости подчинения ей, в подсознании индивида нет вариантов противления власти законными способами, тем более что на практике эти способы неинституционализированы и малоэффективны.
Литература
1. Бирюкон С.В. Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы. - Кемерово, 2006.
2. Гаджиев К.С., Гудименко Д.В.. Каменская Г.В. и др. Политическая культура: теория и национальные модели. -М., 1994.
3. Дагбаев Э.Д. Институциональный дизайн политических процессов в российских регионах Внутренней Азии и Монголии. — Улан-Удэ: изд-во Бурятского гос. ун-та, 2011.
- С.136-137.
4. Зудин А.Ю. Режим В.Путина: контуры новой политической системы // Общественные науки и современность.
- 2003. - №2. - С.67-84.
5. Клямкин И М., Шевцова Л.Ф. Внесистемный режим Бориса II. Некоторые особенности политического развития постсоветской России. - М., 1999. - 63 с.
6. Конституция РБ. http://roszakon.narod.ru/konst/ buriatia/burkonst 1 .htm.
7. Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству // Полис. - 2006. - № 2. - С.162-173.
8. Растимешина Т. Культурное наследие и подданническая политическая культура российского общества // Власть. - 2012 - №2. - С. 18.'
9. Саква Р. Институт президентства: либеральный или неопатерналистский режим? // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2003. — №4. - С. 112-126.
10. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. -М.: изд-во ГУ-ВШЭ, 2006.
Иванова Анна Алексеевна, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, e-mail: ivanova. anna, alex@yandex.ru.
Ivanova Anna Alekseevna, postgraduate student, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: ivanova.anna. alex@yandex.ru.
УДК: 329(571).54 О A.C. Родионов
ПАРТИЙНЫЕ ФРАКЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
В статье рассматриваются некоторые аспекты функционирования партийных фракцийt сформированных в Народном Хурале Республики Бурятия четвертого созыва. Выявляются и анализируются основные политические акторы, влияющие на деятельность фракций, выясняются факторы и мотивы принятия депутатами, членами фракций важных политических решений, как внутри фракции, так и на голосовании во время работы сессий парламента.
Ключевые слова: партийная фракция, политическая партия, политический актор, парламент, политический процесс, политическое решение, партийная идеология, избиратели.
A.S. Rodionov
PARTY FACTIONS REGIONAL PARLIAMENTS (FOR EXAMPLE, THE PEOPLES KHURAL OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
This article discusses some aspects of the party factions formed in the People's Khural of the Republic ofBuiyatia fourth convocation. Identifies and analyzes the main political actors that influence the factions being investigated fac-
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_14А/2012
tors and motives of making MPs, a member of the important political decisions, both within the faction, /Ле vo/e during the sessions of the Parliament.
Key words: party faction, political party, political actor, parliament, political process, political decision, party ideology, voters.
Народный Хурал - законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Бурятия, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Республики Бурятия [2].
Так как в Бурятии не было принудительного роспуска советов, Народный Хурал стал преемником Верховного совета Республики Бурятия и поэтому он обладает довольно существенными полномочиями, в том числе по утверждению всех персональных назначений в региональном правительстве.
До 2007 года Народный Хурал Республики Бурятии (НХ РБ) состоял из 65 депутатов, избираемых по мажоритарным округам. Статья 80 Конституции Бурятии, принятой в 1994 году, гласила, что Народный Хурал Республики Бурятия избирается с учетом территориального и национального представительства [5].
В ходе подготовки к выборам 2007 года было решено, что численность нового Народного Хурала составит 66 депутатов [7], избираемых на 5 лет - 33 человека по одномандатным округам и 33 по партийным спискам с 7% барьером [8]. Сами списки стали «плоскими», минимальное число кандидатов установлено не было, максимальное составляло 66 кандидатов (численность депутатов Народного Хурала).
По итогам данных нововведений ныне действующий четвертый созыв республиканского парламента является практически полностью партийным.
Заградительный барьер преодолели все 4 списка политических партий, включенных в избирательный бюллетень. Это партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. Согласно результатам, полученные голоса по пропорциональной части избирательной системы партий конвертировались в мандаты. Так, ЕР получила 22 мандата (62,87%), по четыре депутатских места получили партии КПРФ (12,81%) и СР (11,96%), а три мандата - ЛДПР (8,57%). Кроме того, в 27 одномандатных округах из 33 победу одержали кандидаты, выдвинутые от политических партий. 21 депутат был избран при поддержке партии ЕР, 5 депутатов при поддержке СР, один депутат был избран от КПРФ, 5 депутатов, завоевавших мандат, выступили как самостоятельные кандидаты.
Подведение общих итогов выборов по обеим частям избирательной системы привело к сле-
дующей расстановке сил: партия ЕР в НХ РБ получила 43 мандата (22+21); партия СР -9 (4+5); КПРФ - 5 (4+1); ЛДПР - 3 (3); 5 составили группу независимых депутатов [12]. Вскоре после начала работы НХ РБ группа независимых разошлась по фракциям.
В результате в Народном Хурале четвертого созыва было сформировано четыре партийные фракции [15]:
1) фракция политической партии «Единая Россия» - 47 депутатов (руководитель - Калашников Иван Игнатович);
2) фракция политической партии «Справедливая Россия» - 9 депутатов (руководитель -Матханов Иринчей Эдуардович);
3) фракция политической партии «КПРФ» -5 депутатов (руководитель - Мархаев Вячеслав Михайлович);
4) фракция политической партии «ЛДПР» -3 депутата (руководитель - Бобков Игорь Александрович).
Партийная фракция представляет собой депутатскую группу в парламенте или ином представительном органе, в которую входят депутаты, избранные от определенной партии или избирательного блока партий, и представляющие интересы этой партии.
Отмена электорального качества замещения поста Президента РБ превратила Народный Хурал РБ в один из влиятельнейших каналов лоббирования региональных интересов. При этом основным инструментом, способным оказать давление на Главу региона, который, по определению, стал администратором (региональным менеджером), могли оказать только организованные группы парламентариев, единственной формой консолидации которых стали политические партии.
Данное предположение нашло свое подтверждение при обработке и анализе результатов исследования, проведенного нами среди депутатов Народного Хурала Республики Бурятия посредством экспертного опроса. В опросе приняло участие 26 человек с применением направленной целевой выборки. Это связано с тем, что в четвертом созыве Народного Хурала Республики Бурятия сложилась ситуация, при которой полное доминирование имеет одна партийная фракция, а все остальные являются малочисленными. Поэтому при проведении опроса нами было принято решение уравнять количество
АС. Родионов. Партийные фракции региональных парламентов (на примере Народного Хурала Республики Бурятия)
участников от малочисленных фракций, с одной стороны, и доминирующей фракции, с другой, с целью придания исследованию наибольшей эффективности.
Итак, полученные данные говорят о том, что при оценке степени влияния законодательного органа (Народного Хурала) на политический процесс в регионе более половины опрошенных (54%), склонились к тому, что парламент имеет равное влияние на политический процесс с исполнительной властью. 34,5% респондентов заявили, что Народный Хурал является доминирующим органом власти в республике. И лишь 11,5% опрошенных уверены, что законодательный орган является подчиненным по отношению к исполнительной власти. Вызывает интерес тот факт, что все депутаты, признавшие подчиненность парламента правительству и главе республики, являются членами фракции «Единая Россия».
Однако при относительном равенстве законодательной и исполнительной властей в регионе, последней необходимы действенные механизмы контроля, как над политическим процессом в целом, так и над парламентом в частности. Как и во всей стране, в республике был применен наиболее эффективный механизм - создание «партии власти». Этот факт подтверждают и данные проведенного нами опроса: 81% респондентов считают главным механизмом контроля над Народным Хуралом создание «партии власти». Лишь 4% депутатов склонны видеть в качестве механизма давления патронажно-клиенгелистские отношения. Данный факт свидетельствует о том, что отмена электорального принципа смены Главы РБ через выборы и замена его принципом прямого назначения привела к развалу системы иатронажно-клиентелистких отношений и кардинальной перестановке политических сил в регионе. 15% опрошенных уверены в том, что законодательный орган никак не контролируется Федеральным центром и Главой республики.
По итогам выборов в законодательном органе, сформированном по партийному принципу, образованы и функционируют партийные фракции, каждая из которых имеет свое положение о фракции и руководящие органы. Однако все они подвержены влиянию различных политических акторов, под которыми, согласно определению Б.И. Краснова, понимаются «субъекты, активно осуществляющие какую-либо из форм политической деятельности», «лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе» [13].
Исходя из приведенных определений, правомерно говорить как об индивидуальных, так и о совокупных политических акторах. Индивидуальный политический актор - это конкретная отдельно взятая личность, которая в той или иной степени проявляет политическую активность, включающую в себя определенное взаимодействие данного индивида с политической действительностью, его действия и ориентации по отношению к политической практике.
Совокупные политические акторы - это не-институциализированные общности и социально-политические институты, деятельность которых является интегративным результатом взаимодействия составляющих данную общность или институт индивидуальных акторов, и, в соответствии с известным законом системности, отличается от простой суммы их персональных качеств некоторыми и новыми кооперативными параметрами. Главным из них большинство депутатов (92%) назвало политическую партию, представителями которой они являются. То есть, в своей работе члены партии руководствуются Уставом и Программой партии, решениями руководящих органов партии и руководящих органов регионального отделения партии. Вызывает интерес тот факт, что часть респондентов (преимущественно депутаты от «Единой России») помимо политической партии называет в качестве политического актора, влияющего на развитие и функционирование фракций в парламенте, Главу региона. Это дает нам право говорить о том, что на уровне нашего региона Глава РБ ассоциируется не только у населения, но и у депутатов законодательного органа с политической партией, т.е. решение Главы есть решение партии и наоборот. Также в качестве одного из влиятельных политических акторов были названы финансово-экономические группы. Конкретики по этому вопросу добиться не удалось, но тем не менее факт налицо. Связано это, прежде всего, с тем, что большинство депутатов являются руководителями тех или иных предприятий, фирм и коммерческих структур, что не может не сказаться на работе фракции в парламенте.
Большинство экспертов (61%) отмечает, что в ходе процедуры голосования в законодательном органе депутаты опираются на мнение ведущей партийной фракции. Менее значимым выглядит мнение парламентского большинства (31%). Следующим по уровню влияния следует отметить мнение Главы РБ (27%), и последним в этом списке является возможность развития процедуры голосования основанное на мнении каждого отдельного депутата (4%).
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
14АУ2012
Полученные результаты интервьюирования экспертов во многом подтверждают тенденцию отождествления мнения ведущей партийной фракции в парламенте с мнением Главы Республики. При возможности выбора двух или более вариантов ответа на данный вопрос, совокупная группа экспертов, подтвердившая данную тенденцию, составила 88%.
Выяснив основные принципы голосования депутатов за тот или иной законопроект непосредственно на сессии Народного Хурала, респондентам был предложен ряд вопросов, касающихся процесса выдвижения, поддержки или неприятия тех или иных политических решений внутри фракций.
Большинство опрошенных нами экспертов (58%) склонны считать, что все решения принимаются заранее на заседании фракции и на голосовании его поддерживают все члены фракции, независимо от того, согласны они с ним или нет. Однако 42% депутатов утверждают, что при возникновении спорного решения внутри фракции может образоваться группа депутатов, несогласная с мнением большинства фракции и голосующая против него. При этом стоит заострить внимание на том, что безоговорочно поддерживают решения своих фракций депутаты от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России, что говорит о дисциплине и сплоченности внутри данных фракций. Скорее всего, это связано с их малочисленностью и невозможностью противодействия доминирующей фракции «Единой России». В свою очередь, депутаты последней в большинстве своем склонны к отказу в поддержке непопулярных решений. Этот факт дает нам основания предполагать, что внутри данной фракции нет особого единства во мнениях, что, тем не менее, не мешает «единоросам» приводить в жизнь инициированные партией законопроекты.
И это полностью подтверждают ответы на следующий вопрос нашего исследования. Мы предложили депутатам ответить на вопрос: чем руководствуются члены фракции, принимая те или иные решения? За то, что основополагающим фактором при принятии решений является партийная идеология, (т.е. тот случай, когда решение уже принято политической партией на федеральном или региональном уровнях) и депутаты, представляющие эту партию, должны лишь претворить его в жизнь, высказались 54% опрошенных. 27% во главу угла ставят общую выгоду и пользу, предполагая, что далеко не все партийные решения, спущенные сверху, являются таковыми. 12% экспертов предложили в качестве ответа свой собственный вариант, ко-
торый у всех совпал. Данные депутаты, принимая решения, руководствуются в первую очередь интересами своих избирателей. И 8% респондентов действуют исключительно в собственных интересах, игнорируя всех, включая собственную политическую партию.
Наибольший «политический вес» в нашем регионе имеет Глава Республики Вячеслав Наговицын, который имеет определенное влияние на депутатов парламента. Это подтверждают и результаты опроса. Мы попросили экспертов выделить одну или несколько фигур или групп, влияющих на принятие решений внутри фракции. Большинство респондентов (42%) выделили в качестве такой фигуры Главу Республики, причем все они являются членами фракции «Единая Россия». Хотя не менее важным для депутатов является и мнение избирателей, к которому склонились 34% опрошенных. Члены дисциплинированной фракции КПРФ, все как один, придерживаются мнения руководителя регионального отделения политической партии.
Поддержка избирателями инициированных и принятых фракцией решений является определяющим фактором, влияющим на развитие и функционирование партийной фракции. Данное мнение разделяют 60% респондентов, связывая дальнейшую судьбу фракции в парламенте со своей ответственностью перед избирателями, от которых, по большому счету, зависит, пройдет ли данная партия в следующий созыв парламента. 23% опрошенных ставят перспективу развития и работы фракции в парламенте в прямую зависимость от принятия и поддержки ими тех парламентских решений, которые выгодны, прежде всего, политической власти региона и страны. И лишь 12% депутатов видят будущее своей фракции при условии их противодействия принятию непопулярных и невыгодных решений, не отвечающих интересам либо властей, либо избирателей, либо и тех, и других вместе.
Итак, функционирование партийных фракций Народного Хурала Республики Бурятия последнего четвертого созыва во многом отличается от всех предыдущих и имеет ряд особенностей.
Выборы в парламент проходили по новой смешанной системе с разделением на одномандатные округа и партийные списки, что, безусловно, кардинально повлияло на развитие политических партий в регионе.
В результате нововведений республиканский парламент стал практически полностью партийным. На основе партийной принадлежности были сформированы партийные фракции, в которые вошли 64 из 66 депутатов.
В А. Емельянов. Прокремлевские молодежные общественно-политические организации в 2005-2006 гг.
Что касается особенностей функционирования данных фракций внутри Хурала, то ссылаясь на результаты проведенного исследования, мы можем сформулировать ряд выводов:
1) законодательный орган оказывает примерно равное влияние на политический процесс республики вместе с Главой и Правительством, что достигается, по сути, лишь наличием большого количества полномочий у парламента; однако на деле он, как мы думаем, является подконтрольным органом политической власти, прежде всего, со стороны Главы Республики;
2) основным актором, влияющим на функционирование и развитие партийных фракций в парламенте, являются политические партии, которые эти фракции представляют;
3) при голосовании депутаты опираются на мнение ведущей партийной фракции, которая представляет собой парламентское большинство, и которое в большинстве случаев поддерживает мнение Главы;
4) при принятии решения внутри фракции большинство депутатов склонны менять собственное мнение в пользу решения, предложенного им политической партией и поддержанного большинством, даже если оно, по их мнению, не является правильным.
Литература
1. LaPalombara, J. and Weiner M. Political Parties and Political Development. — Princeton: Princeton University Press, 1966.
2. Закон Республики Бурятия N 111 —I «О Народном Хурале Республики Бурятия» ог 19 апреля 1995 год, гл.1,
ст. 1.
3. Дюверже М. Политические партии. - М.: Академический проект, 2000.
4. Галенпольский Ф.С. Соотношение Конституции Российской Федерации и Конститу ций субъектов Российской Федерации (на примере Конституции Республики Бурятия) // Сибирский юридический вестник. — 1998 - №1.
5. Джанда К. Сравнение политических партий: исследование и теория // Современная сравнительная политология. -М, 1997.
6. Конституция Республика Бурятия. Принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 года (в ред. Закона Республики Бурятия от 22.11.2006 N 1922-111), гл. 5, ст. 80.
7. Закон Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бхрятия» N 427-X1I (в ред. Постановления Конституционного Суда РБ от 11.07.2003, Закона Республики Бурятия от 06.01.2004 N 603-III). Принят Верховным Советом Республики Бурятия 16 марта 1994 года.
8. Przevorski A., Spraque J. Paper Stones: A History of Electoral Socialism. - Chicago, 1986.
9. Выборы депутатов Народного Х\рала Республики Бурятия IV созыва (2008 год). - Улан-Удэ: Республиканская типография, 2008. - 256 с.
10. Политическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1999. - С. 35.
11. Списки фракций Народного Хурала Республики Бурятия (30.04.2009). - [Электронный ресурс]. - http://hural-buryatia.ru/struktura/fiakcii/Rossiya.
Родионов Артемий Сергеевич, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, e-mail: aptem_rs@mail.ru.
Rodionov Artemiy Sergeevich, postgraduate student, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: aptem_rs@mail.ru.
УДК 316.346.32 - 053.6+316.7 : 32 © B.A. Емельянов
ПРОКРЕМЛЕВСКИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В 2005-2006 гг.
В статье рассматривается история создания «партией власти» России лояльных прокремлевских молодежных общественно-политических организаций. Указаны основные причины, побудившие государство на-чатъ процесс ускоренной политической социализации молодежи в нашей стране.
Ключевые слова: молодежь, молодежные объединения, организации, движения, Россия, политическая социализация.
V.A. Emelyanov
CREATION OF THE PRO-KREMLIN YOUTH POLITICAL ORGANIZATIONS
In article are considered history of creation by the party in power of Russia of the loyal pro-Kremlin youth political organizations. The main reasons which have induced the state to begin process of accelerated political socialization of youth in our countiy are specified.
Key words: youth, youth associations, organizations, movements, Russia, political socialization.