Научная статья на тему 'Законодательные органы Бурятии и национально-государственное строительство в республике (1930-1980): к постановке проблемы'

Законодательные органы Бурятии и национально-государственное строительство в республике (1930-1980): к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПАРЛАМЕНТ / СЕССИИ / ДЕПУТАТЫ / ЗАКОНЫ / CONSTITUTION / LEGISLATIVE BODIES / PARLIAMENT / SESSIONS / DEPUTIES / LAWS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Протасов Евгений Тарасович

В работе отражены вопросы формирования и эволюции Верховного Совета Бурятии как высшего представительного и законодательного органа власти автономной республики, осуществлявшего основную роль в ее национально-государственном строительстве. В его депутатском корпусе выявлены основные социальные слои как в возрастном, гендерном, национальном, так и образовательном, профессиональном, партийном аспектах. Вследствие политических репрессий 1930-х гг. состав руководителей и депутатов представительного органа власти почти полностью обновился. Однако многие из них еще долгое время трудились на ответственных должностях регионального уровня. Целенаправленные усилия осуществлялись в конституционном строительстве. По решениям законодательного органа прослеживаются вехи политической истории, совершенствование государственного устройства союзного государства и автономной республике в те-290 чение более полувекового периода. Совместная деятельность Верховного Совета с советскими и партийными органами активно способствовала экономическому и социально-культурному развитию республики. Была также организована системная работа парламентских комиссий и депутатов, улучшилось их взаимодействие с Аппаратом Президиума Верховного Совета, использовались парламентские процедуры, что повышало эффективность функционирования государственных органов. Работа регионального парламента носила разнообразный характер и осуществлялась под непосредственным руководством партийных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE BODIES OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AND NATION AND STATE CONSTRUCTION IN THE REPUBLIC (1930-1980): TO THE STATEMENT OF THE PROBLEM

The article considers the issues of the formation and evolution of the Supreme Council of the Republic of Buryatia as the Supreme representative and legislative body of the authorities of the Autonomous Republic carrying out a fundamental role in its nation-building. In its deputy corps all main social groups both in age, gender, national, and educational, professional, party aspects have been revealed that is of undoubted interest. Due to political repressions of the 1930th the structure of heads and deputies of the representative body of the Government was almost completely updated, but many of them still worked at leading positions of regional level for a long time. Focused efforts were undertaken in constitutional construction. According to the decisions of the legislative body, the milestones of political history, improvement of the Union State and Autonomous Republic for more than a half-century has been traced. Joint activities of the Supreme Council of the Soviet and party organs have actively contributed to the economic and socio-cultural development of the Republic. The system work of the parliamentary committees and deputies was also organized, their interaction with the Presidium of the Supreme Soviet was improved, the parliamentary procedures that increased the efficiency of the functioning of the public authorities were used. The work of the regional Parliament was varied and carried out under the direct supervision of the party organs.

Текст научной работы на тему «Законодательные органы Бурятии и национально-государственное строительство в республике (1930-1980): к постановке проблемы»

УДК 320:323 (571.74) ББК 67

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ БУРЯТИИ И НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ (1930-1980): К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

I Е.Т. Протасов

Аннотация. В работе отражены вопросы формирования и эволюции Верховного Совета Бурятии как высшего представительного и законодательного органа власти автономной республики, осуществлявшего основную роль в ее национально-государственном строительстве. В его депутатском корпусе выявлены основные социальные слои как в возрастном, гендерном, национальном, так и образовательном, профессиональном, партийном аспектах. Вследствие политических репрессий 1930-х гг. состав руководителей и депутатов представительного органа власти почти полностью обновился. Однако многие из них еще долгое время трудились на ответственных должностях регионального уровня.

Целенаправленные усилия осуществлялись в конституционном строительстве. По решениям законодательного органа прослеживаются вехи политической истории, совершенствование государственного устройства союзного государства и автономной республике в те-290 чение более полувекового периода. Совместная деятельность Верховного Совета с советскими и партийными органами активно способствовала экономическому и социально-культурному развитию республики. Была также организована системная работа парламентских комиссий и депутатов, улучшилось их взаимодействие с Аппаратом Президиума Верховного Совета, использовались парламентские процедуры, что повышало эффективность функционирования государственных органов. Работа регионального парламента носила разнообразный характер и осуществлялась под непосредственным руководством партийных органов.

Ключевые слова: Конституция, законодательные органы, парламент, сессии, депутаты, законы.

LEGISLATIVE BODIES OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AND NATION AND STATE CONSTRUCTION IN THE REPUBLIC (1930-1980): TO THE STATEMENT OF THE PROBLEM

I E.T. Protasov

Abstract. The article considers the issues of the formation and evolution of the Supreme Council of the Republic of Buryatia as the Supreme representative and legislative body of the authorities of the Autonomous Republic carrying out a fundamental role in its nation-building. In its deputy corps all main social groups both in age, gender, national, and educational, professional, party aspects have been revealed that is of undoubted interest. Due to political repressions of the 1930th the structure of heads and deputies of the representative body of the Government was almost completely updated, but many of them still worked at leading positions of regional level for a long time.

Focused efforts were undertaken in constitutional construction. According to the decisions of the legislative body, the milestones of political history, improvement of the Union State and Autonomous Republic for more than a half-century has been traced. Joint activities of the Supreme Council of the Soviet and party organs have actively contributed to the economic and socio-cultural development of the Republic. The system work of the parliamentary committees and deputies was also organized, their interaction with the Presidium of the Supreme Soviet was improved, the parliamentary procedures that increased the efficiency of the functioning of the public authorities were used. The work of the regional Parliament was varied and carried out under the direct supervision of the party organs.

Keywords: Constitution, legislative bodies, parliament, sessions, deputies, laws.

291

Конституция СССР 1936 г. внесла принципиальные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов страны и республики. Двухступенчатая конструкция была заменена единым Верховным Советом Союза ССР, который традиционно именовался «высшим органом государственной власти» (статья 22) [1, с. 39]. Причем «советская» идея «высшего органа власти» была проведена более после-

довательно, чем в предшествующих конституциях. В частности, это проявилось в закреплении в Основном Законе компетенции Верховного Совета [2, с. 5].

Цели и задачи исследования определены актуальностью темы, степенью ее изученности и заключаются в том, чтобы проанализировать и переосмыслить вопросы деятельности законодательной власти в автономной республике за более чем по-

292

лувековои период, а также выявить их роль и значение в процессе национально-государственного строительства и развития региона.

В прежнеИ двухступенчатой структуре законодательных органов государственной власти основная законотворческая работа была прерогативой постоянно действующего Центрального Исполнительного Комитета (далее — ЦИК). Главным недостатком такого порядка являлось отсутствие гласности и недемократический порядок формирования ЦИК из-за отстранения от этой процедуры избирателей. С целью завуалировать столь явно авторитарный характер политического режима, продемонстрировать внешний «демократизм» советской власти и был образован единый и единственный законодательный орган — Верховный Совет, избираемый всем населением страны.

Высшими органами государственной власти в союзных и автономных республиках также становились Верховные Советы, которые избирались сроком на четыре года (с 1975 г. — через пять лет) по установленным нормам представительства. В Бурятии один депутат избирался от шести тысяч человек. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах являлись Советы депутатов трудящихся, избираемые сроком на два года. Как отмечено в монографии Е.Н. Палхаевой и Е.Т. Протасова, они образовывали единую многоуровневую систему государственной власти с установленной функциональной субординацией [3, с. 111]. При этом разграничивалась компе-

тенция органов, а не единая государственная власть. В какой-то мере это было отголоском теории разделения властей, поскольку верховенство парламента ограничивалось полномочиями подотчетных ему органов [4, с. 75]. В расширительном понимании также представляется целесообразным отразить мнение А.А. Албо-гачиева в его диссертационном исследовании о том, что законодательный орган представляется особенным политическим механизмом (его развитие есть не что иное как история расширения свободы и прав), и его функционирование на данный момент может дать представление о современном положении связи народ — власть, об осуществлении интересов и прав личности и общества в том или ином регионе [5, с. 39].

В конце 1930-х гг. утвердился политический курс на унификацию и интернационализацию всех сторон общественной жизни многонационального государства, что стало причиной замедления процесса национально-государственного строительства [6, с. 47].

11 августа 1937 г. VII чрезвычайный съезд Советов БМАССР принял Конституцию республики, в которой однозначно закреплялось, что «Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика есть Социалистическое государство». Цели, ставившиеся в момент образования республики в 1923 г., формально признавались достигнутыми. Согласно Конституции высшим органом государственной власти стал Верховный Совет республики.

Первый состав Верховного Совета БМАССР состоял из 89 депутатов, избранных от 15 аймаков (районов) ре-

спублики и города Улан-Удэ по результатам выборов 26 июня 1938 г., в которых участие в голосовании приняли 97,99% избирателей республики, при этом 98,5% проголосовали за кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных. Их состав был тщательно подобран, чтобы отражать социальную структуру общества. Это 62 члена и кандидата в члены партии, 13 комсомольцев, 14 беспартийных, 18 партийных и советских работников, 10 хозяйственных руководителей, 9 военных, 20 стахановцев, 13 орденоносцев [7, с. 144]. Подавляющим большинством депутатов являлись мужчины в возрасте от 30 лет, имевшие начальное образование. Качественный состав народных избранников отражает то, что, сохраняя одинаковые права с мужчинами, женщины составляли в среднем 32,7% членов парламента. Этот уровень сохранялся в высшем представительном органе региона длительное время, но наибольшая доля женщин составила 33,4% в 1985 г., а минимум — в 1990 г. (9,4%).

Если рассматривать этнические соотношения в депутатском корпусе, то они были аналогичны общереспубликанским пропорциям. В среднем 49,1% депутатских мандатов имели русские, буряты — 46,2%. Это соответствовало в целом основному подходу строительства советской автономии, когда национальный состав органов государственной власти республики состоял в основном из лиц русской и коренной национальности. За все двенадцать созывов в республиканский парламент избирались представители девяти национальностей. Третья часть народных избранников, как правило, была группой из номенклатурных работников, при этом зна-

чительную часть из них составляли руководители партийных и советских органов. Всего 5,6% мандатов в составе парламента было у специалистов. Доля рабочих и крестьян составляла 44,1%, что в целом отражало официальную политическую доктрину Союза ССР как общенародного государства. Вместе с тем, количество рабочих профессий и работников сельского хозяйства (не более 8%) в составе представительного органа «аграрной» республики с преимущественно сельским населением было крайне незначительным.

Выборы были всеобщими, равными, прямыми, но безальтернативными. Партийные органы, организовывавшие подготовку и проведение избирательной кампании, полностью контролировали весь процесс выборов. При этом, как свидетельствует мировая практика, постоянной проблемой законодательных органов является представительство и профессионализм депутатского корпуса. Еще несколько веков назад английский мыслитель Дж.С. Милль отмечал, что представительное собрание должно «быть одновременно комитетом по рассмотрению жалоб и конгрессом мнений страны или региона, форумом, на котором не только нация в целом, но и каждая группировка и, по возможности, каждая выдающаяся личность могли бы полностью высказаться и участвовать в дискуссии». Считается, что право представительства — важнейший признак демократии, позволяющий в то же время избежать принятия непродуманного или злонамеренного решения. Именно в борьбе за право представительства рождались парламентаризм и связанные с ним политические доктрины.

293

В рамках своих исключительных полномочий Верховный Совет образовывал основные органы государ -ственной власти и назначал их должностных лиц. Это Президиум Верховного Совета, Верховный Суд, Правительство — Совет Народных Комиссаров (с 1946 г. — Совет Министров) Бурятской АССР, органы народного контроля и другие. Они были избраны на первой сессии Верховного Совета автономной республики 6-8 июля 1938 г. Председателем Верховного Совета был избран Гавриил Сергеевич Будаев, работавший секретарем Баргузинского райкома партии, а Председателем Президиума Верховного Совета (на постоянной основе) — Гомбо Цыбикович Бельгаев, являвшимся Председателем ЦИК последнего созыва, Секретарем Президиума — Владимир Михайлович Биртанов. Председателем Совета Министров был утвержден Соломон Матвеевич Иванов.

Основными полномочиями парламента Бурятии являлись законо-1ПЛ дательная, представительная и кон-294 тролирующая. Основной формой его организационно-правовой работы была сессия; предложения в повестку дня вносили Верховный Совет, его Президиум, а также Правительство республики. Анализ документов показал, что сессии проводились в среднем два раза в год, однако исключением стали одиннадцатый (двенадцать сессий) и двенадцатый (шестнадцать сессий) созывы. Всего было проведено 118 сессий.

В период между сессиями высшую государственную власть осуществлял Президиум Верховного Совета, в исключительную компетенцию которого входили созыв сессий,

исполнение законодательства СССР, РСФСР и БМАССР в различных отраслях права, толкование республиканских законов, издание указов, назначение и проведение выборов, решение вопросов административно-территориального устройства, установление и присвоение почетных званий республики. Он же контролировал деятельность районных, городских и сельских Советов, координировал работу постоянных парламентских комиссий и различных общественных формирований, а также решал иные вопросы государственного строительства, развития народного хозяйства.

Согласно Регламенту республиканского парламента в его структуру входили аппарат Президиума, Совет старейшин, постоянные комиссии, партийная группа.

Аппарат Президиума, состоял из специалистов различных отраслей, советских работников, юристов [4, с. 223]: Председателя, Секретаря, являвшихся депутатами на постоянной основе, а также организационного отдела и отдела наград, приемной по жалобам, канцелярии, бухгалтерии. Аппарат осуществлял правовое, организационное, документационное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатского корпуса.

Совет старейшин — особый орган, наделенный полномочиями рассмотрения раньше других постоянных комиссий представленных сессионных вопросов. Формировался из представителей депутатских групп от районов и в установленные сроки рассматривал повестку дня сессий и порядок проведения заседаний парламента. В самом начале созыва Со-

вет старейшин обычно рекомендовал кандидатуры Председателя Верховного Совета, его заместителей, состав Президиума Верховного Совета и повестку дня первой сессии.

В составе постоянных комиссий депутаты осуществляли свои законодательные полномочия. Наиболее активное участие в работе высшего представительного органа принимали бюджетная комиссия, комиссия законодательных предположений и мандатная комиссия.

Партийная группа способствовала тому, чтобы решения парламента в основном соответствовали политической линии партийных органов. Депутатские группы координировали депутатскую работу в избирательных округах.

Своей деятельностью Верховный Совет внес весомый вклад в государственное строительство посредством внесения изменений в Конституцию республики и принятия законов. Так, 23 июня 1940 г. на IV сессии Верховного Совета БМАССР были внесены изменения в ее статьи 14, 44 и 77 в связи с образованием новых аймаков, изменением состава Совнаркома и введением отчетов народных судей перед избирателями [8, с. 75]. Поправки в отдельные статьи Конституции республики, связанные с разделением НКВД на НКВД и НКГБ и ввиду упразднения хошун-ного административного деления, были приняты 10 апреля 1941 г. на VI сессии регионального законодательного органа [9, с. 17].

За время Великой Отечественной войны состоялась лишь одна — VII (юбилейная) сессия Верховного Совета республики в июле 1943 г.) [10, с. 5]. В августе 1945 г. после двухлет-

него перерыва состоялась VIII сессия Верховного Совета, на которой были внесены изменения в статью 14 Конституции республики. Они касались образования новых районов [11, с. 138]. 30 сентября 1946 г. был принят Закон «О преобразовании СНК БМАССР в Совет Министров».

Несколько поправок в Конституцию республики на сессии парламента 10—11 апреля 1949 г. относительно компетенции высших органов государственной власти были внесены в статьи 18 и 30. Изменения в статью 36 о сроках созыва вновь избранного Верховного Совета были внесены в соответствии с дополненной статьей 39 Конституции РСФСР. Причиной изменения статьи 25 послужило увеличение числа заместителей Председателя республиканского парламента до четырех человек [12, с. 29].

В связи с изменением наименования партии, принятым на XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза, и в соответствии со статьей 130 Конституции РСФСР 8 сентября 1953 г. были внесены соответствующие поправки в статью 93 295 [13, с. 17].

17 июля 1958 г. на сессии Верховного Совета республика была переименована в Бурятскую АССР.

В 1959 г. отмечалось 300-летие добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства, в котором принял участие депутат Верховного Совета РСФСР, ее Председатель Совета Министров Д.С. Полянский, вручивший Бурятской АССР орден Ленина. Вторым и третьим орденами Союза ССР республика была награждена в 1972 и 1973 гг.

Несмотря на политическую ри-туализацию деятельности Верховно-

го Совета и избирательных кампаний по его формированию, этим вопросам уделялось серьезное внимание партийных органов, которые рассматривали выборы как важнейшую политическую задачу демон -страции лояльности населения к действующей власти. Фактически избиратели голосовали во многом не за единственного кандидата, а за политическую систему в целом.

Последующие выборы депутатов проходили при высокой активности населения. За кандидатов в среднем голосовало не менее 98% избирателей. При этом на выборах 18 февраля 1951 г. и 3 марта 1963 г. явка избирателей достигла рекордного уровня — 99,99%. Именно тогда появилась полушутливая фраза — «четыре девятки». Количество депутатских мандатов неуклонно увеличивалось. В 1967 г. было избрано 127, в 1971 г. - 137, в 1975 г. -150, а с 1980 г. - 170 депутатов. Большинство депутатов являлись членами партии, в среднем их доля за двенадцать созывов составляла 65,3% [14, 1ПП с. 5]. Третья часть народных избранни-296 ков были беспартийные. И впервые депутатом Верховного Совета в 1990 г. был избран религиозный деятель Матвей Рабданович Чойбонов. 81,7% депутатского корпуса последнего созыва имели высшее образование, в том числе 13 кандидатов наук.

Обновляемость парламентариев была высока и составляла от 63,3 до 79%. Среди избранных дважды и трижды они составляли соответственно 17,6 и 14%. При этом наибольшая продолжительность депутатства -35 лет подряд в течение восьми созывов - была у директора Тонкосуконного комбината, Героя социалистического труда Клавдии Павловны Альцман,

34 года народным избранником являлся партийный руководитель республики Андрей Урупхеевич Модогоев.

За 56 лет деятельности Верховного Совета его возглавляли 12 Председателей Верховного Совета, 9 Председателей Президиума Верховного Совета и 12 Секретарей Президиума [15, с. 5].

Председателями Верховного Совета Бурятии в разное время являлись политические и общественные деятели республики Б.Л. Лоб-сонов, М.М. Могнонов, Н.Г. Балдано, композитор Б.Б. Ямпилов, ректор Д.Ш. Фролов, ученый М.В. Мохосо-ев, поэт Н.Г. Дамдинов.

Руководители Верховного Совета и их заместители исполняли обязанности на общественных началах без отрыва от своей основной деятельности. Лишь в двенадцатом созыве с 1990 г. Председатели Верховного Совета С.Н. Булдаев, Л.В. Потапов и их заместители работали на постоянной основе.

В мае 1978 г. была принята Конституция Бурятской АССР. Считалось, что по новому Основному Закону в условиях развитой социалистической демократии полномочия автономной республики были расширены [16, с. 144]. Однако в результате чрезмерной централизации власти и руководства экономикой ее самостоятельность, по существу, была ограничена. Важнейшие вопросы жизни республики в основном решались центром и партийными органами. Это негативно сказывалось на инициативе и ответственности республиканских органов власти.

Такая ситуация сохранялась вплоть до середины 1980-х гг., когда в Советском Союзе началась «пере-

стройка», политическим содержанием которой было провозглашено развитие демократии и гласности. В 1988—1989 гг. были приняты Законы «О выборах народных депутатов СССР», «О выборах народных депутатов Бурятской АССР». Безусловным достоинством этих правовых актов стало закрепление принципа альтернативности выборов. В тот период с учетом демократических ожиданий многие надеялись на утверждение парламентаризма и формирование обновленного законодательного органа. Ведь, как отмечал исследователь Е.В. Охотский, «...парламентаризм представляет собой сложный политико-правовой и социокультурный феномен, предполагающий достаточно высокий уровень общей и, в частности, политической культуры как населения, так и представителей власти. Современный парламентаризм возможен лишь на таком этапе развития общества, когда подавляющее большинство его граждан убеждены в необходимости существования постоянно действующего института представительной демократии, когда они осознают, что парламент представляет собой одно из важнейших завоеваний человечества и, по-видимому, единственно возможный и рациональный способ реализации и функционирования представительной демократии. Именно парламент способен определять лицо демократической власти» [17, с. 40].

На выборах народных депутатов СССР (1989 г.), РСФСР и местных Советов (1990 г.) избиратели могли сделать реальный выбор между несколькими кандидатами. Несмотря на недостатки в организации и нормативном регулировании избира-

тельных кампаний, они имели большое значение не только для стимулирования активности избирателей, но и для всего последующего развития представительной демократии. В условиях бурных политических событий первой половины 1990-х гг. Верховный Совет республики сумел значительно активизировать законотворческий процесс. 22 февраля 1994 г. он принял новую Конституцию Республики Бурятия, согласно которой высшим постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти стал Народный Хурал Республики Бурятия.

Таким образом, действовавший более полувека Верховный Совет Бурятии внес значительный вклад в национально-государственное строительство в автономной республике. Его разносторонняя деятельность, принятые им законодательные и нормативные акты активно способствовали социально-экономическому, общественно-политическому, национально-культурному развитию республики. Работа депутатского корпуса осуществлялась в условиях постепенно возрастающего партийного доминирования. Нарушение устоявшихся принципов взаимодействия государственных и партийных органов на всех уровнях, связанное с утратой партией руководящей роли, привело к кризису законодательной власти. Вместе с тем, в непростых условиях последовательно осуществлявшегося принципа разделения ветвей власти и их взаимодействия была создана основа для дальнейшего развития представительной демократии, формирования парламентских традиций и многопартийности,

297

избрания и функционирования современного и эффективного регионального парламента. При этом в нем не реализовались негативные «соблазны» парламентаризма: Народный Хурал республики не стал ни исключительным властным центром, источником и средоточием всех других государственных властей, ни «говорильней», имеющей лишь косвенное отношение к реальному законодательству.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Собрание законодательства СССР. - М: Изд-во полит. лит-ры, 1937. - 473 с.

2. Булаков, О.Н. Представительные полномочия Советов в период советского строительства [Текст] / О.Н. Булгаков // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2003. - № 5.

3. Палхаева, Е.Н. Законодательная власть Бурят-Монгольской АССР (1923-1937 гг.): историческое исследование [Текст] / Е.Н. Палхаева, Е.Т. Протасов. - Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 2004. - 135 с.

4. Лукьянов, А.И. Парламентаризм в России 298 (вопросы истории, теории и практики)

[Текст] / А.И. Лукьянов. - М.: НОРМА ИНФРА-М, 2010. - 221 с.

5. Албогачиев, А.А. Парламентские традиции в европейском политическом пространстве: дис. ... канд. полит. наук [Текст] / А.А. Албогачиев. - М., 2001. -154 с.

6. Елаев, А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение [Текст] / А.А. Елаев. - М: Антал, 2000. - 176 с.

7. Жалсараева, Э.Б. Институты избирательного права в Бурятии: историко-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / Э.Б. Жалсараева. - М., 2003. - 161 с.

8. IV сессия Верховного Совета БМАССР первого созыва. 23 июня 1940 г. Стенографический отчет [Текст]. - Улан-Удэ: Верховный Совет БМАССР, 1940. - 139 с.

9. VI сессия Верховного Совета БМАССР

первого созыва. 10 апреля 1941 г. Стенографический отчет [Текст]. - Улан-Удэ: Верховный Совет БМАССР, 1941. - 143 с.

10. VII сессия Верховного Совета БМАССР первого созыва. 5 июля 1943 г Стенографический отчет [Текст]. - Улан-Удэ: Верховный Совет БМАССР, 1943. - 87 с.

11. VIII сессия Верховного Совета БМАССР первого созыва. 4-5 августа 1945 г. Стенографический отчет [Текст]. - Улан-Удэ: Верховный Совет БМАССР, 1945. - 195 с.

12. V сессия Верховного Совета БМАССР второго созыва. 10-11 апреля 1949 г. Стенографический отчет [Текст]. - Улан-Удэ: Верховный Совет БМАССР, 1949. - 217 с.

13. V сессия Верховного Совета БМАССР третьего созыва. 7-8 сентября 1953 г. Стенографический отчет [Текст]. - Улан-Удэ: Верховный Совет БМАССР, 1953. - 209 с.

14. Верховный Совет Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики. Двенадцатый созыв. - Улан-Удэ: Верховный Совет БАССР, 1990. - 58 с.

15. Биографические данные руководителей Верховного Совета, Президиума Верховного Совета и Правительства Бурятии (1923-1996): сборник [Текст] / Сост. А.Х. Насыров. - Улан-Удэ: Управление делами Народного Хурала Республики Бурятия, 1996. - 65 с.

16. Ивайловский, Д.А. Государственность субъектов Российской федерации как закономерности государственно-правовых явлений Российского государства (на материалах Республики Бурятия): историко-пра-вовые аспекты [Текст] / Д.А. Иловайский. - М.: Юрист, 2009. - 279 с.

17. Охотский, Е.В. Государственная служба в парламенте: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / Е.В. Охотский. - М: Изд-во РАГС, 2000. - 213 с.

REFERENCES:

1. IV sessija Verhovnogo Soveta BMASSR per-vogo sozyva. 23 ijunja 1940 g. Stenogra-ficheskij otchet, Ulan-Udje, Verhovnyj Sovet BMASSR, 1940, 139 p. (in Russian)

2. V sessija Verhovnogo Soveta BMASSR tretego sozyva. 7-8 sentjabrja 1953 g. Steno-graficheskij otchet, Ulan-Udje, Verhovnyj Sovet BMASSR, 1953, 209 p. (in Russian)

4.

7.

9.

V sessija Verhovnogo Soveta BMASSR vto- 10. rogo sozyva. 10-11 aprelja 1949 g. Stenogra-ficheskij otchet, Ulan-Udje Verhovnyj Sovet BMASSR, 1949, 217 p. (in Russian) 11.

VI sessija Verhovnogo Soveta BMASSR per-vogo sozyva. 10 aprelja 1941 g. Stenogra-ficheskij otchet, Ulan-Udje, Verhovnyj Sovet BMASSR, 1941, 143 p. (in Russian)

VII sessija Verhovnogo Soveta BMASSR per-vogo sozyva. 5 ijulja 1943 g. Stenogra- 12. ficheskij otchet, Ulan-Udje, Verhovnyj Sovet BMASSR, 1943, 87 p. (in Russian)

VIII sessija Verhovnogo Soveta BMASSR 13. pervogo sozyva. 4-5 avgusta 1945 g. Steno-graficheskij otchet, Ulan-Udje, Verhovnyj Sovet BMASSR, 1945, 195 p. (in Russian) 14. Albogachiev A.A., Parlamentskie tradicii v evropejskom politicheskom prostranstve,

Phd dissertation (Political), Moscow, 2001, 154 p. (in Russian) 15.

Biograficheskie dannye rukovoditelej Verhovnogo Soveta, Prezidiuma Verhovnogo 16. Soveta i Pravitelstva Burjatii (1923-1996), Ed. A.H. Nasyrov, Ulan-Udje, Upravlenie delami Narodnogo Hurala Respubliki Bur-jatija, 1996, 65 p. (in Russian) 17.

Bulakov O.N., Predstavitelnye polnomochija Sovetov v period sovetskogo stroitelstva, Predstavitelnaja vlast - XXI vek: zakonoda-telstvo, kommentarii, problemy, 2003, No. 5. (in Russian)

Elaev A.A., Burjatskij narod: stanovlenie, razvitie, samoopredelenie, Moscow, Antal, 2000, 176 p. (in Russian) Ivajlovskij D.A., Gosudarstvennost subektov Rossijskoj federacii kak zakonomernosti gos-udarstvenno-pravovyh javlenij Rossijskogo gosudarstva (na materialah Respubliki Bur-jatija): istoriko-pravovye aspekty, Moscow, Jurist, 2009, 279 p. (in Russian) Lukjanov A.I., Parlamentarizm v Rossii (vo-prosy istorii, teorii ipraktiki), Moscow, NORMA INFRA-M, 2010, 221 p. (in Russian) Ohotskij E.V., Gosudarstvennaja sluzhba v parlamente: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt, Moscow, RAGS, 2000, 213 p. (in Russian) Palhaeva E.N., Protasov E.T. Zakonodatel-naja vlast Burjat-Mongolskoj ASSR (19231937 gg.): istoricheskoe issledovanie, Ulan-Udje, 2004, 135 p. (in Russian) Sobranie zakonodatelstva USSR, Moscow, 1937, 473 p. (in Russian) Verhovnyj Sovet Burjatskoj Avtonomnoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki. Dve-nadcatyj sozyv, Ulan-Udje, Verhovnyj Sovet BASSR, 1990, 58 p. (in Russian) Zhalsaraeva Je.B., Instituty izbiratelnogo prava v Burjatii: istoriko-pravovoj analiz, PhD dissertation (History), Moscow, 2003, 161 p. (in Russian)

Протасов Евгений Тарасович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, Улан-Удэ, [email protected] Protasov E.T., PhD in History, Associate Professor, Department of State and Municipal Management, V.R. Filippov Buryat State Agricultural Academy, Ulan-Ude, [email protected]

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.