УДК 159.922
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА
© Сергей Владимирович ПАНИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра психологии развития, e-mail: [email protected] © Оксана Ивановна МИРОНОВА
Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ,
г. Москва, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, эксперт Центра дополнительного профессионального образования факультета национальной безопасности, e-mail: [email protected]
Представлены результаты эмпирического исследования профессиональной компетентности помощника депутата. На основе полученных данных с помощью авторских методик раскрываются содержание и степень сформированности ее структурных компонентов: правовой, информационной, репрезентативной, предвыборной, коммуникативной, карьерной, имиджевой компетентностей. Выявлено, что помощник депутата должен уметь формировать, актуализировать, пропагандировать, корректировать политический имидж депутата; быть способен осуществлять поиск, анализ различного рода информации, оценивать и передавать ее содержание адекватно поставленной цели; планировать свой карьерный путь, эффективно реализовывать профессиональные планы; знать о приемах и способах организации общения с различными группами населения, стратегиях и тактиках ведения переговоров, владеть коммуникативными умениями и навыками, позволяющими налаживать различного рода контакты; знать Конституцию, законодательство Российской Федерации, поправки и изменения законодательства, ряда нормативных актов, распорядительных документов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях; знать об организации избирательной кампании, приемах и способах воздействия на избирателей, направленных на формирование устойчивого положительного отношения к кандидату, его имиджу, политической программе; быть способен представлять интересы своего непосредственного руководителя перед гражданами региона и идентифицироваться с его образом в общественном сознании.
Ключевые слова: государственный служащий; профессиональная компетентность; деятельность депутата; функции помощника депутата.
Профессиональная компетентность помощника депутата представлена следующими компонентами: правовая, имиджевая, репрезентативная, информационная, предвыборная, коммуникативная, карьерная компетентность.
Правовая компетентность как компонент профессиональной компетентности помощника депутата предполагает знание Конституции, законодательства Российской Федерации, поправок и изменений законодательства, ряда нормативных актов, распорядительных документов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, необходимых депутату в осуществлении законотворческой деятельности [1].
Имиджевая компетентность помощника депутата представляет собой совокупность умений формирования, актуализации,
пропаганды и коррекции политического имиджа с учетом индивидуальности политика, общественных настроений, экспектаций, а также стереотипов массового сознания, основанных на соответствующих знаниях помощника [2; 3].
Коммуникативная компетентность помощника депутата - это совокупность знаний о приемах и способах организации общения с различными группами населения, стратегиях и тактиках ведения переговоров, коммуникативных умений и навыков, позволяющих налаживать различного рода контакты, самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия при оказании содействия депутату в осуществлении его профессиональных функций [4-6].
Предвыборная компетентность помощника депутата представляет собой совокупность знаний об организации избирательной
кампании, приемов и способов воздействия на избирателей, направленных на формирование устойчивого положительного отношения к кандидату, его имиджу, политической программе, создающих основу для успешного проведения информационно-рекламной, организационно-практической, демонстративной деятельности, и победе депутата в результате процедуры выборов [7].
Репрезентативную компетентность помощника депутата регионального уровня можно представить как способность представлять интересы своего непосредственного руководителя перед гражданами региона и идентифицироваться в общественном сознании с его образом. Репрезентативная компетентность предполагает использование ресурсов и полномочий депутата и включает меру ответственности помощника за формирование положительных представлений о его профессиональной деятельности [8].
Карьерная компетентность представляет собой способность помощника депутата планировать свой карьерный путь, эффективно реализовывать свои профессиональные планы, оценивать перспективы профессионального развития с целью достижения должностной позиции, которая является более высокой по сравнению с той, которую он занимает в данный момент [9].
Информационная компетентность помощника депутата определяется нами как способность осуществлять поиск, анализ различного рода информации, оценивать и передавать ее содержание адекватно поставленной цели, осуществлять консультирование депутата по вопросам, находящимся в сфере его интересов [10].
Для изучения психологической структуры профессиональной компетентности и выявления уровней развития обозначенных компонентов было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 150 помощников депутатов регионального законодательного органа, осуществляющих свою деятельность в думах Тамбовской, Липецкой и Воронежской области.
Исследование проводилось с помощью специально разработанных методик, которые были направлены на диагностику:
- умений формировать, актуализировать, пропагандировать, корректировать по-
литический имидж депутата, уровня владения технологиями политического пиара;
- способностей помощника депутата осуществлять поиск, анализ различного рода информации, оценивать и передавать ее содержание адекватно поставленной цели, осуществлять консультирование депутата по вопросам, находящимся в сфере его интересов;
- способностей планировать свой карьерный путь, эффективно реализовывать профессиональные планы, оценивать перспективы профессионального развития;
- знаний о приемах и способах организации общения с различными группами населения, стратегиях и тактиках ведения переговоров, коммуникативных умений и навыков, позволяющих налаживать различного рода контакты, самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия при оказании содействия депутату в осуществлении его профессиональных функций;
- знаний Конституции, законодательства Российской Федерации, поправок и изменений законодательства, ряда нормативных актов, распорядительных документов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
- знаний об организации избирательной кампании, приемов и способов воздействия на избирателей, направленных на формирование устойчивого положительного отношения к кандидату, его имиджу, политической программе;
- способностей помощника депутата представлять интересы своего непосредственного руководителя перед гражданами региона и идентифицироваться в общественном сознании с его образом.
Методики позволяют выявить три уровня развития компетентности помощника депутата: начальный (условно допустимый), базовый (средний), экспертный (высокий).
Результаты исследования и их анализ. Имиджевая компетентность. Средний показатель имиджевой компетентности по выборке составил 23,99 балла, что соответствует ее базовому (среднему) уровню развития. Среди респондентов 18 человек имеют начальный уровень развития имиджевой компетентности, 113 - базовый, 19 человек -экспертный. Данные представлены на рис. 1.
мкпсргнми 13%
Рис. 1. Уровни развития имиджевой компетентности помощников депутата (Ы = 150 человек)
По результату анализа данных респондентов можно отметить, что помощникам депутата довольно часто приходилось заниматься пропагандой политической программы своего руководителя, участвовать в работе по привлечению внимания общественности к его личности. Помощники при этом подбирают приемы создания положительного имиджа своего руководителя интуитивно, не могут точно воспроизвести, какие именно РЯ-технологии используют в своей работе.
Иногда помощникам приходится составлять рекламные статьи, пресс-релизы, ролики о политической деятельности своего руководителя. Некоторые помощники отмечают, что это в круг их обязанностей не входит.
Респонденты отмечают, что они довольно часто занимаются изучением мнения населения относительного результатов политической деятельности своего руководителя-депутата, выявляют ожидания общества, взаимодействуют со СМИ. Среди многообразия СМИ помощники используют периодическую печать (например, газету «Комсомольская правда»), радио, телевидение (РТР, «Новый век», интернет-ресурсы).
Коммуникативная компетентность. Показатель коммуникативной компетентности респондентов в среднем составил 34,8 балла (базовый уровень развития компонента).
У 129 помощников данный компонент профессиональной компетентности находится на базовом уровне развития, у 21 помощника - на высоком, экспертном уровне. Испытуемых с низким уровнем развития коммуникативной компетентности не выявлено.
Данный факт можно объяснить тем, что одной из основных функций депутата является общение с населением в различных его формах и, соответственно, при приеме на работу в должности помощника депутата к коммуникативным способностям претендента ставятся повышенные требования. Сама профессиональная деятельность также способствует развитию коммуникативных умений и навыков, освоению разнообразных техник эффективного общения. Данные представлены на рис. 2.
Помощники депутата отмечают, что владеют знаниями об организации общения с людьми разного возраста, о специфике и этике делового общения. Встречи с избирателями проводятся часто. Если встречи массовые, публичные, то помощники депутата могут испытывать незначительные трудности по сравнению с личными встречами и приемом населения «один на один».
Помощники депутата указывают, что им достаточно легко начать разговор с незнакомым человеком, они способны корректно завершать контакты, в процессе взаимодействия они хорошо контролируют свои эмоции, некоторые способны манипулировать поведением собеседника.
Иногда помощникам депутатов приходится общаться с населением через СМИ. В своем публичном выступлении они способны раскрыть основное содержание политической программы депутата. Некоторые готовы к детальному изложению политической программы депутата.
экспертным
Рис. 2. Уровни развития коммуникативной компетентности помощников депутата (К = 150 человек)
Репрезентативная компетентность помощника депутата представлена начальным (10 человек), базовым (121 человек) и экспертным (19 человек) уровнями (рис. 3).
Средний показатель по выборке составил 25,77 балла. Респонденты указывали, что депутат иногда делегирует свои полномочия, в основном это деятельность по взаимодействию с органами местного самоуправления, общение с гражданами в общественной приемной. Иногда помощникам поручается представлять интересы своего руководителя в СМИ.
Помощники отмечали, что им не приходилось выполнять поручения депутата по приобретению для него билетов, бронированию гостиничных номеров, оформлению социальных льгот. К выполнению делегированных полномочий помощники депутата подходят с большой ответственностью, отождествляют себя со своим руководителем, разделяют его взгляды.
Карьерная компетентность помощников депутата представлена базовым (95 человек) и экспертным (55 человек) уровнями развития. Процентное соотношение уровней развития карьерной компетентности представлено на рис. 4.
Средний балл по выборке составляет 32,48 балла. Отвечая на вопросы анкеты, респонденты отмечали, что планируют этапы саморазвития в данной профессиональной сфере, желают со временем получить более высокую должность (например, занять руко-
водящую должность в аппарате областной Думы). Они отмечают, что настойчивы в достижении целей и стремятся к реализации себя, своих личностных особенностей, способностей в профессии, оценивают благоприятные и неблагоприятные факторы в своем профессиональном развитии.
Предвыборная компетентность помощников депутата, принявших участие в исследовании, у 49 человек находится на начальном, у 89 человек - на базовом, у 12 человек -на экспертном уровне развития (рис. 5).
Большое количество лиц с начальным (низким) уровнем развития предвыборной компетентности объясняется наличием стажа работы в должности помощника депутата от года до 3 лет. Избирательная кампания же разворачивается раз в 4 года. Преимущественно у этих испытуемых компонент предвыборной компетентности находится на начальной стадии своего развития.
Среднее значение развития предвыборной компетентности по всей выборке составило 20,64 балла. Респонденты в анкетах отмечали, что имеют полное представление об организации предвыборной кампании. Опытные помощники отмечают, что занимались организационными, юридическими, материально-техническими, финансовыми вопросами в период избирательной кампании депутата. Они способны изложить основное содержание политической программы непосредственного руководителя - депутата.
Рис. 3. Уровни развития репрезентативной компетентности помощников депутата (Ы = 150 человек)
Рис. 4. Уровни развития карьерной компетентности помощников депутата (Ы = 150 человек)
экспертный
Рис. 5. Уровни развития предвыборной компетентности помощников депутата (Ы = 150 человек)
Среди испытуемых встречались помощ- товке депутата к проведению избирательной ники, которые принимали участие в подго- кампании 1 срок, 2 срока, более 2 сроков, а
также помощники, не имеющие такого опыта. Помощники отмечают, что участвовали в создании рекламных буклетов, пресс-релизов о политической деятельности депутата, проводили акции, демонстрационные мероприятия, которые знакомят избирателей с политической позицией депутата, занимались изучением общественного мнения о деятельности депутата, контролировали работу предвыборного штаба и корректность процедуры выборов на избирательном участке.
Правовая компетентность у 7 помощников депутата находится на начальном, у 118 человек - на базовом, у 25 человек - на экспертном уровне развития (рис. 6). Средний показатель развития данного компонента в выборке составляет 27,79 балла. Из анализа данных следует, что помощнику депутата в своей работе приходится оказывать помощь депутату в осуществлении законодательной
Рис. 6. Уровни развития правовой компетентности помощников депутата (Ы = 150 человек)
функции. Более половины помощников депутата (66 %) имеют юридическое образование, что им очень помогает в решении правовых вопросов. Самообразованием в данной области помощники занимаются постоянно. Большая часть испытуемых знает основные, значимые изменения законодательства Российской Федерации.
Среди нормативных актов, распорядительных документов регионального уровня, которыми приходится пользоваться в работе, помощники отмечают Устав Тамбовской области, регламент работы областной Думы и пр.
Среди документов, которыми непосредственно регулируется деятельность помощника депутата, было отмечено положение о помощнике депутата областной Думы, о статусе депутата Тамбовской области.
Рис. 7. Уровни развития информационной компетентности помощников депутата (Ы = 150 человек)
Информационная компетентность помощников депутата у 9 человек находится на начальном, условно-допустимом, у 110 чело-
век - на базовом, у 31 человека - на экспертном уровне развития.
Соотношение лиц с разным уровнем развития информационной компетентности представлено на рис. 7. Средний показатель развития компонента равен 28,99 балла. Помощники депутата в своих анкетах отмечают, что для осуществления своей профессиональной деятельности используют современные научные источники, справочную информацию, а также сведения из интернет-сети. Среди веб-сайтов с официальной и гарантированно-достоверной информацией, которыми помощники пользуются в своей работе, были отмечены сайты Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, администрации области и муниципальных образований.
Помощники депутата зачастую пользуются возможностями социальных сетей и профессиональных сообществ для работы. Полученная из Интернета информация перепроверяется на достоверность. Из анализа анкет следует, что помощники депутата способны грамотно подготовить речь своему руководителю, владеют навыками перевода текстовой информации в электронную и обратно.
Помощники депутата пользуются разнообразными компьютерными программами (в анкетах отмечено количество компьютерных программ - от 4 до 5 и более 6).
Таким образом, анализ данных, полученных в эмпирическом исследовании, позволил содержательно раскрыть и выявить степень сформированности компонентов профессиональной компетентности помощников депутатов регионального законодательного органа.
1. Полякова М.Е. Формирование правовой компетентности студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
2. Селиверстова Ю.А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация // Власть. 2011. № 1. С. 71-73.
3. Зазыкин В.Г. Психологические характеристики эффективного политического имиджа. М., 1999.
4. Аникеева Ю.В. Психолог как субъект коммуникативной компетентности // Прикладная психология и психоанализ. 2012. № 1.
5. Бирюкова Г.М. Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих // Ученые за-
писки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 12. С. 15-20.
6. Запорожец Е.А. Формирование коммуникативной компетенции у будущих государственных служащих в образовательном процессе в высшей школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.
7. Амелин В.Н. Эффективное управление избирательной кампанией. М., 2001.
8. Игнатов В.Г., Майборода С.О., Понедел-ков А.В., Старостин А.М. Государственный служащий современной России: социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций. Ростов н/Д, 1997.
9. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. СПб., 2007.
10. Паршукова Г.Б. Информационная компетентность личности. Новосибирск, 2006.
1. Polyakova M.E. Formirovanie pravovoy kompe-tentnosti studentov tekhnicheskogo vuza: avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2007.
2. Seliverstova Yu.A. Imidzh politicheskogo lidera: sozdanie, vnedrenie, aktualizatsiya // Vlast'. 2011. № 1. S. 71-73.
3. Zazykin V.G. Psikhologicheskie kharakteristiki effektivnogo politicheskogo imidzha. M., 1999.
4. Anikeeva Yu.V. Psikholog kak sub"ekt kommunikativnoy kompetentnosti // Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz. 2012. № 1.
5. Biryukova G.M. Professional'no-kommunikativ-naya kompetentnost' kak imidzhevyy faktor rossiyskikh gossluzhashchikh // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2011. № 12. S. 15-20.
6. Zaporozhets E.A. Formirovanie kommuni-kativnoy kompetentsii u budushchikh gosudarstvennykh sluzhashchikh v obrazova-tel'nom protsesse v vysshey shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2011.
7. Amelin V.N. Effektivnoe upravlenie izbiratel'noy kampaniey. M., 2001.
8. Ignatov V.G., Mayboroda S.O., Ponedelkov A.V., Starostin A.M.Gosudarstvennyy sluzhashchiy sovremennoy Rossii: sotsial'no-politicheskiy analiz deyatel'nosti i tsennostnykh orientatsiy. Rostov n/D, 1997.
9. Mogilevkin E.A. Kar'ernyy rost: diagnostika, tekhnologii, trening. SPb., 2007.
10. Parshukova G.B. Informatsionnaya kompetentnost' lichnosti. Novosibirsk, 2006.
Поступила в редакцию 30.08.2014 г.
UDC 159.922
EMPIRICAL STUDY OF CONTENT AND DEVELOPMENT DEGREE OF STRUCTURAL COMPONENTS CONCERNING THE COMPETENCE OF ASSISTANT OF DELEGATE FOR REGIONAL LEGISLATURE
Sergey Vladimirovich PANIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Psychology of Development Department, e-mail: [email protected]
Oksana Ivanovna MIRONOVA, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Expert of Center of Additional Professional Education of Faculty of National Security, e-mail: [email protected]
The results of an empirical study concerning the professional competence of the assistant to the delegate for regional legislature are presented. On the basis of the data obtained with the help of the author's procedures the content and formation degree were disclosed with regard to the following structural components: legal, informational, representative, election, communication, career, branding competencies. It becomes obvious that the assistant to the delegate must be able to generate, update, promote, adjust the political image of the delegate; furthermore he must be able to search, analyze various types of information, evaluate and transfer its contents adequately, plan the career path and effectively implement career plans; must have knowledge of the techniques and methods of organization for communicating with different groups of people, must know strategies and tactics of negotiation, own communicative abilities and skills to establish various types of contacts; must have knowledge of the Constitution, the legislation of the Russian Federation, the amendments and changes in the legislation, of a number of regulations, regulatory documents at the federal, regional and municipal level; must know the organization of the election campaign, techniques and methods of influence on voters, aimed at creating a sustainable positive attitude to the candidate, his image, and his political agenda; must be able to represent the interests of his immediate supervisor to the citizens of the region and identify with his image in the public consciousness.
Key words: civil servant; professional competence; activities of assistant of delegate; functions of assistant of delegate.