АППАРАТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВОГО СОСТАВА
Для цитирования: Степанов В.Е. Аппарат Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации: формирование коммуникативной компетентности кадрового состава // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №3, 2017. С. 59-66.
Автор: СТЕПАНОВ В.Е.
СТЕПАНОВ Вадим Евгеньевич - магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: [email protected].
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы кадрового обеспечения Федерального Собрания Российской Федерации. На основе исследования профессионализации деятельности помощников членов Совета Федерации и результатов социологического анализа коммуникаций между сенаторским корпусом и аппаратом Совета Федерации предлагаются авторские направления совершенствования кадрового обеспечения аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, повышения компетентности государственных служащих, особое внимание обращая на важнейшую ее компоненту - коммуникативную компетентность.
Ключевые слова: Федеральное Собрание Российской Федерации, Аппарат Совета Федерации, кадровое обеспечение, сенаторский корпус, помощник члена Совета Федерации, профессионализация, федеральная государственная гражданская служба, совершенствование профессионально-кадрового обеспечения, коммуникативная компетентность
Современные вызовы экономической и политической конкуренции повышают значение человеческого фактора, обуславливая необходимость реализации современной кадровой политики, предполагающей внедрение технологий эффективного формирования кадрового состава на федеральной государственной гражданской службе.
В сложившихся условиях для успешной реализации целей социально-экономического развития страны необходим компактный, профессиональный, высококвалифицированный кадровый состав государственной службы, обладающий коммуникативной компетентностью, способный долговременно и эффективно осуществлять служебную деятельность в современных нестабильных условиях.
В этой связи наибольший научный интерес представляют высшие органы законодательной власти Российской Федерации, а в частности, верхняя палата
федерального парламента. Деятельность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, как высшего органа законодательной ветви российской власти, обеспечивает его аппарат. Его функционирование, как показывает практика и многочисленные социологические исследования, не всегда эффективно, ввиду ряда проблем, среди которых: реформирование структуры аппарата, недостаточность профессионализма, особенно недостаточность коммуникативной компетентности государственных служащих, несовершенство механизмов кадрового обеспечения и системы профессионального развития сотрудников аппарата и помощников членов Совета Федерации и другие.
Значительной части сотрудников аппарата Совета Федерации и помощников членов Совета Федерации все еще не достает опыта службы, соответствующих знаний и умений. Многие из них не обладают социально-экономической, правовой, управленческой подготовкой. Большинство слабо владеют современными кадровыми и информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми для служебной деятельности.
Несомненно, проблема совершенствования профессионально-кадрового обеспечения деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является одной из ключевых в системе федеральной государственной гражданской службы и в условиях реформирования системы государственного управления Российской Федерации становится весьма актуальной.
При этом осмысление теоретических основ кадрового обеспечения Федерального Собрания Российской Федерации, позволило нам сделать вывод о том, что аппараты палат федерального парламента играют важную вспомогательную роль в законотворческом процессе. Их структура, цели, задачи с течением времени, с учетом социально-политических изменений дифференцируются, усложняются и это свидетельствует о том, что аппарат -динамичная, но в целом устойчивая система.
Анализ действующей нормативно-правовой базы функционирования аппаратов Федерального Собрания Российской Федерации показал, что в целом она сформирована и не требует кардинальных изменений. Результаты ретроспективного исследования кадрового обеспечения аппарата представительных органов государственной власти позволили сделать вывод о том, что в России все Думы дореволюционных созывов имели свои аппараты, на которые возлагались функции организационного, правового, информационно-коммуникационного и материально-технического
обеспечения. При этом их деятельность обеспечивали преимущественно государственные гражданские служащие.
Отметим, что эффективность работы палат парламента в целом и их аппаратов в частности зависит от большого числа факторов, в том числе связанных с оптимизацией процесса распределения функций среди структурных подразделений палат, с оперативностью решения задач, стоящих
перед парламентом. При этом ключевым, на наш взгляд, является фактор, связанный с профессионально-кадровым обеспечением деятельности палат федерального парламента. При этом в современных условиях развития информационного общества и коммуникационных технологий на первое место выходит проблема формирования коммуникативной компетенции кадров.
«Коммуникативная компетентность обусловлена целым рядом когнитивных факторов - фоновыми знаниями - знаниями об окружающем мире, в том числе и о социальной структуре общества, социальных ценностях, знаниями нормативного употребления коммуникативных систем разных уровней и способностью адекватной интерпретации информации. Поскольку коммуникативная культура актуализируется в конкретных социальных условиях коммуникации (коммуникативная сфера, ситуация, статус коммуникантов и их коммуникативные роли и т.п.), она социально обусловлена. Коммуникативная культура входит в структуру социального статуса как важный компонент, наряду с такими составляющими, как образ жизни, образовательные и профессиональные характеристики индивида-коммуниканта. Коммуникативная компетентность кадров государственной службы - непременное условия их успешной деятельности. Коммуникативная компетентность подкрепляется способностью государственного служащего: осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников; использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач; критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза.
Подробно рассмотрев деятельность верхней палаты парламента - Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, сделаны выводы, что модернизация его кадрового обеспечения является сложным и многоаспектным процессом, требующим внимания как со стороны научного сообщества, так и со стороны руководства палаты.
Результаты исследования профессионализации деятельности корпуса помощников членов Совета Федерации обозначили их особое место как в системе обеспечения деятельности Совета Федерации, так и в системе обеспечения лиц, замещающих государственные должности в высшем законодательном органе государственной власти Российской Федерации.
Вместе с тем социологический анализ взаимодействия сенаторского корпуса и Аппарата Совета Федерации позволил достаточно полно определить характер существующих проблем и причины их возникновения.
В этой связи были проанализированы современные тенденции развития федеральной государственной гражданской службы, зарубежный опыт кадрового обеспечения федеральных парламентов [DeMuth, Foxley, Smith], национальные стратегические документы развития государственной службы и предлагаем следующие направления совершенствования профессионально-кадрового обеспечения деятельности Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации.
1. Разработать и обеспечить вновь принятых помощников членов Совета Федерации справочниками о деятельности Аппарата Совета Федерации.
Результаты опросов и социологических исследований показали, что не все сенаторы имеют одинаковое представление об аппаратном обеспечении деятельности верхней палаты, основных функциях структурных подразделений Аппарата и результатах их работы. Эта проблема существенно снижает эффективность взаимодействия сенаторов и Аппарата [Степанов]. Опыт развитых парламентских систем демонстрирует простое решение этой проблемы: помощникам вновь избранных сенаторов/депутатов вручается справочник о деятельности парламента, в котором, указываются функции и основные виды работ отдельных подразделений Аппарата.
2. Проводить не реже одного раза в квартал семинары-совещания с помощниками по вопросам профессиональной деятельности.
Повышению профессионального уровня помощников членов Совета Федерации руководство Аппарата Совета Федерации всегда придавало важное значение. По сложившейся с 1999 года традиции с помощниками периодически проводятся совещания, на которых рассматриваются различные профессиональные вопросы [Добролюбова, Александров]. Однако данные мероприятия носят нерегулярный характер, поэтому мы предлагаем установить регулярность их проведения не реже одного раза в квартал.
3. Направлять на стажировку помощников членов Совета Федерации в аппараты комитетов, членами которых являются их сенаторы.
Как показывает практика, зачастую помощникам сенаторов не хватает специализированной подготовки в вопросах ведения комитета, которые закреплены за их руководителями, что порождает значительные временные, интеллектуальные и иные издержки. В этой связи, как нам представляется, стажировка в соответствующих комитетах будет эффективной формой профессионального развития помощника члена Совета Федерации и будет способствовать выстраиванию более продуктивного взаимодействия между сенатором и аппаратом.
4. Разработать и внедрить стратегию профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Совета Федерации.
Стратегия профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Совета Федерации будет рассчитана на срок до 5-х лет.
В стратегии будет прогнозироваться ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений; будут указываться этапы реализации стратегии,
перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать результаты её реализации; будет прогнозироваться ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
5. Развивать систему электронного кадрового документооборота в деятельности Управления государственной службы и кадров Аппарата Совета Федерации.
В рамках развития данной системы предполагается:
- разработка и утверждение унифицированных форм документов кадровой работы на федеральной государственной гражданской службе;
- разработка и утверждение порядка электронного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по кадровым вопросам;
- разработка и утверждение требований к форматам сведений, передаваемых из единой информационной системы;
- внедрение механизма оценки соответствия специальности (направления подготовки), знаний и умений претендентов квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы с использованием информационно-коммуникационных технологий.
6. Осуществить комплекс мер по повышению объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв в Аппарате Совета Федерации:
- внедрение механизма приема в электронном виде и автоматизированной проверки документов кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв;
- разработка и внедрение единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв;
- формирование в системе электронного кадрового документооборота базы данных независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных комиссий на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв в Аппарате Совета Федерации.
Выводы
Современный этап развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы1 направлен на разработку и внедрение современных технологий оценки профессионально-личностных компетентностей государственных служащих, таких как, например: ориентация на саморазвитие, внутреннее стремление к повышению своего профессионального уровня, мотивация профессиональной деятельности,
1 Указ Президента РФ от 11.08.2016 N 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы» // СЗ РФ от 15.08.2016, N 33, ст. 5165.
проявление творческого похода к деятельности. При этом учитываются единые профессионально-квалификационные характеристики для всех категорий должностей государственной гражданской службы.
Однако для повышения профессионализации федеральной государственной гражданской службы внесения изменений лишь в систему требований к профессиональной компетентности государственных служащих недостаточно.
Поэтому предлагается модернизировать систему дополнительного профессионального образования государственных служащих Аппарата Совета Федерации. Суть модернизации заключается в непосредственном участии сотрудников Аппарата и помощников сенаторов в формировании и реализации единых образовательных программ нового поколения, направленных на развитие их профессиональных и личностных компетентностей, а также в создании единого информационно-образовательного пространства для всех федеральных государственных гражданских служащих [Магомедов] на базе ведущих российских вузов (например: РАНХиГС при Президенте РФ, ГУУ, МГУ). Оценка компетенций осуществляется на основе интегрированных показателей, включающих организационные, профессионально-деятельностные, психологические, информационные, коммуникативные и другие характеристики должностного лица. «Оценка коммуникативной личности как социального феномена зависит от степени эффективности выполнения основных социально-значимых функций: функции взаимодействия и функции воздействия». Показателем эффективности инновационных образовательных программ дополнительного профессионального образования, призванных совершенствовать компетентности служащих должно стать повышение заинтересованности, как государственных органов, так и самих государственных служащих в планировании карьерного роста, формировании и развитии своих профессионально-личностных качеств, в том числе и посредством получения дополнительного профессионального образования и регулярного повышения квалификации.
В текущем году программы дополнительного профессионального образования освоят 230 федеральных государственных гражданских служащих аппарата Совета Федерации2. Приоритетными направлениями обучения будут внедрение современных кадровых технологий на гражданской службе, реализация государственных программ Российской Федерации, реализация государственной демографической политики, профилактика и противодействие коррупционным и иным правонарушениям, интеграция России в международные экономические отношения, реализация
2
Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2017 N 294-р «Об утверждении государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих на 2017 год» // СЗ РФ, 27.02.2017, N 9, ст. 1408.
государственной национальной политики, реализация в государственных органах принципа открытости, защита государственной тайны и др.
В заключение отметим, что аппаратное обеспечение Совета Федерации как представительного и законодательного, постоянно действующего государственного органа современной России должно развиваться в соответствии с текущими тенденциями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы.
Представляется, что предложенные направления будут способствовать эффективному исполнению членами Совета Федерации своих конституционных полномочий.
Источники
Добролюбова Е.И., Александров О.В. 2015. Стратегическое управление кадровыми ресурсами на государственной службе как инструмент оптимизации их численности // Вопросы государственного и муниципального управления. №1 С.124-142.
Магомедов К.О. 2014. Кадровая политика в системе государственной власти и управления: мониторинг основных направлений // Мониторинг. №3 (121) С.40-46.
Магомедов К.О. 2013. Профессиональное состояние кадров государственных гражданских служащих, проблемы профессионального развития и кадровые процессы в органах государственной власти и управления РФ // Отчет мониторингового социологического исследования. М.: РАНХиГС. С. 82.
Степанов В.Е. 2017. Роль аппарата в обеспечении деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Государственное управление и развитие России: модели и проекты». Т. II. М.: Проспект.
DeMuth Ch. Can the Administrative State Be Tamed? Journal of Legal Analysis, 2016. No. 8. p. 121.
Foxley R. Varieties of Parliamentarianism. The Oxford Handbook of the English Revolution. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 414.
Smith D.L. Parliaments and Constitutions. The Oxford Handbook of the English Revolution. Oxford: Oxford University Press. 2015. P. 186.
THE OFFICE OF THE COUNCIL OF FEDERATION OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE FORMATION OF STAFF COMMUNICATIVE PERFORMANCE
For citation: Stepanov V.E. The Office of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation: the formation of staff communicative performance. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No.3. 2017. P. 59-66.
Author: STEPANOV V.E.
STEPANOV Vadim Evgenyevich - graduate student of the Institute of Public Administration and Civil Service of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: [email protected].
Abstract. The article discusses the theoretical foundations of staffing of the Federal Assembly of the Russian Federation. Based on the study of the professionalization activities of Junior members of the Federation Council, and on sociological analysis of communications between the Senate body and the Federation Council, the author suggests the improvements of staffing in the office of the Council of Federation of the Federal Assembly, and analyses the competence of civil servants, paying particular attention to communicative performance.
Keywords: Federal Assembly of the Russian Federation, the Federation Council, human resources, assistant member of the Federation Council, professionalization, Federal civil service, professional staffing, communicative performance
References
Dobrolyubova E.I., Alexandrov O.V. Strategic management of human resources in the civil service as a tool of optimization. 2015. No. 1. P. 124-142. (In Rus.).
Magomedov K.O. Personnel policy in the system of state power and administration: monitoring of the main directions. Monitoring, 2014. Vol. 121, No. 3. P. 40-46. (In Rus.).
Magomedov K.O. Professional status of cadres of state civil servants, problems of professional development and personnel processes in the bodies of state power and administration of the Russian Federation. M.: RANEPA, 2013. P. 82. (In Rus.).
Stepanov V.E. The role of the apparatus in support of the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation. M.: Prospekt, 2017. Vol. II. (In Rus.).
DeMuth Ch. Can the Administrative State Be Tamed? Journal of Legal Analysis, 2016. No. 8. p. 121.
Foxley R. Varieties of Parliamentarianism. The Oxford Handbook of the English Revolution. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 414.
Smith D.L. Parliaments and Constitutions. The Oxford Handbook of the English Revolution. Oxford: Oxford University Press. 2015. P. 186.