16
А. А. Миерхольд*
ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Аннотация. В статье анализируется, в том числе на основе стенографических документов, процесс обсуждения проекта и принятия Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Принятие нового Регламента было неизбежным и объективным следствием изменения порядка формирования Совета Федерации. Рассматриваются принципы, на основе которых шла работа над новым проектом Регламента, различные точки зрения ученых, экспертов, членов Совета Федерации по вопросам организационного функционирования палаты. Исследуется дискуссия о целесообразности наличия в составе палаты постоянных комиссий, выделяются функции Председателя Совета Федерации, уделяется внимание внесению изменений в Регламент в связи с должностью первого заместителя Председателя Совета Федерации.
Анализируется правовое регулирование, в соответствии с которым в верхней палате парламента запрещается создание формализованных фракций и парламентских объединений, т.е. не допускается легализация деятельности политических объединений. Обосновывается тезис, что такой подход наиболее отвечает цели функционирования органа власти, представляющего субъекты Федерации. В статье также рассматриваются состав, полномочия и порядок проведения заседаний Совета палаты, компетенция комитетов палаты парламента, отмечается, что их полномочия с течением времени увеличивались, и это соответствовало расширению государственных структур и институтов гражданского общества.
Автором вносится предложение о создании в составе верхней палаты Федерального Собрания РФ комитета Совета Федерации по этике в качестве органа, взаимодействующего со средствами массовой информации. В предмет ведения данного комитета следовало бы включить разработку предложений по законодательному регулированию политики в области парламентской этики и этики средств массовой информации; разрешение разногласий, возникающих при освещении работы Совета Федерации в средствах массовой информации и др. При этом указывается на недопустимость цензуры со стороны верхней палаты парламента в отношении средств массовой информации.
Ключевые слова: Совет Федерации, верхняя палата парламента, внутренняя структура, Совет палаты, Председатель Совета Федерации, комитеты, Совет законодателей, Регламент Совета Федерации, комитет по этике.
001: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.221-228
января 2002 г. на заседании Совета Фе- представлен проект нового Регламента Сове-дерации Федерального Собрания РФ был та Федерации Федерального Собрания РФ1.
1 Стенограмма заседания Совета Федерации ФС РФ. 16 января 2002 г. // URL: http://www.council.gov.ru/ files/report/20061208094501doc.
© Миерхольд А. А., 2017
* Миерхольд Анастасия Александровна, кандидат юридических наук, старший преподаватель Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Председатель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам Н. П. Тулаев, выступая с докладом, отметил, что необходимость в принятии новой редакции Регламента палаты объективна, чрезвычайно важна и продиктована существенным обстоятельством — палата функционирует на основе новых принципов формирования, определяющих членов Совета Федерации в качестве постоянно действующих профессиональных парламентариев.
Разрабатывая новый Регламент, Комиссия по Регламенту и парламентским процедурам основывалась на трех принципах: преемственности; обеспечения профессионального характера деятельности членов Совета Федерации; совершенствования демократических, коллективистских начал деятельности. Н. П. Тулаев также обратил внимание, что в этом случае в значительной степени повышается роль Совета палаты2 как коллективного органа Совета Федерации РФ, что позволит существенно улучшить работу верхней палаты. Комитеты и комиссии верхней палаты должны в полной мере обеспечить реализацию конституционных полномочий Совета Федерации.
С. М. Миронов, выступая с содокладом, сообщил, что при разработке проекта Регламента использовались опыт и наработки прежних составов верхней палаты российского парламента, анализировались стенограммы, изучался опыт работы и тщательно рассматривалась практика применения тех или иных регламентных норм.
Член Совета Федерации Е. А. Елисеев предложил в отдельной главе сформулировать положение о структуре палаты. Несколько предложений поступило от представителя в Совете Федерации от Воронежской областной Думы Г. Г. Фетисова, в том числе о расширении положения, согласно которому представители от одного субъекта РФ не могут быть одновременно избраны в руководство палаты; предлагалось установить требования о том, что представитель от одного субъекта РФ не может
занимать пост Председателя Совета Федерации два срока подряд, кандидаты на посты в руководстве верхней палаты должны представлять органы власти, до истечения срока которых осталось не менее шести месяцев. На наш взгляд, важным было предложение члена Совета Федерации П. С. Волостригова о том, что Регламент должен содержать главу или приложение о предметах ведения комитетов и комиссий Совета Федерации3.
30 января 2002 г. Совет Федерации РФ принял Регламент палаты, в основу организации которой, по словам С. М. Миронова, были положены три основных принципа: точное отражение ее конституционных полномочий, сохранение преемственности в работе и создание структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы РФ4.
В Регламенте Совета Федерации впервые органы и должностные лица верхней палаты парламента России были перечислены в одной статье. В соответствии со ст. 9 органы Совета Федерации это:
— Совет палаты;
— комитеты Совета Федерации;
— комиссии Совета Федерации. Должностными лицами верхней палаты
парламента России являются:
— Председатель Совета Федерации;
— заместитель Председателя;
— председатель комитета, комиссии Совета Федерации;
— первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации;
— заместитель председателя комитета, комиссии (председатель подкомитета, подкомиссии);
— член комитета, комиссии Совета Федерации. Н. А. Михалёва называла Совет палаты Совета Федерации внутренним руководящим коллегиальным органом палаты, который создается для предварительной подготовки решений по организационным вопросам деятельности палаты5.
2 Совет палаты был образован в качестве постоянно действующего коллегиального органа решением от 2 декабря 1998 г.
3 Стенограмма заседания Совета Федерации ФС РФ. 30 января 2002 г. // URL: http://www.council.gov.ru/ files/report/20061208094401.doc.
4 Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ. О Совете Федерации. История. URL: http://www.council. gov.ru/about/history/index.html.
5 Михалёва Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). М., 2012. С. 288.
По Регламенту из структуры палаты исключаются постоянные комиссии, но при этом сохраняется возможность создания временных комиссий для решения конкретных задач и на определенный срок6.
Из числа должностных лиц постановлением от 27.12.2011 № 568-СФ были исключены: председатель комиссии, первый заместитель председателя комиссии, заместитель председателя комиссии, член комиссии и председатель подкомитета и подкомиссии.
В структуру палаты на основании Регламента от 30 января 2002 г. были введены новые структурные единицы: почетный Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.
В статье 10 Регламента говорится, что палата может избрать Председателя Совета Федерации, прекратившего свои полномочия на этом посту, почетным Председателем Совета Федерации Федерального Собрания России. Это звание является пожизненным.
Регламент 6 февраля 1996 г. впервые установил, что палата своим решением определяет количество заместителей Председателя Совета Федерации. Данное положение нашло отражение и в Регламенте, принятом 30 января 2002 г.
Каждый последующий Регламент более детально регламентировал полномочия Председателя Совета Федерации. Так, Регламент от 30 января 2002 г. отражает нормы о полномочиях Председателя, установленные Регламентом от 6 февраля 1996 г., при этом излагая некоторые из них более развернуто, и устанавливает новые. Исходя из этих полномочий, можно выделить несколько направлений деятельности Председателя:
— во-первых, он выполняет представительскую функцию;
— во-вторых, осуществляет координационную функцию (решение вопросов внутренней деятельности Совета Федерации);
— в-третьих, обладает правом подписи соответствующих документов, что подчеркивает его положение как руководителя;
— в-четвертых, обеспечивает трансферты для возмещения расходов, связанных с осуществлением членами Совета Федерации своей деятельности.
Первый заместитель, заместители Председателя Совета Федерации в соответствии с Регламентом, распределением обязанностей между заместителями Председателя замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие и осуществляют по его поручению полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.
Необходимо отметить, что ст. 3 Регламента установила требование о недопустимости создания формализованных фракций и парламентских объединений. В действительности многие члены верхней палаты российского парламента принадлежат к тем или иным партийным организациям, что выявляет некое противоречие. С одной стороны, Регламент непосредственно не содержал норму, запрещающую членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ состоять в партийных объединениях, к тому же закрепление указанной нормы противоречило бы ст. 30 Конституции РФ и нарушало право граждан РФ на свободу объединения. С другой стороны, нельзя отрицать влияние партийных организаций на лоббирование интересов субъектов РФ через членов Совета Федерации, которые состоят в данных партийных организациях и представляют указанные субъекты РФ. Из-за этого противоречия Совет Федерации дополнил данную норму, установив недопустимость организации и ведения любой деятельности в интересах политических партий7. В редакции постановления от 06.02.2013 № 19-СФ ч. 3 ст. 3 Регламента выглядит следующим образом: «Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения».
Глава 3 регламентирует состав, полномочия и порядок проведения заседаний Совета палаты, который образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности верхней палаты парламента. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, его
6 Стенограмма Совета Федерации ФС РФ. 27 декабря 2011 г. // URL: http://www.council.gov.ru/activity/ meetings/?date=27.12.2011.
7 Постановление СФ ФС РФ от 18 июня 2008 г. № 223-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации ФС РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты. Можно отметить, что круг полномочий Совета палаты, установленных постановлением Совета Федерации от 2 декабря 1998 г., неоднократно и значительно расширялся.
Регламент 2002 г., как и все ранее принятые Регламенты, содержит положения о комитетах и комиссиях верхней палаты парламента России. Парламентские комитеты и комиссии Совета Федерации Н. А. Михалёва определяет как депутатские органы, осуществляющие контрольные и законотворческие полномочия парламента. Сущность их деятельности, по ее мнению, заключается в разработке базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий палат, в частности Совета Федерации8.
В главе 4 Регламента говорится, что Совет Федерации образует комитеты и постоянные комиссии, которые являются постоянно действующими органами палаты. Г. Д. Садовнико-ва пишет, что «каждый комитет и комиссия как структурные единицы, взаимодействуя с другими структурными единицами в рамках единой целостной системы — органа народного представительства, — придают присущие данному органу качественные особенности, выражающие его представительный характер»9.
Каждый член Совета Федерации, за исключением его Председателя, обязан состоять в одном из комитетов верхней палаты Федерального Собрания РФ, при этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета. Последний должен состоять не менее чем из 11 и не более чем из 21 члена (постановление от 27.12.2011 № 568-СФ). Необходимо отметить, что ранее редакция этой статьи Регламента ограничивала лишь нижний предел численности комитета. Не все члены верхней палаты были согласны с ограничением численности комитета. Так, по мнению А. В. Смир-
нова, это приведет к тому, что профессионал, желающий работать в том или ином комитете или комиссии, при определенных условиях не попадет на то место, где он сможет принести наибольшую пользу стране и законодательному процессу10.
Комитет Совета Федерации избирает председателя, первого заместителя и заместителей председателя. В прежней редакции говорилось, что указанные лица не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Комитеты по основным направлениям своей деятельности могут образовывать подкомитеты.
Помимо указанных органов верхняя палата может создать временные комиссии для решения конкретной задачи и на определенный срок. Это решение согласовывается с комитетом Совета Федерации, в полномочия которого входит вопрос ведения создаваемой временной комиссии. В настоящее время палата также использует подобные комиссии в своей работе, что помогает вырабатывать обоснованную политику в законотворческой деятельности и создавать качественные нормативные правовые акты.
Например, для подготовки предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы развития информационного общества в Российской Федерации, была создана Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества (постановление от 19 декабря 2012 г. № 400-СФ11). Постановлением от 26 октября 2016 г. № 475-СФ12 Совет Федерации создал Временную комиссию Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации в целях подготовки предложений по совершенствованию законодательства РФ, регулирующего вопросы деятельности средств массовой информации, а также повышения эффективности взаимодействия Совета Федерации со средствами массовой информации.
8 Михалёва Н. А. Парламентские и президентские выборы в России. С. 289.
9 Садовникова Г. Д. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ — «Парламент за работой» // Представительная власть XXI века: законодательство, комментарии, проблемы. 2006. № 5. С. 14.
10 Стенограмма Совета Федерации ФС РФ. 6 июля 2007 г. // URL: http://www.council.gov.ru/files/ report/20070716103332.doc.
11 СПС «КонсультантПлюс».
12 Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ. URL: http:// council.gov.ru/media/ files/k1ZA0HPUWjjxopQk08ft9AvGHjReuebZ.pdf.
Вследствие роста политического и правового сознания граждан, становления правового государства и развития федерализма в нашей стране совершенствуются законодательство Российской Федерации в целом и непосредственно нормативные правовые акты в области конституционного права. Соответственно Регламент более подробно закрепляет организацию палаты парламента России, в частности полномочия комитетов Совета Федерации. При этом стоит обратить внимание на расширение круга их полномочий, в том числе вследствие увеличения государственных структур и институтов гражданского общества, взаимодействующих с верхней палатой российского парламента.
На данный момент существуют 10 комитетов и 9 постоянных комиссий Совета Федерации, образованных в соответствии со ст. 30 Регламента, в том числе Комитеты Совета Федерации:
— по конституционному законодательству и государственному строительству;
— по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
— по обороне и безопасности;
— по международным делам;
— по бюджету и финансовым рынкам;
— по экономической политике;
— по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
— по социальной политике;
— по науке, образованию и культуре;
— по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Совет Федерации может принять решение о реорганизации или ликвидации некоторых комитетов либо об образовании новых.
Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания России возглавляет Руководитель Аппарата Совета Федерации.
Деятельность временных комиссий Совета Федерации обеспечивается аппаратами комитетов и постоянных комиссий верхней палаты парламента России, в вопросы ведения которых входят вопросы ведения временных комиссий, и другими структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации в пределах их компетенции.
На основании ст. 70.3 Регламента Совета Федерации от 30 января 2002 г. верхняя палата создает Комиссию по контролю за использованием электронной системы, которая решает вопросы, связанные с контролем электронной системы и работой обслуживающих ее работников Аппарата Совета Федерации на заседаниях палаты, и является рабочим органом заседания Совета Федерации.
В ст. 93 Регламента говорится о создании рабочих групп, экспертных советов и объединенных комиссий. Председатель Совета Федерации, Совет палаты, комитет Совета Федерации для подготовки конкретных вопросов, подготовки и проведения парламентских слушаний могут создавать рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, в том числе ученых и других специалистов. Так, 27 октября 2016 г. член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. Штыров провел заседание рабочей группы, занимающейся подготовкой предложений по совершенствованию законодательства РФ по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В ходе мероприятия рассматривался проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона»13.
Совет Федерации, Председатель Совета Федерации, Совет палаты, комитет верхней палаты Федерального Собрания России вправе создавать экспертные советы на общественных началах. Председатель Совета Федерации может создавать из числа членов Совета Федерации консультативные советы. В настоящее время, к примеру, действует Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации, являющийся постоянно действующим органом. Основные его задачи определены следующим образом: комплексная экспертная оценка и прогнозирование тенденций политического, социально-экономического и культурного развития Российской Федерации, государств — участников СНГ и других государств; подготовка предложений по приоритетным направлениям законодательной деятельности Совета Федерации; экспертная оценка и про-
13 Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ. URL: http:// www.council.gov.ru/ events/news/72945/.
гнозирование последствий принятия (отклонения) наиболее социально значимых законов и иных нормативных правовых актов; проведение оценки исследовательских и инновационных проектов; содействие повышению авторитета Совета Федерации14.
В соответствии с постановлением Совета Федерации от 24 марта 2006 г. № 85-СФ в структуре верхней палаты российского парламента стало возможным создание объединенных комиссий для подготовки предложений по формированию и реализации отдельных направлений государственной политики и их законодательному обеспечению.
Можно отметить создание Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ (Совета законодателей)15. На наш взгляд, организация данного Совета отражает сущность верхней палаты парламента России как палаты, представляющей интересы субъектов РФ и как палаты законодательного органа государственной власти России.
В настоящее время Совет законодателей эволюционировал в Совет законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ, в состав которого руководители региональных органов государственной власти и представители Совета Федерации входят в соответствии с постановлением № 124-СФ от 30 мая 2012 г.16
Н. А. Михалёва говорит, «что хотя во взаимоотношениях федерального и региональных парламентов отсутствует соподчиненность и подконтрольность... они составляют единую систему17». Совет законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ подтверждает эту мысль.
По мнению О. Н. Булакова, «при определении необходимого количества, названия и компетенции комиссий (комитетов) парламен-
тарии исходят из того, что деятельность этих органов должна охватывать все сферы национальной политики. В результате такого подхода в палатах зарубежных парламентов количество постоянных комитетов оказывается обычно довольно значительным»18. Часто даже значительного количества постоянных комиссий (комитетов) недостаточно, чтобы охватить все сферы общественной жизни, подлежащие государственному регулированию.
В некоторых странах палаты двухпалатного парламента создают совместные комитеты или комиссии для реализации определенных задач. Например, в ФРГ на основании Закона от 21 декабря 1992 г. в Основной закон ФРГ 1949 г. включен разд. М-а «Совместный комитет». В соответствии с указанным Законом парламент образует совместный комитет, который состоит на 2/3 из депутатов Бундестага (нижней палаты) и на 1/3 из членов Бундесрата (верхней палаты). Депутаты назначаются Бундестагом на основе представительства фракций, они не могут входить в состав Федерального правительства. Каждая земля должна быть представлена одним назначенным ею членом Бундесрата, эти члены не связаны указаниями19, исходя из того, что верхняя палата парламента Федеративной Республики Германия формируется из представителей земельной исполнительной власти. Образование совместного комитета и его процедура регулируются регламентом, который должен быть принят Бундестагом и нуждается в одобрении Бундесрата.
Законом РСФСР от 16 июня 1990 г. № 38-1, на основании которого были внесены изменения в Конституцию (Основной закон) России 1978 г., была предусмотрена возможность создания палатами Верховного Совета постоянных комитетов Верховного Совета Российской Федерации на совместных началах из числа членов Совета Республики, Совета Национальностей и других народных депутатов РСФСР.
14 URL: http://www.council.gov.ru/structure/chairman_authority/.
15 СПС «КонсультантПлюс».
16 Официальный сайт Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ. URL: http://szrf.km.duma. gov.ru/.
17 Михалёва Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М., 2010. С. 271.
18 Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003. С. 172.
19 Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия / сост., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. М. : Волтерс Клувер, 2006. С. 132.
Постоянные комитеты Верховного Совета могли создаваться в целях ведения законопроектной работы,предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета, для содействия проведения в жизнь законов и иных решений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций20.
Далеко не всегда средства массовой информации, освещая работу Совета Федерации Федерального Собрания РФ, основываются на достоверной информации, поэтому в глазах общественности порой складывается искаженный облик парламентария и верхней палаты российского парламента в целом. Представляется необходимым создание комитета Совета Федерации по этике в качестве органа, взаимодей-
ствующего со средствами массовой информации. В предмет его ведения следует включить разработку предложений по законодательному регулированию государственной политики в области парламентской этики и этики средств массовой информации; разрешение разногласий, возникающих при освещении работы Совета Федерации РФ в средствах массовой информации и др. Необходимо отметить, что в числе полномочий комитета Совета Федерации по этике нельзя рассматривать право требовать от средств массовой инрформации представлять деятельность членов Совета Федерации и верхней палаты российского парламента в целом исключительно в благоприятном свете. Кроме того, неприемлема какая-либо цензура со стороны Совета Федерации по отношению к средствам массовой информации.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. — СПб., 2003.
2. Михалёва Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). — М., 2012.
3. Михалёва Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). — М., 2010.
Материал поступил в редакцию 4 ноября 2016 г.
THE INTERNAL STRUCTURE OF THE FEDERATION COUNCIL AND ITS CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION
MIERHOL'D Anastasiya Aleksandrovna — PhD in Law, Senior Lecturer at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9
Review. The article analyses, including through stenographic documents, the discussion process and the adoption of the rules of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. After changing the order of formation of the Federation Council, the adoption of new Rules was inevitable and objective consequence. The author examines the principles, which are the basis for working out a new project, different points of view of scientists, experts, members of the Federation Council on institutional functioning of the house. The article discusses the feasibility of including permanent commissions to the house, allocates the functions of the Chairman of the Federation Council, focuses on changes in the regulations in connection with the position of the first Deputy Chairman of the Federation Council.
The author also analyses the legal regulation, whereby the house of parliament prohibits the establishment of formalized fractions and parliamentary associations, i.e. legalization of political associations is not allowed. The thesis that this approach meets the objective functioning of authority, representing the federated entities is justified. The article further discusses the composition, powers and procedure of meetings of the Council of the house. The article deals with the competences of the committees of the houses of the Federal Assembly, and notes that their powers have grown over time, and is consistent with the expansion of State structures and institutions of civil society.
20 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 3. Ст. 25.
The author makes a proposal to establish the composition of the upper house of the Federal Assembly of the RF Federation Council Committee on ethics as the body interacting with the media. The subject of reference of this Committee should include the elaboration of proposals for legislative control of policy in the field of parliamentary ethics and ethics of the media; resolution of disputes arising during coverage of the work of the Council of the Federation in the media, etc. This specifies the inadmissibility of censorship by the upper house of the Parliament in relation to the media.
Keywords: The Federation Council, the upper house of the Parliament, the internal structure, the Council of the house, Chairman of the Federation Council, committees, legislators, Council Regulations of the Federation Council, the Committee on ethics.
1. Bulakov, O. N. Bicameral Parliament of the Russian Federation. — Spb.: 2003.
2. Mikhaleva, N. A. Parliamentary and Presidential Elections in Russia (Questions and Answers). — M., 2012.
3. Mikhaleva, N. A. The Constitutions and the Statutes of the Constituent Entities of the Russian Federation (Comparative Law Research). — M., 2010.
BIBLIOGRAPHY