6. Kryukova T.N. and Saporovskaya M.V. and Kuftyak E.V. (2005), Family psychology: life difficulties and coping with them, Rech, St. Petersburg.
7. Nesterova A. A. and Kovalevskaya N.A. (2015), "Vitality and coping strategies of mothers raising children with autism spectrum disorders", Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, No. 3, pp. 38-46.
8. Sergienko A.I. and Kholmogorova A.B. (2019), "Post-traumatic growth and coping strategies of parents of children with disabilities", Counseling psychology and psychotherapy, Vol. 27, No. 2, pp. 8-26.
9. Fomicheva A.E. (2012), "Investigation of the relationship between preferred strategies for coping with difficult situations and ethno-national attitudes of Moscow youth", E-journal: Psychological science and education, No. 3, available at: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3024.pdf (date access: 01/10/2020).
10. Khorosheva E.V (2011), "Individual resources of parents of an atypical child", Inclusive education: methodology, practice, technology materials of the international scientific and practical conference 20-22.06.2011, Moscow City Psychological and Pedagogical University, Moscow, pp. 92-94.
11. Folkman S., Lazarus R.S., Dunkel-Schetter C., et al. (1986), "The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes", Personality and Social Psychology, Vol. 50 (5), pp. 992-1003.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2020
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ТЕРАПИИ ПО МЕТОДУ
СИМВОЛДРАМЫ
Лариса Шамильевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, Диана Джашарбековна Акбаева, кандидат психологических наук, доцент, Жанна Борисовна Дотдуева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск
Аннотация
В статье приводятся психологические особенности работы в терапии по методу символдра-мы. При применении диагностического инструментария техник символдрамы терапевт работает с визуализацией пациента, прорабатывает клиент-терапевтические отношения (итог терапии-чтобы клиент остался и достиг эффективного результата), интерпретирует образы пациента, ставит терапевтические цели и определяет шаги для их достижения, знакомит пациента с базовыми техниками символдрамы (Цветок, Ландшафт, Ручей, Моя родительская семья в виде животных).
Ключевые слова: символдрама, психотерапия, мотив, образ, имагинация, символ, терапевт,
ресурс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p624-628
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORKING IN THERAPY USING THE SYMBOLDRAMA METHOD
Larisa Shamilyevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Diana Dzhasharbekovna Akbaeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Zhanna Borisovna Dodueva, the senior teacher Karachay-Cherkess State University U.D. Ali-
yev, Karachaevsk
Abstract
The article presents the psychological features of working in therapy using the method of symboldrama. When using the diagnostic tools of symboldrama techniques, the therapist works with the patient's visualization, works out the client-therapeutic relationship (the result of therapy is that the client stays and achieves an effective result), interprets the patient's images, sets therapeutic goals and determines steps to achieve them, introduces the patient to the basic techniques of symboldrama (Flower, Landscape, Stream,
My parent family in the form of animals).
Keywords: symboldrama, psychotherapy, motif, image, imagination, symbol, therapist, resource.
Современная символдрама - это направление в терапии, включающее в себя психотерапевтические практики, когнитивно-поведенческую терапию, ролевые игры, телесно-ориентированные техники, ресурсные упражнения, которые раскрывают ресурсы личности, очищают от эмоциональной и психологической нагрузки, разрешают внутренние противоречия, оптимизируют эффективные стратегии поведения, мобилизуют организм к действию, наполняют энергией и восстанавливают душевное здоровье [2].
Символдрама - это кататимное переживание образов, метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Основа метода символдрамы - это свободная фантазия в форме образов, «внутренних картин» на заданную терапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию [2].
Символдрама используется совместно и с другими направлениями психотерапии: классическим и современным психоанализом, юнгианским анализом, индивидуальной психологией по А. Адлеру, экзистенциальнй психотерапией и др. Проводят символдраму в групповой, индивидуальной форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют партнеры или супруги, либо ребенок с одним из родителей [6].
На сегодняшний день имеется шесть противопоказаний к применению именно этого метода в психотерапии: 1. Психозы и шизофрения в любой форме (терапия используется в работе с пациентом только в рамках стационара, под наблюдением специалиста и на фоне медикаментозного лечения; 2. Эпилепсия и заболевания нервной системы; 3. Ограничения по интеллекту; 4. Отсутствие мотивации (цена за одну сессию не должна быть разорительной, но значимой для пациента); 5. Обычную символдраму нельзя проводить с пациентами, где существует опасность летального исхода (рассеянный склероз, онкология, красная волчанка), так как после представление образов у пациента, к примеру, может спровоцировать появление метастаз. Человек должен находиться в «стабильном» состоянии минимум три года; 6. Ограничения по возрасту - терапия с 6,5 лет. Верхней границы возраста нет. Можно работать с пациентами (с сохранностью интеллекта) и в 90 лет [2].
В основе всех наших проблем лежат чувства. Символдрама посредством образов работает с этими чувствами. Чувства важнее, чем мысль. Символдрама-это работа с лим-бическими системами головного мозга, где на чувства и эмоции человека выходят через образы. В символдраме образы представляют с закрытыми глазами, но при необходимости это можно делать и с открытыми глазами, в этом случае терапевт работает со всеми модальностями. Если у пациента возникают мультяшные образы, тогда у него спрашивают про температуру воздуха, время суток, запахи [9].
К примеру, в символдраме есть упражнение под названием «Ландшафт». Пациенту предлагают представить образ ландшафта сегодняшнего, образ ландшафта в 16 лет, а потом мост между этими двумя «картинками» с целью свободного перемещения. Образ ландшафта в 16 лет дается, чтобы человек «возвратился» в детство, так как очень важно принимать себя во всех возрастах, а образ ландшафта сегодняшнего - для умения себя идентифицировать в настоящем, принятие своего возраста и изменений тела.
Психотерапия методом символдрамы включает в себя три основные ступени: 1. Работа с конфликтом; 2. Работа с ресурсом; 3. Работа с травмой (которая может выявиться только на 5-6 сессии) [2].
Для работы по трем ступеням используют мотивы «Ручей» «Гора», «Луг», «Дом», «Опушка леса», «Дерево», «Цветок», «Тотемное животное» и т.д. [6].
К примеру, при использовании мотива «Цветок», терапевт ставит перед собой несколько целей: 1. Узнать, подходит символдрама человеку или нет; 2. Показать, научить человека работать с образами; 3. Получить первую диагностическую информацию о че-
ловеке; 4. Дать ресурсную подпитку (при которой улучшается настроение, снимается усталость, и т.п.). 5. Провести коррекцию. Цветок - это визитная карточка личности [8].
Отметим, что психотерапевт - авторитет для пациента. И со временем, пациент относится к терапевту, как к папе и маме. С одной стороны появляется желание «владеть» ими, с другой - со временем появляются обиды. Сначала терапевта идеализируют, потом - обесценивают. И это закономерно. Поэтому терапевту ни в коем случае нельзя интерпретировать образы пациента, «заканчивать и убивать» их. С символикой в образах нужно работать, «переживать», тогда и сам образ «живой». Каждый символ имеет много значений, много причин для возникновения. Отметим также, что особое значение для символов имеют события последних двух дней (дневные остатки). Есть универсальная символика (по Э. Фромму). Есть случайная символика (имеет приоритет над универсальной).
Перед представлением мотива «Цветок» нужно провести предварительную беседу (10-20 минут). Нужно спросить, обращался ли раньше пациент к психотерапевту, когда и где родился, как познакомились мама с папой, какие жилищные условия у пациента, был ли у мамы токсикоз во время беременности, какие отношения в семье у пациента, какие самые яркие впечатления до 14 лет (они самые важные).
Далее, после расслабления пациента, введения его в транс (измененное состояние сознания), следует, собственно имагинация - представление образа (до 40 минут). Последующее обсуждение (5-10 минут) сопровождается наводящими вопросами: «Как вы себя чувствуете», «Что было самым сильным, ярким переживанием», «Что было самым неприятным в представлении». После нужно нарисовать рисунок цветка левой, не доминантной рукой, ведь именно рисунок левой рукой отражает внутреннее состояние человека (рисунок, выполненный правой рукой, отражает позиционирование перед людьми). Далее идет обсуждение рисунка [3].
Для работы на основной ступени символдрамы с мотивом «Тотемное животное», используются принципы - кормления, насыщения, примирения и принцип нежного объятия. Эти принципы практически не вызывают у пациентов никаких тревожных реакций, и при целенаправленном применении оказываю на них терапевтическое воздействие.
Принцип кормления и насыщения даю терапевту возможность показать на примере ситуаций с враждебными образами, как нужно себя вести в недружелюбной ситуации.
Нападение пациента на враждебный символический образ показывает агрессию, направленную против него самого, точнее, против затрагиваемой при этом части своего его «Я». Это подавление своих негативных импульсов клиент мог очень долго нарабатывать в своем невротическом поведении. Успешная психотерапевтическая интеграция бывает, как и при укрощении диких животных. Прежде, чем расположить и привязать к себе животных, укротитель сначала их кормит. Насколько это получится зависит от вида предлагаемой всякий раз пищи. К примеру, змее в имагинации (воображении) предлагают молоко, а льву - кусок свежего мяса.
Предложив пациенту накормить животное, терапевт обсуждает с клиентом, какую пищу лучше предложить. Цель заключается не в том, чтобы просто «накормить» животное, а в том, чтобы предложить пищу верх меры - ее должно быть намного больше, чем невротический пациент может себе представить в своей оральной зажатости. Момент наступления «пресыщения», когда животное перекормят, имеет огромную важность [5].
Далее, символический образ, как и живое существо, становится сытым, и усталым и ложится отдохнуть. Далее, поведение символического существа меняется коренным образом. Оно утрачивает свою агрессию, становится дружелюбным и милым. Пациент при желании может приблизиться к нему, прикоснуться, погладить его. Принцип кормления и насыщения сам собой переходит в другой принцип символдрамы- принцип примирения. Конечно же, здесь пациенту еще при помощи терапевта придется преодолеть остатки своего страха, но работать с ним будет уже гораздо проще.
Заметим, что универсального языка интерпретации символов не существует. Каждый пациент понимает свои символы по-своему, поэтому терапевту нужно подбирать язык для отдельно взятого человека, что в точности для него это означает. Психотерапевт может высказывать только гипотезу, предположение, причем во многом, это предположение может отражать психопатологию самого терапевта. Понять вполне собственный образ может лишь сам пациент, а терапевту необходимо направлять, сопровождать его в этом с помощью направляющих и уточняющих вопросов.
Представляемый образ помогает психотерапевту диагностировать эмоциональное состояние пациента, особенности его взаимоотношений с окружающими, особенности личного развития, личностный конфликт, особенности характера, темперамента и многое другое.
Большая роль в терапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после представлений образов. Рисунок используется практически со всеми категориями пациентов. Люди, имеющие недостаточно развитую фантазию, которым вербально трудно выразиться, могут отобразить свои эмоции в рисунке. Задание нарисовать пережитое обычно дается в конце представления образа [6].
Подводя итог вышесказанному, отметим, что в психотерапии никогда не истолковывают, не объясняют каждую отдельную деталь воображаемого образа, как бы раскладывая его по полкам. Сновидение, или образ, или рисунок - это, прежде всего метафора. И именно таким, метафорическим подходом нужно руководствоваться при интерпретации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биджиева Д. Д. Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье : дис. ... канд. психол. наук / Биджиева Диана Джашарбековна. -Карачаевск, 2008. - 254 с.
2. Боев И.В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений : монография / И.В. Боев, Я. Л. Обухов. - Ставрополь : Сервисшкола, 2009. - 167 с.
3. Бостанова Л.Ш. Теоретический анализ проблемы посттравматического расстройства личности / Л.Ш. Бостанова, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 10 (164). - С. 363-369.
4. Бостанова, Л.Ш. Богатырева, А С. (2019), Особенности профилактики развития по-стравматического стрессового расстройства / Л.Ш. Бостанова, А.С. Богатырева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 407-411.
5. Дотдуева Ж.Б. (2017), К вопросу о детерминации ценностного отношения студентов к будущей профессии / Ж.Б. Дотдуева // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 56-5. - С. 279-285.
6. Заксе, У. Травмасинтез при помощи травмаэкспозиции / У Заксе // Типология личности в символ-драме и других методах психотерапии : сборник научных работ. - Ставрополь : Графа, 2009. - С. 101-111.
7. Семенова, Ф.О. Психологические особенности процесса профессионализации студентов в вузе / Ф.О. Семенова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4. - С. 918-923.
8. Узденова А.М. Нарушение суверенности личности как предиктор ее идентификации с агрессором / А.М. Узденова, М.Р. Каппушева, Л.А. Тешелеева // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2019. - № 13. - С. 130-143.
9. Урусова А.М. Актуальные проблемы развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве / А.М. Урусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 320-323.
REFERENCES
1. Bidzhieva, D.D. (2008), Psychological and pedagogical conditions for the development of mutual understanding between parents and children in a large family, dissertation, Karachaevsk.
2. Boev, I.V. and Obukhov, Ya.L. (2009), Symboldrama: correction of personal and behavioral disorders: monograph, Service School, Stavropol.
3. Bostanova, L. S. and Bostanova, S. N. (2018), "Theoretical analysis of the problem of posttraumatic personality disorder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 363-369.
4. Bostanova, L.Sh. and Bogatyryova, A.S. (2019), "Features of prevention of development of posttraumatic stress disorder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 407-411.
5. Dotdueva Zh.B. (2017),"0n the issue of determining the value attitude of students to the future profession", Problems of modern pedagogical education, No. 56-5, pp. 279-285.
6. Zakse, U. (2009), "Traumasynthesis with the help of trauma exposure", Typology of personality in symbol-drama and other methods ofpsychotherapy: collection of scientific papers, Graf, Stavropol, pp. 101-111.
7. Semenova, F.O. (2014), "Psychological features of the process of professionalization of students in high school", Fundamental research, No. 11-4, pp. 918-923.
8. Uzdenova, A.M., Kappusheva, M.R. and Teleshova, L.A. (2019), "Violation of personality sovereignty as a predictor of its identification with the aggressor", Family and personality: problems of interaction, No. 13, pp. 130-143.
9. Urusova, A.M. (2018), "Actual problems of preschool child's personality development in the modern educational space", Problems of modern pedagogical education, No. 61-4, pp. 320-323.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.11.2020
УДК 159.922.762
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, Мурманский арктический государственный университет
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению временной перспективы в психологии. Показана структура временной перспективы. Особое внимание в статье уделено анализу личностного развития подростков с сенсорными нарушениями. Автор описывает специфику влияния социализации на формирование и развитие временных ориентаций подростков с сенсорными нарушениями. В исследовании приняли участие 31 респондент (13 подростков с нарушениями зрения, 11 подростков с нарушениями слуха, 15 подростков с нормативным развитием, возраст респондентов от 14 до 16 лет). Целью эмпирического исследования явилось изучение структуры временной перспективы в подростковом возрасте. Для решения поставленных задач использовалась русская версия опросника Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI). Результаты исследования показывают, что у подростков с нарушениями зрения основным компонентом в структуре временной перспективы является позитивное прошлое, у подростков с нарушениями слуха и подростков с нормативным развитием - гедонистическое настоящее. Доказано, что подростки со зрительной депривацией прогнозируют последствия своих действий и поступков. Характерной особенностью подростков со слуховой депривацией выступает желание получать удовольствие от всех текущих событий. Выявленные особенности временной перспективы подростков с сенсорными нарушениями обусловлены не развитой системой межличностных отношений, низкой самооценкой, конформностью поведения, высоким уровнем тревожности. На основании проведенного исследования определены перспективы дальнейшего изучения временной перспективы в подростковом возрасте.
Ключевые слова: подросток, временная перспектива, временные ориентации, сенсорная депривация, методика ZTPI.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p628-632
TIME PERSPECTIVE OF TEENAGERS WITH SENSORY IMPAIRMENTS
Olga Vladimirovna Kobzeva, the candidate of psychological science, Murmansk Arctic State
University