УДК 159.9
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РУССКИХ И НЕМЕЦКИХ РОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Ирина Вадимовна Борисова, кандидат психологически наук, доцент, Анна Алексеевна Зюзя, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Викторовна Верхорубова, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация
В статье представлены результаты исследования совладающего поведения русских и немецких родителей дошкольников. Обнаружены статистические значимые различия в поведении русских и немецких родителей дошкольников в трудных стрессовых ситуациях. Установлено, что немецкие родители чаще, чем русские родители используют позитивные стратегии поведения. Достоверных различий в проявлении негативных и нейтральных стратегий совладающего поведения между русскими и немецкими родителями не установлено.
Ключевые слова: совладающее поведение, русские родители, немецкие родители.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p620-624
COPING BEHAVIOR OF RUSSIAN AND GERMAN PARENTS OF PRESCHOOLERS Irina Vadimovna Borisova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna
Alekseevna Zyuzya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Oksana Viktorovna Verkhorubova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
Abstract
The article presents the results of a study of the coping behavior of Russian and German parents of preschool children. Statistical significant differences were found in the behavior of Russian and German parents of preschool children in difficult stressful situations. It was found that German parents more often than Russian parents use positive behavioral strategies. There were no significant differences in the manifestation of negative and neutral coping behavior strategies between Russian and German parents.
Keywords: coping behavior, Russian parents, German parents.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек в своей жизни сталкивается с большим количеством трудных ситуаций, которые нарушают привычный жизненный уклад. При воспитании ребенка дошкольного возраста возникают дополнительные трудные ситуации для родителей [4]. Большое значение имеет то, как родители справляются с трудными ситуациями, способы поведения взрослых в таких ситуациях. Стратегии совладающего поведения родителей оказывают влияние не только на способность снять напряжение, сохранить самоуважение в трудных стрессовых ситуациях, но и на эмоциональное состояние, а также личностное развитие ребенка дошкольного возраста.
Совладающее поведение является осознанным поведением личности в трудных стрессовых ситуациях, поэтому такое поведение можно формировать и развивать [4, 5]. Начало изучению копинг (coping - от англ. «cope» - успешно справиться, преодолевать) поведения или совладающего поведения было положено в зарубежной психологии [10]. Изучение совладающего поведения в настоящее время популярно в психологии, результаты исследований связанные с проблемой поведения в трудных стрессовых ситуациях регулярно анализируются в отечественной науке. Нами с соавторами изучались различные аспекты совладающего поведения личности [1, 2, 3]. В ряде исследований изучалось и сравнивалось совладающее поведение родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [6, 7, 9]. Были исследования направленные на изучение спо-
собов совладающего поведения связанных с этнической принадлежностью личности [8]. Изучение совладающего поведения русских и немецких родителей дошкольников является важным и значимым на современном этапе общественного развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование проводилось в городах Herford (Германия) и Клинцы Брянской области (Россия). В исследовании приняли участие 40 человек: из них 20 родителей (мамы) дошкольников из России и 20 родителей (мамы) дошкольников из Германии в возрасте от 25 до 45 и от 28 до 45 лет соответственно. Цель исследования изучить и сравнить совла-дающее поведения в трудных стрессовых ситуациях русских и немецких родителей дошкольников, посещающих детские учреждения (детские сады). Гипотезой исследования явилось предположение о том, что совладающее поведение у немецких респондентов имеет свои особенности и отличается от способов поведения в трудных стрессовых ситуациях, используемых русскими респондентами.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования использовалась методика (SVF-120) Streßverarbeitungsfragebogen разработанная немецкими психологами Вильгельмом Янке и Гизелой Эрдманн (Wilhelm Janke, Gisela Erdmann) в 1985 году, предназначенная для диагностики типичных способов преодоления трудных стрессовых ситуаций (копинг-стратегий). Для русских родителей использовался перевод методики в адаптации Н.Е.Водопьяновой (методика (ПТЖС) «Преодоление трудных жизненных ситуаций») на русский язык. Результаты эмпирического исследования стратегий совладаю-щего поведения русских и немецких родителей представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Стратегии совладающего поведения русских и немецких родителей
Стратегии совладающего поведения Русские родители Немецкие родители иэмп Икр р<0,01 Икр р<0,05
Снижение значения стрессовой ситуации 10,6 12 135** 114 138
Самоодобрение 10 9,9 172 114 138
Самооправдание 10,8 10,1 186 114 138
Отвлечение 9,6 11,5 124** 114 138
Замещение 9,8 7,4 121** 114 138
Самоутверждение 9,6 11,2 151,5 114 138
Психомышечная релаксация 9,5 11,9 126** 114 138
Контроль чад ситуацией 11 13,4 89* 114 138
Самоконтроль /Самообладание 10,2 14,2 45,5* 114 138
Позитивная самомотивация 9,3 14,8 28* 114 138
Поиск социальной поддержки 11 11 190,5 114 138
Антиципирующее избегание 9,6 14,7 45,5* 114 138
Бегство от стрессовой ситуации 9,8 10,1 199,5 114 138
Социальная замкнутость 10,6 9,4 173,5 114 138
«Заезженная пластинка» 11,1 12,5 147,5 114 138
Беспомощность 10,3 10,4 187 114 138
Жалость к себе 11,5 11,6 180 114 138
Самообвинение 10,8 15,6 74,5 114 138
Агрессия 10,7 10,5 188,5 114 138
Прием лекарств 8,8 5,5 121,5** 114 138
Примечание: иэмп - эмпирические значения критерия Манна-Уитни; икр - критические значения критерия Манна-Уитни; * - различия статистически достоверны при р<0,01; ** - различия статистически достоверны при р<0,05.
Из таблицы 1 следует, что русские родители дошкольников чаще немецких родителей в трудных стрессовых ситуациях используют самооправдание, замещение, социальную замкнутость и прием лекарств.
Немецкие родители дошкольников чаще русских родителей в трудных стрессовых ситуациях используют снижение значения стрессовой ситуации, отвлечение, самоутверждение, психомышечную релаксацию, контроль над ситуацией, самоконтроль / самообладание, позитивную самомотивацию, антиципирующее избегание, «заезженную пла-
стинку», самообвинение.
Русские и немецкие родители дошкольников приблизительно одинаково используют стратегии самоободрения, поиск социальной поддержки, бегство от стрессовой ситуации, беспомощность, жалость к себе и агрессию.
С помощью критерия Манна-Уитни обнаружены статистически значимые различия между русскими и немецкими родителями дошкольников в проявлении стратегий снижения значения стрессовой ситуации (135; р<0,05), отвлечения (124; р<0,05), замещения (121; р<0,05), психомышечной релаксацией (126; р<0,05), контроля над ситуацией (89; р<0,01), самоконтроля / самообладания (45,5; р<0,01), позитивной самомотивации (28; р<0,01), антиципирующего избегания (45,5; р<0,01), приема лекарств (121,5; р<0,05).
Русские родители дошкольников значимо реже используют стратегии снижения значения стрессовой ситуации, отвлечения, психомышечной релаксации, контроля над ситуацией, самоконтроля, позитивной самомотивации, антиципирующего избегания и чаще применяют стратегии замещения и приема лекарств в трудных стрессовых ситуациях по сравнению с немецкими родителями дошкольников.
Наиболее сильные различия выявлены по применению стратегий позитивной самомотивации, самоконтроля / самообладания, антиципирующего избегания и контроля над ситуацией, которые более выражены у немецких родителей дошкольников, чем у русских родителей дошкольников.
Немецкие родители значимо чаще в трудных стрессовых ситуациях считают себя способными контролировать ситуацию, контролируют собственные реакции, свое поведение, сохраняют самообладание, намереваются предотвращать подобные стрессовые ситуации в будущем или избегать их, анализируют ситуацию, планируют и исполняют действия по контролю для решения проблемы по сравнению с русскими родителями.
Группы стратегий совладающего поведения русских и немецких родителей представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Группы стратегий совладаюшего поведения русских и немецких родителей
Группы стратегий совладаюшего поведения Русские родители Немецкие родители Иэмп Икр р<0,01 Икр р<0,05
Позитивные стратегии преодоления стресса 100,1 116,1 132** 114 138
Когнитивные стратегии преодоления стресса 30,5 31,1 187,5 114 138
Тенденция к отвлечению от стресса 39 42,6 146,5 114 138
Действия по контролю стрессовой ситуации 30,6 42,4 38,5* 114 138
Негативные стратегии преодоления стресса 33,4 38,7 129 114 138
Нейтральные стратегии преодоления стресса 40,2 42,2 164,5 114 138
Примечание: иэмп - эмпирические значения критерия Манна-Уитни; икр - критические значения критерия Манна-Уитни; * - различия статистически достоверны при р<0,01; ** - различия статистически достоверны при р<0,05.
Как следует из таблицы 2, обнаружены статистически значимые различия в проявлении группы позитивных стратегий совладающего поведения между русскими и немецкими родителями дошкольников (132,5; р<0,05). Позитивные стратегии поведения в трудных стрессовых ситуациях немецкие родители дошкольников проявляют значимо чаще, чем русские родители дошкольников. Действия по контролю над стрессовой ситуацией в целом значимо выше у немецких родителей дошкольников (38,5; р<0,01).
Статистически значимых различий в выражении группы негативных и нейтральных стратегий совладающего поведения между русскими и немецкими родителями дошкольников не выявлено.
ВЫВОДЫ
Таким образом, немецкие родители дошкольников значимо чаще в трудных стрессовых ситуациях используют позитивные стратегии поведения, чем русские родители дошкольников. Немецкие родители считают себя способными контролировать ситуацию,
собственные реакции, свое поведение, сохраняют самообладание, считают себя способными предотвращать аналогичные стрессовые ситуации в будущем или избегать их, анализируют ситуацию, планируют и исполняют действия по контролю для решения проблемы по сравнению с русскими родителями. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что немецкие родители дошкольников более подготовлены к преодолению трудных стрессовых ситуаций по сравнению с русскими родителями дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова И.В. Совладающее и защитное поведение жителей радиоактивно загрязненных территорий в зависимости от возраста и пола / И.В. Борисова, Е.С. Гулакова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2018. - Т. 15, № 1. -С. 79-93.
2. Борисова И.В. Совладающее поведение женщин с разной сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью / И.В. Борисова, К.И. Хулина // Клиническая и специальная психология. - 2017. - Т. 6, № 4 (24). - С. 33-44.
3. Эмоциональный интеллект и способы совладающего поведения студентов-заочников педагогических специальностей / И.В. Борисова, А.А. Зюзя, И.А. Мезенцева, Н.А. Климовцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 445-451.
4. Бочавер К.А. Совладающее поведение в профессиональном спорте: феноменология и диагностика / К.А., Бочавер Л.М. Довжик // Электронный журнал: Клиническая и специальная психология. - 2016. - Т. 5, № 1. - URL: https://psyjournals.ru/files/81493/1_Bochaver_Dovjik.PDF (дата обращения: 01.10.2020).
5. Крюкова Т.Н. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Н., Крюкова М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 240 с.
6. Нестерова А.А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / А.А., Нестерова Н.А. Ковалевская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Психологические науки. - 2015. -№ 3. - С. 38-46.
7. Сергиенко А.И. Посттравматический рост и копинг-стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / А.И. Сергиенко, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27, № 2. - С. 8-26.
8. Фомичева А.Е. Исследование взаимосвязи предпочитаемых стратегий совладания с трудными ситуациями и этнонациональных установок московской молодежи // Электронный журнал: Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3024.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
9. Хорошева, Е.В. Индивидуальные ресурсы родителей нетипичного ребенка / Е.В. Хоро-шева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции 20-22.06.2011. - Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - С. 92-94.
10. The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes / S. Folkman, R.S. Lazarus, C. Dunkel-Schetter, et al. // Personality and Social Psychology. - 1986. - Vol. 50 (5). - P. 992-1003.
REFERENCES
1. Borisova I.V. and Gulakova E.S. (2018), "Coping and protective behavior of residents of ra-dioactively contaminated areas depending on age and gender", Bulletin of RUDN. Series: Psychology and Pedagogy, Vol. 15, No 1, pp. 79-93.
2. Borisova I.V. and Khulina K.I. (2017), "Coping behavior of women with different sexual orientations and gender identity", Clinical and Special Psychology, Vol. 6, No. 4 (24), pp. 33-44.
3. Borisova I.V., Zyuzya A.A., Mezentseva I.A. and Klimovtsova N.A. (2020), "Emotional Intelligence and Methods of Coping Behavior of Part-Time Students in Pedagogical Specialties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 445-451.
4. Bochaver K.A. and Dovzhik L.M. (2016), "Coping behavior in professional sports: phenomenology and diagnostics", E-journal: Clinical and special psychology, Vol. 5, No. 1, available at: https://psyjournals.ru/files/81493/1_Bochaver_Dovjik.PDF (data accessed: 01/10/2020).
5.
6. Kryukova T.N. and Saporovskaya M.V. and Kuftyak E.V. (2005), Family psychology: life difficulties and coping with them, Rech, St. Petersburg.
7. Nesterova A. A. and Kovalevskaya N.A. (2015), "Vitality and coping strategies of mothers raising children with autism spectrum disorders", Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, No. 3, pp. 38-46.
8. Sergienko A.I. and Kholmogorova A.B. (2019), "Post-traumatic growth and coping strategies of parents of children with disabilities", Counseling psychology and psychotherapy, Vol. 27, No. 2, pp. 8-26.
9. Fomicheva A.E. (2012), "Investigation of the relationship between preferred strategies for coping with difficult situations and ethno-national attitudes of Moscow youth", E-journal: Psychological science and education, No. 3, available at: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3024.pdf (date access: 01/10/2020).
10. Khorosheva E.V (2011), "Individual resources of parents of an atypical child", Inclusive education: methodology, practice, technology materials of the international scientific and practical conference 20-22.06.2011, Moscow City Psychological and Pedagogical University, Moscow, pp. 92-94.
11. Folkman S., Lazarus R.S., Dunkel-Schetter C., et al. (1986), "The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes", Personality and Social Psychology, Vol. 50 (5), pp. 992-1003.
Контактная информация: irmarbor1@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.11.2020
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ТЕРАПИИ ПО МЕТОДУ
СИМВОЛДРАМЫ
Лариса Шамильевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, Диана Джашарбековна Акбаева, кандидат психологических наук, доцент, Жанна Борисовна Дотдуева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск
Аннотация
В статье приводятся психологические особенности работы в терапии по методу символдра-мы. При применении диагностического инструментария техник символдрамы терапевт работает с визуализацией пациента, прорабатывает клиент-терапевтические отношения (итог терапии-чтобы клиент остался и достиг эффективного результата), интерпретирует образы пациента, ставит терапевтические цели и определяет шаги для их достижения, знакомит пациента с базовыми техниками символдрамы (Цветок, Ландшафт, Ручей, Моя родительская семья в виде животных).
Ключевые слова: символдрама, психотерапия, мотив, образ, имагинация, символ, терапевт,
ресурс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p624-628
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORKING IN THERAPY USING THE SYMBOLDRAMA METHOD
Larisa Shamilyevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Diana Dzhasharbekovna Akbaeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Zhanna Borisovna Dodueva, the senior teacher Karachay-Cherkess State University U.D. Ali-
yev, Karachaevsk
Abstract
The article presents the psychological features of working in therapy using the method of symboldrama. When using the diagnostic tools of symboldrama techniques, the therapist works with the patient's visualization, works out the client-therapeutic relationship (the result of therapy is that the client stays and achieves an effective result), interprets the patient's images, sets therapeutic goals and determines steps to achieve them, introduces the patient to the basic techniques of symboldrama (Flower, Landscape, Stream,