Научная статья на тему 'Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств'

Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5945
937
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО / ДИССОЦИАТИВНЫЙ СИМПТОМ / СТРЕССОР / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ЛОГОТЕРАПИЯ / ТЕХНИКА НЛП / POSTTRAUMATIC STRESS DISORDER / DISSOCIATIVE SYMPTOM / STRESSOR / EXISTENTIAL TECHNIQUE / LOGO THERAPY / NLP TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бостанова Лариса Шамильевна, Богатырева Асият Сагитовна, Акбаева Диана Джашарбековна

В статье проводится теоретический анализ психологических особенностей посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) личности, в результате которого развиваются такие состояния, как флешбэки, когда человек заново «проживает» это состояние и у него остается телесная память на уровне звуков, запахов, эмоций, физических реакций и т. д. ПТСР это синдром, возникающий в результате разных причин, обусловленных природой произошедших событий, характеристиками травмированной личности и качеством окружения, влияющего на процесс выздоровления. Частота стресса, его напряженность и интенсивность, социальная ситуация, биологические и личностные особенности пациента (физическое истощение, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, психовегетативная незрелость) это факторы, влияющие на возникновение ПТСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of prevention of posttraumatic stress disorder

The article presents the theoretical analysis of psychological features of post-traumatic stress disorder (PTSD) of the personality, which develop conditions such as flashbacks, when the person re-experiences the condition, and he remains the corporeal memory at the level of sounds, smells, emotions, physical reactions, etc. PTSD is a syndrome that occurs as a result of different reasons due to the nature of the events, characteristics of the injured individual and the environment that affect the healing process. The frequency of stress, its intensity, social situation, biological and personal characteristics of the patient (physical exhaustion, emotional instability, increased anxiety, psychovegetative immaturity) are factors that affect the occurrence of PTSD.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств»

УДК 159.97

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ

Лариса Шамильевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, Асият Сагитовна Богатырева, старший преподаватель, Диана Джашарбековна Акбаева,

кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В статье проводится теоретический анализ психологических особенностей посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) личности, в результате которого развиваются такие состояния, как флешбэки, когда человек заново «проживает» это состояние и у него остается телесная память на уровне звуков, запахов, эмоций, физических реакций и т. д. ПТСР - это синдром, возникающий в результате разных причин, обусловленных природой произошедших событий, характеристиками травмированной личности и качеством окружения, влияющего на процесс выздоровления. Частота стресса, его напряженность и интенсивность, социальная ситуация, биологические и личностные особенности пациента (физическое истощение, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, психовегетативная незрелость) - это факторы, влияющие на возникновение ПТСР.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, диссоциативный симптом, стрессор, экзистенциальная техника, лого-терапия, техника НЛП.

FEATURES OF PREVENTION OF POSTTRAUMATIC STRESS DISORDER

Larisa Shamilyevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Asiyat Sagitovna Bogatyreva, the senior teacher, Diana Djasharbekova Akbaeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Karachay-Cherkess State University U. D. Ali-

yev, Karachaevsk

Annotation

The article presents the theoretical analysis of psychological features of post-traumatic stress disorder (PTSD) of the personality, which develop conditions such as flashbacks, when the person re-experiences the condition, and he remains the corporeal memory at the level of sounds, smells, emotions, physical reactions, etc. PTSD is a syndrome that occurs as a result of different reasons due to the nature of the events, characteristics of the injured individual and the environment that affect the healing process. The frequency of stress, its intensity, social situation, biological and personal characteristics of the patient (physical exhaustion, emotional instability, increased anxiety, psychovegetative immaturity) are factors that affect the occurrence of PTSD.

Keywords: post-traumatic stress disorder, dissociative symptom, stressor, existential technique, logo therapy, NLP techniques.

Современные специалисты - терапевты, педиатры, психотерапевты, психологи, социальные работники, педагоги сегодня все больше обращают внимание на состояния, возникшие в результате изменения поведения людей, оказавшихся в районах боевых действий, переживших природные катастрофы, подвергшихся физическому, психологическому и сексуальному насилию, пыткам и другим стрессовым событиям [5]. В результате анализа и накопленного за последние годы большого клинического опыта по психическим расстройствам, после выраженного стрессового воздействия установлено, что у пострадавших есть ряд общих и повторяющихся симптомов, имеющих специфические черты. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - это одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы [4]. Оно возникает как отставленная и (или) затяжная реакция на стрессовые события или ситуации (кратковременные или продолжительные), такие, как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, утрата близких, изнасилование и т.д., исключительно

угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать общее потрясение (психическое расстройство) практически у каждого человека с повторно вторгающимися в сознание представлениями, отражающими экстремальные события, острыми драматическими вспышками паники или дисфории на фоне хронического чувства оцепенелости, эмоциональной отчужденности, избегания деятельности и ситуаций, напоминающих о травме. Латентный период может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев. Наблюдения в течение длительного времени показывают, что ПТСР -это хроническое психическое заболевание, которое может длиться у многих людей всю жизнь. Посттравматическое стрессовое расстройство - это осложненное состояние, которое включает в себя изменения множественных нейробиологических систем, в результате дисрегуляции когнитивных, аффективных и поведенческих сфер [6].

Симптомы посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) были описаны еще в глубокой древности, начиная с описания различных крестовых походов, где рассказывается о симптоматике, когда люди ведут себя своеобразным образом, не совсем по-прежнему и не совсем адекватно взаимодействуют с окружающей действительностью и людьми. На самом деле до введения этих нозологических единиц в классификаторы болезней, это расстройство отмечалось и относилось к психогении, описывалось как подобное различным психопатологическим синдромам, но всегда выделялась таковая его особенность, как обратимость, т. е. излечимость [2]. Активное изучение этого синдрома началось в Америке, в связи с появлением и возвращением ветеранов Вьетнамской войны. Более того, за последние годы 20-го века отмечено, что психогении среди ветеранов уже превысили потери во время самих боевых действий [2]. Расстройство это неоднозначное и очень каверзное. Помимо острых и подострых форм, известны задержанные и отсроченные формы, где симптоматика возникает не сразу, а по происшествии нескольких месяцев после участия в боевых действиях или участия в каких-либо событиях, связанных с получением травматического опыта. Само заболевание в международном классификаторе болезней (международная классификация болезней 10-го пересмотра, МКБ-10) относится к группе расстройств адаптации и обозначена как острая реакция на стресс и расстройство адаптации. В американском классификаторе (система DSM американской психиатрической ассоциации) заболевание называется посттравматическим стрессовым расстройством. Говоря об этом заболевании, подразумевается не только медицинский аспект, но, в первую очередь, психологический взгляд на ПТСР [6]. При лечении таковых расстройств в медицинских учреждениях наиболее эффективными являются методы психологической коррекции. И без этого ни фармакотерапия, ни любые другие виды терапии неэффективны.

В современной науке не существует общепризнанной теории зарождения и развития ПТСР. Наиболее интересной на сегодняшний день является наша отечественная модель, созданная в лаборатории «Личность и стресс» Московского государственного университета под руководством Магомеда Эминова, и называется она «Общепсихологическая или личностно-ориентированная модель ПТСР» [3]. Авторы модели говорят о личностной обусловленности симптомов ПТСР и предлагают рассматривать личность, попавшую в аномальную ситуацию в иной парадигме «жизни-смерти», когда смерть как бы «врывается» в опыт жизни, и опыт смерти становится частью опыта жизни. При этом с личностью происходят глубокие трансформации: разрушается базовая иллюзия бессмертия, разрушаются ценностно-смысловые структуры личности. Происходит фиксация на моменте травмы. Это когда происходит разрыв между «я-прошлым» и «я-настоящим», и та первая острая симптоматика, которая возникает под воздействием «ситуации», и которая связана с угрозой жизни, безопасности и благополучия, представлена явлениями деперсонализации, дереализации (нарушениями представлений человека о мире и о себе) и галлюцинации. Себя человек воспринимает как не справившегося с проблемой, слабого, беззащитного, что и создает симптоматику деперсонализации. В психоанализе такое состояние называется «расщеплением личности», когда нарушаются связи между аспектами психики. В первую

очередь страдают когнитивные функции, отключаются механизмы выживания, рефлексы, индивид не видит будущего, впрочем, как и прошлого тоже.

Человек может переносить все травматические ситуации на окружающую среду: это сильно мешает нормальной жизни, потому что эту травму он формирует в своем окружении [4]. Работа с травмой и посттравматическими состояниями возможна с помощью совершенно разных инструментов. Есть два механизма формирования посттравматического стресса. Это стресс, который возникает от однократного воздействия мощного стресс-фактора (либо реального, либо символического), связанного с угрозой жизни и благополучия человека. И это воздействие стресс-факторов меньшей интенсивности, но пролонгированного действия, например, затянувшийся конфликт в семье или на работе [5].

У нас в стране лет около двадцати лет назад теоретически мы были здорово «подкованы», но не было инструментария для практической работы с травмами. Сегодня есть инструментарий, и он из разных направлений психологической помощи, из разных школ, ко -торый модифицирован под ту или иную психотерапию с ПТСР. Существуют различные техники, которые позволяют переформировывать рефлекторные ответы (на уровне ориентировочного рефлекса) в активную защитную позицию и адаптивный ответ в ключе - «я -справился, «я - восстановил свою безопасность», «я -восстановил свои взаимоотношения с миром» [7]. Замечательно «работает» телесно-ориентированный подход в посттравматике и при острых стрессах, в том числе техники, направленные локально на работу «с телом». Очень эффективны также экзистенциальные техники, лого-терапия (Франкл) и техники НЛП.

Понимая механизмы, понимая методологию, владея различными теориями базовой основы и пониманием процессов, как это все происходит у личности (от глубинных ядерных личностных структур до физиологии и рефлекторного реагирования), индивидуальная психотерапия, интегрируя и совмещая все возможные техники, «вплетая» их в небольшую единицу времени и нацеливаясь на разные задачи, выявляет необходимые ресурсы для личности в работе с травмами.

Хотя психотравмирующее событие (стрессор) необходимо для развития ПТСР, ранимость психики пострадавшего играет ключевую роль. Одни люди в состоянии перенести сильную психическую травму, а у других

ПТСР развивается после гораздо менее серьезного события. В основе психической ранимости могут быть: травма в детском возрасте, параноидные особенности личности, зависимая или антисоциальная личность, пограничная психическая патология, неадекватные социальные отношения, психические заболевания в семье, недавние психотравмиру-ющие события в личной жизни, злоупотребление алкоголем непосредственно перед заболеванием и т. д. [10]. Психологические последствия травматического стресса в своем крайнем, как уже говорилось, проявлении выражаются в ПТСР. Диссоциативные симптомы могут явиться компонентом ответа на психическую травму. Диссоциация и признаки посттравматического стресса тесно связаны между собой. Симптомы проявляются деперсонализацией, дереализацией, психогенной амнезией или фугами, чувством онемения, беспомощности и страха. К примеру, любой теракт - это сильнейший стресс, и поэтому у его жертв, помимо специфических нарушений психики, появятся признаки ПТСР. Это могут быть нарушение сна, чрезмерная раздражительность, утомляемость, страхи и фобии. Посттравматическое расстройство может проявляться и только одним симптомом, но зато сохраняющимся на протяжении нескольких лет. Состояние пострадавшего после трагического события бывает разным: ночные кошмары, бессонница отсутствие интереса к тому, что раньше нравилось и интересовало, оцепенение, эмоциональная истощенность, физическая усталость, внезапные поступки и чувства ("возвращение" в событие). Человек совершает поступки и испытывает чувства, как если бы событие происходило в настоящее время, у него наблюдается нежелание вспоминать подробности ситуации, связанной с психической травмой. Это и желание забыть, "вычеркнуть" мысли и чувства, напоминающие

о трагическом событии, забывание деталей, отсутствие взгляда в будущее (человек живет настоящим, у него нет надежды на счастливое будущее), сверхбдительность (человек проявляет повышенную осторожность даже в неопасных ситуациях) [6]. Каждый отдельный симптом, из которых складываются острые реакции на стресс и расстройства адаптации, могут встречаться и при других психических нарушениях, однако имеют определенные особенности проявлений симптоматики, что оправдывает выделение этих психических симптомов в отдельную клиническую группу, т.к. они обладают специфическими и характерными клиническими проявлениями. Выделяют три группы симптомов ПТСР: многократное переживание психотравмирующего события, реакции избегания, повышенная возбудимость [6].

1. Психотравмирующее событие определяют как экстремальное происшествие, ко -торое вызвало сильные чувства, как правило, страх. Его многократное переживание проявляется навязчивыми воспоминаниями о нем, которые вторгаются и в повседневную жизнь, и в сны. Жертва ведет себя и чувствует так, будто пережитое экстремальное событие происходит снова. Иногда такое повторное переживание возникает внезапно, как болезненный приступ тревоги, которая кажется беспричинной. На самом деле, причиной приступа часто становится некое событие, место, дата, вещь и т.д., которые чем-то напоминают больному о пережитой травме. В других случаях переживания представлены повторяющимися тревожными снами, часто ночными кошмарами, они бывают настолько сильными, что человек резко просыпается с криками ужаса, в поту и с учащенным сердцебиением.

2. Симптомы второй группы проявляются тем, что человек с ПТСР избегает любых напоминаний о пережитой ситуации. Напоминанием могут быть мысли, чувства, разговоры о событии, либо места и люди. Иногда у пострадавшего резко снижается интерес к жизни: к работе, семье, общественным событиям, он становится отрешенным и сторонится всех и вся. Люди, страдающие ПТСР, часто говорят, что они стали бесчувственными, особенно к близким людям - жене, детям, друзьям. Даже испытывая положительные эмоции, они не могут выразить их, заставляя членов семьи чувствовать себя отвергнутыми.

3. Симптомы повышенной возбудимости при ПТСР проявляются тем, что малейшие раздражители вызываю бурную реакцию и чрезвычайное волнение, чувство страха и оживление одновременно. Например, известно, что ветераны войн иногда ведут себя так, будто вокруг идет бой: резкий звук или взрыв заставляет их бросаться на землю или искать укрытие. Иногда возникают панические приступы. Во время такого приступа больному с ПТСР кажется, что он задыхается, у него учащается дыхание и сердцебиение, возникает головокружение и тошнота. Симптомы ПТСР формируются в течение всего периода времени болезни и не обязательно снижаются при прекращении стресса, их интенсивность может меняться, даже усиливаться при другом или хроническом стрессе. Более интенсивной и длительной оказывается реакция на человеческий стрессор, чем на природную катастрофу. Боязнь темноты; резких и громких звуков, голосов; страх находиться одним, выходить куда-либо без сопровождения; возможно нарушение аппетита и другие симптомы (жалобы).

Итого, ПТСР - это синдром, возникающий в результате различных причин, обусловленных природой произошедших событий, характеристиками травмированной личности и качеством окружения, влияющего на процесс выздоровления. Частота стресса, напряженность и интенсивность стресса, социальная ситуация, биологические и личностные особенности пациента - это факторы, влияющие на возникновение ПТСР. Также физическое истощение является одним из рисков развития этих расстройств. На появление ПТСР влияет эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность и психовегетативная незрелость [5].

Таким образом, человеку невозможно прожить всю свою жизнь без травм. И в этот период человеку необходимы профессиональная помощь и поддержка родных [9]. Люди нередко при ПТСР прибегают к помощи алкоголя и наркотиков, чтобы снять напряжение,

в котором постоянно находятся, а это является уже сопутствующим расстройством, последствием ПТСР. Плюс люди, пережившие ПТСР, часто «замораживаются» в своих чувствах. Так функционирует наша психика, которая после психотравмы «отключается», чтобы нам не было мучительно больно.

Когда человек избавляется от ПТСР, то наступает посттравматический рост, это неизбежно: появляется много энергии и сил, которые человек может инвестировать в свою жизнь, в свои отношения, работу в «поиск себя». Как ни парадоксально, но мы все развиваемся в кризах, поэтому часто люди, которые пережили ПТСР, существенно меняют качество своей жизни, они начинают ценить, понимать, хотеть, желать - обретают «нового себя». Такой парадокс в мире существует, чтобы приобрести, надо потерять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биджиева, Д. Д. Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье : дис. ... канд. психол. наук / Биджиева Дианна Джашарбековна. -Карачаевск, 2008. - 254 с.

2. Александров, Е.О. Интегративная психотерапия посттравматического стрессового расстройства / Е.О. Александров. - Новосибирск : Сибпринт, 2005. - 280 с.

3. Боев, И.В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений : монография / И.В. Боев, Я. Л. Обухов. - Ставрополь : Сервисшкола, 2009. - 167 с.

4. Бостанова, Л.Ш. Теоретический анализ проблемы посттравматического расстройства личности / Л.Ш. Бостанова, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2018. - № 10 (164). - С. 363- 369.

5. Бостанова, Л.Ш. Особенности профилактики развития постравматического стрессового расстройства / Л.Ш. Бостанова, А.С. Богатырева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта.

- 2019. - № 10 (176). - 407-411.

6. Заксе, У Травмасинтез при помощи травмаэкспозиции / У Заксе // Типология личности в символ-драме и других методах психотерапии : сборник научных работ. - Ставрополь : Графа, 2009.

- С. 101-111.

7. Салпагарова, Ф.М. Рефлексивная компетентность как фактор, влияющий на учебный процесс подростка / Ф.М. Салпагарова // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2018. - № 10. - С. 92-98.

8. Семенова, Ф.О. Психологические особенности этнических структур интегральной индивидуальности подростков и юношей : монография / Ф.О. Семенова. - Карачаевск : [б.и.], 2009. - 130 с.

9. Семенова, Ф.О. Психологические особенности процесса профессионализации студентов в вузе / Ф.О. Семенова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4. - С. 918-923.

10. Узденова, А. М. Нарушение суверенности личности как предиктор ее идентификации с агрессором / А.М. Узденова, М.Р. Каппушева, Л.А. Тешелеева // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2019. - № 13. - С. 130-143.

REFERENCES

1. Bidzhieva, D.D. (2008), Psychological and pedagogical conditions for the development of mutual understanding between parents and children in a large family, dissertation, Karachaevsk.

2. Alexandrov, E. O. (2005), Integrative psychotherapy ofpost-traumatic stress disorder, Sibprint, Novosibirsk.

3. Boev, I. V. and Obukhov, Ya. L. (2009), Symboldrama: correction of personal and behavioral disorders: monograph, service School, Stavropol.

4. Bostanova, L. S. and Bostanova, S. N. (2018), "Theoretical analysis of the problem of posttraumatic personality disorder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 363369.

5. Bostanova, L. sh. and Bogatyryova, A. S. (2019), "Features of prevention of development of posttraumatic stress disorder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 407-411.

6. Zakse, U. (2009), "Traumasynthesis with the help of trauma exposure", Typology of personality in symbol-drama and other methods of psychotherapy: collection of scientific papers, Graf, Stavropol, pp. 101-111.

7. Salpagarova, F.M. (2018), "Reflexive competence as a factor influencing the educational process of a teenager", Family and personality: problems of interaction, No.10, pp. 92-98.

8. Semenova, F. O. (2009), Psychological features of ethnic structures of integral individuality of adolescents and young men: monograph, Karachaevsk.

9. Semenova, F.O. (2014), "Psychological features of the process of professionalization of students in high school", Fundamental research, No. 11-4, pp. 918-923.

10. Uzdenova, A. M., Kappusheva, M. R. and Teleshova, L. A. (2019), "Violation of personality sovereignty as a predictor of its identification with the aggressor", Family and personality: problems of interaction, No.13, pp. 130-143.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.11.2019

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЫВОВ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Александра Анатольевна Жарких, кандидат психологических наук, доцент, Николай

Михайлович Дазмаров, доцент, Александр Викторович Гурский, доцент, Сергей Николаевич Смирнов, доцент, Юрий Макарович Арканов, доцент, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

Аннотация

Спортсмены, специализирующиеся в игровых видах спорта, преимущественно характеризуются выраженностью второго типа личности по Л.Н. Собчик с преобладанием эмотивности и экстраверсии. Индивидуально-типологические особенности спортсменов игровых видов спорта влияют на характер и частоту выраженности срывов в период усиленного тренировочного процесса и ответственных соревнований. Рассматривается взаимосвязь выраженности индивидуально-типологических особенностей - эмотивности, стеничности, сензитивности, экстраверсии, спонтанности, ригидности, тревожности с различного рода срывами психологического характера: реакции самоустранения, нарастание конфликтности, аффективных реакций, состояние ступора, дезорганизация деятельности, «бегство в болезнь», а также с вероятностью достижения высокой спортивной квалификации, и умением мобилизоваться во время ответственных соревнований.

Ключевые слова: игровые виды спорта, индивидуально-типологические особенности, срывы в период усиленной тренировочной деятельности и ответственных соревнований.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAILURES OF ATHLETES SPECIALIZING IN

GAME SPORTS

Alexandra Anatolyevna Zharkih, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nikolai Mikhailovich Dazmarov, the senior lecturer, Alexander Viktorovich Gursky, the senior lecturer, Sergey Nikolaevich Smirnov, the senior lecturer, Yuri Makarovich Arkanov, the senior lecturer, The Academy of the Law and Management of Federal Penitentiary Service ofRus-

sia, Ryazan

Annotation

The athletes specializing in game sports are mainly characterized by expressiveness of the second type of the personality according to L.N. Sobchik with dominance of the emotionality and extraversion. Individual and typological features of athletes of game sports affect their character and frequency of expressiveness of failures in the period of the strengthened training process and responsible competitions. The article deals with the interrelation of expressiveness of individual and typological features - emotionality, stan chest, sensitivity, extraversion, spontaneity, rigidity, uneasiness with different failures of psychological character: withdrawal reactions, increase of conflictness, affective reactions, stupor status, activity disorganization, "flight in a disease" and also with the probability of achievement of high sports qualification, and ability to be mobilized during the responsible competitions.

Keywords: game sports, individual and typological features, disruptions during intensive training period and responsible competitions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.