Научная статья на тему 'Опыт применения арттерапии и символдрамы в консультировании клиентов с последствиями психотравм'

Опыт применения арттерапии и символдрамы в консультировании клиентов с последствиями психотравм Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

529
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая травма / арттерапия / символдрама / имагинативно-кататимная терапия. / psychological trauma / art therapy / symboldrama / imaginative-katathym therapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марусенко Е. А., Ковалева А. В., Выдрина Л. А., Корнеева А. И.

В статье рассмотрено применение арттерапевтического метода и элементов символдрамы в консультировании клиентов, переживших психотравмирующие события в условиях локального военного конфликта. Показана эффективность использования арттерапевтических методик и элементов имагинативно-кататимной терапии в работе с клиентами различных возрастных групп, что проявлено в снижении их психоэмоционального напряжения, уменьшении количества эпизодов повторного переживания травмирующих событий, улучшении субъективного самочувствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марусенко Е. А., Ковалева А. В., Выдрина Л. А., Корнеева А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of using art therapy and symboldrama in counseling clients with the consequences of psychological trauma

The article examines the use of the art therapy method and elements of symbol drama in counseling clients who have experienced traumatic events in a local military conflict. It was shown that use of art therapy techniques and elements of imaginative-katathym therapy in working with clients of different age groups was effective. It was manifested in reducing their psychoemotional stress, reducing the number of episodes of re-experiencing traumatic events, and improving their subjective well-being.

Текст научной работы на тему «Опыт применения арттерапии и символдрамы в консультировании клиентов с последствиями психотравм»

Опыт применения арттерапии и символдрамы в консультировании клиентов

с последствиями психотравм

Марусенко Е. А., Ковалева А. В., Выдрина Л. А., Корнеева А. И. (Луганск, Стаханов) Луганский государственный педагогический университет [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрено применение арттерапевтического метода и элементов символдрамы в консультировании клиентов, переживших психотравмирующие события в условиях локального военного конфликта. Показана эффективность использования арттерапевтических методик и элементов имагинативно-кататимной терапии в работе с клиентами различных возрастных групп, что проявлено в снижении их психоэмоционального напряжения, уменьшении количества эпизодов повторного переживания травмирующих событий, улучшении субъективного самочувствия.

Ключевые слова: психологическая травма, арттерапия, символдрама, имагинативно-кататимная терапия.

The experience of using art therapy and symboldrama in counseling clients with the consequences of psychological trauma

E. A. Marusenko, A. V. Kovaleva, L. A. Vydrina, A. I. Korneeva (Lugansk, Stakhanov)

Abstract. The article examines the use of the art therapy method and elements of symbol drama in counseling clients who have experienced traumatic events in a local military conflict. It was shown that use of art therapy techniques and elements of imaginative-katathym therapy in working with clients of different age groups was effective. It was manifested in reducing their psychoemotional stress, reducing the number of episodes of re-experiencing traumatic events, and improving their subjective well-being.

Keywords: psychological trauma, art therapy, symboldrama, imaginative-katathym therapy.

Оказание квалифицированной психологической помощи клиентам, пережившим психотравмирующие ситуации, является крайне актуальной проблемой современности.

Особенную остроту данная проблема приобретает в условиях Донбасского региона, в котором вот уже на протяжении шести лет с различной степенью интенсивности продолжается локальный военный конфликт.

По некоторым данным, военная психотравматизация является одной из самых мощных как по силе воздействия на психику, так и по масштабу последствий для психического здоровья человека. Причем, сопоставимую по силе травму получают как военнослужащие, так и гражданское население, и в первую очередь - дети и подростки, оказавшиеся в зоне боевых действий. Ведь в такой ситуации человек в полной мере сталкивается с событиями, несущими угрозу здоровью и жизни, реальную опасность телесной травматизации и инвалидизации как в отношении себя самого, так и в отношении близких людей, что переживается ужасом и беспомощностью перед силой разрушительных событий и в дальнейшем служит подходящей почвой для развития посттравматического стрессового расстройства [3; 5].

Современная практическая психология обладает достаточно большим арсеналом средств психологической помощи; в ее орбите - эффективный инструментарий глубинного воздействия на различные уровни организации психики человека.

Однако работа с психотравмами военного генеза требует особой деликатности и осторожности. Именно поэтому наше внимание привлекли арттерапевтический и символдраматический подходы.

Так, арттерапия, при всей кажущейся на первый взгляд простоте, в различных своих вариациях несет мощный коррекционный, профилактический, коррекционно-развивающий и терапевтический потенциал. Применение метода способствует установлению баланса между сознательной и бессознательной частями психики, служит надежным каналом для выхода психического напряжения, возникшего в результате психотравмы, и более легким, в

сравнении с другими методами, путем отреагирования травматического материала. Это, однако, ни в коей мере не снижает достоинств данного метода.

Арттерапия дает возможность в обход цензуры сознания относительно экологично погрузиться в травматический материал и одновременно обеспечить клиента ресурсной поддержкой. Проекция разнообразных чувств на создаваемый художественный образ обеспечивает, кроме всего, широкий спектр диагностических возможностей при работе с клиентами, пережившими психотравму. Большим достоинством метода также является его эффективность в разных возрастных группах [1; 4].

Не менее ценным и значимым в данном контексте является также метод кататимно-имагинативной терапии, или символдрамы, поскольку, так же как и арттерапия, он апеллирует к работе с образом, что в большинстве случаев обеспечивает более эффективную, в сравнении с когнитивными техниками, проработку травматического опыта. Работа «в мотиве», то есть свободное воображение на заданную тематику в симводраме, обеспечивает проработку по трем ведущим векторам: это - вектор внутриличностного конфликта (в том числе -травматический материал), вектор творческого развития (наработка ресурсного потенциала) и вектор удовлетворения базисных потребностей личности. Кроме этого, символдраматическая работа предусматривает и арттерапевтический компонент в виде прорисовки образного материала, полученного клиентом в ходе реализации символдраматического мотива [2].

Учитывая вышеизложенное, мы поставили перед собой цель изучить многоцелевой потенциал арттерапевтических и имагинативно-кататимных методов в консультативной работе с клиентами, пережившими психотравмирующие события высокой интенсивности в условиях локального военного конфликта на Донбассе.

В выборку вошли лица широкого возрастного диапазона - мы работали с 20 подростками 12-14 лет (12 девочек и 8 мальчиков); в возрасте от 17 до 22 лет проводилась работа с 16 клиентами (поровну мужчин и женщин), и в возрасте от 35 до 60 лет за психологической помощью обратились 28 человек (11 мужчин и 17 женщин). Мы также наблюдали контрольную группу, в которой арттерапевтические методы не использовались.

В стратегию работы входило выборочное наблюдение, консультативные беседы, проведение психодиагностической процедуры (определение интенсивности травмирующего события - методика ШОВТС, определение уровня ресурсности сопротивления стрессу (ОППР Н. Водопьяновой - М. Штейн); диагностика стрессового напряжения по Иванченко; уровень ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; проективные методики.

В ходе психологического консультирования мы предлагали нашим клиентам работу с изобразительными материалами и приемы, апеллирующие к активному воображению. Работа с клиентами строилась с опорой на выявление и актуализацию ресурса с постепенным приближением к травматическому материалу. На любом этапе работы клиент мог использовать правило «стоп» и не углубляться далее в травматический опыт. Использовалась прорисовка актуального состояния, сочетание арттерапевтической работы, релаксации и дыхательных техник, символдраматические ресурсные мотивы («Прекрасный цветок, растущий к солнцу», «Луг», «Источник сил», «Дерево» и др.) - с последующей их прорисовкой.

Практически у всех клиентов был диагностирован высокий уровень психической травматизации. В 75 % случаев были зарегистрированы признаки посттравматического стрессового расстройства различной степени выраженности. В процессе работы в большинстве случаев (80 %) клиенты испытывали начальную скованность и неуверенность в выполнении заданий; при выборе цветовой гаммы отдавали предпочтение темным тонам. В их работах прослеживалась небрежность. У подростков гораздо чаще, чем у взрослых лиц проявлялись выраженные аффективные реакции уже на начальном этапе арттерапевтической сессии. В 20 % случаев клиенты испытывали значительные затруднения в выборе изобразительных средств и ограничивались простым карандашом, а их работы представляли из себя изображение контуров без их прорисовки.

Практически со всеми клиентами мы проводили ресурсные символдраматические мотивы «Цветок, растущий к солнцу», «Луг», «Источник сил», «Путешествие героя».

В дальнейшем весьма эффективным оказалось символическое изображение волнующих клиентов проблем с их последующей символической трансформацией.

Работа собственно с травматическим материалом начиналась лишь тогда, когда клиент чувствовал в себе силы и возможности подобной работы, которая также выстраивалась по принципу ресурсной поддержки и положительной эмоционально-когнитивной обратной связи.

У подростков высокоэффективным оказалось также использование элементов сказкотерапии с метафорической реконструкцией позитивного исхода травматических эпизодов (модификация мотива «Путешествие героя»). Большое внимание у клиентов разных возрастов уделялось символическому отреагированию аффектов. Также были использованы авторские методики «Сокровищница ресурсов» и «Волшебный сундук». Практически во всех арттерапевтических сессиях использовалось музыкальное сопровождение, способствующее релаксации клиентов.

В результате проведенной работы и в сравнении с контрольной группой у клиентов, прошедших арттерапевтические сессии с элементами символдрамы, наблюдалось более выраженное улучшение самочувствия и показателей проективных и формализованных методик. Наблюдалась стабилизация аффективной сферы, повышался индекс ресурсности сопротивления стрессу (на 20 % выше, нежели в контроле), снижался уровень ситуативной тревожности (на 15 % более значимо, нежели в контроле).

В плане возрастной динамики подгруппа подростков оказалась наиболее отзывчива в контексте коррекционного и терапевтического воздействия применяемых методик, и у них на 35 % чаще развивались выраженные катарсические реакции. В гендерном аспекте более активная динамика наблюдалась у женщин.

Практически у 60 % лиц по всей выборке наблюдалось улучшение сна и снижение частоты повторного переживания травматического опыта.

Таким образом, применение арттерапевтических методик и элементов символдрамы в работе с клиентами, пережившими психотравму, оказалось весьма эффективным.

Литература

1. Александров А. А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений / А. А. Александров. - СПб.: Спецлит, 2017. - 237 с.

2. Боев И. В., Обухов Я. Л. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений / И. В. Боев, Я. Л. Обухов. - Ставрополь, 2009. - 167 с.

3. Караяни А. Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий / А. Г. Караяни. - М.; 2003. - 80 с.

4. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арттерапия детей и подростков / А. А. Копытин, Е. Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 с.

5. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А. Л. Пушкарев, В. А. Доморацкий, Е. Г. Гордеева. - М.; Изд-во Института психотерапии, 2000. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.