Научная статья на тему 'Комплексный подход к реабилитации заикающихся подростков с учетом их социальных страхов'

Комплексный подход к реабилитации заикающихся подростков с учетом их социальных страхов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ / КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / REHABILITATION OF STUTTERING TEENAGERS / SOCIAL FEARS / COMPLEX CORRECTION / SELF-CONTROL / ART THERAPEUTIC TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михальцова Екатерина Николаевна

В статье представлен комплексный подход к реабилитации заикающихся подростков с учетом их социальных страхов на основе арттерапевтических технологий. Раскрыты возможности использования эстетотерапии, символодрамы, имаготерапии, этнотерапии в процессе нормализации темпо-ритмических параметров речи заикающихся подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex approach to stuttering teenagers's rehabilitation taking into account their social fears

The article presents the complex approach to the rehabilitation of stuttering teenagers taking into account their social fears on the basis of the art therapeutic technologies. The possibilities of using aesthete therapy, symbol drama, imago therapy, ethno therapy during the process of normalization of tempo-rhythmic speech parametres of stuttering teenagers are shown in the article as well.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к реабилитации заикающихся подростков с учетом их социальных страхов»

УДК376. 5/6 ББК 74.3

Михальцова Екатерина Николаевна

соискатель кафедра дефектологии Педагогическая академия последипломного образования

г. Москва Mikhaltsova Ekaterina Nikolaevna Applicant for a Degree Chair of Defectology Pedagogical Academy of Postgraduate Education

Moscow

Комплексный подход к реабилитации заикающихся подростков с учетом их социальных страхов Complex Approach to Stuttering Teenagers's Rehabilitation Taking into Account Their Social Fears

В статье представлен комплексный подход к реабилитации заикающихся подростков с учетом их социальных страхов на основе арттерапевтических технологий. Раскрыты возможности использования эстетотерапии, символодрамы, имаготерапии, этнотерапии в процессе нормализации темпо-ритмических параметров речи заикающихся подростков.

The article presents the complex approach to the rehabilitation of stuttering teenagers taking into account their social fears on the basis of the art therapeutic technologies. The possibilities of using aesthete therapy, symbol drama, imago therapy, ethno therapy during the process of normalization of tempo-rhythmic speech parametres of stuttering teenagers are shown in the article as well.

Ключевые слова: реабилитация заикающихся подростков, социальные страхи, комплексная коррекция, саморегуляция, арттерапевтические технологии.

Key words: rehabilitation of stuttering teenagers, social fears, complex correction, self-control, art therapeutic technologies.

Негативные явления, происходящие сегодня, бесспорно являются стрессовыми для личностного развития современного подростка. Они порождают ситуацию неопределенности, неустойчивости и, как следствие, сопровождаются напряженностью, тревогой, эмоциональными всплесками и социальными страхами.

Исследования П.К. Анохина, Л.И. Беляковой, А.И. Богомоловой, Т.А. Болдыревой, В.А. Ковшикова, А.И. Лубенской, С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева наглядно свидетельствуют о том, что социальная нестабильность, социальные страхи способствуют появлению и развитию у подростков такого заболевания центральной нервной системы, как заи-

кания, проявляющегося в дискоординации дыхательной, артикуляционной и фонационной мускулатуры и изменениями в эмоционально-волевой сфере.

Анализ современного состояния проблемы обнаружил понимание ее значимости специалистами разного профиля: логопедов, невропатологов, психологов, психотерапевтов, педагогов и т.д. В трудах Л.М. Аболина, С.Л. Рубинштейна, А.М. Фридмана указывается, что процесс реабилитации заикающихся подростков находится в тесной взаимосвязи с развитием его эмоциональной сферы. Эмоции - это один из основных адаптивных механизмов. «Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетируют и организуют восприятие, мышление и действие. Все эмоции обладают адаптивными функциями, развиваются в ходе эволюции» [3, с. 35].

Человеческий организм является саморегулирующей системой. Поэтому знание закономерностей саморегуляции состояния, а также овладение приемами и способами эмоциональной саморегуляции являются важнейшими компонентами в комплексной коррекции темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся подростков.

Согласно принципу саморегуляции эмоций индивид может регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния с помощью своих собственных усилий. В связи с чем встает вопрос о значимости деятельности, в процессе которой подростки смогут смоделировать свои эмоции, т.е. пережить состояния радости, покоя, уверенности в себе и т.д.

В работе данного направления важно найти конкретный материал, на основе которого специалист, осуществляющий реабилитацию заикающихся подростков, может добиться эффективного результата в решении поставленной проблемы.

Анализ психологической, педагогической и искусствоведческой литературы позволяет выявить тесную связь искусства с психологическими явлениями в организме человека, страдающего заиканием. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древних времен терапевтических возможностей различных видов искусства. Но известно, что данный ма-

териал может влиять на человека как положительно, обогащая его позитивной энергией, так и отрицательно, усиливая негативное состояние человека. Знания по комплексному терапевтическому воздействию цвета, звука, ритма, формы, движения на соматическую, психическую и аналитическую системы подростка дадут возможность специалисту в процессе организации коррекционно-педагогической деятельности успешно решать вопросы оздоровления, гармонизации и реабилитации личности подростка.

В работе данного направления целесообразно обратиться к разработанным арттерапевтическим технологиям, которые можно целесообразно использовать как при нормализации темпо-ритмических параметров речи заикающихся подростков, так и в процессе их реабилитации. Среди них можно выделить следующие:

- Эстетотерапия. Основана на воздействии художественной формы и эстетических чувств, включает в себя изотерапию и музыкотерапию. Позволит специалисту сформировать у подростков на бессознательном уровне глубинные установки оптимистического и жизнеутверждающего характера и обеспечить мобилизацию внутренних защитно-приспособительных резервов организма.

- Имаготерапия (лечение образом). Содержательный аспект данной технологии заключается в воспроизведении воображаемого образа, наделенного определенными позитивными качествами. При воспроизведении образа деятельность воображения не ограничивается одним представлением об этом образе, а проявляется в его активном воссоздании, соответствующем заданной ситуации (И. Вольперт). Основные формы работы в технике имаготерапии - импровизированная инсценировка, индивидуальный или групповой «театр для себя», театр экспромта.

- Символдрама (кататимно-имагинотивная психотерапия). В переводе с греческого - эмоционально обусловленное переживание образов. Символдрама позволяет подростку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне, направлена непосредственно на гармонизацию аффективной сферы с учетом принципа замещающего развития (Х. Лейнером).

- Этнотерапия. Суть технологии состоит в том, чтобы средствами народных обрядов и традиций, народного искусства погружать подростков в культурные архетипы, способствуя самораскрытию и самоутверждению личности, поиску своего места в жизни.

Особую значимость при использовании этнотерапии следует обратить на фольклорный материал. Целесообразность использования данного материала в процессе реабилитации заикающихся подростков определяется его корригирующей направленностью. Фольклор представляется наиболее благоприятным средством для коррекции психофизиологических отклонений:

• считалки, заклички, прибаутки, дразнилки - развитие моторики, артикуляции, звукопроизношения;

• элементы народной хореографии - развитие двигательных навыков, свободы, красоты и выразительности в движениях;

• лирические песни - формирование экспрессивной речи;

• народные игры - развитие внимания, быстроты реакции.

Многообразие видов и форм фольклора, его многофункциональность

представляет широкие возможности для многогранного проявления коррекци-онно-педагогической деятельности, для разработок оригинальных арттерапев-тических технологий в процессе реабилитации заикающихся подростков.

В основе представленных артерапевтических технологий заложен метод творческого самовыражения, включающий в себя создание творческих произведений, творческое общение с искусством, творческий поиск одухотворенности в повседневном (М.Е. Бруно). Творчество выступает как творение своего личностного переживания, а значит и в бесконечном творении себя самого.

Введение в коррекционно-педагогический процесс арттерапевтических технологий позволит выявить индивидуальные интересы, потребности и возможности каждого подростка, организовать его созидательную деятельность, способствующую самореализации и личностному развитию, эффективно использовать потенциал искусства в профилактике негативных явлений в эмоциональной сфере. Организация художественной деятельности подростков по

творческому самовыражению накопленного эмоционального опыта даст возможность специалисту сформировать у подрастающего поколения глубинные психологические установки оптимистического и жизнеутверждающего характера.

При реализации артерапевтических технологий в процессе реабилитации заикающихся подростков можно выделить три типа психологического воздействия искусства на личность.

Первый тип опосредуется механизмом эмпатии. Он основан на сопереживании соучастии в «жизненной коллизии» художественного произведения, «вживании» в художественный образ, растворении в художественной действительности. Иначе говоря, построен на эффекте присутствия в событиях.

Второй тип связан с механизмом отстранения, в результате которого художественное произведение перед воспринимающим предстает как совершенное по форме, как созерцаемое, осознанное, завершенное. Через дифференциацию композиции, формы, средств выразительности и исполнительские приемы создается эффект отчуждения, цель которого - «войти» в произведение через художественную содержательность его формы. Результатом взаимодействия эмпатии и созерцания является переживание личности, выражающееся в преобразовании и гармонизации противоречивых тенденций сознания, в синтезе различных пластов психики, в перестройке личности в целом. Это - третий тип воздействия искусства на личность. Его психологический механизм - «катарсис» (от греч. - очищение). Функция катарсиса - восстановление цельности человека [4, с. 297]. Достигается это, по-видимому, за счет того, что именно в этот момент происходит слияние мира и «Я» воспринимающего художественное произведение человека, его выход за пределы своего жизненного опыта, переосмысление и определение позиции по отношению к самому себе. Тем самым человек обретает внутреннюю свободу, становится иным. А это главное условие роста и развития его самости, являющегося необходимой базой для реабилитации такого психоневрологического заболевания, как заикание. Ибо внутренняя свобода всегда связана со спонтанностью, креативностью, утверждени-

ем жизни. Она есть действие, вытекающее из альтернатив и их последствий. Характерной чертой внутренней свободы является то, что она, хотя и сосуществует с необходимостью, локализируется в разных с ней измерениях человеческого бытия. В. Франкл утверждал, что необходимость локализируется в биологическом и психологическом, свобода - в духовном или поэтическом измерениях человека [5]

В силу этих особенностей искусство в коррекционно-педагогической деятельности выступает необходимым и эффективным средством реабилитации заикающихся подростков, так как а) оно представляет собой мир образов окружающей подростка природной и социальной реальности, в силу чего создает эмоционально насыщенную среду для формирования собственной картины мира; б) искусство - хранитель и актуализатор визуальных архетипов, в которых зафиксированы обобщенные бессознательные социогенетические инварианты, проявляющиеся в массовом сознании, поэтому способствует укоренению и гармонизации подростка в мире; в) язык искусства понятен мифологическому сознанию личности подростка. Культура, используя его, может не только приглашать его к общению, но и побуждать в нем потребность реализовывать свою субъективность средствами искусства, осмыслить свое предназначение.

Результаты работы специалистов в данном направлении позволяют сделать вывод, что введение арттерапевтических технологий, разработанных на основе различных видов искусства, обеспечивают возможность организовать созидательную, целебно-осознанную деятельность подростков, эффективно использовать потенциал искусства в коррекции темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся подростков с учетом их социальных страхов, формировать у подрастающего поколения установки оптимистического и жизнеутверждающего характера.

Библиографический список

1. Бруно, М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М.Е. Бруно. - М.: Медицина, 1989. - 320 с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: искусство, 1968. - 456 с.

3. Изард К.Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Изард. - М.: Наука, 1980. - 542 с.

4. Крупник Е.П. Психология воздействия искусства на личность[Текст] / Е.П. Крупник. - М.: Магистр, 1999. - 276 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Знание, 1990. - 186 с.

Biblioraphy

1. Bruno, M. E. Therapy by Creative Self-Expression [Text] / M.E.Bruno. - М: Medicine, 1989. - 320 p.

2. Frankl, V. A person in Search of Sense [Text] / V. Frankl. - М: Znanie, 1990. - 186 p.

3. Izard, K.E. Person's Emotions [Text] / K.E.Izard. - М: Nauka, 1980. - 542 p.

4. Krupnik, E.P. Psychology of the Art Influence on a Person [Text] / E.P.Krupnik. - М: Magister, 1999. - 276 p.

5. Vygotsky, L.S. Psychology of Arts [Text] / L.S. Vygotsky. - М: Iskusstvo, 1968. - 456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.